Перейти к содержанию
Бахтияр

Этническое деление в Средневековой ЦА

Рекомендуемые сообщения

Только что, Бахтияр сказал:

Насколько достоверный источник? Верны ли там датировки. Ведь по другим источникам, 1. Они в это время не мусульмане. 2. Жили гораздо дальше. 3. По восточно-туркестанским хроникам посвященные ходжам Ишкийа и Исхакийа это ветви ходжаган, белогорцы и черногорцы. 

 

По логике если все совместить, то все совпадает, кроме датировки, если отодвинуть на конец 16 и нач 17 в., а не первую половину 15 в.

Там анахронизмов много, но и много уникальных сведений. По Золотой орде я в восторге от такой информации которая есть там

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, asan-kaygy сказал:

Орден Ишкийа происходит из города Касан в Фергане как я понял

Насчет Касана верно. Там родился Махтуми Азъам. Там все совпадает кроме датировок. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История братства суфиев Ишкия тесно связана с историей возникновения суфизма. Это мистическое течение в исламе зародилось в мусульманских странах более 1200 лет тому назад, в течение нескольких следующих столетий суфизм распространился от Ближнего Востока до Центральной Азии и Индии и от северных окраин Китая до Индонезии. Термин суфизм - тасаввуф -восходит к арабскому слову «суф» - шерсть, грубая шерстяная одежда - атрибут аскета. Философская сущность суфизма состоит в постижении мистического пути приближения к Богу и достижения Божественной Истины. Ключевым понятием суфизма является достижение экстатического состояния, которое даруется свыше и проявляется как мгновенное озарение, наполнение души божественной любовью и знанием.
В Центральной Азии на протяжении IX-XIV столетий были образованы суфийские общины, завоевавшие множество учеников и последователей по всему свету и оказавшие неоценимое влияние на развитие философской мысли и богословия во всем мусульманском мире. По преданию братство Ишкия («ишк» означает любовь к Аллаху), ответвление от знаменитого суфийского братства Тайфурия, получило свое название в VIII веке от имени основателя братства - знатного жителя Мекки Баба Ишки. Он якобы владел подлинным Кораном Османа и вынужден был спасаться от преследований эмира Мекки, также претендовавшего на обладание этим Кораном. Спрятав своего малолетнего сына и Коран в переметную суму, он покинул родину. Спустя столетия его последователи во главе с шейхом Абул-Хасан ал-Ишки в XIII веке поселились в Мовароуннахре, основав обитель-лангар Астана-ата на северо-западе Самаркандского оазиса в Нуратинских горах, в местности Кохинур. В 1472 году ишкиев постигла большая беда: в обители началась холера. Очевидно, это заставило шейхов Ишкия перебраться в долину Кашка дарьи.
Действительно, нельзя было выбрать места для обители лучше, чем это. Удаленность от проторенных караванных дорог, суровая красота окружающих гор, журчание вод горной речки, отстраненность от мирской суеты располагали к благости, размышлениям и мистическим поискам Божественной Истины. Видимо, местность, где находится Катта Лангар, с древнейших времен обладала магической притягательностью для окрестных жителей. Еще до прихода арабов в Мовароуннахр здесь собирались люди для ритуалов, восходящих к зороастрийским верованиям, - встречи весеннего праздника Навруз, для обрядов и песнопений на праздниках Сайиль и Гули Сурх. В Катта Лангаре до наших дней сохранилась древняя традиция возжигать светильники в специальных небольших сооружениях, называемых «чирогдон».
Предание об основателе братства - владельце Корана Османа Баба Ишки - в действительности находит свое подтверждение. В мечети Катта Лангара хранится сундук, изготовленный, судя по арабской надписи на нем, во второй половине XIX века по приказу Бухарского эмира Музаффархана и предназначенный «для хранения хирка -рубища Пророка». Известно, что при посвящении в суфийское братство соблюдался ритуал, восходящий к обычаю, установленному Пророком Мухаммедом для своих учеников: учитель пожимал руку ученику, надевал на него одеяние дервиша - хирка и шапочку - кулох. Это одеяние являлась символом духовной преемственности, считалось, что оно было передано Пророком своему духовному преемнику и через множество поколений стало собственностью суфийского братства Ишкия. Местные жители уверяют, что в этом же сундуке хранился знаменитый священный Коран Османа.
Напомним, что первоначально Коран передавался изустно, от слушателя к слушателю, а если и записывался, то отрывочно и бессистемно, несмотря на то что Пророк Мухаммед призывал сохранить каждое Божье слово. Инициатором составления Корана был второй халиф Осман. Выполнить это богоугодное дело было поручено Зейду ибн Сабиту, который в последние годы состоял писцом у пророка Мухаммеда. Окончательный сводный текст Корана был закончен в 656 году, священная книга была переписана в пяти экземплярах и разослана в важнейшие центры халифата - Мекку, Медину, Дамаск, Куфу и Басру. Подлинник Осман оставил себе, и этот унифицированный текст Корана был признан каноническим.
По преданию, именно этот Коран читал Осман, когда мятежники пришли его убивать, и на страницах книги остались пятна крови праведного халифа. Судьба этого экземпляра священной книги долгие столетия была неизвестна. Но в конце XIV века Амир Темур из похода в Сирию и Ирак привез Коран Османа в Самарканд, где его поместили в библиотеку самого повелителя. Историческим фактом является то, что в 1868 году этот Коран хранился в мечети Ходжи Ахрара - шейха суфийского ордена. После прихода русских в Самарканд Коран Османа оказался в руках генерала Абрамова, который переправил его в Ташкент, а затем священная книга попала в Санкт-Петербург. Потом драгоценная рукопись была отправлена в Уфу, где тогда находилось Духовное управление мусульман, а в 1924 году в специальном вагоне Коран Османа был доставлен в Ташкент. С 1941 года местом постоянного хранения реликвии стал Музей истории народов Узбекистана в Ташкенте. В 1989 году Коран Османа был передан Духовному управлению мусульман Узбекистана, и в настоящее время он хранится в специальном помещении библиотеки Управления. В 2000 году ЮНЕСКО выдало сертификат, подтверждающий, что хранящийся в Ташкенте Коран Османа - единственный из сохранившихся до наших дней подлинный Коран, переписанный во времена халифа Османа.
Тем не менее в Катта Лангаре действительно хранился один из древнейших в мире списков Корана. По сообщению катта-лангарских старожилов, в 1941 году он насчитывал 143 листа, из которых сегодня сохранилось только 12, они переданы на хранение в Духовное управление мусульман Узбекистана. В мечети Катта Лангара хранятся хорошо выполненные копии этих листов. Исследованиями установлено, что рукописный Коран на пергаменте из Катта Лангара был выполнен не позднее середины VIII века. Волею судеб около 80 листов оказались в хранилищах Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН, один лист - в Институте востоковедения АН Узбекистана, некоторая часть листов драгоценного экземпляра утрачена. К сожалению, неизвестно местонахождение и рубища-хирка, долго хранившегося в Катта Лангаре.
Суфийское братство Ишкия имело своих приверженцев в Кашкадарье и Бухаре вплоть до начала XX века. Давно утрачены священные реликвии, забыты суфийские ритуалы, но в Катта Лангаре, кажется, остановился бег времени, и он остался приютом благочестия и веры.
Феномен Катта Лангара ждет исследователей. Вдали от искушений цивилизации и мирской суеты, в гармонии с первозданной природой жители Лангара живут, соблюдая старинные обряды, устраивают народные гуляния с танцами и песнопениями, в которых угадываются отблески давних суфийских традиций. Как сотни лет назад их предки, они возделывают поля и сады, пасут скот, строят дома и растят детей. Они приветливы и простодушны и всегда рады каждому гостю, пожаловавшему в Катта Лангар из большого Мира. До наших дней не иссякает поток паломников в эти святые места из ближних сел и дальних городов. Здесь, у священных гробниц, вознося молитвы Аллаху, люди просят хорошего урожая, удачи в делах, исцеления от болезней... Здесь, в Лангаре, обители Бога на земле, всем страждущим будет сброшен свыше якорь спасения и дарована последняя надежда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По преданию братство Ишкия («ишк» означает любовь к Аллаху), ответвление от знаменитого суфийского братства Тайфурия, получило свое название в VIII веке от имени основателя братства - знатного жителя Мекки Баба Ишки. Он якобы владел подлинным Кораном Османа и вынужден был спасаться от преследований эмира Мекки, также претендовавшего на обладание этим Кораном. Спрятав своего малолетнего сына и Коран в переметную суму, он покинул родину. Спустя столетия его последователи во главе с шейхом Абул-Хасан ал-Ишки в XIII веке поселились в Мовароуннахре, основав обитель-лангар Астана-ата на северо-западе Самаркандского оазиса в Нуратинских горах, в местности Кохинур. В 1472 году ишкиев постигла большая беда: в обители началась холера. Очевидно, это заставило шейхов Ишкия перебраться в долину Кашка дарьи.

Из интернета

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме троллинга.

Тюркоязычные племена могли инкорпорироваться к другим тюркоязычным династиям/государствам.

При условии:

1. Если они принимают подданство сюзерена

2. Если сюзерену это выгодно

При этом этническое деление существовало явное. Но как правило на высоком уровне [сюзерен-вассал] это вообще никого не интересовало. 

История фиксирует случаи присоединения [вассал-сюзерен] между совершенно разными народами, на примере тех же кераитов и онгутов. Первых понятное дело захватили, но правящие дома монголов и кераитов породнились, чтобы устроить все стороны. Темучин отдал своего сына Толуя за племянницу Тогрула [Ван-Хана]. Онгуты же вошли в монгольское государство на союзных началах и их правящие дома тоже породнились. 

Теперь по предмету.

1. Какие исторические и политические предпосылки существовали для того, чтобы могулы коренного юрта [Кашгарии] взяли и ушли в подданство к казахским ханам? 

2. Именно в подданство, иначе никак. Ты не можешь покинуть свои земли, прийти на чужие и объявить себя в чужой среде [кипчакоязычной, золотоордынской], с устоявшейся элитой [ханской властью] великим жузом. 

3. Какой казахский Хан принял такое политическое решение о вхождении могулов [мусульман, уйгуро-карлукской письменности и речи] в казахское ханство в великий жуз?

4. Существовало ли казахское ханство как этническое государственное образование? Конкретно меня интересуют: существующая династия, правящее родовое знамя[тамга], источники соседей о 'земле казахов' итд. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
50 минут назад, Бахтияр сказал:

Возможно это не события 15 в., а позже было. Хотя очень интересно. В 15 в кыргызы могли проживать в Кулане? 

Тагай, это не Мухаммед кыргыз? 

Сочинение "Маджму ат-Таварих" (Собрание историй) написано на таджикском языке в XVI веке в области Ферганы муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди в 1494/1495 г., и завершено его сыном в 1591/1592 г.

Историчность сочинения, несмотря на нахронизмы, очень даже неплохая, учитывая то, что список кыргызских племен в сочинении полностью повторяет последующие списки. Т.е. у авторов были хорошие информаторы из кыргызов.

Мухаммед-кыргыз - не Тагай, не совпадают поколения, и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Кыргызы действительно самостоятельная народность - не могулы. Последних они выдавили с Тянь-Шаня и Мангалай-Субэ. Последняя попытка вернуть свои кочевья - это "бараний поход" могулов.

 

1 час назад, Бахтияр сказал:

Это не мазхабы.

не понял...а что тогда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Uighur сказал:

Кроме троллинга.

Тюркоязычные племена могли инкорпорироваться к другим тюркоязычным династиям/государствам.

При условии:

1. Если они принимают подданство сюзерена

2. Если сюзерену это выгодно

При этом этническое деление существовало явное. Но как правило на высоком уровне [сюзерен-вассал] это вообще никого не интересовало. 

История фиксирует случаи присоединения [вассал-сюзерен] между совершенно разными народами, на примере тех же кераитов и онгутов. Первых понятное дело захватили, но правящие дома монголов и кераитов породнились, чтобы устроить все стороны. Темучин отдал своего сына Толуя за племянницу Тогрула [Ван-Хана]. Онгуты же вошли в монгольское государство на союзных началах и их правящие дома тоже породнились. 

Теперь по предмету.

1. Какие исторические и политические предпосылки существовали для того, чтобы могулы коренного юрта [Кашгарии] взяли и ушли в подданство к казахским ханам? 

2. Именно в подданство, иначе никак. Ты не можешь покинуть свои земли, прийти на чужие и объявить себя в чужой среде [кипчакоязычной, золотоордынской], с устоявшейся элитой [ханской властью] великим жузом. 

3. Какой казахский Хан принял такое политическое решение о вхождении могулов [мусульман, уйгуро-карлукской письменности и речи] в казахское ханство в великий жуз?

4. Существовало ли казахское ханство как этническое государственное образование? Конкретно меня интересуют: существующая династия, правящее родовое знамя[тамга], источники соседей о 'земле казахов' итд. 

1.2.3. с чего вы взяли что могулы =уйгуры 

4.вы сомневаетесь что у казахов было гос-во? вот уигуров не было гос-во 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, asan-kaygy сказал:

По преданию братство Ишкия («ишк» означает любовь к Аллаху), ответвление от знаменитого суфийского братства Тайфурия, получило свое название в VIII веке от имени основателя братства - знатного жителя Мекки Баба Ишки. Он якобы владел подлинным Кораном Османа и вынужден был спасаться от преследований эмира Мекки, также претендовавшего на обладание этим Кораном. Спрятав своего малолетнего сына и Коран в переметную суму, он покинул родину. Спустя столетия его последователи во главе с шейхом Абул-Хасан ал-Ишки в XIII веке поселились в Мовароуннахре, основав обитель-лангар Астана-ата на северо-западе Самаркандского оазиса в Нуратинских горах, в местности Кохинур. В 1472 году ишкиев постигла большая беда: в обители началась холера. Очевидно, это заставило шейхов Ишкия перебраться в долину Кашка дарьи.

Из интернета

В интернете белогорцы ишкия тоже выходит,  от одного из сыновей Махдуми Азъама. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Бахтияр сказал:

 

Чорасы ушли же от могулов к ойратам, потом при могулистанском  Ахмед Алачи хане назад вернулись.

Все таки между кочевыми племенами региона этно-культурные  различия были не таким уж большим препятствием. Если вообще были! И не все номады были ревностными мусульманами.  Как видно, даже к ойратам уходили. И назад возвращались!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Бахтияр сказал:

В интернете белогорцы ишкия тоже выходит,  от одного из сыновей Махдуми Азъама. 

Думаю белогорцы Ишкийа происходит от тех Ишкийа из города Касан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, asan-kaygy сказал:

Думаю белогорцы Ишкийа происходит от тех Ишкийа из города Касан

Да, но вроде было четкое определение, что от сына выходца из Касана, Махтуми А., как и черногорцы Исхакийа, от другого сына. Надо смотреть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, asan-kaygy сказал:

А вообще у кыргызов тоже хороший генетический эффект основателя как и у казахов

Старкластер это у каких кыргызских племен, выходцев с Могулистана?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Zake сказал:

Чорасы ушли же от могулов к ойратам, потом при могулистанском  Ахмед Алачи хане назад вернулись.

Все таки между кочевыми племенами региона этно-культурные  различия были не таким уж большим препятствием. Если вообще были! И не все номады были ревностными мусульманами.  Как видно, даже к ойратам уходили. И назад возвращались!

Не уверен, что все Чурасы ушли, и именно  при Алача-хане возвратились, надо посмотреть. И ушли не просто так, а вынуждены были вероятнее всего. Уходили к ним и гораздо позже, вплоть до Цинского завоевания. Но не стали же ойратами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Zake сказал:

Старкластер это у каких кыргызских племен, выходцев с Могулистана?

Читайте в статьях все сказано

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Shymkent сказал:

1.2.3. с чего вы взяли что могулы =уйгуры 

4.вы сомневаетесь что у казахов было гос-во? вот уигуров не было гос-во 

Изначально могулы это чисто монголоязычная общность Чагатайского улуса, хранившая традиции средневековых монголов. Монгольский язык сохранялся у некоторых групп вплоть до 16 в. Но с с момента их появления в регионе в 13 в. они инкорпорировали значительные массы местного населения. А после того как они стали мусульманами, они окончательно слились с местным мусульманским тюркским населением, это хорошо описано в Тарихи-Рашиди, и уже нет никаких других народов кроме могулов в Кашгаре (по хроникам Могульского государства, от 16-17-18 вв.), есть только деление сословное, хотя это слово не очень подходит для этого. И кстати, Махмут бен Вали отмечает что кашгарцы похожи на калмаков. Это я к теме об отюреченных иранцах Кашгара, сартов европеоидов и прочем.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Бахтияр сказал:

Это тарикат суфийский. 

вы о тех товарищеи. суфизм не признают в классическом исламе , типа еретики , новоделы 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Бахтияр сказал:

Не уверен, что все Чурасы ушли, и именно  при Алача-хане возвратились, надо посмотреть. И ушли не просто так, а вынуждены были вероятнее всего. Уходили к ним и гораздо позже, вплоть до Цинского завоевания. Но не стали же ойратами. 

У кочевых племен региона в перв очередь родоплеменное сознание. Поэтому они и не должны были стать ойратами, потому что были чорасами. Как в Могулистане, так и среди ойратов.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zake сказал:

Дайте ссылку на конкретную статью .

Поищитe в моeм профилe

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...