Светская история Текст
[33] После парса Кира — его сын Камбиз 222 [в течение] восьми лет. Этого евреи прозвали Навуходоносором. В его время была известна Юдифь, которая убила Олоферна-магога, или тюрка. На шестом году его ослепили, чтобы лишить всего. После Камбиза — два брата-мага [в течение] 14 месяцев.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD
тюрки - ассирийцы?
[88] ...В это время Хосров отобрал из пленных 2000 девушек и в прекрасных одеждах послал их тюркам, которые внутри Персии.
Церковная история Текст
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%8C
Юди́фь, или Иуди́фь (ивр. יהודית — Йеhуди́т, женский вариант имени Иуда, «хвала Иегове») — персонаж ветхозаветнойвтороканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.
Иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке[1],«красива видом и весьма привлекательна взором» (Иудифь. 8:7). После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора считает датой этого подвига около 589 года до н. э.[2]
Начиная с эпохи Возрождения, образ пользовался чрезвычайной популярностью в искусстве и имел как героические, так и эротические коннотации.
[79] Вышли гунны (hunaje), которые на северо-западе от персидского царства, по той же причине, что и в дни Зенона. А именно: отправились гунны к персидскому царю Перозу и сказали ему: “Не удовлетворяет нас дань (mdata), которую даешь ты нам, ромеи удвоенно дают нам. Поэтому так же, подобно ромеям, давай нам, не то мы будем готовиться к войне”.
[80] Пероз обманул их и сказал, что даст. По условию, гунны ушли. Пероз же, когда усилился, то, предав смерти гуннов, которые были оставлены получить дань, хотел преследовать тех, что ушли. В это время, некий купец Евфимий, ромей, который с гуннами был, подстрекал их... Бог обессилил персов, обманувших [гуннов]. Когда сделал он это, они схватились с персами и убили Пароза, опустошили Персию и возвратились в свою землю.
Поэтому, когда воцарился Кавад, он имел гнев против ромеев.
[83] На его [Юстиниана] 280 четвертом году над персами воцарился Хосров , сын Кавада 281 , 47 лет. Был заключен мир между ромеями и персами, [продолжавшийся] семь лет.
...на 11 году Юстиниана был возобновлен мир между персами и ромеями... В том же году Хосров [84] пошел и страшно опустошил Антиохию, Халеб и Апамею. Ромеи также вошли в Персию и опустошили области Кардавайе, Арзанайе и Арабайе 282.
[86] ...После Юстиниана II 283 — Юстиниан III 284 , 13 лет... В его время персидским царем был Хосров . Сначала они были в мире, так что даже великолепные подарки отправил [69]Юстиниан на своем втором году Хоюрову через каллиникийского патриция Иоанна. Когда персы начали нападать на армян, чтобы заставить их поклоняться огню, подобно магам, армяне восстали против персов и были поддержаны ромеями. Таким образом был нарушен мир.
[88] ...В это время Хосров отобрал из пленных 2000 девушек и в прекрасных одеждах послал их тюркам, которые внутри Персии.
[461] В 1596 году (греков — 1285 г. н. э.) полностью было завершено строительство знаменитого монастыря, который около Бартела построил мафриан во имя мученика мар Иоанна бар-Нагора. Так как из христианского царства Деспинэ-хатун 418 два живописца [463], замечательных мастера, ушли из Константинополя от царя [императора], отца ее, чтобы украсить греческую церковь в городе Тебризе, то послал мафриан и доставил одного из них, и начал он украшать новую церковь бар-Нагора.
[499] Спустя два года (1319 г. н. э.) пошел мафриан в Тебриз и приняли его православные, бывшие там, хорошо. Преподнесли ему многочисленные дары и [501] прекрасную священную одежду из атласа.
418 СДеспинэ-хатун. “Следующей женой [Абага-хана] была Теспинэ, дочь трапезундского государя”. Имеется в виду дочь византийского императора Михаила VIII Палеолога (1261 — 1282); возможно, что это Мария, его побочная дочь. Н. В. Пигулевская замечает: “Мария, побочная дочь Михаила VIII Палеолога (1261 — 1282), должна была стать женой Хулагу, но прибыла, по-видимому, после его смерти и стала женой его сына Абаги-хана. Вероятно, это и была Кутай-хатун, которая в один из больших праздников посетила Марагу, где ее радостно приветствовали единоверцы” История мар Ябалахи..., Введение в изучение памятника, стр. 39.