Перейти к содержанию
Zake

Связь образования казахского проекта Джанибека и Керея с последующими поколениями карататар Рума, т.е. монголов из бывшего Улуса Хулагу, которых переселил Тимур в Могулистан. Прототип Алача-хана - чагатаид Султан-Ахмад хан. Дулати-фальсификатор?

Рекомендуемые сообщения

"Образование Казахского ханства"

4. Авторская версия образования Казахского ханства.

4.6. Фольклорные данные.

Подведем тезисно выводы по данным фольклора:

- В 19 веке казахи и кыргызы прекрасно помнили об исходе части своих предков из Ближнего Востока. Казахи помнили Анатолию, Тигр, Евфрат, Кудыс (Йерусалим), Аравию и даже своего последнего "владельца" Езид-хана ( ибн Арабшах упоминал в виде Аба Езид).  Причем в отличие от казахов кыргызы (саяки) помнили Нил, то есть кипчако- мамлюкский Миср. При  ильхане Абу-Саиде был заключен мир с мамлюками, а чуть позже Эретна стал их вассалом.
Мамлюкские кипчаки начиная с 1382 года с приходом к власти черкесов подвергались гонениям и выдавливанию в Египте и скорее всего переходили на смежные ильханские земли, откуда позже были переселены Амир Тимуром в Могулистан. Исследователи считали это вымыслом, потому что не обращали внимание на исторические процессы 15 века, где и нужно было искать всю подоплеку этих сведений. Таким образом, кыргызские саяки и азыки представляют собой потомков переселенных ближневосточных кипчаков.

- Зафиксированная генеалогия джагалбайлы (см. Алшын шежіресі. Қызылорда: Тұмар, 2003. – 464 б.) свидетельствует о прибытии родоначальника из страны Тайм, то есть джагалбайлы считали себя выходцами из арабской стороны. В этой связи хотелось бы обратить внимание на жемчужину казахского фольклора - эпос "Кыз-Жибек". На мой взгляд в основе эпоса лежала реальная трагическая история жагалбайлинца, который поехал за невестой из Анатолии в Дешт-Кипчак и там сгинул. Эпос "наращивался" с течением времени, " включались" имена реальных людей, мы никогда не узнаем, как на самом деле звали прототипов Базарбая, Толегена и прочих героев,  но в этой народной эпической поэме есть элементы историзма.
Если ориентироваться на географические ориентиры эпоса, согласно которым выходит, что джагалбайлинец Тулеген и его племя джагалбайлы проживали в Анатолии. Многосоставные груженные караваны в 14 веке проходили путь от Крыма до Саратова (Укека) за 10 дней. Здравый смысл подсказывает, что никак не мог занимать путь Толегена от кочевьев жагалбайлы до кочевьев шекти на реке Урал 100 дней, если жагалбайлы располагались бы в районе Черного и Азовского моря. Вряд ли, в таком случае, противились бы поездке престарелые родители Толегена, так как расстояние от Азовского моря до реки Урал являлось не таким значительным по меркам номадов. Географические ориентиры эпоса "Кыз Жибек" могут свидетельствовать о размещении летовок джагалбайлы на северо-востоке Анатолии, в районе Понтийских гор, которые тянутся узкой полосой вдоль черноморского побережья на расстоянии пяти -десяти километров от моря. Примерно там, в восточной Анатолии,  могла находиться точка исхода прототипа Тулегена. (Нужно обратить внимание на джагалбайлинские родоплеменные подразделения Лез и Куржи, которые можно соотнести с этнонимами лаз и гурджи (грузин). Это может быть связано с тем, что на северо-востоке Анатолии, где располагались исторические области Лазистан и Гурджи, где в том числе в летнее время могли кочевать джагалбайлы). Таким образом, сухопутный маршрут из северо-восточной Анатолии в район среднего течения реки Урал мог занимать  сто дней, причем этот путь действительно являлся окружным, обходным вокруг "воды", то есть Черного моря (обход через малоазиатское, болгарское и румынское побережье). Для путешественников, которые шли по этому обходному маршруту  из Дешт-Кипчака через Анатолию в Мекку, дорога на восток вдоль малоазиатского побережья действительна была "нижней", так как остальная часть Анатолии гористая. Эпосные семь бурлящих рек, впадающих в Черное морё, можно наглядно увидеть на карте, это крупные реки, начиная от Сакарьи, Кызылырмака и на восток до реки Чорох, как раз семь относительно крупных рек!
А вот под вторым прямым, но опасным путем Толегена, скорее всего, подразумевался сухопутный маршрут из Восточной Анатолии на Урал, который проходил через Кавказский регион, степи, полупустыни, вернее аридные засушливые территории (шөл) междуречья Дона и Волги (Урала).
Касательно зимовок жагалбайлы  Ақ теңіз я считаю, что изначально под ними понималось Средиземное море, потому что именно так его называли турки (Акдениз -"Белое море") и арабы ("Срединное Белое море"). Данные о географии кочевания ильханских карататар есть у Ибн Арабшаха: "Их зимовки и летовки простирались в окрестностях между землями Рума и Карамана до Сиваса, падишахи и султаны признавали это". Сивас - это столица Эретны, который являлся управителем Анатолии при ильхане Абу-Саиде,  Караман-  земли Караманогуллары, примыкающие к Средиземному морю.
Таким образом, в основу эпоса "Кыз Жибек" могла лечь трагическая история жагалбайлинца. Географические (Кара Тениз и семь впадающих рек, Ак Тениз и т.д ) и временные (маршруты в 100  и 70 дней) ориентиры эпоса, а также шежире жагалбайлы (согласно шежире они выходцы из арабской стороны) свидетельствуют в пользу этой версии.

- Переселенцы из Улуса Хулагу в Могулистан могли принести с собой сказание о Ноевом ковчеге. В мусульманской традиции ковчег Нуха остановился на горе Джуди, на юго-востоке Анатолии. В казахской версии ковчег Нуха прибыл в гору Казыгурт, которая находилась в западной окраине Могулистана (согласно М.Х. Дулати западные границы Могулистана примыкали к Туркестану и Ташкенту), которую также именовали областью Джуд. Казыгуртская легенда могла быть вызвана путаницей у потомков, так как имелись две области под названием Джуд, одна на Ближнем Востоке, а другая в западном Могулистане. Либо изначально таким образом ильханские переселенцы метафорически отождествляли свой народ со спасенными обитателями ковчега Нуха.

- Схожесть в этнонимике (например, аккойлы, каракойлы, кынык и т.д.) между некоторыми казахскими и туркменскими племенами  не  говорит об общем происхождении или генетическом родстве этих народов.
Такие названия могли сохраниться из-за обитания части предков казахов в ближневосточном регионе, который в том числе населяли туркменские кочевые племена.

-  Прозвание Алдар Косе можно трактовать как "Прославленный Косе" или Косе Пайгамбар, как звали ильханского управителя Эретна. Сомнительным является отождествление рамадановского Алдара Косе со сказочным образом жидкобородого плута-проходимца Косе из древнеиранского фольклора.

- Ильханские монголы праздновали Новый год 15 марта и называли его "урдисинг". Казахи Младшего жуза празднуют Новый год или Көрісу, Амал также 14, 15 марта, что тоже является "үрдіс" ( "обычай", традиция").

-  Алаш и Алаша - это разные термины или "хитросплетение Алачей" по Ш.Валиханову. Алаш является синонимом "қазақ", а Алаша - это собирательный образ, основой которого являлся могульский чагатаид Алача-хан, современник эпохи Керея, Джанибека, Бурундука, Касыма, который согласно сведениям Бабура, славился своей честностью и справедливостью среди номадов Могулистана. Этого вкупе с его харизматичностью, смелостью,  стремлением к соблюдению древних кочевых адатов и наличием побед над калмаками было достаточно, чтобы его имя сохранилось вовек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства"

5. Заключение

В предыдущем разделе   писалось о фольклорных данных, которые, конечно, являются лишь дополнительным, вспомогательным инструментом реконструкции истории, так же как и казахские генеалогии -шежире. Необходимо подчеркнуть, что базисом всех этих фольклорных данных является, зафиксированное во многих релевантных источниках, переселение целого народа из Ближнего Востока в Могулистан за несколько десятилетий до формирования Казахского ханства.

Далее, тезисно:

- Племенной состав Казахского ханства в ранних и средних этапах формирования не отражен в источниках.

- Феномен казахских жузов. Я согласен с точкой зрения, что "жуз" ("компонент" "сегмент", "часть", "фракция") является арабским словом. Когда появились жузы достоверно неизвестно, первое упоминание в 1566 г. (см Маджма ал гараиб). Полагаю, что корни такого деления на группировки нужно искать в ранней истории Казахского ханства в Могулистане, возможно даже когда было единение урусидов и чагатаидов, когда урусиды Керей и Абу Саид были инкорпорированы во властную вертикаль Илибали (Могулистан) и отправляли посольства в Мин.

- Касательно названий казахских жузов, которые согласно фольклору даны по старшинству. Старший жуз - это могулы, в состав которых были вливания от родственных ильханских племен. Название могульского Старшего жуза или Великого (Ұлы ) жуза на мой взгляд  связано с сакральностью региона Джете - Жетісу с точки зрения сохранения и консервации древних чингизовских традиций и установок, так как именно здесь кроме Улуг Иф Чагатая также были расположены ставки,уделы  чагатаидов и угедеидов, в свое время вступивших в противоборство с сокрушителем системы чингизовских обычаев и законов "йусуна" как института "нелигитимным" Хубилаем (это было основное обвинение в его адрес). Например, во время Талаского курултая 1269 года чингизиды смело делили среднеазиатские активы без какой либо оглядки на Хубилая и считали его (Хубилая) лишь региональным ханом восточных территорий, но никак не каганом (Michal Biran "Qaidu and the rise of the independent Mongol state in Central Asia", стр 27), а себя они продолжали считать Великими и продолжали носить имперский политоним "монгол"/"моғол", который был официально внедрен в эпоху Чингиза-Угедея. С того момента как умер Кайду от былого Величия в его улусе осталось существовать только одно историческое название Улуг-Йеке-Джете. Но тем не менее сами могулы все равно не давали нормально жить чагатаидам, постоянно тыкая на йусун и йасу Чингиза. Об этом писал например, Ибн Батутта. Я не считаю случайным, что название Ұлы (великий), на арабский язык переводится как Джадду-Джато-Джете. Могулы Анка-Торе (Йанги-Тура) и Номун в документе от 1388 года свой улус/народ назвали Yeke, т.е. Великим, на тюркском Ұлуг, Ұлы, на арабском Джете-Джадду (у Ибн Арабшаха Джато). На европейских картах часто мелькает Pais de Gete. Жетесу - это не семь рек, а именно сторона Жете (в мазандеранском фарси су - "народ", т.е. Жетесу - народ Жете). Жетесу - это сторона Джете, народ Джете, Йеке улус, Ұлуг жуз/Ұлы жуз, т.е. Великая или Большая орда. Истоки такого названия нужно искать в событиях второй половины 13 века, когда единая централизованная Монгольская империя распалась и сторонники старого имперского подхода, сгруппировались в Чагатайском Улусе. Полагаю, что у М.Х. Дулати были  причины использовать для "джете" только  уничижительное значение ("джете" -"разбойник"), потому что в Могулистане существовала в свое время и хаканская династия угедеидов, причем Кашгар был столичным городом сына Кайду Чапара (см работу Д.Карши). Эти данные, которые в том числе отражены в используемом М.Х. Дулати труде Джамаля Карши, показывали бы более низкий ранг чагатаидов по сравнению с удегеидами в Могулистане, так как чагатаид Дува (предок Абдрашит-хана, которому М.Х. Дулати посвятил свою работу) был младшим соратником удегеида Кайду, основателя Могулистана. После смерти Кайду его хаканскую династию в Могулистане разными путями извели чагатаиды. (см работу М.Биран) Таким образом, ранняя история Могулистана, на мой взгляд, также сильно искажена М.Х. Дулати в угоду чагатаидам. Согласно Гавердовскому в глазах  казахов других жузов Старший жуз  продолжал восприниматься потомками родни и приближенных тех самых "Верховных ханов", т.е. хранителями чингизовского имперского "духа", традиций и т.д. Поэтому могулы исторически и продолжали называться Джете-Йеке-Улуг, т.е. "большие", "великие". Но это всего лишь дань древней традиции.

- Согласно фольклорным данным Ш. Валиханова первым казаками указан Младший (Киши) жуз. Младший жуз (имеются в виду алшын байулы и жетиру) изначально был связан с ильханскими переселенцами, часть из которых в том числе участвовали в ногайской истории. Логика такая, что "пришлые" ="младшие". Т.е. Киши джуз исторически возник в Могулистане с зимовками вдоль Сырдарьи и полностью состоял из "пришлых" ильханских карататар и ойратов (табын), у которых не было родственников в Джете. Ну логично, что их направляли первыми в бой, я уже приводил примеры такой средневековой "дедовщины" https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=445609 Позже к ним присоединились их родичи, потомки ильханских карататаров, которые ушли с Едиге (часть байулы и жетиру) и которые в том числе помнили о своем ногайском прошлом. Схожесть в этнонимии родов, племен Младшего жуза со Старшим жузом и кыргызами говорит о том, что они действительно в прошлом были выходцами из Могулистана. Например,  согласно генеалогиям қара шаңырақ ("отчий дом") алшынов адайцев -  Мұңал ошақ, то есть Моғол или Моғолстан. При этом другие алшыны были известны в истории Большой Орды за несколько тысяч километров от Моголистана и их судьба с самого начала была связана с Улусом Джучи (эмир Алау, "алчиново место"). Ситуация осложняется тем, что среди переселенных карататар в Могулистане были и родственники алшынов и та часть карататаров, которая присоединилась к Едиге, позже скорее всего присоединилась к своим ордынским родственникам. История алшынов как и прочих казахским племен достаточно сложная, потому что есть отдельные истории у  разных фрагментов  племени. Причем, алшин алимулы, в прошлом,  коренные ордынцы,  из Большой Орды, были из племен не шейбанидского круга , которые в конце 17 века вынуждены были соединиться со своими родственниками из Киши жуза, тер-рии для которого они видимо вместе выбивали в западном регионе Казахстана. (Алимулы присоединились к казахам при Айтеке-би в конце 17 века из-за репрессий в отношении алшынов в аштарханидском государстве). Мы не должны обманываться тем, что в последние несколько столетий алшыны живут достаточно единым коллективом в западных регионах Казахстана (и окрестностях) и исходя из этого предполагать, что таким же неделимым коллективом они кочевали в прошлом и  формировать им единую историю. Разные части племен находились в разных местах, но со временем, под воздействием неблагоприятных факторов и давления оседлых империй они вынуждены были объединиться со своими племенными родственниками в Казахском ханстве. Это касается и других племен. Поэтому на мой взгляд неправильно думать, что все нынешние казахские племена были в Казахском ханстве с самого начала. 

- Из Среднего жуза только аргынов таракты и тобыкты я считаю выходцами из Улуса Хулагу, которые остались в Могулистане. Средний жуз, в моем понимании, большей  частью представлен потомками ордынских узбеков (кроме могульских абак керей и упомянутых аргынов).

- Встреча ильханских карататар и ойратов с Бараком была предопределена самим ходом истории. "Фундамент" Казахского ханства  заложил ордынский Барак-хан, примерно в 1426 году в Западном Могулистане. С этими землями связаны, упомянутые в фольклоре, "казахские летовки" Барак-хана. С данной областью также можно соотнести области Джуд или Джуд -Козыбаши (источник "Тарихи-Рашиди"), Казахстан (источник "Бадам ал Вакаи") и так называемые узбекские земли в северных горах, в 20 днях пути от Самарканда, со ставкой хана в Аспаре (минские документы). Причем все эти названия относились к обширной области Западного Могулистана (согласно М.Х. Дулати западные границы Джете соприкасались с Ташкентом) - Джуд

- Первые казахи Керея и Джанибека - это  не "беглые" узбеки, откочевавшие от улуса Абулхаира, а потомки "беглых" или  депортированных Тимуром ильханских монголов и ойратов в Джете, интегрированные в могульскую среду, а также сами могулы, не желавшие седантизироваться (переходить к оседлой жизни). Все они действительно зимой обитали в районе Сырдарьи и эти ценнейшие зимовья для них в свое время выбивал узбекский Барак-хан у Улугбека, аргументируя своими наследственными правами. Джучидской (урусидской) была только правящая династия.

- Из работы Джу Юп Ли текст Рузбихани о казахах "The terrible ferocity and violence of the army of the Qazaqs, who, previously, at the 
time of the appearance of Chingiz Khan, were called the army of the Tatars (laškar-i 
tatar), are well known and mentioned by the Arabs and the Persians" (Quoted from Joo-Yup Lee, 2013, p. 184; also see Mihmān-nāma-yi Buḫārā, 1974, p. 217.) можно перевести следующим образом: "Ужасная свирепость, жестокость, буйность КАЗАХСКОГО войска, которых ранее, еще во времена  Чингиз-хана называли ТАТАРСКИМ войском (лашкари татар) ХОРОШО ИЗВЕСТНА и УПОМИНАЕТСЯ АРАБАМИ и ПЕРСАМИ". Эти данные Рузбихани можно трактовать так: казахов, которых во времена Чингизхана называли татарами , хорошо знали и упоминали арабы и персы, потому что они с ними контактировали в Иранзамине, ибо они и есть те самые переселенные ильханские карататары.

- Тем не менее, если на раннем этапе ядром Казахского ханства в Могулистане являлись потомки переселенных ильханских монголов и ойратов, а также местные моголы, то позже, Казахское ханство начало включать в свой состав узбеков-ордынцев. Этот процесс начался после смерти узбекского Абулхаир-хана, но пик был при Касым-хане, когда Казахское ханство стало гегемоном Дешт-Кипчака.

- Дело Барак-хана продолжили его сыновья и потомки. Урусиды, конечно, продолжали опираться на часть этих переселенцев и как я неоднократно подчеркивал вступили во взаимовыгодную коллаборацию с чагатаидами, союз, объединение при формальном верховенстве чагатаидов и практически до могульского Абдрашит-хана они представляли собой нечто единое целое .

- Соционим "қазақ" в значении "беглый", "заблудившийся", "изгнанный" и т.д. скорее всего применялся к депортированным в Могулистан ильханским монголам и ойратам, а позже ретранслировался в отношении возглавлявшей их урусидской династии. При этом Барак, Керей, Джанибек и т.д. не были никакими политическими мигрантами или беглецами в Могулистане. Барак-хан вторгся в присырдарьинский регион и окрестный западный Могулистан в качестве хозяина, аргументируя свои действия правами на наследие Урус-хана.

- Сложный термин "қазақ", имевший множество значений,  на начальном этапе использовался в отношении урусидов и подвластного им народа в уничижительной коннотации. М.Х. Дулати умышленно принизил ранг казахских чингизидов, фактически назвав их "бездомными бродягами", которых приютил чагатаид Есен-Буга.

-В канонической версии историков Керей и Джанибек правильно названы первыми ханами Казахского ханства, которые получили это владение от Барак-хана.

-Таким образом, Казахское ханство в Могулистане основали потомки номадов Улуса Хулагу, Улуса Чагатая (Могулистан) и Улуса Джучи во главе с правящей джучидской урусидской династией. Самоназвание казахов "алаш" как нечто "сборное", "разношерстное" и т.д. хорошо подчеркивает изначальную негомогенность этого формирования, причем члены этого "пестрого" казакского союза были мусульманами, являлись сторонниками консервативного номадического образа жизни, а также следовали чингизовским обычаям и адатам, которые были адаптированы под исламские нормы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...