Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Дамир

    Дамир

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      716


  2. Samatq

    Samatq

    Пользователи


    • Баллы

      4

    • Постов

      2258


  3. Dambjaa

    Dambjaa

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      2542


  4. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      19007


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 12/23/20 во всех областях

  1. Я может не так давно в этом уютном форуме, но я еще ни разу не встречал, чтобы Вы соглашались с кем-то/воспринимали реальные аргументы...при всем уважении.
    2 балла
  2. Форма вопроса "неліктен" не общеказахская форма, это регионализм, юг, запад и смежные области.
    2 балла
  3. Я не лингвист, но нагаса для бурят это отец матери(иногда самый старший мужчина в девичьей семье матери, то бишь её брат после смерти её отца), нагасахай(звучит как наhсхэ) это брат матери-дядя, родня по матери нагаснууд/нагастан. Возможно термин пошел от "наагуур" - ближе чем кто-либо/что-либо; "наагуурхи" - находящийся ближе; "наагурдха"- быть ближе чем положено и т.д.
    2 балла
  4. Сестра матери -нағашы, жена брата матери- нағашы-женге, дети сестры матери -"бөле". Дети брата матери -нағашы.
    1 балл
  5. Про халха, калмыков, ногайцев ничего не могу сказать, но у бурятов, каракалпаков и кыргызов вроде нормальные шежире, ничем не хуже казахских. Другой вопрос: у казахов из-за эффекта основателя у почти всех родов очень четкая генетическая корреляция. У каракалпаков скорее всего были трансформации р.п. состава и состава племен (из-за многочисленных переселений и позже противостояния с Хивой) и поэтому коныраты это не хунгираты а союз вокруг хунгиратов, но само шежире в обоих вариантах вполне себе структурированная и четкая Генетически буряты, кыргызы и каракалпаки на уровне больших племен соответствуют названию (у каждого племени своя доминирующая гапла)
    1 балл
  6. Раз пишу, значит знаком с вопросом. Если хотите, то мы можем подробно разложить каждое из халхаских, бурятских, калмыцких и иных значений, в которых они используются. Ув. Samat, споры так не выигрываются.
    1 балл
  7. Да, оказывается есть такое имя) https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1870670 там в списке на "С"
    1 балл
  8. Это в вашем бредовом фольк-мире он якобы родился на Алтае, недалеко от истока Иртыша... Очевидец Ата-Мелик Джувейни:
    1 балл
  9. коңур 1. тёмно-бурый, смуглый; кой сүйөт баласын коңурум деп фольк. овца ласкает своего ягнёнка, говоря мой тёмно-бурый; коңур чач тёмные, каштановые волосы; 2. перен. (о характере) мягкий, нежный; жаш кезинен эле коңур, жоош, бирөөгө жамандык ойлобогон жигит эле это был парень, который уже с детства обладал мягким характером, смирный, никому не желал зла; коңур үн низкий приятный грудной голос; үнү уламдан-улам кубулжуп, бирде коңур, бирде ичке чыгып голос его то и дело переливался то на низких, то на высоких нотах; коңур күү печальная мелодия, элегический напев; коңур жел прохладный летний ветерок; коңур салкын лёгкая и приятная прохлада; коңур кургак полусырой, слегка подсохший; коңур кургак талкан полусырое, рассыпчатое толокно (когда оно только чуть смочено молоком); коңур күз часто употребляемый эпитет осени (с её сыростью и умеренно прохладной погодой); коңур чечен хороший оратор с мягким приятным голосом; коңур баш мятлик луковичный (трава); коңур мырза, чегир коңур виды беркута.
    1 балл
  10. И это значит лебедь? Мне кажется что и халха, и казахи сохранили правильное произношение, просто сам язык поменялся. Пегие. По русски Гнедая
    1 балл
  11. Вот вам данные из РАДа, наслаждайтесь: Кутун-наур, Онон, Буир-наур. Что за "науры" такие? Наверняка рядом с Павлодаром...
    1 балл
  12. В монгольских языках есть похожее слово "сонин" ("hонин" в бурятском) - новость, известие, также "сонин" в бурятском газета. При встрече обычно начинают разговор с : - Юу сонин/hонин байна? (Что нового?) - Юу сонин/hонин байха!? (Да, что нового будет-то!?)
    1 балл
  13. Вы настолько хорошо владеете монгольскими языками? Я уже писал, что нагаса это конкретное лицо, нагаснууд/нагастан/нагаснар обозначают в целом родню по матери. Выражение близости притяжательным прилагательным с корнем - "наага/нааха/наада" встречается и в выражениях: наада - ближайший; наагуур - ближе кого/чего-либо; наахануур - несколько ближе чем; наагурхи - близко находящийся; наагуурдха - быть ближе, чем должно быть и т.д.
    1 балл
  14. А причем тут ата? С таким же успехом можно прикопаться, а почему не баба, бабай, мол почему не анабабасы или анабабайы?
    1 балл
  15. Мне никто так и не ответил почему не «ана+атасы»=> натасы => наташы
    1 балл
  16. Тага явно образовано от двух слов, тай/дай и ага. Узбеки просто окают.
    1 балл
  17. В казахском явных монголизмов не только нагац-нагашы , много другие .например малгай -малахай 17 century Chinese painting of mongol hunters
    1 балл
  18. Тут речь идет про деревню Нагалык, что в Баяндаевском р-не, в моем родном районе. Нагалык это руссификация слов нуга и алаг - Нугаалаг - Нугалаг, в бурятском языке слова не произносятся с четкостью букв, от того и изменения в конечном варианте, Нуга алаг - пёстрые луга.
    1 балл
  19. Почитайте Костюкова статью ‘’Была ли Золотая Орда Кипчакским ханством’’.. Может вам дойдёт то о чем мы, тут все вам объясняем.
    1 балл
  20. Думаю не из-за этого. Кенегесу заказали биг у700
    1 балл
  21. Могол и монгол это одно и тоже, просто могол на персидском без нг, позже так различали отюреченных из чагатайского улуса. А ну да...
    1 балл
  22. Возражаю. Литературный казахский не прикреплён не никакому региону. Каждый писатель, публицист в то время использовали вариантов своего региона. Из этого и состоятся литературный. Поэтому читатель каждого региона может встречать знакомую и незнакомую слову одновременно. Может быт немножко превалирует северный вариант, так как изначально многие крупные писатели, культурные деятели были из севера(восток, северо восток, северо запад, центр.) А именно Аймауытов(особенно) и Жумабаев, определивший стиль слов, новой казахской литературы. Ну а так выходец из юга напишет с южным оттенком, а выходец запада с западным.
    1 балл
  23. Мои нагашы - шеркеши киши жуза более кавказоидные - более носатее и волосатее нас джамбулских. На туркмен смахивают если честно.
    -1 балл
  24. -1 балл
  25. Главное что бы они не резали таких халха-монголов... их нельзя трогать, за таких я сам пойду войной хоть куда, в обиду их не дам
    -1 балл
  26. Он говорил что мы еще не используем и не знаем слово "төркін".
    -1 балл
  27. -1 балл
  28. Мои бабушка и дедушка из ЮКО, они и используют именно слова 'нағашы' и 'төркін'.
    -1 балл
  29. Честнее? По поводу чего?
    -1 балл
  30. Ув. Рустам, если вы ссылаетесь на маршрут Хетума в изложении Гандзакеци, то давайте его разберем детально и попытаемся ответить на вопрос, переходил ли Хетум Алтай, на его восточную сторону, то есть на территорию современной Монголии? Гандзакеци (нужные для нас места выделены мной): "... Потом его послали в долгий путь на -тот берег Каспийского моря к Мангухану. Отправившись в путь от иих шестого числа месяца марери — тринадцатого мая, переправившись через реку Айех 36, они прибыли в Ор 37, расположенный на полпути между [местопребыванием] Батыя и Мангу-хана. Переправившись через реку Ертич 38, они вступили в страну Наимана 39, [потом] поехали в Каракитай 40 и достигли Татаристана 41четвертого числа месяца гори — тринадцатого сентября — и в день праздника воздвиженья креста были представлены Мангу-хану, восседавшему во всем величии своей славы". Да, армянский хронист указывает, что Хетум переправился через Иртыш. Но! После этого Хетум оказывается на земле найманов и Кара-Китая, откуда достиг средневековой Монголии (синонимы в источниках - Мугулистан, Уйгуристан, Татаристан, Тартария). 1) По смыслу источников мы знаем, что Найманский улус и вообще земли найманов это западная сторона Алтая и Иртыш, где были и есть Найманские горы и вообще все многолюдные найманские поколения, но не восточная сторона Алтая (хотя многие очень упорно пытаются их расселить далеко на восток не понятно на чем основываясь...). 2) Кара-Китай или Западное Ляо это тоже бесспорно западная сторона Алтая, Семиречье, Тарбагатай и окрестности, но не восточная сторона Алтая. 3) Хронист не говорит по какой стороне Балхаша шел путь в ставку Монке хана, по традиционной южной по Семиречью, или по северной его стороне. Если отталкиваться от этих фактов, то значит делегация армянского царя переправилась через Иртыш явно не с целью идти дальше в горы Алтая, перемахнуть ледниковый многотысячник и оказаться на восточной стороне гигантского хребта (об этом нет ни слова), а чтобы оказаться примерно в районе современного Тарбагатая и в окрестностях. Как это могло выглядеть мы можем лишь предполагать. Моя версия исходит из того, что армянская делегация шла в Кара-Корум перейдя Урал (Яик) по нынешнему Степному Казахстану, огибая Балхаш по северу. Тем более упоминается некий Ор, в котором можно заподозрить реку и местность Ор (рус: Орь). И тогда они действительно в какой-то момент могли переправиться через Иртыш, чтобы из земли найманов повернуть в исторический Кара-Китай и оказаться в ханской ставке Монке хана на Эмиле. Предполагаю, что Кара-Корум был где-то там, неподалеку. Вот моя версия объяснения пути Хетума в Кара-Корум и перехода через Иртыш (за точности расстояний в десятках км. или за изгибы маршрута не отвечаю)):
    -1 балл
  31. То же самое и у нас... АКБ заврался конечно говоря что мы южане не знаем таких терминов
    -1 балл
  32. 1) Ваш ру Керей и Кереиты Ван Хана разные племена? Обе средневековые Монголы ? До похода ЧХ может были какой-то мелкие группы, это не означает до 1206 года средневековые Монголы жили в Семиречье. 2)Извиняюсь за свой грубый тон. 3)Вы не знаете региональные особенности языка.
    -1 балл
  33. Оспорьте в той теме, на которую я дал ссылку. Может быть ваш земляк ув. Boro, если он подписан на свои темы, ответит вам и предоставит контраргументы как природный бурят.
    -1 балл
  34. Кадырбаев, при всем моем уважении, не источник. И вообще представители академической науки по известным и объяснимым причинам никогда не станут оспаривать общепринятые тезисы и взгляды. А кто рискнет, тому секир башка Ученым Советом или, как говорят, чемодан, вокзал, безработица. Рашид ад-Дин для меня куда предпочтительнее в этом плане. Как написано в оригинале летописи (в разных списках) вместо "Большой" мы не знаем, по любому это не современный научный (книжный) термин Большой Алтай. Раз упоминается Иртыш, значит западная сторона Алтая. Здесь и надо искать найманов, канглов, Кара-Корум в том далеком 13 веке.
    -1 балл
  35. Родные кочевья Чингизхана были на Алтае, недалеко от истока Иртыша (он там родился, жил и похоронен), в местности, которую по некоторым источникам принято читать как "Онанкеруле" или "Калуран". Но это не современный Онон-гол и Хэрлэн-гол.
    -1 балл
  36. Уже который год участниками данной темы и обсуждения достоверно выяснено, что судя по путевым запискам Алтай никто не переходил, но есть еще такие, кто умудряется нафантазировать о переходе путешественниками не только Алтая, Иртыша и пустыни Гоби, но даже Хангая с Хэнтэем! Если уж сочинять, то с масштабом, верно, Азбаяр? К черту источники!
    -1 балл
  37. Халха-монгольские Богдо-ханы. Слева направо: 1. Эрдэнэ Жонон ван Цэрэндоржийн Ширнэндамдин 2. Өвөрлөгч ван Цагаанхүүгийн Пунцагравдан 3. Дилова хутагт Баашлуугийн Жамсранжав 4. Жалханз хутагт Цэрэнсодномын Дамдинбазар
    -1 балл
  38. Я предпочитаю верить не словам ереке и думана, а авторитетному словарю Академии наук Казахстана. Все ваши обвинения в мой адрес оказались пшиком. В Южно-Казахстанской области используется термин "тага", и не только к конским подковам, как некоторые наивно подумали )), но и в качестве омонима по отношению к братьям матери. ереке, повторяю, читайте больше источников и тогда вы сразу же бросите форумный кружок Кыпшаковедения-Тёзковедения, в котором заведует mechenosec. Кереиты были в Семиречье еще в 12 веке, до кара-китаев.
    -2 балла
×
×
  • Создать...