Steppe Man Опубликовано 29 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2019 Нукузы- чоносы тайджиуты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 29 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2019 Ноғас это подрод в составе большого рода матай у найманов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 августа, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 августа, 2019 1 hour ago, RedTriangle said: Ноғас это подрод в составе большого рода матай у найманов Род мотой или матай есть среди халха-монголов в Нөмрөг и Шинэ-Идэр сомонах Завханского аймака. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 августа, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 августа, 2019 Родословная казахских ногасов есть? Что означает ногас в казахском? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 августа, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 августа, 2019 халха-матайцы. 2011.02.10 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан old.shuukh.mn › irgenanhan › view Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1-д заасныг баримтлан нэхэмжлэгч Боржигон овогт Оюунбаатарын Сансартуяа, хариуцагч Мотой овогт ... 2018.10.12 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан new.shuukh.mn › eruuanhan › view ... зааснаар шүүгдэгч Харнууд овогт Бат-Очирын Зориг, шүүгдэгч Өөлд овогт Балжиннямын Пүрэвсүрэн, шүүгдэгч Мотой овогт Ганбаатарын Батболд, ... [DOC] А-100.doc - Ulaanbaatar.mn https://www.ulaanbaatar.mn › Files2 2018 оны 2-р сарын 13 - Боржигон овогт Болдын Төгөлдөр ... Харуулч овогт Аюурзаны Эрхэмбаяр, Боржигин овогт .... Мотой овогт Түмэн-Өлзийн Мөнх-Итгэлт. Газар эзэмших, ашиглах эрхийг хянан ... - Нийслэлийн Газрын алба www.gazar.ub.gov.mn › index.php › all-news 4, Баатар овогт Лхагвасүрэнгийн Цагаанравдан, ХВ64041613, 14 .... 41, Мотой овогтТүмэн-Өлзийн Мөнх-Итгэлт, ЧМ77022819, 5, Үйлчилгээ, орон сууц .. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нур апа Опубликовано 14 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2020 29.08.2019 в 22:09, Steppe Man сказал: Родословная казахских ногасов есть? Что означает ногас в казахском? Есть.Только здесь исследователь не придал значения тёплым и уважительным отношениям между Кунанбаем и Салмахом. Кунанбай почитал Салмаха как своего нагаши (дядю), потому что его мать Зере была дочерью Ногаса из рода Матай, Кенже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dinzhan Опубликовано 19 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2020 14.06.2020 в 19:34, Нур апа сказал: Есть.Только здесь исследователь не придал значения тёплым и уважительным отношениям между Кунанбаем и Салмахом. Кунанбай почитал Салмаха как своего нагаши (дядю), потому что его мать Зере была дочерью Ногаса из рода Матай, Кенже. Вы ошиблись Салмақ-Қисық из рода Мұрын, Зере из рода Бақы Матай а не Ноғас. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2020 29.08.2019 в 23:34, RedTriangle сказал: Ноғас это подрод в составе большого рода матай у найманов Существуют какие-либо этимологии "Ноғас"? Кроме известного "ногай" в ед. ч. - "нукуз/нокис/ногас" во мн. ч.? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 14 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2020 07.11.2020 в 09:46, Zake сказал: Существуют какие-либо этимологии "Ноғас"? Кроме известного "ногай" в ед. ч. - "нукуз/нокис/ногас" во мн. ч.? не знаю не переводится наверное с казахского 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 15 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2020 07.11.2020 в 06:46, Zake сказал: Существуют какие-либо этимологии "Ноғас"? Кроме известного "ногай" в ед. ч. - "нукуз/нокис/ногас" во мн. ч.? Мн.окончание - С , это ведь чисто монгольское явление, у тюрков ведь нет такого, у вас - лар, лер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 15 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2020 14.11.2020 в 12:00, RedTriangle сказал: не знаю не переводится наверное с казахского Кажется вы начали догадываться? Тут ведь все просто, ваши предки принявшие монгольские этнонимы просто не понимали их перевод(значение). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 17 ноября, 2020 15.11.2020 в 23:32, mechenosec сказал: Мн.окончание - С , это ведь чисто монгольское явление, у тюрков ведь нет такого, у вас - лар, лер. А кто сказал, что это окончание множественного числа? У нас очень много окончаний "с", например, "Форумдас қыпшаковед" - "форумчанин кыпшаковед". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дамир Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 17.11.2020 в 10:30, АксКерБорж сказал: А кто сказал, что это окончание множественного числа? У нас очень много окончаний "с", например, "Форумдас қыпшаковед" - "форумчанин кыпшаковед". Здесь я сыграю по вашим нотам)) Заимствовали у монголов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 2 часа назад, Дамир сказал: Здесь я сыграю по вашим нотам)) Заимствовали у монголов Почему бы и нет? Но, увы, монгольские языки гораздо моложе тюркских. Ответ напрашивается сам за себя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дамир Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 3 минуты назад, АксКерБорж сказал: Почему бы и нет? Но, увы, 1-монгольские языки гораздо моложе тюркских. 2-Ответ напрашивается сам за себя. 1-Письменные? 2-скоротечные выводы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 1 минуту назад, Дамир сказал: Письменные? Ну конечно. Только по ним наука что-то рассуждает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дамир Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Только что, АксКерБорж сказал: Ну конечно. Только по ним наука что-то рассуждает. А до появления письма у монгольских народов, хотите сказать не было устной речи и не было контактов с другими языковыми группами? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 4 часа назад, Дамир сказал: А до появления письма у монгольских народов, хотите сказать не было устной речи и не было контактов с другими языковыми группами? Логично я сам тоже часто так думаю о монголах и о тюрках, когда мои оппоненты апеллируют к словарям, мол раз в них нет нужного слова, значит и в языках его не было. Но к сожалению, это досужие домыслы, ими не помашешь в исторических и лингвистических спорах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 16 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2023 В 16.11.2020 в 04:32, mechenosec сказал: Мн.окончание - С , это ведь чисто монгольское явление, у тюрков ведь нет такого, у вас - лар, лер. О боже Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 16 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2023 Именно окончание -с говорит о тюркских родах. Прототюрки это асы. Кыркас, тӧлӧ ас, јети ас, байлу ас, ас кижи (скафы) и т.д. и т.п. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qubategin Опубликовано 28 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2023 Ноғас было имя собственное человека из найманского рода Матай от которого пошло данный род. Его имя или прозвище скорее всего связано с другими казахскими словами как “Ноқай; Нойыс; Ноқалай-ноқат” означающих “глупец; дурачок”. По родовой легенде он был человеком сильным и храбрым, но также наивным и прямолинейным, поэтому его прозвали Ноғас. Связь этого рода с древним монгольским родом Нукуз или с монгольским “нохас” (“собаки”) сомнительно. Подрод Ноғас по известным мне сведениям ныне проживают в основном в станции Матай и в других селах Ақсуского района Жетісуской области. Примерно в эпоху Аблай-хана из рода Ноғас вышел Досай-батыр. Его доспехи были конфискованы в 20-х или в 30-х годах большевиками у его потомков и ныне утеряны. От старых сельчан аулов Қосағаш и Шолақөзек в Ақсуском районе Жетісуской области довелось слышать, что этот доспех был таким большим, что тогда внутри него одновременно поместились три женщины (бывшие среди этих большевиков), которые в шутку облачили его на себя. И потом якобы эти три русские женщины стали бесплодными (бедеу болды) и не могли больше рожать из-за этого. Якобы кие батыра (кие “сверхестественная или священная сила”) покарал их за это святотатство. Много еще полусказочных рассказов есть про Досай-батыра, что однажды он полдороги ехал на своем коне, а когда лошадь уставал (аты болдырғанда) полдороги сам тоскал на своем плече. И говорили что нос этого батыра был таким большим, что во время одного побоища с врагами в его нос вонзился копье (или стрела), которого он сломал пополам и дальше пошел сражатся. Имя Досая упоминает среди батыров Аблай-хана и Бұқар-жырау (67 стр. в Қалқаманұлы Бұқар. Ай, Абылай, Абылай! Толғаулар. Алматы: Жалын, 1993. – 96 б.) У Досай-батыра была сестра (или сестренка) по имени Есбике которая вышла замуж за одного сарта от которого она родила сына. Однажды во время тоя (праздника) этот мальчик на скачках (бәйге) пришел первым со своим конем и на финише не знал какой ұран (родовой клич) кликнуть (так как по отцу не был из рода Ноғас и был по сути чужаком среди рода матери) поэтому кричал “Байғазы! Байғазы!” (возглас с требованием подарка или приза). Поэтому его потомков и прозвали Байғазы. Но сами байғазинцы не признают такое происхождение и считают себя прямыми потомками Ноғаса Матайца по мужской линии, чего другие Ноғасцы не признают. Также есть подрод Көккөз происходящий от Ноғасов по мужской линии. Среди других матайских подродов есть шутливое передразнивание Ноғасцев как “Ноғас, қазаныңа боқ ас!” (букв. “Ноғас, вари в своем котле говно!”), на что последние тоже отвечают тем же, например “Қасқа, басың тисін тасқа!” (“Қасқа, бейся головою об камень!”) или “Бікенге қонғанша тікенге қон!” (“Лучше гости среди колючек, чем в доме Бікенца!”) представителям подродов Қасқа и Бікен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться