Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      4

    • Постов

      28685


  2. Ашина Шэни

    Ашина Шэни

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      4058


  3. SWR

    SWR

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      115


  4. Samtat

    Samtat

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      4611


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 07/16/17 во всех областях

  1. Андроновцы предки тюрков, это доказанный факт по палеоДНК. Также доказано что восточные скифы-саки предки тюрков кыпчакской группы языков
    3 балла
  2. Хунну через разные тюркские народы в основном еще плюс немного средневековые монголы (нируны и дарлекины).
    1 балл
  3. Уважаемый Жаксылык, спасибо. Теперь я всё больше уверен в своём понимании истории.
    1 балл
  4. Похоже туркмены это армяне СА. Вы вместо множества слов лучше труды ученых приведите в виде доказательства.
    1 балл
  5. Нет это обычные туркменские девушки.А что вы решили что они похожи на казашек?
    1 балл
  6. Монгольский профессор А.Очир уже пишет ,что правители Уйгурского каганата -монголы. А вы получаетесь пленным лесникам-кумандинцам.
    1 балл
  7. Разрешите ответить? Впрочем, уже отвечаю: возможно, почитание неба как Бога было не просто в праалтайскую эпоху, но даже еще раньше. На это указывает крайне интересный термин у полинезийских народов Океании. Угадайте, как они называют бога неба и моря? Удивительно, но... "Тангароа (Тангалоа, Танаоа, Таароа, Кана-лоа) — у полинезийцев и микронезийцев (острова Гилберта) небесное божество (в ряде мифов Западной и Центральной Полинезии Тангароа — само небо, а также радуга, дождь). Тангароа — бог морской стихии (со всеми обитателями океана — рыбами, пресмыкающимися, морскими животными и др.). Согласно некоторым мифам, Тангароа — нетварное существо, по другим — создаёт себя сам, пребывая во тьме (По) в космической раковине (или в космическом яйце); в некоторых вариантах сюжета Тангароа в дальнейшем из створок раковины создаёт небо и землю." Также интересно, что Тангароа еще и ассоциируется с морской стихией. И как раз имеем пратюрк. "deŋgiŕ" (море; океан) и "teŋ" (пруд; водоем; большая река). Видимо, у наших предков-мореходов небо и море были одновременно отдельным и едиными понятиями, что связано, как я думаю, с соединением неба и водной глади на горизонте, что для наших предков могло показаться нечто единым целым. То есть культ почитания неба[-моря] существовал еще задолго до V тыс. до н.э. (дата распада алтайских языков). Также не грех вспомнить шумеров: "Dingir (также транслитерируется как diĝir) — клинописный знак, обычно являющийся детерминативом со значением «божество». В качестве детерминатива он не произносится и транслитерируется как надстрочное «D», например, DInanna. В общем, dingir можно перевести как «бог» или «богиня». Этот знак в шумерской клинописи (DINGIR, DIGIR) сам по себе обозначает шумерское слово an («небо») или идеограмму для An, верховного божества шумерского пантеона. В аккадской клинописи этот знак (AN, DINGIR, ) мог быть как идеограммой «божество» (ilum), так и силлабограммой an или ìl-. В хеттской клинописи знак читался как an." Впрочем, это очень тесно коррелирует с путем миграции носителей гаплогруппы C (видимо, именно праалтайцы):
    1 балл
  8. Ну вообще то Гаоцзюй по источникам четко предки Теле, потому никто тюркский язык Гаоцзюй сомнению не подвергает. Язык телесских племен нам известен по языку орхонских уйгуров. Да и нигде китайцы не описывают, что у гаоцзюй было два языка. С учетом локализации Гаоцзюй вам придется еще и искать монгольские элементы в раннесредневековых Джунгарии и Семиречье Собственно понятно, что Гаоцзюй/Гаочэ 高車 чисто китайское имя, значит "высокие телеги". Сами же племена звались Теле, а "высокими телегами" их прозвали за способ кочевки, его и у уйгуров отдельно китайцы отмечали: 回紇,其先匈奴也,俗多乘高輪車 "Далекие отцы уйгуров - сюнну, в повседневной жизни преимущественно используют повозку с высоким колесом". Гаоцзюй/Теле же еще и с Динлинами китайцы все время связывают, и поэтому наука в большинстве считает динлинов тюрками. Недавно еще узнал, что в Китае популярна гипотеза, что Ди это раннее написание этнонима Тюрк. Что же до различия з/р, то если вы помните что говорил Сабиров, "Получается. что сюнну прамонголов загнали во всякие медвежьи углы Маньчжурии и те там сохранили такой архаичный склад. А сами тюркские невероятно резко эволюционировали - резко упростились, потеряли кучу фонетики и нарастили новые аффиксы. При этом выходит, что предок чувашского убежал на запад до имперского периода и поэтому так похож на монгольские". Добавлю слова Янхунена, "Лингвистические свидетельства таким образом говорят в пользу теории, что среди сюнну доминировали носители до-протобулгарского, хотя на местном уровне также должны были быть задействованы носители других языков, включая протоенисейский. Единственная проблема с такой интерпретацией возникает с вопросом о происхождении исторических тюрок. На данный момент этой проблеме нет иного решения, кроме как предположить, что тюрки возникли из какой-то незначительной части конфедерации сюнну, которая не имела признака ротацизма-ламбдацизма в их тюркской речи". Так как речь в пассажах Вэйшу и Бэйши идет уже о сравнительно поздних хуннах Юэбань, они видимо или уже перешли на з-речь, или представляли собой ту часть сюнну, что говорили на з-языке.
    1 балл
  9. Ну я все таки не могу покрыть весь материал в процессе чтения, читаю лишь то что интересно, поэтому данных по всем народам древности априори знать не могу Потому в случае с юэчжи и усунями чисто мои личные предпочтения. Собственно тут я не больно много теряю, ведь языковой материал по обоим народам ужасно скудный и мало что дает.
    1 балл
  10. Если ярко выраженный монголоид, не отличу, конечно. Ну поэтому я считаю, что вы все-таки нездорово зациклены на этих эпикантусах, поэтому у вас имеется зоркий глаз:).
    1 балл
  11. Да, очень интересный вывод в копилку толкований имени. Но где-то похожее здесь уже было. Главное, конечно, что Вы убедительно показали, что в основе лежит термин движения. Это, наверное, ключевое, так как все хроники о Котяне обязательно упоминают его в связи с кочевьем со своими племенами. И не технологическим (скотоводство, летник-зимник), а вынужденным. А такое путешествие должно быть организованным, управляемым, у начальника должен быть соответствующий статус, должность, звание. Я имел ввиду, что "хан" термин крупный, наравне с "царь", у половцев государственности не было. К более мелким конгломерациям этот термин стал применяться много позже.
    1 балл
  12. Это не так. В данном случае нужно внимательно читать, к примеру, работы корифея от тюркологии Дыбо А.В. В чувашском есть китаизмы, по которым лингвисты определяют время распада пратюркского, а именно уход хуннов-гуннов на запад в Европу. По лингвистическим данным уважаемой Дыбо А.В. это произошло не ранее 3 века нашей эры... К примеру, характерное слово, заимствованное из китайского в чувашский (хуннский-гуннский) это слово Кэмэл - "серебро". Причем, в первоначальной фонетике. В других тюркских оно закономерно видоизменилось с заменой звука Л на Ш. То есть, уважаемая Дыбо А.В.... нехотя и не подозревая об этом... лингвистически... похоронила... пошлую (т.е. популярную) теорию (такого историка как Кляшторный, в частности) о времени распада пратюркского и ухода хуннов на запад. Хунны ушли на запад в середине 4-го века (когда на них в Китае надавили тобгачи) и сходу разбили готов в Крыму, а не копили силы лет эдак 200... не известно где... по Гумилеву...
    1 балл
  13. Сабли казахов: https://cyberleninka.ru/article/n/sabli-kazahskih-voinov-iz-fondov-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya https://cyberleninka.ru/article/n/sabli-tyurkskih-kochevnikov-xviii-xix-vekov-iz-fondov-natsionalnogo-muzeya-respubliki-kazahstan-i-istoriko-kraevedcheskogo-muzeya Стрелы и колчаны https://cyberleninka.ru/article/n/strely-i-kolchany-kazahskih-voinov-iz-tulskogo-gosudarstvennogo-muzeya-oruzhiya Нетипичное для казахов клинковое оружие в виде ятагана, возможно про подобные сабли и имел виду Валиханов. https://cyberleninka.ru/article/n/klinok-shoi-khopesh-xix-veka-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya
    1 балл
  14. Википедия - не авторитетный источник (и это очень мягко сказано). Следует пользоваться с величайшей осторожностью. Особенно в разрезе вопросов данного раздела. "Малкъар" - житель долины реки Малка. С учетом типичнейшей замены в словах тюркских языков звука М на Б получили... Балкар. Т.е. Балкар - Малкъар никакого отношения к имени и тюркскому народу Болгар не имеет. У имени Болгар своя типичная Р-Л язычная этимология болгарской группы тюркских языков и, как известно, не произносимая на остальных З-Ш языках (а это, как известно, все тюркские языки, кроме чувашского). "Пӑлха́р" - "пил(ек) хар(ах)" - "пять частей", как бабушка и нагадала: "пять сыновей Кубрата"(7 век), "пять царей Волжской Болгарии"(10 век), "пять частей южных сюнну" (3 век)... Любопытно, что на монетах Волжской Болгарии сначала чеканили Б'лгар (беле(биле) + гар), на последних - Б'лхар (Беле(биле) + хар). Т.е. слово Гар ("часть") фонетически изменилось (подпало под оглушение) еще в 10 веке! Что закономерно сохранилось в чувашском "ПӑлХа́р". Оглушение (Б -> П) в волжском болгарском (чувашском) произошло несколько позже 10 века. Формы Булгар (особенно с ударением в первом слоге) у носителей этимологии быть не может. Это нонсенс! А именно - типичный арабизм.
    1 балл
  15. И всё-таки я оказываюсь правым насчёт Кок-тюрков Ашина. Цитирую уважаемого востоковеда Igor: "Несколько замечаний. 1. Эфталиты, как и кидариты, безусловно считали себя гуннами (точнее “гун”). Это отражено в их текстах, например, на булле их правителя. 2. Эфталиты входили в состав собственно тюрков. Не тюрков в широком смысле, а Тюркютов [Ашина прим. Hungar] в смысле конкретном. Это отражено, в частнотси, в тибетском географическом тексте (Bacot: Journ. Asiat. 1956, pp. 141 and 145 line 11), где эфталиты названы 11 племенем тюркютов, а Гаргапуры (“Сыны ворона” -вероятно, усуни ранних китайских текстов) - 12. Ясно, что эти два племени вошли в состав тюркютов позднее, чем десять племен он-ок. Важно, однако, что они вошли в состав т.н. корневых племен." Тезисно: 1. Эфталиты и усуни вошли к конкретно к Тюркутам. 2. В состав корневых племён [не внешних] Пояснения: 1. Почему? В ветке 'тюркская версия происхождения хунну" уже писал аргументы: происхождение Ашина - 'смешанных ху' из Пинляна [Ганьсу] - наиболее вероятно что близкое к юэчжи-усуньской. А кроме них там никто и не жил. 2. Почему корневых? Потому что кок-тюрки с усунями и эфталитами [белыми гунами] одного этнического корня.
    1 балл
  16. У найманов пока не нашли письменности ))) Откуда вы это берёте. Точнее если бы её зафиксировали, то никаких споров об их уйгурском происхождении бы не было ))) Как в случае например с онгутами кои писали сиро-уйгурским письмом.
    1 балл
  17. Опять про Таван Толгой. Там скорее всего захоронены аристократы эпохи Чингизидов.Нет, не европейцем. Эта линия можно сказать "азиатская". Встречается чаще всего у тюрков.
    1 балл
  18. Адай-джурджени..
    -1 балл
  19. Чингисхан оказался европейцем Анализ останков вероятных потомков Чингисхана показал, что их предок принадлежал к гаплогруппе, типичной для европейцев. Учёные из Кореи и Монголии провели анализ ДНК скелетов, найденных в захоронении Таван Толгой в Монголии. Хотя кости черепа этих людей несут монголоидные черты, их предки по мужской линии принадлежат к гаплогруппе R1b-M343, типичной для европейцев. Гаплогруппой называют набор генов, которые наследуются от одного общего предка и имеют определённую мутацию в конкретном участке ДНК. Открытие резко расходится с принятой точкой зрения, что Чингисхан принадлежал к гаплогруппе C3c-M48, типичной для азиатов. Соответствующая статья опубликована в журнале PLoS ONE. Инвентарь из могил Таван Толгой. Исследователи взяли для анализа останки семи человек из пяти могил Таван Толгой на западе современной Монголии. Четверо из них были мужчинами, трое — женщинами. Одна из женщин умерла в 40—50 лет и, судя по всему, приходилась матерью троим другим мужчинам из могил, погибшим в возрасте до 30 лет. Лишь для пяти из найденных скелетов удалось получить информацию о гаплогруппах их владельцев. У всех мужчин митохондриальные гаплогруппы, наследуемые по женской линии, оказались типично азиатскими. В то же время Y-хромосомные гаплогруппы, напротив,были европейскими (например, R1b-M343). Y-хромосомная гаплогруппа отличается от остальных по мутации в Y-хромосоме. Эта хромосома есть только у мужчин, поэтому Y-гаплогруппу используют для отслеживания происхождения по мужской линии. Митохондриальные гаплогруппы отличаются друг от друга по мутациям в митохондриальной ДНК. Она находится не в ядре клетки, а вне его, в митохондриях, и наследуется только по женской линии. Ранее анализ показал, что в могилах Таван Толгой находились останки лиц, родственных клану Борджигинов, к которому принадлежал Чингисхан. На это указывали изображения сокола — знака клана — на золотых украшениях. Радиоуглеродная датировка могил относит их к 1130—1250 годам. Из всего этого учёные делают вывод, что исследованные ими скелеты принадлежали родственникам Чингисхана либо по мужской, либо по женской линии. Если погребённые происходят от Чингиса по мужской линии, то он сам должен принадлежать к Y-хромосомной гаплогруппе R1b-M343. Её носители чаще всего встречаются в Западной Европе, и в самой Восточной Азии их практически нет. Таким образом, в этом случае Чингисхан и весь его род ведут свою историю от европейских по происхождению предков, полагают учёные. Авторы отмечают, что в пользу этой версии говорит свидетельство поздних исламских историков, сообщавших, что у Чингиса были зелёные глаза. Во втором варианте пожилая женщина из Таван Толгой может быть дочерью или внучкой Чингисхана. Тогда мужчина-носитель R1b-M343 является её мужем, то есть принадлежит не к линии Чингиса, а к линии местной аристократии. Могила найдена на землях, в ту пору принадлежавших онгудам. Эта часть монголов имеет неясное происхождение. Буквально их название переводится с алтайских языков как "люди запада" или "народы запада". Возможно, часть из них действительно имела европейских предков и поэтому являлась носителями R1b-M343. Большая проблема "европейской" версии происхождения Чингисхана в том, что она требует стыковки с известными историческими фактами. У Чингисхана было не менее дюжины детей, из них восемь сыновей, передающих по наследству Y-хромосомную гаплогруппу. Дети его, в свою очередь, произвели на свет массу потомков. Один только старший сын оставил 40 сыновей, имена которых известны (один из них возглавил Золотую Орду). Внуки Чингиса размножались не менее интенсивно, у них также были десятки сыновей.Если все они были носителями гаплогруппы R1b-M343, то общее число её представителей в современной Восточной Азии должно исчисляться миллионами. К ним должны принадлежать все прямые потомки династии Юань (Китай), ханы Золотой Орды, Хулагуиды в Персии, Гиреи в Крыму, Туглуктимуриды в Могулии и Могулистане, Шейбаниды и Аштарханиды в Бухаре, многочисленные монгольские иказахские Чингизиды (Торе), а также татарские, ногайские и российские, не говоря уже о множестве других. По самым скромным подсчётам, их как минимум сотни тысяч. Однако на деле носителей R1b-M343 в Азии исчезающе мало. Они есть лишь в Башкирии, где чингизидов как раз дефицит. В то же время гипотеза о том, что Чингисхан принадлежал к одной из гаплогрупп C3c-M48, не имеет таких проблем. Мутация, отделяющая её от родственных гаплогрупп, возникла примерно 1000 лет назад (по молекулярным часам) и может принадлежать самому Чингисхану или его предкам из Борджигинов, возможно даже легендарному Бодончару-простаку. При этом она имеет аномальную скорость распространения: 8 процентов мужчин в сердце бывшей монгольской империи несут её в своих генах, а если брать мир в целом, то каждый двухсотый современный мужчина является её носителем. Это хорошо согласуется с историческими данными, по которым сотни внуков Чингисхана за 1000 лет должны были оставить миллионы потомков.
    -1 балл
  20. ИЕ были универсальными, т.е. как скотоводами, так и земледельцами, поэтому им пришлось "подвинуться" когда пришли "узкоспециализированные", т.е. заточенные исключительно на кочевом скотоводстве племена хунну/гунны и т.д. и далее тюрки. Специализация на кочевом скотоводстве дала мобильность и технологичность + оружие в виде сложносоставного лука и т.д. все это вкупе определяло успех в войнных операциях. Я думаю, что кочевое скотоводство/ юрты и т.д. тюрков это все таки "усовершенственное" до идеала наследие хунну (не согласен с ув. Ермолаевым , что у хунну не было юрт). И потом хунну и далее тюрки жили более в жестких климат условиях, где земледелие было , в основном, невозможным . Тюрки, я думаю, являются потомками хунну или у вас есть основания не доверять китайцам?
    -1 балл
  21. Чтобы 'думать' надо хотя бы почитать о Хунну и проблеме их антропологии. А также об европеоидной антропологии ранней огурской части тюрок [оногуры, кутригуры итд]. Равно как и европеоидных гуннов Аттилы.
    -1 балл
  22. Если не указали, то не значит, что не было. Про тех же булгаров: арабы указывали на r-язык (не понятный тюркам), а персы на z-язык (понятный тюркам) - при переводе одного и того же текста. Также и в XIII веке - никто из китайцев так и не указал на различие в языках тюрко-монгольских племен. Онгуты, кереиты, монголы, найманы - все татары. А про язык ничего. Но мы-то знаем какая там ситуация была. Да не обязательно, при условии, что летописный язык Гаоцзюй (кой сходен с сюнну) - язык именно правящей верхушки, элитарной группы, с которой, собственно и контактировали китайские послы. Да или же просто на гаоцзюйско-хуннском (в теории - западно-протомонгольском) общались гаоцзюйцы с китайцами как на третьем языке, понятном как китайцам, так и гаоцзюйцам-тюркам. Это кстати хорошо коррелирует с отсутствием культурной связи хунну и гаоцзюйцев, однако при этом о большой схожести между дунху-ухуань и хунну: "Для похорон [у них] есть внутренний и внешний гроб, [с покойником кладут] золото и серебро, одежду и шубы, но [они] не насыпают могильных холмов, не обсаживают могилы деревьями и не носят траурных одежд. Когда умирает правитель, то вместе с умершим хоронят его любимых слуг и наложниц, их число достигает нескольких сотен или тысяч человек" А теперь сравните с погребением у ухуаней: "По существующим обычаям высоко ценят смерть в бою. Тело покойника кладут в гроб, плачем выражают скорбь, но во время похорон умершего провожают с песнями и плясками. Откармливают собаку, которую ведут на цветном шнуре, а также берут лошадь, на которой умерший ездил, его одежду и вещи, все сжигают и провожают покойного. Они говорят, что поручают собаке умершего охранять его душу при ее возвращении на гору Чишань. Гора Чишань находится в нескольких тысячах ли к северо-западу от округа Ляодун 5. На эту гору возвращаются души умерших, подобно тому как возвращаются на гору Дайшань 6 души умерших в Срединном государстве. Почитают души умерших и духов, приносят жертвы Небу, Земле, солнцу, луне, звездам, созвездиям, горам, рекам и покойным старейшинам, прославившимся своими подвигами. Для жертвоприношений используют крупный рогатый скот и овец, туши которых по окончании [церемонии] жертвоприношения сжигают" И у Гаоцзюй: "Во время похорон для умершего копают яму, сажают в нее труп, расправляют руки, вставляют в них растянутый лук, опоясывают умершего мечом и зажимают под мышкой копье, делая все так, словно труп живой, яму не засыпают. Если умирают от удара грома или от моровой болезни, молятся о ниспослании им счастья. Когда у них все спокойно, совершают благодарственные моления, во время которых забивают много разного скота, сжигают его кости, пускают палы и скачут вокруг этого места на лошадях несколько сотен кругов. Все мужчины и женщины, независимо от возраста, собираются на эти сборища. Те, у кого все спокойно и хорошо, поют, танцуют и занимаются музыкой, а те, у кого кто-нибудь умер, горестно стонут и плачут." ============================================ Также интересно вот еще у сюнну: "Взрослые и сильные мужчины [едят самое] жирное и лучшее, старые едят то, что остается. Они ценят мужество и силу, с пренебрежением относятся к старым и слабым. После смерти отца сыновья берут в жены мачех, после смерти братьев женятся на их женах...У сюнну принято относиться к старикам пренебрежительно...И взрослые и дети у сюнну вместе ночуют в цюнлу, и, когда умирает отец, сыновья женятся на мачехах, а когда умирают братья, берут себе в жены их жен." Также и у ухуаней-дунхусцев: "Уважают молодых и с пренебрежением относятся к старым. По характеру смелы и грубы. В гневе убивают отцов и старших братьев, но никогда не причиняют вреда матери, поскольку у матери есть сородичи и они стараются, чтобы между отцами и старшими братьями [разных родов] не было взаимной мести. По существующим среди них обычаям женятся на мачехах и сходятся с овдовевшими женами старших братьев, а когда [новый муж] умирает, женщина возвращается в семью прежнего мужа. [Мужчины] при составлении расчетов и планов прислушиваются к мнению женщин и только военные дела решают сами. Отцы и дети, мужчины и женщины садятся друг против друга на корточки." И совсем наоборот у тюрков, в частности Гаоцзюй: "Члены рода единодушны между собой и, когда подвергаются набегам, дружно помогают друг другу...На следующий день невеста возвращается домой, а через некоторое время родственники жениха приводят в ее дом табун из лучших лошадей, и, хотя отцу, матери и братьям жениха и жалко их, они никогда не говорят об этом. Особенно избегают жениться на вдовах, но относятся к ним хорошо и с сожалением" А вот белые татары, еще больше отдаленные в культуре от хунну: "Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей. Когда умирают [у них] отец или мать, то [они] ножом изрезывают себе лицо и плачут." =========================================== Еще по верованиям сюнну: "В первой луне каждого года все предводители съезжаются на малый сбор в ставку шаньюя и приносят жертвы, в пятой луне съезжаются на большой сбор в Лунчэне, где приносят жертвы предкам, Небу и Земле, духам людей и небесным духам — гуй-шэнь...По утрам шаньюй выходит из своего шатра и совершает поклон в сторону появляющегося солнца, вечером совершает поклон луне." А вот дунху-ухуани: "Почитают души умерших и духов, приносят жертвы Небу, Земле, солнцу, луне, звездам, созвездиям, горам, рекам и покойным старейшинам, прославившимся своими подвигами. Для жертвоприношений используют крупный рогатый скот и овец, туши которых по окончании [церемонии] жертвоприношения сжигают." А вот все что по верованиям гаоцзюйцев наскреблось: "Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое. Осенью следующего года, когда лошади зажиреют, снова посещают место, где гремел гром, закапывают там в землю черного барана, разводят огонь, вынимают [из ножен] кинжалы, а шаманки произносят заклинания, подобно тому как молятся в Срединном государстве, чтобы отвратить несчастье. [В это же время] группы мужчин скачут вокруг на лошадях и, сделав 100 кругов, останавливаются. Затем люди, держащие в руках пучки ивы или кустарника, ставят их [в землю] кругами и поливают кислым молоком....Если умирают от удара грома или от моровой болезни, молятся о ниспослании им счастья. Когда у них все спокойно, совершают благодарственные моления, во время которых забивают много разного скота, сжигают его кости, пускают палы и скачут вокруг этого места на лошадях несколько сотен кругов. Все мужчины и женщины, независимо от возраста, собираются на эти сборища. Те, у кого все спокойно и хорошо, поют, танцуют и занимаются музыкой, а те, у кого кто-нибудь умер, горестно стонут и плачут." =========================================== Впрочем, никак не отрицаю тенгрианство у гаоцзюй-тюрков. Однако, нет указаний на почитание Солнца, Неба, Земли и др. Однако видим, что гаоцзюйцы особо почитают гром и молнию. Вот еще один этноним в виде 鐵勒 - совр. "tiě-lēi" <= ПДК "thiēt-lǝ̄k". Если кто-то не знает особенности китайской передачи, то вот более древнее "thiēt-rǝ̄k". Ничего не напоминает? Конечно же, восточно-протомонг. "terge", а еще больше халха-монг. "tereg", даур. "terehe" или "tereg" - "повозка; телега". Соответственно, это у нас западно-протомонг. "tereg" - "повозка; телега". Китаское Гаоцзюй - "высокие телеги" получается у нас есть калька с монгольского получается. Также 特勒 - ПДК "dhǝ̄k-lǝ̄k" (более древнее "dhǝ̄k-rǝ̄k"). А это у нас, видимо, связано с восточно-протомонг. "tögörig" и халха-монг. "dügreg" - "круглый". Соответственно, западно-протомонг. "tegreg" - "круглый" (сравните праалт. "tegá"). Это у нас колеса? Или же, связано с "teɣe-h" (перевозить; нагружать на повозку) + "-re(n)" (образует прилаг. от глагольной основы) => "teɣe-re" (перевозной; нагружаемый) + "-ge" (образует существительные с отвлеченным значением) => "teɣerege" => "teɣreg" (редукция аналогична: ПМ "kömeri-h" => ХМ "xömrö-h"; ПМ "ömdege" => ХМ "ömdög") - "повозка; телега".
    -1 балл
  23. Ты только что назвал кок-тюрок Ашина не тюрками. Самообразовывайся, Зэйк.
    -1 балл
×
×
  • Создать...