Jump to content
Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

В истории есть термины "кара кыпшак", "кара кытай", "кара булгар" и еще какие-то "кара...". Я эти вопросы задавал, но однозначного ответа не получил.

Теперь по поводу головного убора. Головные уборы заимствованы не только от туркменов. Они у нас разной формы и цвета. Предназначены на разные времена года и возраста. Есть и туркменской формы, и папахи, и круглые конусообразные (клобуки). Есть еще пилоткообразно-каракульевые, но они скорее всего более поздней модификации. А киргизы и туркмены придерживаются только одной формы головного убора. И если, даже каракалпаки получили свое название из-за головного убора, как Вы говорите, заимствованного от туркмен, то почему сами туркмены не называются каракалпаками. И почему, киргизы не называются аккалпаками. Видите, вопросы всеравно возникают. И вообще, все народы носили головные уборы на свой вкус. То, что каракалпаки вышли из общей массы ногаев - это факт. Наши эпические поэмы во многом сходятся, да и если учесть, что история каракалпаков начинается от Ормамбета, то по этому поводу никаких вопросов нет. В любом случае, думаю, нужно подождать когда Асан-Кайгу что-то прояснит про Золотую Орду и кочевых узбеков. В составе кочевых узбеков Приаралья и Ургенча есть полная схожесть с нашим родоплеменным составом, особенно наш он торт уру, не говоря о других.

Есть и туркменской формы, и папахи, и круглые конусообразные (клобуки)

Сами же подтверждаете мой тезис , каракалпаки получили свое название именно от заимствованного головного убора. Что касается Туркмен, то мы казахи называли их "Турикпен". Киргизов называли "Кыргыз", а "аккалпакты" это опять же дополнение от головного убора. Учитывая схожесть в родоплеменном составе с кочевыми узбеками, надо учитывать тот факт что самоназвания "Узбек" не было. Ни в одном эпосе или дастане не использовался термин "Узбек", только "Ногай" !!!

Что касается терминов Кара кыпшак, кара булгар, кара кытай, - то это этнические единицы означающие многочисленность. Например:

Кара орман, - Густой лес. Кара тениз, - Большое озеро, Кара бай, - Очень богатый человек. итд

Link to comment
Share on other sites

Что касается терминов Кара кыпшак, кара булгар, кара кытай, - то это этнические единицы означающие многочисленность. Например:

c другой же стороны, это могло быть показателем ареала обитания племени.

Сравните. Карадениз (Черное) и Акдениз (Средиземное), на турецком

а так же реки Караидель и Акидель на башкирском.

где Кара - север

Ак - юг.

Link to comment
Share on other sites

У нас есть Каратау и Актау.

Актау на западе, Каратау на юге. :rolleyes:

каково расстояние между ними?

если вы про Шымкент и Актау, что на Каспие, то ищите Акчукур под Каратау

)))))

ежели серъезно, то необязательно именно строая ориентация на север - юг, это один из возможных вариантов

Link to comment
Share on other sites

Я вообще в цветовые обозначения направлений не верю.

Большинство всего этого притянуто за уши.

Link to comment
Share on other sites

Есть и туркменской формы, и папахи, и круглые конусообразные (клобуки)

Сами же подтверждаете мой тезис , каракалпаки получили свое название именно от заимствованного головного убора. Что касается Туркмен, то мы казахи называли их "Турикпен". Киргизов называли "Кыргыз", а "аккалпакты" это опять же дополнение от головного убора. Учитывая схожесть в родоплеменном составе с кочевыми узбеками, надо учитывать тот факт что самоназвания "Узбек" не было. Ни в одном эпосе или  дастане не использовался термин "Узбек", только "Ногай" !!!

Что касается терминов Кара кыпшак, кара булгар, кара кытай, - то это этнические единицы означающие многочисленность. Например:

Кара орман, - Густой лес. Кара тениз, - Большое озеро, Кара бай, - Очень богатый человек. итд

Вообще-то самоназвание Туркмен (Я - тюрк) появилось очень поздно, где-то в 18-19 веках. Каракалпаки раньше их называли Яумитами (Яумит - один из сыновей Огуз-хана, от других сыновей есть потомки и среди каракалпаков). Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник). И в этой связи, я не думаю, что мы получили свое название из-за заимствованных головных уборов, так как эти головные уборы носились задолго до появления самого туркменского этноса.

И если аккалпаки шли дополнением к киргизам, значит и каракалпаки должны быть дополнением чему-либо... 

А что касается цветового словосочетания, то в каракалпакской терминологии есть: каралы (бедненький мой), кара манглай (горе мое), кара хат (плохое известие), ак кокирек (добродушный)... То есть эти цвета означают что-то хорошое или плохое. А словосочетания означающее множественное число (или что-то грандиозное), вроде бы нет, по крайней мере я не припомню.  

Link to comment
Share on other sites

c другой же стороны, это могло быть показателем ареала обитания племени.

Сравните. Карадениз (Черное) и Акдениз (Средиземное), на турецком

а так же реки Караидель и Акидель на башкирском.

где Кара - север

Ак - юг.

Қара Ертіс на юге, а Ақ Ертіс на севере. Есть Ақ Жайық и Ақ Еділ, а черных нет.

Link to comment
Share on other sites

Вообще-то самоназвание Туркмен (Я - тюрк) появилось очень поздно, где-то в 18-19 веках. Каракалпаки раньше их называли Яумитами (Яумит - один из сыновей Огуз-хана, от других сыновей есть потомки и среди каракалпаков). Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник). И в этой связи, я не думаю, что мы получили свое название из-за заимствованных головных уборов, так как эти головные уборы носились задолго до появления самого туркменского этноса.

И если аккалпаки шли дополнением к киргизам, значит и каракалпаки должны быть дополнением чему-либо... 

А что касается цветового словосочетания, то в каракалпакской терминологии есть: каралы (бедненький мой), кара манглай (горе мое), кара хат (плохое известие), ак кокирек (добродушный)... То есть эти цвета означают что-то хорошое или плохое. А словосочетания означающее множественное число (или что-то грандиозное), вроде бы нет, по крайней мере я не припомню.  

Уважаемый Беруни,можно ли поподробнее о "...сообща не разъединили их и помоему навсегда"? Мне интересно,что вы имели ввиду под этим. Дело в том.что калмыки какое-то время оккупировали Мангышлак и увели часть туркмен с собой на Сев.Кавказ,но о том,что калмыки с туркменами были одним целым (ведь разъеденить можно только то,что является одним целым,извините за тавталогию) - слышу впервые.

Link to comment
Share on other sites

Я вообще в цветовые обозначения направлений не верю.

Большинство всего этого притянуто за уши.

Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // ТС. 1975. М., 1978.

Кажется была на турклибе. У меня в электронном варианте, если хотите скину.

Link to comment
Share on other sites

Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник).  

Было такое. На Востлите, если не ошибаюсь, было письмо-жалоба от калмыков русским. На казахов жаловались.

Link to comment
Share on other sites

У меня после семантических игр в Ак-Орды и Кок-Орды к цветам стойкое негативное отношение.

Link to comment
Share on other sites

У меня после семантических игр в Ак-Орды и Кок-Орды к цветам стойкое негативное отношение.

Несерьёзно Жаке. После Даниярова у вас ведь нет негатива по отношению к истории казахов.

Link to comment
Share on other sites

Несерьёзно Жаке. После Даниярова у вас ведь нет негатива по отношению к истории казахов.

После Даниярова (к.т.н.) и его эпигона Закирьянова (кстати доктор педагогических наук, как я недавно узнал) у меня стойкий негатив к нашему фольк-хистори. :rolleyes:

Я думаю что если цвета играли и какую-то роль то везде и в разные эпохи они могли играть разную роль в том числе и противоположную той что играли до этого.

А так как певоисточников нет с объяснением какой цвет что значил, то значит все эти семантические игры это письмена на воде.

Link to comment
Share on other sites

Вообще-то самоназвание Туркмен (Я - тюрк) появилось очень поздно, где-то в 18-19 веках. Каракалпаки раньше их называли Яумитами (Яумит - один из сыновей Огуз-хана, от других сыновей есть потомки и среди каракалпаков). Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник). И в этой связи, я не думаю, что мы получили свое название из-за заимствованных головных уборов, так как эти головные уборы носились задолго до появления самого туркменского этноса.

Туркмен это не я тюрк. Туркмен - тюркский человек. Туркменами стали называть огузов принявших ислам. А произошло это не в 18-19 веках а гораздо ранее. В 10-11 веках. От этого слова и произошел арабский термин теракиме, означающий туркмены который в форме терекеме сохранился у части азербайджанцев, до недавнего времени ведущих кочевой образ жизни.

Интересно есть ли связь между каракалпаками и карапапахами Азербайджана и Восточной Анатолии? Отличительная черта карапапахов сохранившиеся кыпчакизмы в их диалекте.

Link to comment
Share on other sites

приветствую всех форумчан!У нас в младшем джузе в роду Шекты-Назар есть подрод Кенегес.они живут в аулах сага,жанажол актюбинской области.Если я не ошибаюсь говоряд что они пришли вместе сынам Назар,Санкебай батырам из каракалпакстана.

Edited by elimkaz
Link to comment
Share on other sites

Интересная информация. Кенегесы еще есть в составе Жалаиров Старшего жуза, потомки пленных 18 века.

Link to comment
Share on other sites

Интересная информация. Кенегесы еще есть в составе Жалаиров Старшего жуза, потомки пленных 18 века.

Из ССМ, происхождение рода кенегес - гэнигэс:

...

§ 47. У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай. Сын Байшингор-Докшина - Тумбинай-Сечен. Сыновья Чарахай-Линху-Сенгун-Билге, Амбагай и другие-образовали племя Тайчиудов. Потомка Чарахай Линху, происшедшего от его снохи, звали Бесутай. Отсюда вдет род Бесуд. От сыновей Чаочжин-Ортегая пошли племена: Оронар, Хонхотан, Арулад, Сонид, Хабтурхас и Генигес.

...

...

§ 210. Генигесскому же Хунану Чингис-хан сказал так: "Я скажу, чем был для вас этот Хунан. Для вас Боорчу с Мухалием и прочими нойонами, как и для вас Додай с Дохолху и прочими чербиями:

В черную ночь обернется он волком,

Белым же днем - черным вороном станет.

Коли стоянка - не тронется с места,

Коли поход - остановок не знает.

Перед высоким - не знал лицемерья,

Как откровенности - перед врагом.

["Черною ночью - черным вороном: белым днем - волчьим кобелем оборачивался. Кочевать - так не отжал; отдыхать - так не кочевал. С гордым (знатным) человеком - в другую личину не рядился (не менял лица). С человеком врагом - лица не ронял..."]

А потому ничего не предпринимайте, не посоветовавшись с Хунаном и Коко-Цосом!" - сказал он и продолжал: "Чжочи - мой старший сын, а потому тебе, Хунан, надлежит, оставаясь во главе своих Генигесцев в должности нойона-темника, быть в непосредственном подчинении у Чжочи". Так повелел он и сказал: "Эти четверо - Хунан с Коко-Цосом да Дегай с Усун-Евгеном - из таких людей они, которые виденного не скроют, слышанного не утаят".

Так что Гэнигэсы (кенегесы)в составе народов ЗОрды со самых первых дней прихода монголов, т.е. должно быть большинство отних вместе с Джучи ханом приехали.

Link to comment
Share on other sites

...в младшем джузе в роду Шекты-Назар есть подрод Кенегес.они живут в аулах сага,жанажол актюбинской области.Если я не ошибаюсь говоряд что они пришли вместе сынам Назар,Санкебай батырам из каракалпакстана.

У Шекты-Назара ногайские корни, поэтому противоречия нет.

Назар - внук Болека. Его отец Калу - потомок ногайского бия Мусы, а значит, и великого Едигея, - был найден в степи раненым и усыновлен шектинцами. Скорее всего, будучи одним из наследников, он стал жертвой борьбы за власть в великокняжеском доме, потому что всю свою, недолгую, правда, жизнь после спасения хранил тайну своего происхождения.

Болек родился уже после ранней смерти отца, и был так назван по его предсмертному завещанию, чтобы подчеркнуть иное происхождение ребенка.

Вот такая генеалогическая легенда.

Link to comment
Share on other sites

Потомки Калу среди алимулы не отличаются по ДНК от других алимулы и байулы, таким образом Калу является алшином а не мангытом.

Link to comment
Share on other sites

Потомки Калу среди алимулы не отличаются по ДНК от других алимулы и байулы, таким образом Калу является алшином а не мангытом.

...и, таким образом, не является потомком Едигея, хотите сказать? Хорошо, хоть в алшинстве не отказываете biggrin.gif

Link to comment
Share on other sites

У Шекты-Назара ногайские корни, поэтому противоречия нет.

Назар - внук Болека. Его отец Калу - потомок ногайского бия Мусы, а значит, и великого Едигея, - был найден в степи раненым и усыновлен шектинцами. Скорее всего, будучи одним из наследников, он стал жертвой борьбы за власть в великокняжеском доме, потому что всю свою, недолгую, правда, жизнь после спасения хранил тайну своего происхождения.

Болек родился уже после ранней смерти отца, и был так назван по его предсмертному завещанию, чтобы подчеркнуть иное происхождение ребенка.

Вот такая генеалогическая легенда.

Дело в том что Кенегес вошел в состав в ру Назар.

Назары как и другие казахские рода ведут учетную запись своего рода и знают кто есть кто!

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...