Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      11

    • Постов

      56372


  2. Qairly

    Qairly

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1709


  3. ARS

    ARS

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      2532


  4. Steppe Man

    Steppe Man

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      10841


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 09/25/21 во всех областях

  1. https://abakan-news.ru/2019/01/30/когда-жил-общий-предок-русских-и-хакас/
    1 балл
  2. Рашид ад-Дин, о названии зимовки, урочища Онг-хана: "… После сего, зимою этого же года, Он-хан, откочевав от [реки] Клрн (АКБ: читают как Калуран) несколько вперед, пошел по дороге на [гopy] Куба-Кая (Куба-Киа)». Тюрк/каз: Куба-Кия – беловатая, белёсая скала.
    1 балл
  3. И это говорит неадекват у которого Каракорум в Павлодаре, ЧХ из кереев и казахский национальный головной убор подражание сартам?
    1 балл
  4. Каржаубай ага известен как тюрколог давно, еще по работе в Улаанбаатаре, он автор ряда научных трудов, таких как Объединенный тюркский каганат, Орхонское наследие, Атлас орхонских памятников, Генезис древнетюркской письменности и других, а также множества статей и публикаций. Но кто дал Вам, никому неизвестной фигуре, переходить на его личность? Вы считаете себя умнее его? Или же Вы известный тюрколог скрывающийся под маской казаховеда? Ведь по вашему поведению могут так подумать о всех тувинцах или халхах, не задумывались об этом? Вариант чтения рунической надписи немецким исследователем я приводил. Кстати на фото самое обыкновенное широлуковое казахское седло. Что думаете насчет количества рун, 12 - 16?
    1 балл
  5. В интервью газете "Егемен Қазақстан" К.Сарткожаулы отвечает на проблемные вопросы в отождествлении найденного в пещере музыкального инструмента (перевод мой): Найденный инструмент имеет лады приклеенные из березовой бересты, таволги и жимолости. Ближе к корпусу лады расположены ближе, чаще. Его сотрудники Монгольского археологического института никому не показывали и не давали в течение 1 года. В этом институте я работал сам, поэтому приезжая из Казахстана продолжал общаться со студентами. Они и вынесли мне инструмент из лаборатории. Подержал в своих руках - домбра и есть. Изготовлена из сосны. Ничем почти не отличается от нынешней казахской, кроме того, что гриф согнулся от времени и от натяжения струн, т.к. домбра была прислонена к стене пещеры. Обратил внимание, что отверстие на домбре не на деке, как сейчас, а на задней части корпуса. Сразу вспомнился казахский кюй "Ақсақ құлан", передавший Чингизхану весть о гибели сына Джучи. Получается, что до 13 века домбра все-таки не имела привычного сейчас отверстия на деке, которую по легенде прожгли по приказу хана расплавленным свинцом за трагическую весть?! Держа в руках находку пробормотал "домбра", но коллеги монголы зашумели: "Нет, это не домбра, это монгольский "верблюжий кобуз" (туе кобыз). Монгольский смычковый "Морин хуур" (ат кобыз - лошадинный) имеет ровный, прямой, короткий и утолщенный гриф. Казахский кобыз тоже имеет короткий и утолщенный гриф, правда изогнутый. Почему короткие и утолщенные? Потому что для игры смычком прилагается больше физического воздействия, усилия руками, чем на игре на щипковом инструменте. Тогда как гриф у найденного инструмента тонкий, изящный. Кроме грифа, руническая надпись есть и на задней части корпуса, это три предложения. АКБ: здесь я не уверен в правильности передачи слов автора журналистом: "Аспаптың мойнында бір жол, шанақтың артында үш жол байырғы түркі руникасының жазуы жазылған" http://www.egemen.kz/indexold.php?act=readarticle&id=7689 Второй довод в пользу того, что это домбра - это то, что у кобыза ладов не бывает. Казахский кобыз (түйе қобыз - верблюжий) имеет изогнутый гриф, монгольский кобуз (ат қобыз - морин хуур - лошадиный) - прямой гриф. Эта домбра еще одно доказательство того, что правителями Көктюркского каганата были кыпчаки, и те и другие имели языки, входящие в одну так называемую кыпчакскую группу и единую культуру и традиции.
    1 балл
  6. Вот размеры инструмента. Получается, что гриф около 30 см., а каждый лад около 3,3 см. (а если гриф выпрямить, то около 3,5 см.), как и на современной домбре!
    1 балл
  7. У Вас слово "АНТ" получилось в результате чтения 8-го знака как "НТ"? Каржаубай Сарткожаулы читает его как "Б": "Если анализировать 8 руну, то она изображалась как (перевод мой): В Средней Азии = І в. до н.э. (с.14.128) Хуанхэ = ІІІ – VШ вв. н.э. (с.14.128) Кубань = VІІ – ІХ вв. н.э. (13. с.128) Монгольский Алтай = VІ – Х вв. н.э. (с.14.130) Южный Енисей, Дон = І – Х вв. н.э. (13. с.70) Монгольский Алтай = VІІІ – ІІІ вв. до н.э. (с.14.129) Мондар Соккан (горный Алтай) = І – VІ вв. н.э. (13. с.85) Большой Бом (горный Алтай) = І – VІ вв. н.э. (13. с.85) Енисей (после реформы) = Орхон (после реформы) = Это возможное эволючионное изменение руны. Если это верно, то это логограммический древнейший знак «ev» обозначающий (курень). При реформировании тюркского "битига" в 552-570 гг. н.э. он стал обозначать звук «b2» и был включен в прежнюю тюркскую графику. Вместо него до этого использовался знак «b1». Мы прочли его как "b2", что логически подходит в смысл надписи." Далее: "Оригинал надписи: Т.е. всего 16 знаков и одно двоеточие." Почему Вы, уважаемый Ультрааслан, (ЭНХД тоже) читаете надпись из 12 знаков?! В таком случае, если 16, но не 12 рун, чтение ведь будет иным и смысл надписи будет другой...
    1 балл
  8. Вы совершенно правы, это два проблемных места. Но по-моему обе они небесспорны, т.к. и та и другая могут быть следствием деформации. Если с грифом легче, то с местом соединения грифа с корпусом сложнее. Если инструмент выдолблен из цельного куска древесины, то это "проблемное место" однозначно свидетельствует, что перед нами смычковый инструмент и что гриф специально изготовлен изогнутым. Но если инструмент собран из грифа и корпуса как раздельных деталей, то вполне возможна деформация как грифа, так и места соединения! По фото разобраться в таких вопросах трудно. Хотя цветовые оттенки грифа и корпуса разные, граница проходит между ними. Вы верно сказали, вот если бы подержать его в руках и осомтреть воочию хотя-бы минуты две, тогда другое дело. Например посмотреть бы не только это, но и расположение колок по отношению к грифу, чтобы установить направление струн к подставке!
    1 балл
  9. Предлагаю участникам темы свои аргументы обосновывать доказательствами, без насмешек и хихиканья. Дорогой тюрколог-казаховед, по-моему Вы путаете темные наслоения на грифе с ладами. Скорее всего это остатки березовой бересты (по-казахски "тоз"), что свидетельствует о том, что инструмент был свеже изготовленным, на нем не играли, он был предназначен не для игры, а в сакральных целях - в дорогу усопшему. Если их считать ладами, то получается, что их было огромное количество. Если одна руна занимает ваших 3-4 лада, то величина вашего одного "темного" лада составляет около 1 см., даже палец не поместится. Таким образом можно насчитать на грифе аж порядка 70-ти ладов, но так не бывает! Каржаубай Сарткожаулы лично осматривавший находку (а не как мы с Вами рассуждающие виртуально ) указал точное количество ладов - 9, ровно столько, сколько было на старых казахских домбрах. Я не имею музыкального образования, но на домбре и гитаре играю с детства. Поэтому скажу, что домбры последних 150 лет имели лады: западная с тонким и длинным грифом в 14 ладов, т.е. 2 октавы, что позволяет воспроизводить динамичные "кюи" и "терме" в широком диапазоне (стиль игры - "төкпе"), восточная с коротким грифом в 7-9 ладов, т.е. не более 1,5 октавы, чего было достаточно для песенного аккомпонемента "өлең" и былин "жыр" (стиль игры - "шертпе"). В казахском языке даже есть выражения о двух видах домбры: "домбырам тоғыз перне" - моя 9-ладная домбра (восточная) "домбырам екі шекті он төрт бунақ" - моя двуструнная 14-ладная домбра (западная) Имхо, яркими представителями игры в западном стиле и на западной домбре являются: Курмангазы, Казангап, Даулет-Керей, Дина и другие. А восточной - легендарный найман Кет-Буга-жырау современник Чингизхана, автор Аксак-Кулана (даже один из ладов на домбре называется "Кет-Бұқаның пернесі" - лад Кет-Буги), Бахар-жырау, а также певцы Среднего жуза (Абай, Жаяу Муса и другие). Форма корпуса везде была разной, каждый мастер мастерил по своему вкусу и воображению, на стиль исполнения он не влияет, лишь на удобства держания в руках, на глубину и продолжительность звука и эстетичность (красоту). Наша находка даже географически подходит под описания восточной домбры (найманов, кереев и др.). И еще: Почти у всех дешифровщиков надписи, в т.ч. у дорогого тюрколога-казаховеда, разные чтения, но в чтении слова "ЧӨР" все единодушны! Только каждый объясняет его значение по своему... Так вот, я склонен видеть в нем название найденного инструмента - "Шертер" или "Чөртөр"!!! или что-то связанное с щипковой игрой на струнах - "Шерт/у" или "Чөрт/у"!!! В казахском языке: "шерту" - гл. играть, щелкать, щипать пальцем (отсюда - щипковый) "шертпе" - сущ. вид игры на домбре (как указано мной выше) "шертер" - сущ. древний струнный щипковый инструмент, по размерам меньше домбры, с коротким грифом, без ладов, с более глубоким звуком. Эврика! Я не тюрколог как Энхд ( ), но узрел в надписи слово "Сürtimiz" - "Шертемыз" или "Чөртөміз" - играем, играя [на нем, инструменте]!!![/b] А если еще добавить предложенное Ультраасланом значение "Йыпын" - ярко-красный, то будет приблизительно "Играй красная [домбра]!" или "Звени красная [домбра]!" (чтобы умершему было весело в другом мире или чтобы он смог играть на ней как и в этом мире, если он был музыкант). На фото "шертер" (справа - старинный, слева - современный оркестровый):
    1 балл
  10. Есть еще вот такой вариант: Как будет выглядеть текст?
    1 балл
  11. Я смотрю Вы совсем не читаете моих доводов. Или может не допонимаете меня или мой язык изложения не понятен? Советую все-таки их почитать, ваша картинка полностью противоречит доводам. Повторяю Вам, куда дели смычок?! Почему колки на игиле сбоку как на поздних монгольских? Почему корпус совсем другой, приспособленный для установления (втыкания) на землю? Куда подевали лады?! и т.д. и т.п.
    1 балл
  12. Дорогой тюрколог - казаховед, даже Вики дает информацию, что погрешность метода радиоуглеродного анализа в настоящее время находится в пределах от семидесяти до трёхсот лет! Так что ваш 770 год может быть и 470 годом! Некоторые специалисты в этой области дают 10-15% от возраста артефакта (в нашем случае это около 200 лет или 570 год!), а некоторые вообще устрашающую погрешность от 5 до 10 000 лет!
    1 балл
  13. по маньчжурски и китайски написано-казахский султан с женой большого среднего жуза. Так ,что глаза шире!!!
    -1 балл
×
×
  • Создать...