Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

51 minutes ago, кылышбай said:

Фото подписано как киргизы Туркестанского края. Но головной убор мужчины похож на ногайскую или каракалпакскую овечью шапку:

daw8b6ygxb38u7umz3vvux8umyobxwn7.jpg

Возможно одна из смешанных семей, на женщине совсем не каракалпакский наряд. Кстати, за тандыром тоже женщина оказывается, и на носу вроде серьга, так что, не ясно. Интересно, есть ли данные фотографии у потомков этих людей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Kamal сказал:

Возможно одна из смешанных семей, на женщине совсем не каракалпакский наряд. 

 

Вчера в одном из музеев-онлайн я видел каракалпачек в таких нарядах:

1.jpg

2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, кылышбай сказал:

daw8b6ygxb38u7umz3vvux8umyobxwn7.jpg

 

Пока не уверен, но думаю это каракалпаки.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 hours ago, АксКерБорж said:

 

Пока не уверен, но думаю это каракалпаки.

 

Да, непонятно пока. Серьга в носу точно каракалпакская традиция, но одежда у другой женщины больше таджикская, сперва взгляд упал на нее, а на женщину за тандыром не обратил внимания, думал, подросток в чалме.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/10/2023 at 4:08 PM, АксКерБорж said:

 

Вчера в одном из музеев-онлайн я видел каракалпачек в таких нарядах:

1.jpg

2.jpg

Такие фотки есть, не раз загружали в теме. Но это период после 20-ых годов, после знаменитой борьбы с паранджой, каракалпакская женская одежда тоже попала под запрет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Каракалпаков с незапамятных времен вкоренилось обыкновение меняться дочерьми с соседними туркменскими племенами. Это значительно повлияло на их тип: они не так скуласты и узкоглазы как чистокровные Адаевцы на Мангишлаке; между ними много бородатых физиономий, чего почти нельзя встретить между Киргизами. Вообще Каракалпаки составляют что-то среднее между Киргизами и Туркменами; от последних они переняли весь костюм и не помнят когда и бросили свои волчьи малахаи.

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Arskij_A/text3.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Jagalbay said:

У Каракалпаков с незапамятных времен вкоренилось обыкновение меняться дочерьми с соседними туркменскими племенами. Это значительно повлияло на их тип: они не так скуласты и узкоглазы как чистокровные Адаевцы на Мангишлаке; между ними много бородатых физиономий, чего почти нельзя встретить между Киргизами. Вообще Каракалпаки составляют что-то среднее между Киргизами и Туркменами; от последних они переняли весь костюм и не помнят когда и бросили свои волчьи малахаи.

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Arskij_A/text3.htm

Туркменские предания на которых ссылается Агаджанов все же авторитетнее, согласуются и с нашими преданиями, которые охватывают тысячелетний период истории.

Арский ближе к истине наполовину, пишет, что с незапамятных времён обмениваются дочерьми, и в то же время пишет, что забыли когда бросили свои волчьи малахаи. Здесь два противоречия у него, о чем он скорее всего не задумывался. Первое - с незапамятных времён, значит давно, что границы памяти стерлись. Второе - о забытых волчьих малахаях он все же отталкивается от дештийских каракалпаков сближая их с казахами, башкирами, ногайцами, которые пришли из тех степей на рубеже 18-19 веков. Но, к 1873 году многие пришельцы ещё были живы, чтоб забыть что-то или обмен дочерьми стал незапамятными временами.

Ережеп бию (главный бий хивинских каракалпаков в 1873 году) на рубеже 18-19 веков по его словам было 9 лет, а он знал историю своего народа за последние 360 лет, и она начинается у него из Казани.

Короче, с одной стороны Арскому известны кое-какие местные предания, а с другой известно и то, что какие-то каракалпаки пришли с северо-запада, вот и попытался совместить не совместимое. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/11/2023 at 11:07 PM, Jagalbay said:

У Каракалпаков с незапамятных времен вкоренилось обыкновение меняться дочерьми с соседними туркменскими племенами. Это значительно повлияло на их тип: они не так скуласты и узкоглазы как чистокровные Адаевцы на Мангишлаке; между ними много бородатых физиономий, чего почти нельзя встретить между Киргизами. Вообще Каракалпаки составляют что-то среднее между Киргизами и Туркменами; от последних они переняли весь костюм и не помнят когда и бросили свои волчьи малахаи.

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Arskij_A/text3.htm

Для понимания тонкости истории края надо принимать во внимание последствия событий конца 18 начала 19 веков. Почему-то этот промежуток времени из истории каракалпаков всегда выпадает с поля зрения разного рода любителей истории. Каракалпаков рисуют исключительно как пришлых, якобы просивших земли у Хивы. Но тут есть целый ворох событий, который полностью противоречит сложившимся таким мнимым стереотипам.

Если вкратце, то в этот период существовало два ханства: 1. Остатки Сырдарьинских каракалпаков называемые Нижние. 2. Аральское ханство.

Первые, после долгого противостояния против натисков соседних ханств, предпочли оставить свои земли и частью присоединились Хивинскому ханству, частью объединились с Аральским ханством, причем в дальнейшем прохивинские каракалпаки во главе с Айдос бием были главными инициаторами войны с Аральцами, над которыми вышли победителями из многовекового хивинско-аральского противостояния. В результате последние были ликвидированы как Ханство, а территория перешла под управление Айдос Бия как соправителя (вассала) Хивинского хана. Но вскоре между этими соправителями вспыхнула новая война, в ходе которой Айдос бий был убит, после чего было ликвидировано всякое каракалпакское автономное управление, вся чиновничья верхушка назначалась из Хивы. Так длилось до 1855-1859 годов, когда каракалпаки снова вернули себе свою Автономию. 

Таким образом, хотя в начале 19 века прежнее Аральское ханство было ликвидировано, но территория все равно осталась за каракалпаками, а прежнее аральское население полностью смешалось с пришлыми каракалпаками, ставшие вместе единым народом. На момент прихода русских в 1873 году, понятие Аральцы (кстати, которые никогда не были отдельной неведомой нацией) полностью было забыто, были лишь каракалпаки, которые рассказывали о своей истории исходя из преданий своих предков. Потому и, было непонятно (кстати, до сих пор спорят), почему, будучи пришлые, каракалпаки помнят много чего из древностей края. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До прихода ордынских каракалпаков с Сырдарьи была какая либо связь между ними и аральцами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, кылышбай said:

До прихода ордынских каракалпаков с Сырдарьи была какая либо связь между ними и аральцами?

Да, причем связь была постоянной, об этом я писал ранее, но, так как у меня нет единомышленников, то все, что я пишу остаётся лишь монологом. Да в принципе, я тоже лишь старался, чтоб наша молодежь не пошла на поводу у всяких там шарлатанов, а интересовались своей историей, изучали и знали правду, ибо идёт очень большое информационное давление, а нынешняя молодежь, как вам известно, книг не читает.

Есть много сведений об "аральцах" в серии книг "Археология Приаралья". Обводнение нынешней дельты Амударьи и экологический кризис в Ургенче в конце 16 века, привело к оттоку людей к новому оазису, где образовалось Аральское ханство, куда также начали стягиваться люди и из восточных берегов Каспия, а также из берегов Сырдарьи, которые и вошли в состав нового ханства, с которыми на рубеже 18-19 веков и смешалась новая волна "ордынцев", то есть остатки Нижних каракалпаков, которые смогли навязать на местных лишь свое имя, а культурно подчинились равно как древние "узбеки" растворились в гуще местных сартов навязав лишь свое имя.

Известно, что в Хиве в конце 17 века, поддерживаемые местными каракалпаками Кучумовичи боролись за власть, Табурчак султан был убит, а Хасан султан бежал. Про последнего в источниках говорится, что управлял Хивинским ханством, хотя я считаю, в качестве хана он мог быть среди аральцев. Кроме того в Хивинских хрониках упоминается и имя каракалпакского хана Ишим Мухамеда (сын Хасан султана) как хана Хивы, но в книге "Археология Приаралья" его имя упоминается среди аральских правителей, стало быть он считался также и ханом Аральцев. Кроме того в этой же книге есть сведения о Уразак батыре, который при жизни Ишим хана был ближайшим помощником по внешним делам. В 1731 году он от имени Аральских правителей наладил отношение с Россией (через Тевкелева) по поводу подданства. Есть также сведения в турецких источниках 18 века о совместной 40 тысячной каракалпакско-аральской армии, готовившейся к войне против Надир шаха, а если даже эти цифры завышены, то нас здесь интересует не численность войск, а их совместное действие. В общем, свидетельств о былой связи аральцев с ордынскими каракалпаками множество, если даже поэму Бердаха "Шежере" как фольклора в расчет не берём.

Вопрос - почему тогда ордынцы сразу не обьединились с Аральцами и не завоевали все Хивинское ханство? 

Ответ - у "ордынцев" в самый важный момент их дальнейшего бытия начались междоусобицы среди правящей верхушки, где прохивинский Айдос бий убил пророссийского Маман Бия. Последний был связан с Аральскими правителями, которые обещали отомстить за убийство своего покровителя, кроме того Маман был сыном Уразак батыра, ближайшего друга Аральских правителей. Вот и Айдос бий со своими людьми бежал к хивинцам, и отсюда же его страсть к войне с Аральцами. В общем, это история, и это наши предки, дураки-не дураки, но с этим мы живём.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1760-1780/Mesjaceslov/izv_buchar_1779.htm

 

Сверьх сего есть еще и такие народы, кои не в городах, но в кибитках живут, и ни кому из Ханов в городах Бухарцами [120] владеющих в подвластны. Знатнейшие из оных суть:

1. Трухменцы, кои живут вдоль по восточному берегу Каспийского моря и почти до Хивы. По происхождению своему оным надлежало б называться Туркоманнами. Их можно почесть остатком Турков, от коих произошли. Они суть дикий и грабительный народ, который хотя земледелие и любит, однакоже не торгует; а при том и в торговле превеликое делает препятствие. Хана никакого у них нет. Владельцы их более от народа, а не народ от них зависит. С ними часто из Астрахани чрез море на Кулалинских островах на мысе Тюк Караганском и при Мангишлакском заливе на северовосточном краю Каспийского моря, торг отправляли; но всегда надлежало брать надежные меры к осторожности, чтоб не ограбили или со всем не убили. Сему народу и Хивинскому ни в чем, что бы ни обещали, верить никак не льзя. Они с Хивинцами [121] обыкновенно живут в согласии и многие из них на жалованье служат Хивинскому Хану.

2. Аральцы, отродье Узбеков живут около Аральского моря. Они прежде с узбеками Хивинскими один народ составляли, да и зависели также от Хивинского Хана. Точно не известно когда, но не очень давно, особливого над собою выбрали Хана; а Ханов принимают они обыкновенно из соседственных народов. Купечества у них нет никакого; а довольствуются только одним земледелием и скотоводством. Ходящие чрез сию землю караваны, чтоб не быть разграбленным, их меньше опасаются, нежели других народов.

3. Каракалпаки (черные шапки). Они в прежние времена больше всех были в худой славе, в рассуждении того, что проезжих грабили, а особливо купеческие караваны: однако их в сем неправедно обвиняют, приписывая им учиненные Киргис-Кайсаками, Узбеками и [122] Трухменцами грабежи. Они живут около устьев обоих Сир-Дарьи рукавов, из коих полуденные Куван Дарья называется, и в верх по самой Сир-Дарье до Туркестана. Живущие ж в нижней стороне по причине утеснения от Киргис-Кайсаков, в первых годах по построении Оренбурга, отдались под российское покровительство. Они живут спокойно одним земледелием и скотоводством. Хотя и есть у них Ханы, однако мало власти над ними имеют, по тому, что народ обыкновенно более почитает произречения некоторых от Махомеда, как сами о себе объявляют, происходящих людей, (Ходгей или Сеитов), нежели повеления Ханские.

4. Киргис-Кайсаки живут по степям от урала до Иртыша, и разделяются на 3 Орды, из коих в каждой есть особливой Хан с Султанами, и называются оные меншею, среднею и большею Ордою, и в сем порядке от запада к востоку порознь одна за другую и [123] кочуют: однако большая Орда малолюднее прочих; а называется сим именем только по тому, что в давние времена была знатнее, а может быть до покорения их Калмыками и многочисленнее других. Киргис Кайсаки большой Орды почти все живут одним скотоводством. Меншая и средняя Орды по построении Оренбурга присягою обязались состоять под властию и покровительством Российским. При том же из меншей Орды в Оренбурге содержатся и Аманаты. Однако не безызвестно, сколь мало Християнам на верность всех Махометанских народов, если они свою пользу предвидят, полагаться можно. Купеческие караваны от них в такой же опасности находятся, как от Трухменцев и Хивинских узбеков. Они ничем не торгуют, кроме что излишний скот в Оренбург на рынок гоняют, и продав закупают нужные себе вещи.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/text4.phtml

Абу-л-Гази хан ушел к казахам, к Ишим-хану. Затем он находился в Туркестане при Турсун-хане. После того как Ишим-хан убил Турсун-хана, он пришел на служение к Имамкули-хану. Затем он пришел в Хивак к туркменам и дважды сразился с Асфандийар-ханом. Наконец он заключил мир со старшим братом и находился при нем.

В то время непокорные узбеки собрались со всех сторон в местности Арал 77 на побережье [Аральского] моря и поселились там. Асфандийар-хан, заподозрив своего младшего брата, схватил его и отослал в Ирак. В тот год умер Шах Аббас, и его внук Шах Суфи 78 стал государем и находился в [то время в] Хамадане 79. Шах Суфи отослал его в Исфахан 80. Через одиннадцать лет [Абу-л-Гази-хан] бежал из Исфахана и дорогой через Бистам пришел к туркменам, сидевшим в Мейхене, и задержался у них на зиму. Затем он ушел в Балканы и два года жил у теке, после чего ушел на Мангышлак. В то время Мангышлак принадлежал калмыкам. Калмыцкий хан забрал его к себе и оказал ему большой почет и уважение.

Через год аральские узбеки привезли калмыцкому хану сорок тюков даров и возвратились, забрав Абу-л-Гази-хана. Это событие произошло в году тысяча пятьдесят втором 81. Через шесть месяцев после этого Асфандийар-хан скончался. В начале года овцы, в тысяча пятьдесят четвертом 82, в вилайете Арал, в возрасте сорока лет Абу-л-Гази-хан воссел на трон правления. Туркмены Хивака не подчинились ему и прочитали хутбу на имя Надир-Мухаммад-хана 83. Абу-л-Гази-хан дважды совершал набеги на Хивак. Надир-Мухаммад-хан послал туркменам помощь. С ними также много сражался. По этой причине Надир-Мухаммад-хан послал с большим войском своего внука по имени Касим-султан. После его прибытия [Абу-л-Гази-]хан также выступил, прибыл в Гандумкан 84 и выслал вперед рейдовый отряд. При нем оставалось двести человек. В это время пришло войско Хивака и на южной стороне арыка Хиваник призошло сражение, [и войско Хивака] от двухсот человек потерпело поражение...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Jagalbay said:

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1760-1780/Mesjaceslov/izv_buchar_1779.htm

 

Сверьх сего есть еще и такие народы, кои не в городах, но в кибитках живут, и ни кому из Ханов в городах Бухарцами [120] владеющих в подвластны. Знатнейшие из оных суть:

1. Трухменцы, кои живут вдоль по восточному берегу Каспийского моря и почти до Хивы. По происхождению своему оным надлежало б называться Туркоманнами. Их можно почесть остатком Турков, от коих произошли. Они суть дикий и грабительный народ, который хотя земледелие и любит, однакоже не торгует; а при том и в торговле превеликое делает препятствие. Хана никакого у них нет. Владельцы их более от народа, а не народ от них зависит. С ними часто из Астрахани чрез море на Кулалинских островах на мысе Тюк Караганском и при Мангишлакском заливе на северовосточном краю Каспийского моря, торг отправляли; но всегда надлежало брать надежные меры к осторожности, чтоб не ограбили или со всем не убили. Сему народу и Хивинскому ни в чем, что бы ни обещали, верить никак не льзя. Они с Хивинцами [121] обыкновенно живут в согласии и многие из них на жалованье служат Хивинскому Хану.

2. Аральцы, отродье Узбеков живут около Аральского моря. Они прежде с узбеками Хивинскими один народ составляли, да и зависели также от Хивинского Хана. Точно не известно когда, но не очень давно, особливого над собою выбрали Хана; а Ханов принимают они обыкновенно из соседственных народов. Купечества у них нет никакого; а довольствуются только одним земледелием и скотоводством. Ходящие чрез сию землю караваны, чтоб не быть разграбленным, их меньше опасаются, нежели других народов.

3. Каракалпаки (черные шапки). Они в прежние времена больше всех были в худой славе, в рассуждении того, что проезжих грабили, а особливо купеческие караваны: однако их в сем неправедно обвиняют, приписывая им учиненные Киргис-Кайсаками, Узбеками и [122] Трухменцами грабежи. Они живут около устьев обоих Сир-Дарьи рукавов, из коих полуденные Куван Дарья называется, и в верх по самой Сир-Дарье до Туркестана. Живущие ж в нижней стороне по причине утеснения от Киргис-Кайсаков, в первых годах по построении Оренбурга, отдались под российское покровительство. Они живут спокойно одним земледелием и скотоводством. Хотя и есть у них Ханы, однако мало власти над ними имеют, по тому, что народ обыкновенно более почитает произречения некоторых от Махомеда, как сами о себе объявляют, происходящих людей, (Ходгей или Сеитов), нежели повеления Ханские.

4. Киргис-Кайсаки живут по степям от урала до Иртыша, и разделяются на 3 Орды, из коих в каждой есть особливой Хан с Султанами, и называются оные меншею, среднею и большею Ордою, и в сем порядке от запада к востоку порознь одна за другую и [123] кочуют: однако большая Орда малолюднее прочих; а называется сим именем только по тому, что в давние времена была знатнее, а может быть до покорения их Калмыками и многочисленнее других. Киргис Кайсаки большой Орды почти все живут одним скотоводством. Меншая и средняя Орды по построении Оренбурга присягою обязались состоять под властию и покровительством Российским. При том же из меншей Орды в Оренбурге содержатся и Аманаты. Однако не безызвестно, сколь мало Християнам на верность всех Махометанских народов, если они свою пользу предвидят, полагаться можно. Купеческие караваны от них в такой же опасности находятся, как от Трухменцев и Хивинских узбеков. Они ничем не торгуют, кроме что излишний скот в Оренбург на рынок гоняют, и продав закупают нужные себе вещи.

Картина 16 века очень отличалась на востоке Каспия. Тогда в этом районе больше хозяйничали ногайцы (каракалпаки), после их ухода уже туркмены, а после их ухода уже казахи, в общем, круговорот никогда не прерывался вплоть до обозначения границ в начале 20 века. Поэтому, данная ссылка не раскрывает суть вопроса о ранних связях Каракалпаков с Аральцами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Jagalbay said:

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/text4.phtml

Абу-л-Гази хан ушел к казахам, к Ишим-хану. Затем он находился в Туркестане при Турсун-хане. После того как Ишим-хан убил Турсун-хана, он пришел на служение к Имамкули-хану. Затем он пришел в Хивак к туркменам и дважды сразился с Асфандийар-ханом. Наконец он заключил мир со старшим братом и находился при нем.

В то время непокорные узбеки собрались со всех сторон в местности Арал 77 на побережье [Аральского] моря и поселились там. Асфандийар-хан, заподозрив своего младшего брата, схватил его и отослал в Ирак. В тот год умер Шах Аббас, и его внук Шах Суфи 78 стал государем и находился в [то время в] Хамадане 79. Шах Суфи отослал его в Исфахан 80. Через одиннадцать лет [Абу-л-Гази-хан] бежал из Исфахана и дорогой через Бистам пришел к туркменам, сидевшим в Мейхене, и задержался у них на зиму. Затем он ушел в Балканы и два года жил у теке, после чего ушел на Мангышлак. В то время Мангышлак принадлежал калмыкам. Калмыцкий хан забрал его к себе и оказал ему большой почет и уважение.

Через год аральские узбеки привезли калмыцкому хану сорок тюков даров и возвратились, забрав Абу-л-Гази-хана. Это событие произошло в году тысяча пятьдесят втором 81. Через шесть месяцев после этого Асфандийар-хан скончался. В начале года овцы, в тысяча пятьдесят четвертом 82, в вилайете Арал, в возрасте сорока лет Абу-л-Гази-хан воссел на трон правления. Туркмены Хивака не подчинились ему и прочитали хутбу на имя Надир-Мухаммад-хана 83. Абу-л-Гази-хан дважды совершал набеги на Хивак. Надир-Мухаммад-хан послал туркменам помощь. С ними также много сражался. По этой причине Надир-Мухаммад-хан послал с большим войском своего внука по имени Касим-султан. После его прибытия [Абу-л-Гази-]хан также выступил, прибыл в Гандумкан 84 и выслал вперед рейдовый отряд. При нем оставалось двести человек. В это время пришло войско Хивака и на южной стороне арыка Хиваник призошло сражение, [и войско Хивака] от двухсот человек потерпело поражение...

При Абулгази хане наблюдается некое сближение Аральцев с Хивой, но после его смерти опять началась вражда.

Я тут открывал тему:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Jagalbay сказал:

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1760-1780/Mesjaceslov/izv_buchar_1779.htm

 

Сверьх сего есть еще и такие народы, кои не в городах, но в кибитках живут, и ни кому из Ханов в городах Бухарцами [120] владеющих в подвластны. Знатнейшие из оных суть:

1. Трухменцы, кои живут вдоль по восточному берегу Каспийского моря и почти до Хивы. По происхождению своему оным надлежало б называться Туркоманнами. Их можно почесть остатком Турков, от коих произошли. Они суть дикий и грабительный народ, который хотя земледелие и любит, однакоже не торгует; а при том и в торговле превеликое делает препятствие. Хана никакого у них нет. Владельцы их более от народа, а не народ от них зависит. С ними часто из Астрахани чрез море на Кулалинских островах на мысе Тюк Караганском и при Мангишлакском заливе на северовосточном краю Каспийского моря, торг отправляли; но всегда надлежало брать надежные меры к осторожности, чтоб не ограбили или со всем не убили. Сему народу и Хивинскому ни в чем, что бы ни обещали, верить никак не льзя. Они с Хивинцами [121] обыкновенно живут в согласии и многие из них на жалованье служат Хивинскому Хану.

2. Аральцы, отродье Узбеков живут около Аральского моря. Они прежде с узбеками Хивинскими один народ составляли, да и зависели также от Хивинского Хана. Точно не известно когда, но не очень давно, особливого над собою выбрали Хана; а Ханов принимают они обыкновенно из соседственных народов. Купечества у них нет никакого; а довольствуются только одним земледелием и скотоводством. Ходящие чрез сию землю караваны, чтоб не быть разграбленным, их меньше опасаются, нежели других народов.

3. Каракалпаки (черные шапки). Они в прежние времена больше всех были в худой славе, в рассуждении того, что проезжих грабили, а особливо купеческие караваны: однако их в сем неправедно обвиняют, приписывая им учиненные Киргис-Кайсаками, Узбеками и [122] Трухменцами грабежи. Они живут около устьев обоих Сир-Дарьи рукавов, из коих полуденные Куван Дарья называется, и в верх по самой Сир-Дарье до Туркестана. Живущие ж в нижней стороне по причине утеснения от Киргис-Кайсаков, в первых годах по построении Оренбурга, отдались под российское покровительство. Они живут спокойно одним земледелием и скотоводством. Хотя и есть у них Ханы, однако мало власти над ними имеют, по тому, что народ обыкновенно более почитает произречения некоторых от Махомеда, как сами о себе объявляют, происходящих людей, (Ходгей или Сеитов), нежели повеления Ханские.

4. Киргис-Кайсаки живут по степям от урала до Иртыша, и разделяются на 3 Орды, из коих в каждой есть особливой Хан с Султанами, и называются оные меншею, среднею и большею Ордою, и в сем порядке от запада к востоку порознь одна за другую и [123] кочуют: однако большая Орда малолюднее прочих; а называется сим именем только по тому, что в давние времена была знатнее, а может быть до покорения их Калмыками и многочисленнее других. Киргис Кайсаки большой Орды почти все живут одним скотоводством. Меншая и средняя Орды по построении Оренбурга присягою обязались состоять под властию и покровительством Российским. При том же из меншей Орды в Оренбурге содержатся и Аманаты. Однако не безызвестно, сколь мало Християнам на верность всех Махометанских народов, если они свою пользу предвидят, полагаться можно. Купеческие караваны от них в такой же опасности находятся, как от Трухменцев и Хивинских узбеков. Они ничем не торгуют, кроме что излишний скот в Оренбург на рынок гоняют, и продав закупают нужные себе вещи.

Обратили внимание, что в этом источнике тоже пишется, что казахская Большая Орда (Ұлы Жүз) была знатнее других?

"...Киргис-Кайсаки живут по степям от урала до Иртыша, и разделяются на 3 Орды, из коих в каждой есть особливой Хан с Султанами, и называются оные меншею, среднею и большею Ордою, и в сем порядке от запада к востоку порознь одна за другую и [123] кочуют: однако большая Орда малолюднее прочих; а называется сим именем только по тому, что в давние времена была знатнее, а может быть до покорения их Калмыками и многочисленнее других. Киргис Кайсаки большой Орды почти все живут одним скотоводством..."

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Kamal сказал:

При Абулгази хане наблюдается некое сближение Аральцев с Хивой, но после его смерти опять началась вражда.

Я тут открывал тему:

 

но почему он пишет, что аральцы - это узбеки? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 hours ago, Jagalbay said:

но почему он пишет, что аральцы - это узбеки? 

Это из сочинений Муниса и Агехи. "Узбеки" в этих сочинениях ещё не сложившаяся нация, особенно применительно для населения Хивинского ханства "узбеки" это правящая верхушка, а основное население в 19 веке состояло из Сартов и Каракалпаков, а также непостоянных туркменов, которые то приходили, то уходили.

Термин "аральские узбеки" наряду с "аральские народы" и "аральцы" применен Татищевым, причем "узбеки" здесь случайное, то есть взято из сочинений восточных летописцев. Если помните, то определение "узбеков" у Рузбихана обширное. В 20 веке каракалпакские историки, этнографы, археологи применяли этот термин в отношений населения Куня Ургенча, переселившимся к Аралу в начале 17 века, так было принято, велели. Но при рассмотрении родоплеменного состава населения Хивинского ханства времён Абулгази хана (при этом, сарты не делились на рода) оказывается, что все упоминаемые в сочинениях племена и рода входят в родоплеменную номенклатуру современных Каракалпаков. Так что, дело вкуса, кому относить тех "аральцев", суть от этого не меняется, главное это содержание, а не форма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kamal сказал:

Термин "аральские узбеки" наряду с "аральские народы" и "аральцы" применен Татищевым, причем "узбеки" здесь случайное, то есть взято из сочинений восточных летописцев. Если помните, то определение "узбеков" у Рузбихана обширное.

да, я тоже об этом подумал, жаль, что у Агехи нет данных про их племена 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, Jagalbay said:

да, я тоже об этом подумал, жаль, что у Агехи нет данных про их племена 

Почему же, эти племена как раз-таки в сочинениях Муниса и Агехи перечислены. Вопрос в том, из каких сочинений Абулгази хана они это выписали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Kamal сказал:

Почему же, эти племена как раз-таки в сочинениях Муниса и Агехи перечислены. Вопрос в том, из каких сочинений Абулгази хана они это выписали?

Узбеков он разделил на четыре группы, которые назвали четырьмя топа 92, в следующем порядке: уйгуры и найманы — одно топа; дурманы, йузы и минги присоединились к уйгурам, а потомки пророка, шейхи и бурлаки — к найманам; конграты и кыйаты — [еще] одно топа; /32а/ джалаиры и али-эли присоединились к кыйатам; нукузы и мангыты — [третье] топа; кенегесы присоединились к нукузам, а ходжа-эли, о которых, если того пожелает Аллах, я еще расскажу, — к мангытам; канглы и кипчаки — [четвертое] топа; к ним присоединилось четырнадцать родов, так что они получили имя «четырнадцать родов».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В его [Шир-Гази-хана] время, в году зайца, тысяча сто тридцать третьем 155, Ширдали-бий и Шах-Тимур-хан под предлогом заключения мира схватили двадцать пять человек из конградских владетелей во главе с Азирмыш-аталыком и напоили их шербетом мученической смерти.

В следующем году, который был годом дракона 156, захватили Конграт 157 и устроили такое побоище, что не осталось никого, кроме женщин и детей, и сотворили такой погром, что для поддержания сил пребывающим в трауре вдовам и сиротам не оставили пищи. Спасшимся бегством хан благодаря стараниям Иш- [463]Мухаммад-бия пожаловал Йанги-Арык 158 и утешил их царственными обещаниями.

После этих событий племена «четырнадцати родов», которых называют также «ушак-уруг» («мелкие роды»), стали врагами мангытам. Иш-Мухаммад-бий послал им на помощь с войском Беш-Калы Гаиба-парваначи. Еще до прибытия парваначи Ширдали-бий привел вали каракалпаков — Ир-Назар-бия с его обществом, двинулся на ушак-уругцев, захватил крепость Тургак-Taм 159 и Кулан 160 и разгромил их. Наконец, ушак-уругцы собрались в Ак-Кале 161 и приготовились к сражению. Гаиб-парваначи в свою очередь пришел к Ак-Кале, простоял там шесть месяцев и двадцать раз сражался с Ширдалием. Была весна года змеи 162, когда он возвратился, приведя с собой ушак-уругцев. Затем среди мангытов возник голод...

Шир-Гази-хан и Иш-Мухаммад-бий, прослышав об этом, послали на Арал Саййид-Балту-ходжа-накиба с двенадцатитысячным войском. На следующий день после прибытия упомянутый накиб вступил в сражение с Ширдали-бием. Когда битва уже завершалась, им [накибом] овладело малодушие, без всякой к тому причины он оказался во власти страха и вместе с мангытом Тенгрикули-инаком, который также впал в панику, бежал, нарушив строй войска. В этих ужасных обстоятельствах погибла большая часть войска...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 minutes ago, Jagalbay said:

Узбеков он разделил на четыре группы, которые назвали четырьмя топа 92, в следующем порядке: уйгуры и найманы — одно топа; дурманы, йузы и минги присоединились к уйгурам, а потомки пророка, шейхи и бурлаки — к найманам; конграты и кыйаты — [еще] одно топа; /32а/ джалаиры и али-эли присоединились к кыйатам; нукузы и мангыты — [третье] топа; кенегесы присоединились к нукузам, а ходжа-эли, о которых, если того пожелает Аллах, я еще расскажу, — к мангытам; канглы и кипчаки — [четвертое] топа; к ним присоединилось четырнадцать родов, так что они получили имя «четырнадцать родов».

Да, я про это. В каком сочинении Абулгази хана перечислены эти племена? Можете дать ссылку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 minutes ago, Jagalbay said:

В его [Шир-Гази-хана] время, в году зайца, тысяча сто тридцать третьем 155, Ширдали-бий и Шах-Тимур-хан под предлогом заключения мира схватили двадцать пять человек из конградских владетелей во главе с Азирмыш-аталыком и напоили их шербетом мученической смерти.

В следующем году, который был годом дракона 156, захватили Конграт 157 и устроили такое побоище, что не осталось никого, кроме женщин и детей, и сотворили такой погром, что для поддержания сил пребывающим в трауре вдовам и сиротам не оставили пищи. Спасшимся бегством хан благодаря стараниям Иш- [463]Мухаммад-бия пожаловал Йанги-Арык 158 и утешил их царственными обещаниями.

После этих событий племена «четырнадцати родов», которых называют также «ушак-уруг» («мелкие роды»), стали врагами мангытам. Иш-Мухаммад-бий послал им на помощь с войском Беш-Калы Гаиба-парваначи. Еще до прибытия парваначи Ширдали-бий привел вали каракалпаков — Ир-Назар-бия с его обществом, двинулся на ушак-уругцев, захватил крепость Тургак-Taм 159 и Кулан 160 и разгромил их. Наконец, ушак-уругцы собрались в Ак-Кале 161 и приготовились к сражению. Гаиб-парваначи в свою очередь пришел к Ак-Кале, простоял там шесть месяцев и двадцать раз сражался с Ширдалием. Была весна года змеи 162, когда он возвратился, приведя с собой ушак-уругцев. Затем среди мангытов возник голод...

Шир-Гази-хан и Иш-Мухаммад-бий, прослышав об этом, послали на Арал Саййид-Балту-ходжа-накиба с двенадцатитысячным войском. На следующий день после прибытия упомянутый накиб вступил в сражение с Ширдали-бием. Когда битва уже завершалась, им [накибом] овладело малодушие, без всякой к тому причины он оказался во власти страха и вместе с мангытом Тенгрикули-инаком, который также впал в панику, бежал, нарушив строй войска. В этих ужасных обстоятельствах погибла большая часть войска...

Кстати, в этом же разделе, посвященном периоду правления Ширгази хана есть сведения о Ишим Мухаммеде, который ушел к Сырдарьинским каракалпакам. Я пока не разобрался, сперва он был Аральским ханом и после разгрома от Ширгази ушел, или он будучи ханом Сырдарьинских каракалпаков пришел на помощь к Аральским правителям, потерпел поражение от Ширгази и ушел обратно? Пока не видел конкретную информацию. Ясно одно, что Кучумовичи долгое время пытались захватить власть в Хиве, по крайней мере есть сведения о борьбе в 17 веке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Kamal сказал:

Да, я про это. В каком сочинении Абулгази хана перечислены эти племена? Можете дать ссылку?

Мунис и Агехи

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/frametext4.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Jagalbay said:

Вот, откуда они взяли сведения, что Абулгази хан распределил именно эти племена? У самого Абулгази есть такой текст? Я об этом, то есть ищу оригинал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...