Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      10

    • Постов

      56422


  2. Turkmen Aday

    Turkmen Aday

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      2059


  3. башгирд

    башгирд

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1206


  4. Steppe Man

    Steppe Man

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      10900


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 05/13/19 во всех областях

  1. Благодарю за доверие. "Запилил" несколько тем в соответствующем подфоруме. Если, что не так, то пжлста поправьте. http://forum-eurasica.ru/index.php?/forum/98-палеогенетика/
    2 балла
  2. Шешен на севере никто никогда не говорил раньше. Если сейчас и используют, то видимо под влиянием южан. Хороший пример с Анасс - на севере практически нет приезжих западников и поэтому анасс в отличие от шешен на севере практически не известно. Это не только для казаха.
    1 балл
  3. Всем Здравствуйте! 1. Скорее всего на севере выпала буква "К" в слове енек. Поэтому вышло Ененды урайын 2. Возможно ұрайын - эвфемизм, иногда казахи заменяют этим словом движения сексуального характера (маловероятно имхо) 3. На севере "Ананды" не говорят, редко шешен (некоторое влияние возможно южан), на "ана" матерятся на западе (впрочем как огузы) 4. Имхо Свекровь, тем более теща для казаха/казашки вообще опосредованное отношение имели, особенно теща, поэтому и не заденешь человека обматерив его тещу))))
    1 балл
  4. Ув. Кайрат, давайте не будем оффтопить. Я понял вас.
    1 балл
  5. Монгольское "овог" (род, племя) есть искаженное древнетюркское "оба" (род, племя). Если не ошибаюсь, то еще до появления татар в половецких степях кочевали роды, в названиях которых присутствовала приставка "оба" (род). Қарағу - явно тюркский архаизм, в основе которого прозрачный тюркизм "қарақ( (зрачок, глаз). Сейчас мы говорим "Қараңғы" - в смысле темнота, безграмотный, одним словом слепой в грамоте. Очень похоже на наше "Қайршы" - нищий, попрошайка. Не пропустил ли букву достопочтенный Махмуд ата?
    1 балл
  6. Я знаю про "порядок", имел ввиду у русских.
    1 балл
  7. Я ничего и никого не одобрял. Я лишь заикнулся о своем желании чтобы все на этом форуме вели себя пот отношению друг к другу культурно и вежливо. Про отпуск была шутка со смайликом. Вы же понимаете шутки, ув. Рустам. На рисунке не чингизид, чтобы быть потомком Чингизхана. И даже не потомок татарских племен времен Чингизхана - не найман, не кекрейт, не меркит, не джалаир, не онгут, не дуглат, не кунгират, никто другой. На рисунке вероятнее всего Цайдамский или Кукунорский хошаут, дальний родич нашего mechenos'ца.
    1 балл
  8. Причем тут язык? Речь здесь шла про внешность татар. Я ни в одном письменном источнике не встречал таких слов. Прошу привести ссылку на источник или цитату. Проверим вас на правдивость. Ну и что? Наши степные лошади тоже круглый год на воле, а зимой на тебеневке из-под снега. Сено заготавливать им не надо, в зерне не нуждаются, в воде зимой не нуждаются. Легко выдерживают наши 50-градусные морозы и снежные бураны. Очень приспособлены для ведения войн и разведывательных операций - не ржут, не требуют привязи, чрезвычайно выносливые под всадником на десятки километров. Именно о таких лошадях татарских племен Чингизхана написано в источниках. Территория современной Монголии не имеет никакого отношения к татарским племенам Чингизхана, они оттуда не приходили. Это только в ваших любимых книжке Яна так написано и в кино про Отрар так показано. Письменные источники в этом вопросе вполне откровенны (не считая пары тройки искажений и натяжки гидронимов) - улусы, орды и юрты татарских племен и родов располагались примерно вдоль западной стороны Алтайского хребта, с северо-запада на юго-восток, от Восточно-Казахстанской области и Семиречья Казахстана, через Или-Казахский автономный округа Китая, до северных районов провинций Ганьсу и АРВМ Китая.
    1 балл
  9. Насколько мне известно, у Киракоса Гандзакеци и в этом неизвестном по происхождению и времени глоссарии описаний внешности представителей татарских племен, их лошадей, юрт, причесок, одежды, нет.
    1 балл
  10. Даже краткий "шапочный" анализ очевидно показывает, что тема ув. Азбаяра только лишний раз доказывает, что современные монгольские языки имеют огромный пласт тюркизмов, которые им по привычке воспринимаются за родные слова. В словаре тысячи слов, а по внешнему созвучию приведены пара десятков слов, и то, как показали мои сравнения, тоже исконно тюркские в своей основе.
    1 балл
  11. Ув. Азбаяр! Ознакомился с вашей новой темой и вот что хочу вам сказать. Эта тема только лишний раз доказывает, что современные монгольские языки имеют огромный пласт тюркизмов, которые вы по привычке воспринимаете за монголизмы. Об этом свидетельствует не только присутствие заливаемых вами слов в современных тюркских языках, но и их словообразование (этимология) и присутствие их в древнетюркских письменных документах. Я пробегусь по вашим примерам только с позиции современного казахского языка. Уверен, что аналогичная ситуация и в других тюркских языках. Понятно и логично, что в казахском языке некоторые слова из ДТС в силу времени и исторических событий заменились арабизмами и персизмами, точно также как у вас многие исконные монгольские слова нынче заменились тибетизмами и словами из санскрита. И вполне нормально для любого языка, что некоторые слова забылись, это правило характерно для любого языка. Но основная масса приводимых вами древнетюркских слов у нас налицо (хотя ваши примеры "субъективно-выборочные" ). И я удивляюсь, даже поражаюсь, почему ни один казахский участник темы до сегодняшнего дня об этом не написал. Ведь в теме "Казахский язык" они горазды спорить со своим соотечественником АКБ выдавая себя за профессиональных казаховедов, а здесь поймали тишину молчаливо соглашаясь, что ваши примеры это монголизмы в казахском языке и в древнетюркском языке. Повторяю, ув. Азбаяр, я буду приводить примеры только с одного языка, казахского. И только на вскидку, ведь это всего лишь форум, да и время жалко. По ходу к вам замечания: 1) Вы в некоторых местах неверно читаете буквы из ДТС, тем самым искусственно приближая звучание некоторых слов к халха-монгольским словам; 2) Вы зачем-то залили сканы из ДТС, в которых четко написано, что это эти слова китаизмы, персизмы, арабизмы, санскрит. Поэтому их я комментировать не буду. Мои посты заодно будут ответом радостным (но естественно ошибочным) возгласам и лайкам mechenos'ца и Duwa-Soqor'а.
    1 балл
  12. Лично я считаю, что по средневековым миниатюрам о внешности представителей татарских племен Чингизхана, о росте их лошадей, особенностях конструкции юрт, национальной одежде, прическах и обо всем остальном судить трудно и даже наверно невозможно. У каждого художника той эпохи была своя национальная школа художества, поэтому на всех картинах той поры всё и вся совершенно разное, в том числе и антропологические типы людей, в том числе представителей дома Чингизидов, например, у европейских и русских художников - на картинах европейцы, у китайских - китайцы, у персов - персы, у индусов - индусы. Я считаю, что было бы правильно судить обо всех этих признаках (внешности людей, лошади, юрты, одежды, прически и прочее) сугубо по письменным описаниям если таковые имеются. А такие, насколько мне известно, хоть мало, но есть. К ним и следует нам обращаться.
    1 балл
  13. Что-то наш админ в последнее время перестал следить за культурой речи, давая тем самым плохой пример нам, пользователям форума. Ув. Рустам, ждем от вас хороших примеров, чтобы мы равнялись на вас. Эмоции всем нам лучше сдерживать. Если бы я был админом, то я отправил бы вас сейчас в отпуск на целых три месяца.
    1 балл
  14. Админ Рустам видимо этими словами хотел сказать что на рисунке запечатлен черный татарин 12 - 13 веков? Но это не так, это не татар времен и окружения Чингизхана, на рисунке обыкновенный современный монгол Китая приблизительно 16 - 17 веков. Подробно: Это китайская миниатюра династии Мин из Лондонского музея Виктории и Альберта. На всаднике характерные черты монголов Цайдама и Кукунора (исторического Тангута) - оголенное правое плечо и чалма на голове. Вот что писал о них в 1876 - 1877 годах очевидец Н.М. Пржевальский в своем труде "От Кульджи за Тянь-Шань и Лобнор": "... Сапоги носят китайские или самодельные, так называемые гутулы. Костюм женщин вообще не отличается от костюма мужчин. У тех и других обычай, перенятый, впрочем, от тангутов, спускать с правого плеча надетую шубу или халат, так что правая рука и часть груди остаются голыми. Делается это не только дома, но даже и во время пути, если не слишком холодно; в присутствии же старшего лица или при разговоре с ним подобной вольности не допускается." "... Для одежды Цайдамские монголы обыкновенно употребляют собственного изготовления войлоки. Из них шьют халаты, которые носят как и мужчины, так и женщины. Рубашек и вообще нижнего белья ни те, не другие не знают; тела никогда не моют, нечистоплотны до крайности. Панталоны из бараньих шкур носят только зимой; тогда же надевают и бараньи шубы. Голову покрывают зимой бараньей шапкой с отвороченными полями, а летом обвертывают красным кушаком наподобие чалмы."
    1 балл
  15. Обзывая меня вы вы показываете себя во всей красе и тем самым являетесь тем именно, что хотите мне приписать. Будьте здоровы со своим родственничком у которого кликуха из биологической Википедии.
    1 балл
  16. Адайские пленники В нынешнем году исполняется 190 лет со дня упразднения царской Россией традиционного института государственности казахского народа - ханской власти. В 1822-м она была ликвидирована в Среднем жузе, где этой вековой привилегии лишились потомки знаменитого хана Абылая, а спустя два года - в Младшем жузе, где ее потеряли потомки не менее знаменитого хана Абулхаира. Непокорные Уничтожив ханское звание как "совершенно излишнее", российское правительство надеялось укрепить среди кочевников политическое влияние и правовые нормы империи, усилить колонизацию обширного края путем строительства новых военных укреплений и линий, подчинения отдаленных территорий, племена которых все еще были вне пределов юрисдикции Санкт-Петербурга. Одним из таких регионов был полуостров Мангышлак, который занимал один из самых известных родов казахского народа - адай. Некоторые ученые считают, что название племени происходит от кочевого сако-скифского народа, который историк Геродот и географ Страбон называли даи или дахи. Самоназвание племени или союза племен даев/дахов упомянуто в трех древнейших сочинениях: священной книге Авесте, Персепольской надписи царя Ксеркса и в трудах греческого историка Арриана. Ираноязычные даи кочевали по бескрайним просторам Арало-Каспий­ского региона еще с первой половины 1-го тысячелетия до н.э. Кроме Мангышлака, казахи-адаевцы расселялись также на полуострове Бузачи, значительной части плато Устюрт, обширном пространстве до рек Эмба (Жем) и Уил (Ойыл). Всю эту обширную территорию адаевцы заселили, вытеснив отсюда туркмен и калмыков. Цар­ские чиновники считали адаевцев одним из "самых диких, грубых и воинственных киргизцев". Численность многочисленного и храброго племени в середине ХIХ в. достигала от 20 тыс. до 40 тыс. кибиток. Адаевцы номинально были подданными вначале Хивинского ханства, а затем и России, но не признавали их верховную власть, упорно придерживались священной религии предков, своих незыблемых обычаев и традиций, превыше всего ценили собственную независимость от кого бы то ни было. Занимались кочевым и полукочевым скотоводством, земледелием, домашними промыслами, прибрежным рыболовством, соледобычей, меновой торговлей с соседями. Они вырастили уникальную породу степных лошадей (адайские скакуны), которой более тысячи лет. Лошади этой породы неприхотливы и выносливы, приспособлены к климатическим условиям полуострова Мангышлак, легко переносят зной и жару, могут даже пить соленую морскую воду. Путешественник Г.С.Карелин писал, что "киргизы адаевского рода живут совершенно в независимости, ни в чем не давая отчета". Находясь в буферной зоне между Хивой и Россией, на равном удалении от них, адаевцы не подчинялись их законам, не платили налогов, у них никогда не было ханов-чингизидов, они отвергали власть султанов - правителей Младшего жуза - и хивин­ских сборщиков налогов, а управлялись своими родовыми батырами и биями. Адаевцы принимали самое активное участие во всех антиколониальных восстаниях под предводительством народных вождей Сырыма Датова, Жоламана Тленшина, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, Есета Котебарова, Асау Барака, Кулбарака, Исы Тленбаева, Азбергена Мунайтпасова, султанов Каипгали Есимова, Хангали Арстанова и других. Самым знаменитым предводителем адаев­ского рода был батыр Суюнкара Ургенышбайулы, весть о подвигах которого дошла и до Санкт-Петербурга. Казахи-адаевцы свято оберегали древние кочевые нормы обычного права, хранили лучшие качества своих далеких предков даев/дахов и массагетов, отличались вольнолюбивым духом, бесстрашием и беспримерным мужеством в многочисленных схватках с хивинцами, туркменами, иранцами, калмыками, казаками, царскими карательными отрядами и другими врагами. Когда они находились в зените своей воинской славы, великий композитор Курмангазы специально этому казахскому племени посвятил музыкальное произведение - знаменитый кюй "Адай". Благодаря стойкости и мужеству адаевцев обширная территория Мангыстау с несметными богатствами неф­ти и газа сегодня принадлежит Казахстану. Их можно сравнить с "горными чеченцами", которые дольше всех сохраняли независимость и отстаивали ее с оружием в руках. В их прошлой истории было немало героических страниц, и некоторые события тех далеких лет хотелось бы донести до нынешнего читателя. Пленение российского экипажа Любопытный документ хранится в Центральном государственном архиве РК - "Дело о пленении казахами группы моряков 45-го флотского экипажа Каспийской флотилии". Содержание материалов этого дела следующее. В 30-е годы ХIХ в. Россия закрепилась на побережье Каспийского моря, где началось возведение Ново-Петровского и Ново-Александровского укреплений, в которых размещались линейные пехотные батальоны отдельного Оренбургского корпуса, конные сотни уральских и оренбургских казаков, крепостная артиллерия. В эти укрепления для пополнения запасов воды и продовольствия регулярно заходили суда Каспийской военной флотилии, главная база которой дислоцировалась в Астрахани. 15 марта 1836 года лейтенант российского флота Гусев во главе четырехпушечного бота направился для охраны русских рыбопромышленников к Колпинскому углу на восточном побережье моря. 3 июня он выслал шлюпку с четырьмя матросами при одном фальконете для осмотра острова Долгов, где те неожиданно встретили две лодки с казахами-рыбаками. Произошла взаимная перестрелка из ружей, фальконет разорвало после 15 выстрелов, и моряки были вынуждены возвратиться к своему судну. 5 июня сам Гусев на большой лодке с десятью вооруженными матросами при одной пушке отправился на поиски казахов. Адаевцы, прекрасно знавшие побережье моря, его мелководные заливы и глубоководные бухты, сумели заманить российских моряков в ловушку. Встретив у берега казахов, Гусев с азартом устремился в погоню за ними. Те на трех лодках-плоскодонках стали уходить в глубь одного залива с узким входом. Решив, что они попали в западню, Гусев вошел вслед за ними в мелководный залив, потерял ход и не смог маневрировать. Адаевцы в это время перегородили выход из бухты, затопив там свои лодки. Все отчаянные попытки российских моряков прорваться обратно в море не увенчались успехом: со скалистых берегов бухты около 200 человек с победными криками открыли сильный ружейный огонь. Гусев принял смелое решение затопить лодку с пушкой, высадиться на берег и пробиваться к заливу Тюп-Карагану, где находилось русское укрепление. 7 июня моряки вышли на берег и двинулись в путь, однако были окружены многочисленной толпой и, поняв безвыходность своего положения, прекратили сопротивление. В плен были захвачены сам лейтенант Гусев, один канонир, квартирмейстер и 12 матросов. В стычке погиб один матрос, бот был уведен нападавшими и разграблен. Наверное, это единственный случай в мировой военной истории, когда степные номады сумели захватить мор­ской корабль противника и пленить его экипаж. В казахском ауле моряки пробыли почти 20 дней. Они пасли скот, рыли колодцы, заготавливали корм, выполняли различные работы. По признаниям самих матросов, казахи обходились с ними вполне дружелюбно, сносно кормили, не били и не издевались, посмеивались над их легкомыслием и, соответственно, гордились собственной смекалкой и хитростью. Адаевцы, видимо, исходили из неписаного закона войны: чем отважнее враг, тем больше уважения он вызывает и тем большего снисхождения заслуживает, оказавшись в роли побежденного. В переговоры с адаевцами вступил начальник Ново-Александровского укрепления войсковой старшина Логинов. Казахи потребовали за каждого русского матроса выкуп от 8 до 10 баранов - всего 240 голов, или денежную сумму в 2400 рублей. За освобождение офицера Гусева дополнительно потребовали еще 825 рублей. Итого 3225 рублей. Три недели между сторонами длились ожесточенные переговоры об условиях освобождения российских моряков. Пограничные власти наотрез отказывались платить выкуп, требуя немедленно освободить их, в противном случае грозили различными карами. Казахи же были в недоумении: неужели белый царь так беден, что не может уплатить каких-то жалких баранов за свободу своих людей? Они даже снижали размер выкупа, но российская сторона была непреклонна: освободить моряков безо всяких условий! В конце концов казахам, видимо, надоело упорство российской стороны. Они решили отпустить их на свободу всего за 45 баранов, то есть оценили каждого моряка в три овцы. К тому же пленников все это время нужно было кормить и поить, содержать под надежной стражей, чтобы они не вздумали убежать в степь, где могли стать легкой добычей хищников. 26 июня из Ново-Петровского укрепления прибыла российская делегация, которая забрала с собой незадачливых моряков во главе с командиром. Можно представить себе трогательную сцену расставания казахов-адаевцев и русских моряков: ликование матросов, смешанное с чувством стыда и позора пленения кочевниками, и недовольство адаевцев, вынужденных отпустить с миром пленных, в то время как их можно было с выгодой продать в рабство в Хиву. Причем казахи устроили даже той в честь проводов домой русских моряков, с которыми успели сдружиться за это время. Сами же русские моряки не испытывали никакой ненависти к своим "мучителям", как представили это событие в России после их возвращения. Как бы то ни было, история с пленением российских военных моряков закончилась миром, без кровопролития и взаимной вражды. Российской стороне был преподан хороший урок, который научил ее уважать силу кочевников и считаться с их законными интересами. Сюжет этот мог бы лечь в основу какого-нибудь оригинального приключенческого блокбастера под названием "Адаевский пленник", не уступающего таким занимательным картинам прошлого, как "Сорок первый", "Белое солнце пустыни", "Кавказ­ский пленник"… Принуждение к капитуляции Другое событие произошло через 30 лет и было связано с проведением цар­ских реформ 1868-1870 гг., направленных на новое территориальное управление краем, которое не учитывало привычных родовых отношений казахов, усиливало налоговый гнет и в целом колониальную политику империи. На территории Мангыстау новые преобразования вводились позже, чем в других областях, лишь в 1870-м, так как царизм опасался возмущения буйных адаевцев, и не без оснований. "Адаевцы плохо были подготовлены к принятию нового положения, и оно здесь было едва ли своевременно", - писал один из чиновников местной администрации. Регион включался в состав Уральской области, а в укреплении Ново-Александровском учреждалось специальное Мангышлакское приставство для "заведывания населением, кочующим в соседстве сего управления". Для пристава областным военным губернатором была разработана особая инструкция, определявшая его права и обязанности по управлению местными казахами. Мангышлакским приставом и командиром военного отряда был назначен подполковник Рукин. Статья 245 "Временного положения" гласила, что "киргизы освобождаются от рекрутской повинности", однако с них взимался кибиточный сбор по 3 руб. в год с каждой кибитки, причем исчисление кибиток определялось на три года. В итоге размер кибиточного сбора с адаевцев составлял за два последних года от 160 тыс. до 250 тыс. рублей, что вызвало негодование народных масс подобной фискальной политикой царских властей. Это было одним из ярких примеров несправедливости и ошибок правительства по отношению к мирным кочевникам. Однако Рукин, не считаясь с затруднительным положением населения, потребовал, согласно новому налоговому тарифу, немедленно внести кибиточную подать за 1869-1870 гг. Местные казахи, приведенные в ярость таким беспардонным требованием, категорически отказались выполнять его. На помощь Рукину для усмирения адаевского бунта была направлена сотня уральских казаков, вместе с которыми пристав в марте 1870-го выступил в степь против восставших. Вооруженные старинными пиками, топорами и фитильными ружьями, многочисленные скопища повстанцев в урочище Сартас вблизи гор Актау под руководством Исы Тленбаева окружили карательный отряд Рукина из 38 казаков и четырех офицеров, предложили им сложить оружие, но получили отказ. После трех дней ожесточенных схваток с превосходящими силами адаевцев русский отряд был вынужден капитулировать, а сам начальник отряда подполковник Рукин, чтобы не попасть в плен, как честный русский офицер, застрелился. Воодушевленные успехом, повстанцы атаковали затем форт Ново-Александровский, но не смогли захватить укрепление, гарнизон которого имел на вооружении свыше 20 орудий различного калибра и был дополнительно усилен двумя ротами пехоты и сотней уральских казаков. Вместо послесловия В заключение хотелось бы отметить следующее. Исторически обширнейшее Казахское государство складывалось из разных, расположенных далеко друг от друга и потому слабо связанных между собой регионов, имевших свои особенные природно-климатические, физико-географические, хозяйственно-экономические, демографические и родоплеменные отличия. Не стала исключением в этом отношении и территория Западного Казахстана, его составной части - Мангыстау, где до сих пор в основном проживают потомки тех героических адайцев. Казахи Младшего жуза первыми начали принимать подданство России, первыми почувствовали на себе гнет царской колониальной политики, первыми взялись за оружие и первыми подняли знамя национально-освободительной борьбы. Еще царские чиновники ХIХ в. отмечали, например, что они отличались "диким, буйным и резко выраженным характером", о чем свидетельствуют многочисленные народные восстания и движения в эпоху царской колонизации. И в непродолжительную советскую эпоху население полуострова не раз выступало против грубых перегибов административно-командной системы. Всем памятен так называемый "адаевский бунт" 1929-1930-х годов, когда округ был охвачен массовыми выступлениями и откочевками населения в знак протеста против насильственной конфискации, коллективизации и налогообложения. Именно тогда родилась поговорка о том, что "спасение Адая - дело рук самих адаевцев". Летом 1989-го в Новом Узене (нынешний Жанаозен) произошли столкновения на межнациональной почве между местными нефтяниками-казахами и рабочими-вахтовиками из республик Северного Кавказа. Они проходили под антидискриминационными лозунгами и сопровождались погромами торговых лавок и питейных заведений выходцев из кавказского региона. Исторически воинственность адаевцев проистекала также из того, что они веками проживали рядом с не менее воинственными племенами туркмен-иомудов, постоянно совершавших нападения на их аулы для захвата людей и скота. Поэтому местные казахи жили в условиях постоянной готовности к отражению набегов враждебных соседей, к защите родной земли, обильно политой их собственной кровью. Надо также отметить, что периоды вражды между адаевцами и иомудами сменялись мирными временами, когда два племени заключали союзы и браки. Одно поколение адаевцев до сих пор себя называет "туркмен адаймыз". Известно также, что среди предков поэта Махамбета Утемисова были выходцы из иранских туркмен. Все это не могло не наложить отпечаток на менталитет адаевцев. Суровые климатические условия, постоянная борьба за выживание с хищными соседями сформировали сильный, независимый характер и сплоченность местного населения перед внешними вызовами и угрозами. Поэтому нынешним мест­ным руководителям, особенно прибывшим из других областей, надо хорошо знать не только экономику, географию и природные ресурсы края, но и историю этого региона, социальную и демо­графическую структуру населения, менталитет жителей, особенно молодежи. Уметь завоевывать доверие людей, находить с ними общий язык, согласие, компромисс, быть ближе к населению, жить их интересами и нуждами, а не выглядеть некими временщиками, думающими только о своей дальнейшей карьере в высоких коридорах Астаны. Нужно также при подборе кадров соблюдать баланс местных и направленных из центра и других регионов руководителей, обеспечивать равные условия для доступа к госслужбе. Сейчас главным критерием выдвижения руководителей различного уровня является наличие необходимого опыта госслужбы, членство в правящей партии "Нур Отан". Между тем необходимо придавать важное значение также гуманитарной подготовке руководящих кадров, знанию ими местных условий, быта, психологии, культуры, духовной жизни, фольклора, других особенностей, помогающих укреплять доверие между центром и регионами. Мурат АБДИРОВ, доктор исторических наук, профессор
    1 балл
  17. Переход же алшинов-байулы под власть ханов казахской династии, вероятно, следует связывать с нашествием калмыков, окончательно разгромивших Ногайскую Орду в начале 30-х гг. XVII века. Данное событие в казахском фольклоре считалось самым трагическим эпизодом степной истории, и еще в XIX веке песни и сказания о распаде на две части единого народа «по вине пестрого жеребенка» вызывали у кочевников самые горестные чувства. Большая часть ногайских родов под напором тяжелой ойратской конницы бежала за Волгу, но алшины-байулы подались к казахам за Эмбу. Одним из предводителей байулы тех лет являлся современник хана Есима – знаменитый степной бард Жиембет, в произведениях которого впервые за всю историю поэзии жырау, зародившейся именно в Ногайской Орде, используется термин «казах». Естественно, что все помыслы вождей алимулы и байулы в качестве пришельцев, занявших формально подчиненное положение в иерархической родоплеменной структуре Казахского ханства, носили реваншистский характер. А общее происхождение и общие цели привели к образованию самостоятельного казахского улуса, получившего название Младшего жуза с собственным ханом и военно-политическим курсом, направленным на возврат ногайских кочевий. Это была невероятно тяжелая задача. Калмыцкие части в русских войсках наводили ужас и на воинственных горцев Северного Кавказа, и на свирепых турецких янычар, и на стойких европейских солдат. Кроме того, на Яике постоянным союзником калмыков против казахов было местное казачество. Однако в начале XVIII века хану Младшего жуза Абулхаиру удалось с помощью огнестрельного оружия нанести ряд мощных ударов по восточным калмыцким улусам. Астраханский губернатор Волынский писал, что «калмыки, конечно, могут пропасть, ежели так сильно оные касаки на них идут, понеже они так перед касаками робки, например, где оных сот 5 или 6, а калмыки пятью или шестью тысячами не могут противу их устоять, понеже касаки имеют больше пищалей, нежели луков». После этих ударов калмыцкие князья уже не решались кочевать за Яиком и в ходе переговоров о заключении мира в 20-х гг. XVIII века признали эту реку границей между двумя народами. В итоге калмыками была потеряна не только изрядная часть прежних ногайских кочевий, но и бывшие туркменские земли на Мангыстау (Мангышлаке). По праву победителя казахи заняли данный полуостров, с чем, естественно, совсем не согласны были старые хозяева. Но после серии неудачных конфликтов с отрядами казахских батыров туркмены были вынуждены уйти к Хиве.
    1 балл
  18. два месяца они удерживали Мангыстау, пока весь род не вернулся с зимовки. потом капец настал Калмыкам и Туркменам. такой капец настал, что Калмыки лет на двадцать подпали под власть Тауке хана стали доминионом Казахского ханства, а Туркменов вместе с их Шахом выгнали в пустыню, где он благополучно скончался от истощения.
    1 балл
  19. "© Борис ты неправ". Теперь вижу, что ты действительно подобен дебилу, не способному провести элементарный анализ информации. Читал что-нибудь по антропологии? Или в своем иррациональном желании стать настоящим казахом вообще крыша уже поехала? Я стою горой за правду и буду пресекать фольк-истерию подобных тебе недоумков. Впрочем вижу, что без таких "спецов" как ты, форуму будет только польза.
    -1 балл
  20. где-то вы правы. По Кашгари древние кыргызский, кыпчакский , огузский наиболее чистые тюркские языки : Современный же кыргызский испытал влияние "монголо-татарского" . Казахский по-моему подвергся еще большему влиянию в смысле фонетики ( интонации). Когда я слышал издали как разговаривали буряты, то мне казалось что говорят казахи.
    -1 балл
×
×
  • Создать...