Steppe Man Опубликовано 29 августа Поделиться Опубликовано 29 августа 1.Казахстан 2.Кыргызстан 3.Узбекистан 4.Каракалпакстан 5. Монголия 6.Китай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 августа Автор Поделиться Опубликовано 29 августа 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 августа Автор Поделиться Опубликовано 29 августа Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 августа Автор Поделиться Опубликовано 29 августа Я считаю что Каралкалпакстан и Казахстан могут претендовать на наследство Си Ляо. asan-kaygy говорил,что по днк казахам самые близкие каракалпаки. А кытай и каракытай у каракалпаков большое племя..Среди казахов также немало кытаев. Затем Кыргызстан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 30 августа Поделиться Опубликовано 30 августа В 29.08.2024 в 15:54, Steppe Man сказал: Я считаю что Каралкалпакстан и Казахстан могут претендовать на наследство Си Ляо. asan-kaygy говорил,что по днк казахам самые близкие каракалпаки. А кытай и каракытай у каракалпаков большое племя..Среди казахов также немало кытаев. Затем Кыргызстан. Кытай у казахов лишь маленький подрод. У Каракалпаков их реально тьма. У них даже носят красные бусы как потомков киданьцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа Автор Поделиться Опубликовано 31 августа 17 часов назад, Скриптонит сказал: Кытай у казахов лишь маленький подрод. У Каракалпаков их реально тьма. У них даже носят красные бусы как потомков киданьцев. Шивей и кидани все-таки разные народности..Я считаю ,что желтые шивей у казахов это сары үйсины. 😀 Кыргызки тоже носят красные бусы . . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 1 сентября Автор Поделиться Опубликовано 1 сентября Род хятад ( китад) один из родов западных мянгат-басигитов. Мянгады осколки тяньшаньских кыргызов или нет? ХОЁР: Басгид яс Мөөнө Ханд Зазгар Онход Хөхнүүд Дөчин дөрөв Авгас Оготор Цагаан шувуу Бүргэд Кидан Цэлх Борт Ээмдээ Шүдгүй Шалгуур http://mongolgarag.mn/read/post/9981327 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября 1 час назад, Steppe Man сказал: Басгид яс Кидан Странно почему монголы называют свой род по терминологии историков и по-китайски? Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский край. Гл. 8. С. 32): "... Ктай - это произношение вернее, чем принятая китайская транскрипция этого имени кидань. Последнюю пришлось удержать в виду неудобств, сопряженных с употреблением одного имени для двух народов и невозможности называть китайцев иначе как китайцами". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября 2 часа назад, Steppe Man сказал: Род хятад ( китад) один из родов западных мянгат-басигитов. Мянгады осколки тяньшаньских кыргызов или нет? ХОЁР: Басгид яс Мөөнө Ханд Зазгар Онход Хөхнүүд Дөчин дөрөв Авгас Оготор Цагаан шувуу Бүргэд Кидан Цэлх Борт Ээмдээ Шүдгүй Шалгуур http://mongolgarag.mn/read/post/9981327 Очень интересно. Какие у монголов есть подробности по поводу мангытских и кипчакских кытаев 14 века? Что это за кытайские подразделения? Например, в летописях "Джагфар тарийхы" есть упоминания о неких мангытских и кипчакских Кытаях. Согласно данного источника в начале 14 века мангытские Кытаи пытались захватить Черемшан, а позднее кипчакские Кытаи разгромили яицких каракалпаков, после чего часть каракалпаков бежала к Аральскому морю, часть бежала в Башкорт и Черемшан, а с оставшимися на Яике каракалпаками кипчакские Кытаи смешались и прозвали себя ногайцами. Ещё один момент, мангыты в этом источнике указываются как противники ислама, хотя Едиге, предводитель мангытов, наоборот, был ярым сторонником ислама. А может, деление на Ак и Кара мангытов указывает на противостояние внутри самих мангытов?! Едиге представлял Ак (белый, светлый) мангытов, а в источнике говорится о тёмных и ненасытных мангытах, то есть предположительно Кара Мангыты (черный, тёмный). Ниже цитата из "Джагфар тарийхы": В 1374 году джунский бек, поощряемый Мамаем, вновь отказался платить дань Булгару, и Азан послал на изменников бека Марджана. Марджан был потомком Якуба-Елаура. Его прадед Аю казаковал у реки Аю-су, почему и был прозван Аю. В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли. Будучи темными и ненасытными, монгыты вознамерились нанести ущерб Исламской Державе и захватить ее владения, но были наголову разбиты Аю-беком. К сожалению, доблестный бек, спаситель каракалпаков, скончался в Аксубае от полученных ран. Его сын Хусаин также погиб при хане Узбеке, уничтожая кытайских биев, отказавшихся принять ислам. ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 1 сентября Автор Поделиться Опубликовано 1 сентября 11 минут назад, Kamal сказал: Очень интересно. Какие у монголов есть подробности по поводу мангытских и кипчакских кытаев 14 века? Что это за кытайские подразделения? Например, в летописях "Джагфар тарийхы" есть упоминания о неких мангытских и кипчакских Кытаях. Согласно данного источника в начале 14 века мангытские Кытаи пытались захватить Черемшан, а позднее кипчакские Кытаи разгромили яицких каракалпаков, после чего часть каракалпаков бежала к Аральскому морю, часть бежала в Башкорт и Черемшан, а с оставшимися на Яике каракалпаками кипчакские Кытаи смешались и прозвали себя ногайцами. Ещё один момент, мангыты в этом источнике указываются как противники ислама, хотя Едиге, предводитель мангытов, наоборот, был ярым сторонником ислама. А может, деление на Ак и Кара мангытов указывает на противостояние внутри самих мангытов?! Едиге представлял Ак (белый, светлый) мангытов, а в источнике говорится о тёмных и ненасытных мангытах, то есть предположительно Кара Мангыты (черный, тёмный). Ниже цитата из "Джагфар тарийхы": В 1374 году джунский бек, поощряемый Мамаем, вновь отказался платить дань Булгару, и Азан послал на изменников бека Марджана. Марджан был потомком Якуба-Елаура. Его прадед Аю казаковал у реки Аю-су, почему и был прозван Аю. В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли. Будучи темными и ненасытными, монгыты вознамерились нанести ущерб Исламской Державе и захватить ее владения, но были наголову разбиты Аю-беком. К сожалению, доблестный бек, спаситель каракалпаков, скончался в Аксубае от полученных ран. Его сын Хусаин также погиб при хане Узбеке, уничтожая кытайских биев, отказавшихся принять ислам. ... А что за понятия джун и джунский бек ? Среди ордосцев есть род хятад урууд .Урууд это родственное племя мангутам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября В 30.08.2024 в 19:13, Скриптонит сказал: Кытай у казахов лишь маленький подрод. У Каракалпаков их реально тьма. У них даже носят красные бусы как потомков киданьцев. Казахские кытаи скорее всего от каракалпаков. Ну а среди современных каракалпаков Кытаев действительно много, примерно 1/5 каракалпакского населения это Кытаи и, это при том, что часть кытаев в событиях 1855-56 годов были переселены на левый берег Амударьи к приграничье с Хивой, после событий 1873 года вместе с некоторыми подразделениями мангытов и кипчаков остались там же, а к моменту создания ККАО оставались в составе ХНСР, которая упразднена с образованием УзССР, в общем, большинство их потомков нынче считают себя узбеками. Согласно налоговым отчётам 1859 года, эти Кытаи составляли 1/3 левобережных (хивинских) каракалпаков, без учёта Арыса Конрат, который в то время ещё воевал с Хивой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября 17 минут назад, Steppe Man сказал: А что за понятия джун и джунский бек ? Среди ордосцев есть род хятад урууд .Урууд это родственное племя мангутам. Пока не знаю, что за Джунский бек, может, какое-то искаженное название?! В том упоминаний меня интересуют кипчакские Кытаи, которые вместе с оставшимися там каракалпаками прозвали себя ногайцами. Может, это момент появления союза Кытай-Кипчак?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 1 сентября Автор Поделиться Опубликовано 1 сентября 13 минут назад, Kamal сказал: Казахские кытаи скорее всего от каракалпаков. Ну а среди современных каракалпаков Кытаев действительно много, примерно 1/5 каракалпакского населения это Кытаи и, это при том, что часть кытаев в событиях 1855-56 годов были переселены на левый берег Амударьи к приграничье с Хивой, после событий 1873 года вместе с некоторыми подразделениями мангытов и кипчаков остались там же, а к моменту создания ККАО оставались в составе ХНСР, которая упразднена с образованием УзССР, в общем, большинство их потомков нынче считают себя узбеками. Согласно налоговым отчётам 1859 года, эти Кытаи составляли 1/3 левобережных (хивинских) каракалпаков, без учёта Арыса Конрат, который в то время ещё воевал с Хивой. У абак -кереев есть род шеруши. Шеруши у вас кытаями считается..Может абак-керей тоже союз кытай-кипчаков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября 30 минут назад, Steppe Man сказал: У абак -кереев есть род шеруши. Шеруши у вас кытаями считается..Может абак-керей тоже союз кытай-кипчаков? Судя по всему, абак-керей - родственники чоросов, которые тоже кстати керегуды и которые тоже потомки Филина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября 2 часа назад, Steppe Man сказал: А что за понятия джун и джунский бек ? Судя данной статье Джунскими беками в булгарских летописях называли нижегородских князей. https://ukhtoma.ru/volok9.htm Булгарская летопись повествует об этом по-своему. «В 1369 году глава Ширской (Донской) орды улубий Мамай велел подчинившимся ему русским бекам заставить Булгар возобновить выплату дани Кыпчаку и утвердить там своего даругу – хана Мамед-Султана. Джунские беки (Нижегородские князья) вместе с послом Мамая двинулись к Казани и осадили ее, а замешкавшийся со сбором войска московский бек двинулся следом. У Кара-Идели Енейтек внезапно атаковал москвичей с тыла и уложил половину неверных. Другая половина в полном расстройстве добежала до Казани и своим видом вызвала невообразимую панику в лагере джунцев. Бек джунцев стал со всеми русскими поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 1 сентября Автор Поделиться Опубликовано 1 сентября 3 минуты назад, Kamal сказал: Судя данной статье Джунскими беками в булгарских летописях называли нижегородских князей. https://ukhtoma.ru/volok9.htm Булгарская летопись повествует об этом по-своему. «В 1369 году глава Ширской (Донской) орды улубий Мамай велел подчинившимся ему русским бекам заставить Булгар возобновить выплату дани Кыпчаку и утвердить там своего даругу – хана Мамед-Султана. Джунские беки (Нижегородские князья) вместе с послом Мамая двинулись к Казани и осадили ее, а замешкавшийся со сбором войска московский бек двинулся следом. У Кара-Идели Енейтек внезапно атаковал москвичей с тыла и уложил половину неверных. Другая половина в полном расстройстве добежала до Казани и своим видом вызвала невообразимую панику в лагере джунцев. Бек джунцев стал со всеми русскими поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Может эти жуны связаны с киданьцами-жуйн? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября 1 час назад, Steppe Man сказал: У абак -кереев есть род шеруши. Шеруши у вас кытаями считается..Может абак-керей тоже союз кытай-кипчаков? Есть Шеруши среди Кытаев, но навряд ли абак-кереи входили в союз кытай-кипчаков. Каракалпакские кытай-кипчаки во главе Кучумовичей в конце 17 и начале 18 века противостояли казахскому Тауке хану. Пока мне неизвестно, что же эти чингизиды между собой не поделили. Примерно с 1711 года и вплоть до нападения джунгар в 1723 году, кытай-кипчаками непосредственно управлял очередной Кучумович Ишим Мухаммед хан. В то время основным ядром Каракалпакского ханства были именно кытай-кипчаки, вокруг которого обьединились и другие каракалпакские племена, кочевавшие по верхнему и нижнему течению Сырдарьи. Нападение джунгар и разгром от них снова привело к раздроблению народа и дальнейшей катастрофе в целом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 сентября Поделиться Опубликовано 1 сентября 19 минут назад, Steppe Man сказал: Может эти жуны связаны с киданьцами-жуйн? Не знаю, надо искать связи. Есть книга одного турецкого историка под названием "Каракалпаки", мне пока не попалась, очень хочу почитать, а кто читал, говорят, что в книге хорошо раскрыта история каракалпакского кытайского племени, как основного компонента каракалпаков (возможно, ссылается на булгарские летописи). Это очень интересно, так как советские историки основным каракалпакским компонентом считали кипчаков и по меньшей мере печенегов и огузов, а русские и европейские историки 18-19 веков основным компонентом подразумевали печенегов, поэтому, очень интересно было бы ознакомиться с выводами турецкого ученого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 1 сентября Автор Поделиться Опубликовано 1 сентября Басыз Басыз — родоплеменное объединение левого крыла киргизов. 1 Генетика 2 Ураан (родовой клич) 3 История 4 Санжыра (состав племени) 5 Известные представители 6 Примечания 7 Литература Генетика См. также: Киргизы § Генетика У представителей данного племени преобладают гапплогруппа R1a1, а также частично O2[1][2]. Ураан (родовой клич) Родовой клич племени басыз — «Акбуура»[3]. История По мнению историка А. Мокеева, басызы происходят от древних басмылов[4]. В китайском источнике «Сиюй чжи» племя басыз упоминается среди восточных кыргызов, в то же время и среди западных[5]. В начале XIX века кыргызские племена басыз и саяк под главенством Тайлак батыра активно поддержали восстание Джахангир-ходжи против империи Цин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 сентября Поделиться Опубликовано 6 сентября В 01.09.2024 в 18:55, Steppe Man сказал: 1 Генетика У представителей данного племени преобладают гапплогруппа R1a1, а также частично O2[1][2]. Среди 50 каракалпаков Сабитова протестированы 8 кытаев, если не ошибаюсь, пятеро из них О2, двое R2 и один С3. То есть, сами Кытаи не однородны. Тут само собой вспоминается сведения из "Джагфар тарийхы", когда во второй половине 14 века Кытаи, пришедшие из границ Китая разгромили каракалпаков на Джаике и смешались с оставшимися там каракалпаками прозвав себя ногайцами. Как ни странно, в конце 16 века каракалпаки как отдельный народ образовались в основном из выходцев Ногайской орды, потому и в исторической науке укоренилось понятие, что каракалпаки это выходцы из Ногайской орды, хотя при образовании отдельного каракалпакского народа под предводительством Абдал Гаффара участвовали как ногайские, так и казахские, бухарские, хивинские и сибирские каракалпаки. Именно объединившись в такое крупное этнообразование, каракалпаки и стали отдельным народом. Тем не менее, это крупное этнообразование недолго просуществовало, так как после гибели самого Абдал Гаффара, народ раздробился на несколько частей входя в состав разных ханств, но ногайская группировка на Сырдарье сумела найти свою нишу во главе Кучумовичей. А Кучумовичей разогнали сами каракалпаки после их неудачных действий во второй половине 18 века. В общем, современных каракалпаков образовали так называемые ногайские и хивинские (аральские) каракалпаки, которые на момент Октябрской революции 1917 года проживали на современной территории Каракалпакстана, остальные канули в лета. А ногайские каракалпаки, в свою очередь, я считаю, образовались от слияния каракалпаков и кытаев в 14 веке, когда Кытаи захватили каракалпакские земли на Джаике и смешались с оставшимися там каракалпаками, прозвав себя ногайцами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 6 сентября Автор Поделиться Опубликовано 6 сентября 45 минут назад, Kamal сказал: Среди 50 каракалпаков Сабитова протестированы 8 кытаев, если не ошибаюсь, пятеро из них О2, двое R2 и один С3. То есть, сами Кытаи не однородны. Тут само собой вспоминается сведения из "Джагфар тарийхы", когда во второй половине 14 века Кытаи, пришедшие из границ Китая разгромили каракалпаков на Джаике и смешались с оставшимися там каракалпаками прозвав себя ногайцами. Как ни странно, в конце 16 века каракалпаки как отдельный народ образовались в основном из выходцев Ногайской орды, потому и в исторической науке укоренилось понятие, что каракалпаки это выходцы из Ногайской орды, хотя при образовании отдельного каракалпакского народа под предводительством Абдал Гаффара участвовали как ногайские, так и казахские, бухарские, хивинские и сибирские каракалпаки. Именно объединившись в такое крупное этнообразование, каракалпаки и стали отдельным народом. Тем не менее, это крупное этнообразование недолго просуществовало, так как после гибели самого Абдал Гаффара, народ раздробился на несколько частей входя в состав разных ханств, но ногайская группировка на Сырдарье сумела найти свою нишу во главе Кучумовичей. А Кучумовичей разогнали сами каракалпаки после их неудачных действий во второй половине 18 века. В общем, современных каракалпаков образовали так называемые ногайские и хивинские (аральские) каракалпаки, которые на момент Октябрской революции 1917 года проживали на современной территории Каракалпакстана, остальные канули в лета. А ногайские каракалпаки, в свою очередь, я считаю, образовались от слияния каракалпаков и кытаев в 14 веке, то есть те Джаикские каракалпаки на шею которых сели захватившие их земли Кытаи, прозвавшие себя ногайцами. Потомки солдатов состояших из киданьцев монгольской армии? До этого среди половцев китан оба известно. И куда делись каракиданьцы ,желтые шивей и тунгусо-маньчжуры Ельюя Даши? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 сентября Поделиться Опубликовано 6 сентября 3 минуты назад, Steppe Man сказал: Потомки солдатов состояших из киданьцев монгольской армии? До этого среди половцев китан оба известно. И куда делись каракиданьцы Ельюя Даши? Для меня загадка, кто такие кытайские и кипчакские мангыты 14 века и, самое главное, что за нападение с востока было в 14 веке так сильно раздробившие Яицких каракалпаков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 6 сентября Автор Поделиться Опубликовано 6 сентября В тюркской ойконимии Крыма чрезвычайно много парных этноойконимов: Мусабай-Адаргин, Табун-Адаргин и Тубет-Адаргин; Асс-Джаракчи и Асс-Джаркин, Табулды-Асс и Темеш-Асс, Арс-Найман [12. С. 26]; Атан-Алчин и Эльгеры-Кипчак-Алчин; Боз-Оглу-Каратаяк, Боз-Оглу-Кереит и Боз-Оглу-Салаул; Бурлак-Вейрат и Бурлак-Тама; Баран-Бостерчи и Ногай-Бостерчи; Карандит-Вейрат и Чубар-Вейрат; Джангара- Кемельчи и Караул-Джангара; Алты-Пармак-Джайчи, Боз-Джайчи и Суллу-Джайчи; Бешуй-Иляк, Джума-Иляк, Карача-Иляк, Тали-Иляк и Муллалар-Эли-Тама-Иляк; Курт- Ички и Кырк-Ички; Джарин-Ишунь, Тезеклы-Ишунь, Тентек-Ишунь, Токмай-Ишунь, Тракай-Ишунь и Эсен-Бак-Ишунь; Карача-Канлы; Обекчи-Карса, Узун-Аяк-Карса и Чорат-Карсе; Бавбек-Кары, Буран-Кары, Чумакары и Калмук-Кары; Джермай-Качик; Аджи-Булек-Келечи, Кады-Келечи, Кармыш-Келечи, Курман-Келечи и Кушай-Келече; Джангара-Кемельчи и Курман-Кемельчи; Кенегес-Чакмак и Учьэвли-Кенегез; Керлеут- Бочала; Адий-Кййгач; Алгазы-Кипчак, Байоглу(Байлы)-Кипчак, Бенказы-Копчак, Беляуз- Кипчак, Кара-Кипчак, Каралар-Кипчак, Куллар-Кипчак, Ногай-Кипчак и Ногайлы-Кипчак, Самарчик-Кипчак, Сары-Кипчак, Стобан-Кипчак, Ташлы-Кипчак; Киргиз-Казак и Адаман-Киргиз, Баш-Киргиз-Конрат, Буйтень-Киргиз, Мавлеш-Киргиз, Тама-Киргиз и Томак-Киргиз; Бешаран-Кирей, Курчи-Кирей и Толканчи-Кирей; Бешаран-Китай, Бозгос- Китай, Карача-Китай, Самарчик-Китай, Сары-Китай, Фазыл-Китай и Чебердеш- Китай; Кият-Ильгери-Конрат, Кият-Кончи, Кият-Орка, Бай-Кият, Джудрук-Кият, Кат-Кият, Кара(Кары)-Кият, Карата(як)-Кият, Когенлы-Кият, Кокчора-Кият, Сарчи- Кият, Сасык-Кият и Терс-Кият; Ак-Сюру-Конрат, Алабаш-Конрат, Алгазы-Конрат, Бек- Котан-Конрат, Бийдалы-Конрат, Джаир-Конрат, Джанболду-Конрат, Ибра(г)им- Конрат, Насры-Конрат, Т(а)раш-Конрат, Татыш-Конрат, Ташлы-Конрат, Тащи- Конрат и Черкес-Конрат; Конче-Конташлы и Конча-Упук(Опук); Джума-Кырк и Ногайлы-Кырк; Енисакал-Мангыт, Чегирдикчи-Мангыт и Мангыт-Сулеш; Аксакал- Меркит, Алтынджи-Меркит и Кара-Меркит; Кара-Мин; Арс-Найман, Бабасан-Найман, Бий-Эчь-Найман, Буденеджи-Найман, Кара-Найман, Мишень-Найман и Унгар-Найман; Ногай-Бостерчи, Ногай-Кипчак и Ногайлы-Кырк; Кият-Орка и Учьэвли-Орка; Чубуртма- Сарт; Сиджеут-Богзалы и Кара-Сиджеут; Абаклы-Тама, Ачамайлы-Тама, Бурлак-Тама и Кутюке-Тама; Ташлы-Даир и Ташлы-Кипчак; Кара-Чакмак, Кенегес-Чакмак, Паша- Чакмак и Сары-Чакмак. Двойные ойконимы могут происходить от парных этнонимов, в которых название рода, как правило, предшествует названию племени (бурлак-вейрат: род бурлак племени вейрат, джарин-ишунь: род джарин племени ишунь, бешаран-кирей, ногай-кипчак и т.д.), хотя порядок, видимо, может быть и обратным (асс-джаракчи, асс- джаркин, мангыт-сулеш). В парных тюркских этнонимах первый компонент обыкновенно является названием подчиненного рода, входящего в состав родоплеменного объединения, название которому дает владетельный род, имя которого стоит вторым [20. С. 65-66]. Практически все двойные этноойконимы находятся в степном Крыму (Евпаторийский, Перекопский и Феодосийский уезды), который был заселен ногайцами. Существенное значение для определения этнонимического характера ойконимов имеет их семантика. С.М. Абрамзон [21] в киргизской этнонимии выделил следующие ряды: этнонимы, образованные от военных терминов, обозначающих войсковые подразделения, звание и специальность отдельных лиц, оружие; от названий масти лошадей и цвета одежды, которыми различались отдельные части войска; от терминов, обозначающих пленников, отношения вражды или дружбы; от терминов, передающих смешанное происхождение отдельных родовых подразделений; от терминов, указывающих на социальное положение и профессиональные занятия; от прозвищ; от названий диких животных и птиц (тотемов); от личных имен родоначальников. Н.А. Баскаков [22] делит тюркские этнонимы на следующие основные семантические группы: этнонимы по названию тотема; названию родственных отношений и отношений свойства; названию народа, завоевавшего данное племя или народность; названию занятия; названию религии; собственному имени вождя рода или орды; названию территории; названию родовой тамги. По структуре этнонимы делятся на простые и сложные. В сложных этнонимах первый компонент выражает количественный (числительное) или качественный (прилагательное, часто обозначающее цвет) признак второго [23]. На названия казахских родов, в которых отражены названия родовых тамг указывает Т. Джанузаков [24. С. 57]: баганалы (тамга бакан "шест"), балталы (балта "топор"), ашамайлы (ашамай "седелка для волов) и верблюдов"), таракты (тарак "гребень"), тлик ("разрез, порез"), сргели (срге "намордник"), шанышклы (шанышкы "копье, трезубец"). Этнонимы, отраженные в этноойконимии Крыма, можно разделить на несколько семантических групп, имеющих соответствия в приведенных классификациях С.М. Абрамзона и Н.А. Баскакова: этнонимы, повторяющие названия племен и народностей (аргын, асс, биченак, вейрат, джалаир, ишунь, калмук, керлеут, кенегез, кереит, кипчак, кирей, киргиз, кият, конрат, кырк, мангыт, меркит, найман, ногай, сарт, седжеут, туркмень, унгут и другие); этнонимы, образованные от терминов, обозначающих род занятий или социальный статус (адаман, актачи, бузавчи, джайчи, джилкеджи, келечи, тарпанчи, тогунчи, сеит, шейх и другие); - от прозвищ и личных имен (джабу, боз-оглу, иляк, кары, кокчегоз, темеш, чакмак, шибан, ширин, ягмурчи и другие); - от названий тамговых знаков (абаклы, алкалы, ашамайлы, джайтамгалы, тараклы, иргаклы, возможно, когенлы); - от названий войсковых подразделений (онлар, юзлер, мин(лер), тама). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 сентября Поделиться Опубликовано 6 сентября 4 минуты назад, Steppe Man сказал: В тюркской ойконимии Крыма чрезвычайно много парных этноойконимов: Мусабай-Адаргин, Табун-Адаргин и Тубет-Адаргин; Асс-Джаракчи и Асс-Джаркин, Табулды-Асс и Темеш-Асс, Арс-Найман [12. С. 26]; Атан-Алчин и Эльгеры-Кипчак-Алчин; Боз-Оглу-Каратаяк, Боз-Оглу-Кереит и Боз-Оглу-Салаул; Бурлак-Вейрат и Бурлак-Тама; Баран-Бостерчи и Ногай-Бостерчи; Карандит-Вейрат и Чубар-Вейрат; Джангара- Кемельчи и Караул-Джангара; Алты-Пармак-Джайчи, Боз-Джайчи и Суллу-Джайчи; Бешуй-Иляк, Джума-Иляк, Карача-Иляк, Тали-Иляк и Муллалар-Эли-Тама-Иляк; Курт- Ички и Кырк-Ички; Джарин-Ишунь, Тезеклы-Ишунь, Тентек-Ишунь, Токмай-Ишунь, Тракай-Ишунь и Эсен-Бак-Ишунь; Карача-Канлы; Обекчи-Карса, Узун-Аяк-Карса и Чорат-Карсе; Бавбек-Кары, Буран-Кары, Чумакары и Калмук-Кары; Джермай-Качик; Аджи-Булек-Келечи, Кады-Келечи, Кармыш-Келечи, Курман-Келечи и Кушай-Келече; Джангара-Кемельчи и Курман-Кемельчи; Кенегес-Чакмак и Учьэвли-Кенегез; Керлеут- Бочала; Адий-Кййгач; Алгазы-Кипчак, Байоглу(Байлы)-Кипчак, Бенказы-Копчак, Беляуз- Кипчак, Кара-Кипчак, Каралар-Кипчак, Куллар-Кипчак, Ногай-Кипчак и Ногайлы-Кипчак, Самарчик-Кипчак, Сары-Кипчак, Стобан-Кипчак, Ташлы-Кипчак; Киргиз-Казак и Адаман-Киргиз, Баш-Киргиз-Конрат, Буйтень-Киргиз, Мавлеш-Киргиз, Тама-Киргиз и Томак-Киргиз; Бешаран-Кирей, Курчи-Кирей и Толканчи-Кирей; Бешаран-Китай, Бозгос- Китай, Карача-Китай, Самарчик-Китай, Сары-Китай, Фазыл-Китай и Чебердеш- Китай; Кият-Ильгери-Конрат, Кият-Кончи, Кият-Орка, Бай-Кият, Джудрук-Кият, Кат-Кият, Кара(Кары)-Кият, Карата(як)-Кият, Когенлы-Кият, Кокчора-Кият, Сарчи- Кият, Сасык-Кият и Терс-Кият; Ак-Сюру-Конрат, Алабаш-Конрат, Алгазы-Конрат, Бек- Котан-Конрат, Бийдалы-Конрат, Джаир-Конрат, Джанболду-Конрат, Ибра(г)им- Конрат, Насры-Конрат, Т(а)раш-Конрат, Татыш-Конрат, Ташлы-Конрат, Тащи- Конрат и Черкес-Конрат; Конче-Конташлы и Конча-Упук(Опук); Джума-Кырк и Ногайлы-Кырк; Енисакал-Мангыт, Чегирдикчи-Мангыт и Мангыт-Сулеш; Аксакал- Меркит, Алтынджи-Меркит и Кара-Меркит; Кара-Мин; Арс-Найман, Бабасан-Найман, Бий-Эчь-Найман, Буденеджи-Найман, Кара-Найман, Мишень-Найман и Унгар-Найман; Ногай-Бостерчи, Ногай-Кипчак и Ногайлы-Кырк; Кият-Орка и Учьэвли-Орка; Чубуртма- Сарт; Сиджеут-Богзалы и Кара-Сиджеут; Абаклы-Тама, Ачамайлы-Тама, Бурлак-Тама и Кутюке-Тама; Ташлы-Даир и Ташлы-Кипчак; Кара-Чакмак, Кенегес-Чакмак, Паша- Чакмак и Сары-Чакмак. Двойные ойконимы могут происходить от парных этнонимов, в которых название рода, как правило, предшествует названию племени (бурлак-вейрат: род бурлак племени вейрат, джарин-ишунь: род джарин племени ишунь, бешаран-кирей, ногай-кипчак и т.д.), хотя порядок, видимо, может быть и обратным (асс-джаракчи, асс- джаркин, мангыт-сулеш). В парных тюркских этнонимах первый компонент обыкновенно является названием подчиненного рода, входящего в состав родоплеменного объединения, название которому дает владетельный род, имя которого стоит вторым [20. С. 65-66]. Практически все двойные этноойконимы находятся в степном Крыму (Евпаторийский, Перекопский и Феодосийский уезды), который был заселен ногайцами. Существенное значение для определения этнонимического характера ойконимов имеет их семантика. С.М. Абрамзон [21] в киргизской этнонимии выделил следующие ряды: этнонимы, образованные от военных терминов, обозначающих войсковые подразделения, звание и специальность отдельных лиц, оружие; от названий масти лошадей и цвета одежды, которыми различались отдельные части войска; от терминов, обозначающих пленников, отношения вражды или дружбы; от терминов, передающих смешанное происхождение отдельных родовых подразделений; от терминов, указывающих на социальное положение и профессиональные занятия; от прозвищ; от названий диких животных и птиц (тотемов); от личных имен родоначальников. Н.А. Баскаков [22] делит тюркские этнонимы на следующие основные семантические группы: этнонимы по названию тотема; названию родственных отношений и отношений свойства; названию народа, завоевавшего данное племя или народность; названию занятия; названию религии; собственному имени вождя рода или орды; названию территории; названию родовой тамги. По структуре этнонимы делятся на простые и сложные. В сложных этнонимах первый компонент выражает количественный (числительное) или качественный (прилагательное, часто обозначающее цвет) признак второго [23]. На названия казахских родов, в которых отражены названия родовых тамг указывает Т. Джанузаков [24. С. 57]: баганалы (тамга бакан "шест"), балталы (балта "топор"), ашамайлы (ашамай "седелка для волов) и верблюдов"), таракты (тарак "гребень"), тлик ("разрез, порез"), сргели (срге "намордник"), шанышклы (шанышкы "копье, трезубец"). Этнонимы, отраженные в этноойконимии Крыма, можно разделить на несколько семантических групп, имеющих соответствия в приведенных классификациях С.М. Абрамзона и Н.А. Баскакова: этнонимы, повторяющие названия племен и народностей (аргын, асс, биченак, вейрат, джалаир, ишунь, калмук, керлеут, кенегез, кереит, кипчак, кирей, киргиз, кият, конрат, кырк, мангыт, меркит, найман, ногай, сарт, седжеут, туркмень, унгут и другие); этнонимы, образованные от терминов, обозначающих род занятий или социальный статус (адаман, актачи, бузавчи, джайчи, джилкеджи, келечи, тарпанчи, тогунчи, сеит, шейх и другие); - от прозвищ и личных имен (джабу, боз-оглу, иляк, кары, кокчегоз, темеш, чакмак, шибан, ширин, ягмурчи и другие); - от названий тамговых знаков (абаклы, алкалы, ашамайлы, джайтамгалы, тараклы, иргаклы, возможно, когенлы); - от названий войсковых подразделений (онлар, юзлер, мин(лер), тама). Список большой, но я ничего не понял. Если про парные названия, то парные названия у каракалпаков зафиксированы в хивинских налоговых документах 1831 года. Там перечисляются Кытай-Кипчаки и Мангыт-Кенегесы как отдельные группы, и Конраты отдельная группа, но разделены на Жаунгыр и Шуллук, а все вместе все они каракалпаки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 сентября Поделиться Опубликовано 6 сентября 5 часов назад, Kamal сказал: Как ни странно, в конце 16 века каракалпаки как отдельный народ образовались в основном из выходцев Ногайской орды, потому и в исторической науке укоренилось понятие, что каракалпаки это выходцы из Ногайской орды, хотя при образовании отдельного каракалпакского народа под предводительством Абдал Гаффара участвовали как ногайские, так и казахские, бухарские, хивинские и сибирские каракалпаки. Именно объединившись в такое крупное этнообразование, каракалпаки и стали отдельным народом. Тем не менее, это крупное этнообразование недолго просуществовало, так как после гибели самого Абдал Гаффара, народ раздробился на несколько частей входя в состав разных ханств, но ногайская группировка на Сырдарье сумела найти свою нишу во главе Кучумовичей. Для тех, кто до сих пор не понимает появление каракалпакского народа в истории приведу источник ниже. Поймите, каракалпаки появились не в 1598 году, как об этом упоминается в грамоте бухарского Абдуллы хана, так как это просто лишь письменное упоминание. Каракалпаки существовали всегда, но не имели централизованной власти, оттого и не имели собственного имени. Народом они стали даже не в 1598 году, а немного позже, когда в 1603 году Абдал Гаффар захватил весь туркестанский край со столицей в Ташкенте. Его Каракалпакское ханство просуществовало до его гибели в 1605 году. В списке Ташкентских ханов имеется и его имя. Мусахир-ал-Билад «После смерти Абдаллах-хана и ‘Абд ал-Мумин-хана каракалпакский народ в Туркестане нарек Абд ал-Гаффаром человека, имевшего некоторое сходство с султаном Абд ал-Гаффаром, и посадил его на престол правления. Бахадур-хан и Ишим-хан, и казахские султаны, прибыв с войском из Ташкента и Сайрама, двенадцать дней сражались с Абд ал-Гаффар-султаном. На тринадцатый день казахи потерпели поражение, а Абд ал-Гаффар захватил в свои руки вилайат Туркестан и Сайрам, и Ташкент, и Ахсикент, и Андиган и сделал столицей Ташкент. В 1012/103–104 году, соответствующем году Барса, осенью он выступил. В 1013/104–105 году, соответствующем году Зайца, весной оставил Ташкент и разбил [лагерь] на поляне Кара-Камыш, находившейся в пол-фарсахе от ворот [города]. Бахадур-хан и Ишим-хан подошли из Ала-Тага к Ташкенту с большим числом мужей с целью [нападения] на Абд ал-Гаффара, захватив одного человека, они расспросили у него об обстоятельствах Абд ал-Гаффара, и он рассказал обо всем. После того они поспешно поскакали и на рассвете напали на его шатер в Кара-Камыше. Абд ал-Гаффар спал. От конского топота он проснулся и в испуге выбежал из шатра. В тот же миг появился Ишим-хан и громадной саблей пронзил ему брюхо» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться