Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      10

    • Постов

      56372


  2. Амыр

    Амыр

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1733


  3. Niki

    Niki

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      321


  4. ARS

    ARS

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      2532


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 10/11/21 во всех областях

  1. Хиргисүүр Керексу́ры ( херексуры , монг. Хэрэгсүүр ) - погребальные сооружения в виде грунтово-каменных насыпей высотой от одного до двух — трёх метров, находящиеся на территории Монголии и южносибирских регионов России ( Алтай , Тува , Забайкалье ). Палеогенетика Погеногенетиками в захоронениях средней / поздней бронзы митохондриальные гаплогруппы A 152 + 16362, A + 152 + 16362 + 16189, B5b1, C, C4a1 + 195, C4a1a1, C4a2a1, C4a2c, C4a2c1, D4, D2b1a2a, D2b1a2a, D2b1a2a, F2a, G2a, G3a, T1a1, U2e1, U5a2d1 и Y-хромосомные гаплогруппы J1a2 (J-P58), R1a1a1b2a2b (R-Z2122), R1a1a1b2a2a (R-Z2123), N139 (N1c-L139) (N139) N-M178), Q1a (Q-M1117; Q-L472), Q1a1 (Q-Y706; Q-F1096), Q1a1 (Q-L475; Q-L53), Q1a2 (Q-L56; Q-M346), Q1a2a1 (Q-L54), Q1a2a1c (Q-L334; Q-L330) [7] . Происхождение названия Термин введён в оборот в 1880-х годах Г. Н. Потаниным [8] . Существует несколько версий о происхождении названия, среди которых есть общее место - двусоставность слова. Часто встречается связь с древними кыргызами : так, Б. Я. Владимирцов писал: « Дербеты называют их киргизовыми гнёздами (« киргиз-ур ») и приписывают их какому-то древнему, неведомому народу« киргис », который, по их мнению, не имел ничего общего с казак-киргизами ». https://www.wikiwand.com/ru/Керексуры https://mn.m.wikipedia.org/wiki/Хиргисүүр
    1 балл
  2. Можете не отвечать. Предложение было сделано всем. Про отцов и юрты высскажу вам свои мысли: Прокопченный дымом очага и пищи березовый казахский шанырак был сакральной семейной реликвией, безмолвным свидетелем и хранителем информации о всех событиях рода и семьи у очага, непременный атрибут продолжения рода, передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну на протяжении многих веков – их не меняли до полного износа (средние и старшие сыновья заводили свой, новый шанырак, а при смерти человека без продолжения рода шанырак ложили на его могилу). И лишь вынужденно осев на землю казахи потеряли свои древние шаныраки, а это порядка полумиллиона штук на 1800 год. Лично я связываю с этим начало беспамятства народа и потерю им национального духа и начало длительного процесса шалаказахизации, манкуртизации, мамбетизации и калбитизации, до сих пор набирающего свои обороты.
    1 балл
  3. 1. Покопайтесь в теме, о том, что тюркский тип юрты более удобен и выразителен внешне, чем могольский тип, я привел немало фактов. 2. Вряд ли разные типы юрт это результат того, что халха отдыхали, а тюрки пахали на окраинах. Скорее это результат позднего перехода первых к кочевому хозяйству и заимствование юрты у вторых (как известно, заимствованное всегда уступает по качеству от оригинала). 3. Вы ошибаетесь, из сосны невозможно делать жерди, они очень хрупкие.
    1 балл
  4. Половецкие загадки про юрту: (CODEX CUMANICUS) Кеčе barïr qara ulaχ, erte kelir qara ulaχ]. ([Ol], tüŋlik). ------------------------ Вечером черный козлёнок приходит, утром черный козлёнок уходит (Это тюнлик [ночник-кошма, которой прикрывают дымовое отверстие вверху юрты, обычно на ночь]). Bir uču qïš qïšlar, bir uču yay yaylar. (Ol, sïrïχ). ------------------------ Один его конец зиму зимует (на зимовье), другой его конец лето летует (на летовье). (Это сырык [рогуля, шест с развилкой, центральная вертикальная подпорка юрты, устанавливаемая во время сильного ветра, снегопада, ливня, когда кровля чрезмерно тяжелеет]). Кстати там часто употребляются слова тумен (10 000), улус (страна, народ), ант (клятва), калкан (щит)и др., тюрская природа которых оспаривается монголами...
    1 балл
  5. Красовский М.И. Образ жизни казахов степных округов: Жилище киргиза, при его теперешней жизни, должно удовлетворять следующим главным условиям: стоит не дорого, дешево ремонтироваться, удобно и скоро собираться, разбираться, навьючиваться на верблюда и, кроме того, обладать незначительным весом, не сноситься ветром, но, в тоже время, для выигрыша времени при складке, оно не должно слишком прочно пригвождаться к земле, вмещать в себе все необходимое для одной семьи имущество, хорошо укрывать людей зимою от стужи, снега и ветров, летом от дождя, зноя и пыли, наконец – доставлять некоторые удобства относительно внутренней меблировки, т.е. возможность удобно размещать в нем необходимую домашнюю утварь, складывать и развешивать платья и проч. Всем этим условиям как нельзя лучше удовлетворять искони веков употребляемая кочевыми жителями для жилья войлочная палатка, называемая юртою. … Длина связной жердины (АКБ: уык) играет важную роль, потому что ею, как уже замечено, определяется возможность дать юрте наибольший диаметр; ук почти тоже, что радиус выбранной под кибитку площади круга, и потому, если хотят поставить маленькую юрту, выбирают другие, коротенькие жердинки, а за неимением таких, употребляют и длинные, следующим образом: воткнув прямой конец ука в соответствующую ему чагараковую скважину, нижний, более плоский конец (имеющий ½ до 1½ вершков) спускают вниз по кереге до того места, где жердина начинает изгибаться, и в этом месте ее прихватывают арканом к верхней части кереге, при чем верх кибитки, покрытой кошмой, примет более конусообразный вид (АКБ: монгольский тип юрты), тогда как, в случаях обыкновенного закрепления, он имеет вид полушарообразного купола (АКБ: казахско-кыргызско-туркменский тип). … Чем больше вставлено уыков, тем лучше сидит покрывающая их кошма, тем вообще крепче верх и, следовательно, тем больше может быть привешано к чагараку мяса для копчения. … Бакан (АКБ: деревянный шест) длиною должен, по крайней мере, на ½ аршина, превышать самую высокую юрту; один его конец туп, другой вилообразен; этим последним он подпирает обруч чагарака, а тупым концом упирается в землю со стороны противоположной той, откуда дует ветер. В сильный буран в каждой юрте ставится таких внутренних подпорок по нескольку, иначе кибитку снесет ветром. В тихое время, в бакане нет надобности, но в больших юртах ими постоянно подпирают с разных сторон чагарак, потому что на вбитых в них колышках удобно развешивать предназначенное к просушке платье и прочие вещи, которые желательно предохранить от копоти, наполняющей почти всю верхнюю половину юрты: повесить вещь на протянутой поперек юрты веревке опасно по причине копоти, а на стенках решетки она будет далека от раскладываемого внутри юрты, между баканами, костра. Дверь иногда привешивается, иногда же обходятся и без нее, - в том и другом случае, оставленное для входа пространство завешивается особенного рода толстою кошмою, которая почти всегда вышита с наружной стороны разными узорами из плиса, красного сукна и проч. … Материалом для устройства деревянного корпуса киргизы запасаются летом, во время прохождения вблизи лесистых местностей (АКБ: кереге и уыки из тала, шанырак из березы); все исчисленные части кибитки делают и ремонтируют сами. Впрочем, все для порядочного устройства юрты восточных областных кочевников закупается у специально занимающихся этого рода промыслом внутренних киргиз или так называемых станичных (кочующих по ту сторону Иртыша, к северо-западу от Семипалатинска); между кокчетавскими же киргизами таких промышленников еще очень немного. Лучшего устройства деревянный корпус для юрты в 3 сажени диаметром, - с хорошо обточенными, выкрашенными в красную краску и лакированными жердями, с разными затейливыми украшениями, как например: выложенными костью дверями, резными вешалками на баканах и проч., - покупается областными кочевниками у станичных киргиз за 100 руб. сер., а иногда и дороже. Самого простого устройства юрта средней величины, без кошмы и прочих, не деревянных принадлежностей, ценится между киргизами, по меньшей мере, рублей в 20, большею же частью идет в 30 и более рублей. … Ночью, когда тюндючная кошма покрывает чагарак, все четыре тесьмы привязаны; днем же, для пропуска света в юрту, или для выпуска из нее очажного дыма, одна из тюндючных тесем, именно та, которая прикреплена к углу тюндюка, обращенному в ту сторону, куда дует ветер, отвязывается, и свободный, через это, угол тюндючной кошмы откидывается при помощи бакана. Изменяется ветер, дым не имеет свободного выхода, юрта начинает наполняться копотью, - тогда откинутый угол тюндючной кошмы затягивается, а новый тем же путем открывается; таким образом, при помощи этого устройства, киргиз всегда имеет возможность управлять тягою, и разложенный в центре кибитки костер никогда не дымит. В случаях же, когда нужно коптить развешиваемое по чагараку и по протянутым через всю юрту веревкам мясо или что другое, поступают наоборот или даже совсем закрывают тюндюк, а для выхода дыма приподнимают дверную кошму. … У некоторых баев зимою, поверх кошемной покрышки кладется еще другой такой же слой; за то у бедняков и один слой прикрывающих их кибитки кошем так продырявлен, что зимою у обитателя такого жилья зуб на зуб не попадает, а летом, особенно во время дождя, нет лучшего освежения, как именно в его скромном жилище. … Оно, как видим, вполне отвечает всем вышеперечисленным, требуемым от него кочевыми жителями условиям. Полная юрта средней величины, с кошмами серого цвета, стоит киргизу рублей 100, много 150, следовательно, заготовлять для каждой из выходящих замуж дочерей такую юрту не отяготительно, если только умно распоряжаться получаемым калымом; ремонтировать же юрты своего аула, при правильном ведении хозяйства, тоже нетяжело. (АКБ: интерсно, а монголоязычные народы выделяли своим дочерям юрты?) … К климатическим особенностям степи жилище приноровлено в совершенстве: сильнейшие ветры не опрокидывают кибитку, а между тем последняя, как бы ни была сложна, не пригвождается к земле, и тем не препятствует скорой сборке и разборке; летом, в дни удушливого зноя, в ней прохладно, а пыли нет; в сильные морозы, при хороших кибиточных покровах, сохраняется достаточно тепла. … Наконец, вмещая в себе все имущество киргиза и доставляя некоторые удобства касательно расставления и развешивания разных вещей домашнего обихода, юрта легко и скоро, в каких-нибудь полчаса, разбирается и собирается, удобно вьючится и так нетяжела, что весь состав средней величины кибитки укладывается на одного верблюда: все сложенные в несколько рядов кошмы перекидываются через хребет животного; кереге, уки и свернутые в трубку чиевые рогожки подвешиваются к его бокам, а чагарак накладывается поверх горбов, и все это очень искусно приарканивается. Тоже самое, придя на новую стоянку, на месте установки юрты, - обозначенном вперед прибывшим хозяином воткнутую в землю пикою, - укладывается верблюд, быстро развьючиваются, две женщины устанавливают по назначенной окружности канаты кереге, связывают их….. - и кибитка готова в те же полчаса. … На пол юрты расстилаются кошмы, с оставлением в центре площадки небольшого пространства для очага; поверх кошем, у богатых, стелются ковры, паласы и проч., иногда, для большого украшения кибитки, развешиваемые и по ее стенам; ... Необходимую утварь каждой, как богатой, так средней и самой бедной юрты составляют: устанавливаемые над костром треноги разных величин, чугунные котлы, тоже разных размеров, деревянные корыта для мытья мяса, другие для складки вываренного мяса, деревянные же блюда, на которых подается к столу разрезанное на более мелкие части мясо, для дальнейшего кромсания которого у каждого киргиза есть небольшой ножик, бережно хранимый в привешиваемом к поясу футляре; деревянные, кожаные и металлические ведра, ушаты, кадки, подойники, сабы, турсуки и прочая разнообразной постройки и величины посудина, служащая для хранения молока, сыров, мяса, сливаемого из казанов бульона, которым иногда запивается мясной стол; ступы деревянные, чашки для питья кумыса и разного другого употребления, иногда тарелки металлические и глиняные, кожаные мешки для собирания тезека; чайники и кунганы металлические и проч. принадлежности кухни и стола. Более ломкие и более или менее ценные вещи хранятся в погребцах и разной величины и наружной отделки сундуках. Одежда и все мягкие вещи завернуты в более или менее ценные и более или менее новые ковры, паласы, т.е. вышивные войлоки, а то и в простые, тщательно заарканенные в удобно перевозимые на верблюдах тюки. Этими-то тюками, равно сундуками, погребцами, а у кого есть, и шкафами, загромождается до верху сторона юрты, противоположная дверям. С правой и левой сторон устанавливаются деревянные, складные, очень низкие и короткие, но с необыкновенно отлого-откинутыми назад спинками, кровати. Кровать, или то боковое место, где, вместо нее, сложена постель, почти всегда отделена от остальной части кибитки ситцевою занавескою; … Люлька киргизская имеет сходство с теми из наших детских кроваток, которые ни сами не качаются, ни внутри себя не имеют качающихся ящичков. … Между кроватью и грудою наложенных близ задней стены тюков стоят более или менее объемистые кожаные мешки, летом наполненные кумысом. … в дверных углах юрты, между разным хламом, у них стоит на привязи больная скотина, телята однолетки, тохтушки, укрываемые от мороза, молодой верблюжонок. Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности, и другие вещи, как-то: узды, разные седла и арчаки, иногда хомуты и шлеи, запасные арканы, пояса всех видов, плети всевозможного устройства (нагайки или камчи) и проч. … Беспрестанно употребляемое мужчинами и женщинами платье хранится частью в сундуках, поставленных за занавесками, около кроватей, где стоят и люльки, частью же висит на баканах или на низко-протянутых через всю юрту арканах. … Провизия, т.е. мясо в копченном и другом виде, висит на веревках, протянутых еще выше; прикрепляется также и к чагараку, особенно если его надобно прокоптить. … Все стены кибитки оказываются таким образом загроможденными, но весь круг около очага свободен. Здесь именно и размещается все семейство днем; а к ночи малые ребята, девушки, работники и заночевавшие гости здесь же устраивают себе постели. Пространство, находящееся между костром и грудою тюков, служит местом, где обедают, садясь в кружок около блюда, поставленного перед хозяином, который занимает самое почетное место, т.е. именно то, которое приходится как раз против двери и у самых тюков. Уступается это место только знатному гостю, старшине, заехавшему на обеде аксакалу и проч.; в этом случае хозяин садится подле этих лиц с правой их стороны. Ежели случается почетному гостю заночевать, его укладывают на том месте, где обедают, в противоположном случае здесь ночуют девушки, мальчики располагаются по правой и левой стороне костра, а работники у дверей.
    1 балл
  6. О казахской юрте: Баскаков Н.А. Жилище прийлийских казахов. «Советская этнография». 1971, 4. Красовский М.И. Образ жизни казахов степных округов. Маковецкий П.Е. Юрта. Записки Западно-Сибирского отделения РГО. 1893. Книга 13, вып.3. Маргулан А.X. Казахская юрта и ее убранство. Москва, 1964. Маргулан А.X. Казахское народное прикладное искусство. Алматы, 1986, т.1. Муканов М.С. Казахская юрта. Алматы, 1981. Руденко С. Очерк быта казахов бассейна рек Уила и Сагыза. - Казаки. Антропологические очерки. Л., 1927.
    1 балл
  7. Казахстан, Средняя и Центральная Азия в 16-18 вв. А: Наука. 1983 г.: О цветах юрт. с.124-125: …Цвет юрт (белая с золотым для Бату, синяя с серебряным для Орда-Эджена и серая со стальной двойной рамой – для Шейбана, - пятого сына) определил ранги трёх сыновей Джучи и одновременно разграничение их владений в улусе Джучи. с.132: …Обычай тюрко-монгольских народов ставить верховному хану «золотую юрту» хорошо известен. «Золотая юрта» была у Ван хана кереитского, у Чингис хана, у Хулагуидов и других степных владетелей.
    1 балл
  8. каз: «Кере» – мера длины, равная ширине ладони (из четырех пальцев не считая большого пальца) «Кере» - приблизительно равна ширине ячеек «Кереге»...
    1 балл
  9. Ильминский, М-Ж.Копеев и др.: Временные походные жилища казахов, использованные в военных походах и пастухами: «Жолым үй», «Абылайша», «Тоңқайма», «Ұраңқай» - наподобие конуса, остроконечное, из прямых, как у монголов, жердей (уық), без кереге (названия варируют от их вместимости). «Итарқа», «Қос» - наподобие шалаша, двустворчатое, из двух сведенных друг к другу кереге, без жердей (для 1-2 человек).
    1 балл
  10. Я уже писал о тошала, а это не ивовое даже, а каменное, значит используемое у оседлых.
    1 балл
  11. Смеяться тут нечего, везде традиции разные. Про степные традиции (наши) здесь на конец 19 века: Про войлок цитытаты из книги А.Н.Букейханова "Овцеводство в степном крае": Стрижка овец и коз. Киргизы стригут овец два раза в год, в начале мая и в конце сентября. Весенняя стрижка начинается с овец, быстро нагуливающихся, у которых, дружно идущая новая шерсть поднимает старую — «джабагы», свалявшуюся за зиму в войлок, снимаемый при весенней стрижке цельным куском в роде шкур. Весною можно стричь только таких овец, у которых джабагы поднята на боках и лопатках; в противном случае трудно пропустить ножницы под «джабагы» и легко сделать порезы, очень опасные для здоровья и даже жизни овец, так как появившиеся уже к этому времени мухи не преминут положить своих личинок в раны. Первыми стригутся «бойдаки», «кошкары, «еркеккой» и «тукой» — овцы, потерявшие ягнят, а потом дойные овцы, молочные из них до июля ходят в джабаге. Чем раньше освободится овца от зимней шерсти, тем быстрее поправляется и тем больше шерсти дает в осеннюю стрижку; при своевременной стрижке «джабагы», она цельнее и лучше. Дружная стрижка весною требует быстрого поправления овец от последней зимы; они быстро поправляются весною на солонцах, что и объясняет первую кочевку киргиз с зимовки на солонцовые пастбища. Стрижка производится особыми ножницами «кырыктык», от «кырыкмак» стричь; специалист, стригущий овец называется по инструменту «кыртынши». «Кырктык» делается из обломков косы серпа; обе части «кырыктыка» очень похожи на половинки обыкновенных ножниц и складываются во время работы так же как половинки последних; но «кырыктыка» отличается от ножниц тем, что в нем половинки скреплены не посредине, как у ножниц, на конце, за рукояткой; за нею обе половинки «кырыктыка» оканчиваются кольцами, надеваемыми на деревянную палочку — «эсек агаш», заменяющую в «кырыктыке» винт и точку опоры обыкновенных ножниц и скрепляющую ножи «кырыктыка». Поймав предполагаемую для стрижки овцу, пробуют, поднялась ли ее шерсть на боках и на лопатке, и если проба покажет, что овца готова к стрижке, то ее валят на землю, связывают ей три ноги, оставив одну из задних ног свободной, иначе сытая овца во время стрижки задохнется; во избежание также несчастных случаев в момент стрижки от жары, она производится только при вечерней прохладе. Стрижка начинается с одной из задних ног; левою рукою захватывают с края «джабагы», правую подсовывают под самый корень волос, одну из половинок ножниц и продолжая держать правою рукою за рукоятку, левою сжимают за другой конец обе половинки ножниц и срезывают захваченную полосу «джабагы». Повторяя описанный прием и идя постепенно с края «джабагы» вверх и вперед по телу овцы, продолжают стричь, пока совсем не снимут с нее «джабагы». Искусный мастер может в час выстричь 5—6 овец. В первый раз ягнят стригут в половине июня. Перед стрижкой ягнят купают в «карасуах», — омутах степных речек. Киргизское овечье стадо, пригнанное к воде, за вожаками («еркеккой» и «серке»), идущими без заминок в воду, толпою бросается в нее. Так как ягнята боятся воды, то перед купанием — «кой тогыту» — их подпускают к маткам и купают с ягнятами все стадо. Стрижка ягнят производится в определенный заранее день, гуртом и стригут их на кошме, так как шерсть их рассыпается пучками; стрижка ягнят называется «козы кузем». Искусный мастер — «кырытынши» может выстричь от 10—15 ягнят в час. конце сентября всех овец стригут вместе; эта стрижка называется «кузем», перед ним несколько раз купают овец, чтобы смыть шерсть. Стрижка «кузем» производится также гуртом и несравненно легче весенней стрижки, так как в этом случае, как и в «козы кузем», приходится стричь свободную и длинную шерсть без всякого опасения поранить овцу. Коз, и то не всех стригут, только один раз в год и весною; от дойных коз берут пух расчесывая шерсть гребенкою — «тарак» и просто теребят пух рукою. Козлята в первый год не стригутся. «Джабагы» идет на приготовление предметов домашнего употребления и на продажу. «Из «джабагы» делают купы» — род киргизской шубы, в которой «джабагы» заменяет мех — одеяла, веревки, арканы и проч. употребляемые в домашнем быту у киргиз. Веревки и арканы, кроме весенней шерсти («джабагы») делаются из козьего и конского волоса; на кошмы же весенняя шерсть не идет, т. е. в этом случае потребовалась бы трудная обработка «джабагы», которую пришлось бы многократно мыть, щипать, бить — проделывая это до тех пор, пока она не станет пушистою. Почти вся джабага поступает в продажу на рынок; торговля шерстью в степи — собственно торговля «джабагой». Шерсть козы-ягнят — «козы джун» идет на недорогие кошмы домашнего употребления. «Кузем джун» осенней стрижки, легко обрабатываемая в кошму, идет почти вся целиком на выделку последней и, как шерсть лучшего достоинства на производство армячины — «шекпен», мешков — «кап» — и разных тесемок для юрт. «Кузем-джун» — за редким исключением — не продается, из него приготовляют, как выше сказано, кошмы для домашнего употребления. В виду огромного значения кошмы в кочевом быту скажем несколько слов о ее производстве. Оно, как многое в киргизском быту, лежит на женщинах. Кошмы каждого хозяйства выделываются всеми бабами одного или нескольких аулов. Из юрты, где предполагают заняться производством кошмы, выносится все имущество, пол выстилается кошмою, на ней в центре юрты расстилается сыромятная кожа крупного скота (лошади, верблюда, рог. скота) так назыв. «тулак»; по окружности вокруг него на коленях размещаются бабы, вооружившись иловыми палками в один аршин длиною; на «тулак» бросают порцию шерсти, находящейся позади работниц, которые под такт песни бьют ее до тех пор, пока она не сделается пушистою; убрав первую порцию, бросают новую и с нею делают тоже и т.д., пока не перебьют всю шерсть. Эта операция носит название «джун сабау» — бить шерсть. Пока бьют шерсть, на дворе или в соседней юрте в нескольких котлах кипятят воду. Битую шерсть раскладывают на циновки — «чи», вместе сшитые таким образом, чтобы они по размерам равнялись ширине и длине предполагаемой кошмы, такой толщины, какою желают получить кошму, и полив горячей водою, скатывают «чи» в трубку. Эту трубку двое катают по степи — из аула в аул — и все время бабы, идя за нею, бьют ее ногами. Это называется «кийз тебу» — лягать кошму; по приходе «кийзшы» — производителей кошмы в чужой аул, он обязан вынести им кымыз или другое угощение; при этом первая капля кымыза, айрана или катыка льется на трубку кошмы и затем уже пьют люди. Вернувшись в свой аул, развертывают трубку и снова поливают горячею водой уже скатавшуюся в войлок массу; если она недостаточно плотна, то трубку поливают водою, скатывают и повторяют то, что делали в первый раз, до тех пор, пока не получат желаемой плотности войлока. Сняв войлок с «чи» и расположившись на полу вдоль. него и спрыснув его горячею водою, бабы мнут его собственными локтями, чтобы придать еще, большую плотность. После этого сшив края нитками, войлок опять мнут в руках. Этим заканчивается приготовление кошмы. Более тщательной обработке подвергается кошма, предназначенная для покрытия юрты. Продажные кошмы отличаются плохой выделкою, ценимою прасолами, которым легче растянуть, удлинить, увеличить размеры не доделанной, неплотной кошмы. Обычный размер киргизской кошмы 7 или 8 арш. длиною и 2 /2 арш. шириною. Козий волос, наравне с короткими волосами - лошади, в смеси с «джабагой» идет на выделку разнообразных «джиб» — веревок, петель, в киргизском быту многочисленных, так как ими укрепляются части юрты, где они заменяют шарниры и гвозди; на «буршак», «коген», «джелы» — так наз. аркан, к которому привязываются за недоуздок «нохты» — жеребята и т.д. Козий пух — «тубыт» — идет на тесьмы — «бау», на «джиек» — каемку кошем юрты, даже на шляпу, делаемую, впрочем, редкими киргизками-мастерицами. Почти весь пух поступает в продажу на рынок, так как козы составляют, как мы видели раньше, специальный скот бедняков, женам которых некогда заниматься обработкою пуха в изделия, для чего нужно иметь большой досуг.
    1 балл
  12. В 1756 году зайсан Омбо от имени 12 алтайских зайсанов обратился к императрице Елизавете с прошением о принятии алтайцев в российское подданство, Кулчугай был в их числе, а Бубей присоединился к цинцам, наряду с Чадаком, Бооколом, Тувшином и Чулуном, и подчинили себе теленгитов, которые впоследствии по Чугучакскому договору 1865 г. (на днях будет конференция, посвященная 145 летию вхождения теленгитов в Россию), присоединились к России. Погуглите. http://new.hist.asu.ru/biblio/borod5/got/95.html
    1 балл
  13. Кулчугай, Бубей, Омбо - это же алтайцы, какие еще тувинцы?
    1 балл
  14. И монгол в до буддийский период. Интересно, что такая очевидная ложь для легитимизации своей власти, сегодня сделала стремление целого народа доказать, что это правда, на самом деле им хочется доказать, что хунну это монголы. Итак, у Ивана Грозного потомком Византийского императора была бабушка, у Тамерлана потомственной принцессой Ирана мать, а у Сокрушителя кто? Мать (конырат, хонгирад) или бабушка (баргут). Давайте найдем потомков Модэ)
    -1 балл
  15. Ссылки на источник нет, это было подчерпано мной из собственных академических знаний о матери Есугея, (Сунигул из племени Баргут), подтверждение, которой, я не найду, так как, не особо интересуюсь этой темой. Откуда именно в моем мозгу данная информация, я не в курсе (Возможно ССМ, возможно РАД) это все что я читал на эту тему.
    -1 балл
  16. Старшая жена Бартан-бахадура, по имени Сунигул-фуджин, мать [его] сыновей, тоже происходит из племени баргут 560. Все!
    -1 балл
  17. Из общих энциклопедических знаний, скажу, что одному из китайских летописцев он сообщал подобную информацию. Искать источник не буду, так как не читал их. Не принимал участие в обсуждении и не особо интересовался темой посвященной баргутам.
    -1 балл
  18. Теперь становится для меня ясным , откуда корни термина калмак Полагаю , шатосцы которые не переселились в страну Дадань , переселевшиеся шатосцы прозвали тех кто остался , калмак , думаю это ваши предки
    -1 балл
  19. Может русское царь от монгольского слова цар/всеобший/ ?
    -1 балл
×
×
  • Создать...