Jump to content

Recommended Posts

13 минут назад, Амырай сказал:

Если окажется, что сосновое дерево попадает в реку, то через один-два года оно превращается в камень, его цвет зеленый. Имеются [36] живущие [там] туземцы (гожэнь). Эти люди называют его камнем кангань. Люди все прославляют этот камень.

Тут видимо речь идет о Нефрите очень примечательный камень.Месторождения находятся в Муйском, Баунтовском, Окинском, Тункинском и Закаменском районах. Разведанные запасы нефрита Бурятии составляют 24 тыс. тонн, а прогнозные ресурсы — 100-110 тыс.

Link to comment
Share on other sites

Государство Байегу находится на восточной границе Пугу; отборного войска 10 000, жителей 60 000 человек, все богаты.

Далее по тексту не совсем понятно. Если все богаты то преследовать оленей не имеет смысла, разве что ради развлечения. Совсем другое дело это нефрит, кость гуду, и соболь. К примеру, на мировом рынке цена за грамм зеленого нефрита достигает 3-5 долларов США. А белого — от 20 до 30 долларов. Стоимость же бивни мамонта, цена за килограмм в Москве в среднем около 50 долларов.Приемная цена на шкурки соболя в 2024-2025 гг.. в среднем составляет от 5 000 до 5 700 рублей.

Link to comment
Share on other sites

Хотя если смотреть в историю олень тоже цену имел, например за ребро можно было легко обменять  на предка Чингисхана.

§ 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун.

§ 12. Однажды, затем, Добун-Мерган взошел поохотиться на возвышенность Тогоцах-ундур. В лесу ему повстречался какой-то Урянхаец, который, зарезав трехлетку-оленя, готовил жаркое из его ребер, из верхних коротких ребер.

§ 13. Добун-Мерган и говорит: 'Дружище, дай на жаркое!' 'Дам и тебе!'-отвечал тот и, оставив себе шкуру и легочную часть животного, остальное мясо трехлетки-оленя отдал Добун-Мергану.

§ 14. Завьючив оленину Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведет за собою своего сынишку.

§ 15. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал:

'Я - Маалих, Баяудаец ('богатей'), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька'.

Link to comment
Share on other sites

По Кюнеру места постоянного проживания племен.

государством Юйчжэ. Мало быков и лошадей, в стране много соболей и «гуту» (гуду или гудуси — название кости, моржовой или иной). Страна обширна и велика, население многочисленно, обычаи одинаковы с Байегу.

Байегу - Сев. Монголия и район Байкала, VII в.

Юйчжэ - Среднее течение р. Лены, VII в.

Глава 9. «Ставшие ветром»: автохтонный субстрат в этнокультурогенезе якутов

Среди преданий этого цикла обширностью ареала выделяются легенды о туматах, бытовавшие у центральных, вилюйских и северных якутов. «Туматцы были многочисленны; какого они племени и происхождения, неизвестно

Среди преданий этого цикла обширностью ареала выделяются легенды о туматах, бытовавшие у
центральных, вилюйских и северных якутов. «Туматцы были многочисленны; какого они племени и происхождения, неизвестно, — говорится в одном из преданий, записанном у центральных якутов. —
Сказывали, что они не были якутами; по-видимому, они, поселившись в Якутской стране, и объякутились. Люди западной тайги, вилюйские якуты, говорят, в старину сильно и постоянно воевали с туматским племенем. Поэтому по преданиям выходит, что туматцы были особым племенем или народом...» [Там же, с.  103]. «Здесь, на Вилюе, раньше
жил иноплеменный народ по имени тумат, — говорится в сунтарском варианте легенды.

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Скриптонит сказал:

Так С3с только у Алшинов. У старшежузцов его нет. У нас Старкластер как у Хазарейцев. А не как у калмыков и тунгусов. 

Y-днк Старшего жуза

Кстати у Халха тоже преобладает С3с как у калмыков. Только он у вас существенно меньше — в районе 27-30%, у калмыков выше 60-70%.

 

Среди халха больше 300 тысяч халхазированных так называемых ойратов. Это устаревшие данные  ,а ныне вполне свыше 500 тысяч.😅

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Steppe Man сказал:

Среди халха больше 300 тысяч халхазированных так называемых ойратов. Это устаревшие данные  ,а ныне вполне свыше 500 тысяч.😅

Помню, @reicheOnkel говорил что внутренние монголы считают что Халхасцы обойратились.

Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, Скриптонит сказал:

Помню, @reicheOnkel говорил что внутренние монголы считают что Халхасцы обойратились.

Но он видимо хочет сблизить язык халха к диалекту  ССМ. 😅

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Steppe Man сказал:

Но он видимо хочет сблизить язык халха к диалекту  ССМ. 😅

Не знаю диалекта ССМ (Не читал), но Внутремонгольское НагаЧУ мне как казаху гораздо более понятнее нежели ойратское НахЦ или халхасский НагаЦ. Что я уже говорил миллионы раз ))

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, Steppe Man сказал:

Но он видимо хочет сблизить язык халха к диалекту  ССМ. 😅

 

Цитаты @reicheOnkel 

Цитата

не а.

Халха-монголы и шилингольцы из АРВМ цокают и дзокают. Внутреннемонгольские ученые даже считают что халха-монголы обойратились.

А буряты в массе своем общемонгольское ц произносят как с, ч как ш.

Буряты говорят зүүнгар, халха дзүүнгар, внутренные монголы джүүнгар

Цитата

Вот живой пример, внутренние монголы смеялись над говором абага из Шилингола и хошутов Алашани до начала 90-х годов. Потому что у них основной диалект чокают вместо цоканья. Перестали смеяться над ними когда они узнали что халха-монголы цокают вместо их чоканья и наоборот над ними смеются.

 

Link to comment
Share on other sites

На мой взгляд калмыцкий диалект  не есть западно-монгольский  т.е .ойратский.  По некоторым меркам калмыцкий и западно монгольский - разные диалекты.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Скриптонит сказал:

Не знаю диалекта ССМ (Не читал), но Внутремонгольское НагаЧУ мне как казаху гораздо более понятнее нежели ойратское НахЦ или халхасский НагаЦ. Что я уже говорил миллионы раз ))

 

55 минут назад, Скриптонит сказал:

 

Цитаты @reicheOnkel 

 

Для халха говор южных монголов слышится как будто китаец говорит по монгольски.😄

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Steppe Man сказал:

На мой взгляд калмыцкий диалект  не есть западно-монгольский  т.е. ойратский.  По некоторым меркам калмыцкий и западно монгольский - разные диалекты.

У Калмыков (Торгууд, Дербет, Хошуд) как у Ойратов язык чуть отличается от остальных Монгольских народов.

В Монгольском синий - Хух, ребенок - Хуухэд... в Калмыцком синий - Көк (как в тюркском), ребенок - Күүкэд.

 

Еще мне один Урянхаец из Западной Монголии говорил что Ойраты говорят 'Kara' вместо 'Khar' как Халхи. Якуты единственные тюрки которые говорят Хар, вместо Кара.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Steppe Man сказал:

Для халха говор южных монголов слышится как будто китаец говорит по монгольски.😄

Еще цитаты @reicheOnkel

Цитата

Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять?

Хорчины-Чахары-Халха-Буряты

Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Скриптонит сказал:

 

 Калмыцком синий - Көк (как в тюркском), ребенок - Күүкэд.

 

Западные халхи тоже так говорят. Я раньше  так говорил. Тогда халхи центральной  Монголии  часто спрашивали меня являюсь ли я дербетам или хотонам..А Налайхские казахи часто меня назвали уйгурам или сартам..Это по говору и лицу😄

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

23 минуты назад, Steppe Man сказал:

Западные халхи тоже так говорят. Я раньше  так говорил. Тогда халхи центральной  Монголии  часто спрашивали меня являюсь ли я дербетам или хотонам..А Налайхские казахи часто меня назвали уйгурам или сартам..Это по говору и лицу😄

А чем отличаются Восточные Халхи? Они ближе к Чахарам, Хорчинам и т.д.? Или такие же что и Центральные Халха?

Link to comment
Share on other sites

25 минут назад, Скриптонит сказал:

А чем отличаются Восточные Халхи? Они ближе к Чахарам, Хорчинам и т.д.? Или такие же что и Центральные Халха?

Нет ,не ближе к чахарам или хорчинам. У них свой собственные диалекты . Но чахарский ближе к халхасскому ,а хорчинский вообше другой диалект.

По говору восточные почти как центральные халха ,но на мой взгляд все таки есть  отличия.Особенно по  словам. Заметил это я в армии. Например восточные халхи шенка назвывают гичиг или гичгэ, а у нас гөлөг. Слово гөлөг у нас детеныш любого животного ..  Но сейчас все стали говорят на одном диалекте и невозможно  определить кто западный ,центральный и восточный. Думаю только старых людей можно определить.

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Steppe Man сказал:

Нет ,не ближе к чахарам или хорчинам. У них свой собственные диалекты . Но чахарский ближе к халхасскому ,а хорчинский вообше другой диалект.

По говору восточные почти как центральные халха ,но на мой взгляд все таки есть  отличия.Особенно по  словам. Заметил это я в армии. Например восточные халхи шенка назвывают гичиг или гичгэ, а у нас гөлөг. Слово гөлөг у нас детеныш любого животного ..  Но сейчас все стали говорят на одном диалекте и невозможно  определить кто западный ,центральный и восточный. Думаю только старых людей можно определить.

Турки как и большинство тюрков называют щенка Кучук/Гучук, а казахи Күшік.

Цэцэг (Халха) — Чэчэг (Чахар) — 

Шэшэг (Хорчин)

Турки и большинство тюрков называют цветок 'Чечек', мы 'Шешек' 😂

Мы — Хорчины в мире тюрков 🤣

Link to comment
Share on other sites

В 08.12.2024 в 20:01, Steppe Man сказал:

А Налайхские казахи часто меня назвали уйгурам или сартам..Это по говору и лицу😄

 

Помните я тоже вам это говорил, что вы внешне похожи на уйгура или узбека.

 

Link to comment
Share on other sites

В 08.12.2024 в 07:13, Амырай сказал:

По Кюнеру места постоянного проживания племен.

государством Юйчжэ. Мало быков и лошадей, в стране много соболей и «гуту» (гуду или гудуси — название кости, моржовой или иной). Страна обширна и велика, население многочисленно, обычаи одинаковы с Байегу.

Байегу - Сев. Монголия и район Байкала, VII в.

Юйчжэ - Среднее течение р. Лены, VII в.

Глава 9. «Ставшие ветром»: автохтонный субстрат в этнокультурогенезе якутов

Среди преданий этого цикла обширностью ареала выделяются легенды о туматах, бытовавшие у центральных, вилюйских и северных якутов. «Туматцы были многочисленны; какого они племени и происхождения, неизвестно

Среди преданий этого цикла обширностью ареала выделяются легенды о туматах, бытовавшие у
центральных, вилюйских и северных якутов. «Туматцы были многочисленны; какого они племени и происхождения, неизвестно, — говорится в одном из преданий, записанном у центральных якутов. —
Сказывали, что они не были якутами; по-видимому, они, поселившись в Якутской стране, и объякутились. Люди западной тайги, вилюйские якуты, говорят, в старину сильно и постоянно воевали с туматским племенем. Поэтому по преданиям выходит, что туматцы были особым племенем или народом...» [Там же, с.  103]. «Здесь, на Вилюе, раньше
жил иноплеменный народ по имени тумат, — говорится в сунтарском варианте легенды.

Туматы на Вилюе - результат подавления хори-туматского восстания 1217 года. Из Восьмиречья часть туматов бежала на север, часть - на восток. Основной костяк племени был переселен на юг Монголии, за Гоби, к Стене. 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...