Kaztughan Опубликовано 10 мая, 2011 Опубликовано 10 мая, 2011 В истории есть термины "кара кыпшак", "кара кытай", "кара булгар" и еще какие-то "кара...". Я эти вопросы задавал, но однозначного ответа не получил. Теперь по поводу головного убора. Головные уборы заимствованы не только от туркменов. Они у нас разной формы и цвета. Предназначены на разные времена года и возраста. Есть и туркменской формы, и папахи, и круглые конусообразные (клобуки). Есть еще пилоткообразно-каракульевые, но они скорее всего более поздней модификации. А киргизы и туркмены придерживаются только одной формы головного убора. И если, даже каракалпаки получили свое название из-за головного убора, как Вы говорите, заимствованного от туркмен, то почему сами туркмены не называются каракалпаками. И почему, киргизы не называются аккалпаками. Видите, вопросы всеравно возникают. И вообще, все народы носили головные уборы на свой вкус. То, что каракалпаки вышли из общей массы ногаев - это факт. Наши эпические поэмы во многом сходятся, да и если учесть, что история каракалпаков начинается от Ормамбета, то по этому поводу никаких вопросов нет. В любом случае, думаю, нужно подождать когда Асан-Кайгу что-то прояснит про Золотую Орду и кочевых узбеков. В составе кочевых узбеков Приаралья и Ургенча есть полная схожесть с нашим родоплеменным составом, особенно наш он торт уру, не говоря о других. Есть и туркменской формы, и папахи, и круглые конусообразные (клобуки) Сами же подтверждаете мой тезис , каракалпаки получили свое название именно от заимствованного головного убора. Что касается Туркмен, то мы казахи называли их "Турикпен". Киргизов называли "Кыргыз", а "аккалпакты" это опять же дополнение от головного убора. Учитывая схожесть в родоплеменном составе с кочевыми узбеками, надо учитывать тот факт что самоназвания "Узбек" не было. Ни в одном эпосе или дастане не использовался термин "Узбек", только "Ногай" !!! Что касается терминов Кара кыпшак, кара булгар, кара кытай, - то это этнические единицы означающие многочисленность. Например: Кара орман, - Густой лес. Кара тениз, - Большое озеро, Кара бай, - Очень богатый человек. итд
Azat Bashqort Опубликовано 11 мая, 2011 Опубликовано 11 мая, 2011 Что касается терминов Кара кыпшак, кара булгар, кара кытай, - то это этнические единицы означающие многочисленность. Например: c другой же стороны, это могло быть показателем ареала обитания племени. Сравните. Карадениз (Черное) и Акдениз (Средиземное), на турецком а так же реки Караидель и Акидель на башкирском. где Кара - север Ак - юг.
asan-kaygy Опубликовано 11 мая, 2011 Опубликовано 11 мая, 2011 У нас есть Каратау и Актау. Актау на западе, Каратау на юге.
Azat Bashqort Опубликовано 12 мая, 2011 Опубликовано 12 мая, 2011 У нас есть Каратау и Актау. Актау на западе, Каратау на юге. каково расстояние между ними? если вы про Шымкент и Актау, что на Каспие, то ищите Акчукур под Каратау ))))) ежели серъезно, то необязательно именно строая ориентация на север - юг, это один из возможных вариантов
asan-kaygy Опубликовано 12 мая, 2011 Опубликовано 12 мая, 2011 Я вообще в цветовые обозначения направлений не верю. Большинство всего этого притянуто за уши.
Беруни Опубликовано 12 мая, 2011 Опубликовано 12 мая, 2011 Есть и туркменской формы, и папахи, и круглые конусообразные (клобуки) Сами же подтверждаете мой тезис , каракалпаки получили свое название именно от заимствованного головного убора. Что касается Туркмен, то мы казахи называли их "Турикпен". Киргизов называли "Кыргыз", а "аккалпакты" это опять же дополнение от головного убора. Учитывая схожесть в родоплеменном составе с кочевыми узбеками, надо учитывать тот факт что самоназвания "Узбек" не было. Ни в одном эпосе или дастане не использовался термин "Узбек", только "Ногай" !!! Что касается терминов Кара кыпшак, кара булгар, кара кытай, - то это этнические единицы означающие многочисленность. Например: Кара орман, - Густой лес. Кара тениз, - Большое озеро, Кара бай, - Очень богатый человек. итд Вообще-то самоназвание Туркмен (Я - тюрк) появилось очень поздно, где-то в 18-19 веках. Каракалпаки раньше их называли Яумитами (Яумит - один из сыновей Огуз-хана, от других сыновей есть потомки и среди каракалпаков). Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник). И в этой связи, я не думаю, что мы получили свое название из-за заимствованных головных уборов, так как эти головные уборы носились задолго до появления самого туркменского этноса. И если аккалпаки шли дополнением к киргизам, значит и каракалпаки должны быть дополнением чему-либо... А что касается цветового словосочетания, то в каракалпакской терминологии есть: каралы (бедненький мой), кара манглай (горе мое), кара хат (плохое известие), ак кокирек (добродушный)... То есть эти цвета означают что-то хорошое или плохое. А словосочетания означающее множественное число (или что-то грандиозное), вроде бы нет, по крайней мере я не припомню.
Shalkar Опубликовано 18 мая, 2011 Опубликовано 18 мая, 2011 c другой же стороны, это могло быть показателем ареала обитания племени. Сравните. Карадениз (Черное) и Акдениз (Средиземное), на турецком а так же реки Караидель и Акидель на башкирском. где Кара - север Ак - юг. Қара Ертіс на юге, а Ақ Ертіс на севере. Есть Ақ Жайық и Ақ Еділ, а черных нет.
Zuungar Опубликовано 18 мая, 2011 Опубликовано 18 мая, 2011 Вообще-то самоназвание Туркмен (Я - тюрк) появилось очень поздно, где-то в 18-19 веках. Каракалпаки раньше их называли Яумитами (Яумит - один из сыновей Огуз-хана, от других сыновей есть потомки и среди каракалпаков). Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник). И в этой связи, я не думаю, что мы получили свое название из-за заимствованных головных уборов, так как эти головные уборы носились задолго до появления самого туркменского этноса. И если аккалпаки шли дополнением к киргизам, значит и каракалпаки должны быть дополнением чему-либо... А что касается цветового словосочетания, то в каракалпакской терминологии есть: каралы (бедненький мой), кара манглай (горе мое), кара хат (плохое известие), ак кокирек (добродушный)... То есть эти цвета означают что-то хорошое или плохое. А словосочетания означающее множественное число (или что-то грандиозное), вроде бы нет, по крайней мере я не припомню. Уважаемый Беруни,можно ли поподробнее о "...сообща не разъединили их и помоему навсегда"? Мне интересно,что вы имели ввиду под этим. Дело в том.что калмыки какое-то время оккупировали Мангышлак и увели часть туркмен с собой на Сев.Кавказ,но о том,что калмыки с туркменами были одним целым (ведь разъеденить можно только то,что является одним целым,извините за тавталогию) - слышу впервые.
Valikhan Опубликовано 19 мая, 2011 Опубликовано 19 мая, 2011 Я вообще в цветовые обозначения направлений не верю. Большинство всего этого притянуто за уши. Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // ТС. 1975. М., 1978. Кажется была на турклибе. У меня в электронном варианте, если хотите скину.
Valikhan Опубликовано 19 мая, 2011 Опубликовано 19 мая, 2011 Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник). Было такое. На Востлите, если не ошибаюсь, было письмо-жалоба от калмыков русским. На казахов жаловались.
asan-kaygy Опубликовано 19 мая, 2011 Опубликовано 19 мая, 2011 У меня после семантических игр в Ак-Орды и Кок-Орды к цветам стойкое негативное отношение.
Valikhan Опубликовано 19 мая, 2011 Опубликовано 19 мая, 2011 У меня после семантических игр в Ак-Орды и Кок-Орды к цветам стойкое негативное отношение. Несерьёзно Жаке. После Даниярова у вас ведь нет негатива по отношению к истории казахов.
asan-kaygy Опубликовано 19 мая, 2011 Опубликовано 19 мая, 2011 Несерьёзно Жаке. После Даниярова у вас ведь нет негатива по отношению к истории казахов. После Даниярова (к.т.н.) и его эпигона Закирьянова (кстати доктор педагогических наук, как я недавно узнал) у меня стойкий негатив к нашему фольк-хистори. Я думаю что если цвета играли и какую-то роль то везде и в разные эпохи они могли играть разную роль в том числе и противоположную той что играли до этого. А так как певоисточников нет с объяснением какой цвет что значил, то значит все эти семантические игры это письмена на воде.
Daşlı Опубликовано 31 мая, 2011 Опубликовано 31 мая, 2011 Вообще-то самоназвание Туркмен (Я - тюрк) появилось очень поздно, где-то в 18-19 веках. Каракалпаки раньше их называли Яумитами (Яумит - один из сыновей Огуз-хана, от других сыновей есть потомки и среди каракалпаков). Туркмены и калмыки сильно насаждали нашим предкам, пока казахи, каракалпаки и башкиры сообща не разъединили их и помоему навсегда. Это было в 1726 году (калмыцкий источник). И в этой связи, я не думаю, что мы получили свое название из-за заимствованных головных уборов, так как эти головные уборы носились задолго до появления самого туркменского этноса. Туркмен это не я тюрк. Туркмен - тюркский человек. Туркменами стали называть огузов принявших ислам. А произошло это не в 18-19 веках а гораздо ранее. В 10-11 веках. От этого слова и произошел арабский термин теракиме, означающий туркмены который в форме терекеме сохранился у части азербайджанцев, до недавнего времени ведущих кочевой образ жизни. Интересно есть ли связь между каракалпаками и карапапахами Азербайджана и Восточной Анатолии? Отличительная черта карапапахов сохранившиеся кыпчакизмы в их диалекте.
elimkaz Опубликовано 16 июля, 2011 Опубликовано 16 июля, 2011 (изменено) приветствую всех форумчан!У нас в младшем джузе в роду Шекты-Назар есть подрод Кенегес.они живут в аулах сага,жанажол актюбинской области.Если я не ошибаюсь говоряд что они пришли вместе сынам Назар,Санкебай батырам из каракалпакстана. Изменено 16 июля, 2011 пользователем elimkaz
asan-kaygy Опубликовано 20 июля, 2011 Опубликовано 20 июля, 2011 Интересная информация. Кенегесы еще есть в составе Жалаиров Старшего жуза, потомки пленных 18 века.
enhd Опубликовано 20 июля, 2011 Опубликовано 20 июля, 2011 Интересная информация. Кенегесы еще есть в составе Жалаиров Старшего жуза, потомки пленных 18 века. Из ССМ, происхождение рода кенегес - гэнигэс: ...§ 47. У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай. Сын Байшингор-Докшина - Тумбинай-Сечен. Сыновья Чарахай-Линху-Сенгун-Билге, Амбагай и другие-образовали племя Тайчиудов. Потомка Чарахай Линху, происшедшего от его снохи, звали Бесутай. Отсюда вдет род Бесуд. От сыновей Чаочжин-Ортегая пошли племена: Оронар, Хонхотан, Арулад, Сонид, Хабтурхас и Генигес. ... ...§ 210. Генигесскому же Хунану Чингис-хан сказал так: "Я скажу, чем был для вас этот Хунан. Для вас Боорчу с Мухалием и прочими нойонами, как и для вас Додай с Дохолху и прочими чербиями: В черную ночь обернется он волком, Белым же днем - черным вороном станет. Коли стоянка - не тронется с места, Коли поход - остановок не знает. Перед высоким - не знал лицемерья, Как откровенности - перед врагом. ["Черною ночью - черным вороном: белым днем - волчьим кобелем оборачивался. Кочевать - так не отжал; отдыхать - так не кочевал. С гордым (знатным) человеком - в другую личину не рядился (не менял лица). С человеком врагом - лица не ронял..."] А потому ничего не предпринимайте, не посоветовавшись с Хунаном и Коко-Цосом!" - сказал он и продолжал: "Чжочи - мой старший сын, а потому тебе, Хунан, надлежит, оставаясь во главе своих Генигесцев в должности нойона-темника, быть в непосредственном подчинении у Чжочи". Так повелел он и сказал: "Эти четверо - Хунан с Коко-Цосом да Дегай с Усун-Евгеном - из таких людей они, которые виденного не скроют, слышанного не утаят". Так что Гэнигэсы (кенегесы)в составе народов ЗОрды со самых первых дней прихода монголов, т.е. должно быть большинство отних вместе с Джучи ханом приехали.
Azau Опубликовано 29 июля, 2011 Опубликовано 29 июля, 2011 ...в младшем джузе в роду Шекты-Назар есть подрод Кенегес.они живут в аулах сага,жанажол актюбинской области.Если я не ошибаюсь говоряд что они пришли вместе сынам Назар,Санкебай батырам из каракалпакстана. У Шекты-Назара ногайские корни, поэтому противоречия нет. Назар - внук Болека. Его отец Калу - потомок ногайского бия Мусы, а значит, и великого Едигея, - был найден в степи раненым и усыновлен шектинцами. Скорее всего, будучи одним из наследников, он стал жертвой борьбы за власть в великокняжеском доме, потому что всю свою, недолгую, правда, жизнь после спасения хранил тайну своего происхождения. Болек родился уже после ранней смерти отца, и был так назван по его предсмертному завещанию, чтобы подчеркнуть иное происхождение ребенка. Вот такая генеалогическая легенда.
asan-kaygy Опубликовано 29 июля, 2011 Опубликовано 29 июля, 2011 Потомки Калу среди алимулы не отличаются по ДНК от других алимулы и байулы, таким образом Калу является алшином а не мангытом.
Azau Опубликовано 29 июля, 2011 Опубликовано 29 июля, 2011 Потомки Калу среди алимулы не отличаются по ДНК от других алимулы и байулы, таким образом Калу является алшином а не мангытом. ...и, таким образом, не является потомком Едигея, хотите сказать? Хорошо, хоть в алшинстве не отказываете
asan-kaygy Опубликовано 30 июля, 2011 Опубликовано 30 июля, 2011 Ну а что делать, чесли ДНК совпадает с другими алшинами, адаями, алаша и т.д.
asan-kaygy Опубликовано 30 июля, 2011 Опубликовано 30 июля, 2011 алшины, там стоило двоеточие поставить
elimkaz Опубликовано 10 августа, 2011 Опубликовано 10 августа, 2011 У Шекты-Назара ногайские корни, поэтому противоречия нет. Назар - внук Болека. Его отец Калу - потомок ногайского бия Мусы, а значит, и великого Едигея, - был найден в степи раненым и усыновлен шектинцами. Скорее всего, будучи одним из наследников, он стал жертвой борьбы за власть в великокняжеском доме, потому что всю свою, недолгую, правда, жизнь после спасения хранил тайну своего происхождения. Болек родился уже после ранней смерти отца, и был так назван по его предсмертному завещанию, чтобы подчеркнуть иное происхождение ребенка. Вот такая генеалогическая легенда. Дело в том что Кенегес вошел в состав в ру Назар. Назары как и другие казахские рода ведут учетную запись своего рода и знают кто есть кто!