Almaty Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 22 минуты назад, кылышбай сказал: там же: asan-kaygy 05/07/16: Топ-5 казахских племен по численности на конец 19-начало 20 века по оценкам Масанова Н.Э. 1. Алшин (Байулы+Алимулы)=750-900 тысяч 2. Уйсун (Дулат, албан, Суан, Сргелы и т.д.)=515-545 тысяч 3. Аргын 450-500 тысяч. 4. Найман 400 тысяч 5. Кыпшак 160-170 Отдельно стоит считать Жетиру (хотя это 7 разных родов)=250-280 тысяч Не понимаю казахстанских историков, зачем вспоминать именно эти данные, ведь после этих данных был голод 30-х годов, где наиболее пострадали именно казахи севера, запада и востока Казахстана, наименее казахи юга, так как были знакомы более менее с земледелием, нежели 100 % номады севера, запада и востока. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 2 часа назад, кылышбай сказал: 1. казахов на юге больше, но там ведь много и родов. дулаты и коныраты имхо самые многочисленные (хотя сейчас уже тяжело точно посчитать численность каждого рода, но прикинуть можно). а коныраты всю историю обитая на Сырдарье тем не менее относятся к Среднему жузу 2. в Астане Старший и Средний жузы, а Младших думаю не так много 3. можно назвать тройку лидеров по количеству - Аргыны, Найманы и Дулаты (если не считать за роды Алшынов и Уйсынов и считать подроды Байулы, Алимулы и Жетыру отдельно) вложил старый график из другой темы. тут я брал с учетом казахов за пределами РК Цифры взятые с потолка! Например Аргыны 2 млн 188 тыс, если учесть что в 6 областях где находятся исторические земли Среднего Жуза всех казахов насчитывается - 2 млн. 834 тыс человек, по данным последней переписи. А ведь там живут те же Найманы, Кереи и др. Так что ориентироваться на данные начала 20 века ИМХО в корне неверно! Дулатов и коныратов на юге ИМХО 80 на 20 %. Даже 20 % для коныратов мне кажется через чур много. Если брать в расчет выходцев ЮКО спортсменов, артистов и политиков чьи родословные более менее известны, то коныратов там практически нет, знаю только боксера Саттарханова и Рахата Алиева. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 50 минут назад, кылышбай сказал: 3. родо-племенным разделеним казахов в РУ. в Ташкенской области в основном живут представители родов канглы и шанышкылы, в Навоийской области - алимулы 3. соотношением по количеству найманов и кереев в Китае, пока не нашел точных данных. взял найманов в два раза больше чем кереев Не знал что в Узбекистане живут Канлы. По моему в ташкентской области большинство казахов это шанышкылы и дулаты. В Китае однозначно кереев больше всех! А в общем мне кажется если брать только терр. Казахстана то на первом месте это однозначно Дулаты, потом Найманы и после них Аргыны. А если брать всех казахов то после Дулатов вторыми будут Кереи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 2 часа назад, Almaty сказал: 1. Не знал что в Узбекистане живут Канлы. По моему в ташкентской области большинство казахов это шанышкылы и дулаты. 2. В Китае однозначно кереев больше всех! 3. А в общем мне кажется если брать только терр. Казахстана то на первом месте это однозначно Дулаты, потом Найманы и после них Аргыны. 4. А если брать всех казахов то после Дулатов вторыми будут Кереи. 1. гегемония дулатов в Ташкенте была во времена Толе-би. в конце 18 в. власть в Ташкенте захватил Юнус-ходжа, которого активно поддерживали шанышкылы и канглы. я лично знаю о расселении подрода Жаныс (Дулат) только в Бостандыкском районе 2. если есть данные, подтверждающие это - скиньте, поддкорректирую график. в Синьцзян переселялись найманы, кереи, уаки. в бассейне Или были албаны и суаны. позже часть кереев оттуда ушла в Баян-Улгии (Монголия). в Кош-Агаче емнип найманы и кереи. они скорее всего выходцы из Синьцзяна или Баян-Улгии 3. дулаты с аргынами точно разделят первые две строчки потому что отсекается большая часть найманов. 4. в Китае и Монголии кереев много, но в той же Монголии проживает всего 100 тыс. казахов и не все из них кереи. соотношение двух крупнейших групп в Китае (найманов и кереев) я так нигде и не нашел, но учитывая что найманов во всех источниках всегда было гораздо больше чем кереев это соотношение можно экстраполировать и сюда 2 часа назад, Almaty сказал: Цифры взятые с потолка! Например Аргыны 2 млн 188 тыс, если учесть что в 6 областях где находятся исторические земли Среднего Жуза всех казахов насчитывается - 2 млн. 834 тыс человек, по данным последней переписи. А ведь там живут те же Найманы, Кереи и др. Так что ориентироваться на данные начала 20 века ИМХО в корне неверно! Дулатов и коныратов на юге ИМХО 80 на 20 %. Даже 20 % для коныратов мне кажется через чур много. Если брать в расчет выходцев ЮКО спортсменов, артистов и политиков чьи родословные более менее известны, то коныратов там практически нет, знаю только боксера Саттарханова и Рахата Алиева. см. примечание где написано откуда данные. если владеете другой информацией - поделитесь. график "живой", можно, даже нужно, корректировать - аргыны живут и в РФ - ареал расселения коныратов - Шардаринский район и сельские округи ЮКО к северу от нее - одни из самых густонаселенных районов РК. плюс к ним примыкают разделенные границей ареалы расселения коныратов в Сырдарьинской, Джизакской и Ташкентской областях РУ 3 часа назад, Almaty сказал: Не понимаю казахстанских историков, зачем вспоминать именно эти данные, ведь после этих данных был голод 30-х годов, где наиболее пострадали именно казахи севера, запада и востока Казахстана, наименее казахи юга, так как были знакомы более менее с земледелием, нежели 100 % номады севера, запада и востока. согласен: после тех данных переписи были голод, война. на форуме это часто обсуждалось, но к сожалению других нет. но вы также учитывайте следующее: - голод затронул и юг Казахстана (могу судить по прадедам с обоих сторон - Сарыагаш и Аулие-Ата (ныне Тараз)), где несмотря на близость земледельческих районов, основная масса населения все еще вела кочевой и полукочевой образ жизни Цитата Более всего пострадали казахи востока республики. Потери составили здесь 379,4 тысячи человек или 64,5% от численности этноса в 1930 году. В данном регионе наблюдалась наиболее значительная миграция, в первую очередь в пограничные районы Российской Федерации и Китая. Более половины представителей этноса было потеряно в Северном Казахстане - 410,1 тысячи человек или 52,3%. Западный Казахстан потерял 394,7 тысячи казахов или 45,0% этноса, Южный - 632,7 тысячи или 42,9%. Наименьшие потери были в Центральном Казахстане - 22,5 тысячи человек или 15,6% этноса данного региона. А.Н. Алексеенко , "Население Казахстана в 1926-1939 годах" Ред. В.Н. Владимиров Барнаул 2000 - сейчас в РФ, КНР и Монголии проживает около 2 миллионов казахов. не считая тех, кто откочевал в Китай в 19 в., большая волна миграции в Сибирь и Синьцзян в 30-х была именно из Северного и Восточного Казахстана. эти миграции позже продолжились и после 40-х годов. но уже в меньших мастабах - по численности казахов юга было всегда меньше всех т.к. ареал расселения был в разы меньше чем на севере и западе. об этом много написано у российских этнографов, историков и т.д. Цитата «Большая орда киргизская содержит в себе от 500 до 600 000, Средняя – до 1 360 000, Меньшая – около 1 100 000, а все три – от 2500000 до 3000000 душ обоего пола» Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. - рост рождаемости на юге - это тенденция последнего столетия когда площадь кочевий уже не имел значения Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 10 минут назад, кылышбай сказал: 2. если есть данные, подтверждающие это - скиньте, поддкорректирую график. в Синьцзян переселялись найманы, кереи, уаки. в бассейне Или были албаны и суаны. позже часть кереев оттуда ушла в Баян-Улгии (Монголия). в Кош-Агаче емнип найманы и кереи. они скорее всего выходцы из Синьцзяна или Баян-Улгии В Китае бываю очень часто и большую часть поездок провожу в Урумчи, и ради интереса конечно узнаю у местных казахов кто они, так вот по их словам там больше всех кереев. Да я и сам не разу не видел там ни Албана ни Суана, двух трех найман видел, а остальные человек 100 и даже более были кереями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 21 декабря, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 Как пишут "керей" на казахском ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 16 минут назад, кылышбай сказал: см. примечание где написано откуда данные. если владеете другой информацией - поделитесь. график "живой", можн,. даже нужно, корректировать - аргыны живут и в РФ - ареал расселения коныратов - Шардаринский район и сельские округи ЮКО к северу от нее - одни из самых густонаселенных районов РК. плюс к ним примыкают разделенные границей ареалы расселения коныратов в Сырдарьинской, Джизакской и Ташкентской областях РУ Точных данных нет, я просто сопоставил данные переписи исторических земель среднего жуза, а там казахов живет 2,8 млн человек, а аргынов в Вашей таблице 2,1 млн человек, ну просто никак такого быть не может, даже если посчитать всех казахов РФ как аргынов, хотя в РФ большинство казахов живет в оренбургской и астраханской областях, которые в свою очередь граничат с землями младшего жуза. По казахам ЮКО конечно нет никаких данных, поэтому там все догадки. Но я в свою очередь как выше отписался, просто считал по знаменитостям, политикам и спортсменам родословные которых можно найти в сети. В Узбекистане очень много дулатов, там к примеру похоронен Шымыр ата, ясное дело, коль похоронен такой большой человек, то и его потомки там живут в большом количестве, так же Толе би там похоронен, и его потомки там значит в большом количестве. И если с этой стороны границы живут миллионы дулатов то логично что и с той стороны границы их так же много. Но количество конечно уже никогда не узнать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 42 минуты назад, кылышбай сказал: согласен: после тех данных переписи были голод, война. на форуме это часто обсуждалось, но к сожалению других нет. но вы также учитывайте следующее: - голод затронул и Юг Казахстана, где несмотря на близость земледельческих районов, основная масса населения все еще вела кочевой и полукочевой образ жизни - сейчас в РФ, КНР и Монголии проживает около 2 миллионов казахов. не считая тех, кто откочевал в Китай в 19 в., большая волна миграции в Сибирь и Синьцзян в 30-х была именно из Северного и Восточного Казахстана. эти миграции позже продолжились и после 40-х годов. но уже в меньших мастабах - по численности казахов юга было всегда меньше всех т.к. ареал расселения был в разы меньше чем на севере и западе. об этом много написано у российских этнографов, историков и т.д. - рост рождаемости на юге - это тенденция последнего столетия когда площадь кочевий уже не имел значения Меня вот что больше всего заинтересовало: 1. На юге погибло 632 тыс человек или 42 % этноса данного региона. - значит там жило 1,504 млн человек. 2. На востоке погибло 379 тыс или 64%. - 592 тыс 3. На западе погибло 394 тыс или 45% - 875 тыс 4. На севере погибло 410 тыс или 52% - 788 тыс 5 В Ц. Каз. погибло 22 тыс или 15 % - 146 тыс. Значит казахов на юге жило 1,504 млн человек, на севере - 1,526 млн человек, и на западе 875 тыс человек. После была война, где по моему непосредственно граничащий с "линией фронта" младший жуз в процентном отношении потерял больше всех, потом граничащая непосредственно с РФ - средний жуз, и менее всех ИМХО - старший жуз. И вот исходя из этих данных и после бума рождаемости на юге, можно предположить что более всех из казахских родов это Дулаты, населяющие в принципе весь юг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 1 час назад, кылышбай сказал: - по численности казахов юга было всегда меньше всех т.к. ареал расселения был в разы меньше чем на севере и западе. об этом много написано у российских этнографов, историков и т.д. Это заблуждение ссылаться на ареал расселения. Далеко даже за примером ходить не надо, стоит только поехать на машине из Алматы в Астану и из той же Алматы в Чимкент. В первом случае если вы проехав 200 - 300 км (условно) встретите хоть один аул, то это хорошо. Во втором случае дорога до Чимкента это просто одно мучение, за поселком начинается другой поселок в котором стоит гаишник с радаром, и так на протяжении всего пути. Так что огромные терр. Среднего Жуза, Младшего Жуза и маленькие Старшего Жуза, это сродни сравнению Австралии и Канады с одной стороны и Бангладеш. с другой )))) По сути центральный Казахстан, если посмотреть на карту это пустынное место, Караганда, Темиртау, Джезказган появились позже. Если к примеру ехать из Актобе на юг, то пальцев одной руки хватит посчитать встречающиеся по пути поселки, и только возле Туркистана начинается по сути "жизнь", которая длится до Талдыкургана. После Талдыкургана опять тишина, которая прерывается только возле Алаколя (Аягоз, Учарал, Сарканд, хотя даже между этими поселками многие европейские страны легко поместятся) потом опять тишина до Усть Каменогорска и Семипалатинска. По сути все казахи жили как и все нормальные народы возле воды, вдоль иртыша, на или, возле Алаколя, вдоль сырдарьи, вдоль урала и более менее малые группы казахов возле каких нибудь мелких озер и ручейков и всё, остальная же часть была не обжитой! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 21 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 Интересно откуда список взялся. Кто автор? http://e-history.kz/ru/contents/view/1990 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 21 декабря, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2016 Много Тайджи среди казахов ? http://bibliotekar.kz/chitat-knigu-onlain-istoricheskie-sudby-/rasshirenie-areala-rasprostranenija-kaza.html Мансур Тайджи на могиле своего отца Хусаина Тайджи на кладбище «Селюры Кары Шайттер Кабрыстан» в Стамбуле (Турция). 28 октября 1996 г. Фото автора Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 22 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 Не много.. Как понял из текста это фамилия такая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 22 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 А по-моему тайджи это титул, который еще при маньчжурах его предки или он сам получили. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 22 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 Слишком круто для простого казаха. Типичный пример похожей фамилии Тайчибеков, без ов он был бы просто Тайчибек Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 22 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 Теоретически титул мог превратиться в фамилию, тем более после переезда в Турцию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 22 декабря, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 1 минуту назад, Le_Raffine сказал: Теоретически титул мог превратиться в фамилию, тем более после переезда в Турцию. Получается это "знатный джунгар" ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 22 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 Только что, Турист сказал: Получается это "знатный джунгар" ? А почему не маньчжур? Хотя насчет титула это мое предположение. Давали ли тайджи казахам не знаю. Но, например, ваны из казахов были. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 22 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 2 часа назад, Le_Raffine сказал: Теоретически титул мог превратиться в фамилию, тем более после переезда в Турцию. вряд ли такой титул могли дать казахам в 19 веке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 24 декабря, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2016 Этимология "казак" В сети появилось много экспертов по этимологии "калмак", предлагают даже вместо национальной формы "хальмг" в русском написании использовать "калмак". Вчера обратился к KAMALу с просьбой: А переводится "калмак"(из его же цитаты) как "остаток" ? Kamal знаток 3-Х тюркских языков естественно не ответил. Известно что "До 1936 года в справочных изданиях можно также встретить термин киргиз-казак" (?) Мой перевод с кыргыского : "кырк" - "стричь" + "гыс" = КыркГЫС "не стриженный, не бритый" Получается, что "кыркгыс-казак" можно перевести как "Нестриженный (небритый) казак (!)" В частности, были могольские, ногайские, дештские, кызылбашские казаки, а также «казаки эмира Танбала», «наши казаки» (слова Бабура), «шибан-казаки»... Надо полагать, что употребление автором «Тарих-и Рашиди» парного термина «узбеки-казаки» связано именно с этим обстоятельством, и ему было хорошо известно значение слова «казак», которое служило и для обозначения казаков (казахов) как уже вполне обособившейся к его времени (начало 1530-х годов) этнической общности, и для обозначения разного рода вольниц, к какой бы народности они ни принадлежали. Так что, употребляя парный термин, Мирза Хайдар как бы подчеркивал, напоминал своим читателям, что казаки Гирея и Джанибека и их потомство являются выходцами именно из Узбекского улуса. Таджикский : http://sahifa.tj/tadzhiksko_russkij.aspx?slovo=ҳисса "ҳиссаги" - "долевой"; "ҳисса" - часть, доля, пай, вклад; ~и бузург львиная доля; ~и нутк грам. часть речи; ~ аз кисса небольшая часть чего-л., незначительная доля целого; ~ гузоштан а) внести вклад; б) вкладывать пай 1. Можно перевести "узбек-казак" как "от узбеков доля (часть; долевой)" ? 2. Где в новом ДТС есть "казак" ? Я не нашел. 3. Можете дать перевод "казак" ? 4. Лингвофрик Турист или сотни (тысячи) ученых писавших про "вольных, гусей, бродяг" ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 24 декабря, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2016 Есть тут Администрация, доктора и другие которые могли бы "осаживать" псевдоземляков. Но ощущение, что псевдоземляки рабртают по заданию, используя "троллинговую тактику" чтобы "расшевелить" народ и прежде монголоязычных и "поймать рыбку". Много вопросов были "отправлены мной в небытие", но хотелось бы чтобы вы хотя бы со своим этнонимом разобрались и набравшист мужества ответили общественности. Если есть соображения по "калмак", то буду рад прочесть ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 24 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2016 8 minutes ago, Турист said: Вчера обратился к KAMALу с просьбой: А переводится "калмак"(из его же цитаты) как "остаток" ? Kamal знаток 3-Х тюркских языков естественно не ответил. Прошу прощения, видимо пропустил. Калмак - дословно переводится "остаться", например, "мен Нокисте калмакпан / калмакшыман" (хочу остаться в Нукусе). "Остаток" - на каракалпакский переводится как "калдык", если остался где-то - "калдым", если кто-то где-то остался - "калган", остался без ничего - "куры калдым" и т.д. А если обратиться к происхождению слова "калмак" как прозвище или этноним, то немножко затруднительно. Если это прозвище появилось внешне, то есть, от других лиц по отношению к тем, кто не принял ислам, то сами носители этого прозвища продолжали бы называть себя тем, кем они и являются. Но наличие рода "калмак" в среде многих народов говорит о том, что такой этноним все же был. Так что, Вы преувеличиваете мои способности, ясного ответа по этому поводу я дать не могу. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 24 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2016 27 минут назад, Турист сказал: "кырк" - "стричь" + "гыс" = КыркГЫС "не стриженный, не бритый" Получается, что "кыркгыс-казак" можно перевести как "Нестриженный (небритый) казак (!)" Нельзя, да и зачем? =) 32 минуты назад, Турист сказал: 1. Можно перевести "узбек-казак" как "от узбеков доля (часть; долевой)" ? Нет. Ниже прочтите статью. 34 минуты назад, Турист сказал: 3. Можете дать перевод "казак" ? Турсун Султанов, доктор исторических наук. Кто такие казахи Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к начальный и конечный, — ,к а з а ,к. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832)в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в «Шах-наме» великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове «казак». Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина «казак» и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова «казак». Одни выводили его из тюркских глаголов каз — «рыть», кез — «скитаться», кач — «бежать, спасаться»; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз — «гусь» и ак — «белый»; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово «казак» из монгольского термина касак—тэргэн, обозначающего род повозки. Некоторые авторы связывают термин «казак» с названием древнего кавказского племени или объединения племен касог; однако такого рода гипотеза, по мнению В. В. Бартольда, «едва ли приемлема для историка». Таким образом, надежного этимологического объяснения слова «казак» пока еще нет. Но каково бы ни было происхождение этого слова, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение, в смысле — свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, а также человек удалой, храбрый. Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казак» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени, своего сеньора и законного государя и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати сказать, отсюда это тюркское слово и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков. Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества. Иными словами, исходное значение термина казак социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя мечом своим, — казак; человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без товарищей, — казак; удалой молодец, по выражению Бабура, «неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага», — тоже казак. Людей, ведших какое-то время образ жизни казака, по необходимости или по доброй воле, всегда было немало. Этому способствовали как тогдашние будничные условия жизни, так, в частности, и то обстоятельство, что по понятиям того времени, как передает автор «Тарих-и Рашиди» Мирза Хайдар, считалось даже похвальным, чтобы мужчины в молодости провели некоторое время, подвергая себя опасности, в уединении, в пустыне, в горах или лесах, на расстоянии одного или двух месяцев пути от обитаемых мест, питаясь мясом дичи и одеваясь в шкуры убитых ими зверей. Казаком мог стать любой человек, будь он тюрок или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид. Султан Хусайн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в «казачестве» не один месяц. Бабур вспоминал в своих знаменитых «Записках», как он «во время казачества» решил направиться из горной страны Масча к Султан Махмуд-хану. Важно отметить, что человек, сделавшийся казаком, мог перестать быть таковым и вернуться в прежнее состояние, в свое общество, как это и произошло со всеми перечисленными выше казаками из тогдашнего высшего света. Султан Хусайн и Султан Саид позднее стали государями каждый в своей стране; Мухаммад Шейбани и Захир ад-Дин Бабур — каждый из них основал новое государство. Таким образом, в те далекие времена казаками становились, делались. Для обозначения образа жизни казака в ираноязычных и тюркоязычных источниках образовано существительное казаклык — «казакование», «казачество», «скитальчество», «вольность», а также глагол казакламак — «скитаться», «вольничать». Понятие «во времена казачества» обычно передается, соответственно: казаклыкда, казаклыкларда (в тюркоязычных источниках) и дар аййам-и казак(и),муддат-и казак (в ираноязычных источниках). Понятно, что образ жизни казака скромный. Отсюда и слово казакане, «по-казацки», «скромно», образованное от тюркского казак с присоединением персидского окончания —ане. Вот пример употребления этого редкого слова в тексте средневекового источника. Чагатаид Султан Ахмад был настоящим сыном степей, вел суровый образ жизни. Бабур описывает «жилище» Султана Ахмада во время похода против эмира Танбала в 1502 году так. Когда наш автор прибыл к Султану, тот взял его за руку и ввел в свой «маленький шатер». «Так как Султан Ахмад вырос на окраинных землях, — замечает Бабур, — то палатка и обстановка, в которой он жил, были скромными, казацкими (казакане). Дыни, виноград, принадлежности конской сбруи — все лежало тут же в палатке, где он жил». Казак не всегда проводил свое «казакование» в полном одиночестве. Человек, пожелавший разделить с вольным казаком его непредсказуемую судьбу, становился ему казакдашем. Слово казакдаш (образовано по известному образцу: йолдаш — «спутник», аркадаш — «товарищ», аулдаш — «земляк», ватандаш — «соотечественник») встретилось мне только в сочинении ал-Хаджжа Абд ал-Гаффара Кирими «Умдат ат-таварих» и в «Книге путешествий» османского автора XVII века Эвлия Челеби при описании им Крымского ханства. Любопытный термин! Но я не знаю, как толково перевести его на русский язык. Существовали даже «общества казаков», джамаат-и казак, по выражению средневековых мусульманских авторов. Подобные коллективы возникали в разное время, в разных местах и по разным причинам. Временами, пишет историк XV века Абд ар-Раззак Самарканди, «некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками», приходили в Мазандеран (1440—1444) и, устроив везде грабеж, уходили назад. Иногда «общество казаков» состояло из спасшегося бегством претендента на престол и его преданных сторонников, которые вдали от городов и сел вели жизнь искателей приключений. Слово «казак» служило также для обозначения группы, части кочевников, отделившихся по разным причинам и разными путями от того государства, к которому они принадлежали, и находившегося с ним в состоянии войны. Вот таким-то коллективом и были кочевники государства Абу-л-Хайр-хана, восставшие против него и в 1459—1460 годах ушедшие из-под его власти, чтобы во главе с потомками Урус-хана Гиреем и Джанибеком искать счастья в другом месте. Эта группа людей из Узбекского улуса какое-то время скиталась в степях Семиречья и получила название узбеки-казаки. Парное название не должно нас удивлять. В ту эпоху случаи, когда слово «казак» с нарицательным значением прилагалось к названию отдельных этнических, политических и прочих групп и даже к собственному имени отдельных лиц, были чрезвычайно распространены. В частности, были могольские, ногайские, дештские, кызылбашские казаки, а также «казаки эмира Танбала», «наши казаки» (слова Бабура), «шибан-казаки»… Надо полагать, что употребление автором «Тарих-и Рашиди» парного термина «узбеки-казаки» связано именно с этим обстоятельством, и ему было хорошо известно значение слова «казак», которое служило и для обозначения казаков (казахов) как уже вполне обособившейся к его времени (начало 1530-х годов) этнической общности, и для обозначения разного рода вольниц, к какой бы народности они ни принадлежали. Так что, употребляя парный термин, Мирза Хайдар как бы подчеркивал, напоминал своим читателям, что казаки Гирея и Джанибека и их потомство являются выходцами именно из Узбекского улуса. Замечательно, что память об этих событиях сохранялась долго среди казахов. Так, согласно записям известного этнографа XIX века А. Хорошхина, приведенным в 1876 году в «Туркестанских ведомостях», когда речь заходила об исторических предках, казах обычно говорил: «Предки мои, начало мое — узбеки». Итак, узбекское происхождение казаков Гирея и Джанибека несомненно: они формировались из беглецов из Узбекского улуса, что и получило отражение в их первоначальном названии «узбеки-казаки». Ясно и появление «узбеков-казаков» в западных пределах соседнего Моголистана: оно связано с бегством из своей страны, поиском вольности на ее окраинах. Но естественно возникает вопрос: что представляло собой общество казаков Гирея и Джанибека в политическом и этническом отношении? Откочевка Гирея и Джанибека из Узбекского улуса в Семиречье, несомненно, сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но не в образовании самого народа, а в определении его современного названия, то есть откочевка 1459—1460 годов не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается парным термином «узбек-казак». В связи с этим можно сказать, что завершающий этап формирования казахской народности — это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических, из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и-Кипчака к началу второй половины XV века — государства Шибанида Абу-л-Хайр-хана, Ногайской орды и других политических образований. Это уже не были просто разобщенные племена или союзы племен. Среди этого разрозненного населения, известного соседям под общим собирательным названием узбеки, шел процесс консолидации нескольких народностей, в том числе и той, которая получила чуть позднее название казахской. Иными словами, из Узбекского улуса выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой Абу-л-Хайр-хана, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и-Кипчаке, население улуса потомков Джучида Урус-хана. Более того, это объединение племен представляло собой не просто политическую группировку, связанную общим вассалитетом по отношению к одной из ветвей Чингисидов (потомков Орда-Ичена, старшего сына Джучи-хана, старшего сына Чингисхана), а субэтническую общность конгломератного типа, обособившуюся еще до откочевки 1459—1460 годов. Словом, названная откочевка не была ни началом, ни венцом формирования казахской народности. Но она была одним из главных моментов этого разноаспектного процесса: в степных просторах Семиречья произошла историческая встреча формирующейся народности с будущим своим именем. И отныне слились в нерасторжимое единство история людей, приверженцев потомков Урус-хана, и история слова «казак». Так что откочевка Гирея и Джанибека — это судьбоносное событие и в истории самого слова «казак». Потомки Урус-хана со своими улусными людьми откочевали из государства Шибанида Абу-л-Хайр-хана и обосновались в Западном Семиречье. Образование по соседству с его владениями довольно крупной группировки, состоявшей из враждебно настроенных бывших подданных, подвигло Абу-л-Хайр-хана на военный поход, прерванный его скоропостижной смертью в 1468/1469 годах. После этого путь в родные края для Гирея, Джанибека и их приверженцев был открыт, и они, вернувшись в Узбекский улус, вскоре захватили там верховную власть, частью истребив, частью прогнав своих соперников. Этими событиями было положено начало собственно казахской государственности. Замена правящей династии в Узбекском улусе другой ветвью Джучидов не привела к сколько-нибудь существенным переменам в экономической и социальной структуре государства кочевых узбеков. Однако это событие в конечном счете привело к изменению названия государства, страны и к приобретению словом «казак» этнического содержания. В лице потомков Урус-хана, возглавивших «узбеков-казаков» (казахов), а затем ставших во главе большинства узбеков Узбекского улуса, возникла сильная конкуренция прежней знати потомков Шибана (сына Джучи, сына Чингис-хана), которые были рассеяны теперь в разные стороны и оказались непригодными к роли объединителей. Отныне безраздельному господству термина «узбек» в Восточном Дешт-и-Кипчаке был положен конец. Если прежде племена, обитавшие в Узбекском улусе, характеризовались общим собирательным названием «узбеки», то теперь их стали разделять на собственно узбеков (шибанитов), казаков (казахов) и мангытов (ногаев). Вот как характеризует этнополитическую ситуацию на территории Восточного Дешт-и-Кипчака того времени Ибн Рузбихан, один из самых осведомленных придворных историков Мухаммада Шейбани-хана (умер в 1510 году): «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Ныне одно из них — шибаниты, и его ханское величество (Шейбани-хан. — Т. С.) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казаки, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, а из них правители астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном (с Каспийским морем. — Т. С.); другой — с Туркестаном; третий — с Дербентом; четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племен находятся постоянно в распре друг с другом, и каждый из них посягает на другого». Словом, политическое и этническое разграничение населения бывшего Узбекского улуса приняло в 1470—1490-е годы необратимый характер. Тем не менее сами процессы шли медленно, так сказать, пешим шагом; и неизвестно, как долго все это продолжалось бы и чем бы закончилось. Но тут колесо истории сделало вдруг неожиданный поворот. В начале нового, XVI столетия развернулись события, которые привели к большим политическим, этническим и иным переменам в Центральной Азии. Предводитель Шибанидов Мухаммад Шейбани, пользуясь политической раздробленностью соседней страны, выступил из Восточного Дешт-и-Кипчака и в 1500 года захватил Бухару, а в мае следующего года Самарканд, изгнав оттуда потомка Тимура Бабура. Военные успехи Шибанидов привели к тому, что вскоре Бабур вынужден был искать убежище у своего дяди, могольского хана Махмуда, а после его поражения от Шейбани-хана в сражении под Ахси в 1503 году удалился в Кабул. Тем временем победное шествие Шибанидов по раздробленным на мелкие уделы владениям Тимуридов продолжалось. В 1505 году Шейбани-хан завоевал Хорезм (Хиву) — область в нижнем течении Амударьи. В мае 1507-го он со своими военными силами выступил в пределы Хорасана и захватил Герат, Астрабад, Гурган и другие города. Тимурид Бади аз-Заман, сын и преемник Султана Хусайна и последняя надежда в борьбе с кочевыми узбеками Дешт-и-Кипчака, бежал в Азербайджан, оттуда в Турцию и окончил свои дни в Стамбуле. Власть Тимуридов в Центральной Азии пала, и на большей части ее территории воцарилась новая династия, возводившая свой род к внуку Чингисхана Шибану (Сыбану), сыну Джучи-хана. В 1510 году, когда Шейбани-хан пал под Мервом в битве с кызылбашами, Хорезм перешел во власть персидского шаха Исмаила I, но ненадолго. В 1511-м братья Илбарс и Билбарс, сыновья Буреке-султана, тоже Шибанида, но политического соперника дома Абу-л-Хайр-хана, деда Мухаммада Шейбани-хана, выступили со своими приверженцами-узбеками из Восточного Дешт-и-Кипчака, изгнали наместника иранского шаха и утвердились в Хорезме, основав там независимое государство, известное в науке как Хивинское ханство. Господство этой ветви династии (особой ветви потомков Шибана, сына Джучи-хана) в Хорезме длилось до 1694—1695 годов. Завоевание государства Тимуридов кочевыми племенами Дешт-и-Кипчака, известными под общим собирательным названием «узбеки», и основание в Мавераннахре (среднеазиатское междуречье Амударьи и Сырдарьи) двух независимых узбекских ханств — Бухарского (с главным городом Самаркандом, а затем Бухарой) и Хивинского (с центром вначале в Ургенче, а затем в Хиве) — явились выдающимися событиями в этнополитической истории современного узбекского и казахского народов. Отмечу здесь два момента. Во-первых, последствием ухода двух главных ветвей династии Шибанидов из степи было передвижение части кочевых племен Дешт-и-Кипчака в покоренные области Мавераннахра, где они обрели вторую родину. Общее число ушедших из степи в Мавераннахр кочевников Дешт-и-Кипчака достигало 240—360 тысяч человек. Во-вторых, окончательный уход Шибанидов с достаточно большой массой людей с территории, занимаемой современными Казахскими степями, в конечном счете привел к различиям в быту, нравах, обычаях и в культуре между узбеками Мавераннахра и узбеками-казаками (казахами) Восточного Дешт-и-Кипчака. Вот это-то разграничение и сыграло решающую роль в окончательном сложении новой этнической общности — казахской народности. Просторы Восточного Дешт-и Кипчака перестали быть местом исторического перепутья терминов. Слово «узбек» стало обозначением группы племен, передвинувшихся вместе с Шибанидами на территорию Мавераннахра. За оставшимися кочевать в степях Восточного Дешт-и-Кипчака и Семиречья тюркоязычными родами и племенами, объединенными под властью потомков Джучида Урус-хана, окончательно закрепилось название казаки, а за страной — название Казахстан. С тех пор и доныне коренные жители этой огромной евразийской страны себя иначе не называют, как только казаками (аза). Между тем в русскоязычной литературе и документах долгое время (начиная с XVIII века и до 1930-х годов) для обозначения коренного населения Казахстана употреблялся термин «киргизы»1, либо «киргиз-казаки», либо «киргиз-кайсаки» (слово «кайсак» являлось искажением тюркского слова «казак»). Каждый случай перенесения ошибочного названия на казаков (казахов) имеет свое объяснение и потому требует специального рассмотрения. Слово же <b»>казах — современное официальное русское название многомиллионного народа, занимающего по пространству своих земель первое место среди современных тюрков, — представляет собой русский вариант тюркского «казак». Как установила Г. Ф. Благова, одна из первых фиксаций слова «казах» в русских источниках относится к 1822 году, в словарях это слово появляется в 1865-м. Официальное утверждение русского варианта тюркского слова связано с административно-хозяйственным переустройством Казахстана, происшедшим в 1936 году. 1 Предки современных киргизов фигурировали в русских документах как «кара-киргизы» или «дикокаменные киргизы». г. Санкт-Петербург Журнал «Родина» 37 минут назад, Турист сказал: 4. Лингвофрик Турист или сотни (тысячи) ученых писавших про "вольных, гусей, бродяг" ? Про гусей действительно фричество. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2016 Наконец то Турист сегодня уснет сном младенца, а то сколько умолял дать ему объяснение этонима казак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 24 декабря, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2016 KAMAL, спасибо этого я и просил у вас, получается, что "калмак" чистый глагол "остаться" и никакое существительное типа "остаток" и другие, которые "высасывали из пальца" именитые ученые. Надеюсь, что спекуляции с "калмак" закончатся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 24 декабря, 2016 Автор Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2016 10 минут назад, АксКерБорж сказал: Наконец то Турист сегодня уснет сном младенца, а то сколько умолял дать ему объяснение этонима казак. В который раз пишу : В каком словаре есть "казак" и на какой странице ? В старом издании ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться