Перейти к содержанию
Бозбет Шыны

Тотем быка, марала у древних Уйгур, Огузов, Найманов, Отуз-Татар и Хунну. "Бычьи" имена тюрко-монголов.

Рекомендуемые сообщения

Тема интересная и достойная тщательного изучения.

Вот некоторые наработки по ней, собранные из других тем:

  1. "Бычьи" имена у тюрко-монголов в доисламский период (до 14-15 вв) https://eurasica.ru/forums/topic/6243-несторианство-в-китае-и-центральной-азии/?do=findComment&comment=476775
  2. Карлуки, найманы, уйгуры, 30 татар, алчи-татар: https://eurasica.ru/forums/topic/6243-несторианство-в-китае-и-центральной-азии/?do=findComment&comment=476869
  3. Этноним Уйгур в значении "бык"/Огуз (версия А.Н. Бернштама) https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=476891
  4. Ю. Зуев связывает термин Уйгур с "быком" и символом Луны. https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=476907
  5. Приницпиальное отличие понятий Бука/Буга/Бугу от Огуз/Огур/Уйгур. https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=476940
  6. Легенда Джувейни о хане уйгуров - Буку-хане (бык, бык марал) https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=477001
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Клановое название гуннского рода Шаньюев (Тарханов) - Хуяр (монг. үкер), т.е. "бык"

https://eurasica.ru/forums/topic/123-хунну-сюнну-гунны/?do=findComment&comment=463774

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из работ проф. Добрева:

https://eurasica.ru/forums/topic/2305-динлинская-проблема/?do=findComment&comment=284416

https://bolgnames.com/Images/GreatWall_3.pdf

Цитата

Из тотемного слова огуз/огур/ухэр С. Г. Кляшторный и У. Г. Ховалыг делают вывод: «Племенной союз гаоцзюй/теле имел самоназвание. Этим самоназванием оказалось имя огуз, происходившее согласно древнеогузским легендам, из имени героя-эпонима Огузхана. Более архаичной формой имени огуз является слово огур» [Кляшторный, Савинов, 2005, с. 60], [Ховалыг, 2009, с. 22]. С. Г. Кляшторный, на мой взгляд, делает две ошибки: во-первых, он не уточняет или не знает, что огуз-ухэр-огур это одно слово, означающее «бык», первое слово – на тюркских, второе слово – на монгольских языках, третье – переходное слово. Слово огуз/огур не просто самоназвание, а тотемное самоназвание дили-гаогюйских-телеских племен и некоторых хунну. До наших дней сохранилось тотемное название Огуза/огура/ухэра у иркутских бурят, вероятных потомков гулиганей, упоминаемых среди телэских племен, слабо задетых, так называемыми, мировыми религиями. Во-вторых, тотемное название огуз/ухэр/огур ведет свое происхождение не от эпического Огуз-хана, а, наоборот, последний является тотемом, ставшим героем одноименного сказания. Верующие приангарские буряты до сего времени поклоняются ему.

Цитата

Китайская династийная хроника Таншу считает, что предками хойху были хунну [Бичурин, 1950, т.1, с. 301]. Вероятно, это лишь частично соответствует истине. Ранее мы видели картину обратную – этноним хунну произошел в IV в. до н.э. от этнонима жун-ди, так же как и дунху VI в. До н.э., а ди – предки хойху, отделившись от жунов в результате китайской экспансии в VI в. до н.э. Этноним жун-ди гораздо старше этнонима хунну, появившегося в IV в. до н.э. Во II в. до н.э. правитель народа ди женился на дочери или племяннице хуннуского шаньюя [Бичурин, 1950, т.1, с. 213], хотя у номадов в то время был патриархат и потомство определялось по мужской линии, вероятно, хойху можно считать потомками хунну, но не прямыми с передачей «фамилии», а по женской линии. Брак был почетный и это свидетельствует, что правитель ди почти приравнивался к хуннускому шаньюю. Кроме того, есть вероятность, что среди ди растворилась часть южных хунну в I в. н.э. и последующих, т. к. После распада своей державы на две части, они частично поселились на земле, где проживали предки хойху, племена ди-тилэ в пределах современных провинций Ганьсу и Шэньси. Также утверждение Таншу о том, что хойху есть потомки хунну, свидетельствует о том, что народы эти одного происхождения, а именно монголоязычные.

А. Т. Малявкин переводит Синь Тан шу, где племя вэйхэ (уху-угэ-уйгуры-бык), возмутившись действиями Чуло-хана, объединились с племенами боку (буку), тонра, байирку и назвали свое объединение хойху (хуйхэ). Вызывает вопрос то, что А. Г. Малявкин в конце своей цитаты именует уйгурами. Современное слово уйгуры, я думаю, явление позднее, в Танскую эпоху их называли иначе, а именно, хойху-вэйхэ-ухуухэ-югур, по названию тотема, хотя слово «уйгур» тоже тотемное, однокоренное «ухуухэ-югур – бык», но более позднее, появилось или стало произноситься в послемонгольскую эпоху. Что же означают слова Угэ и Уху? Другие названия Хойху. УхуУгэ, вероятно, монголоязычное слово «ухэр» у современных монголоязычных народов означающее рогатый скот, вол - кастрированный бык, бычий» [Лувсандэндэв, 1957, с. 490], [Шагдаров, Черемисов, 2010, т. 1, с. 358], по-тюркски «огуз» [Абдулдаев, 2003, с. 155]. «Ухэр» употребляется, например, в названии года: «ухэр жил – год быка» - второй год животного цикла старомонгольского летоисчисления» [Лувсандэндэв, 1957, с. 490]. Монголоязычное «ухэр» и тюркоязычное «огуз» это слова, имеющие общее происхождение, обусловленное единым генезисом обоих групп народов, при этом уху и угэ ближе к монголоязычному «ухэр», чем к тюркоязычному «огуз». Вероятно, названия Уху-Угэ дали хойху обитателям севера окружающие с юга другие монголоязычные народы – тугю (тургуты) или табгачи (тоба) или еще какой-нибудь народ, по названию их тотема – быка.

Цитата

Наличие в прамонгольском значительного числа тюркских заимствований с явно выраженным протобулгарским ротацизмом, в числе которых особенно показательным представляется слово со значением «бык» (ср. прототюрк. *öküz «бык» = протобулг. *ökür -» протомонг. *üker «крупный рогатый скот», «бык»; др.-булг. *ökür ~ *ükür —> венг. ökör «вол»; совр. чув. vägär «бык> <— и.-с, ср.: авест. misa-, др.-инд. uksä-, тох. A ökäs, тох. В okso «бык», англ. ох, нем. Ochse, др.-в.-нем. ohso < и.-е. *ukso(n) «бык») несомненно индоевропейского происхождения, раскрывает многие интересные стороны древнейшей этнолингвистической ситуации в центре Азии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По казахскому шежыре предком найманов является Өкіреш. Өкіреш - означает "маленький бык" или "ревущий бык".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мифическим предком Онгутов был некий Buguo 卜國. 

Некоторые исследователи идентифицируют его как уйгурского Бёгю-кагана (bőgü qaγan «мудрый каган»). Однако речь возможно идёт о полулегендарном родоначальнике уйгуров Буку-кагане (Быке хане)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О верованиях уйгуров до обращения в манихейство в 760e из статьи ["Pre-Manichaean Beliefs of the Uyghurs II: Other Religious Elements" HAYRETTIN  IHSAN ERKOÇ]:

Цитата

Уйгуры имели культ предков, в котором души, как считалось, улетают. Отмечено, что погребальные церемонии, называемые yoγ, включают в себя жертвоприношения животных и людей, а также членовредительство. Поклонение включало жертвоприношения животных и поклонение идолам. Кам (шаманы) проводили ритуалы, включая гадание и погодную магию. Религиозная терминология включала qut (божественная удача), ülüg (судьба), yol (удача) и yazuq (грех). Они высоко ценили числа семь и девять как священные числа, в то время как священные огни, спускающиеся с неба, и священная супруга мифологического правителя были важными мотивами. Хотя некоторые ученые писали, что буддизм практиковался уйгурами до их обращения в манихейство в 760-х годах, дальнейшие исследования показали, что это не так. В этой статье также раскрывается, как их древние верования сохранились даже после их обращения в основные религии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратите внимание на некое сходство тамги уйгурских Яглакаров с тамгой Найманов (сегиз огузов) - "бакан". В моём понимании обе они символизируют тотем быка (самца марала), который по легенде Джувейни был предком уйгуров/яглакаров Буку-ханом (Бугу-хан, Бук-хана (卜可汗)). 

Буддийская версия легенды о Буку-хане (Богук-хане) тяготеет к личности манихейца Кутлуг 2 (см. работу T.Moriyasu). Однако известно, что он был из Эдизов и лишь усыновлен Яглакарами. Преимущество версии Джувейни по сравнению с китайской и буддийской версиями в том, что первая упоминает также имена 4 остальных братьев Буку-хана, которые можно также идентифицировать как тотемы других животных (см. выше).

undefined240px-Kazakh_Tamga_23.svg.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Клановое название гуннского рода Шаньюев (Тарханов) - Хуяр (монг. үкер), т.е. "бык"

https://eurasica.ru/forums/topic/123-хунну-сюнну-гунны/?do=findComment&comment=463774

Бык на древнетюркском тоже был Өкер/Үкер

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Этноним ‘тюрк’, в переводе ‘сильные, крепкие’[28] удачно повторяет имя древних предков саков-хионов известное из Авесты — ‘турья’ (туры, туранцы). Более того у имени ‘турья’ точно такое же значение — ‘сильные, быки, крепкие’[29] как и в этнониме ‘тюрк’.

Цитата

Токуз-огузы значит ‘девятиродцы’, кстати, учитывая, что исследователи в этнониме ‘огуз’ (бык, тур)  видят кальку самоназвания телесцев — ‘ишкуза’ (сак) [49], то имя токуз-огузы также могло нести значение ‘девяти саков’, что опять-таки увязывает общность саков и теле (динлин) в единый праэтнос.

Полный текст тут: https://eurasica.ru/forums/topic/1169-древние-тюрки-кок-тюрки-тюрки-ашина/page/44/#comment-229008

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

 

Немножко в тему.

Если не ошибаюсь, во всех тюркских языках без исключения есть стойкое разделение терминов: BUQA - БЫК, OGUZ - ВОЛ.

Если в наши дни кто-то где-то называет быка огузом (өгіз), то наверняка это позднейшее искажение, например, такое я встречал в Южно-Казахстанской области.

Поправьте кто-нибудь меня если я ошибаюсь.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.01.2025 в 11:10, Бозбет Шыны сказал:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно географу Гардизи и анонимному труду Худуд аль-алам, племя Ягма было ветвью Токуз-огузов:

Цитата

"Their [Yagmas'] king is from the family of the Toġuzġuz kings",[32] 

https://eurasica.ru/forums/topic/6149-цагаадай-хаан-чагатай-хан/?do=findComment&comment=360878

Известно, что тотемом племени Ягма был Богра/Бугра, т.е. верблюд-производитель:

Цитата

Первым носителем титула стал правитель Кашгара из рода Караханов (точнее — из восточной ветви Караханидов, правившей в Кашгаре от племени ягма и имевшие тотем Богра) Сатук Богра-хан, который в 942 году захватил столицу Карлукского каганата Баласагун и основал Караханидское государство.

Возможно караханидско-уйгурское слово "Бугра" является производным от более древнего "Бура" в значении "душа жертвенного животного (оленя или коня)" https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2faltet&text_number=1348&root=config

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хазарский "бык" Бука Аль-Кабир (c.770-862) - возможно еще один аргумент в пользу токуз-огузского/уйгурского происхождения хазар:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уйгурская_теория_происхождения_хазар 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тотемы тюрко-монголов вероятно восходят к эпохе Хунну (кроме "сокола", который скорее сформировался в период Тюркского каганата, как результат взаимодействия тюрков и согдийцев [см. статью Ю.И. Дробышева и мои посты]. Эти тотемы имхо имеют условное географическое распределение с Запада на Восток:

  1. Тотем: cокол (или в общем небольшая хищная птица). Эпицентр: Семиречье, Приисыккулье, Западно-тюркский каганат. Племена/образования:  карлуки, часть огузов, онгуты (откочевавшие на восток шато, чигиль), кыргызы (вкл. ранних Сельджуков), скорее всего Киргуты/Древние кыргызы (Киргуй - сокол)
  2. Тотем: бык/марал. Эпицентр: Саяно-Алтай, Уйгурский каганат. Племена/образования: токуз-огузы/уйгуры, найманы, часть хунну (Модэ aka Багатур), хазары (?), ягма, часть огузов (Огуз хан как прообраз Модэ).
  3. Тотем: волк (шоно) Эпицентр: Монголия, прото-монголы, Племена, образования: Хунну, сяньби, дунху, Ашина, Тюркюты, Борджигин, Кият
  4. Тотем: лебедь. Эпицентр: Вост. Монголия, Манчжурия, Сибирь. Племена, образования: хунгират / конырат (возможно), часть хунну, булагаты (баргуты/ буряты), манчжуры, большей частью монголоязычные племена.

У Кереит и возможно Хунгират тотем - ворон: 

Цитата

По мнению ученых, предки кереитов поклонялись птице хэрээ (ворону), и со временем название тотема превратилось в этническое название хэрэйд (кереит). Кереиты имеют монгольское происхождение[1]...

Согласно Аюудайн Очиру, этноним хонгирад, хонхирад, хонхэрээд произошел, также как и этноним кереит (хэрээд, хэрэйд), от названия тотема ворона. Монголы называют хон хэрээ один из видов ворон крупного размера[19].

Ворон и волчица - родовые тотемы древних усуней. Ю.Зуев:

Цитата

Термин усунь (уйсун, уйшун, ушун, ушин, уйсын, усын и т. д. до сих пор не расшифрован 90, поэтому его действительный смысл остается загадкой. Но наличие вороны как родового тотема у древних усуней несомненно. По усуньским преданиям, родоначальниками усуней были ворона и волк91. Этот факт нашел отражение в тамге усуней - ашина (ошин), на которой также изображена ворона* 92.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...