Бозбет Шыны Опубликовано 23 января Поделиться Опубликовано 23 января Тема интересная и достойная тщательного изучения. Вот некоторые наработки по ней, собранные из других тем: "Бычьи" имена у тюрко-монголов в доисламский период (до 14-15 вв) https://eurasica.ru/forums/topic/6243-несторианство-в-китае-и-центральной-азии/?do=findComment&comment=476775 Карлуки, найманы, уйгуры, 30 татар, алчи-татар: https://eurasica.ru/forums/topic/6243-несторианство-в-китае-и-центральной-азии/?do=findComment&comment=476869 Этноним Уйгур в значении "бык"/Огуз (версия А.Н. Бернштама) https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=476891 Ю. Зуев связывает термин Уйгур с "быком" и символом Луны. https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=476907 Приницпиальное отличие понятий Бука/Буга/Бугу от Огуз/Огур/Уйгур. https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=476940 Легенда Джувейни о хане уйгуров - Буку-хане (бык, бык марал) https://eurasica.ru/forums/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат-табын-джумул/?do=findComment&comment=477001 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 23 января Автор Поделиться Опубликовано 23 января Клановое название гуннского рода Шаньюев (Тарханов) - Хуяр (монг. үкер), т.е. "бык" https://eurasica.ru/forums/topic/123-хунну-сюнну-гунны/?do=findComment&comment=463774 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 23 января Автор Поделиться Опубликовано 23 января Из работ проф. Добрева: https://eurasica.ru/forums/topic/2305-динлинская-проблема/?do=findComment&comment=284416 https://bolgnames.com/Images/GreatWall_3.pdf Цитата Из тотемного слова огуз/огур/ухэр С. Г. Кляшторный и У. Г. Ховалыг делают вывод: «Племенной союз гаоцзюй/теле имел самоназвание. Этим самоназванием оказалось имя огуз, происходившее согласно древнеогузским легендам, из имени героя-эпонима Огузхана. Более архаичной формой имени огуз является слово огур» [Кляшторный, Савинов, 2005, с. 60], [Ховалыг, 2009, с. 22]. С. Г. Кляшторный, на мой взгляд, делает две ошибки: во-первых, он не уточняет или не знает, что огуз-ухэр-огур это одно слово, означающее «бык», первое слово – на тюркских, второе слово – на монгольских языках, третье – переходное слово. Слово огуз/огур не просто самоназвание, а тотемное самоназвание дили-гаогюйских-телеских племен и некоторых хунну. До наших дней сохранилось тотемное название Огуза/огура/ухэра у иркутских бурят, вероятных потомков гулиганей, упоминаемых среди телэских племен, слабо задетых, так называемыми, мировыми религиями. Во-вторых, тотемное название огуз/ухэр/огур ведет свое происхождение не от эпического Огуз-хана, а, наоборот, последний является тотемом, ставшим героем одноименного сказания. Верующие приангарские буряты до сего времени поклоняются ему. Цитата Китайская династийная хроника Таншу считает, что предками хойху были хунну [Бичурин, 1950, т.1, с. 301]. Вероятно, это лишь частично соответствует истине. Ранее мы видели картину обратную – этноним хунну произошел в IV в. до н.э. от этнонима жун-ди, так же как и дунху VI в. До н.э., а ди – предки хойху, отделившись от жунов в результате китайской экспансии в VI в. до н.э. Этноним жун-ди гораздо старше этнонима хунну, появившегося в IV в. до н.э. Во II в. до н.э. правитель народа ди женился на дочери или племяннице хуннуского шаньюя [Бичурин, 1950, т.1, с. 213], хотя у номадов в то время был патриархат и потомство определялось по мужской линии, вероятно, хойху можно считать потомками хунну, но не прямыми с передачей «фамилии», а по женской линии. Брак был почетный и это свидетельствует, что правитель ди почти приравнивался к хуннускому шаньюю. Кроме того, есть вероятность, что среди ди растворилась часть южных хунну в I в. н.э. и последующих, т. к. После распада своей державы на две части, они частично поселились на земле, где проживали предки хойху, племена ди-тилэ в пределах современных провинций Ганьсу и Шэньси. Также утверждение Таншу о том, что хойху есть потомки хунну, свидетельствует о том, что народы эти одного происхождения, а именно монголоязычные. А. Т. Малявкин переводит Синь Тан шу, где племя вэйхэ (уху-угэ-уйгуры-бык), возмутившись действиями Чуло-хана, объединились с племенами боку (буку), тонра, байирку и назвали свое объединение хойху (хуйхэ). Вызывает вопрос то, что А. Г. Малявкин в конце своей цитаты именует уйгурами. Современное слово уйгуры, я думаю, явление позднее, в Танскую эпоху их называли иначе, а именно, хойху-вэйхэ-ухуухэ-югур, по названию тотема, хотя слово «уйгур» тоже тотемное, однокоренное «ухуухэ-югур – бык», но более позднее, появилось или стало произноситься в послемонгольскую эпоху. Что же означают слова Угэ и Уху? Другие названия Хойху. УхуУгэ, вероятно, монголоязычное слово «ухэр» у современных монголоязычных народов означающее рогатый скот, вол - кастрированный бык, бычий» [Лувсандэндэв, 1957, с. 490], [Шагдаров, Черемисов, 2010, т. 1, с. 358], по-тюркски «огуз» [Абдулдаев, 2003, с. 155]. «Ухэр» употребляется, например, в названии года: «ухэр жил – год быка» - второй год животного цикла старомонгольского летоисчисления» [Лувсандэндэв, 1957, с. 490]. Монголоязычное «ухэр» и тюркоязычное «огуз» это слова, имеющие общее происхождение, обусловленное единым генезисом обоих групп народов, при этом уху и угэ ближе к монголоязычному «ухэр», чем к тюркоязычному «огуз». Вероятно, названия Уху-Угэ дали хойху обитателям севера окружающие с юга другие монголоязычные народы – тугю (тургуты) или табгачи (тоба) или еще какой-нибудь народ, по названию их тотема – быка. Цитата Наличие в прамонгольском значительного числа тюркских заимствований с явно выраженным протобулгарским ротацизмом, в числе которых особенно показательным представляется слово со значением «бык» (ср. прототюрк. *öküz «бык» = протобулг. *ökür -» протомонг. *üker «крупный рогатый скот», «бык»; др.-булг. *ökür ~ *ükür —> венг. ökör «вол»; совр. чув. vägär «бык> <— и.-с, ср.: авест. misa-, др.-инд. uksä-, тох. A ökäs, тох. В okso «бык», англ. ох, нем. Ochse, др.-в.-нем. ohso < и.-е. *ukso(n) «бык») несомненно индоевропейского происхождения, раскрывает многие интересные стороны древнейшей этнолингвистической ситуации в центре Азии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 23 января Автор Поделиться Опубликовано 23 января По казахскому шежыре предком найманов является Өкіреш. Өкіреш - означает "маленький бык" или "ревущий бык". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 23 января Автор Поделиться Опубликовано 23 января Мифическим предком Онгутов был некий Buguo 卜國. Некоторые исследователи идентифицируют его как уйгурского Бёгю-кагана (bőgü qaγan «мудрый каган»). Однако речь возможно идёт о полулегендарном родоначальнике уйгуров Буку-кагане (Быке хане) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 января Автор Поделиться Опубликовано 24 января О верованиях уйгуров до обращения в манихейство в 760e из статьи ["Pre-Manichaean Beliefs of the Uyghurs II: Other Religious Elements" HAYRETTIN IHSAN ERKOÇ]: Цитата Уйгуры имели культ предков, в котором души, как считалось, улетают. Отмечено, что погребальные церемонии, называемые yoγ, включают в себя жертвоприношения животных и людей, а также членовредительство. Поклонение включало жертвоприношения животных и поклонение идолам. Кам (шаманы) проводили ритуалы, включая гадание и погодную магию. Религиозная терминология включала qut (божественная удача), ülüg (судьба), yol (удача) и yazuq (грех). Они высоко ценили числа семь и девять как священные числа, в то время как священные огни, спускающиеся с неба, и священная супруга мифологического правителя были важными мотивами. Хотя некоторые ученые писали, что буддизм практиковался уйгурами до их обращения в манихейство в 760-х годах, дальнейшие исследования показали, что это не так. В этой статье также раскрывается, как их древние верования сохранились даже после их обращения в основные религии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 января Автор Поделиться Опубликовано 24 января Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 января Автор Поделиться Опубликовано 24 января Обратите внимание на некое сходство тамги уйгурских Яглакаров с тамгой Найманов (сегиз огузов) - "бакан". В моём понимании обе они символизируют тотем быка (самца марала), который по легенде Джувейни был предком уйгуров/яглакаров Буку-ханом (Бугу-хан, Бук-хана (卜可汗)). Буддийская версия легенды о Буку-хане (Богук-хане) тяготеет к личности манихейца Кутлуг 2 (см. работу T.Moriyasu). Однако известно, что он был из Эдизов и лишь усыновлен Яглакарами. Преимущество версии Джувейни по сравнению с китайской и буддийской версиями в том, что первая упоминает также имена 4 остальных братьев Буку-хана, которые можно также идентифицировать как тотемы других животных (см. выше). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 24 января Поделиться Опубликовано 24 января 19 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Клановое название гуннского рода Шаньюев (Тарханов) - Хуяр (монг. үкер), т.е. "бык" https://eurasica.ru/forums/topic/123-хунну-сюнну-гунны/?do=findComment&comment=463774 Бык на древнетюркском тоже был Өкер/Үкер 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 января Автор Поделиться Опубликовано 24 января Цитата Этноним ‘тюрк’, в переводе ‘сильные, крепкие’[28] удачно повторяет имя древних предков саков-хионов известное из Авесты — ‘турья’ (туры, туранцы). Более того у имени ‘турья’ точно такое же значение — ‘сильные, быки, крепкие’[29] как и в этнониме ‘тюрк’. Цитата Токуз-огузы значит ‘девятиродцы’, кстати, учитывая, что исследователи в этнониме ‘огуз’ (бык, тур) видят кальку самоназвания телесцев — ‘ишкуза’ (сак) [49], то имя токуз-огузы также могло нести значение ‘девяти саков’, что опять-таки увязывает общность саков и теле (динлин) в единый праэтнос. Полный текст тут: https://eurasica.ru/forums/topic/1169-древние-тюрки-кок-тюрки-тюрки-ашина/page/44/#comment-229008 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 января Автор Поделиться Опубликовано 24 января "ЖЕЛЕЗНЫЙ БЫК" - ПАЙЦЗА ТЮРОК-ШАТО? https://eurasica.ru/forums/topic/167-тюрки-шато-и-онгуты/?do=findComment&comment=226584 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 января Автор Поделиться Опубликовано 24 января Тотем голубого быка у каракалпаков: https://eurasica.ru/forums/topic/5180-«белые»-и-«черные»-народы/?do=findComment&comment=237514 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 января Поделиться Опубликовано 25 января 18 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Тотем голубого быка у каракалпаков: https://eurasica.ru/forums/topic/5180-«белые»-и-«черные»-народы/?do=findComment&comment=237514 Немножко в тему. Если не ошибаюсь, во всех тюркских языках без исключения есть стойкое разделение терминов: BUQA - БЫК, OGUZ - ВОЛ. Если в наши дни кто-то где-то называет быка огузом (өгіз), то наверняка это позднейшее искажение, например, такое я встречал в Южно-Казахстанской области. Поправьте кто-нибудь меня если я ошибаюсь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 25 января Автор Поделиться Опубликовано 25 января В 24.01.2025 в 11:10, Бозбет Шыны сказал: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 26 января Автор Поделиться Опубликовано 26 января Согласно географу Гардизи и анонимному труду Худуд аль-алам, племя Ягма было ветвью Токуз-огузов: Цитата "Their [Yagmas'] king is from the family of the Toġuzġuz kings",[32] https://eurasica.ru/forums/topic/6149-цагаадай-хаан-чагатай-хан/?do=findComment&comment=360878 Известно, что тотемом племени Ягма был Богра/Бугра, т.е. верблюд-производитель: Цитата Первым носителем титула стал правитель Кашгара из рода Караханов (точнее — из восточной ветви Караханидов, правившей в Кашгаре от племени ягма и имевшие тотем Богра) Сатук Богра-хан, который в 942 году захватил столицу Карлукского каганата Баласагун и основал Караханидское государство. Возможно караханидско-уйгурское слово "Бугра" является производным от более древнего "Бура" в значении "душа жертвенного животного (оленя или коня)" https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2faltet&text_number=1348&root=config Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Понедельник в 21:23 Автор Поделиться Опубликовано Понедельник в 21:23 Хазарский "бык" Бука Аль-Кабир (c.770-862) - возможно еще один аргумент в пользу токуз-огузского/уйгурского происхождения хазар: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уйгурская_теория_происхождения_хазар Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Вторник в 11:04 Автор Поделиться Опубликовано Вторник в 11:04 Тотемы тюрко-монголов вероятно восходят к эпохе Хунну (кроме "сокола", который скорее сформировался в период Тюркского каганата, как результат взаимодействия тюрков и согдийцев [см. статью Ю.И. Дробышева и мои посты]. Эти тотемы имхо имеют условное географическое распределение с Запада на Восток: Тотем: cокол (или в общем небольшая хищная птица). Эпицентр: Семиречье, Приисыккулье, Западно-тюркский каганат. Племена/образования: карлуки, часть огузов, онгуты (откочевавшие на восток шато, чигиль), кыргызы (вкл. ранних Сельджуков), скорее всего Киргуты/Древние кыргызы (Киргуй - сокол) Тотем: бык/марал. Эпицентр: Саяно-Алтай, Уйгурский каганат. Племена/образования: токуз-огузы/уйгуры, найманы, часть хунну (Модэ aka Багатур), хазары (?), ягма, часть огузов (Огуз хан как прообраз Модэ). Тотем: волк (шоно) Эпицентр: Монголия, прото-монголы, Племена, образования: Хунну, сяньби, дунху, Ашина, Тюркюты, Борджигин, Кият Тотем: лебедь. Эпицентр: Вост. Монголия, Манчжурия, Сибирь. Племена, образования: хунгират / конырат (возможно), часть хунну, булагаты (баргуты/ буряты), манчжуры, большей частью монголоязычные племена. У Кереит и возможно Хунгират тотем - ворон: Цитата По мнению ученых, предки кереитов поклонялись птице хэрээ (ворону), и со временем название тотема превратилось в этническое название хэрэйд (кереит). Кереиты имеют монгольское происхождение[1]... Согласно Аюудайн Очиру, этноним хонгирад, хонхирад, хонхэрээд произошел, также как и этноним кереит (хэрээд, хэрэйд), от названия тотема ворона. Монголы называют хон хэрээ один из видов ворон крупного размера[19]. Ворон и волчица - родовые тотемы древних усуней. Ю.Зуев: Цитата Термин усунь (уйсун, уйшун, ушун, ушин, уйсын, усын и т. д. до сих пор не расшифрован 90, поэтому его действительный смысл остается загадкой. Но наличие вороны как родового тотема у древних усуней несомненно. По усуньским преданиям, родоначальниками усуней были ворона и волк91. Этот факт нашел отражение в тамге усуней - ашина (ошин), на которой также изображена ворона* 92. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться