Esen Опубликовано 4 часа назад Поделиться Опубликовано 4 часа назад 20 часов назад, Jagalbay сказал: а то что хакасы себя называют тадар? Ув. Jagalbay я думаю вам прекрасно известно события 18 века. Хакасы как Вам известно делятся на сагайцев, аринцы, качинцы, кызыльцы. койбалы т.д. которые отмечены в русских архивных источниках как вассальные племена енисейских кыргызов. Вроде бы в 20 веке по предложению С.Д. Майнагашева абаканские, енисейские тадары приняли хакас как этноним. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esen Опубликовано 3 часа назад Поделиться Опубликовано 3 часа назад 12 часов назад, Rust сказал: Ув. Эсен, действительно с алтайцами сложный вопрос. Ответ для меня пока такой: на землях Большого Алтая и Западной Монголии было политическое объединение во главе с кыргызами. С 9 века до ухода кыргызов на Тянь-Шань в 14 веке происходила консолидация племен, "унификация", формирование единой культуры и языка. Была кыргызская группа племен и были подвластные, они себя кыргызами не именовали. Это предки южных алтайцев и телеутов. Возможно это была просто конфедерация племен, где были равные отношения. Т.е. предки южн. алтайцев не были носителями этнонима "кыргыз". Именовали себя как всегда по названиям племен - мундуз, тёёлёс, сары/саруу, кыпчак, найман и т.д. Те племена, кто смешался с кыргызами - стали кыргызами. те кто не смешался, стали предками южн. алтайцев и телеутов. По Ильчигидай-хану. Вот цитата ув. Т.И. Султанова: "Став ханом, Ильчигидай, как и его брат Кебек, не принял ислам, местом своего основного пребывания также избрал Западный Туркестан и продолжил деятельность своего предшественника по благоустройству страны. В частности, преемник Кебека восстановил крепость Хиндуван; по его приказу на юго-западной окраине Балха было построено большое селение, получившее название Ильчигидай, по имени своего основателя; и вообще он, по словам Махмуда ибн Вали, побуждал население «рыть каналы, сажать деревья, увеличивать число пашен и распределять участки по жребию» (Бахр ал-асар. Т.6. Ч.2, л.206). Вместе с тем Ильчигидай, согласно рассказу того же автора, обеспечивал внутренний порядок в стране и успешную ее защиту от внешних врагов. В частности, он совершил военный поход на северо-восток ханства с целью наказания «военачальников кыргызских племен» (сердаран-и аквам-и киргиз), которые подвергали нападениям окраинные земли Чагатаидов; оттуда Ильчигидай прибыл к берегам Иртыша и переселил тамошних «лесных жителей» (бишенишинан) в центральные районы своей «богохранимой страны» (судя по контексту, в юго-западные пределы Семиречья)". Т.е. он напал на кыргызов, по всей видимости в Западной Монголии, потом оттуда ушел к Иртышу (Южный Алтай) и увел тамошних жителей к себе в страну. Потом эти "переселенцы" образуют отдельный улус в государстве эмира Тимура - улус Ильчикдай. Который состоял из 4 племен: дурбат (дорбет/дербет), найман, кыпчак и нукус. Они, вместе с барласами стали опорой Тимура в его властных устремлениях, стали элитой в его государстве. Во вложении прилагаю нашу с Жаксылыком статью про этот улус. По Ю.С. Худякову все понятно, он сторонник теории о том, что монголы раскололи ранее единый массив кыргызов Восточного Туркестана и Енисея. Смену языка он объясняет тем, что переняли (!) от соседей. Соседями в это время были уйгурские племена. Почему у нас не уйгурский язык? По смешению кимако-кыпчаков и кыргызов на Алтае. Вот цитата из одной моей неопубликованной статьи "В период после 840 года, в период так называемого «киргизского великодержавия», происходит экспансия киргизских племен на территорию Алтайских гор вплоть до верховьев Иртыша. В верхнем Прииртышье обнаружены могильники с погребениями по обряду трупосожжения — с типичными особенностями киргизских погребений IX-X вв. [8, C.243-244]. Множество связанных с киргизами археологических памятников исследованы на Алтае — курганы и могильники Яконур, Акташ, Узунтал-XIII, Бажынты, Кара-Коба-I, Бийке, Кок-Эдиган, Гилево-I–V, XV, Иванов Ключ-I, Коргон-I, Чинета-II. Вещи киргизского типа обнаружены в могильниках Беш-Озек, Чарыш, Сростки-I, погребении у перевала Балтарган, поселении Куях-Танар, городищах Большой Яломан и Кайсын [14, C.9-97]. Более того, на Алтае найдены связанные с киргизами рунические надписи — надпись из Мендур-Соккона с упоминанием этнонима «кыргыз», Бичикту-Бом-I, Ялбак-Таш, Кара-Су, Верхний Сары-Кобы, Текпенек, Маныру-Кобы, Чирик-Таш [14, C.87]. С.Г. Кляшторный и Д.Г. Савинов выделяют отдельные алтайский и восточно-казахстанский локальные варианты культуры енисейских киргизов IX-X вв. [17, С.269-270], при этом на Западном Алтае фиксируется этническое смешение киргизов с местными кимакскими племенами [6, C.191]. Известно, что кимакская знать находилась «под значительным влиянием культуры завоевателей — енисейских киргизов» [5, С.66]. Историком А.М. Мокеевым, на основе сопоставительного анализа сведений восточных источников с данными археологии, этнографии, языкознания, был определена приблизительная хронология и географический ареал алтайского этапа развития киргизского этноса, где происходили интенсивные этнокультурные контакты киргизов с местными алтайско-телесскими племенами [30, С.21]". Худяков: "основное население Прииртышья — кипчаки стали переселяться не на Тянь-Шань". А как же сведения очень сведущего в истории тюркских племен и языков Махмуда Кашгари? Он упоминает две группы кыпчаков, причем одна из них вместе с огузами жила именно в Семиречье и на Тянь-Шане, северо-западнее города Кашгара он упоминает селение "Кыпчак". Относительно кимакской области Каркар(а)хан. Там жили кимаки, которые были схожи с кыргызами культурой, обычаями. Кашгари вообще не знает кимаков, знает только йемеков. Отсюда родилась версия о тождестве этих терминов благодаря характерному для кыпчакских языков выпаданию инициального "к" - кимак - йемак/имак. Кашгари при этом пишет, что йемаки - это одно из племен кыпчаков. Т.е. мы видим близость кимаков и кыпчаков. И в области Каркар(а)хан, по всей видимости, говорили на кыпчакском языке с архаичным слоем ен. кыргызского т.е. на предковом современному кыргызскому. Абдуманапов РА_Сабитов ЖМ_Улус Ильчикдай в империи эмира Тимура 2024.pdf 1.47 MB · 0 загрузок Получается Рустам байке """Он упоминает две группы кыпчаков, причем одна из них вместе с огузами жила именно в Семиречье и на Тянь-Шане, северо-западнее города Кашгара он упоминает селение "Кыпчак""" при жизни Кашгари в 12 веке на Тянь шане были кипчаки ? Если да то могли эти кипчаки быть соседями "восточно туркестанских кыргызов" ?? И от которых переняли кипчакский язык ?? Все же как так получилось, что кипчаки поглотив кимаков , не поглотили небольшое население Каркарахана....? Вы также задались вопросом ""Почему у нас не уйгурский язык?"".Вы имели в виду про язык древних уйгуров или нынешних ?? Валиханов же писал "Язык дикокаменных киргиз есть наречие тюркское, более других близкое к разговорному языку, употребляемому в Малой Бухарии"- Это же восточно туркестанские уйгуры да ?? Если опираться на сторонников данной теории ""что монголы раскололи ранее единый массив кыргызов Восточного Туркестана и Енисея"" вроде бы есть письменные источники о кыргызах как о жителях -подчиненных уйгуров "турфанских идыкутов" Хагяс(кыргызы)- граждане страны(турфанских идыкутов) служит государству... [S 6551 "Дуньхуанская будийская рукопись",11-вв.] Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов "Другая группа кыргызов осталась в Восточном Туркестане, населяя северные склоны Восточного Тянь-Шаня. В Могулистане окрепла этническая группа туркестанских кыргызов, переселившаяся в XV веке на западный Тяньшань" Описание западных земель "СИЮЙ ЧЖИ" "В середине XV в. какая-то часть кыргызов, «спасаясь от беспорядков, бежала и нашла приют в горах». По-видимому, это самое раннее упоминание в письменном источнике о переселении какой-то группы моголистанских кыргызов на Тянь-Шань, память о котором сохранилась в устной народной традиции до XVIII в". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться