Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Ашина Шэни

    Ашина Шэни

    Пользователи


    • Баллы

      11

    • Постов

      4058


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      5

    • Постов

      18960


  3. reicheOnkel

    reicheOnkel

    Модераторы


    • Баллы

      3

    • Постов

      2652


  4. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      56449


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 05/24/17 во всех областях

  1. Я сейчас учусь в США, а английский учил в школе больше 10 лет. Сейчас я на этом языке вообще думаю, так что да - он у меня на хорошем уровне. Написано что две формы возможны, но форма данная именно в самом тексте это Тмрджин: "reading TMWJYN with B and C for the TMRJYN of the text". Тэмуджин, повторю, основано на конкретно китайских источниках, дающих нам Тэмочжэнь без р. Да и с чего это Тэмучжин это ранний вариант? Юань ши, Шэнь у цинь чжэньлу и китайская транскрипция Сокровенного Сказания это все продукт 14 века, в то время как Джувейни свой труд написал в 1250х, замечу он в Монголии был и с монголами общался напрямую.
    4 балла
  2. Еще на балбалах половцев чуть ли не на каждой статуи мужского пола видны сзади 3 косы, географически от китайцев и маньчжуров далеко. Худ. реконструкция Горелика
    2 балла
  3. Вы не забывайте монголы железо так и называют и кузнеца который железом занимается так же и называет. Вам словарь приводили. У монголов другого термина и нет. Так с какого перепугу это тюркское имя? Мои сородичи бурят-монголы из цонгольского административного рода всегда знали значение этого имени. Известный монголовед Н.Поппе в свое время записал это предание в Ноехоне на юге Бурятии в 1930 году. (Н.Поппе. Язык и колхозная поэзия бурят-монголов Селенгинского аймака. Образцы народной словесности монголов. Том IV. Ленинград, 1934. с.101) Төмөрчиин хүвүүн Төмөджин гэджи нэртэй, тэр дүүгиин мартаад байна. Тэрэ Төмөджин Чингис хэмээхэ хаан болбо. Агаа хүчү ехэтэй, унасан морин хүлүк, санасан газарта ябаха, нэгэ джилин газар нэгэ өдөртө хүрхү хоёр тиимэ хүлүктэй байгаа. Тиигээд хоёр загал нэрэтэй байгаа. Тиимэ арга үгүй хүчүтэй хаан байгаад бүхүй юртүмцын хаачуулы эрхэ дороо авасан. Тэрэ Чингисиин хүвүүн Хубилай хаан тиим хэмээхэ л нэрэтэй далан гурван джил хаан ширээ дарджи суусан байна. Тэрэ Хубилай цэцэнүү хүбүгүүн Тогоон төмөр ... (мой перевод) Был сын кузнеца по имени Төмөджин, я имя младшего брата забыл. Тот Төмөджин стал ханом Чингис. Очень сильный, его лошадь-кулюк достигал мгновенно то место куда он хотел, расстояние одного года преодолевает в один день. Таких кулюков было у него две и звали их двумя серыми. Такой сильный хан что взял власть всех ханов мира. Того Чингиса сын Хубилай власть держал 73 года. Того Хубилая мудрого сын Тогонтэмур...
    2 балла
  4. То что дал здесь Рустам агай это росписи одного здания в Самарканде, изображающие торжества западнотюркского кагана вместе с его тюркскими и согдийскими подданными. По поводу исторического контекста росписи есть подробная статья Вэссьера (на французском, кажется название "Turcs, les rois du monde à Samarcande" "Тюрки, короли мира в Самарканде"). Росписи ясно изображают нам как одевались и какой в целом стиль был у знатных коктюрок. Косы они действительно носили, Уйгур - это факт, от которого не уйти: "У этих кочевников великое множество коней. Хан носил халат из зеленого атласа и не прикрывал волос, лишь на лбу была шелковая повязка, длиной в десять футов, несколько раз окутывавшая голову и ниспадавшая сзади. Его окружали около две сотни офицеров, одетые в парчовые халаты, все с волосами заплетенными в косы. Прочие были всадниками на верблюдах или лошадях, одетых в меха и тонкую шерстяную ткань, с длинными копьями, знаменами и большими луками в руках. Так много их было, что не видно было конца и края войску кагана". Из воспоминаний буддийского монаха Сюаньцзана о Западном Тюркском каганате [Documents sur les Tou-Kioue (Turcs) Occidentaux recueillis et commentés par Édouard Chavannes (1865-1918) - Librairie d’Amérique et d’Orient Adrien Maisonneuve, Paris, 1903, IV+380 pages. - p.233] "Легко опознать тюрок в центральноаизиатском искусстве эпохи. Тюрки в своих надгробных статуях предстают с длинными косами которые им приписывают и китайские тексты: то же самое и в согдийском искусстве. Так, погребальные усыпальницы согдийцев, раскопанные в последние годы на средневековых захоронениях северного Китая, украшены барельефами, изображающими согдийцев и тюрок бок-о-бок. Тюркская охрана служит важным персонам сообществ, эмигрировавших в Китай. Их прически позволяют четко их отличить". [De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.103] Тюрки из свиты царя на фресках Афрасиаба показаны с косами [Альбаум, 1985. Рис. 4, 28, 29; Рис. 7. С. 38-42]. Заслуживающим внимания является исторический документ (указ, одного из владетелей княжеств Турфанского оазиса, Восточный Туркестан), датируемый 612 годом, согласно которому велено всем жителям княжества отказаться от следования тюкуеским обычаям и расплести косы и уничтожить левую полу [Бичурин, 2.1950. C. 254].
    2 балла
  5. Разве ссылка на источники это фольк? Да, Чингизхан носил тюркское имя! Или для вас фольк это все, что не укладывается в монгольскую версию?
    2 балла
  6. Кстати действительно напоминает символ соёмбо
    1 балл
  7. Это росписи так называемого дворца Афрасиаба вблизи Самарканда. Вот ссылка: http://spetsialny.livejournal.com/1240092.html
    1 балл
  8. Это полный бред. Как монголоидность могла быть дорисована реставраторами. Вы сами то в это верите? Может попробуйте восстановить европеоидность у этих фигур тюрков? или этой кстати косы у всех тюрков. Учитывая вождевой характер тюркского кочевого общества, сложно предположить, что типа знать носила косы, а простые тюрки - нет. Каждый был воином, значит носил косы. Они могли быть показателем инициации, т.е. перешедший во взрослое состояние юноша начинал их заплетать.
    1 балл
  9. Скоро проверим (http://tass.ru/nauka/4228018) Археологи нашли в Центральном Китае 18 могил гуннов " ПЕКИН, 3 мая. /Корр. ТАСС Николай Селищев/. Ученые обнаружили на территории центральной провинции Хэнань 18 древних захоронений, принадлежащих представителям народа гуннов, кочевавшего по территории страны 1,8 тыс. лет назад. Об этом сообщило Центральное телевидение Китая. "Все эти компактные захоронения внутри выложены из кирпича и их нельзя отнести к классическим могильникам Великой Китайской равнины. Они, предположительно, относятся к позднему периоду династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), то есть им порядка 1,8 тыс. лет", - рассказал в интервью журналистам сотрудник Китайской академии общественных наук Шэнь Вэньси. По его словам, обнаруженные могилы достаточно хорошо сохранились, почти в каждом захоронении археологи нашли старинные артефакты, в частности, бронзовые котлы. "У каждого из них сверху по бокам есть два отверстия, за которые котлы подвешивают над огнем, когда готовят еду. Такая конструкция присуща кочевым народам, - добавил Шэнь Вэньси. - По нашим оценкам, эти артефакты принадлежали гуннам и тем, кто имел к ним непосредственное отношение". Помимо котлов в могильниках обнаружены бусы, золотые серьги, кинжалы, прочие предметы повседневного быта гуннов. Как подчеркивают специалисты, захоронения представляют особую значимость, поскольку в отличие от всех прочих аналогов абсолютно не тронуты грабителями. Это позволяет ученым выяснить новые важные детали той отдаленной эпохи. Ожидается, что полностью могильники будут открыты к ноябрю, после чего археологи приступят к их всестороннему системному изучению. "
    1 балл
  10. А что странного, Вы как обычно в своем репертуаре выдаете где-то услышанное за 100% аксиому. Я повторю свой вопрос — где на каких именно орхонских стелах запечатлена связь хазаров с уйгурами? В приведенной Вами ссылке пишется про Тесинскую и Терхинскую надписи. Может удосужитесь сначала прочитать эти тексты, чтобы потом писать "Странно, что вы как историк этому удивлены": Тесинская стела - http://bitig.org/?lang=r&mod=1&tid=1&oid=25&m=1 Терхинская надпись - http://bitig.org/?lang=r&mod=1&tid=1&oid=24&m=1
    1 балл
  11. Ув. АКБ, кыргызы не кочевали в степях и полустепях. Они всегда кочевали в горах. Есть такое понятие как горизонтальное (меридианальное) кочевание - это степи, и вертикальное кочевание, условно с кыштоо в долинах на жайлоо в альпийских лугах. И это не отгонное скотоводство, а именно кочевание. Так по прежнему кочуют памирские кыргызы. Так раньше кочевали кыргызы и другие кочевые народы. Все кыргызы Томска и Новосибирска с кем я обсуждал вопрос предпочтений в баранине как мясе, отмечают, что алтайские и условно северо-казахстанские бараны дают не очень вкусное, пресное мясо. Что лучшая баранина это наша кыргызская баранина, причем самая лучшая на Алае. У нее более выражен вкус. Так что я соглашусь с Алматы в этом вопросе.
    1 балл
  12. Ефталиты – булгарские сабиры, кит. сяньби, и язык у них – булгарский: БЪЛГАРИТЕ И ВЕЛИКАТА КИТАЙСКА СТЕНА The Huns are the immortal topic of human pioneering spirits Хуните са безсмъртната тема на прогресивния човешки дух! Сабирите, кит. Hsien-pi, сяньби, са другото голямо и могъщо прабългарско племе и съответно военно-племенно обединение на територията на Централна Азия, които в древнокитайските летописи се знаят като Xianbei, сяньби (Ю. Тайшан) и от които произлизат дори и цели китайски династии. Съдейки не толкова и единствено по оставената от тях малка пластика и апликация, няма как да се съгласим и приемем, че те имат “примитивна номадска култура“; да не се възмутим от неговото неразбиране, че „древните тюрки“ всъщност и фактически са централноазиатските българи, далечен потомък на коите се явява и самият той, а и най-после, да се примирим с неговото високомерно-пренебрежително отношение към българите, и негови предци (Л. Гумилев). Именно те основават на територията на Китай редица български държави, строят невиждани до тогава градове, като прилагат съвсем нови и непознати технологии (T. Baykuzu), изработват вълшебно-превъзходни златни апликации, ваят реалистични скулптури и фигурки на хора и коне, изписват будистките си пещерни храмове с чудно-красиви и все още много свежи рисунки (The New Whites); полагат основите на тежката кавалерия в частност и делението на войската на различни родове и видове въобще (В. Соёнов); създават императорската гвардия, започват предварителното военно обучение на войската, изобретяват, въвеждат в употреба и усъвършенстват все нови и нови видове въоръжение и снаряжение, разработват и прилагат нова бойна тактика (Л. Бобров, Ю. Худяков); откриват и въвеждат в употреба в Китай бронята на коня и конника и стремето (A. Dien), а сабирските по произход китайски императори са сред първите, които създават императорската гвардия [Кычанов 2016, 148]; тъкмо те държат първенството в металолеенето, металообработването и особено в обработката на златото, така че няма как да не бъдат признати за техническия гений на късноантичното и ранносредновековното Човечество, особено след техните недостигнати и ненадминати дълго време след това нововъведения и постижения в крепостно-обсадната техника (И. Добрев) [вж. и срв. Enoki 2017, 1-23]. 4) В западных летописях встречаются названия 14 гуннских племен, похоже, всем им можно найти соответствия в китайских хрониках. Большинство из них - племена из сяньби, некоторые - племена, покоренные сюнну: (12) Sabiroi - Сюбу[sio-pok], или просто транслитерация Сяньби[sian-pie]. Выше названные 8 - возможно все были племенами Сяньби. Перечисленные за ними китайские названия можно найти в записях "Вэй шу: Гуаньши чжи"(История Вэй: записи фамилий чиновников) в главе "Нажу чжу син" [Тайшан 2012, 24]. Chinese official historiography of the ancient and early medieval period used two generic designations for «barbarians» to the northwest: Hsiung-nu and Tung Hu. The Tung Hu or «Eastern barbarians» were known from the third century B.C.E., and later developed two branches: the Wu-huan, first mentioned in 78 B.C.E., and the Hsien-pi, documented from 45 C.E. Chinese historical phonology, which is now a precise and reliable discipline [9], allows us to reconstruct the ancient pronunciation of the two designations: these are *ahwar (= Avar) for the Wu-huan, and *säbir, säbär (> Sibir, hence Siberia) for the Hsien-pi [10] [Pritsak 2009, 2-3]. ...and the Proto-Mongolian Säbirs (Hsien-pi = Σάβιροι) [Pritsak 2013, 9-10]. Doğu Avrupa'ya gelmiş Ogur boylarından Sabirler önemli bir yer tutmaktadır. Bunların adı Orta Asya’da yaşadıkları zaman Çin kroniklerinde kaydedilmiştir. Uzmanlar Çin kroniklerinde Syanbi (hianbi, śjä-bi) biçiminde kaydedilmiş etnonimi Bizans kaynaklarındaki σαβιρ biçimiyle aynı olduğunu düşünmektedirler [Yegorov 2014, 4640]. Българският етноним сабир възниква и се образува в Минусинската котловина още преди началото на II хил. пр.н.е. на основата на индир. *sap-, от което със запазен вокализъм и атрибутивния суфикс -ta са стинд. saptá и авест. hapta и към което е прибавено пак индир. *är „мъж; род“, така че апелативът на етнонима *sap-är придобива значението „седемте рода“. Впоследствие втората съставка на композитата започва да контаминира с българския множествен суф. -ir, който я констелира, т.е. наслагва се върху нея и така се получава обликът *sap-ir. Гласната от суфикса озвучава предходната беззвучна съгласна, в резултат на което се стига до формата *sabir. Потвърждение на тази етимология е калкирането в по-ново време и в Средна Азия на сабирския вече етноним в болг. данту (А. Бернштам) от *дäнту „седем“ и срперс. ефталит, кит. Yada (Hephthalite Empire) или Yen-tai-i-li-t'o < *Yeptailitha, I-ta, I-t'ien [Enoki 2017, 4-14], от срперс. haft като наименование на същия етнос, а още в по-ново време и вече в Източна Европа, пак в болг. *денту могер, на основата на което се образува етним Dentumoger, запазен в унгарските средновековни хроники като собствено унгарско наименование на племето оногури (Ив. Добрев). Специално савирският език си е чист прабългарски език, при който в предисловие е запазено тюрк. *d, например табг. d'amçin (T. Tekin), докато в средисловие е съхранено тюрк. *t, което в огузотюркските езици например преминава в *й. Това най-добре се забелязва при съотнасяне на прабългарското по произход унг. kút „кладенец; яма” със засвидетелстваното в древнокитайските летописи и заетото още и в монголския праезик (А. Дыбо) сянб. *kituγči „убиец“, производно чрез деятелния суф. -či от именната основа на гл. *kit- „сека; коля; убивам“ и със съответствия в огузотюркските езици, например, тур. kıymak „рубить, резать; губить, убивать“ [TRSz, 547, вж. и срв. Бернштам 2013, 148-149; Гроссе 2008, 75-82; Грумм-Гржимайло 2014, 141-173; Гумилев 1994, 4-32; Дыбо 2013а, 185-191; Тайшан 2014, 8-9; Chen 2014a, 4-39; Enoki 2017, 29-57; Golden 2015, 146-147; ~*~2016, 69-76; History of Civilizations 2013, 313-315; Kafesoğlu 2013, 157-159; Kafeslioğlu 2008a, 6-8; Karatay 2013, 16-19; Cambridge History 2013, 259-260; Tekin 1993, 23-55; Togan 2014, 41; Toh 2013, 1-27; Xianbei state 2013, 1-3; Yegorov 2014, 4640-4641, срв. Karatay 2013, 18].
    1 балл
  13. Если не жить, то что тогда? В качестве модной бутафории? Или под придорожные закусочные? В этом вы, как и мы собственно, с халхасцами сравниться не можете, они живут в гэрах, а вы и мы иногда прохлаждаемся в них. Даже не апатия. Давайте скажу более точно. Все гораздо проще. В отличие от халхасцев вы калмыки, буряты и мы казахи сильно обрусели, поэтому у вас и у нас юрты и нац. одежды лишь в виде декораций как кафешки, музеи, на праздниках, на свадьбах, на концертах и все. А монголы в отличие от вас в них ежедневно ходят и живут! Еще один Хрущев целинник-агроном в теме объявился.
    1 балл
  14. Самые вкусные мяса бывает у скота кторые паслись на соленых травах. Это, как говорят здешные, имхо. Пример, один мой знакомый говолил что на Ярмарке в Астане, атрауские мяса быстро скупились чем остальные и уральские переходив на месте атрауских, и стали продавать свое мясо как атрауский. Хочеться хвалится что наши полупустынные и пустынные земли богато разными питательными травами. Лишь б пресное вода было
    1 балл
  15. У монголов больше юрт , потому что они позже других кочевников осели , как правильно отметил ув Руст и до сих пор отгонное животноводство занимает огромный удельный вес в структуре народного хозяйства. Юрт очень много у монголов, потому что юрта- это в перв очередь атрибут отгонного животноводства, а потом все остальное (у казахов и кыргызов напр тоже полно юрт возле трасс где продают шубат/кымыз и т.д.). Причем здесь вообще любовь к великой истории аутентичных монголов, без обид? Зачем разводить патетику в такой понятной и обыденной вещи и что здесь можно не понимать? Урбанизация идет вовсю и с каждым годом юрты будут меньше использоваться в быту.
    1 балл
  16. ᠪᠠᠷᠭᠣ баргу означает грубый, неотесанный. Не могу сказать это прозвище образовало этноним или от этнонима это слово приобрело такое значение. кабарга - ᠬᠦᠳᠡᠷᠢ kuderi - хүдэр мускус - ᠵᠢᠭᠠᠷ ji'ar - заар
    1 балл
  17. вернитесь и перечитайте все эти посты и поймете что никто не перевернули с ног на голову - из степей и лесостепей пытаетесь сделать земледельческий регион с зерноводством, выращиванием подсолнечным маслом, малочисленным скотом с невкусным мясом с плохим запахом, а из юга - богатый скотоводческий регион. еще раз говорю: вы увлеклись и совсем ушли от темы и все же несмотря на эти карты (к которым я вернусь как будет время) основная житница Казахстана это север, основные регионы выращивания подсолнуха это Павлодар и ВКО, лидеры по поголовью овец (с отрывом) - это три южных региона, по поголовью лошадей - опять три южных региона и ВКО, по поголовью КРС - ЮКО, ВКО и Алматинская, овощи (диканшылык) - на юге (это чтобы вы не подумали что я субъективен или опускаю факты) я кстати рад что убедили вас с овцами и вы все же написали про овец на юге)
    1 балл
  18. Не уверен, Кормушин дает перевод äsiz как "жаль!"
    1 балл
  19. Вы не правы, это интересно. У нас территория намного меньше, а земли разные, от пустыни до чернозема, и вкус мяса естественно разный. Наверное тут дело вкуса? Как правильно понял на родине Акб полынная степь? Тут я пожалуй встану на сторону своего "врага "извечного оппонента, мясо степи (полупустынных) вкуснее зеленых лугов и черноземов.
    1 балл
  20. Текст на енисейско-кыргызском языке:
    1 балл
  21. Текст на средневековом уйгурском турфанском языке:
    1 балл
  22. Материалы по каракалпакам: Л.Толстова. Группа Каракалпак Самаркандской области Л.Толстова. Каракалпаки Бухарской области Т.Жданко, С.Камалов. Этнография каракалпаков Т.Жданко. Очерки исторической этнографии каракалпаков Т.Жданко, С.Камалов, М.Нурмухамедов. Каракалпаки Ю.Брегель. Документы архива хивинских ханов по истории каракалпаков Е.Неразик. Приаралье в древности и в средневековье Р.Баллиева. Природопользование каракалпаков
    1 балл
  23. Что поделать, я Прокурор, а не шавка халхасцев, и ради правды пойду на все Это - Путь Прокурора!
    1 балл
  24. Похвально! А уместна ли тогда здесь поговорка про попытку усидеть на двух стульях?
    -1 балл
  25. Не помню где вы писали про осколки кереитов, отвечу здесь. По РАД Кереиты не нирун -монголы, а просто :"род монголов... И т.д "у них не может быть старкластер. Туркауты -кешигтен были сформированы из разных племен, но костяк был именно из кереитов, вам это ни о чем не говорит? А ведь Калмыцкое ханство вобщем-то торгоутское ханство, ханы Аюка и др были керядами, вобщем-то первая скрипка, у нас они играли главную роль. Где еще кереиты играли такую роль? У казахов? Нет, у вас Чингизиды, у джунгар? Нет, у них Чоросы. У вас просто расплодились, причем не кереиты а кереи. Почему у нас они взяли власть? Не будучи Чингизидами или Чоросами? Может потому что их было много среди Туркаутов -торгаутов? А то что их не стало много, такая уж судьба. А вот у вас скорее всего тезки, или осколки которые расплодились.
    -1 балл
  26. Ашина Шэни's выдумка "Татарский богатырь видимо как раз и был Тэмурджин" - можем считать блестящим "видимо" века. И далее все будет видимо ... и видимо.
    -1 балл
  27. я знаю что в монгольских и в тюркских языках железо будет темур-темир. может ли это говорить о том, что к моменту освоения железа народами ЦА монгольские и тюркские языки еще были близки или носители жили рядом/вперемежку?
    -1 балл
×
×
  • Создать...