Перейти к содержанию
Steppe Man

Жиркин -род керайтского Ванхана

Рекомендуемые сообщения

§ 152.] Потом младшие братья и нойоны Он-хана стали говорить: “у нашего хана и старшего брата безжалостный характер и предательское сердце 21. Он уничтожил своих братьев. Он сам ушел к кара-китаям, а народ свой оставил страдать. Что нам теперь делать с ним?”.

Если вспомним о прошлом, то, когда ему было семь лет, он попал плен к мэркитам. Там, одетый в черно-пеструю 22 козлиную доху, в местности Буура-Кээр на реке Сэлэнгэ, толок в ступе зерно для мэркитов. После того, как отец его Хурчахус-Буирух-хан разгромил мэркитский народ и освободил из плена своего сына, он опять, когда ему было тринадцать лет, вместе со своею матерью был взят в плен татарским Аджай-ханом. Когда он пас там верблюдов, один пастух овец Аджай-хана взял его и бежал с ним к кэрэйтам 23.

Потом, спасаясь от найманов, он бежал в Сартаулскую землю на реку Чуй к кара-китайскому Гур-хану. Не прошло и года, как он там рассорился с Гур-ханом и пошел, бедствуя, по уйгурским и тангутским землям, имея одного кривого буланого коня. А питался он тем, что доил пять коз, которых вел с собою, да пускал кровь верблюду.

Когда он пришел к сыну Тэмуджину, этот собрал с народа подать и дал ему на пропитание. А теперь он забыл, как отнесся к нему Тэмуджин, и замышляет недоброе.

“Он-хан спросил меня: 'Кто из окружающих моего сына Тэмуджина может действительно [60] вступить с нами в бой?". Я сказал: "Во главе у него находятся урууты и мангуты". Так я сказал. После этих моих слов он решил поставить впереди, во главе атакующих, джиргинцев. За джиргинцами, он сказал, должен следовать Ачих-Ширун со своими тумэн-тубэгэнами. [За тубэгэнами, он сказал, должны идти олондунхаиты.] За дунхаитами, он сказал, должен идти Хори-Ширэмун-тайджи, командир тысячи турхаутов Он-хана. Позади их, он сказал, будет стоять сам Он-хан со своею главной ратью. Потом Он-хан сказал: "Младший брат Джамуха, ты командуй нашей армией". Сказав так, он возложил на меня управление войском. Если судить по этому, то хороший же у меня сотоварищ! Как могу я командовать его войсками? Я никогда не был способен сражаться против моего побратима, а Он-хан еще менее способен, нежели я. Побратим, не бойся! Будь бдительным!”. Вот с какими словами он отправил гонца.

[§ 174.] Тут пришел к Чингис-хану Хадаан-Далдурхан, оставивший у Он-хана своих жен и детей. Придя, он рассказал об Он-хане следующее. Когда Сэнгум был ранен стрелою в румяную щеку и упал с лошади и когда воины обступили его, Он-хан сказал: “Кого нельзя раздражать — раздражили. С кем нельзя драться — подрались! Бедному моему сыну в щеку гвоздь вбили. Остался мой сын живым, пусть теперь еще попытается!”. Ачих-Ширун сказал: “Хан, хан, перестань! Когда мы хотим иметь сына, то молимся и приносим жертвы. Мы обращаемся к божествам с призываниями: "а буй, ба буй!". Позаботься же о своем сыне Сэнгуме, который у тебя уже есть. Большинство монголов у нас с Джамухой, Алтаном и Хучаром. Те же монголы, которые ушли с Тэмуджином, не имеют пристанища. Куда они пойдут? У каждого из них есть только лошадь, на которой он сидит, а прикрытием им служат деревья. Если они сами не придут к нам, мы приведем их, мы соберем их, как собирают конский помет в полу халата”. На эти слова Ачих-Шируна Он-хан сказал: “Мой сын, наверно, утомлен. Не трясите его при переноске”. Сказав это, Он-хан приказал уходить с поля сражения. Так рассказал Хадаан-Далдурхан.

Часть VII

§ 186. Когда Чингис-хан разгромил народ кэрэйтов, он распорядился раздать его своим сподвижникам. Сто семей из рода Джиргин получил Тахай-баатур сулдэсский. Тулуй получил Сорхах-Тани-бэки, младшую из двух дочерей Джаха-Гамбу, брата Он-хана. Старшую же, по имени Ибаха-бэки, взял себе. По этой причине он не позволил лишить Джаха-Гамбу его подданных.

§ 187. Чингис-хан еще соизволил сказать: “За услугу, оказанную Бадаем и Кишликом, пусть они получат большой золотой шатер 43 Он-хана со всем, что в нем находится: с золотой винницей и сосудами, а также и со всеми прислуживающими там людьми. Пусть род Онходжит из кэрэйтов будет у них телохранителями. Пусть Бадай и Кишлик носят колчан и [61] стрелы, пьют чару на пиру хана и пусть их род из поколения в поколение будет дарханами. В военных походах пусть они пользуются полностью военной добычей. На охоте, в облавах пусть они пользуются полностью убитым зверем!”. И еще он добавил: “Благодаря услуге, оказанной мне Бадаем и Кишликом, благодаря их услуге, которая спасла мне жизнь, я с помощью Вечного Неба разбил народ кэрэйтов и достиг великого сана. Пусть же потомки мои на троне из поколения в поколение хранят в памяти оказавших эту услугу!”. Кэрэйтов разделили полностью. Тумэн-тубэгэн[ов] раздали всех. Олон-дунхаитов забрали за один день. А с кровожадными разбойниками джиргинцами-храбрецами так и не могли покончить. Истребив так народ кэрэйт, Чингис-хан ту зиму зимовал в степи Абджия-кодээри.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До разгрома монголами Чингисхана и вхождения в состав его народа-войска кереиты представляли собой союз нескольких племенных групп. По всей видимости, как и многие союзы того времени, это объединение состояло из монголо- и тюркоязычных племён, не исключены и иные в лингвистическом плане члены союза. Кереиты приняли участие в этногенезе ряда современных монгольских и тюркских народов[1].

Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По всей видимости, кереитский союз выделился из группы кочевых племён, известной в киданьских летописях под наименованием «цзубу», которая, согласно Л.Н. Гумилёву и С.К. Хойту, являлась одной из трёх ветвей монголоязычных шивэй, наряду с самими киданями и одноимённой дальневосточной ветвью шивэй[2][1].

По Рашиду ад-Дину, в XIII веке кереиты представляли собой «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов»[3]. «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана Тогорила находилась в Тёмном Бору на реке Толе.

По версии Г. О. Авляева,[4] кереиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун(?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин(?), сакаит; самодийские — тумат[4]. Однако, он не объясняет на чём именно основан такой лингвистический состав кереитского союза[1]. При этом туматы[5] и сакаиты рядом авторов традиционно считаются монгольскими племенами[6], а джиркины отождествляются с нирун-монгольским племенем джуркин[7].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.12.2023 в 22:40, Steppe Man сказал:

§ 152.] Потом младшие братья и нойоны Он-хана стали говорить: “у нашего хана и старшего брата безжалостный характер и предательское сердце 21. Он уничтожил своих братьев. Он сам ушел к кара-китаям, а народ свой оставил страдать. Что нам теперь делать с ним?”.

Если вспомним о прошлом, то, когда ему было семь лет, он попал плен к мэркитам. Там, одетый в черно-пеструю 22 козлиную доху, в местности Буура-Кээр на реке Сэлэнгэ, толок в ступе зерно для мэркитов. После того, как отец его Хурчахус-Буирух-хан разгромил мэркитский народ и освободил из плена своего сына, он опять, когда ему было тринадцать лет, вместе со своею матерью был взят в плен татарским Аджай-ханом. Когда он пас там верблюдов, один пастух овец Аджай-хана взял его и бежал с ним к кэрэйтам 23.

Потом, спасаясь от найманов, он бежал в Сартаулскую землю на реку Чуй к кара-китайскому Гур-хану. Не прошло и года, как он там рассорился с Гур-ханом и пошел, бедствуя, по уйгурским и тангутским землям, имея одного кривого буланого коня. А питался он тем, что доил пять коз, которых вел с собою, да пускал кровь верблюду.

Когда он пришел к сыну Тэмуджину, этот собрал с народа подать и дал ему на пропитание. А теперь он забыл, как отнесся к нему Тэмуджин, и замышляет недоброе.

“Он-хан спросил меня: 'Кто из окружающих моего сына Тэмуджина может действительно [60] вступить с нами в бой?". Я сказал: "Во главе у него находятся урууты и мангуты". Так я сказал. После этих моих слов он решил поставить впереди, во главе атакующих, джиргинцев. За джиргинцами, он сказал, должен следовать Ачих-Ширун со своими тумэн-тубэгэнами. [За тубэгэнами, он сказал, должны идти олондунхаиты.] За дунхаитами, он сказал, должен идти Хори-Ширэмун-тайджи, командир тысячи турхаутов Он-хана. Позади их, он сказал, будет стоять сам Он-хан со своею главной ратью. Потом Он-хан сказал: "Младший брат Джамуха, ты командуй нашей армией". Сказав так, он возложил на меня управление войском. Если судить по этому, то хороший же у меня сотоварищ! Как могу я командовать его войсками? Я никогда не был способен сражаться против моего побратима, а Он-хан еще менее способен, нежели я. Побратим, не бойся! Будь бдительным!”. Вот с какими словами он отправил гонца.

[§ 174.] Тут пришел к Чингис-хану Хадаан-Далдурхан, оставивший у Он-хана своих жен и детей. Придя, он рассказал об Он-хане следующее. Когда Сэнгум был ранен стрелою в румяную щеку и упал с лошади и когда воины обступили его, Он-хан сказал: “Кого нельзя раздражать — раздражили. С кем нельзя драться — подрались! Бедному моему сыну в щеку гвоздь вбили. Остался мой сын живым, пусть теперь еще попытается!”. Ачих-Ширун сказал: “Хан, хан, перестань! Когда мы хотим иметь сына, то молимся и приносим жертвы. Мы обращаемся к божествам с призываниями: "а буй, ба буй!". Позаботься же о своем сыне Сэнгуме, который у тебя уже есть. Большинство монголов у нас с Джамухой, Алтаном и Хучаром. Те же монголы, которые ушли с Тэмуджином, не имеют пристанища. Куда они пойдут? У каждого из них есть только лошадь, на которой он сидит, а прикрытием им служат деревья. Если они сами не придут к нам, мы приведем их, мы соберем их, как собирают конский помет в полу халата”. На эти слова Ачих-Шируна Он-хан сказал: “Мой сын, наверно, утомлен. Не трясите его при переноске”. Сказав это, Он-хан приказал уходить с поля сражения. Так рассказал Хадаан-Далдурхан.

Часть VII

§ 186. Когда Чингис-хан разгромил народ кэрэйтов, он распорядился раздать его своим сподвижникам. Сто семей из рода Джиргин получил Тахай-баатур сулдэсский. Тулуй получил Сорхах-Тани-бэки, младшую из двух дочерей Джаха-Гамбу, брата Он-хана. Старшую же, по имени Ибаха-бэки, взял себе. По этой причине он не позволил лишить Джаха-Гамбу его подданных.

§ 187. Чингис-хан еще соизволил сказать: “За услугу, оказанную Бадаем и Кишликом, пусть они получат большой золотой шатер 43 Он-хана со всем, что в нем находится: с золотой винницей и сосудами, а также и со всеми прислуживающими там людьми. Пусть род Онходжит из кэрэйтов будет у них телохранителями. Пусть Бадай и Кишлик носят колчан и [61] стрелы, пьют чару на пиру хана и пусть их род из поколения в поколение будет дарханами. В военных походах пусть они пользуются полностью военной добычей. На охоте, в облавах пусть они пользуются полностью убитым зверем!”. И еще он добавил: “Благодаря услуге, оказанной мне Бадаем и Кишликом, благодаря их услуге, которая спасла мне жизнь, я с помощью Вечного Неба разбил народ кэрэйтов и достиг великого сана. Пусть же потомки мои на троне из поколения в поколение хранят в памяти оказавших эту услугу!”. Кэрэйтов разделили полностью. Тумэн-тубэгэн[ов] раздали всех. Олон-дунхаитов забрали за один день. А с кровожадными разбойниками джиргинцами-храбрецами так и не могли покончить. Истребив так народ кэрэйт, Чингис-хан ту зиму зимовал в степи Абджия-кодээри.

"По этой причине он не позволил лишить Джаха-Гамбу его подданных."

Не всех кераитов раздали. У Керейдая (Джаха-Гамба) остались кереиты.

Но потом и Джаха-Гамбу убили, якобы потому что взбунтовался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ečine buķu, kou erirun,

Elbiesun ĵalama kiĵu,

Abi-Babi! keen,

Erin ĵalbarimui bida,

Edun-torun-baraqsan,            

 

kou Saŋķumi asaraya!

 

ĵalbarimui bida,-залбирмуй бид../х.монг/

zalbirah.png

 

 

images?q=tbn:ANd9GcQqD_eYAczqBj4FBFYWebk

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Steppe Man сказал:

джиркины отождествляются с нирун-монгольским племенем джуркин

В переводе на русский язык Сокровенного сказания это разные племена, т.к. одни названы чжуркины, вторые чжиргины, при этом чжиргинов также называют и чжуркинами, что видно по контексту (не наоборот). На то что это ошибка указывает и тот факт что ранее уже было написано что ЧХ разгромил племя джуркинов и уничтожил их имя, сделав их наследственными рабами. А взрослый джуркинец Борохул и вовсе участвовал в войне против кереитов джиргинов. 

Поэтому джуркины это кияты нируны, а джиркины это род кереитов. 

По всей видимости род хушин выделился из джуркинов, которых потянул Борохул, будучи воспитанником Оэлун и приближенным ЧХ. Поэтому хушины не носят имя джуркинов, т.к. не престижно зваться джуркинами, кои известны как рабы, и поверженные враги ЧХ. 

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text2.phtml?id=4414

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Zake сказал:

"По этой причине он не позволил лишить Джаха-Гамбу его подданных."

Не всех кераитов раздали. У Керейдая (Джаха-Гамба) остались кереиты.

Видимо предки казахских кереитов из жетиру. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какая разница, если написать аргун или аргон? Или кераит и кереит? Катаган или катагин? 

Джуркин и джиркин - это одно название, а различали их потому что разные части оказались по разные стороны баррикад.

Ведь пишут, что джуркин-джиркин-юркин- производное от среднемонг djiruken «1) сердце, 2) центр, середина, ядро, 3) душа, дух, усердие, мужество, решимость

(Как видим представлен даже и йокающий вариант юркин)

На тюркском https://en.m.wiktionary.org/wiki/yürek, на казахском Жүрек

В Алтан Тобчи Вот каким образом 35 этот народ [джӱргэны] стал джӱргэнами. Старшим из семерых сыновей Хабул-хагана /86/ был öкин Бараг (Ökin Baraγ, в «Секр. ист.» Ökin-barqaq.). Его сыном был Дзоригту Джӱрби (Joriγtu rbi, в «Секр. ист.» Sorqatu-rki.). Хабул-хаган, сказав: «Это - старший из сыновей!», - выбрал для него из своего народа мужей умных, сильных и мощных, [у которых]

на казахском монг. Дзоригту - это  есть Жүректі, т.е. буквально "смелый", "храбрый".

Т.е. это одно и то же название и скорее всего одно и то же племя, половинки (части) которого были в разных политических лагерях в результате гражданской войны в кереитском государстве Ван-хана, где Темурджин согласно Джувейни был "вторым" человеком, которому подчинялись армия, судебная система, отношения с союзниками и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Steppe Man сказал:

Мы обращаемся к божествам с призываниями: "а буй, ба буй!".

Что за молитва? :D

Человек ведь обычно обращается к богу, когда ему плохо. Казахи когда им плохо восклицают: « Ойбай - ойбуй», может что то родственное вашему из общего далекого далека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Steppe Man сказал:

Ečine buķu, kou erirun,

Elbiesun ĵalama kiĵu,

Abi-Babi! keen,

Erin ĵalbarimui bida,

Edun-torun-baraqsan,            

 

kou Saŋķumi asaraya!

 

ĵalbarimui bida,-залбирмуй бид../х.монг/

zalbirah.png

 

 

images?q=tbn:ANd9GcQqD_eYAczqBj4FBFYWebk

Жалбарыну – с казахского молить, просить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Momyn сказал:

Человек ведь обычно обращается к богу, когда ему плохо. Казахи когда им плохо восклицают: « Ойбай - ойбуй», может что то родственное вашему из общего далекого далека.

Это не казахское ойбай.

Этo близко к монгольскому "эвий" -ласковое слово для маленького ребенка.

https://mongoltoli.mn/search.php?opt=1&word=Эвий

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Какая разница, если написать аргун или аргон? Или кераит и кереит? Катаган или катагин? 

Джуркин и джиркин - это одно название, а различали их потому что разные части оказались по разные стороны баррикад.

Ведь пишут, что джуркин-джиркин-юркин- производное от среднемонг djiruken «1) сердце, 2) центр, середина, ядро, 3) душа, дух, усердие, мужество, решимость

(Как видим представлен даже и йокающий вариант юркин)

На тюркском https://en.m.wiktionary.org/wiki/yürek, на казахском Жүрек

В Алтан Тобчи Вот каким образом 35 этот народ [джӱргэны] стал джӱргэнами. Старшим из семерых сыновей Хабул-хагана /86/ был öкин Бараг (Ökin Baraγ, в «Секр. ист.» Ökin-barqaq.). Его сыном был Дзоригту Джӱрби (Joriγtu rbi, в «Секр. ист.» Sorqatu-rki.). Хабул-хаган, сказав: «Это - старший из сыновей!», - выбрал для него из своего народа мужей умных, сильных и мощных, [у которых]

на казахском монг. Дзоригту - это  есть Жүректі, т.е. буквально "смелый", "храбрый".

Т.е. это одно и то же название и скорее всего одно и то же племя, половинки (части) которого были в разных политических лагерях в результате гражданской войны в кереитском государстве Ван-хана, где Темурджин согласно Джувейни был "вторым" человеком, которому подчинялись армия, судебная система, отношения с союзниками и т.д.

Из контекста видно что это разные племена, даже называют их по-разному. Расправу над джуркинцами там подробно описали, и про сдачу джиркинцев тоже написано, и никакой связи автор(ы) не делают между ними. 

В ССМ написано что с джуркинцами давно разобрались монголы ЧХ. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Steppe Man сказал:

Это не казахское ойбай.

Этo близко к монгольскому "эвий" -ласковое слово для маленького ребенка.

https://mongoltoli.mn/search.php?opt=1&word=Эвий

Я жеж на счет обстоятельства, схожести ситуации.

Эвий близко к казахскому Айбий, так восклицают к ребенку, который обмазал лицо и тело чем либо шоколадом или грязью, обкакался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Kenan сказал:

Из контекста видно что это разные племена, даже называют их по-разному. Расправу над джуркинцами там подробно описали, и про сдачу джиркинцев тоже написано, и никакой связи автор(ы) не делают между ними. 

В ССМ написано что с джуркинцами давно разобрались монголы ЧХ. 

Не надо  пересказывать содержание ССМ, я в курсе, что там написано и даже сравнил с другими версиями. Я исхожу из контекста сведений не только ССМ,  но и других источников. То сообщение я адресовал не лично вам. С вами мы этот вопрос уже обсуждали в других темах, в том числе  здесь https://forum-eurasica.ru/forums/topic/2226-уйсуны-монголы/?do=findComment&comment=443087

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.01.2024 в 16:17, Zake сказал:

"По этой причине он не позволил лишить Джаха-Гамбу его подданных."

Не всех кераитов раздали. У Керейдая (Джаха-Гамба) остались кереиты.

Но потом и Джаха-Гамбу убили, якобы потому что взбунтовался.

Думаю,что халха-монгольские керейты это керейты Джаха-Гамбу и  Сорхагтани беки. И тоже халха найманы - родственники Хучлэг хана.

А  возможно наш АКБ- бежавший потомок тангуто-керейтов Гур-хана .

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Steppe Man сказал:

Думаю,что халха-монгольские керейты это керейты Джаха-Гамбу и  Сорхагтани беки. И тоже халха найманы - родственники Хучлэг хана.

А  возможно наш АКБ- бежавший потомок тангуто-керейтов Гур-хана .

:D

Почему хушинов нет в ССМ, как считаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Zake сказал:

Не надо  пересказывать содержание ССМ, я в курсе, что там написано и даже сравнил с другими версиями. Я исхожу из контекста сведений не только ССМ,  но и других источников. То сообщение я адресовал не лично вам. С вами мы этот вопрос уже обсуждали в других темах, в том числе  здесь https://forum-eurasica.ru/forums/topic/2226-уйсуны-монголы/?do=findComment&comment=443087

 

Автор(ы) ССМ наверное лучше знают, раз написали что джуркинов сокрушил Чингис-хан и уничтожил самое имя и род их. Чжуркинцев и народ их Чингис-хан сделал своими наследственными рабами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Kenan сказал:

Автор(ы) ССМ наверное лучше знают, раз написали что джуркинов сокрушил Чингис-хан и уничтожил самое имя и род их. Чжуркинцев и народ их Чингис-хан сделал своими наследственными рабами.

Зачем вы мне одно и то же пишите?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ун-хан, Иван, царь христиан, правитель хуннских варварских племён, именуемых Крит (Кераит), взял жену из племени одного из китайских народов, называемых каракета (кара-китаи). Он покинул веру отцов и стал поклоняться странным богам. [7]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Зачем вы мне одно и то же пишите?

Потому что вы путаете джуркинов киятов и джиркинов кереитов.

 

2 часа назад, Steppe Man сказал:

Ун-хан, Иван, царь христиан, правитель хуннских варварских племён, именуемых Крит (Кераит), взял жену из племени одного из китайских народов, называемых каракета (кара-китаи). Он покинул веру отцов и стал поклоняться странным богам. [7]

Автор наверное перепутал Ван хана с Кучлуком найманом. Один в один описание. Это Кучлук женился на кара-китайке и стал вероятно буддистом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...