По приведенному в «Северном архиве» 1822 г. якутскому преданию, якуты считают у себя «два поколения. Первое Барга байау (баяут) батилинское. Начальника оного именуют Омогой Бай, кочевал по р. Лене; спустясь вниз по оной, сперва останавливался на устье Олекмы, а потом ниже, где ныне
стоит город Якутск. Жену Оногой-бая звали С а р а , а брата Улуу-Хоро; единственная сына Оногоя именовала Барагай-баатылы
- в ней обитали лесные племена урянхай (урянкат), барку (баргут), тума (тумат), кори (хоро), байау (баяут), байчжигит и др.
К якутским родам тюркского происхождения А.А. Саввиным отнесены: тогусы, ногайцы, хан-галасцы, одейцы, оспехцы, чериктейцы, борогонцы, к монгольским — угулятцы, хоринцы, елюет-цы, тюмэтцы, сортолы, моорукцы, чакырцы, хатылинцы, хадаарцы, боотулинцы, сылбанцы, эмис, берте и др. [д. 30, л. 1; д. 73, л. 61-62; д. 74, л. 90 и др.]. В одном из вариантов «Списка» присутствуют два рода хоро. Первый из них, под названием «хоринцы», значится в группе родов монгольского происхождения, второй — «хорулинцы» включен в тюркскую группу [Саввин, д. 73, л. 62].
https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-staraya-gipoteza-o-proishozhdenii-yakutov-k-100-letiyu-etnografa-folklorista-i-kraeveda-a-a-savvina