Перейти к содержанию
Данапр

Урус-хан

Рекомендуемые сообщения

Урус хан - не совсем верная транслитерация - правильно - Ырыс хан. Звук "ы" более мягкий чем русское "ы".

Ырыс- по-татарски - счастье, распространённый некогда элемент личных имён у татар и других тюрков.

У нас тоже Ырыс - благополучие, счастье. Ырыс можно и ныне встретить в именах. Например Рыскулов (Ырыскул).

Хотя может быть и Ұрыс - битва, бой, сражение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо уважаемый Ар, что ответили за меня!

Действительно, трудно отличить в источниках где

дословно передаются фольклорные данные, представляющие

художественный вымысел, а где точные данные.

Особенно восточные авторы в силу менталитета, склонны к

буйной фантазии и сказочным подробностям :D

Между строк надо зрить...не надо своё неумение сваливать на восточных авторов.Или вы думает они писали ,считая всех вроде вас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про Уруса есть статья на сайте Института истории, может будет интересно.

http://kazhistory.narod.ru/001_19.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Султанов Т.И.

Данные источников о родословной Урус-хана крайне противоречивы; по одним сведениям, он был потомком Тука(й)-Тимура, сына Джучи, сына Чингиз-хана; по другим - потомком Орда-Эджена (Орды), другого сына Джучи.

К первой группе источников относятся:

1. "Муизз ал-ансаб; составлено неизвестным автором по поручению Тимурида Шахрух в 829/1426 г.

Урус-хан - сын Бадака, сына Тимур-Ходжи, сына Бактука, сына Ачика, сына Урингташа, сына Тукай-Тимура.

2. "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме" ("Нусрат-наме"); написано около 1504 г. в Средней Азии (МИКХ, с. 39-42).

Урус-хан - сын Бадика, сына Ходжи, сына Уз-Тимура, сына Тука-Тимура.

3. "Шаджара-йи тпурк"; сочинение Абу-л-Гази (1603-1664), хана хивинского (т.1, с. 178).

Урус-хан - сын Бадакула, сына Ходжи, сына Уз-Тимура, сына Тукай-Тимура.

К этой же группе источников относятся также "Чингиз-наме" автора XVI в. Утемиша-Хаджжи (с. 92), "Бахр ал-асрар" историка XVII в. Махмуда ибн Вали.

Ко второй группе источников относятся:

1. "Мунтпахаб ат-таварих-и Муини", или "Аноним Искандера"; написано Муин ад-Дином Натанзи в 816/1413-14 гг.

Урус-хан - сын Чимтая, сына Эрзена, сына Сасы-Буки, сына Нукая, сына Кули, сына Орды.

2. "Нусах-и джаханара" - сочинение ал-Гаффари, написано в 972/1564-65 г. (СМИЗО, т. 2, с. 210-211).

Урус-хан - сын Чимтая, сына Эрзена, сына Сасы-Буки, сына Нукая, сына Кули, сына Орды (ср. выше "Мунтахаб ат-таварих").

3. "Тарих-иХайдари" -всеобщая история, написанная Хайдаром ибн Али Хусайни Рази между 1611 и 1619 гг.

Урус-хан - сын Джиджая (Чимбая?), сына Ибдера-на (Эрзена?), сына Сасы-Буки, сына Мункая, сына Букая, сына Кули, сына Орды (ср. выше "Мунтахаб ат-таварих").

К этой же группе источников относится также сочинение османского историка XVII в. Мунаджжима-баши "Джами ад-дувал" ("Собрание династий"), написанное по-арабски в 1720-1730 гг., переведенное на турецкий язык под названием "Сахаиф ал-ахбар" ("Листы известий"). В рассматриваемом нами вопросе Мунаджжим-баши следует за ал-Гаффари, который в свою очередь пользуется, по-видимому, сведениями Муин ад-Дина Натанзи, тимуридского историка начала XV в. [Султанов Поднятые… стр.134-136]

Ко второй группе доказательств относятся:

После смерти Куйинчи вместо него утвердился его старший сын с поэтическим именем Баян.

С этого времени территория по среднему и нижнему течению Сырдарьи и прилегающие к ней области Улуса Джучи прочно закрепились за потомками Орда-Эджена. Показательный факт: и Урус-хан, и его предки, и потомки также владычествовали именно на этой территории; как раз оттуда, с берегов Сырдарьи, в XIV в. они совершали свои походы на Нижнюю Волгу и, разгромив политических противников, на время овладевали Сараем, столицей Золотой Орды, а затем вновь возвращались в свою Кок-Орду, в присырдарьинские владения.

Отсюда заключаем следующее: Урус-хан был потомком Орда-Эджена, старшего сына Джучи, старшего сына Чингизхана. [Султанов Поднятые… стр.138-139]

Доказательства, типа теорий «шейбанидского заговора» явно несостоятельно, так как они все имеют в своей базе только одно доказательство: Аноним Искандера. Выше сам Султанов Т.И. заметил, что «В рассматриваемом нами вопросе Мунаджжим-баши следует за ал-Гаффари, который в свою очередь пользуется, по-видимому, сведениями Муин ад-Дина Натанзи, тимуридского историка начала XV в». [Султанов стр. 136]

Доказательством Тука-тимуридского происхождения Уруса может послужить тот факт, что первая версия основывается только на одном (сомнительном по генеалогии) письменном источнике тимуридского круга (остальные зависят от первоисточника), в то время как вторая версия основана на не зависящих друг от друга источников, относящихся к разным группам источников (Хорезмско-шибанидские(Абулгази, Чингиз-наме), Тимуридские(Муизз ал-ансаб), Мухаммед-шейбанидские(Нусрат-наме), казахские(Кадырали Жалаири), аштарханидские источники(Бахр ал асрар)).

Кто что считает по поводу генеалогии Уруса

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, asan-kaygy сказал:

Урус-хан это Алаша-хан. 

аргументы в студию)

я тоже читал про аналогию этих двух личностей. но с др. стороны у ногайцев-мангытов насколько я знаю уран "алаш". получается это не то что маловероятно, а с учетом противостояния ваккаса и в дальнейшем др. потомков едиге с потомками уруса - еще и спорно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.05.2004 в 01:48, Гость krig сказал:

Авторы тимуридского круга (Йезди, Шами, Натанзи) пишут, что Тохтамыш удрал из Золотой Орды к Тимуру, поселился в Отраре и постоянно задирал Уруса. Урус дважды его побил. Может быть это имелось в виду в бухарской хронике? Ведь у Тохтамыша тогда своего войска не было, и он использовал отряды, выделенные ему Тимуром; получалось, что Урус побеждал воинов Тимура. В 1376 Тимур выступил в поход сам. Рассказ об этом походе довольно путанный, но все хронисты сходятся на том, что Урус был тогда разромлен Тимуром.

когда то читал очень подробную книгу западного автора  (не помню название и автора) про эмира темура. даже там вроде не было упоминания о битве между темуром и урусом. думаю если б эти два серьезных личности того периода сразились об этом было б много информации. поражения же тохтамыша от уруса думаю не правильно считать поражениями темура

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Р.Темиргалиев. "Первый" (статья про Урус-хана)

автор на странице со статьей разместил фото мавзолея алаш-хана.

ув. asan-kaygy, вы собираетесь скинуть ту статью на которую ссылается автор? не нашел в academic'е. жду ссылку здесь

добавлено: кажется нашел статью. эта та, которая в начале темы про Алаш-хана (Сабитов Ж.М. - Алаша-хан)?

Изменено пользователем кылышбай
нашел статью
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я правильно понимаю: в данный момент аргументов в пользу тука-темуридства Урус-хана больше чем аргументов его орду-еженства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно Натанзи, от которого происходят все версии Орда-эдженидства, там две ошибки грубые.

В опервых в том источнике Урус-хан назван потомком золотоордынского темника Ногая (отец Сасы-Буки), который в свою очередь назван потомком Орда эджена. Две ошибки. И сторонники орда эдженовского происхождения никак эти две ошибки не объясняют

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даурен Аяшинов. Мавзолей Даир-хана

если там действительно он, то гипотетический можно было бы попробовать раскопать останки и восстановить внешность и сделать анализ ДНК)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

“Му‘ин ал-Дин Натанзи о Золотой Орде”. In: (ред. Н.С. Сейдаметова) Международный Тюркологический Симпозиум «Прошлое—настоящее—будущее крымских татар». Сборник докладов и тезисов (15–17 октября
2012 г., Симферополь — Крым / Украина). Симферополь: КРП «Видавництво «Кримнавчпеддерж видав» 2014, pp. 225–229.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М. Сведения Натанзи о событиях в восточной части Улуча Джучи в 1313-1370-ых годах: «критика достоверности»//Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия «Исторические и социально-политические науки». №2(65), 2020. С. 418-424.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/12/2020 at 5:40 AM, asan-kaygy said:

Сабитов Ж.М. Сведения Натанзи о событиях в восточной части Улуча Джучи в 1313-1370-ых годах: «критика достоверности»//Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия «Исторические и социально-политические науки». №2(65), 2020. С. 418-424.

Почему некоторые казахстанские историки упираются именно в Орда- Эдженидское происхождение Урус-хана? Ознакомился с работами Костюкова, Юдина и вашей в том числе и вроде нет сомнении, что он был тука-тимуридом.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.06.2020 в 14:05, asan-kaygy сказал:

Рахмет

Вам надо самому или в группе выпустить попсовую книжку с кликбейтовым названием и обложкой. Там в попуярной форме развеять все фейки касательно истории Казахстана. Думаю продаваться хорошо будет. Вы ведь популяризатор науки в какой то степени. Книга Р. Темираглиева хорошая была, тоже вкратце неплохо изложил историю К. Могу помочь с иллюстрациями)

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, кылышбай сказал:

Вам надо самому или в группе выпустить попсовую книжку с кликбейтовым названием и обложкой. Там в попуярной форме развеять все фейки касательно истории Казахстана. Думаю продаваться хорошо будет. Вы ведь популяризатор науки в какой то степени. Книга Р. Темираглиева хорошая была, тоже вкратце неплохо изложил историю К. Могу помочь с иллюстрациями)

К сожалению, времени нет на популяризаторство

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...