Boris Suvorov Опубликовано 10 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2018 2 часа назад Идикут написал: Вообщем я еще раз обратился к ДТС в котором есть слово 'künäsh' (солнце) и собственно в современных огузских языках (например турецкий güneş). quyash - уйгурский/каракалпакский, quyosh - узбекский quyash также у Кашгари künäsh = quyash (?) или все таки заимствование... Учу казахский и сразу параллельно татарский. Так в татарском куяш также означает солнце, возможно оно из древне -булгарского или хазарского. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 10 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2018 Кояш. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 10 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2018 45 минут назад Samtat написал: Кояш. Извиняюсь, написал с ходу не заглянув в словарь, по произношению. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Идикут Опубликовано 11 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 23 hours ago, Kamal said: То есть, по-уйгурски тоже гулдирмама будет? А это древнетюркское слово? Да, но слово отсутствует в ДТС. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 11 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 1 hour ago, Идикут said: Да, но слово отсутствует в ДТС. Очень интересно, думал только мы придумали это слово. Еще интересен факт созвучия названий месяцев года по-каракалпакский (латиница) и по-уйгурский (кириллица): январь - Da’liw - делуфевраль - Hut - хутмарт - Hamal - хамалапрель - Sa’wir - савирмай - Jawza - джозаиюнь - Saratan - саратаниюль - Ha’set - асадавгуст - Su’mbile - сунбуласентябрь - Miyzan - мизаноктябрь - Aqirap - акрапноябрь - Qawıs - кевусдекабрь - Jeddi - джеди Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 11 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 2 часа назад Kamal написал: Очень интересно, думал только мы придумали это слово. Еще интересен факт созвучия названий месяцев года по-каракалпакский (латиница) и по-уйгурский (кириллица): январь - Da’liw - делуфевраль - Hut - хутмарт - Hamal - хамалапрель - Sa’wir - савирмай - Jawza - джозаиюнь - Saratan - саратаниюль - Ha’set - асадавгуст - Su’mbile - сунбуласентябрь - Miyzan - мизаноктябрь - Aqirap - акрапноябрь - Qawıs - кевусдекабрь - Jeddi - джеди Не тюркское Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2018 16 hours ago, Bas1 said: Не тюркское Совершенно верно, это арабское и османское названия созвездий. Вопрос в том, как эти названия созвездий перекликаются с названиями месяцев у каракалпаков и уйгуров? Quote Они соответствуют арабским названиям созвездий:Yanvar’ Da’liw - - ВодолейFevral’ Hut - - РыбыMart Hamal - ОвенAprel’ Sa’wir - - ТелецMay Jawza - - БлизнецыIyun’ Saratan - - Рак Iyul’ Ha’set - - Лев Avgust Su’mbile - - ДеваSentyabr’ Mizan - - ВесыOktyabr’ Aqirap - - СкорпионNoyabr’ Qawıs - - СтрелецDekabr’ Jeddi - - КозерогПо-османски созвездия назывались Delv, Hut, Amel, Sevr, Cevza, Seratan, Esed, Sünbüle, Mizan, Akrep, Kavus, CediРеформа Ататюрка создала новый язык, и они же по-турецки: Koç, Boğa, İkizler, Yengeç, Aslan, Başak, Terazi, Akrep, Yay, Oğlak, Kova, Balık. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 Quote http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text7.htm Упомянув мимоходом об образе жизни древних казаков для показания сходства их с новейшими, возвратимся к прочим известиям об них, сообщаемым восточными писателями. Народ сей весьма давно известен в Азии и составляя одну из отраслей многочисленного турецкого племени, не уступает в древности ни найманам 5, ни киргизам, ни другим соплеменным с ним народам. Подпав владычеству Чингиса, он по смерти сего завоевателя достался в удел сыну его Джучи 6, и хотя принадлежал к Золотой Орде 7 но имел собственных ханов, отчего иногда оставался в покорности своим главным повелителям, иногда же присоединялся то к Орде Чагатайской 8, то к Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали Могул-улус 9. По ослаблении и расстройстве сильных владений Джучи и Чагатая возникли междоусобия у многих (особенно кочевых) племен, принадлежавших сыновьям и потомкам Чингиса. Из них более всех усилились узбеки 10, [154] ов ладевшие Мавераннегером и Харезмом, но владычеству их подпали не все волновавшиеся от безначалия народы. Некоторые соединились с крымскими татарами, другие — с Могул-улусом, третьи — с настоящими, то есть казанскими татарами, четвертые, наконец,— с казачьею ордою, или казаками. Все сие произошло по разрушении Золотой Орды. Когда же впоследствии и узбеки разделились, то многие их отрасли влились в состав казачьего народа. Таким образом, в начале XVI столетия в степях Кыпчака и Чете появились два сильные владения: первое — Улус Могул под владычеством хана Дадама 11, второе — владение казакского хана, Арслана 12, который столь был могуществен, что мог выставить 400000 тысяч готового к бою войска. Так пишет падишах Бабер, основатель знаменитой империи Великого Могола в Индии. Он выдал в замужество за Арслана одну из родственниц своих и был очевидным свидетелем его могущества. В сие-то время к казакам присоединились или силою были присоединены разные отпавшие от Золотой Орды отделения многих народов, известных в истории Востока. В сие-то время смешались с ними кыпчаки 13, найма-ны, конрады 14, джалаиры 15, канклы 16и другие отрасли, коих названия доныне носят сильнейшие поколения, роды и отделения орд киргиз-казачьих. Некоторые народы, каковы дурманы 17карлики 18 и проч., после присоединения к казакам, опять отделились от них к узбекам, но с другой стороны, казаки были усилены племенами турецкими, приставшими к ним после взятия Ташкента Шабахт-ханом 19 и после окончательного разорения Могул-улуса ханом Абдаллахом узбекским. За сим следовало бы нам говорить о потомках Арслан-хана и судьбе народа казахского, под властию их находившегося, о постепенных переворотах, которым он был подвержен и быстром разрушении силы, которую он приобрел при Арслане. Вместо всех сих известий мы только повторим, что киргиз-казаки, ведя жизнь кочевую, не оставили ни летописей, ни других каких-либо исторических памятников, и что, следовательно, составление полной и непрерывной их истории невозможно. Впрочем, после Арслан-хана народ сей уже не возвращается для нас в совершенную безызвестность. Потеряв нить происшествий, описываемых восточными историками, мы начинаем находить казаков, или как называют их [155] ныне, киргиз-казаков, в сочинениях европейских путешественников и в летописях русских, а вслед за сими последними делаются для нас светильниками и архивы, сохраняющие несомненные свидетельства частых сношений России с азиатскими народами. Странный материал у Левшина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 14 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 14 мая, 2018 Кушкумбаев А.К. Сведения казахских шежире по истории средневековых кыпчаков // «Средневековая история Дешт-и-Кыпчака»: международная научная конференция. 13-14 сентября 2017 года. – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2018. С. 76-82 https://www.academia.edu/36629196/Кушкумбаев_А.К._Сведения_казахских_шежире_по_истории_средневековых_кыпчаков_Средневековая_история_Дешт-и-Кыпчака_международная_научная_конференция._13-14_сентября_2017_года._Павлодар_ТОО_НПФ_ЭКО_2018._С._76-82 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 15 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2018 Письмо, датируемое 1837 г, от поручика Виткевича (Ставрополь) В.Далю (Оренбург). Тут он пишет, что киргизский язык идентичен местному наречию в Ставрополье (полагаю, что ногайскому). Далее, почему-то очень невысоко оценил Донских казаков ( по сравнению с мещеряками на Оренбургской линии). И совсем жестко прошелся по боеспоспобности полков, которые шли в Грузию. "Ставрополь, 31 Майя 1837 года. Благословенный Петербург остался далече, а в нём и лень, которая заставляла меня так долго не писать к Вам, почтеннейший Владимир Иванович. – С приездом в Ставрополь я увидел новый мир, совершенно отличный от всего, виденного доселе. – На всех лицах видна печать удальства, молодечества, [307]беззаботливости, чего увы! в нашем Оренбурге не заметно. Быть может, что черкесский костюм и обязанность казаков быть всегда вооружёнными представляют их удалее, нежели они в самом деле. Прибавьте, что они, как и наши киргизы, неохотно ходят пешком – это уподобляет Ставрополь киргизскому аулу во время игровое – не менее того город не завиден, мал и имеет какой-то вид неопрятнейший и неприятный – единственное, по-моему, украшение – это пирамидальные тополи необыкновенной вышины и красоты. Я приехал сюда вчера вечером и успел уже свести знакомство с одним князем черкесским – они совершенно похожи на наших голодных султанов и чуть ли не бесчестнее их. Я начинаю высоко ценить мое знание киргизского языка, – наречие, которым говорят здесь, так похоже на наше, что мне кажется, будто я у Ивашкевича 18 в гостях и беседую с Джагалбайлинцами. Вильяминов и все войска отправились в экспедицию, барон Розен также в горах в 7000 <вёрст> где-то к Чёрному морю около Абхазии. Приехавши в Тифлис, я отправлюсь туда, потому что он нескоро возвратится, а я должен непременно засвидетельствовать <от> Азиятского департамента лично. – Ежели успею попасть на пир, на драку, постараюсь не ударить в грязь честью Оренбургской Казацкой. Я совершенно скандализован (простите выражению) тем, что видел на Дону – по совести мещеряки наши во всех отношениях лучше Донцев – тому, кто привык видеть Оренбург, трудно поверить, что существует где-либо такой беспорядок, какой вы тут встречаете. Несколько полков обогнал я дорогою, они шли на службу в Грузию для сохранения персидской и турецкой границы. Все, что об них можно сказать, это то, что ежели бы наша линия была охраняемая такими молодцами, давно бы Кутебаровы 19 дети продали нас всех в Хиву. – Одним словом, это польская Ruchawka без водки. Я завтра со светом оставлю Ставрополь, сожалея, что мы не заехали сюда с Н. В. Балкашиным 20, купили бы шашек да кинжалов, которых здесь такое множество и за безделицу, меньше 200 рубл. и не ценят. Гуссейна я оставил в Москве, и кажется, что он оттуда не выедет, впрочем, судьбы Аллаха неисповедимы, может быть, он и оживёт. В Тифлисе я буду дней через 5, а оттуда, съездив послушать свисту пуль черкесских – поскачу в Тегеран подышать воздухом чумы и прислушаться щёкоту скорпионов – не правда ли, что это поэтически? А наше дело козацкое, добиваем как умеем скорее остатки жизни – а всё конца нет как нет! Прощайте, почтеннейший Владимир Иванович. Потрудитесь засвидетельствовать моё истинное почтение Юлии Егоровне да Батыря Арслана 21 поцеловать за меня, и вспоминайте иногда истинно Вам преданного – Виткевича». 19. Кутебар – известный в Оренбурге разбойник. Скорее всего под детьми Кутебара подразумевается Есет Котибарулы и его братья: Есе́т Котиба́ров (каз. Есет Көтiбарұлы, в старых хрониках: Исет Кутибаров/Кутебаров; 1807—1888)— казахский батыри бий, крупный феодал из рода шекты, руководитель антиколониального восстания, лидер национально-освободительного движения казахов. ..На степных перепутьях встретил и батыра Исета Кутибарова ещё до того, как он возглавил антиколониальное движение в Приаралье, среди некоторой части казахов Малого жуза. Исет был сложен как Геркулес; его атлетические формы, его дикая красота и приемы, полные отваги, могли поразить европейца и имели сильное влияние в кругу его соотечественников. — Е. П. Ковалевский Странствователь по суше и морям, СПб., 1843, кн.1, стр. 155 1 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 19 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2018 https://www.youtube.com/watch?v=48apqs88wi8 20.17 Такое приветствие , а не рукопожатиями друг друга ,часто видел у монгольских казахов во время празднования Наурыза . А как это у казахов КЗ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 19 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2018 Значит, нет такого обряда у казахов КЗ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 Самал Еслямова(уроженка Петропавловска -- предположительно аргынка) названа лучшей актрисой в Канском кинофестивале за роль кыргызской мигрантки в России в фильме "Айка". Этот фильм один из двух который представляет Россию в Канском кинофестивале. В 2008 году тот же режиссер(уроженец РК) снял фильм "Тульпан" о казахах, который завоевал главный приз в конкурсе "Особый взгляд" в Канском кинофестивале. В том же фильме снялась Самал Еслямова. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/samal-eslyamova-nazvana-luchshey-aktrisoy-v-kannah-344640/ Кусок из фильма Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 21 час назад Peacemaker написал: Значит, нет такого обряда у казахов КЗ. У монгол этот обряд есть? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 8 часов назад RedTriangle написал: Самал Еслямова(уроженка Петропавловска -- предположительно аргынка) названа лучшей актрисой в Канском кинофестивале за роль кыргызской мигрантки в России в фильме "Айка". Этот фильм один из двух который представляет Россию в Канском кинофестивале. В 2008 году тот же режиссер(уроженец РК) снял фильм "Тульпан" о казахах, который завоевал главный приз в конкурсе "Особый взгляд" в Канском кинофестивале. В том же фильме снялась Самал Еслямова. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/samal-eslyamova-nazvana-luchshey-aktrisoy-v-kannah-344640/ Кусок из фильма фамилия у неи не по казахски звучит , она не башкирка? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 5 минут назад Shymkent написал: фамилия у неи не по казахски звучит , она не башкирка? таких фамилий в документах у казахов пруд пруди: Дусиповы, Мухметовы, Тюлеевы и т.д 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 3 минуты назад RedTriangle написал: таких фамилий в документах у казахов пруд пруди: Дусиповы, Мухметовы, Тюлеевы и т.д либо из сиб.татар Еслям = Ислам на каз.яз Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 3 минуты назад Shymkent написал: либо из сиб.татар Еслям = Ислам на каз.яз А Дюсип это Жүсіп Мухмет -- Мухаммед Тюлеу- Төлеу Марлен/Мерлан -- от Тамерлан У меня в ауле у одноклассницы из рода мұрын фамилия была Слямова. Это не делает из казахов неказахов. Не пишите ерунду, какая башкирка она или сибирская татарка. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 5 минут назад RedTriangle написал: А Дюсип это Жүсіп Мухмет -- Мухаммед Тюлеу- Төлеу Марлен/Мерлан -- от Тамерлан У меня в ауле у одноклассницы из рода мұрын фамилия была Слямова. Это не делает из казахов неказахов. Не пишите ерунду, какая башкирка она или сибирская татарка. я не утверждаю что она из них с чего вы взяли что она казашка? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 20 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 9 минут назад Shymkent написал: я не утверждаю что она из них с чего вы взяли что она казашка? С Петропавловска она (знакомая знакомой) А разнообразие казахских имен это давно известно. Нет нормы. Нурали, Нуралы, Нургали это одно и то же имя. Омар, Гумар, Умар, Гумер это то же разные варианты одного имени Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 38 минут назад Shymkent написал: фамилия у неи не по казахски звучит , она не башкирка? У сибирских казахов фамилии не правильно записывали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 5 часов назад Shymkent написал: фамилия у неи не по казахски звучит , она не башкирка? Как по вашему должно звучать по казакски. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 20 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2018 1 час назад arkuk написал: Как по вашему должно звучать по казакски. спросите у вашего друга АКБ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 21 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 21 мая, 2018 https://mail.kz/ru/news/kz-news/akim-severo-kazahstanskoi-oblasti-pozdravil-roditelei-samal-eslyamovoi У меня предки из соседнего села (5 км. от Аралагаша) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2018 1 час назад asan-kaygy написал: https://mail.kz/ru/news/kz-news/akim-severo-kazahstanskoi-oblasti-pozdravil-roditelei-samal-eslyamovoi У меня предки из соседнего села (5 км. от Аралагаша) Предки? С какого века они в этом селе? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться