Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      10

    • Постов

      56655


  2. Samatq

    Samatq

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      2258


  3. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      11026


  4. Скриптонит

    Скриптонит

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1354


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 06/15/21 во всех областях

  1. У ногайского языка есть чуть в другом виде: -келетаған, баратаған и др.
    1 балл
  2. 1 балл
  3. Арстан - арслан - аслан
    1 балл
  4. У потомков Хулагуидских Ханов - О2 У Халха Монгольских Даян Ханидов - C2 M407 У казахских Төре, предполагаемых потомков Джучи - солянка из С2 M401, R1a и C2 F-1756. Словно какой-то заговор.
    1 балл
  5. А где написано, что они жили в единой "языковой" среде? У РАДа и Джувейни четко показаны монголизмы, встречаются также тюркизмы. Единой языковой среды не было.
    1 балл
  6. РАД, почти современник монголов, в своей работе уделили большую часть этнографии. И там четко видно разделение племен ЦА на как минимум три разные группы, разделенные в прошлом политически и этнически. Это в ССМ все написано от лица монгола, который разделяет только племена внутри кочевников. Хотя даже у него четко зафиксирован свой, отдельный этногенез племен, из которого вышел ЧХ. Судя по масштабам взаимодействия между ними (отсюда и численности) эти племена спокойно тянут на отдельный этнос. Вы до сих пор цепляетесь за веточку с десятником Ванхана?)
    1 балл
  7. Админ и Ермолаев приводят нам байки халхасцев и ордосцев, рожденные "по-аргентински" в результате информированности 20 - 21 веков по ТВ, книгам и интернету.
    1 балл
  8. Не смешите тапочки Enhd'а! Все эти якобы "предания" (Шара туджи, Алтан тобчи и прочие) на самом деле ни что иное как разные варианты переписки китайской хроники "Юань-чао Би-ши" (в русском переводе получившее название ССМ). Именно поэтому в них настоящее имя Чингизхана искажено на китайский манер без обязательной буквы "Р". К тому же в нем имхо нет ни слова про Чжамуке. Если монголоязычные народы относят себя к кочевым скотоводам, то у них должны были сохраниться не книги в библиотеках, а как у казахов с кыргызами устные народные предания. И путешественники и исследователи 19 - 20 веков должны были записать с их слов такие предания (как это было у казахов), но увы, такого не было.
    1 балл
  9. Конечно, только не сэчэн и не в сказках. Гавердовский записал со слов старейшины рода древнее их предание, вы же прекрасно об этом знаете уже. Или хотите в очередной раз потроллить казахов и выступить адвокатом халхасцев?
    1 балл
  10. Традиция оселедца (айдара) у казахов имеет очень древние корни. В эпосе "Козы Корпеш Баян Сулу" (который известен ряду тюркских народов), Козы Корпеш носит "алтын айдар" - золотой айдар как символ высочайшего благоволения Тангри. Автор статьи академик Алькей Хаканович Маргулан относил возникновение этого эпоса ко временам хуннов.
    1 балл
  11. Другой китаец путешественник Сюань Цзян писал, что тюрки, обитавшие в Прииссыккулье в VII веке, “брили головы спереди и носили косы сзади”.
    1 балл
  12. Что имеем? Имхо... АЙДАР (оселедец) - букв. "айдар" - "изгоняющий", "прогоняющий", "отводящий" [сглаз, дурные силы] ТУЛУМ или уменьш-ласк. ТУЛУМШАК (височные пряди) - от "тул" (вдова, овдоветь) и/или от "тула" (весь, целиком, полностью). У хуннов была традиция отрезать косы в знак скорби. У казахов при смерти хозяина у его лошади отрезался хвост (тулумдау). У казахов еще традиция "тулум" - дарить клочок косы возлюбленному при выходе замуж за другого. Или "тулум" - оставлять что-либо на память на память мужу или детям. То есть "тулум" - это часть, кусок, отрезанная коса, хвост. КЕКЛ (чуб) - имхо по аналогичному названию челки лошади. Казахи (тюрки кочевники) не делали большой разницы между собой и лошадью - лошадь "ат" и личное имя человека "ат", у лошади челка "кекл", и у мужчины челка "кекл", у лошади ценилось продолговатость головы, и у человека она ценилась "ат жакты", если умирал хозяин, то и лошадь сперва вдовела, у нее отрезался хвост, а через год она забивалась на тризну хозяина, т.д. и т.п.
    1 балл
  13. Точно такой же айдар как у казахов носил сын полководца Мукали (хотя он тоже джалаир ): Чжао Хун в 1221 г. описывает сына полководца Чингизхана так: "... [Он] красивой наружности, не желает сбривать макушки, [как делают другие татары]."
    1 балл
  14. Вы наверно знаете, что админ Рустам постоянно просит меня, чтобы я повторно перечислил ему древние казахские предания о Чингизхане и событиях, связанных с ним, их сохранилось не менее 10-ти (!), потому что монголоязычным народам (халхасцам, калмыкам, ойратам, бурятам и другим) не известна ни одна подобная легенда. Вы совершенно правы, ув. Zake, одно из этих преданий, сохранившихся у казахов, это записанный Яковым Гавердовским в 1802 году среди племени Алшин рассказ о вражде родоначальника Чомекеев Чжамуке с Чингизханом. А привел я эти 2 четких исторических упоминания оселедца у взрослых казахов не для калмыков или бурятов, а для своего же казаха Kenan'а, отрицающего их (и не только отрицающего у казахов айдар, тулум/тулумшак и кекл, он с Кылышбаем и Арсентием многое чего отрицают у казахов, взять тот же малахай, добряки млин растранжирующие богатейшее казахское нематериальное достояние! Мол берите кто хочет. ).
    1 балл
  15. Я.П. Гавердовский "Ообозрение Киргиз-Кайсакской Степи". Ч.1. (или "Дневные записки в степи Киргиз-Кайсакской 1803 и 1804 годов"): О народных торжественных увеселениях: "... Ристание и другие игры, производимые здесь при всех больших торжествах, есть обыкновение, оставшееся от древних скифов. Оно показывает, что удовольствие и утехи человека всегда соглашаются с физическим и нравственным его состоянием. Кто бы из числа наших просвещенных обществ согласился теперь признать за приятнейшее занятие, вкушаемые среди пиршества, верховую скачку, борьбу и стреляние в цель из лука, но киргизцы предаются сим забавам с восхищением и не могут понять, какое можем мы находить удовольствие в танцах и играх в карты. Надобно отдать им справедливость, что забавы их, при всей своей простоте, заключают в себе нечто величественное; сверх того, они укрепляют телесные способности и пред лицом народа открывают достоинства, которыми здесь гордятся. ... Веселых плясовых песен и, вообще, плясок здесь мы не видали. ... Рост имеют они довольно высокий: в молодости бывают статны, но под старость становятся отменно толсты. Ноги от всегдашней верховой езды и от сидения поджав их под себя у всех бывают кривы и слабы. Любимый отцовский сын, а особливо у знатных, на вершине головы оставляет клочок волос, заплетая оный в одну или две тонкие косички, называемые айдар. Их распускают по плечам и многие оставляют до совершенного возраста, а нередко и до глубокой старости. В старину дети с сим отличием преимущественное имели право над отцовским имением, хотя б были младшие."
    1 балл
  16. Вася, откройте казахский язык и будет вам счастье узнать простую, но точную этимологию тюркского названия оселедца - айдара: Айда, адау - изгонять, айдар - изгоняющий. Айдар - изначально оберег.
    1 балл
×
×
  • Создать...