Перейти к содержанию
Zake

Этимология и семантика названий "Ногай", "Нохос"-"Нукуз". Есть ли связь между ними? "Волк" и "Волки"?

Рекомендуемые сообщения

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Общался с автором в 2002-2003 гг.

Предлагаю вам свою версию происхождения этнонима "НОГАЙ"
В существующей версии о происхождения этнонима ногай по имени золотоордынского темника Ногая остаются сомнения.
В самом деле, после смерти Ногая (1300 г.) до утверждения самоназвания ногай прошло почти полтора столетия. За эти годы не произошло превращения имени Ногая в легенду, иначе о нем должен был бы сохраниться фольклорный материал, который присутствует у ногайцев о других исторических персонажах или народных героях.
Рассмотрим известные нам примеры образования новых этнических названий групп ногайцев: етишкуль, джембойлык, етисан, буджак и др. Фактически на тот период они обособились в отдельные народности. Как видим, образование этнонимов шло в основном по географическому признаку, а не по имени предводителей. Заметим попутно на этом примере, что ногайцы с легкостью способны были отказаться от приобретенного этнонима ногай, и это также не в пользу того, что память о хане Ногае у народа была очень велика.
Этнический состав Ногайской Орды был разнородным, в основном тюркского и монгольского происхождения. И не все ее подданные, точнее их предки, жили под властью Ногая. Так что же объединяло эти народы? А объединял их образ жизни. Все они были кочевниками. И происхождения самоназвания ногай нужно искать в тех процессах, которые происходили в среде кочевников.
Известно, что в Золотой Орде активная фаза принятия ислама происходила при хане Узбеке в первой половине 14 века. Продолжался этот процесс и во времена походов Тамерлана на Орду. Это означает, что к тому времени не все золотоордынцы жили по канонам ислама, и, в первую очередь, кочевники. Властям и миссионерам легче было привить адаты ислама среди жителей городов, где можно построить мечети и собирать людей на проповеди. А кочевник, погрузив всю семью и имущество в кибитку, вместе с живностью перемещался с места на место. Этим он напоминал миссионерам пророка Нуха (Ноя), мир ему, который в спасительном ковчеге спас свою семью и «каждой твари по паре».
Сравнение «как Нух» в современном ногайском языке звучит «Нухтай», фонетически «нуктай». Нух, мир ему, единственный из всех Пророков, мир им, кому в ногайском языке дано имя, отличающееся от коранического. В самом деле, имена Дауд, Муса, Иса, Яхъя, Ибраим, Исмаил, Сулеймен почти в точности соответствуют кораническим. Нуха, мир ему, ногайцы называют Нукай. Точно также его называют и татары, башкиры. В свою очередь, татары и башкиры ногайца называют «нугай».
Конечно, очень рискованно делать выводы из простых по звучанию совпадений имен и названий. Однако распад Золотой Орды и образование Мангытского юрта на самосознание живших в них народов мог повлиять не сильно, также как и распад СССР и образование РФ не привели к появлению новых этнонимов, объединению или разъединению народностей.
А принятие ислама в среде кочевников имело продолжительный по времени характер и сильно отразилось на самосознании людей, что и позволило представителям по сути разных народов отождествлять свой образ жизни со спасительным путешествием в ковчеге, и называть себя «нугаем», что позднее трансформировалось в этноним «ногай». Следует также заметить, что, называя себя ногаем, они часто одновременно использовали и старые названия этносов. Таким образом, самоназвание «ногай» по своему содержанию является собирательным определением кочевого образа жизни народов, входивших в Золотую Орду, а затем и в Мангытский юрт. Признанием главенства такого образа жизни стало новое название страны – Ногайская Орда.
Ногайская Орда – по структуре была феодальным государством с сохранением элементов родо-племенных отношений. С укреплением государственности в Ногайской Орде происходило социальное расслоение, и образование сословий. Семейно-династийная властная структура: князь-нураддин-кековат-мурзы, а также служители культа, нуждались в безопасности, сборе налогов, поддержании государственной машины. Для этих целей были созданы различные структуры – уланы, карачеи (каравшы-охранники), относившиеся к благородным сословиям. Охранники же имущества, товаров («мал») могли называться «малкаравшы» или «малкар».

Автор. Батырсултан Аджиниязов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...