Admin Rust Опубликовано 28 августа, 2021 Автор Admin Поделиться Опубликовано 28 августа, 2021 15 часов назад, АксКерБорж сказал: Это не зависит от адекватности или неадекватности. Там просто надо вникать в реалии того времени и тех событий. Только согласно Кыпшаковедению ставка может быть перенесена с Эмиля на 1500 км. на восток, что конечно же нереально. В текстах все очевидно, если читать их беспристрастно и не обращать внимания на обширные комментарии внизу текста. Опять бла-бла-бла вместо ответа. Повторю вопрос, согласно вашему павлодароведению, "Куда из Эмиля и Кобука перенес столицу Угэдэй, когда взошел на трон царства? Предельно простой вопрос? Сложно ответить прямо без бегания вокруг да около? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2021 23 часа назад, Rust сказал: Опять бла-бла-бла вместо ответа. Повторю вопрос, согласно вашему павлодароведению, "Куда из Эмиля и Кобука перенес столицу Угэдэй, когда взошел на трон царства? Предельно простой вопрос? Сложно ответить прямо без бегания вокруг да около? Во всяком случае не в Архангай за 1500 км. восточнее как вы считаете. По смыслу текстов и логике тех событий перенос мог быть только внутри юрта, улуса, то есть не на большое расстояние от Эмиля. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 29 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2021 28.08.2021 в 10:17, АксКерБорж сказал: Бредовые стрелки с ориентирами чисто для подгона под историко-туристический Хархориин 21 века в географической версии Ядринцев, Позднеева и Киселева. Натяжки не комментируются. 7-8 месяцев пути по источнику - это натяжка? Версия АКБ: 200-500 км, если судить по его версии дислокации хитай и уйгур. Граничит на западе и на востоке по источнику - это натяжка? Версия АКБ: Граничит на юге и на севере. --- Это извращение источника. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 29 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2021 10 часов назад, АксКерБорж сказал: Во всяком случае не в Архангай за 1500 км. восточнее как вы считаете. По смыслу текстов и логике тех событий перенос мог быть только внутри юрта, улуса, то есть не на большое расстояние от Эмиля. По смыслу текстов и логике тех событий перенос мог быть только внутри Монгольской Империи. Перенос за пределы Улуса Угедэя с центром на Эмиле и Кобаке, переданного Гуюку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 29 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2021 Ув. АКБ, Сколько времени занимали походы монголов ЧХ от Иртыша до Северного Китая? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 29 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2021 Т.е. по сути изначально монголы граничили с Отраром, Хорезмом, Волжской Булгарией и Кыпчаками? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 29 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2021 Где была ставка хана Арыг-Буги? Где и как проходили его сражения с Хубилаем ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2021 13 часов назад, buba-suba сказал: 7-8 месяцев пути по источнику - это натяжка? Версия АКБ: 200-500 км, если судить по его версии дислокации хитай и уйгур. Граничит на западе и на востоке по источнику - это натяжка? Версия АКБ: Граничит на юге и на севере. --- Это извращение источника. По смыслу текстов и логике тех событий перенос мог быть только внутри Монгольской Империи. Перенос за пределы Улуса Угедэя с центром на Эмиле и Кобаке, переданного Гуюку. Вам надо на форум писателей фантастов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 30 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2021 11 часов назад, АксКерБорж сказал: Вам надо на форум писателей фантастов. не, там Вас хватает Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июля Поделиться Опубликовано 28 июля В 07.07.2019 в 06:03, АксКерБорж сказал: Если я раньше насчитал 12 старинных казахских преданий о Чингизхане, его соратниках и о событиях, связанных с ним, то теперь могу пополнить счет, теперь их уже как минимум 13 преданий (13-ую см. внизу поста)! Тогда как у монголоязычных народов их вообще нет. Оговорюсь, что: 1) Китайскую анонимную хронику "Юань-чао Би-ши", которую в русском переводе назвали "Сокровенное сказание монголов", за древнее народное предание монголов считать наверно неправильно. 2) Письменные памятники 17 - 18 веков, написанные на монгольском языке ("Алтан тобчи" и другие) я тоже не стал бы относить к древними народными преданиями монголов, потому что они всего лишь переписки грамотных ордосских монголов (Лубсан Данзан и других) опять же "Юань-чао Би-ши" и возможно других неизвестных китайских хроник. Уроженец Восточного Казахстана Шакарим Кудайбердиев в своей "Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий" приводит древнее казахское предание о Чингизхане и о стране Чингизхана и его татар на западной стороне Алтая: "... По старинным преданиям казахов история этих мест такова. Когда-то Чингисхан одолев всех татар-монголов был избран великим каганом, и именно здесь у подножия Чингисских гор подвластные ему беки - родоначальники посадили его на белую кошму и подняв над собой подняли на гору что стоит на востоке от реки Караул. От Старшего жуза там был знаменитый оратор уйсын Майкы-бий, от Среднего жуза - Сенгел-бий. Тогда и одарил их Чингисхан знаками отличия назначив каждому свой клич, птицу, дерево и тамгу. ... По имени его и названы были эти горы. Тогда же получили свои названия вершина Хан и река хан. По словам Абулгазы прежнее название этих гор - Найман Кери." Позже ув. Рустам или кто-то другой предоставил 1 монгольскую легенду. Счет тогда составил 13 казахских против 1 халха-монгольской. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июля Поделиться Опубликовано 28 июля Jagalbay как-то подкинул 14-ую по счету: "... это произведение похоже на легенду про Алан Гоа, эта дочь хана тоже забеременеет от луча и родит сына, которого назовут Шынгысхан". Итого счет изменился на 14 vs 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июля Поделиться Опубликовано 28 июля Сегодня на форуме "Кухня народов Евразии" Steppe Man подкинул 15-ое сходство традиций карататар-монголов с казахскими. Лубсан Данзан "Алтан тобчи: "... [Ӱгэдэй] прибыл с напитками и вареной конской головой. гневное лицо Чингиса смягчилось, он принял конскую голову и, отведав поднесенного кушанья, молвил". АксКерБорж: Не знаю про каких древних монголов вы сейчас говорите. И навряд ли халха-монголы, буряты, калмыки или другие монголоязычные народы имеют эту традицию (если даже сама конина спорная традиция). Но у казахов варенная конская голова угощение почетному гостю мужчине. Конечно более распространено угощение уважаемого гостя преподношением бараньей головы "бас", потому что барана легче и быстрее зарезать для гостя. Но в наших краях нередко преподносят и конский "шеке", чаще зимой когда режут лошадей. Букв. "шеке" это не вся голова, потому что конская голова большая, "шеке" это одна из двух половин головы. Переднюю часть морды с губами (не считая языка) у нас отрубают и не варя. Тем самым, на сегодняшний день счет между казахами и халха-монголами, у кого сохранилось больше традиций карататар-монголов 12-13 веков, выглядит так. 15 : 1 в пользу казахов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 5 августа Поделиться Опубликовано 5 августа В 28.07.2024 в 19:51, АксКерБорж сказал: Сегодня на форуме "Кухня народов Евразии" Steppe Man подкинул 15-ое сходство традиций карататар-монголов с казахскими. Лубсан Данзан "Алтан тобчи: "... [Ӱгэдэй] прибыл с напитками и вареной конской головой. гневное лицо Чингиса смягчилось, он принял конскую голову и, отведав поднесенного кушанья, молвил". АксКерБорж: Не знаю про каких древних монголов вы сейчас говорите. И навряд ли халха-монголы, буряты, калмыки или другие монголоязычные народы имеют эту традицию (если даже сама конина спорная традиция). Но у казахов варенная конская голова угощение почетному гостю мужчине. Конечно более распространено угощение уважаемого гостя преподношением бараньей головы "бас", потому что барана легче и быстрее зарезать для гостя. Но в наших краях нередко преподносят и конский "шеке", чаще зимой когда режут лошадей. Букв. "шеке" это не вся голова, потому что конская голова большая, "шеке" это одна из двух половин головы. Переднюю часть морды с губами (не считая языка) у нас отрубают и не варя. Тем самым, на сегодняшний день счет между казахами и халха-монголами, у кого сохранилось больше традиций карататар-монголов 12-13 веков, выглядит так. 15 : 1 в пользу казахов Т88ЛЭ - вареная голова и ребро (как ложка для поедания мозга) - у бурят обязательный атрибут на больших празднествах - преподносится самому уважаемому гостю-мужчине, ХОТО - начиненный кровью желудок - обязательно женщине, затем идут грудинка, берцовая кость, лопатка, ребра - независимо от пола принимающих блюдо. Количество блюд должно быть нечетным, минимум 5. К каждому блюду прилагается нож для разделывания. На свадьбах (и на наадане и на хуриме) по 3 ( или 5) т88лэ, обычно баранина. Прим: 8 - это О с черточкой внутри. Как конскую голову преподносят - видел только 2 раза - 1) при открытии Хатар-Хадайской средней школы - директору совхоза, силами совхоза построившему второй этаж (продал свой личный автомобиль в том числе) - от коллектива школы (с помощью администрации района). И 2) заместителю губернатора Иркутской области - на юбилее округа. Обычно говорят - "не дорос до конской головы". Поэтому конская голова - редкое блюдо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 5 августа Поделиться Опубликовано 5 августа В 28.07.2024 в 19:51, АксКерБорж сказал: Лубсан Данзан "Алтан тобчи: Зато у халха сохранилась древнеогузская традиция- правая лопатка барана.. У казахов этого нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 августа Поделиться Опубликовано 6 августа 15 часов назад, Steppe Man сказал: Зато у халха сохранилась древнеогузская традиция- правая лопатка барана.. У казахов этого нет. "Мэн-да Бэй-лу" и "Юань ши" приписывают карататарам Чингизхана обжигание и гадание по бараньей лопатке, точно так же делали казахи. 17 часов назад, buba-suba сказал: Поэтому конская голова - редкое блюдо. Почему редкое? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 8 августа Поделиться Опубликовано 8 августа В 06.08.2024 в 10:07, АксКерБорж сказал: Почему редкое? Конскую голову преподносят супер-уважаемому за супер-заслуги. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 августа Поделиться Опубликовано 10 августа В 05.08.2024 в 13:27, buba-suba сказал: Т88ЛЭ - вареная голова У вас наверно нет национальной бурятской клавиатуры на компе и понятно почему. Бурятское написания такие (ни в коем случае не поправляю вас): ТӨӨЛЭЙ - голова. АДУУҺАН ТӨӨЛЭЙ - конская голова. Шанаһан - вареная. В 05.08.2024 в 13:27, buba-suba сказал: вареная голова - у бурят обязательный атрибут на больших празднествах - преподносится самому уважаемому гостю-мужчине. Конскую голову преподносят супер-уважаемому за супер-заслуги. Как конскую голову преподносят - видел только 2 раза. Поэтому конская голова - редкое блюдо. А с варенной конской головой ситуация оказывается несколько другая, чем ваше описание. Бурятский этнограф Галданова Г.Р. ("Закаменские буряты", историко-этнографические очерки (2 пол. XIX - 1 пол. ХХ в.) пишет буквально следующее. "... Самым почетным блюдом у большинства групп бурят была - баранья голова, а у закаменских - лошадиная голова. Блюдо это было именно почетным, но не съедобным. Перед тем, как сварить, голову тщательно палили на огне, затем выскабливали, а после варки делали пять надрезов - один на лбу, два за ушами, и два по бокам морды. Когда приступали к еде, гость, которому поднесли голову, отрывал по кусочку кожи со всех надрезанных мест и кидал их в огонь очага. А если пиршество происходило на воздухе, то просто в небо". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 августа Поделиться Опубликовано 10 августа Давно заметил, что самые западные группы бурят - окинские (ахын), тункинские (түнхэнэй), закаменные (захааминай) - отличаются от остальных групп бурятов, например, по родовому составу, лексике и культуре. Как они отличаются от остальных бурятов по днк пусть скажут наши форумные спецы Думан, Скриптонит и др. )) Например, колоритность тункинских бурят обсуждалась мною в темах "Лесные ОРЙРАТЫ 12-13 в.в. - тюрки или монголы?" и "Лесные ОРЙРАТЫ 12-13 в.в. - тюрки или монголы? Этимология этнонима", что в их состав в прошлом вошли соседние с запада тюркские алтай-саняские группы, в частности, иркиты. Населяют Восточные Саяны и Иркут, на юге соседствуют с дархатами и урянхаями Хубсугулского аймака Монголии. На карте эти районы под цифрами 15, 20, 7. Если направление моих мыслей и предположения верное, то традиция варенной конской головы для почетных гостей у закаменских бурят вполне объяснима, откуда и почему. И нельзя забывать, что данной традиции нет не только у остальных групп бурятов, но и у других монгольских народов - у калмыков, у халха и других монголоязычных групп Монголии, а также у монгольских групп Китая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 11 августа Поделиться Опубликовано 11 августа 13 часов назад, АксКерБорж сказал: А с варенной конской головой ситуация оказывается несколько другая, чем это писываете вы. Бурятский этнограф Галданова Г.Р. ("Закаменские буряты", историко-этнографические очерки (2 пол. XIX - 1 пол. ХХ в.) пишет буквально следующее. "... Самым почетным блюдом у большинства групп бурят была - баранья голова, а у закаменских - лошадиная голова. Блюдо это было именно почетным, но не съедобным. Галданова углубленно изучала закаменских, добралась и до конской головы. Если углубленно изучала бы и других, то и там добралась бы до конской головы. Здесь идет недостаточная информированность этнографа. 13 часов назад, АксКерБорж сказал: Блюдо это было именно почетным, но не съедобным. Перед тем, как сварить, голову тщательно палили на огне, затем выскабливали, а после варки делали пять надрезов - один на лбу, два за ушами, и два по бокам морды. Когда приступали к еде, гость, которому поднесли голову, отрывал по кусочку кожи со всех надрезанных мест и кидал их в огонь очага. А если пиршество происходило на воздухе, то просто в небо". Съедался мозг. И мясо с ребра-"ложки". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 11 августа Поделиться Опубликовано 11 августа 13 часов назад, АксКерБорж сказал: Давно заметил, что самые западные группы бурят - окинские (ахын), тункинские (тұнхэнэй), закаменные (захааминай) - отличаются от остальных групп бурятов, например, по родовому составу, лексике и культуре. Как они отличаются от остальных бурятов по днк пусть скажут наши форумные спецы Думан, Скриптонит и др. )) Например, колоритность тункинских бурят обсуждалась мною в темах "Лесные ОРЙРАТЫ 12-13 в.в. - тюрки или монголы?" и "Лесные ОРЙРАТЫ 12-13 в.в. - тюрки или монголы? Этимология этнонима", что в их состав в прошлом вошли соседние с запада тюркские алтай-саняские группы, в частности, иркиты. Населяют Восточные Саяны и Иркут, на юге соседствуют с дархатами и урянхаями Хубсугулского аймака Монголии. На карте эти районы под цифрами 15, 20, 7. Если направление моих мыслей и предположения верное, то традиция варенной конской головы для почетных гостей у закаменских бурят вполне объяснима, откуда и почему. И нельзя забывать, что данной традиции нет не только у остальных групп бурятов, но и у других монгольских народов - у калмыков, у халха и других монголоязычных групп Монголии, а также у монгольских групп Китая. Основной состав бурят Окинского, Тункинского, Закаменского районов - хонгодоры, эхириты и булагаты. Традиции хонгодоров Закаменского района и традиции хонгодоров Аларского района Ирк.обл. почему должны отличаться? Или традиции булагатского рода Алагуй Ольхонского района ИО и закаменских, окинских, тункинских бурят рода Алагуй? Это можно сравнить с утверждением что традиции племен Каракесек и Суиндык отличаются между собой и отличаются от традиций племени Аргын. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 августа Поделиться Опубликовано 11 августа 34 минуты назад, buba-suba сказал: Основной состав бурят Окинского, Тункинского, Закаменского районов - хонгодоры, эхириты и булагаты. Традиции хонгодоров Закаменского района и традиции хонгодоров Аларского района Ирк.обл. почему должны отличаться? Или традиции булагатского рода Алагуй Ольхонского района ИО и закаменских, окинских, тункинских бурят рода Алагуй? Это можно сравнить с утверждением что традиции племен Каракесек и Суиндык отличаются между собой и отличаются от традиций племени Аргын. Не оправдывайтесь, отличаются. Здесь тема не про них, не хочется оффтопить. 1 час назад, buba-suba сказал: Здесь идет недостаточная информированность этнографа. Ах вон оно что. ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 августа Поделиться Опубликовано 11 августа Так что счет между казахами и халха-монголами в состязании у кого сохранилось больше традиций карататар-монголов 12-13 веков, остается на сегодня в силе: 15 : 1 в пользу казахов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться