Уважаемый Рустам, сейчас ни для кого не секрет, что в последние 15-20 лет в Монголии в силу исторической моды негласно провозглашена свобода выбора каждым халхасцем своей родоплеменной принадлежности, об этом есть достаточно инфы в интернете и на форуме, это же косвенно подтверждал как-то и наш Peacemaker (только вот не помню в каком перевоплощении он это говорил, то ли будучи Азой, то ли еще кем-то ), в частности, что каждый халхасец при получении паспорта вправе заказать пришедший ему по душе этноним, который со слов документируемого вписывается в документ, удостоверяющий личность (!). Таким образом, кого-то может потянуть на хиядство, кого-то на баржигонство, а кого-то на найманство или хэрэйэдство (последних, естественно, гораздо меньше, в почете белая кость). Все это лично я считаю современным новоделом или абсолютно безосновательной исторической реконструкцией, не соответствующей историческим реалиям.
Поэтому я склонен доверять ученым и очевидцам, посещавшим Халху в прошлых веках, когда такой моды или бренда Чингизхана в Монголии не существовало, а народ был далек от фолькхисторизма.
Вот примеры:
Гржимайло, Потанин, Пржевальский, Семенов и другие, лично побывавшие в Халхе, единогласно отмечали, что "местные почти не помнят своих родов". Отсюда у меня вопрос, если не помнили своих родов в 19 веке, то откуда пришло подробнейшее и поголовное знание в 21 веке?
Читаем у Н.А.Аристова (Заметки об этническом составе ..., стр.215): "...Хотя халха вообще "не помнят имена своих родов", однако один халхасец сказал Потанину имена костей своего хошуна. По замечанию Клеменцева, в Халхе, на Орхоне, "встречаются жители с родовым прозвищем херит". То есть по утверждению автора, знание своей родоплеменной принадлежности в Монголии 19 века было редким явлением!
Теперь у Г.Е.Грумм-Гржимайло (Западная монголия и Урянхайский край. Халхасцы): "... Я уже имел случай заметить, что халхасцы успели забыть свой родовой состав".
Теперь у Г.Н.Потанина: "... Халхасцы не помнят имен своих родов, впрочем от одного халхасца из хошуна Далай-Чокур-вана я записал следующий список будто бы существующих в этом хошуне костей (омок): хаткай, уранхыт, тынгытут, олютут, барынут, солонут, олгнут, атучин, харят, бурят, чаган-герют, кольавачин и шоданур".
Теперь у И.М.Майского (нач. 20 века), у которого в приложении в первой рубрике сказано следующее: "Название родов (отоков) и управляющих ими старшин". Среди этих родов (?), наряду с названиями географическими ... и личными ... - мы встречаемся и с такими, как торгоут, хуяк, тарячин, сеоен(г), угет, эрхэтэн, бага- и ихэ-барга, харчин, табунен, долот и т.д., которые являются действительно родовыми."
Отсюда у меня логичный вопрос - почему в показаниях указанных ученых и очевидцев абсолютно нет сведений о киятах, борджигинах, найманах, керейтах, меркитах, конгыратах, джалаирах и прочих татарских племенах в Монголии-Халхе в 19 и начале 20 веков?! Откуда они вдруг появились в сотнями тысяч в начале 21 века? Откуда такая осведомленность, которой не было даже 6 поколений назад, то, о чем не знали даже прапрапрадеды сегодняшних Peacemaker'ов?!
Есть такая тенденция, что древности и прошлое в нынешнем современном мире постепенно утрачиваются и забываются, а не наоборот! Тогда откуда у современных халхаских поколений возникла такая сверхосведомленность о своей родовой принадлежности?!
И еще, уважаемый Рустам. Из исторических документов и трудов, например, достоверно известно, что казахское общество и административно-территориальное деление было образовано и состояло из родоплеменных обединений - киятская волость (у Андреева), найманская, керейтская и т.д.
Но в отношении Монголии, к примеру, перечисленные исследователи подчеркивали, что: 1) Административно-территориальные единицы хошуны образовались не по родоплеменному признаку, а по территориальному признаку (!). Кстати, это еще одно доказательство того, что четкая родоплеменная структура в халхаском обществе отсутствовала! 2) Исключение составляли этнические группы Западной Монголии, например, в Засактуханском аймаке, в отличие от центральной Халхи, хошуны были образованы по этническому признаку, где сохранялось знание родоплеменной принадлежности.