Перейти к содержанию

Лидеры

  1. RedTriangle

    RedTriangle

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1902


  2. s_kair

    s_kair

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      851


  3. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      11005


  4. Бури-Мунке

    Бури-Мунке

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      234


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 03/20/19 во всех областях

  1. Новый "президент" Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Джалаирид
    2 балла
  2. Современник времен Кенесары-хана. И снова подмечаются очень длинные копья и множество боевых топоров. А вот рецепт готовки мяса под седлом явно европейское варваризирующее представление о кочевниках клише, про татар больше всех такое встречается. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1840-1860/4_mesjaca_v_stepi/text2.htm Пётр Карлович Услар ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА В КИРГИЗСКОЙ СТЕПИ Наконец, по всему полю рассыпаны были наши отрядные киргизы, которых тщетно старались мы заставить следовать в каком-нибудь порядке. Многие из них ехали в небольших кучках, и ядром каждый из этих кучек служил какой-нибудь краснобай, привлекавший в себе слушателей или повествованием о своих собственных приключениях, которым никто не верил, или сказками, которым вообще все верили очень добродушно. Героем этих сказок обыкновенно бывал какой-нибудь балван (Исковерканное персидское слово «пегливян, что значит богатырь. Этим совершенно объясняется: и тебе, Тмутораканский балван», которое казалось темным для многих комментаторов Слова о полку Игоревом.), одаренный необычайною силою и воюющий с волшебным миром. Но не все киргизы поддавались привлекательности рассказов; многие заранее уже пугались мысли о встрече с неприятелем и благоразумно вертелись около пушек, как бы стараясь обеспечить для себя их благорасположение и защиту от опасности во время боя. Нельзя представить себе, с каким почтительным трепетом смотрят киргизы на артиллерию. Им кажется, что пушки обладают беспредельным разрушительным могуществом и едва-ли не признают они их существами разумными. В деле, обыкновенно все киргизы, находящиеся при отряде, начинают толпиться около пушек. Им кажется, что всего безопаснее быть вблизи этих могучих союзниц, и с трудом можно отогнать богатырей даже от дула заряженных орудий. Не смотря на эту трусость, киргизы наши разоделись в поход так же великолепно, как на праздник. Многие из них не заменили даже своих нарядных халатов из алого сукна другою какою-нибудь одеждою, более простою и более приличною для походного времени. Это придавало странную пестроту нашему отряду. Красные платки, которыми обвернуты были головы многих, очень шли к смуглым лицам их и напоминали собою турецкие фески. На других надеты были черкесские шапки, с мохнатым околышком, таких преувеличенных размеров, что вся шапка походила на колоссальный ненапудренный парик времен Фронды и Лудовика XIV. Впрочем, все это относится только к тем, которые были побогаче и рады случаю блеснуть перед русскими офицерами роскошью своих нарядов. Все остальные одеты были в лохмотья, которыми не совсем удавалось им прикрывать свою наготу. Главное вооружение этих воинов состояло в пике, то есть, в предлинной жерди, к которой прикреплен железный наконечник. У многих, пики эти были до того длинны, что вероятно действовать ими чрезвычайно затруднительно; но каждый киргиз полагает род point d’honneur в том, чтоб перещеголять своего товарища длиною пики. Сверх того, многие вооружены были топорами с длинною рукояткою, саблями самых разнообразных видов и, наконец, некоторые ружьями с фитилем вместо кремня или пистона. Наконец, мы дошли до озера, о котором говорили наши вожаки. Оно густо поросло камышом, имевшим несколько саженей вышины. Мы надеялись, что где-нибудь, в средине озера, осталось еще несколько луж пресной воды для нас и для лошадей наших, но поверхность его простиралась на несколько квадратных верст и не так легко было отыскать эти лужи, скрытые в камыше. Часть отряда расположилась по берегам, в готовности отразить всякое нечаянное нападение; другая для отыскания воды рассыпалась по всему озеру, следуя по узеньким тропинкам, проложенным кабанами, которые обыкновенно водятся в камышах. Я поехал по одной из этих тропинок. Ничего не могло быть отраднее тени, которую представлял мне густой лес камыша; надобно провести несколько часов в раскаленной степи, чтоб постигнуть это наслаждение. Перекликивания Казаков, которые все закрыты были друг от друга камышом, напоминали мне наши русские прогулки по лесам, за грибами. Наконец раздался радостный крик: вода! вода! мы все собрались на голос и увидали несколько луж, в которых была почти совершенно зацветшая вода, очень неприятная на вкус, но разбирать тут было нечего и мы обрадовались находке, как дорогому кладу. По-крайней-мере, нет необходимости идти далее и можно отдохнуть после 80-ти верстного перехода. Впрочем, это усиленное движение не обошлось нам даром: два верблюда от утомления не могли следовать за отрядом и брошены были на дороге. Киргизы тотчас же прикололи их пиками и вырезали из них несколько кусков мяса для своего обеда. Это самый неприхотливый народ в отношении к пище, и продовольствовать их во время похода нисколько не затруднительно. Палых лошадей и верблюдов едят они весьма охотно и не чувствуют от того никаких дурных последствий. Их стряпанье также весьма просто и удобно в военное время. Обыкновенно кладут они куска два-три сырого мяса на лошадь под седло и, проехав на ней несколько десятков верст, находят мясо размягченным и совершенно готовым в пищу. Не думаю, чтоб кто-нибудь из наших гастрономов решился попробовать этого киргизского стряпанья.
    1 балл
  3. До чего же люди 19 века могли сочно и ярко описать событие! Читать сплошное удовольствие.
    1 балл
  4. Поздравляю администрацию, пользователей и гостей форума с наступающим казахским Новым годом Наурыз и международным праздником весеннего равноденствия Навруз! По казахским традициям 21 марта заканчивается "Ит жылы" (год собаки) и 22 марта начинается новый "Доңыз жылы" (год кабана). Ақ мол болсын! Ұлыстың ұлы күні құтты болсын!
    1 балл
  5. Действительно, самал практически не услышите в Караганде, только девочкам такие имена дают
    1 балл
  6. Все правильно, были монголы до Чх. Ими восхищались татары Чх и переняли их имя. Но это были разные народы... Об этом много свидетельств предоставлено, в том числе и в этой теме.
    1 балл
  7. Да мне, вообще-то, фиолетово как называется местность, натолкнулся на эту информацию, когда искал что-нибудь про ИССЫ-ГАТТЫ. Так, что успокойтесь. Эта информация, кстати, написана не моими земляками - а-ля южанами))))
    1 балл
  8. как обычно, несогласных с вами голословно обвиняете в сговоре из-за "близкого землячества")) . Хотя я, например, не участвую в этом споре, но, все равно, надо отметить какой я "не северный", хам, оскорбляюший и переходящий на личность Это уже забавно, что вы, как мантру повторяете, что я и Karaganda- южане (ув. Нурбеку в этот раз повезло), а Тирион- Алматы)))
    1 балл
  9. 1. у нас шөл - пустыня 2. у вас на тувинском или на монгольском?
    1 балл
  10. 1. первым я никогда не начинаю хаметь и на ты не перехожу 2. я так понял вы готовите пути отступления? предлагаю не начинать это дело а продолжить дискуссию. просто не нужно привирать типа того что я мол весь Сев. Казахстан считаю за Сарыарку. вы с самого начала не согласны с моей локализацией Сарыарки=Казахский мелкосопочник (не путать с историчкой Аркой) но ни одного аргумента против не привели. а то, что у вас не знают про Сарыарку это нормально, с этим я не спорю. откуда вам его знать если вы родились на Западно-Сибирской равнине, в Барабинских и Кулундинских низменностях. это ведь уже не Сарыарка. хотя я лично уверен что про Сарыарку в тамошних краях слышали - лукавите. и все! про Букейханова к теме отношения не имело потому что там был разбор слова қыр а не Сарыарки. а с значением слова қыр - степь у вас никогда не спорил. у вас степь, у нас - холмы
    1 балл
  11. 1. пруф, товарищ, пруф. ваши многословные предложения (даже с шрифтом больше) во рту слаще не делают (как и повторение слова халва) 2. я вправду не знал где родился А.Букейханов, всегда считал что он из Тургайской области (в смысле из Костаная). вы раза три написали что он из Каркаралиснкого уезда нго почему то умолчали что он из совр. Актогайского района. который вы прописали в полупустыни (но вы тут правы - там скорее полупустыни чем степи). а теперь выкинули про Баян-аул. может вы и правы и он вправду из Баян-аула. но так будьте добры: приведите ссылку, цитату про это 3. данная вода без пруфа про Баянаул к теме беседы отношения не имеет. вы тоже могли родиться по улице Чкалова или Толстого, но никто не возразит вам если вы возьмете логин Қыр баласы
    1 балл
  12. вы пишите: 1. "Сарыарка" это желтоватая каменистая голая местность в центральном Казахстане, не пригодная ни для скотоводства, ни для земледелия. 2. Сары-арка это безжизненная и безлюдная холмистая местность с гранитными скалами и суглинистой почвой очень приблизительно в ограниченной местности от Бетпак-далы на западе до Аягуза на востоке и от Балхаша на юге до Агадыря на севере, по научному - мелкосопочник. 3. Мое мнение, что название газеты "Сарыарқа самалы" отлично подошло бы к газетам Актогайского или Шетского районов Карагандинской области. итого получаем Сары-Арку по версии АКБ (границы красным цветом): вот тут родился А.Букейханов: итого по версии АКБ А.Букейханов родился в самом центре Сары-Арки (зеленый кружочек на предыдущей карте). получается А.Букейханов - сын степей, родился в полупустыне (судя по вашей карте природных зон - желтым цветом), в желтоватой каменистой голой местности в центральном Казахстане, не пригодной ни для скотоводства, ни для земледелия - безжизненная и безлюдная холмистая местность с гранитными скалами и суглинистой почвой (как вы писали выше)
    1 балл
  13. судя по тому что вы перешли на личность по отношению к Arceн и по второму кругу расписали что Букейханов родился в Каркаралинском уезде (и опять промолчали про точное место, аул, зимовку), что он жил и писал в Омске и Павлодаре - вам просто нечем крыть факт того что А.Букейхнов родился не в степях
    1 балл
  14. Ниже мы видим, что мужчины Павлодара одевались почти один в один как кашгарцы Восточного Туркестана: Борьба. Казахи. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в. Музейный номер МАЭ № 3862-13 Наименование, название Борьба Этническая принадлежность казахи Место создания Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд) Географическая локализация места создания Центральная Азия Время создания первая треть ХХ в. Собиратель-частное лицо Вайшле Михаил Сильвестрович Материал светочувствительный слой, стеклянная пластина Собрание Фотоколлекция Коллекция МАЭ № 3862. Негативы 9х12 по Казахстану
    1 балл
  15. ей богу - ребенок! уже наверное четвертый раз пишите одно и то же про халву: родился в соседнем уезде, учился в Омске, сидел в тюрьме, жил, работал, писал, кыр баласы ... а во рту слаще не становится. а про конкретное место рождения НИ СЛОВА
    0 баллов
  16. Вы в своем уме, Кылышбай? Конечно же он самый настоящий степняк. Родился он совсем недалеко от нашего Баян-аула. В теме "Быт казахов северо-восточного Казахстана" я залил массу уникальных фотографий 19 века тех живописных мест, Баян-аула и Каркаралы. Безлюдный гранитный мелкосопочник я считаю находится чуть дальше, вдоль северного побережья Балхаша. Сто раз же вам писал, что он имел даже творческий псевдоним "Қыр баласы" (Сын Степей, Степняк). И вообще прошу вас с Karagand'ой в своих лже-каркарлинских постах больше не беспокоить память и не склонять имя великого Алихана Бокейханова. Это просьба! Мой юный друг, не учитесь смолоду ругаться со старшими и при этом сквернословить им. Разве вас не учили этому в школе еще в Ташкентской области? Я ведь тоже могу, но не делаю этого будучи образованным, понимаете меня или нет? И если честно, то дискутитровать с вами на разные темы всегда становится не интересно, потому что все вы близкие земляки, а потому единомышленники (Кылышбай, Момын, Karaganda, s_kair, Arсен, Almaty-Тирион) всегда на определенном этапе дискуссий обязательно скатываетесь на хамства, оскорбления и переходы на личность собеседника. Мне такое не нравится и сразу же отталкивает от дальнейших дискуссий, понимаете меня или нет? Напоследок (дабы больше не разводить в теме излишнюю грязь) я еще раз вам авторитетно заявляю как уроженец здешних степей (о чем собственно и был спор с самого начала): 1) Сами жители Степного края никогда свои степи не называли "Сарыарқа" (не считая одного или двух упоминаний у того или иного поэта в качестве поэтичной формы и образа, если верить комментариям в теме) и с этим названием здесь никто не знаком (не считая знакомства через СМИ). 2) Сами жители Степного края свои степи называли и продолжают называть "Қыр" (степь, степи). Примеры: Мы говорим "Жазғытұрым малды қырға айдау" (весной выгнать скот в степь), но никогда не говорим "Жазғытұрым малды Сарыарқаға айдау" (выгнать по весне скот в Сары-Арку). Коротко "Арқа" тоже никто не говорит, это нонсенс. Мы говорим "Қырдың шөбі малға құнарлы" (степное сено для скота полезно [чем луговое]), но никогда не говорим "Сарыарқаның шөбі малға құнарлы" (Сары-Аркинское сено полезно для скота). И т.д. и т.п. И вообще не понимаю зачем вы спорите с уроженцем степи, если сами совершенно из других мест и приехали сюда совсем недавно, понимаете меня или нет?
    -1 балл
  17. Айналайындар, S_kair, Arсен, Karaganda, Момын, Almaty-Тирион, Кылышбай. Навязать Степному краю чуждые названия (орындық, тентек, кимешек, күндік, сарыарқа, мипалау, жент и прочие, прочие) вам не удастся. Только зря стараетесь и теряете свое время. Они здесь совершенно никому не знакомы. Это все равно что если бы я насильно навязывал бы вам, югу, центру и западу наши специфические трмины (тақ, қояншық, жаулық, қыр, қоспа, бүйрөк, сомса, бәліш и прочие).
    -1 балл
  18. Таких курьезных случаев очень много, потому что каждый волен придумывать и выбирать себе с паспорта любой тюрко-татарский этноним. Вместо Катаган - Хатгин и Хатигин: Их найман - племя Великие найманы: И даже племя Монгол: Потому что всерьез думают, что такое племя существовало. Если вначале разрешили прописывать понравившийся средневековый тюрко-татарский этноним в удостоверения личности, то позже разрешили их вписывать даже в водительские права. Я живо представил у нас такую картину. В Омске гаишник казах останавливает меня, грозит крупный штраф, но тут гаишник со слезами на глазах кидается мне в объятия с криком: "Ағасы, менде кереймін!" (Дядя, родной мой, я тоже керейт!). И всё, дело в шляпе. Но монгольские гаишники не лыком шиты, их то не проведешь, они то прекрасно знают что все эти надписи в паспортах и правах это каприз их хозяев и к действительности не имеют никакого отношения. Поэтому навряд ли монгольские гаишники при виде надписи "Ургийн овок - Баржгон" бросаются в объятия с криком: "Я тоже Баржигон, мы с вами оба нируны товарищ капитан!". Все авторские права соблюдены. Фотографии любезно предоставлены ув. Steppe Man - Peacemaker'ом.
    -1 балл
  19. и Баянаул, и Каркаралинские, и Кокшетауские горы относятся к нему. это самые высокие из его "сопок"
    -1 балл
  20. расскажите это директору гостиницы "Сарыарка" в Павлодаре или редакторам павлодарской газеты "Сарыарқа самалы". кстати, всегда считал что слово самал это сугубо наше, южное. в Караганде по крайней мере вместо него используют слово жел. а оказывается у вас оно тоже есть. смысл ведь такой же - ветер?
    -1 балл
  21. причем тут ваши козы? автор перечисляет русские названия одежды. русские! с чего ему только одну шапку называть не по-русски? или мы свою одежду и свои дома называли халат, сапоги, кибитка?
    -1 балл
  22. наверное с пирожками нас познакомил Советский союз а вы готовите их давно про бешпармак спорить естесственно не станете ибо не правда это: так стали называть с приходом данного названия от русских а сами казахи будь на юге или на севере говорят просто ет не доктор а доқтыр не очки а әшкеу не яшық а жәшік у нас тоже орын у нас не мед а әсел вы наверное бываете проездом в соседние хутора у югу от Павлодара в не на юге казахском
    -1 балл
  23. 1. Так у него своеобразная география 2. Аллага шукир не повсеместно в Караганде, Кудайга шукир, Кудай деп еще используют 4. Зря подозреваете, я сам помню спрашивал после разговора с южанами, что такое майда? на что бабушка ответила: Майда-шуйде деген соз бар. Значит мое старшее поколение знало и может использовало слово. Хотя да, как майда никто не использует. Кылышбай, я ваш земляк только по классификации АКБ))) П.С. если я был бы условным Коныратом или Дулатом - я бы гордился сам. Знание местности и общение на тему значимых людей с Каркаралинска - вот основное доказательство мое. Делать нечего тратить время на споры и подменять свое происхождение П.П.С запарили, карагандинец я))
    -1 балл
×
×
  • Создать...