Перейти к содержанию
Аrсен

Казахская кухня 3

Рекомендуемые сообщения

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Не ищи подвоха там, где его нет.

И разуй глаза.

 

Речь у этнографа идет о севере Казахстана, Кокшетау, и о том времени года, когда начиналась кочевка на летние пастбища, когда появлялась трава, когда жеребились кобылы, шел окот овец и начинали делать кумыс и ірімшік (сыр):

 

"... В 1861 г. вернулся из Петербурга Чокан Валиханов к себе домой, в то время года, когда аулы тронулись с зимовки на летние кочевки."

"... его угощали кумысом и бараниной, а также сыром."

 

В наших краях это примерно вторая половина апреля и даже начало мая.

Оставшуюся с зимнего соғыма конину у нас начинают вялить как начинает теплеть погода, с конца марта и в апреле, вяленую конину потом едят летом.

 

когда перестанешь хамить, хамло?

сам свои глаза разуй на белом по черному написано "копченое". или ты не знаешь чем вяленое отличается от копченого? ;) сам же себе в ногу выстрелил 

50 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Чокан вечера просиживал долго, слушая пение и рассказы киргиз. Вставал поздно, пил кумыс, чаю не пил, ел вареную баранину с соусом и копченую конину."

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Аrсен сказал:

когда перестанешь хамить, хамло?

сам свои глаза разуй на белом по черному написано "копченое". или ты не знаешь чем вяленое отличается от копченого? ;) сам же себе в ногу выстрелил 

 

Я не хамил. Хамишь всегда и сейчас ты.

 

И ты в очередной раз попал впросак своими слепыми поисками созвучных слов не владея материалом и традицией обработки мяса на севере. 

Потому что я привел не оригинал статьи, а русский перевод и переводчик как ты не заморачивался в поисках разницы процессов и терминов для вяления или копчения мяса.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Я не хамил. Хамишь всегда и сейчас ты.

 

И ты в очередной раз попал впросак своими слепыми поисками созвучных слов не владея материалом и традицией обработки мяса на севере. 

Потому что я привел не оригинал статьи, а русский перевод и переводчик как ты не заморачивался в поисках разницы процессов и терминов для вяления или копчения мяса.

 

кроме тебя тут на форуме из казахоязычных никто никому не хамит - это и пню давно известно, все общаются с друг-другом на нормальном языке

ну конечно же - тут переводчик ошибся с переводом :lol:

давай выкручивайся - ты этим делом искусно владеешь, теперь ждем очередное эссе на несколько страниц 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Аrсен сказал:

кроме тебя тут на форуме из казахоязычных никто никому не хамит - это и пню давно известно, все общаются с друг-другом на нормальном языке

Кстати не без твоей помощи был создан этот искусственный антагонизм. Ты приложил наверно больше всех для этого усилий чтобы столкнуть глупых казахов лбами. :ozbek:

И если ты это про ваш квинтет, то я замечу, что его члены очень похожи друг на друга, для вас история, лингвистика и этнография по барабану, вам дай только языки почесать и человека оскорбить.

Короче, тьфу на вас, вы мне совершенно не интересны.

38 минут назад, Karaganda сказал:

Про курт сказано правильно, он полужидкий для сорпы. Его еще иногда с малым количеством соли перемешивают.

Странные у вас там обычаи.

Вообще-то казахи всегда растворяют в жирной конской сорпе твердый кислый курт, потому что он всегда под рукой и хранится годами, а вот жидкий курт очень редко бывает, добавляют его только когда он есть.

Твердый кислый курт используется не только для сорпы для кислинки, но и для утоления жажды растворив его в холодной воде, а раньше и как пищу в дороге, тоже размолов в воде.

Все остальные озвученные вашим квинтетом добавки для сорпы - лимоны, минералка, соль и прочее - не казахские.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

Кстати не без твоей помощи.

И если ты это про ваш квинтет, то я замечу, что его члены очень похожи друг на друга, для вас история, лингвистика и этнография по барабану, вам языки почесать.

Тьфу на вас.

Странные у вас там обычаи.

Вообще-то казахи всегда растворяют в жирной конской сорпе твердый кислый курт, потому что он всегда под рукой и хранится годами, а вот жидкий курт очень редко, только когда он есть. 

Все остальное - лимоны, минералка, соль и прочее - не казахское.

 

я оговорился, сорпы. потом опять в кесе сорпы микс этот добавляют

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Ш.М. Ибрагимов "Этнографические очерки киргизского народа".

Приблизительно 2 четв. 19 века, Кокшетау.

Ибрагимов - друг Чокана Валиханова.

Ибрагимов по национальности был башкир.

 

 

Сегодня о пользе кумыса:

 

"... В 1861 г. вернулся из Петербурга Чокан Валиханов к себе домой, в то время года, когда аулы тронулись с зимовки на летние кочевки. О прибытии в Кокчетав дали знать отцу Чокана в аул, и отец, передвинув аул на хорошее пастбище, остановился ждать своего сына.

С ним ехал молодой человек из Москвы, сын богатого помещика, чахоточный, которого Чокан вез лечить от чахотки.

Верховых киргиз, собравшихся посмотреть на молодого султана, возвратившегося от белого царя, было видимо-невидимо. Он приехал в аул отца, сопровождаемый массой киргиз, которые всякий час давали знать отцу о приближении его сына в аул, народу было весьма много.

Для Чокана на некотором отдалении от аула поставлены были кибитки и палатки, где он должен был остановиться со своим гостем, которого он вез из Москвы. По прибытии в аул он, по этикету, послал просить у отца себе приема, отец не замедлил пригласить его.

Отец с матерью сидели в кибитке, по обыкновению на полу (АКБ: орындыки не упоминаются))), на своих местах. Двери кибитки отца Чокан должен был сам приподнять (знак почтения), но когда он дошел до самой двери, то брат его, Якуб, поднял ему дверь и пропустил.

Чокан подошел сначала к отцу, опустился перед ним на колени, отец сидел поджавши ноги под себя; отец обнял его обеими руками и поцеловал в лоб. В это время мать его Зейнеп, тучная женщина, сидевшая в двух трех шагах от мужа, горела нетерпением обнять сына и кричала: «Шокан, Шоканым (мой Чокан), узимным балам (мой собственный сын), кел, кел (иди, иди ко мне)», и когда он подошел к матери, мать заплакала и [стала] целовать все его лицо. Затем отец предложил ему сесть около себя по правую сторону перед ним сейчас же постлали скатерть и подали кумыс, затем [начались] обыкновенные расспросы о дороге, здоровье и проч.

Чокан вечера просиживал долго, слушая пение и рассказы киргиз. Вставал поздно, пил кумыс, чаю не пил, ел вареную баранину с соусом и копченую конину."

 

Ну никак не дают скандальные молодые люди из бывшей столицы нормально заливать материал.

Не врубаюсь, зависть их гложет или что? Да и чему завидовать то? Но если все таки желчь, то пусть читают и завидуют молча.  ;) Продолжение отрывка про кумыс: 

 

"... Летом раз произошел следующий случай, который был причиной отъезда из аула отца Чокана Валиханова, который после этого уже расстался совсем со своими родителями и не возвращался более к ним домой.

  В услужении матери Чокана была жена тюленгута (слово это когда-то сказал однажды, говорят, Аблай-хан людям, сопровождавшим султанов, собравшихся к нему в аул для какого-то совета; (тюренгды кут [служите своему господину]), а муж этой женщины бедный, построил в конце аула свою кибитку и жил там. Жена его являлась рано утром к своей госпоже, грела воду, готовила все, что требовалось, открывала тюндук, готовила кушанье и оставалась до позднего вечера в доме, а вечером возвращалась к своему мужу.

   Вот эта служанка по утрам начала приносить в чашке, налитой самой султаншей, кумыс Чокану и, дождавшись [пока опорожнят] чашку, уносила ее обратно. Днем приносила завтрак, вечером ужин. Утреннюю чашку Чокан пил в постели. Вот тут Чокан мало-помалу влюбился в эту служанку и, часто просыпаясь рано, ожидал ее появления. «Она приходила тихо, осторожно, чтобы не разбудить меня, и садилась иногда, ожидая моего пробуждения; нет, она дивная женщина, умная, без всякого задора; что за губы у неё, вздёрнутая вверх верхняя губа – это такая прелесть, нет, не всякий способен понять сладкие поцелуи», - говорил Чокан часто."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного мелодрамы про жену туленгута. :)

 

"... По передаваемым слухам, наступил, наконец, день отъезда из аула Чепе (АКБ: дядя Чокана, брат Чингиса) женщины с мужем. Чокан объявил, что он не отпустит её, разведёт и женится на ней сам при всех, не стесняясь никого и ничего. Брат долго уговаривал Чокана, который очень волновался, в это время отец с матерью волновались тоже не меньше. Наконец, брат Якуб уговорил Чокана остаться в ауле на день или два после отправления этой женщины, а потом поехать в Кокчетав, куда и обещал в целости доставить эту женщину. Если бы Чокан не послушался совета, то кончилось бы всё великим скандалом, был к этой серьёзной развязке вызван старший брат Чингиса Чепе и другие его братья, была приготовлена верховая лошадь, и Чингис категорически сказал, что если Чокан выйдет из своей кибитки, чтобы уехать за этой служанкой, то он живым его не выпустит из аула.

     Не помню, простился ли Чокан со своими родителями, или нет, но он действительно уехал вскоре в Кокчетав. Женщина эта жила некоторое время у него в доме, спала с ним в одной комнате, но потом Чокан почему-то остался ею недоволен, и она уехала в аул его отца.

      После этого Чокан уехал Большую орду, там женился на сестре полковника Тезека и умер в его ауле в 1865 г. Его овдовевшая жена была потом увезена братом его, Якубом, который и женился на ней по киргизскому обычаю. Она была некрасивая, но умная женщина."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дальше этнограф пишет:

 

"... Между Копалом и Верным, близ почтовой станции Алтын-Эмель, в стороне от почтовой дороги, генерал фон Кауфман посетил могилу покойного киргизского султана Большой орды, ротмистра русской службы Чокана Валиханова. Покойный получил известность в ученом мире своими сочинениями о Кашгарии, был очень образован и вообще считался в то время передовым человеком из киргизов.

  Константин Петрович (АКБ: Кауфман) почтил память покойного, сняв шапку над его могилой, а меня просил прочесть приличную случаю мусульманскую молитву. Впоследствии К.П. заказал на ней надпись на киргизском языке такого содержания:

   «Под этим камнем погребен прах султана Большой орды Чокана Валиханова, скончавшегося в 1865 году. Он был верный слуга царю, защитник правды. За верную и усердную службу, за любовь к добру и порядку и за отличные познания в науках государь император пожаловал его чином ротмистра. Господь рано призвал его к себе. Да успокоит аллах его душу вместе с праведными. Этот камень положен по приказанию туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта фон Кауфмана в 1871 году, в память уважаемого и любимого всеми покойного Чокана Валиханова».

   Сообщение о посещении могилы новым начальником края, как молния, облетело всю огромную киргизскую степь и произвело чрезвычайно отрадное впечатление на все тамошнее мусульманское население.

 

В примечаниях этнограф писал:

"... Сохранился ли этот камень на могиле Валиханова или нет, я не знаю, но у меня имеется копия мусульманского текста надмогильной надписи и сделанного мною перевода этого текста на киргизский язык для вырезки на камне с надписью моею рукою: «Представил его высокопревосходительству 27 ноября 1871 года».

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, Karaganda сказал:

Про курт сказано правильно, он полужидкий для сорпы. Его еще иногда с малым количеством соли перемешивают.

а вы в детстве жевали куски желудка от карын-мая? 

бабушка желудки для масла берегла как зеницу ока, после того как закончится масло. осторожно промывала желудок потом наполняла воздухом и как шарик подвешивала сушиться

когда родственники из аула привозили карын-май, во время транспортировки бывало желудок повреждался и бабушка этот желудок разрезала и мы стояли в очередь, чтоб заполучить кусочки соленого желудка и мы носились с ним ;)

эх детство и моя маркум-бабушка :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Аrсен сказал:

а вы в детстве жевали куски желудка от карын-мая? 

бабушка желудки для масла берегла как зеницу ока, после того как закончится масло. осторожно промывала желудок потом наполняла воздухом и как шарик подвешивала сушиться

когда родственники из аула привозили карын-май, во время транспортировки бывало желудок повреждался и бабушка этот желудок разрезала и мы стояли в очередь, чтоб заполучить кусочки соленого желудка и мы носились с ним ;)

эх детство и моя маркум-бабушка :)

Нет, карын не употребляли после мая. По крайней мере, не я. Я не знаю, как его утилизировали)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Чем постоянно изливать желчь и устраивать конфликтные ситуации, лучше скажи мне как коренной житель Алматы - сохранилась ли до наших дней могила великого Чокана и камень с эпитафией на ней? Оберегают ли алматинские власти это национальное достояние и каким образом?

А если власти бездействуют, то делаешь ли ты или твои единомышленники что-нибудь, например, в качестве волонтеров? 

 

По описаниям, могила Чокана должна быть где-то в районе Талды-Кургана, Айна-Булака или Сары-Озека.

 

Перенесите в другую тему, а то реально мы в шаге от закрытия этой)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Karaganda сказал:

Нет, карын не употребляли после мая. По крайней мере, не я. Я не знаю, как его утилизировали)

так мы тоже не ели его просто жевали соленые кусочки карына :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Karaganda сказал:

Перенесите в другую тему, а то реально мы в шаге от закрытия этой)

 

Тема под угрозой закрытия не из-за моих постов, а из-за холивара и провокаций Arсена, почитайте сами все по порядку.

 

Я ведь адресовал свой вопрос ему как местному, а не ради чего-то:

 

Чем постоянно изливать желчь и устраивать конфликтные ситуации, лучше скажи мне как коренной житель Алматы - сохранилась ли до наших дней могила великого Чокана и камень с эпитафией на ней? Оберегают ли алматинские власти это национальное достояние и каким образом?

А если власти бездействуют, то делаешь ли ты или твои единомышленники что-нибудь, например, в качестве волонтеров? 

Мне очень интересно получить ответ на вопрос.

 

По описаниям, могила Чокана должна быть где-то в районе Талды-Кургана, Айна-Булака или Сары-Озека.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел сам.

Оказывается в селе Шанханай действует мемориальный комплекс под названием "Алтын-Эмель", данному по названию соседнего горного хребта:

:8158AB89-1A19-44A3-94B8-E7A8EAB0177B_w10

DD09D1A5-1AC1-4DEB-9589-DB07A2C0C515_w10

4522FAFF-5FC8-43F6-84D6-AF9011DE8DE9_w10

 

Правда данных про точное место нахождения могилы и про могильный камень с надписью я пока ничего не нашел.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оказывается, в 2 км. от музея находится могила Чокана Валиханова.

 

Сначала Тезек распорядился соорудить над могилой мазар из саманного кирпича. В фасадную стену вмонтировали деревянную доску с отрывком из Корана и надписью:

«Чокан, сын Чингиза, сына Валия, сына Аблая, знаменитого хана Средней орды и потомка Чингиз-хана».

 

Через четыре года мазар был заменен на более капитальный из жженого кирпича, а вокруг возвели саманную стену.

На этом фото – один из первоначальных видов могилы Чокана Валиханова, нарисованный его другом Григорием Потаниным:

9D626639-B286-489A-B1B4-54AEAD3FBF49_w10

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отыскалась и надгробная плита. ;) Хотя я не уверен, что это настоящая плита.

 

"В музее «Алтын-Эмель» выставлена также надгробная мраморная плита, которая была изготовлена по распоряжению генерал-губернатора Туркестанского края Константина Кауфмана за его собственный счет. Изготовление плиты с нанесением на нее надписи затянулось на десять лет. Ее установили только в 1881 году. Историю появления этой плиты исследовал алматинский краевед Николай Ивлев. Он же выяснил, что надпись на ней нанесена камнерезом Леопольдом Ластовским – польским дворянином, сосланным в Верный за участие в польском восстании. Со временем могила Чокана Валиханова была предана забвению. В 1906 году в газете опубликован рассказ очевидца, что от могилы сохранилась лишь глиняная ограда, а мавзолей полностью разрушился. Позже кто-то неизвестный покушался на мраморную плиту, о чем свидетельствуют следы молотка и зубила на ней. В 1989 году мраморную плиту заменили на ее копию, а оригинал (на фото) можно увидеть в мемориальном музее «Алтын-Эмель":

O2Q7mEKDU4iHb962WpkcRM334esqTa.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи Монголии.

Летний бешбармак из свежей баранины, без теста:

098c01afa40833ad0f5c1c7e24cabed6.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фото поближе:

c665d8bbc963f0435ff6c5a4c6b4fbe4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи Монголии.

Летний куурдак из вяленой конины:

RN8A2318.JPG

RN8A2762.JPG

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи Монголии.

Варенная вяленая конина (сүр), оставшаяся с зимнего забоя лошадей (соғым):

RN8A3255.JPG

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

Признайтесь честно, от какого больше бежали слюнки, от чисто мясных или с овощами?

у нас дома предпочитают с қамыром, говядиной (по праздникам с кониной), с қазы в кишках и иногда с павлодарской картошкой ;)

в ауле чаще с бараниной

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...