Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Le_Raffine

    Le_Raffine

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      5473


  2. Hakan

    Hakan

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      288


  3. Tama

    Tama

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1387


  4. Kazakh

    Kazakh

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      128


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 06/09/20 во всех областях

  1. Источник бы, учитывая вашу наклонность сочинять, не помешал. То, что он ушел от казахов и означает, что он ушел именно от казахов. Вернулся он между прочим тоже к казахам. Там упомянут и его отец Батыр/Бахадур-султан, который пришел с казахами и выручил сына из Хивы. Или он тоже каракалпак? В общем ясно, что очередная попытка присвоить казахского хана окончилась неудачей.
    2 балла
  2. 1. Где там написано что это казахи сочинили? Сочиняете тут только вы. 2. Нравится вам или нет Каип сын Батыра правил в Хиве. И не один он из казахских правителей.
    1 балл
  3. Это те самые мангыты, которые 1714 году провозгласили Ишим Мухаммеда ханом Арала. И в том же году, они на восточной дельте Амударьи закончили постройку большого канала, которому дали название по имени своего правителя — Ишим (Ешим-жарган).
    1 балл
  4. Началась распродажа ко дню Отца на FTDNA
    1 балл
  5. Сам Арипов говорил, что он каракалпак. При каждой встрече с интеллигенцией Каракалпакстана сам заявил не раз, что он каракалпак. Это даже по телевизору показывали. Покойный профессор Камал Мамбетов писал о том, что Арипов из племени кенегесов, род алип-нукус.
    1 балл
  6. Неужто считаете себя умнее? Молодец, наверно правда умный мальчик. Имхо у вас само всё направление ошибочное, там не отдельные ошибки признавать надо, а менять кардинально всю концепцию. Я уже писал об этом выше, что и почему. Я считаю, что ваши хорошие генетические материалы кладутся вами на искаженные представления событий прошлого, поэтому имхо ваши все научные статьи стоят вниз головой. Говоря другими словами, вы одной рукой создаете, а другой рукой рушите созданное. Вас лично такой результат устраивает. А вашего покорного слугу нет. Ваши тезисы (ход мыслей) прямо говорят об этом, что якутский прародитель Майрам-супу это исламский мистик, суфий. Любой желающий может пройти к началу обсуждения и сам удостоверится в этом.
    -1 балл
  7. В генетике не разбираюсь, вы правы, а в истории думаю больше вашего. Теперь просто так выпутаться не получится, придется вам объясняться, не отстану. Если по вашему приставка "сопы" в имени аргынского родоначальника означает "суфий", тогда интересно как вы объясните аналогичную приставку "супу" в одноименном имени у якутов?
    -1 балл
  8. Я читал Д.А. Клеменца. Свою точку я изложил пару дней назад:
    -1 балл
  9. А почему вы выводите их обязательно из казахских аргынов? Может быть прародина и тех, и других совсем другая область?
    -1 балл
  10. Не забывайте такой момент, что в отличие от элиты (ханы, султаны, бии и некоторые баи) вся остальная часть казахского народа Степного края не были мусульманами в прямом смысле этого слова почти вплоть до середины 19 века. А вы ведете речь якобы о мусульманах аргынах 16 - 17 в.в.
    -1 балл
  11. А разве не может быть исход обратным, от якутов в казахи?
    -1 балл
  12. Asan-Kaygy не смог дать мне ответ на мой вопрос, хотя он тоже сторонник исламских суфиев среди аргынов и якутов. Может быть вы попробуете? Сможете ли вы в обоснование своей версии о суфиях привести в пример хотя бы одну известную личность, суфия-мистика, в имени которого есть приставка "сопы" (хоть казаха, хоть кого)? А то мы все вокруг да около, а по сути никто ничего предложить не смог. Одни только догадки на созвучии "суф" - "сопы" - "супу".
    -1 балл
  13. Если вы считаете эту версию логичной, то должны обосновать ее. У вас есть хоть один пример? Если таких исторических примеров нет, то я думаю версия начинает сильно хромать.
    -1 балл
  14. Если вы хорошо знакомы с историей сахалар (якутов), то должны знать, что у них присутствуют не только эти параллели, но и другие. Лично я отношу эти контакты, осколки, ко временам древним, дочингизовским, возможно даже намного древнее дочингизовских.
    -1 балл
  15. По правилам казахской фонетики арабское слово "суф" должно произноситься "сұп", а не "сопы". Деталь, но тоже немаловажная на мой взгляд.
    -1 балл
  16. 1. Жалко время повторять. Ищите в соседней ветке про якутов, там должны быть мои ранние посты. 2. Ответа у меня конечно нет. Но вы тоже не дали ответа на мой вопрос. )))
    -1 балл
  17. Это ваш бред про суфиев и тёзок, не надо насильно вручать их мне. У меня совершенно другие версии, которые совершенно не касаются ни суфиев, ни тёзок.
    -1 балл
  18. И вообще, в реальности обстоятельства его появления в Хиве неясно. Но местные предания говорят, что он ставленник каракалпакских мангытов. А у казахов все размыто, здесь собственно о неясном: Ссылки в открытом доступе нет, только есть сохраненная копия. http://hl.mailru.su/mcached?q=Каип бахадур хан&c=21-1%3A294-1&r=14826815&qurl=http%3A%2F%2Fbibliotekar.kz%2Fproshloe-kazahstana-v-istoricheskih-mate%2Fkaip-han.html&frm=webhsm В конце 40-х годов XVIII столетия видим в Хиве ханом Каипа, сына Батыря, султана Малой Киргизской орды. Когда вступил на ханство Каип, мы не знаем. Те отрывочные сведения, которые попадаются у нас о Хиве за время с 1742 по 1750 год, не выясняют нам, как попал Каип в Хиву… 25 апреля 1750 года прибыл в Оренбург посланец Каипа Ширбек. Посольство из Хивы явилось в Оренбург в первый раз, и Неплюев не знал, как поступить в этом случае. Он снесся с Коллегией Иностранных Дел (дело 9 мая 1750 г.). В своем рапорте по поводу этого посольства Неплюев доносил, что хвинцы всегда имели своих ханов, но узбеки, пользуясь своей силой, убивают ханов по своему произволу и на место их нередко сажают султанов киргизских, присягнувших на подд анство России. Поэтому он просил разъяснения, как поступать генерал-губернатору в случае такого избрания, что может повторяться часто, особенно с тех пор, как хивинцы сделались независимы от Персии. На это Коллегия указом от 13 августа 1750 г. дозволяла султанам кирзиским вступать в ханство в Хиве и отменила указ 21 октября 1745 г., изданный во время владения Хивой шаха Надира. Оренбургскому генерал-губернатору вменялось в обязанность приветствовать новоизбранного султана, одарить его и требовать поощрения торговли и возможно большей посылки купцов в Оренбург... Императрица Екатерина II, тотчас же по вступлении на престол, обратила внимание на развитие торговли Астрахани с Хивой и Бухарой. Это видно из ее письма Дмитрию Волкову. Можеть быть, вследствие этой заботливости и образовалась в Астрахани в 1762 г. „компания русских купцов", для торговли с Хивой. В это же время приезжал в Россию посланец от хивинского хана. Приходило ли это посольство от Каипа — сведений нет. Но в 1771 г. Каип не ханствовал уже в Хиве, это мы знаем положительно. Хивинцы изгнали его.
    -1 балл
  19. Возможно, в этом и отличие каракалпакских Бахадыр ханов от казахских, ибо до войны с джунгарами Ишим Мухаммед ни в одном бою не отметился. Абулхаиру просто пригрозил войной, но не воевал.
    -1 балл
  20. 1. Как Вам угодно, так и думайте. Я ясно написал, значение Бахадыр хана для каракалпаков. 2. Ничего не ясно. Например, то что Каип хан ушел от казахов не означает, что он ушел именно от казахов. "Райский сад счастья" Муниса и Агехи несколько раз переписан, в последний раз Баяний в начале 20 века собрал уцелевшие отрывки, а в большинстве своем дополнил своими словами. В Вашей ссылке фактически вот этот текст: правда, на каракалпакском языке. Там и Каип хан, и Коразалы бий (Кораз бек): Манғыт қырғыны қашан болған? Хақыйқатында да аталмыш жағдай ХVIII әсирдиң 50-жылларының ортасында жүз берген. ХVIII әстирдиң 40-жылларына кели Үргениш журты қызылбаслар көсеми Надиршах тәрепинен жаўлап алынып, Елбарыс хан өлтирилген еди. Нәдиршах Хийўа тахтына Тайыр Ўәлий улын хан етип белгилейди. Арадан алты ай өткен соң ол өлтирилип, орнына қарақалпақ журтының хүкимдары Ғайып Мухаммед Бахадур хан (Қайып хан) тахтқа отырады. Ғайып Мухаммед Бахадырдың Үргенш журтына хан қойылыўы тиккелей Қоразалы бийдиң тәсири менен болған. Қоразалы бий (Қораз бек) – Арал ханлығына 1730-жылларға шекем хүкимдарлық еткен Шердалы бийдиң баласы хәм оның өзинен кийинги бийлик ийеси. Қоразалы бий Ғайып ханның тахтқа отырғызғанлығын жәрия етиў ушын тартыў-таралғысы, сый-саўғасы менен Еран (Персия) журтына атланады. Қоразалы бий сапарда жүрген шағында хийўалы бийлик ийелери Ғайып ханды тахттан тайдырады. Шердалы бийдиң баллары Артық инақ (Артықалы бий) хәм Сейит инақ (Сейдалы бий) екеўин жазым етеди. Басқа да туўысқанларын қырып таслайды. Усыннан баслап Қоразалы бий кек қайтарыў ушын Хийўа ханына, Хийўалы бийлеўшилерге қарсы маўасасыз гүрес жүргизеди. 1745-жылы Абылғазы ханды тахттан аўдарып, қайтадан Ғайып Мухаммед Бахадыр ханды мәмлекет басына әкеледи. Абылғазы (Сәний) ханнан алдын Үргениш журтында Нуралы султанның да 2-3 айдай тахтта отырғанлығы туўралы дереклер гезлеседи. Қоразалы бийдиң қоллаўы менен Хийўа тахтына көтерилген Ғайып Мухаммед Бахадыр анық он бир жыл ханлық дәўран сүреди. Соңыра Қоразалы бий өз туўысқанларын, анасын өлтирген сатқынлардан өш алған. Ғайып ханның тусында Қоразалы бий (Қораз бек) аталық болады, султанлық дәрежени ийелейди. Қоразалы бий ата теги бойынша Ақманғыт Нуратдин султанның әўлады болып, оның ата-бабалары Едиге заманынан берли Үргениш журтында өз бийлигин сақлап қалған еди. Едиге мырзаның Алтынорда менен қатар, өзи өнип-өскен Үргениш журтында да хүкимранлық еткени белгили. Мине сол жолды даўам еттирип киятырған Шердалы бийдиң улы Қоразалы аталық та Туран ойпатындағы Маңғыт елиниң көсеми болды. Қоразалы да, Шердалы бий де Қыпшақтың белгили бийи Оразақ батыр менен байланыс жасап турған. Қоразалы бий Абылқайыр ханның улы Нуралы султан менен де жақсы қатнасықта болған. Қоразалы аталықтың қол астындағы – Арал ўалаяты халқының саны Хийўалылардан әдеўир басым болған көринеди. Қоразалы аталықтың нөкерлери де көпшиликти қураған. Олар өткен-кеткен кәрўанлардан бажыпул өндирип турған. Бажы жыйнаўшы батырлар бажықурт деп аталған (Ата-бабалары Арал бойларынан, Орта Азиядан кеткен Башқурт журтының халықлық атамасында да усы уғым тийкар болған деген пикирди илгери сүремиз Т.Қ). Қоразалы аталықтың абырайы ханнан кем болмаған. Хан қасындағы хәмелдарлар Қоразалы аталықтан айбынған. Олар Қоразалы аталықтың өзинен хәм Үргениш журтында Манғытлардың күшке минип кетиўинен сескенген. Хийўа атқаминерлери Қоразалы аталық пенен Ғайып ханды жаўластырыў ушын хәртүрли хийлелерди ислеп баққан. Нәмәхремлердиң тәсирине берилген Ғайып ханның қыйалында да Қоразалы аталыққа болған кери көзқарас оянған. Үргениш журтына келген елшилер де көбине-көп Қоразалы аталықтың қабыллаўында болып, сол жерден қайтып отырған. Бул хәрекетлер де Ғайып ханға унай қоймаған. Ғайып хан Нуралы хан менен де араны ашып, Қырдағы султанларға да қырын қарай баслайды. Хийўалы хәмелдарлар ортаға от таслап, усы наразылықты өршите береди. Қоразбек аталық Хийўаға, хан дәргайына келген жерде, «ойда жоқта» өлтириледи. Оның өлими Ғайып ханның ис-хәрекетлери менен байланыстырылады. Ғайып ханның аўзынан алып қойған хәкимят басындағы Хийўалылар енди Манғытларға қырғыйдай тийеди. Олар Манғыт елиниң белгили-баслы алпыс бийин өлтирип, қалғанларын да жазалаўға өтеди. Тосаттан жүз берген бул ўақияны түсине алмай қалған хәм өз басшыларынан тағы айрылған халық жән-жаққа қашыўға мәжбүр болады. Хийўалы жазалаўшылар Манғыт туқымын қалдырмай дарғазап етиўге кириседи. Усы қантөгиспеден аман қалыў ушын Манғытың Қатаған, Дүрмен, Үргениш, Балта сыяқлы урыўлар өзлериниң тегин жасырыўға урынса, басқаларыда усындай жол излейди.
    -1 балл
×
×
  • Создать...