Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Тюркский Каганат

Рекомендуемые сообщения

@Leshrak01 обычно одним из атрибутов государства является насильно-бюрократический аппарат с системой налогов. Этого аппарата к примеру в Казахском Ханстве не было. Поэтому для оседлых Государств, и кочевых Государств нужны разные определения. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Leshrak01 said:

Типа государства у кочевников априори быть не может?

Кочевники создавали государства, в которые входили кочевые и оседлые народы. В том числе перечисленные государства выше. Преемственность государственного строя из далеко прошлого не сохранилась. У некоторых больших народов своих национальных государств уже нет, у других ее никогда не было. В 1823г было 38 независимых государств, в 2023г - 195. 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Bir bala said:

@Leshrak01 обычно одним из атрибутов государства является насильно-бюрократический аппарат с системой налогов. Этого аппарата к примеру в Казахском Ханстве не было. Поэтому для оседлых Государств, и кочевых Государств нужны разные определения. 

ясак же хану платили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, boranbai_bi сказал:

ясак же хану платили.

В том то и дело. В тюркском мире же налогов было тьма тьмущая. Государство - это сложная организация, которая обладает территорией, правительством, налоговой системой, армией и другими атрибутами власти. Всё это же было в Государствах, которые я перечислил выше. Или всё равно недостаточно государство, а скорее протогосударство? И чем вообще государство отличается от протогосударства? Протогосударство - это вроде супер сложный союз племен. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Leshrak01 сказал:

Империя Хунну, Жужаньский Каганат, Тюркские Каганаты, Уйгурский Каганат, Кыргызский Каганат, Монгольская Империя вплоть до Казахского Ханства - это государства или протогосударства?

Забыл добавить Золотую Орду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я задался вопросом из-за этой статьи. Какие страны существуют на карте мира только благодаря "агрессивной" России https://dzen.ru/a/ZEjgVYJlM0SzA5Rb

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@boranbai_bi Возможно 80-90 оседлых казахов вокруг при Сырдарьинских городов и платили, но большинство кочевого населения КХ не платили ханам налоги. У Ханов были свои скоты, которых пасли туленгуты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Leshrak01 said:

Например Римская Империя или Киевская Русь, в современном понимании этого слова, были государствами?

 

Современные европейские государства и не только унаследовали элементы государственного строя и политической системы управления из Римской империи. В Киевской Руси правили великие князья со своими дружинами и воеводами. Там были бояре, челядь. Вече. В Киевской Руси не было единства изначально и уже к началу 12в произошла раздробленность на княжества.  

Надо определиться, что мы подразумеваем под современным государством.
Государство -политическая единица признанная другими государствами и международными организациями.
У государства:
Своя территория
Постоянное население, которое живет в пределах границ территории. 
Правительство, осуществляющее контроль над территориями и населением. Он также несет ответственность за принятие и обеспечение соблюдения законов.
Возможность вступать в дипломатические отношения и заключать соглашения с другими государствами

Своя политическая структура

В Римской империи


Политическая структура представляла собой сложную систему, которая со временем в огромную империю, контролировавшую территории на трех континента/

Монархия (753–509 гг. до н. э.). На самом раннем этапе Рим был монархией с королем, имевшим верховную власть.

Римская республика (509-27 гг. до н.э.). Монархия была заменена республикой, которая ввела систему сдержек и противовесов. Политическое устройство республики можно разделить на следующие ветви:

Сенат: Сенат был самым важным учреждением, состоящим из патрициев (аристократов), занимавших пожизненные должности. Патриции консультировали магистратов, принимали законы и контролировали финансовые вопросы.

Магистраты: исполнительная власть республики была представлена магистратами, включая консулов, преторов, эдилов, квесторов и цензоров. Консулы были высшими должностными лицами, ответственными за командование армией и управление государством. Магистраты ежегодно избирались гражданским собранием.

в. Собрания: В Римской республике было несколько собраний, в том числе Центуриатное собрание, Племенное собрание и Плебейский совет Эти собрания отвечали за избрание магистратов, принятие законов и одобрение военных действий. Плебейский совет преднамеренно состоял из плебеев для решения проблем простолюдинов.

д. Трибуны: плебейские трибуны были представителями плебеев и отвечали за защиту их прав. Они могли наложить вето на действия магистратов, и их личности считались неприкосновенными.

Обратите внимание это политическая структура государства в 753–509 гг. до н. э.

Римская империя (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.): Римская империя была основана Августом, который стал первым римским императором. Политическая структура империи сохранила некоторые аспекты республики, но превратилась в более централизованную и автократическую систему.

а. Император: Император обладал высшей властью в империи, обладая как военной, так и политической властью. Правление императора часто было наследственным, но были случаи, когда император принимал преемника или положение захватывалось силой.

б. Сенат: Сенат продолжал существовать во времена империи, но его полномочия были уменьшены. Император имел высшую власть, но Сенат по-прежнему служил совещательным органом и выполнял некоторые законодательные обязанности.

в. Имперское управление: империя была разделена на провинции, каждая из которых управлялась губернатором, назначаемым императором. Провинции были далее разделены на более мелкие административные единицы. Имперская бюрократия расширилась, чтобы управлять обширными территориями и растущей сложностью империи.

д. Военные: Римские военные играли решающую роль в политической структуре империи. Легионы были верны императору, который также был их главнокомандующим. Военные успехи часто определяли стабильность и долговечность правления императора.

Римское право заложившая основу для многих современных правовых систем в европейских странах. Через европейские страны в правовых системах стран нового света.

Христианство повлияло на формирование государственного строя многих сформировавшихся в недавнем прошлом.

Я вижу преемственность между сложным государственным строем, политической структурой и законодательной системы Римской империи и многими современными государствами.


 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Bir bala сказал:

@boranbai_bi Возможно 80-90 оседлых казахов вокруг при Сырдарьинских городов и платили, но большинство кочевого населения КХ не платили ханам налоги. У Ханов были свои скоты, которых пасли туленгуты.

Налоги платили оседлые жители городов и селений. Вроде единственный казахский хан, которому казахи платили подать был Арынгазы из Младшего жуза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Zerek said:

Нет.

я не сильно в этом разбираюсь в этом, но вот, что я вычитал по поводу налогов в Улусе Джучи и Казахском ханстве:

Quote

Золотой Орде имели место следующие налоги:

•харадж – это основной поземельный налог в пользу монгольской казны.

•ихраджат - денежные и натуральные поборы на содержание эмиров, государственных чиновников.

•тагар - со всякого человека, который входил в государственные списки, требовали: а) пшеницу, или риса, или вина, б)стрелу, в) одну монету, г) две веревки, д) подкову. Тагар взимался также и со скота в количестве одной головы с каждых двадцати голов. Разновидностями этого налога являлись тагар с гумна и тагар с быков.

•копчур - выплачивали скотоводческие (кочевые и полукочевые) хозяйства с 10 голов скота одна отбиралась в казну. Позже копчуром называли прямой подоходный налог со скотоводов и земледельцев.

•тамга – это налог с торговли и ремесел в городах и селах, а так же так назывались внутренние пошлины, которые взыскивали на заставах товаров.

•тарх - это принудительная покупка продуктов из казенных хранилищ по ценам, которые в несколько раз превышали рыночные, а также принудительная продажа крестьянами продуктов по специально заниженным ценам

•улаг – это почтовая повинность, которая связанна с обеспечением лошадьми почтовых станций , которые назывались ямами.

•бигар - это принудительные работы по постройке дворцов, крепостей, прокладке дорог, восстановлению каналов.

•«нузл» или «нузул» (постой) - предоставление своего дома эмиру, который прибывает в данную местность. При этом крестьяне кормили свиту эмиров, их слуг и лошадей .

Казахское ханство - осколок улуса Джучи имхо

Quote

Наивысшего расцвета ханство достигает при хане Касыме. И в этот период повышается авторитет обычного права и мусульманских традиций и обычаев. Хотя в это время с отдельного человека налог не брался, для государственной казны собирались такие налоги как закят, садака. Закят выплачивается в размере 2,5 % от состояния человека, превышающего размер нисаба. Нисаб, стоимость которого равнялась 85 грамм золота - это минимальный размер состояния, с которого необходимо было выплачивать закят. Закят выплачивается с серебра , золота, инвестиций, наличных денег, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций.

Осуществляли контроль над ходом начисления и изъятия налогов местные правители (имамы). К примеру, при правителе Ташкента, Жунис-коже с каждой сотни скота взимали одну. Помимо этого, он лично принимал участие в судебных спорах, которые связанны с налогами.

Садака в исламе – это добровольная милостыня (в отличие от закята - обязательных налогов), которую мусульманин выплачивал по своему собственному усмотрению и желанию. Садака мог выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния беднякам, но также и в виде еды, одежды и другого имущества не только беднякам, но и сиротам, путешественникам, воинам.

Скотоводы платили налог закят, выплачивали дань мясом - согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж, простые люди привлекались к общественным работам - мардикар, принимали на постой воинов - каналга, а также знатных людей - джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск - тагар. Мусульманское духовенство обладало вакфными землями .

В 1680 году во время правления Тауке хана реформы коснулись так же и правовой системы. Именно при нем внесены значительные дополнения в право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его участии. Согласно народным приданиям, Тауке хан собрал в местности Култобе биев трех жузов - Толе, Казыбек, Айтеке , которые на основе старых законов ханов Касыма и Есима разработали и приняли новый свод законов, который включал в себя семь основных разделов. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Қасым ханның қасқа жолы», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к закону были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі» - рассказы, которые содержали сведения о практике суда биев в судебном прецеденте.

Вместе с тем, из-за усиления влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно начало широко распространяться мусульманское право - шариат. Была установлена особая система налогообложения местного населения. Кочевники-скотоводы должны были платить "копчур" - одну голову со ста голов скота, "тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража. Земледельцы выплачивали налог "харджи-хараджат".

копчур - другое название ясака.

https://scienceforum.ru/2016/article/2016022326

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Bir bala said:

@boranbai_bi И где тут написано, что с казахов взималась плата? Особенно Касым ханом. Я что то ничего не вижу.

вот еще статья про Букеевскую Орду http://bibliotekar.kz/obrazovanie-bukeevskoi-ordy-i-ee-likvida/glava-v-nalogi-i-povinnosti-v-orde.html

Quote
Со времени принятия российского подданства на протяжении почти целого столетия казахи не платили налогов царскому правительству и не несли перед ним никаких повинностей. Они платили подати только своим ханам и султанам натурой (скотом). По предписанию ислама основными налогами были зекет и ушур. В зекет полагалось 1/40 имущества, а в ушур 1/10 урожая посева плательщика налога. В таком размере, с небольшими изменениями, взыскивались налоги с населения почти во всех среднеазиатских ханствах. Так как казахи, в основной своей массе, занимались скотоводством, налог с урожая ушур (десятина) у казахов заменялся другим налогом, названным казахами “согумом”, т.е. скотиной на зарез для ханского стола. Сбор налогов в форме зекета и согума производился почти при всех казахских ханах. Но в условиях натурально-кочевого хозяйства форма и размер зекета и согума находились в зависимости от произвола и потребности ханского двора.
 
Букей был ханом-кочевником. При нем налоги были сравнительно небольшие, так как и потребности его были не очень большие. Количество зекета и согума резко увеличилось при его сыне — хане Джангире. Джангир получил европейское образование, хорошо знал жизнь русских помещиков, бывал в Москве, вращался в высшем кругу русского дворянского общества, ездил в Петербург, к царю, бывал у него на приеме, гак что роскошная жизнь и этикет высшего аристократического круга России стали для него образцом.
 
Поселившись в своем доме, выстроенном для него царским правительством, хан Джангир завел в нем совершенно новые порядки и роскошную обстановку. В его доме появились большие зеркала, дорогая мебель, пианино, шелковые ковры и т.п. Джангир завел у себя особый этикет: полувосточный и полуевропейский. Устраивались торжественные приемы, на которых хан и ханша появлялись в дорогих национальных костюмах. Известно, что нарядный костюм одной только ханши оценивался в свое время в 150 тысяч рублей. Хан часто устраивал торжественные приемы царским чиновникам и русским купцам. Окружал себя молодыми друзьями-султанами, многочисленной двор ней и толенгутами. В кругу своих друзей хан устраивал обильные пиры. Такая роскошная жизнь и содержание огромной дворни требовали колоссальных средств. Расходы на содержание Ханской ставки в несколько десятков раз превышали доходы ханского кочевого хозяйства. Требовались дополнительные источники доходов.
 
В первое время в орде единственным источником средств были налоги. Правда, вначале в Букеевской орде сбор налогов носил случайный неофициальный характер, иногда он даже имел форму “добровольных приношений”. Но такой сбор налогов не мог гарантировать своевременное и аккуратное поступление средств хану. Поэтому хан Джангир, посоветовавшись с ахуном и муллами и руководствуясь шариатом, официально ввел зекет и согум как постоянные и обязательные налоги.
 
По исчислению Евреинова, казахи Букеевской орды при хане Джангире платили зекет со скота и согум. К 30-м годам XIX в. зекет определялся от 72 до 92 тысяч рублей в год, а по исчислению Оренбургской пограничной комиссии — до 155 тысяч рублей серебром. Одновременно с зекетом на содержание вестовых при ханской ставке собирались 1792 р. Согум платили казахи с каждых 15 кибиток по 1 рогатой скотине или 6 баранов. Годовой доход с этого налога со всей орды определялся в 4000 голов рогатого скота или в 24 ООО баранов.
 
Но эти исчисления были основаны на официальных данных того времени. Они не соответствуют действительности. Дело в том, что Оренбургская пограничная комиссия, опасавшаяся обострения общественных конфликтов, ежегодно требовала от хана сведений о количестве налогов, собираемых им с казахов Букеевской орды. А хан, желая, чтобы царское правительство не ограничило его в сборе этих налогов, в своих официальных отчетах давал обычно заведомо преуменьшенные цифры. В реальности же размер собираемых ханом налогов намного превышал данные его официальных отчетов. Так, например, в архиве есть жалобы казахов, которые говорили, что хан Джангир в 1836 году собрал с казахов 18 тыс. баранов, 1000 лошадей, 800 быков и 700 верблюдов.
 
Размер налога хан устанавливал сам. По сбору зекета хан совместно с муллами выработал определенную шкалу, по которой сумма налога, собираемого с населения, увеличивалась пропорционально количеству скота, имеющегося у того или иного налогоплательщика. Но эта пропорциональность существовала лишь для основных масс казахов, а для зажиточных казахов и баев эта пропорциональность не выдерживалась, а для крупных баев она круто снижалась. Так, например, было установлено налогу: с 40 баранов — 1 баран, со 120 — 2 барана, с 201 — 3 барана, с 400 — 4 барана и т.д. Точно так же было и в отношении других видов скота. Таким образом, бай по сравнению с бедняком платил ничтожный налог.
 
Такой порядок взимания налогов натурой существовал до конца 30-х годов XIX в. А с конца 30-х годов, в связи с переводом зекета в денежную форму, этот порядок был упразднен, и раскладка его стала производиться уже по другому принципу.
 
Хан стал брать налоги деньгами. В связи с этим он давал своим сборщикам такое распоряжение: “На месте скотом не берите, но чтобы они скот свой продавали сами на базаре и деньгами доставляли в ваши руки”.
 
Сумму зекета хан назначал ежегодно и каждый раз производил раскладку с общей суммы по родам и отделениям. Перед назначением зекета хан обычно получал “донесения” от родоправителей и старшин о положении и количестве скота у того или иного рода или отделения. Хан имел почти точные сведения о богатстве того или иного рода, о скоте, землях и пастбищных угодьях и т.п.
 
Сбор зекета производился весною, т.е. приурочивался он к тому времени, когда весь прирост скота становился известным, а сбор согума, наоборот, откладывался на осень и собирался после летнего нагула перед отгоном скота на зимние пастбища. В зекет и согум было положено брать самую лучшую скотину: корову, лошадь и барана.
 
Подати собирались управляющими родами султанами и старшинами. Собирая налоги в Ханскую ставку, они не забывали себя: собирали налогов гораздо больше, чем это полагалось. Лишнее они оставляли в свою пользу. Пользуясь бесправием и темнотою народа, они делали вопиющие злоупотребления. С аулов своих родственников или близких ханские сборщики брали налогов меньше, чем это следовало по раскладке, а с дальних или враждебных аулов собирали в несколько раз больше, чем это полагалось. Если кто сопротивлялся, того сборщики жестоко избивали.
 
Почти до 30-х годов XIX в. ханские налоги в Букеевской орде собирались натурой, главным образом скотом, но к концу 30-х годов в связи с открытием ярмарки в Ханской ставке, с усилением торговли в орде сбор ханских налогов стал производиться уже не скотом, а деньгами. Для того чтобы уплатить налог своевременно, казахи вынуждены были гонять свой скот на далекую ярмарку, чтобы не продавать его на месте ханским сборщикам по низкой цене. Это обстоятельство весьма разорительно отразилось на трудовых массах и обостряло классовые взаимоотношения.
 
С развитием торговли в Букеевской орде, с ростом денежного обращения увеличивались потребности ханской семьи, в то время как трудовое население в ней с каждым годом все беднело и жизнь для него становилась все тяжелее. При хане Джангире благосостояние казахов значительно упало. В 1820 г., согласно официальному отчету Управления Букеевской ордой Шигая, в орде насчитывалось: верблюдов 95900 голов, лошадей 630 200 голов, рогатого скота 315 100 голов, баранов 3 425 000 голов. Через десять лет, в 1830 г., количество скота сократилось: верблюдов сократилось вдвое — 45 000 голов, лошадей больше чем вдвое — 250 000 голов рогатого скота в два раза — 50 000 голов, число овец упало до 1 500 000 голов. Итак, количество скота уменьшалось с каждым годом, следовательно, казахи Букеевской орды все беднели и беднели.
 
Одной из главных причин обеднения букеевских казахов был, правда, падеж скота. В 1825 г. Ногайский род сразу потерял 2000 лошадей, которые были загнаны бурей в болото, где и погибли. В жестокую зиму 1828 г. казахи, не имея корма для скота, вторглись в пределы Саратовской губернии. Там они потеряли 10 000 верблюдов, 280 000 лошадей, 73 000 рогатого скота и свыше миллиона овец, погибших от бескормицы и захваченных русскими жителями. Особенно много скота казахи потеряли в 30-х годах во время восстаний в орде, когда был нарушен нормальный ход хозяйственной жизни.
 
Но основной причиной обеднения букееевских казахов все же было обезземеливание широких масс. Захват лучших земель, летних и зимних пастбищ, оттеснение рядовых масс казахов на худшие пастбища, перерезывание кочевых путей, лишение их хороших водопоев — все это разрушило кочевое хозяйство. Потеря пастбищ для кочевника равносильна полному разорению. Немало казахов превратилось в нищих. Многие йз них ютились у более состоятельных родственников или бродили из аула в аул, а иные просто уходили в русские селения — в батраки и пастухи. Царское правительство никаких мер к улучшению положения казахов не принимало. Развивавшийся в Букеевской орде неэквивалентный обмен еще более усиливал разорение казахов.
 
Таким образом, широкие массы населения Букеевской орды из года в год все более беднели, тогда как ханские налоги из года в год все более увеличивались. Хан Джангир вверил управление родами молодым султанам, своим родственникам, которые не входили и не желали входить в нужды народа. Каждый из них подражал роскошной жизни хана. Поэтому старались как можно больше выколачивать налогов из подведомственных им казахов.
 
Однако как не увеличивал хан Джангир свои доходы, выколачивая подати с “черного народа”, денег у него все-таки не хватало, так как потребности ханского двора и его приближенных все возрастали. Тогда хан приступил к экспроприации общественных земель. Многие участки территории Букеевской орды были им изъяты из общественного пользования и пущены в продажу в частное владение.
 
Кроме ханских налогов — зекета и согума — собирались налоги и в пользу других лиц. Так, простые казахи обязаны были давать согум родоначальникам — управителям родов, которые являлись ханскими ставленниками на местах. Затем за счет народа кормилась многочисленная султанская знать, муллы, которых было больше 150, и ходжи. Но такие налоги считались частным делом, вследствие чего они никем не учитывались.
 
Хан Джангир под видом заготовок общественных запасов собирал с казахов сено. Для этого он обязал каждую кибитку ежегодно накашивать и свозить по 10 верблюжьих вьюков на определенное место, указанное старшиною отделения. Разумеется, эти общественные запасы сена были использованы для подкормки скота самого хана.
 
Определенный доход получал хан за ярмарочную площадь. Так, в 1836 г. собрано было денег в доход хана за лавки, кибитки, палатки, телеги и прочее 2919 руб., а в 1845 г. этот доход ярмарочного двора выражался в сумме 5500 рублей. Хан приказал своим сборщикам брать пошлину с продаваемых казахами на ярмарке скота и продуктов скотоводческого хозяйства.
 
После смерти хана доходом ярмарочного двора пользовались наследники хана. Впоследствии, а именно 15 июля 1863 г. по распоряжению царского правительства “право всегдашнего пользования доходами ярмарочного двора” у наследников хана Джангира было выкуплено за 110 000 рублей серебром. Затем эти доходы были присоединены к общим доходам орды.
 
Помимо основных налогов в орде взималось еще много других мелких поборов. Так, казахи Букеевской орды платили так называемый кошеменный налог, налог на содержание родоправителей, вестовых депутатов и др. Хану и султанам-управителям родов казахи должны были собирать кошмы и шерсть. Из шерсти катались для хана и управителей разного качества кошмы, которые главным образом шли на продажу, на многочисленные пастушьи кибитки и на другие надобности. Кошмы продавались ханом также и в военное ведомство, для разных надобностей военных отрядов.
 
При Ханской ставке было много вестовых (рассыльных) гонцов, которые выполняли разные поручения хана и при помощи которых хан поддерживал связь с местной администрацией. Еще в 1825 г. содержание вестовых при ставке стоило народу, по официальным данным, 1792 руб. После число их увеличилось в несколько раз, следовательно, и содержание их недешево обходилось народу.
 
Не все дела подлежали суду и разбору хана. Многие дела, считавшиеся более важными, были изъяты из ведения хана. Такие дела обычно разбирались русскими чиновниками в присутствии ханского депутата. При разборе таких дел хан назначал своего уполномоченного, который назывался ханским депутатом. Иногда следствие и разбор дел затягивались и депутат подолгу оставался там. Такие депутаты посылались на кормление тех общин, где происходил разбор дел. Содержание их обходилось народу очень дорого.
 
Народ платил деньги и на содержание почтовых станций, которых немало было в Букеевской орде. Казахи, жившие вблизи почтового тракта, обязаны были давать лошадей для почты и фураж для лошадей.
 
Казахи платили также так называемый билетный сбор. Вследствие обеднения казахов Букеевской орды появилось довольно значительное отходничество. Многие казахи-бедняки стали уходить на временные работы в разные места, на рыболовные и соляные промыслы, в русские селения — пастухами, батраками и т.д. Они должны были брать билеты за известную плату. За билеты платили также и те казахи, которые по своим надобностям выезжали из Букеевской орды.
 
В Букеевской орде часто практиковались также и некоторые экстраординарные единовременные налоги. Так, при поездке хана в Петербург для негр специально собирались деньги “на расходы”. В большинстве случаев эти налоги давались в форме подарков, добровольных приношений: хану, султанам и другим влиятельным лицам. Такие “добровольные” подарки и приношения делались подчиненными и зависимыми людьми хану, султану по случаю рождения у них сына или дочери, женитьбы и даже смерти. Эти поборы получили в орде широкое распространение и усиливали ненависть трудовых казахских масс к хану и султанам.
 
Вследствие чрезмерного роста налогов многие безземельные и обнищавшие казахи оказывались не в состоянии уплатить зекет и согум. Поэтому на таких казахах оставались недоимки. Чтобы изжить эти недоимки и обеспечить своевременное и аккуратное поступление зекета, хан Джангир “постановил раз навсегда цену на скот: лошадь оценил в 10 руб. серебром, верблюда — в 15 рублей, рогатую скотину в 8 рублей, овцу и козу по 2 рубля серебром”. Оценив все поголовье скота в орде, хан разложил назначенную им к сбору сумму зекета на все поголовье скота и таким образом высчитал, что в зекет полагается с каждой головы скота: 10 коп. с лошади, 15 коп. с верблюда, 8 коп. с рогатой скотины по 2 коп. с овцы и козы. Исходя из такого расчета, хан Джангир производил раскладку общей суммы зекета по родам и отделениям согласно имеющимся у него сведениям о положении, скоте у казахов того или иного рода. По этой раскладке хан приказал родоправителям и старшинам собирать налоги. Правда, он ежегодно вносил в нее необходимые уточнения.
 
Хан Джангир умер в 1845 году. После его смерти царское правительство издало указ о том, чтобы в отношении сбора налогов никаких изменений не делать, а ограничиться последними распоряжениями хана. Таким образом, с 1845 г. последняя раскладка хана Джангира, сделанная им на тот же 1845 г., Временным советом была сохранена в силе и служила руководством по сбору зекета и согума в продолжении последующих почти 20 лет, так что каждое отделение в роде, даже каждый казах облагались тем самым количеством денег, какое назначено было последний раз ханом.
 
Между тем за короткое время в составе родовых общин, вследствие их пауперизации, произошли серьезные изменения в сторону снижения их платежеспособности. Размер зекета и согума для большинства отделений при значительном сокращении поголовья скота оказался настолько высоким, что они не в состоянии были рассчитаться даже за один год, не говоря уже о недоимках прошлых лет. Многие из рядовых казахов до того обнищали, что оказались не в состоянии платить даже часть зекета и согума, они ютились около баев, работая на них почти даром, а многие казахи в поисках средств к существованию уходили в отход — они разбредались по русским поселкам пастухами, батраками и пр.
 
С другой стороны, многие из султанов освобождались от уплаты налогов по праву их знатного происхождения; тарханы, ходжи, бии и старшины также освобождались от уплаты зекета и согума. Поэтому число плательщиков ханского налога сильно сократилось. Вот почему родоправители и старшины говорили Временному совету “о невозможности собрать недоимки по причинам обеднения киргизов, нахождения многих из них в пастухах на линии, по обращению некоторых в тарханы”, что служит препятствием к полному сбору зекета и согума”. Таким образом, сумма недоимок из года в год увеличивалась. Так, к 1 декабря 1851 года накопилось недоимок по зекету в сумме 104 874 р. 14 к.
 
Почти такое же положение было и с согумом, который вносился, как об этом сказано выше, в таком размере, что с каждых 15 кибиток полагалась одна скотина, т.е. хорошая корова, или 6 баранов, или 40 рублей деньгами. В числе 15 кибиток полагалось 5 богатых и 10 бедных. Согум назначался определенным числом скота на каждое отделение. Начиная с 1845 г., по согуму на казахах Букеевской орды также накопились недоимки, которые к 1 декабря 1851 г. выражались в сумме 26 841 р. 74 к. 1/2 коп. Эта сумма, как и сумма зекета, также была разбита на 3 части с тем, чтобы взыскать их вместе с недоимками по зекету в продолжение 3-х лет. В отношении сбора нового согума Временный совет сделал новую раскладку согума по отдельным родам и отделениям по количеству кибиток, причем совет сократил количество согума в два раза против принятых ранее норм. Ниже приводится ведомость раскладки его на время с 1846 г. по 1855 г.
 
Для сбора недоимок Временный совет принимал ряд мер. Он давал строгие предписания родоправителям и старшинам о безотлагательном взыскании недоимок. Рассылались на места самые влиятельные люди для сбора недоимок, применялся метод личного убеждения и внушения во время съезда казахов в период ярмарок. Зажиточным казахам предлагалось путем добровольных взносов пополнить недоимки как по зекету, так и согуму, следуемых с их бедных родственников и сородичей. Но богачи были не склонны к внесению налогов за других, а напротив, сами стремились освободиться от платежей.
 
 
 
 
Несмотря на все эти мероприятия Временного совета, взыскать недоимки с населения орды все же не удалось, так как обнищавшие казахские массы оказались не в состоянии уплатить их. Вследствие этого многие старшины стали просить об отсрочке недоимок.
 
Временный совет, учитывая “весьма затруднительное” положение, разбил всю сумму недоимок на три равные части и решил взыскать их по частям в течение трех лет. При этом совет постановил принять самые решительные меры вплоть до продажи с аукциона скота и имущества неисправных плательщиков налога.
 
В силу такого решения Временного совета родоправители и старшины на протяжении почти трех лет беспощадно взыскивали недоимки. Однако, несмотря на всю суровость своих мероприятий, взыскать полностью все недоимки они не смогли. Часть недоимок по “крайней бедности” казахов пришлось в конце концов списать со счета, т.е. совершенно аннулировать.
 
Как было сказано выше, Оренбургским ведомством было предписано Временному совету сохранить раскладку и сбор зекета и согума в том самом размере, который был установлен последний раз ханом. После смерти хана последняя его раскладка была сохранена почти без изменения на протяжении 20 лет. Попутно с этим были сохранены также и формы всех ханских налогов (зекет, согум и пр.). Теперь эти налоги поступали не в казну хана (не в пользу ханской семьи), как раньше было, а в общий доход орды.
 
В 1864 г. в связи с окончательным введением новой системы управления ордою и оформлением всей сети управления с утверждением постоянных штатных служащих все формы ханских налогов, а также и их наименование были отменены и заменены совершенно другими налогами, почти такими, какие были введены “Положением 1868 г.” во Внешней орде, т.е. так называемым кибиточным сбором.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, boranbai_bi сказал:

Букей был ханом-кочевником. При нем налоги были сравнительно небольшие, так как и потребности его были не очень большие. Количество зекета и согума резко увеличилось при его сыне — хане Джангире. Джангир получил европейское образование, хорошо знал жизнь русских помещиков, бывал в Москве, вращался в высшем кругу русского дворянского общества, ездил в Петербург, к царю, бывал у него на приеме, гак что роскошная жизнь и этикет высшего аристократического круга России стали для него образцом.

@boranbai_bi Ну я бы не сравнивал эпоху влияния Российской Империи с эпохой без ее влияния на Казахское ханство.

В статье Атыгаева ни слово не нашел о том, что Казахские ханы собирали налог с кочевников казахов. Для меня население Казахского ханства являлись 95% казахи.

12 минут назад, boranbai_bi сказал:

Атыгаев в своей статье пишет следующее

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про каракалпаков и Тауке я своими глазами видел в источнике (на востлите) про ясак, остально можно верифицировать. мне сегодня в лом, но может потом поищу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, Bir bala said:

Ну я бы не сравнивал эпоху влияния Российской Империи с эпохой без ее влияния на Казахское ханство.

факт , что Россия не облагала налогами, а хан облагал.

 

10 minutes ago, Bir bala said:

В статье Атыгаева ни слово не нашел о том, что Казахские ханы собирали налог с кочевников казахов.

прочитайте внимательнее, во втором предложении он пишет про "кочевников-скотоводов" , казахи это были или нет, это говорит о том, что налоги как явление существовали в Казахском ханстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@boranbai_bi  Хан, который проиграв выборы откочевал западнее и обосновал Букеевскую орду в следствии влиянии России казахи и стали платить налог местному исполнительному органу в лице хана. Мы говорим уже о вступившем в РИ Казахское ханстве, а не о независимом КХ.

6 минут назад, boranbai_bi сказал:

факт , что Россия не облагала налогами, а хан облагал

И не приводит такой пример с кочевниками, а приводит только сбор налога Турсун ханом  с оседлого населения Ташкента. Атыгаев все таки не объективный историк. То захочет переделает Буйдаша в Бауша, то захочет интерпретирует несуществующего у Касым хана сына Абулхаира. Вы меня конечно простите, но я приму существование бюрократического аппарата с системой налогов в Казахском ханстве тогда, когда обоснуете, что к примеру казахи времен Касым хана или Хак Назар хана платили своим ханам налоги в любом виде.

9 минут назад, boranbai_bi сказал:

"кочевников-скотоводов"

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 minutes ago, Bir bala said:

Вы меня конечно простите, но я приму существование бюрократического аппарата с системой налогов в Казахском ханстве

не прощу, конечно :) 

а как же Тауке хан с ясаком от каракалпаков?

почему налоги Турсун хана не должны свидетельствовать о наличии налоговой системы? ведь вне зависимости от того оседлые или кочевые налогоплательщики, налоги все равно были.

потом ваш тезис о том, что казахи налогов хану не платили это же ничем не подкреплено. я хоть даю вырезки тезисов профессиональных историков, которые дают ссылки на источники или  работы других историков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, boranbai_bi сказал:

потом ваш тезис о том, что казахи налогов хану не платили это же ничем не подкреплено. я хоть даю вырезки тезисов профессиональных историков, которые дают ссылки на источники или  работы других историков.

Там все таки про оседлое население говорится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Zerek said:

Там все таки про оседлое население говорится.

каракалпаки же кочевники в том числе. не вижу каким образом казахи бы отличались бы от налогооблажения от других кочевников перед ханом.

так же в тексте про букеевскую орду первый абзац в целом про казахов, а не только про букеевскую орду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 29.04.2023 в 01:20, Zerek сказал:

Налоги платили оседлые жители городов и селений. Вроде единственный казахский хан, которому казахи платили подать был Арынгазы из Младшего жуза.

Читал что кочевники-чагатаи тоже не платили налоги- подати Аксак Тимуру. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...