Bas1 Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 И соответственно калмаки это те, кто остался на своих землях. Таковыми назывались в простнародье все кто остался в Монголии, со своим языком, религиями и традициями. Это и ойраты и халхи. В Золотой орде те, кто не хотел меняться под исламо-кипчакскую действительность стали называть калмаками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 2 минуты назад, Bir bala сказал: @Bas1 вы просто смешали разные слова в одну кучу. В эвенкийском Каз это отгрызть. Это действие отделения. Можно зубами оторвать, ножом отрезать. Кусок (алтаизм) в русском не означает же исключительно откусанную часть. Он может быть по разному отделен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 @Bas1 в эвенкийской грамматике есть словообразующий аффикс "к", благодаря которой "каз" отгрызть могло образовать слово "қазақ"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 18 минут назад, Bir bala сказал: @Bas1 в эвенкийской грамматике есть словообразующий аффикс "к", благодаря которой "каз" отгрызть могло образовать слово "қазақ"? Это слово могло образоваться позже уже в степях, но в основу взято старое значение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 @Bas1 Ну это уже имеет хоть какой то смысл в отличии от изгнанников,беглецов и потеряшек. Учитывая, что в казахском языке есть слова этимологический с точки зрения тюркского не объясняемые. К примеру слово "шаға" в словосочетании "бала-шаға", а это слово вроде в эвенкийском означает ребенка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 5 часов назад, Bir bala сказал: @Zake я вроде и это опровергал. Грош цена всем вашим опровержениям. Вы уже докатились до того, что согласны этимологизировать қазақ от эвенкийского "огрызок". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 @Zake Потому что лингвистический можно привязать, а к "изгнанниками,беглецам" привязать невозможно. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 3 часа назад, Bir bala сказал: @Zake Потому что лингвистический можно привязать, а к "изгнанниками,беглецам" привязать невозможно. Изганник, свободный, рыцарь, мужлан, разбойник и т.д. это эмоциональные наложения на термин. Для каждого они смотрелись по разному. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 13 hours ago, Zake said: По вашему Сыгнак возле Бухары по моему он ближе к Бухаре чем Сарай 13 hours ago, Zake said: Покажите тексты, где его изгнали именно из Сыгнака. я из википедии смотрел, знаю это мусорка, но искать на востлите лень долго так если его не выгнали из Сыгнака, то значит он қазақ только с точки зрения Сарая и моя первая версия сходится Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 11 hours ago, Bir bala said: ну и написали бы раньше, что вам плевать на аргументы и не будете менять свою точку зрения. Зря только время потратил. я лишь указал на противоречие в ваших мыслях что с этим делать это ваше дело Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 @boranbai_bi Можно конкретно указать на противоречие? для меня вы пишите просто рандомные вещи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 1 hour ago, Bir bala said: @boranbai_bi Можно конкретно указать на противоречие? для меня вы пишите просто рандомные вещи ну вот вы пишите, что не принимаете объяснение Челеби не потому что он не казах, а потому что не сходится с вашими этимологическими доводами но при этом вы не принимаете утверждения трех очень важных источников по истории Казахстана называющих казахов узбеками ни по каким то этимологическим или историческим причинам, а потому что "они не казахи и как они могли знать, если они не казахи" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 @Bir bala по поводу этимологии я говорю, что название народа не обязательно имеет привязку к изначальной этимологии слова пусть изначально қазақ имело отношение к копателям или допустим к гусям в ранних тюркских языках, но уже 14-15 веках это слово имело уже другое значение или значения и от этих значений надо отталкиваться, а не от условных рудокопов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 @boranbai_bi Когда сами казахи называют себя казахами, а остальные летописцы, которые ни разу не знакомы с этим народом называют казахов узбеками, это одно. Когда люди говорят, что вот условный перс назвал казахов узбеком, значит казахи называли себя узбеками, это другое. Я вам уже предоставлял значения этого этнонима в 14-16 веках на двух верифицированных словарях. А то, что мне османский летописец пишет, что их прозвали из за такого то события, когда ни одного доказательства в пользу этой гипотезы нет, то получается это просто его мнение, а не математическая аксиома, которую нужно принимать на веру. Бабур кстати был знаком и осведомлен о казахах, поэтому у него нет дебильного объяснения этнонима. 42 минуты назад, boranbai_bi сказал: но при этом вы не принимаете утверждения трех очень важных источников по истории Казахстана называющих казахов узбеками ни по каким то этимологическим или историческим причинам, а потому что "они не казахи и как они могли знать, если они не казахи" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 44 minutes ago, Bir bala said: @boranbai_bi Когда сами казахи называют себя казахами, а остальные летописцы, которые ни разу не знакомы с этим народом называют казахов узбеками, это одно. Когда люди говорят, что вот условный перс назвал казахов узбеком, значит казахи называли себя узбеками, это другое. Я вам уже предоставлял значения этого этнонима в 14-16 веках на двух верифицированных словарях. А то, что мне османский летописец пишет, что их прозвали из за такого то события, когда ни одного доказательства в пользу этой гипотезы нет, то получается это просто его мнение, а не математическая аксиома, которую нужно принимать на веру. Бабур кстати был знаком и осведомлен о казахах, поэтому у него нет дебильного объяснения этнонима. то есть для вас первична этничность автора вне зависимости от правдивости и аргументов тезиса. НО, если это написано в словаре, тогда этничность автора не так уж и важна то есть если бы Челеби тоже самое написал бы в словаре, тогда вы бы приняли его версию без вопросов очень интересно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 @boranbai_bi отстаньте. Я уже понял, что вы приверженец потеряшек и изгнанников. Писать мне не стоит, с фанатиками, которые аргументы привести не могут не веду диалог. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 5 часов назад, boranbai_bi сказал: по моему он ближе к Бухаре чем Сарай я из википедии смотрел, знаю это мусорка, но искать на востлите лень долго так если его не выгнали из Сыгнака, то значит он қазақ только с точки зрения Сарая и моя первая версия сходится Ок, вы считаете что Барака могли прозвать қазақ за то что его изгнали из Сарая и он был вынужден уйти (или бежать) в приграничный с тимуридами Могулистан. Т.е. видите связь қазақ с бегством, переселением, изгнанием Барака. Но при этом вы напрочь отрицаете возможность получения такого названия (қазақ - беглый, изгнанный, потерявший дорогу, заблудившийся или близкое по семантике саяқ - скиталец и т.д.) депортированным/переселенным/изгнанным из бывшего Улуса Хулагу в Могулистан ильханским монголам и ойратам, которые были переселены/изгнаны как раз во время жизни самого Барака. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 2 часа назад, boranbai_bi сказал: @Bir bala по поводу этимологии я говорю, что название народа не обязательно имеет привязку к изначальной этимологии слова пусть изначально қазақ имело отношение к копателям или допустим к гусям в ранних тюркских языках, но уже 14-15 веках это слово имело уже другое значение или значения и от этих значений надо отталкиваться, а не от условных рудокопов В целом согласен, зачастую бесполезно искать изначальную этимологию. В данном конкретном случае қазақ имеет привязку к древнетюркскому азақ. Рудокопы и эвенкийские "огрызки" тут не при чем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 1 hour ago, Zake said: В целом согласен, зачастую бесполезно искать изначальную этимологию. В данном конкретном случае қазақ имеет привязку к древнетюркскому азақ. Рудокопы и эвенкийские "огрызки" тут не при чем. я плохо в этом разбираюсь, поэтому ориентируюсь на предположения ученых на алтаике лет 15 назад читал статью ученого про гусей, что казак это белый гусь, а кыргыз это сорок гусей год или два назад читал статью, где Атыгаев говорит про копателей но в целом не имею предпочтения к какой либо из версий Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 1 hour ago, Zake said: Ок, вы считаете что Барака могли прозвать қазақ за то что его изгнали из Сарая и он ушел (или бежал) в приграничный с тимуридами Могулистан. Т.е. видите связь қазақ с бегством, переселением, изгнанием Барака. Но при этом вы напрочь отрицаете возможность получения такого названия (қазақ - беглый, изгнанный, потерявший дорогу, заблудившийся или близкое по семантике саяқ - скиталец и т.д.) депортированным/переселенным/изгнанным из бывшего Улуса Хулагу в Могулистан ильханским монголам и ойратам, которые были переселены/изгнаны как раз во время жизни самого Барака. потому что и Челеби, и Дулати связывают это с чингизидами, а не черной костью правда Дулати конкретно говорит про Керея и Джанибека, но мне непонятно откуда они могли быть изгнаны а с Бараком вполне очевидно также мне непонятно почему Дулати ничего не говорит про Барака, я сомневаюсь, что он прям ничего не знал про его войну с Улу Мухаммедом и Улугбеком Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 1 час назад, boranbai_bi сказал: потому что и Челеби, и Дулати связывают это с чингизидами, а не черной костью правда Дулати конкретно говорит про Керея и Джанибека, но мне непонятно откуда они могли быть изгнаны а с Бараком вполне очевидно также мне непонятно почему Дулати ничего не говорит про Барака, я сомневаюсь, что он прям ничего не знал про его войну с Улу Мухаммедом и Улугбеком Сведения османского Челеби совпадают со сведениями Дулати по семантике қазақ, не более. И он обьективно не мог знать больше Дулати об истории казакского проекта в Могулистане. А вот Дулати достоверно знал про этих изгнанников-переселенцев из бывшего Улуса Хулагу не только потому что их потомки жили в Могулистане, но и потому что об этом черным по белому было написано в тимуридских источниках, которыми он пользовался. Понятно же почему Дулати вообще ничего не писал о Бараке (нужно читать современников Барака - Айни, "Фасихов свод", Абразака Самарканди, минские источники. Барак-хан по ресурсам и т.д. был фигурой большего масштаба нежели могульские ханы Шер-Мухамед и Увейс.). Ибо существование самого Барака и его война с Улугбеком, его (Барака) последующая смерть в Могулистане, а также существование "казахских летовок" (и/или самих казахов во времена Барака ) в Тарихи Рашиди полностью обрушило бы концепцию самого Дулати, что дескать Джанибек и Керей сбежали от Абулхаира, пребывая в беспомощности и скитаниях получили наименование "казак" и якобы могульский Есенбуга милостиво выделил земли в Чу-Козыбаши. (Дулати посвятил свою работу врагу казахских урусидов чагатаиду Абдрашиту, поэтому в своей работе показал казахских чингизидов беглыми, скитальцами и "должниками" его предков, т.е. могулистанских чагатаидов) Не клеются сведения Дулати с общей хронологией, канвой событий и более ранними источниками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 20 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2023 1 hour ago, Zake said: улати посвятил свою работу врагу казахских урусидов чагатаиду Абдрашиту а кто был врагом Абдрашита из казахских ханов? понятно Тугум и Буйдаш, ну так он их убил же к моменту написания этой книги. а Хакназар еще (вроде как) подчинялся ногайским бекам (Шейх Мамаю) в это время, то есть у Абд ар Рашита не было казахских врагов на тот момент Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2023 4 часа назад, boranbai_bi сказал: а кто был врагом Абдрашита из казахских ханов? понятно Тугум и Буйдаш, ну так он их убил же к моменту написания этой книги. а Хакназар еще (вроде как) подчинялся ногайским бекам (Шейх Мамаю) в это время, то есть у Абд ар Рашита не было казахских врагов на тот момент Дулати: Короче говоря, начиная с эпохи Исан-Буга-хана до времени Рашид-хана между могулами и казахами существовали дружественные и мирные [отношения], но Рашид-султан разрушил их. Я имел в виду в целом казахские чингизиды были врагами могульских чагатаидов начиная с эпохи Абдрашита. Поэтому Дулати, который надеялся вымолить прощение у Абдрашита, показал казахских чингизидов безъюртными, обездоленными беглецами от Абулхаира, которых приютили предки Абдрашита (не прямые, но в целом предки). А так урусиды после смерти Барака в Могулистана, были включены в систему власти чагатайского Могулистана, у Жанибека было свое владение Ашпара, всё это мы видим в текстах Миншу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2023 @boranbai_biОбратите внимание что писал С.Челеби про могульского Абдрашида https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Celebi_Sejfi/text1.phtml?id=12726 Предки государя Кашгарии Абд ар-Рашид-хана правили Кашгарией со времен господства Чингиза. Персидский поэт сочинил стих. Сына своего он направил в Багдад и сделал шахидом /мучеником/ халифа Мустасима, а сам возвратился в Хорасан. /л. 25а/ Стих: Шестьсот пятьдесят шестого года хиджры, В воскресенье, четвертого числа сафара,, Предстал халиф пред султаном монгольским —, Прекратила свое существование держава Аббасидов 28. При разделе империи между своими сыновьями Чингиз отнял Кашгарию у прежних владетелей и передал Тули 29. Абд ар-Рашид-хан — из потомков Тули-хана 30. Вот уже триста пятьдесят лет как они владеют Кашгарией. Понятно, что османский историк не мог владеть точной информацией и считал что Абдрашит-хан потомок Толуя. Кашгарский регион относился к землям коренного юрта и был завоеван Кайду в конце 13 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2023 В 20.11.2023 в 15:05, Bas1 сказал: И соответственно калмаки это те, кто остался на своих землях. Таковыми назывались в простнародье все кто остался в Монголии, со своим языком, религиями и традициями. Это и ойраты и халхи. В Золотой орде те, кто не хотел меняться под исламо-кипчакскую действительность стали называть калмаками. Да, не только в Монголия, но и калмакский Алтай, вост. часть Зап. Сибири и далее на восток Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться