Jump to content
Zake

Распад Монгольской империи после смерти Мунке: йусун, йасак (катаган) или китаизация? Джете (Джато), Үйсін-Йусун, Ұлы жуз. Фальсификации Дулати.

Recommended Posts

Если вкратце, то хочу изложить своё видение почему казахский Ұлы жуз назван Великим, Большим и как это могло быть связано с распадом единой Монгольской империи. Именно в связи с этими процессами дезинтеграции я связываю провозглашение таких  общих нарицательных родоплеменных наименований как Джете-Ұлы (жуз), үйсін (йусун) и  катаган-йасак. 

Основные тезисы

1. Сакральность региона Жетісу (Семиречье) с точки зрения сохранения чингизидских традиций, так как именно здесь были расположены ставки/уделы чагатаидов и угедеидов, вступивших в противоборство с сокрушителем  "йусуна" как института Хубилаем (кроме того здесь была и ставка Чагатая Улуг Иф). Отсюда и название Ұлы (великий), на арабском Джадду-Джато-Джете.

2. Именно по этой причине в области Джете исторически располагались ярые сторонники сохранения чингизовских законов и обычаев, т.е. йусун и йасак/катаган.

3. За названием Үйсін (йусун) стоят номады так называемого в источниках  Бааринского региона/тумена/владения в районе Зап. Алтая (удел сподвижника Чингизхана Хорчи, он же Усун эбуген, он же "Законник" Майкы би или "Кривоногий/косолапый" Майга Уйсын), которые были союзниками Хайду в борьбе против Хубилая

4. Какая-то часть из них  (номадов владения Бааринского владения ) и являются чагатайскими дуглатами/дулатами,причем дуглат - это изначально звание, впоследствие ставшее родоплеменным названием. Манглай Субе мог быть получен дуглатами в течение 1280-ых - 1306 гг., а их родовые земли в Зап. Алтае ушли под контроль Юань в результате договоренностей чагатаида Дувы и Тимура (Юань).

5. Дулати не мог писать всю правду об образовании Могулистана-Джете, в том числе и потому что он надеялся вымолить прощение у чагатаида Абдрашит-хана, а там нужно было писать и об угедеидах. Кроме того, есть и религиозный мусульманский фактор.

6. Семантическая близость термина катаган=йасак термину  йусун. Родоплеменное образование катаган  (йасак) по генеалогии также связано с Ұлы жуз (также как и үйсін)

7. Сведения этнографов, согласно которыс названия жузов даны по старшинству, при этом именно үйсінский  Ұлы Жүз  согласно казахскому фольклору является основой, фундаментом.

Link to comment
Share on other sites

Многие в курсе хронологии гражданской войны между Арик Бугой и Хубилаем после смерти Мунке.

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Toluid_Civil_War

Также против Хубилая выступал Наян

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Наян

Но самым непримиримым соперником Хубилая был коалиция чингизидов во главе с Кайду https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Хайду_(Угэдэид)

(Не буду отвлекаться на общедоступную информацию, желающие сами могут погуглить.)

Меня заинтересовал другой вопрос: в чем конкретно обвиняли Хубилая? 

Link to comment
Share on other sites

@Zake  Жузы возникли примерно в 16 веке. Термин "Улы" означает не великий, а старший. Это связано с иерархическим положением между казахскими чингизидами. Керей и Жанибек одновременно правили, однако количество жузов не совпадает с правящими ханами. После смерти Джанибека, ханом становится его сын Иранджи хан. И тут тоже не совпадает с количеством правящих ханов. А вот уже при Касым хане мы видим, что одновременно с ним ханами называются его двоюродные бртатья Таныш хан и Джаныш хан. Учитывая еще "Сборник Летописей" К.Жалаири, ханами в то время были еще другие двоюродные братья Касыма Джадик хан и Усек хан. При Касыме наиболее вероятное появление иерархической системы "Жузы".

1 час назад, Zake сказал:

казахский Ұлы жуз назван Великим

 

Link to comment
Share on other sites

Проблема в том, что как раз подконтрольные толуидам персидские и китайские источники (и даже Марко Поло) описывающие эту междоусобную войну были тенденциозными, так как обвиняли противников Хубилая в измене и желании обладать властью. 

Теперь дадим право голоса этим "изменникам". В чем же обвиняли эти "изменники" т.е. Арик Бука, Наян, Кайду, Барак и т.д. своего соперника Хубилая? 

В чем же концентрированно и документально выражалась их "предъява" Хубилаю

В работе Караева О. ("Чагатайский Улус. Государство Хайду. Могулистан.", стр 26 ) есть одно из писем Хайду

"Ведь завещали нам Чингисхан и наши деды-предки строго соблюдать правила наследования хаганского престола! Но ныне вы, дорогие нояны-старшие и младшие братья, отвергаете и нарушаете завещание наших отцов-предков, не обращая на него внимания, и отдаете по недоразумению хаганский престол изменникам! Я сам законный наследник хаганского престола. Хубилай же, предавшись Китаю и отбросив обычаи, установившиеся в Монголии, отверг и нарушил завещания отцов и дедов. Но если вы все будете опираться на такого человека и поддерживать его, то это ли не будет изменой отцам и дедам? Хорошенько обдумывайте и решайте".

-------------------

"Отступника" Хубилая обвиняют в нарушении завещания предков и в отрицании "йусун" ("закон,обычаи,тадиции") и "йасак"("законы") как институтов.

Link to comment
Share on other sites

В работе Michal Biran "Qaidu and the rise of the independent Mongol state in Central Asia." на стр 27-28 есть письмо от мятежных чингизидов в адрес Хубилая (в биографии тангута Gao Zhiyao)

"The old customs of our dinasty are not those of the Han laws. Today, [when you] remain in the Han territory, build a capital and construct cities, learn a method of reading and writing and use the Han laws, what will happen to the old [customs]?"

Перевод (по смыслу)

"Старые обычаи нашей династии - это не законы Хань. Сегодня, [ когда ты] остаешься на Ханьской территории, строишь столицу и города, изучаешь их методы/способы чтения и письма, а также используешь законы Хань - что будет со всем нашим старым (обычаями)?"

--------------------------------

"Отступника" Хубилая обвиняют в полном отрицании старых обычаев "йусун" ("закон,обычаи,тадиции") как институтов. В том числе упоминается процесс отхода от уйгурского письма и перехода на письмо Пагба-ламы (квадратное письмо).

Link to comment
Share on other sites

Во время Талаского курултая 1269 года чингизиды смело делили среднеазиатские активы без какой либо оглядки на Хубилая. Например чагатаид Барак считал Хубилая лишь региональным ханом восточных территорий, но никак не каганом (Michal Biran "Qaidu and the rise of the independent Mongol state in Central Asia.", стр 27, также есть ссылки на источники в комментариях)

Таким образом, из  документов следует что Хубилая главным образом обвиняли в нарушении "йусуна", т.е. обычаев, заветов отцов и дедов и не считали его легитимным правителем.

Добавлю правильную мысль ирановеда, монголоведа David Morgan (1945 -2019) который считал Арик Буку лишь номинальной главой или марионеткой (figurehead) этой фракции консерваторов (сторонников обычаев "йусун") в МИ.

Под "йусун" надо понимать  законы, обычаи и т.д., которые позволили народу сохраниться как народ. Поэтому этот девиз стал актуальным в МИ с момента противостояния Арик-Буги и Хубилая и в Улусе Чагатая при Кайду. Наивно думать, что народ шел к Арик Буке или Кайду только потому что они имели больше прав на престол. Нет, народу не нравилась китаизация коренного  юрта под управлением Хубилая и они понимали что они просто исчезнут как народ.

Таким образом политический кризис и развал единой МИ был вызвал не только полит. амбициями отдельных чингизидов, но и конкретными идеологическими причинами (Хубилая обвиняли в нарушении обычаев "йусун" и т.д.), которые взбудоражили и разделили народ Чингиз-хана.

Link to comment
Share on other sites

В общем, именно с этими событиями (длительная гражд. война и распад МИ после смерти Мунке) я связываю  переток номадов (баарыны, мангыты, аргыны и т.д.) из коренного юрта на территорию Улуса Джучи и Чагатая. 

Об этом в частности писал и Рашид Ад Дин:  в Улусы Джучи и Чагатая  номады переходили из-за междоусобиц. Ситуация развивалась в динамике, единого централизованного государства уже не было и никто не мог препятствовать перемещению номадов. Поэтому информаторы Рашид ад Дина по объективным причинам не могли обладать полной информацией.

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html

  В настоящее время большая часть войск Токтая и Баяна есть потомство [насл]; этих четырех тысяч, а что прибавилось [к ним] за последнее время, то – из войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих, которые присоединились к ним. [Кроме того], во время междоусобиц среди дальних и близких родичей [ала ва ини] часть также должна была уйти туда [во владения Токтая и Баяна]. И все!

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html

Так как войска уруга Угедей-каана были разделены и розданы, то войско, которое собрал Кайду, было не коренное войско, потому что Кайду во время смуты Ариг-Бука был с ним заодно. После того, как тот, обессилев, ушел к своему брату, Кубилай-каану, Кайду бежал и прибыл в коренной юрт отца и деда в пределах страны... 1632 [Туда] из каждого угла к нему собирались рассеянные войска. Постепенно из каждой родовой группы [таифэ] собирались [люди] и к нему приставали все оставшиеся воины из старых войск тех краев. Войско, которое ныне принадлежит его потомкам, – такого рода, а из того войска, которое Чингиз-хан дал [некогда] его [Кайду] деду, они больше ничего не имеют. И все!

Link to comment
Share on other sites

Теперь подробнее о родоплеменном составе войск Кайду, главного и непримиримого соперника Хубилая. 

В работе Michal Biran "Qaidu and the rise of the independent Mongol state in Central Asia.", стр 83, 84) есть данные по следующим племенам: бекрин, арулад, корулас, олкунут, джалаир, сулдус, конкотан, меркит, бесуд, катаган, найман, а также отдельно упомянут тумен Бааринского региона (Balin) и прочие вспомогат. войска.

Link to comment
Share on other sites

Как видим из Юань Ши союзное Кайду владение Баарин (в тексте Балинь) располагалось на западном Алтае, рядом река Алей. Вообще есть разнын оценки размеров этого владения, в том числе и регион от Иртыша до Енисея.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_III/text1.htm

Биография Чжуанура (третьего сына Тутуха) 19

Вначале Чжуанур как сын знатного сановника получил распоряжение сопровождать армию тайши Юеэрлу. В боях при горах Бота [Байта] он отличился и получил звание Чжаоюн дацзяньцзюня цзовэй циньцзюнь да чжихуши. В 1297 г. он наследовал должность отца. Ему было приказано принять командование над всеми армиями, отправлявшимися в северный поход. Приняв командование войсками, он перевалил с ними через Алтай и напал на земли Балинь. К югу от Балинь есть река Далуху. ...

...Войска Чжуанура начали преследование бегущего в панике противника и гнали его 50 ли [25 км]. Были захвачены люди, лошади, хижины и юрты. Возвращаясь обратно, войска стали лагерем у реки Ален (современный Алей — Зап. Алтай) и столкнулись с полководцем Бобо, высланным Хайду на помощь Балинь. В верховьях реки Алей есть высокая гора. Войска Бобо закрепились на этой горе. Коннице было трудно скакать с горы. Чжуанур дал войскам сигнал переправляться через реку и тем заставили противника поспешить. Быстро спускаясь с горы, многие кони противника спотыкались и падали. Пользуясь замешательством противника, Чжуанур стремительно атаковал его и разбил. Армия Чжуанура преследовала бегущего врага более 30 ли. Сам Бобо едва спасся бегством..."

Link to comment
Share on other sites

Бааринское владение на западном Алтае с лагерями вдоль Иртыша - это удел баарина Хорчи (он же старец Усун, он же Майкы  би в фольклоре), пожалованное ему Чингисханом

Igor De Rachewiltz,  The Secret History of the Mongols, стр 131

Судя по данным The Secret History of the Mongols (ССМ) в бааринском алтайском владении из нирунов были не только не только собственно баарины, но и чоносы, адаркины.

Подробнее про Майкы би и үйсін можно прочитать напр. в этой теме

https://forum-eurasica.ru/topic/6562-этимологиясемантика-үйсін-и-уйшунхушин-это-разные-варианты-одного-слова-или-разные-слова/?do=findComment&comment=410923

Link to comment
Share on other sites

Карта владений, подконтрольных Кайду.

(Из работы Michal Biran "Qaidu and the rise of the independent Mongol state in Central Asia.")

large.IMG_20231112_162944_936.jpg.4e4cc4a0b013a79ae670b519457a16ad.jpg

 

Обратите внимание на заштрихованные территории, это районы Восточного Туркестана, Манглай Субе, вотчина дуглатов Чагатайского Улуса и т.д. Эти земли оказались в домене Хайду (Чагатайском улусе) только после 1280-ых годов в результате кровополитных войн с Юань. Также обратите внимание на владение Barin.

Возникает закономерный вопрос: как Чагатай мог вверить Манглай Субе дуглатам если у Чагатая не было ни самого Манглай Субе, ни самих дуглатов? Дуглатов не было и в списке племен Кайду, такое название появляется гораздо позже и в тимуридских источниках, причем есть связь с "баарин".

Неужели никто не задумывался над этим?

Link to comment
Share on other sites

Напомню, в тимуридских источниках племенная принадлежность дуглата Камаратдина - баарин. 

https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Serefeddin_2/frametext3.htm

О том, что государь Сахибкиран отправил войско в сторону Джете

В тот год Кабана (1383) государь Сахибкиран амирзаде Алийа 429 отправил с войском в сторону Джете, многие из которых были неверными, кяфирами. А сам отправился в Кеш. Набольшим среди них был Камар ад-Дин из рода бахрин, он был акулой в море заговоров и смут. Когда Али-бек отправлялся с войском, устроив по дороге засаду, он разграбил обоз Али-бека. Тот после этой потери возвратился обратно к государю Сахибкирану. Государь послал в сторону Джете вместе с войском Шайх Али Бахадура, [103] /86б/ Сайфульмулука, сына Хаджи Сайф ад-Дина, Аталмыша и Аргун-шаха Ахтачи, чтобы отомстили тем несчастным. По причине того, что эти ускоренно не послали вестей о себе, за ними послал десятитысячное войско во главе с амиром Джахан-шахом Джаку, Элчи Бугой, Шамс ад-Дином Учкара и Сайин Темур Бахадуром. Когда эти дошли до Атакума, беки, ушедшие раньше, нашли народ бахрин, многих из них перебили и, пленив мальчиков и членов семьи, возвращались и с ними встретились там. Однако амиру Джахан-шаху было приказано добраться до Камар ад-Дина и постараться поймать его. Возвратившиеся беки вместе с остальными беками все, договорившись, пошли на Камар ад-Дина в сторону Исси-Куля 430. В поисках Камар ад-Дина дошли до Кок Топы 431, но, не найдя его следов, возвратились оттуда назад в Самарканд и пришли служить государю.

Про могульских дулатов я много где писал, это звание, вернее властные полномочия. Чингизхан не давал  привилегий дуглатам и Чагатай не давал удел Байдагану, потому что эти сведения очень хорошо и подробно расписаны. 

 Институт "дуглатства" могулистанскими бааринами мог быть создан в первой половине 14 века, в результате полит. хаоса в Чагатайском улусе (в т.ч. как реакция на узурпаторство эмира Казагана). Это можно прочитать в том числе и здесь https://forum-eurasica.ru/topic/5543-моголы-и-моголистан-культурное-наследие-и-потомки/?do=findComment&comment=449741

Link to comment
Share on other sites

Хочу обратить внимание читателей на один факт из биографии лучшего полководца Хубилая  Баяна из бааринов.

Его обвиняли в дружеских отношениях с Хайду и то, что он якобы не смог взять ни пяди земли в противостоянии с врагом на северном фронте Юани (как раз примерно там где владение Баарин). За это его сняли с этого участка. 

Читайте Michal Biran "Qaidu and the rise of the independent Mongol state in Central Asia, стр 48

Так же об этом факте ("медлительность" Баяна на этом участке фронта ) и его последующая замена на внука Хубилая упомянуто у Morris Rossabi, Khubilai khan, 
His Life and Times, стр 224

Link to comment
Share on other sites

Даже если это были грязные слухи со стороны оппонентов Баяна в Юани, решение Хубилая было логичным. Ведь понятно, что когда на той стороне баррикад на стороне Хайду стоят твои кровные родственники (из его племени Баарин) всё это будет сковывать/ограничивать твои действия. При подавлении восстания Наяна старались больше использовать немонгольские войска, так как сами монголы неохотно исполняли приказы. 

Link to comment
Share on other sites

@Zake Я уже опровергал то, что никакого "дуглатства" не было в наших диалогах. Поэтому тут хотя бы обходитесь другими аргументами.

36 минут назад, Zake сказал:

Институт "дуглатства" могулистанскими бааринами был создан в первой половине 14 века,

И Камараддин вообще дулат, а не барин.
large_05.PNG.4c31fd316d9341f1f4b146860e110c3f.PNG

Link to comment
Share on other sites

Теперь когда союзники Хайду баарины (точнее номады бааринского владения) могли получить владение Манглай субе? 

Понятно, что на фальсифицированные данные М.Дулати мы никак полагаться не можем, так как

1. Не было дуглатов при Чагатае и не могло быть, так как этот период истории очень подробно расписан.

2. Вотчина дуглатов, т.е. владение Манглай Субе появилось в Чагатайском улусе (государство Хайду) только в 1280-х при Хайду и эти земли были им отвоеваны у коренного юрта

3. Дулати  пользовался работой того же Джемаля Карши и  знал про чингизидскую общину хакания (линия Угедея), про Хайду и его сына Чапара (возведен в ханы в окрестностях Или), причем Карши прямым текстом пишет что Хайду ставил на ханство чагатаидов. Но об этом у Дулати ни слова

(Джамал ал-Карши. Ал-Мулхакат би-с-сурах / История Казахстана в персидских источниках. Стр 124, 125)

4. Дулати прекрасно знал, что столицей Чагатайского улуса (государства Хайду) во время ханствования Чапара был город Кашгар, но опять об этом ни слова.

(Джамал ал-Карши. Ал-Мулхакат би-с-сурах / История Казахстана в персидских источниках. Стр 130)

5. Сам М.Хайдар Дулати надеялся вымолить прощение у чагатаида Абдрашит-хана и поэтому не мог быть обьективным. (При этом он тактично упомянул, что начал писать историю Могулистана начиная с Тогулук-Тимура).

Link to comment
Share on other sites

Союзники Хайду баарины могли получить удел Манглай Субе, скорее всего  либо при самом Хайду, либо  при его сыне Чапаре или чагатаиде Дуве, но никак не позже. Т.е. это примерно промежуток с  1280-ые (время установления Хайду контроля над землями ВТ) - до 1306 года (время смерти Дувы).

Потому что после смерти Хайду чагатаид Дува пошел на сделку с Юань, признал номинальное верховенство Юань,  сохранил за Чагатайским улусом владения в Вост. Туркестане, но за это отдал Юань северные тер-рии в Алтайском регионе, в т.ч. земли региона Баарин. Обратите внимание на карту Юань, 1330 год

(Читайте Michal Biran "Qaidu and the rise of the independent Mongol state in Central Asia, стр 74)

 Вряд ли союзники Хайду и Дувы баарины после полстолетия войны с Юань согласились бы на мир и потерю своих родовых земель без разумной компенсаций. 

Link to comment
Share on other sites

И так же, наверное, понятно, почему "Законника" Майкы би не знают или не помнят наследники Юань  халха, калмыки и т.д. Они и не должны были помнить, так как их предки пошли другим путем еще в конце 13 века. Или помнят, но под другим именем?

Link to comment
Share on other sites

Думаю продолжать смысла нет. Одна ступенька вашей теории уже опрокинулась, поэтому тут ни одно слово уже ничего не стоит. Тем более у Дулати вообще нет мотивов для фальсификации

Link to comment
Share on other sites

насчет соперничества Кайду и Хубилая спорить не буду здесь я думаю достаточно логично, но насчет казахских дулатов, дуглатства, думаю, высосано из пальца.

уйсунов в Могулистане не было, по крайней мере в источниках нет.

но уйсуны были у ногаев и они есть в списке 92 узбекских племен.

также по казахскому шежире Жанибек хан разгромил сторонников Ойсыла из за шашней Бораша с его дочерью, т.е. уйсуны жили где то на западе, возможно даже в Крыму.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Приходиться повторяться.

Посмотрите в чем конкретно обвиняли Хубилая его соперники и тогда может поймете при чем тут үйсін-йусун (документ есть в том же Юань ши).

 Дело не в банальном соперничестве Арик Буки, Кайду, Наяна, Барака, Дувы и т.д. и Хубилая, при этом понятно что у них всех были свои амбиции и своя "правда".

Дело в разделение элиты и народа Монгольской империи после смерти Мунке по идеологическим причинам на два враждующих лагеря: на сторонников следования заветам Чингисхана, т.е. йусуна  (йусун - "закон, обычаи, традиции"), ставки лидеров которых исторически были расположены в регионе Жетісу (страна Джете, Ұлы= Джете/Джато/Джадду)   и на сторонников прокитайского курса Хубилая. (Россаби просто называет оппозицию Хубилая "номадической оппозицией" "nomadic opposition" ).

Касательно чагатайских дуглатов. Я уже задавал этот простой вопрос: как Чагатай мог вверить Манглай Субе дуглатам если у Чагатая не было ни самого Манглай Субе, ни самих дуглатов? При этом период Чагатая расписан очень подробно. Дуглатов не было и в списке племен Кайду, такое название появляется гораздо позже и в тимуридских источниках, причем в связи  с "баарин".

Поэтому у меня есть своё обьяснение:чагатайские дуглаты - это потомки номадов Баарин тумена/региона из Алтайского региона, союзников Кайду.  Дуглат - это и эпонимный геноним от имени "Шлем", т.е.  Байдаган-Байдибек (арабское "байда" это и есть "шлем",  "дулыға"), а также звание/должность по Дулати ( они получили привилегии от чингизидов в виде знаков власти "туг" - "барабан", "знамя", "дулығат" - "шлемные", обладатели кисти степени), а племенная принадлежность чагатайских дуглатов согласно тимурид. источн. - баарин (свою версию этимологии дулат/дуглат я давал в других темах).  Үйсін - это эпоним Майқы Үйсіна, он же "Законник Майқы" по Валиханову, он же шаман-первожрец, прижизненный онгон, аруах, талисман, амулет, "ненду кутук" народа Чингисхана Хорчи, он же старец Усун эбуген , а также девиз сторонников следования традициям Чингисхана, т.е. "йусуну" (үйсін - это метатеза йусун). 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Zake сказал:

үйсін - это метатеза йусун

@Zake Да нет там никакой метатезы. Это разные слова. Этноним казахских уйсунов легко переводится с монгольского языка, как девять. Точно также, как и найман- восемь, табын-пять, возможно даже и дулаты-семь.

Link to comment
Share on other sites

19 hours ago, Zake said:

И так же, наверное, понятно, почему "Законника" Майкы би не знают или не помнят наследники Юань  халха, калмыки и т.д. Они и не должны были помнить, так как их предки пошли другим путем еще в конце 13 века.

Халхи на самом деле народ Ариг-Буха каган (5-ый каган Великой Монгольской империи)  ,самого младшего сына Толуйхана ,а не народ Хубилай хана.Предки халха-монголов  воевали против Хубилай хана.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...