Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      1

    • Постов

      19003


  2. Бури-Мунке

    Бури-Мунке

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      234


  3. buba-suba

    buba-suba

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      5850


  4. Zerek

    Zerek

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      586


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 04/03/23 во всех областях

  1. Про Отеген-батыра А 24 числа сего ж декабря означенной господин полковник фон Лорих, паки присланным ко мне репортом, по таковому к нему от часто реченного порутчика фон Фолкмана представляет, что 16 числа сего декабря приезжали к фарпосту Семиярскому два киргиския старшины, а имянно Калибан и Отогон батырь, которые с улусами своими состоят против Криваго станца на западной стороне реки Иртыша езды один день, ис которых он, порутчик, по чинимым с ними разговорами, отозвав в сторону старшину Отогона, с ласкою спрашивал, подлинно ль правда, как им там слышно, что они с китайцами помирились, и в какой силе и на каком трактате их то примирение учинено, на что он /л. 32 об./, старшина Отогон ему обявил, что примирение с китайцами учинено точно, а зачем и в какой силе при том сказал. 1-е) в прошедших де годех чрез долгую войну и неоднократные у них с китайцами баталии, того китайского войска их киргисцами множество побито, а особливо, как Амурса-най от них и с своим войском убежал и их обманул. 2-е) об оных из находящихся здесь вышедших с моеншею Амурсанаевой служителей зайсанг Шаракобун объявил, что они называют царгутами, а не чюргутами 2, которые природою аюкинских или торгоуцких колмык, коих до десяти тысячь человек счисляется и под особливым зайсангом состоят, которые во время зенгорскаго замешания держали китайскую партию, а к ызвестным ноенам Дебаче и Амурсананю малым числом приставали. Токмо оныя не живут подле Дарьи реки около Бухарской украины, но в вершинах реки Или. [А на тех местах от вершины и вниз по Дарье реке близ Бухарских украин находится народ, называемой буруты, против чюргутского описания множество их и к войне силою сходны. И имеют своего особливого владелца, которой хотя пред сим и был в зенгорском владении, токмо с начала зенгорского замешания и до выхода вышеписанного заисанга Шаракобун, держались китайской стороны] (Текст в квадратных скобках написан на полях). Около [82] Дарьи блиско бухарских украин находятся премножество народу чюргут, которыя люди ростом весьма велики и сильны и на войне проворны, а имеются в подданстве под китайцами и с ними, чюргутами, у них, китайцов, согласно, кои де и своего главного командира имеют, которые де намерены были прошедшей весной обще с китайцами против их, киргисцов, воевать. И по тому полученному известию Аблай-салтан всех старшин к себе собрал и оным то известие объявил и всем старшинам сказал, что тепере де время с китайцами помирится, ибо де чрез такую войну кроме крайняго раззо-рения ничего не останется, причем нижния киргис-кайсаки, которые де далеко в степи кочуют, об оной китайской с ними войне несогласны и ослушны. На что все старшины со Аблай-салтаном согласились и некоторые выбранные старшины как в китайское войско, так и к показанным чюргутам посланниками отправлены были. И велено тем чюргутам объявить, что Аблай-салтан намерен с ними помирится, а по прибытии де тех киргиских посланников в китайское войско китайской главный командир, выбрав ис китайских старшин четырех человек /л. 33/ и обще с теми киргискими посланниками к выше реченным чюргутам отправлены были, и ту войну против их, киргисцов, тем чюргутам отказали 3. 3-е) При том же примирении у них киргис-кайсаков с китайцами заключено, чтоб беглого их киргис-кайсаков ноена Амурсананя обще в степи искать, токмо де китайское войско в то время во близость к себе их киргисцов не допускали, а того Амурсананя особливо сами искали, ибо де в то время то китайское войско им, киргисцам, не очень еще верили и слышно было, что тем китайцам в их киргиском искании Амурсананя очень сумнительно было, а особливо от того, что тот Амурсанай в ночное время от них, киргисцов, из рук ушел и признавали, китайцы, что якобы Амурсанай действително у них, киргисцов, втайне находится, а как по получении де перваго известия чрез российских людей, что тот Амурсанай утонул, то и стали де то китайское войско с Облай-салтаном поблизости и в дружбе находится, токмо де на то известие, что Амурсанай утонул, за обстоятелно не верили и с Аблай-салтаном соглашались, чтоб обще того Амурсаная искать и от российской стороны, где де тот Амурсанай точно находится требовать, а ежели де российские того Амурсаная добровольно не отдадут, то б таком случае силною военною рукою требовать. Однако де о тех разговорах Аблай-салтан, собравши всех старшин и о силном военною рукою Амурсананя от российской стороны требовании объявил, на что помянутая старшины о том силною военною рукою от российской стороны Амурсананя /л. 33 об./ требовании весма несогласны, которое несогласие чрез долгое время продолжалося. И между тем от китайского войска два раза с [83] присланными листами на то от российской стороны силною военного рукою Амурсаная требовании резолюции требовано, однако де чрез то продолжительное время, попрежде как первой снег выпал, китайское войско получили от двух российских людей известие, что точно Амурсанай находится в российской стороне и недавно де умер, а в каком месте, того они, китайцы, им киргисцам, не объявили, по которому де известию от китайского при войске главного ноена чрез нарочно посланного к его богдыханскому величеству репортовано. А какая де резолюция на то последовала, о том им, киргиским старшинам, неизвестно, токмо де от богдыханского величества прислано к Аблай-салтану десять вьючных верблюдов с тюками всяких китайских товаров в подарок, против чего де и Аблай-салтан его богдыханскому величеству собранных из улусов тысячю лошадей, в том числе пятьдесят винохотцов, в подарок отправил. Еще ж де Аблай-салтан получил от его богдыханского величества за собственною рукою лист и при том повелено ему, Аблаю-салтану кочевать со всеми своими улусами в землице Алтай-Тау, где прежде находились вышедшие в Росию калмыки, в такой силе, чтоб Аблай-салтан впредь без его богдыханского величества указу ни с кем никакой войны не начинал и когда де китайской и бухарской караваны в российскую сторону следовать будут, то б по полученному /л. 34/ от его богдыханского величества листу он, Аблай-салтан, всегда для провожания тех корованов, чтоб обиды чинено не было достаточной канвой давал. А с сего числа, то есть декабря с 16, назад тому тритцать дней, то китайское войско за неимением в степях корму, разделясь на три части, пошли кочевать в горы Баргуль и намерено оное войско сею зимою обратно в свою землю следовать. А Аблай де салтан ныне находится в степи около Обогаи Тобол озера [об оном озере, где оное лежит, неизвестно, толко должно быть между рек Тобола и Ишима, ибо по известиям слышно, что Аблай-салтан с Кулсарою там находится] (Текст в квадратных скобках написан на полях). И при отъезде китайского войска главной китайской ноен Аблаю-салтану всех калмык, которые у них в полону были, отдал с таким объявлением, чтоб таких калмык российским купцам и протчих де отнюдь не продавать, да сверх того показанной главной ноен Аблай-салтану трех калмыцких старшин и несколко сот калмык в степи искать просил, которые де находятся около Алагуй озера 4, а по российски называется Пестро озеро [где оное лежит, здесь неизвестно], и с ними, калмыками, поступать, как он Аблай-салтан сам хочет, по ево желанию, почему Аблай-салтан при бытности своей при означенном озере Абаган Тобол всем старшинам листы послал, по коим приказал собрать шесть сот человек киргис-кайсак, и по собрании имел их послать [84] для искания вышепомянутых трех калмыцких старшин с калмыками. И по вышеобявленпым разговорам он, порутчик фон Фолкман, означенных старшин Каянбая и Отогон батырей спросил, что когда им от Аблай-салтана о требовании Амурсананя из российской стороны силною и вооруженною рукою обявлено, то что на то их старшины /л. 34 об./ советовали, и на то ему оныя ответствовали, что как толко то о том требовании из российской стороны силною рукою Амурсананя объявление получили, то того ж самого часу дватцать старшин, в том числе и Каенбаев брат родной, к Аблай-салтану поехали, и, как вышепомянуто, весма не согласились и просили, чтоб по оному китайскому требованию о сыскивании Амурсананя из российской стороны силною рукою как возможно китайцом отказать или продолжением времяни медлить, ибо де у них без российских приятельств для их киргиского пропитания и некоторых сатовок мелочных товаров, а особливо де в зимнее время для довольства в российской стороне скота им обойтится никак невозможно, да к тому ж де Аблай-салтану те старшины объявили, что хотя землицу им киргисцам китайцы отдали и то де оное толко для одного летняго времянии им кочевать способно, а в зимнее время для скоцких кормов и протчих надобностей неспособна и бес того де обойтится, что подле реки Иртышу не зимовать никак невозможно, и ежели де у них с российскими несогласно будет, то де они в то время к российским границам припускаемы не будут, и у них де також раззорение будет, как в прежде бывшую с российскою стороною войне было.
    1 балл
  2. Практика - типа "покажите нам Улуг-Таг в Халхе" этот тот еще адвокатский прием, уводящий суть в сторону. Лучше покажите нам китайскую стену на Иртыше. Заодно и Селенгу, Орхон, Толу и Енисей.
    1 балл
  3. Эти сражения - добивание найманов на их же территориях. Алтай источников - современный хребет Монгольский Алтай. Через него переходили, выходили к Урунгу. Большой Алтай - Йэкэ Алтай, совсем другой массив по сравнению с Алтаем.
    1 балл
  4. В чем главная проблема в изучении действительно "малоизвестных" батыров (речь не о тех, которые упомянуты в материалах 18 в.). В письменных казахских, российских, цинских, среднеазиатских источниках информации о них просто нет. А их современные потомки знают лишь, что был среди их предков батыр с таким именем. И начинают придумывать разные мифы, которые затем выдаются за чудесным образом сохранившиеся "семейные легенды". А через 2-3 поколения эти выдуманные рассказы уже прочно войдут в число семейных преданий. Пик такой мифологии пришелся на 90-е -2000-е годы. Большинству таких историй (которые, вдруг, появились в этот период) веры просто нет.
    1 балл
×
×
  • Создать...