boranbai_bi Posted April 25, 2022 Share Posted April 25, 2022 Quote Барак был сыном Куйручук-оглана, четвертого сына Урус-хана; согласно генеалогии Джучидов, у него было две сестры — Рукийа-султан и Пайанда-султан. Впервые его имя в источниках упоминается под 1419 г. По словам Абд ар-Раззака Самарканди (ум. в 1482 г.), автора исторического сочинения под поэтическим названием «Восход двух счастливых звезд и сияние двух морей», в 1419 г. «Барак-оглан, бежавший из улуса Узбекского, пришел искать убежища при дворе мирзы Улугбек-гургана и, удостоившись чести целования руки, почтен был милостью и включен в число придворных царевичей» (Самарканди, л. 213). Улугбеку, фактическому правителю Мавераннахра, Среднеазиатского Междуречья, для безопасности северных границ своих владений было [205] выгодно иметь во главе беспокойных соседей если не подчиненного, то хотя бы дружественно настроенного к нему хана, и поэтому внук Тимура «приказал снарядить Барака по-царски». К сожалению, Абд ар-Раззак Самарканди не сообщает, в чем выразилась царская милость самаркандского правителя, как, впрочем, не указывает и на время, когда Барак-оглан «получил позволение уйти обратно». По данным А.Н.Курата, Бараку был передан Сыгнак и его окрестности. По-видимому, это было не первым посещением степным царевичем двора благожелательно расположенного к нему Улугбека. Сведения, содержащиеся в некоторых источниках, дают основания полагать, что Барак-оглан в своей борьбе за трон и до этого пользовался покровительством Улугбека. После возвращения в родные степи Барак-оглан повел более энергичную борьбу за захват верховной власти и, как показывают дальнейшие события, добился значительных успехов. Вероятно, с успехами Борак-оглана в Узбекском улусе была связана отмена задуманного Улугбеком большого военного похода в Дешт-и Кипчак, в «Токмак», по выражению источников. В конце августа 1419 г. Улугбек выступил из Самарканда и, переправившись через Сыр-Дарью, подошел к окрестностям Ташкента и остановился близ местности Бурлак. В это время некий перебежчик из Узбекского улуса, по имени Балху, доложил, что узбекское войско рассеялось. После того как сообщение перебежчика было подтверждено словами возвратившихся из Дешта купцов, Улугбек отменил поход и вернулся в свою столицу, вероятно, полагая, что после отступления врагов Барак достигнет своей цели без участия военных сил Мавераннахра. Одержав победу над своими противниками в Восточном Дешт-и Кипчаке и закрепив за собой эту территорию, Барак-оглан двинулся в сторону Волги, ближе к столице Золотой Орды Сараю. В начале сентября 1422 г. мы видим его на территории золотоордынского Поволжья, где он, по данным русских летописей, нанес решительное поражение хану Худайдаду. Перед Барак-огланом теперь встала, казалось бы, самая трудная задача на пути к желанному престолу — устранить Улуг-Мухаммада, который, как это видно из дипломатической переписки и обмена письмами, признавался иностранным государям официальным правителем Золотой [206] Орды. Однако он довольно быстро разгромил войско Улуг-Мухаммада и, захватив его орду, объявил себя ханом. Хафиз-и Абру относительно его победы над ханом пишет, что весной 1423 г. из Хорезма прибыл нукер эмира Шахмалика и доложил следующее: «Барак-оглан захватил орду Мухаммад-хана и утвердил в тех краях свою власть; большая часть улуса Узбекского подчинилась и покорилась ему». Пребывание Барак-оглана в тех краях и его набег на Одоев зафиксированы русскими летописцами под 6931/1423 г.: «Того же лета царь Барак приходил ко Одоеву ратью и много зла учинил, а града не взял, и со многим полоном поиде в поле; и князь Юрьи Романович Одоевский да Григорей Протасиевич, воевода Мченский, постигоша его в поле и многа полона отняша» (Воскресенская летопись, с. 91-92; Патриаршая летопись, с. 238). По известию Софийской первой летописи (с. 262), это событие произошло в 1422 г. Однако расхождение в датах, возможно, объясняется неодинаковостью летоисчисления, которого придерживались древние летописцы (год мартовский и год сентябрьский). Окончательная победа Барак-оглана над Улуг-Мухаммадом относится, по-видимому, к 1424 г., что явствует из сообщения, содержащегося «Раузат ас-сафа». Мирхонд пишет, что зимой 828 г.х. (конец 1424 — начало 1425 г.) к мирзе Улугбеку, находившемуся в то время на берегу Сыр-Дарьи около Шахрухии, от Барак-оглана, который незадолго перед этим воссел в Дешт-и Кипчаке на ханский трон, прибыл Ямавук. Он преподнес несколько кречетов, породистых скакунов и, выразив пожелания счастья, сообщил о восшествии Барак-хана на престол своих отцов и дедов. Это сообщение вызвало большую радость. Посол Барака пробыл при августейшем дворе несколько дней и просил позволения вернуться. Его величество оказал ему большие почести, пожаловал почетную одежду, одарил его и разрешил удалиться. Вместе с ним Улугбек послал в Дешт-и Кипчак Турсун-оглана, который был одним из влиятельных огланов, и Тюрк-барласа, одного из высокопоставленных эмиров, с тем чтобы они поздравили Барак-хана с восшествием на престол. Он приказал также отправить вместе с посланниками расшитые золотом одежды, корону, пояс, колчаны, сабли с золотыми перевязями, коней, мулов, шатры, динары и дирхемы, литавры, знамя, домашнюю утварь и другие предметы, приличествующие званию падишаха и правителя, а также посла искусных ремесленников, [207] виночерпиев, поваров и литавристов. Ямавук, Турсун-оглан и Тюрк-барлас согласно приказу отбыли в Дешт-и Кипчак. Однако у власти Барак-хан удержался недолго; Улуг-Мухаммаду вскоре удалось собрать значительные силы и вновь завладеть Сараем. Для понимания событий, связанных с борьбой за золотоордынский престол в те годы, большое значение имеет письмо Улуг-Мухаммада к турецкому султану Мураду II (1421-1451 гг.), датированное мартом 1428 г. Этот важный исторический документ, написанный на берегу Днепра и хранящийся в архиве музея Топканы в Стамбуле под № 10202, был опубликован турецким ученым Акдес Нимет Куратом. Полный русский перевод письма с примечаниями опубликован автором настоящих строк (Султанов, 1975, с. 53-61). В начале своего письма Улуг-Мухаммад говорит о хороших взаимоотношениях и обмене посланиями, которые существовали у их предков. «Затем, — сообщается далее в письме, — когда всевышний милостью своей вверил высокое место наших прежних братьев-ханов нам, между нами, торе, вспыхнула вражда, и в последующее время события развивались так, что престол достался Бараку. В позапрошлом году с божьей милостью войско двинулось в поход, и мы обратили в бегство Барака и Мансура. Трон и царство всевышний вручил нам, они же бежали прочь, собрав наемные свои отряды. Вот уж в течение одного-двух (последних) лет для зимовки мы прикочевываем к Озю».Как видно из письма Улуг-Мухаммада, падение власти Барака в золотоордынском Поволжье произошло около 1426 г. Эта дата совпадает с показаниями других источников. По словам Ал-Айни, лицо, доставившее письмо от Давлат-Бердия к египетскому султану, сообщило, что в землях дештских царит большая неурядица, что три хана оспаривают друг у друга власть. «Один из них, по имени Давлатберди, овладел Крымом и прилегающим к нему краем; другой, Мухамед-хан, завладел Сараем и прилежащими к нему землями, а третий, по имени Борак, занял земли, граничащие с землями Тимурленка» (Тизенгаузен, т.1, с. 534). Известно, что посланник захватившего Крым Давлат-Бердия прибыл в Египет в марте 1427 г.: следовательно, естественно предположить, что рассказанные им события произошли в 1426 г. В то же время сообщение прибытии Барак-хана к владениям, [208] граничащими с землями Тимуридов, находит свое подтверждение в известии, содержащемся в труде Хафиз-и Абру. По его данным, Барак-хан, покинув берега Волги в 829/1425-26 гг., пришел в область Сыгнакскую и к пределам владений мирзы Улугбека. По показаниям Шараф ад-Дина Али Йазди, в 831/1427-28 гг. в Золотой Орде правил Мухаммад-хан. Потерпев поражение от Улуг-Мухаммада, Барак-хан, стремившийся, по-видимому. Компенсировать потери на западе за счет завоеваний на востоке, вступил в войну со своим недавним союзником – Мансуром. Мангытский эмир не смог оказать ему сопротивление и, по словам Кадырали-бека, пал в борьбе с ним. Упрочив таким образом свое положение на востоке, Барак-хан выступил с территориальными претензиями к Улугбеку, потребовав, чтобы тот вернул ему земли, принадлежавшие его предкам и завоеванные Тимуром. При этом автор источника вкладывает в уста внука Урус-хана такие слова: «Пастбище Сыгнака по закону и обычному праву принадлежит мне, так как дед мой Урус-хан проживал в Сыгнаке и воздвиг там постройку» (Хафиз-и Абру, л. 432 б; Самарканди, л. 233б). Не получив удовлетворительного ответа на свои требования, Барак-хан стал подвергать опустошению область Сыгнака и соседние с ним земли, причем хан и его нукеры «считали себя неограниченными правителями и нагло притязали на верховную власть» в тех краях. Обеспокоенный жалобами своего наместника эмира Арслан-Ходжа-тархана, Улугбек в феврале 1427 г. выступил в поход в сторону Сыгнака. Однако, несмотря на численный перевес в силах, Улугбек и его брат Мухаммад-Джуки потерпели жестокое поражение и поспешно отступили в Самарканд, позволив войскам противника свободно грабить страну. Опустошив часть Мавераннахра и Туркестана, Барак-хан вскоре вернулся в глубь степи. Как показывают письменные источники, Барак-хан еще не раз пытался расширить свои владения за счет Тимуридов. Мы имеем сведения о нескольких походах Улугбека, направленных против Барак-хана, которые были, видимо, также неудачными. Возможно, этим объясняется то обстоятельство, что Шахрух сам вынужден был поспешить с главными силами на помощь Улугбеку, ожидавшему его прибытия под Ташкентом и не решавшемуся выступить против Барак-хана, который завоевал к тому времени Отрар и его окрестности. К сожалению, [209] микрофильм оксфордской рукописи «Зубдат ат-таварих», которым мы пользовались на этом обрывается. По мнению В. В.Бартольда, Барак-хан, «по-видимому», ограничился опустошением страны и не расширил своих владений за счет государства Тимуридов. Погиб Барак-хан в одной из междоусобных войн. Это случилось, по всей вероятности, в 1428 г. Во всяком случае, до начала 1428 г. он был жив, иначе Улуг-Мухаммад непременно бы сообщил об этом в своем письме к Мураду II. Эту дату как будто подтверждают и сообщения других авторов. Так, по словам Самарканди, посланник Улугбека, прибывший в 1429 г. к Шахруху, находившемуся в то время в Западном Иране, доложил, что «между Султан Махмуд-огланом и Барак-огланом в Моголистане произошло большое сражение и что Султан Махмуд убил Барака». По словам И. Шильтбергера, современника Барак-хана, этот внук Урус-хана погиб в Дешт-и Кипчаке в борьбе с Улуг-Мухаммедом. «Чекре принужден был бежать в страну, называемую Дешт-и Кипчак, — писал баварский оруженосец, описывая события 20-х годов в Золотой Орде, участником которых он был сам, — и Могаммед сел на престол. Низверженный Борраком, Могаммед, собравшись с силами, в свою очередь, его изгнал, но затем был изгнан Девлет-Бирдою, который после трехдневного царствования, принужден был уступить престол Борраку, который затем погиб в борьбе с моим господином Могаммедом, снова овладевшим престолом» (Шильтбергер, с. 37). Дата смерти хана не приводится. По данным ал-Гаффари, Барак-хан был убит в 831/1427-1428 гг. Ту же дату приводит автор XVII в. Хайдар Рази и добавляет, что Барак-хан был убит «руками врагов». По сведениям Тахир Мухаммада, Барак-хан был убит в результате заговора эмиров вскоре после возвращения в степь. В сочинении Кадырали-бека говорится, что мангытский бий «Кази Науруз сразился с Бараком, Барак-хан погиб в этом сражении». Это утверждение Кадырали-бека согласуется с рассказом автора «Умдат ат-таварих» ал-Хаджж Абд ал-Гаффара Кирими (с. 84-90). Ниже приводим краткое содержание, несомненно, легендарного, но любопытного во многих отношениях рассказа в нашем переводе. На престол Саин-хана, на Идиль-реке воссел Гийас ад-Дин, сын Шадибека. Однако все дела ногай-татаров вязал и разрешал Мансур-мирза. Через два с половиной года Гийас ад-Дин умер. Мансур провозгласил ханом малолетнего сына Тимур-хана, Кучук-Мухаммада (так). Прошло [210] какое-то время, Мансур-мирза, не одобряя ханствование Кучук-Мухаммада, стал сближаться с Барак-огланом, который приходился ему дядей со стороны матери. Среди приближенных Мансура находился некий мудрый старец по имени Джан-Тимур. Мансур стал дердать совет с ним, говоря, мол, у этого Мухаммада нет никаких достоинств, чтобы ханствовать; возведу-ка я на престол своего родича Барака. На что мудрый старец сказал: «Мухаммад-хан еще мал, ныне он даже не взберется самостоятельно на арбу; но так у тебя спокойная жизнь; Борак-оглан – могучий бура (4-летний племенной верблюд-самец – Т.с. ), он утащит арбу прочь и при удобном случае скинет тебя и растопчет». Но Мансур не внял совету мудреца. Со всем своим народом он отправился к Барак-оглану и, провозгласив его ханом, поступил к нему на службу. В то время местопребыванием Барака являлась местность под названием «Казак йайлагы». Рассказывают, пишет Кирими, что Барак-оглан был мужем отчаянной смелости и весьма энергичным человеком. Все случилось так, как предсказал мудрый старец Джан-Тимур, Барак-хан задумал устранить Мансура и править страной самодержавно. Целых семь месяцев он притворно изъявлял дружбу, но в конце концов во время одной вечеринки убил Мансура. Братья Мансура – Гази-мирза, Навруз-мирза – и другие его родственники бежали к Кучук-Мухаммад-хану. Барак-хан решил подчинить своему влиянию весь народ, который привел с собой Мансур и, желая знать, как лучше сделать это, стал держать совет с беком племени алчин Кудудом. Тот, по обыкновению, рассказал хану притчу, суть которой сводилась к следующему. Если желаешь, чтобы народ поклонился тебе, лиши его состояния и сделай нищим. Тогда Барак-хан, найдя какой-то незначительный предлог, среди зимы переселил весь народ, доставшийся ему от Мансура, с берегов «Хорезмийского озера» в сторону горы «Кыйан аркасы». У тех племен пал весь скот и их постиг страшный голод, так что и теперь, если случится сильный голод, говорят: «Кыйан кахты» («Голод Кыйана»). Поскольку Барак-хан стал притеснять те племена, то они, группа за группой, тайно бежали к Мухаммад-хану, Гази-мирзе и Навруз-мирзе. Переправившись через Джайик-Су (р. Урал), они прикочевали и остановились на берегу реки «Кайнар-Сакыз». Об этом стало известно Барак-хану. Он собрал большое войско и двинулся туда в поход. Младшего своего брата по имени Булек-Булад-султан он отрядил в разведку. И Мухаммад-хан отрядил авангард во [211] главе с Сайид-Алием из племени кытай. Айиас-бек кипчак, Магриб-бек курлаут, что были из людей Мансура, не смогли вовремя присоединиться к своим и вынуждены были оставаться в дагере Барак-хана. Беки заключили между собой уговор, что, когда обе рати сойдутся на поле битвы, они со своими людьми (числом около 30 человек) нападут на самого Барака и отомстят за кровь своего господина Мансур-бека. Однако Барак упредил их действия. Ополчения, оставшиеся от Мансура, он расформировал, а воинов распределил по отдельным отрядам, так что один не знал, где находится другой. Но когда передовые отряды противоборствующих сторон встретились лицом к лицу, Сайид-Али кытай, набросив на доспехи красную накидку, выступил из рядов и выкрикнул свой уран (боевой клич – Т.с. ). С противоположной стороны, в ответ на его призыв, тоже закричали и таким вот образом узнали кто из мансурова племени, где примерно находится. Обе рати сошлись, смешались и запылали огнем сражения. Те 30 человек из бывшего мансурова ополчения сумели все же собраться в группу и во исполнение уговора двинулись в сторону ставки Барака. Напали на хана; стрела, пущенная меткой рукой Магриб-бика из племени курлаут, поразила Барака; повернули обратно, но пути отхода преградил Булек-Булад-султан. Вновь рати сошлись, закружилась пыль и взвился прах; пал обессиленный аргамак Булад-султана, но приближенные султана не покинули его, и он продолжал хладнокровно сражаться в пешем строю. Но в конце концов Шайх Мухаммад-бек все же покончил с ним. Осмелев от успеха, они решили вновь атаковать хана. Раненый Барак бежал и, скрываясь от преследователей, взобрался на какую-то гору. Первым обнаружил Барака Айиас-бек; он прикончил хана и доставил его голову Кучук-Мухаммаду и Гази-беку. За это они пожаловали ему должность даруги города Сарайчук и облагодетельствовали ежегодным денежным вознаграждением в размере 30 тысяч золотых. Помнят также и Магриб-бека из племени курлаут, ранившего в бою Барак-хана. Во время пирушек поют такую припевку: Вот пальцы мои, стрелявшие в Барака, Горло мое жаждет медового винца. [217] https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1740-1760/Abd_al_Gaffar_Kyrymi/text1.phtml?id=10714 Может ли быть такое, что Жанибек, сын Барак хана, и его троюродный брат Керей начали "казаковать" в Жетысу сразу же после смерти Барак хана в 1427-1428 годах, т.е. не они не отделялись от государтсва Абулхаир хана в 1459-1460? Буду признателен, если поделитесть со статьями и источниками на эту тему. Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted April 25, 2022 Share Posted April 25, 2022 Я писал про это. Троюродные они 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted April 25, 2022 Share Posted April 25, 2022 https://www.academia.edu/13998486/Сабитов_Ж_М_Восточный_Дешти_Кипчак_в_20_ые_годы_15_века_Иран_наме_2012_1_21_С_266_275 1 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
boranbai_bi Posted April 25, 2022 Author Share Posted April 25, 2022 4 hours ago, asan-kaygy said: https://www.academia.edu/13998486/Сабитов_Ж_М_Восточный_Дешти_Кипчак_в_20_ые_годы_15_века_Иран_наме_2012_1_21_С_266_275 интересно кто их воспитывал? Жанибек родился в 1428 году, а Керей в 1425, если википедия не врёт Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted April 26, 2022 Share Posted April 26, 2022 3 часа назад, boranbai_bi сказал: интересно кто их воспитывал? Жанибек родился в 1428 году, а Керей в 1425, если википедия не врёт годы рождения не знаем. Воспитывал думаю Алаш 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted April 26, 2022 Share Posted April 26, 2022 https://www.academia.edu/36476233/Сабитов_Ж_М_Происхождение_термина_Алаш_Global_Turk_1_2_2018_C_131_139 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 В 26.04.2022 в 01:06, boranbai_bi сказал: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1740-1760/Abd_al_Gaffar_Kyrymi/text1.phtml?id=10714 Может ли быть такое, что Жанибек, сын Барак хана, и его троюродный брат Керей начали "казаковать" в Жетысу сразу же после смерти Барак хана в 1427-1428 годах, т.е. не они не отделялись от государтсва Абулхаир хана в 1459-1460? Буду признателен, если поделитесть со статьями и источниками на эту тему. На самом деле не было никакого "казакования" или побега Джанибека и Керея от Абулхаира. Всё это интерпретации Дулати. Прочитайте шейбанидские источники: Джанибек и Керей не были указаны как враги самого Абулхаира, как и не было зафиксировано в источниках факта откочевки узбеков в Могулистан при Абулхаире. Жанибек и Керей вообще не были связаны с государством Абулхаира. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бахтияр Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 58 минут назад, Zake сказал: На самом деле не было никакого "казакования" или побега Джанибека и Керея от Абулхаира. Всё это интерпретации Дулати. Прочитайте шейбанидские источники: Джанибек и Керей не были указаны как враги самого Абулхаира, как и не было зафиксировано в источниках факта откочевки узбеков в Могулистан при Абулхаире. Так вроде по каким то китайским источникам был обнаружены данные, что Жанибек и Керей с малых лет оказались в Могулистане Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 В 11.09.2022 в 17:36, Бахтияр сказал: Так вроде по каким то китайским источникам был обнаружены данные, что Жанибек и Керей с малых лет оказались в Могулистане По китайским источникам Керей хан был владельцем Сайрама, а также и Абу-Саид (Джанибек?) и Керей были владельцами могулистанского Илибалыка или всего Могулистана наряду с Исан буга ханом. То что казахские ханы откочевали в Могулистан и Исан Буга великодушно выделил им какой-то кусочек земли - это выдумки Дулати. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бахтияр Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 8 минут назад, Zake сказал: По китайским источникам Керей хан был владельцем Сайрама, а также и Джанибек и Керей были владельцами могулистанского Илибалыка или всего Могулистана наряду с Исан буга ханом. То что казахские ханы откочевали в Могулистан и Исан Буга великодушно выделил им какой-то кусочек земли - это выдумки Дулати. Есть этот кит источник? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 25 минут назад, Бахтияр сказал: Есть этот кит источник? Асан Кайгы пару лет назад размещал на сайте переводы Н.Кенжеахмета. https://forum-eurasica.ru/topic/6362-нурлан-кенжеахмет/ Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 51 минуту назад, Бахтияр сказал: Так вроде по каким то китайским источникам был обнаружены данные, что Жанибек и Керей с малых лет оказались в Могулистане @Бахтияр Тезис якобы детство Джанибека и Керея было Могулистане принадлежит Ж.Сабитову. А Нурлан Кенжеахмет в своем труде приводит ссылку на якобы упоминание казахских ханов в Мин Ши Лу (Хроника династии). Там спорный момент из за иероглифов. Поэтому не факт. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 5 минут назад, Bir bala сказал: @Бахтияр Тезис якобы детство Джанибека и Керея было Могулистане принадлежит Ж.Сабитову. А Нурлан Кенжеахмет в своем труде приводит ссылку на якобы упоминание казахских ханов в Мин Ши Лу (Хроника династии). Там спорный момент из за иероглифов. Поэтому не факт. Вы и китайский язык знаете? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 @Zake Ну приходится. А иначе напридумают бред и пиши пропало. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 15 минут назад, Bir bala сказал: @Zake Ну приходится. А иначе напридумают бред и пиши пропало. У вас есть своя версия перевода? Или аргументированная критика перевода Н.Кенжеахмета? А то сейчас получается, что вы огульно критикуете перевод специалиста. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 @Zake 1 час назад, Zake сказал: А то сейчас получается, что вы огульно критикуете перевод специалиста. В его книге нету перевода с отрывком из рукописи. Он просто написал, что там есть упоминание и всё. Иероглифических анализов нет, критического перевода нет. А я не нашел там якобы упоминания Джанибека с Кереем. Вывод простой, Н.Кенжеахмет ошибся в своих доводах. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 1 час назад, Bir bala сказал: @Zake В его книге нету перевода с отрывком из рукописи. Он просто написал, что там есть упоминание и всё. Иероглифических анализов нет, критического перевода нет. А я не нашел там якобы упоминания Джанибека с Кереем. Вывод простой, Н.Кенжеахмет ошибся в своих доводах. Либо у вас не хватает квалификации, чтобы оценить качество перевода. Я читал давно перевод работы Н.Кенжеахмета на англ. языке, ничего такого экстраординарного (или сенсационного) не нашел. Всё там в принципе, более менее, соответствует общей канве событий и другим источникам. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 5 минут назад, Zake сказал: Либо у вас не хватает квалификации @Zake Как по мне это у вас отсутствует какая либо квалификация судя по этому отрывку из ваших сообщений. Если вы не согласны на счет китайского источника, то приведите ссылку указывающее на имена Керея и Джанибека. Вот вам скрины из Мин Ши Лу. Если найдете, то поменяю о вас мнение колхозника севшего за компьютер. 4 часа назад, Zake сказал: То что казахские ханы откочевали в Могулистан и Исан Буга великодушно выделил им какой-то кусочек земли - это выдумки Дулати. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 16 минут назад, Bir bala сказал: @Zake Как по мне это у вас отсутствует какая либо квалификация судя по этому отрывку из ваших сообщений. Если вы не согласны на счет китайского источника, то приведите ссылку указывающее на имена Керея и Джанибека. Вот вам скрины из Мин Ши Лу. Если найдете, то поменяю о вас мнение колхозника севшего за компьютер. Я не знаю китайский язык. Я же написал, что читал его работу на англ. языке. Я вообще не компетентен в вопросах перевода с какого-либо средневекового языка. С учетом ваших отд. лажовых отождествлений (напр. джете→ джетим) на этом любительском форуме и "отмороженном" стиле общения с собеседниками и т.д. я сильно сомневаюсь не то что в вашей квалификации, а вообще в вашей адекватности. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted September 11, 2022 Share Posted September 11, 2022 @Zake Кроме меня никто не предлагал иных версии, я монополистом был в этой поляне. С вашей стороны я ничего толкового не услышал. Да и потом есть такая вещь, как "разговорный язык" и "литературный язык", если вы не в курсе о таком аспекте языкознания, то вам еще рано пользоваться интернетом. Только что, Zake сказал: С учетом ваших лажовых отождествлений (джете→ джетим) и стиля общения с собеседниками и т.д. я сильно сомневаюсь не то что в вашей квалификации, а вообще в вашей адекватности. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
boranbai_bi Posted September 11, 2022 Author Share Posted September 11, 2022 13 hours ago, Zake said: Прочитайте шейбанидские источники: Джанибек и Керей не были указаны как враги самого Абулхаира, как и не было зафиксировано в источниках факта откочевки узбеков в Могулистан при Абулхаире. Жанибек и Керей вообще не были связаны с государством Абулхаира. Я поддерживаю версию Сабитова: Quote Несмотря на обилие мнений и мифов, вокруг Жанибека и Керея, сейчас на основе исторических источников и критического анализа их достоверности, можем утверждать следующее. 1. Оба Жанибек и Керей имели мусульманские имена. Керея называли Ахметом. С арабского языка Ахмет означает «наиславнейший», «достойный похвалы». Существует и иное значение имени Ахмет – «тот, кто постоянно благодарит Бога». А Жанибека также звали Абу Саид, что с арабского языка переводится как «отец счастливого». 2. Керей и Жанибек были троюродными братьями, их общим прадедом был золотоордынский хан Урус, которого казахские легенды называют Алаша-ханом. Отец и дед Жанибека (Куйуршук и Барак) были также ханами Золотой орды, у Керея дед (Токтакия) был ханом Золотой Орды. Сам же Урус-хан происходил от 13-ого сына Джучи Тука-Тимура. Его предки Уран-Тимур (сын Тука-Тимура) и Ачик (сын Уран-Тимура) были правителями Крыма в 1260-1290-х годах. 3. Первое упоминание о Жанибеке и Керее встречается в Китайских источниках (данное открытие принадлежит Нурлану Кенжеахмету). В 1447 году они упомянуты как эмиры Могулистана, жившие в местности Илибали (видимо возле реки Или). То есть версия об их откочёвке из ханства Абулхаира в 1450-х годах, полностью опровергнута. Уже в 1453 году Керей упомянут как правитель города Сайрам. Алаш воспитал потомков ханов Золотой Орды в Могулистане. Они там выросли и стали управлять городами. После смерти Абулхаира начали борьбу с Шейбанидами за престол и территорию. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 12, 2022 Share Posted September 12, 2022 3 часа назад, boranbai_bi сказал: Я поддерживаю версию Сабитова: Алаш воспитал потомков ханов Золотой Орды в Могулистане. Они там выросли и стали управлять городами. После смерти Абулхаира начали борьбу с Шейбанидами за престол и территорию. Разве в источниках был зафиксирован человек по имени Алаш, который воспитывал Джанибека и Керея? Не было такого факта в источниках. И в каз. фольклоре не было такого. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 12, 2022 Share Posted September 12, 2022 @boranbai_bi с этим отождествлением Жанибека также звали Абу Саид, что с арабского языка переводится как «отец счастливого». сильно не разгоняйтесь. Вначале прочитайте пост Bir Bala https://forum-eurasica.ru/topic/6434-таварихи-гузидаи-нусрат-наме/?do=findComment&comment=436216 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted September 12, 2022 Share Posted September 12, 2022 В переводе Н.Кенжеахмета Керей и Абу Саид (там емнип слитное написание КелайБусаид) наряду с Исан Буга были руководителями Илибалыка (Могулистана). Если учесть замечание Bir Bala (Абу Саид - другой сын Барака, это не Жанибек), то скорее всего, уже три правнука Урус хана (Керей, Абу Саид, Жанибек) были руководителями в Могулистане. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бахтияр Posted September 12, 2022 Share Posted September 12, 2022 30 минут назад, Zake сказал: В переводе Н.Кенжеахмета Керей и Абу Саид наряду с Исан Буга были руководителями Илибалыка (Могулистана). Если учесть замечание Bir Bala (Абу Саид - другой сын Барака, это не Жанибек), то скорее всего, уже три правнука Урус хана (Керей, Абу Саид, Жанибек) были руководителями в Могулистане. Вы слишком разгоняетесь, преувеличивая. В те времена отношения с Минским Китаем были почти никакие, так что даже если это так было у них написано, а я сомневаюсь, то они, абсолютно, не равноценны местным и среднеазиатским источникам, где такого нет. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...