Перейти к содержанию
Гость Хазгууд баатаар

ШАМАНИЗМ

Рекомендуемые сообщения

On 8/8/2021 at 11:20 AM, АксКерБорж said:

 

Предполагаю, что с небом напутали из-за приставки "кок" к имени бога Тангри.

Предполагаю, что в слово "кок" древние тюрки вкладывали более широкий смысл чем "синее небо". Кок - синее небо лишь видимая человеку часть космоса. Здесь сколько угодно можно подбирать эпитеты, например, еще - первопричина всего сущего (материального и нематериального), высший разум и т.д.

Предполагаю, что "Кок Тангри" означало творец, создатель, бог вселенной, мироздания, всего мира.

В исламе Аллах разве не то же самое?

Конечно да.

 


Я слышал что некоторые трактуют веру в Кок-Тенгри как веру в космос, в бесконечную вселенную или даже в высший разум. Но это современная трактовка тенгрианства, когда уже открыто знание о космосе. Мы ведь знаем что космос и вселенная не синее и не голубое. И нет доказательств что тенгрианцы имели знания о космосе. 

Вселенная материальна, а мусульмане не верят что Аллах материален, т.к. верят что Аллах не имеет ни образа, ни направления. Ведь вселенная создана Аллахом, как и само небо. 
Распространенная фраза о том, что Бог везде, не имеет отношения к Исламу, ведь это означает что Бог и есть пространство. Вера мусульман в том, что Аллах пречист от недостатков, не нуждается в сотворенном (пространство и время) и соответственно не зависит и не ограничен в нем. В Исламе человек не может постичь сущность Всевышнего, человек (творение) на это не способен. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 2/8/2020 at 12:37 PM, АксКерБорж said:

Древняя вера тюрков в Кок Тангри это единобожие, вера в Единого бога, в Кок Тангри.

Умай (Бай-ана), Жер-Су, Эрлик, Улькень, Албыс, Курбусту, Кыдыр, Айы, Бишора, Аза, Марту (не Азбаяр)) и другие лица в древнетюркской мифологии (кстати они разнятся у разных тюркских народов) совсем не создатель, творец, бог, а духи (злые и добрые), также как верили еще в духов предков. Думаю нельзя их путать с Единым богом.  

Также следующее отличие веры в Аллаха от веры в Тенгри в том, что перечисленные выше лица тюркской мифологии выступают в роли неких сотоварищей к Богу, и к ним обращаются люди с мольбами. Таким образом тенгрианцы верят что Умай или Эрлик наделены способностью творить действия (помощь в чем-либо) наряду с Тенгри.
В Исламе конечно же такого нет, нет ни сотоварищей ни посредников в обращении людей к Аллаху. Т.е. мусульманин не будет просить об успехе, исцелении или дожде Пророков, Ангелов и имамов. Ведь только Аллах творит как добро так и зло. Т.е. все что происходит, оно от Аллаха, и благо и беды. Нет такого чтобы за победой в войне обращались к одному божеству или идолу, а за плодородие, исцеление и т.д. к другим божествам и идолам. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Вы неверно представляете себе образ шамана. Шаман с помощью бубна и других приспособлений и так же танца впадает в транс и "путешествует" по верхним или нижним мирам. Там он находит ответы на вопросы и говорит их тому кто интересуется. Это и есть правильный образ шамана. Все остальное это наслоения.

То о чем говорите вы называется "медиум" - посредник между духами и людьми, переводчик так сказать. Так вот шаман это не медиум.

Шаман, если он претендует на способности "перемещаться по мирам" или еще чему-то, он исповедует убеждения (религию) в рамках которой его способности в глазах своей аудитории (общины) оправданы и имеют смысл. Ведь вы не можете представить себе шамана атеиста, который говорит что может перемещаться по мультивселенной или способен каким-то ритуалом исцелить кого-то. А про то что атеист-шаман будет как-то связываться с духами предков я даже не говорю, ведь тогда он не атеист вовсе. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Kenan сказал:

Шаман, если он претендует на способности "перемещаться по мирам" или еще чему-то, он исповедует убеждения (религию) в рамках которой его способности в глазах своей аудитории (общины) оправданы и имеют смысл. Ведь вы не можете представить себе шамана атеиста, который говорит что может перемещаться по мультивселенной или способен каким-то ритуалом исцелить кого-то. А про то что атеист-шаман будет как-то связываться с духами предков я даже не говорю, ведь тогда он не атеист вовсе. 

Атеист означает всего лишь человека не верящего в бога как некоей всемогущей и все сотворившей сущности. Можно верить в потусторонние миры, другие вещи и при этом не верить в бога-творца. Пример: буддизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Nurbek сказал:

Атеист означает всего лишь человека не верящего в бога как некоей всемогущей и все сотворившей сущности. Можно верить в потусторонние миры, другие вещи и при этом не верить в бога-творца. Пример: буддизм.

Шаман с этой точки зрения запросто может быть атеистом. Шаманизм это не религия. Это некое представление о мироустройстве.

Религия, если строго подходить к этому вопросу, это там где есть поклонение, жертвоприношение и другие вещи присущие например Исламу, Иудаизму, религии Майя, ацтеков и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классический буддизм например это не религия, а скорее философия. Потому что там нет поклонения, молитв, жертвоприношения. Но при этом есть много текстов о том, как устроен мир. Есть понятие ада, адских существ, духов, дэвов и т.д. Но буддисты им не поклоняются, не приносят им ничего в жертву, не обращаются к ним с молитвами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 minutes ago, Nurbek said:

Шаман с этой точки зрения запросто может быть атеистом. Шаманизм это не религия. Это некое представление о мироустройстве.

Религия, если строго подходить к этому вопросу, это там где есть поклонение, жертвоприношение и другие вещи присущие например Исламу, Иудаизму, религии Майя, ацтеков и т.д.

Я не говорил что шаманизм это религия. Я выше написал что шаман это лицо, являющееся таковым (шаманом) в рамках той или иной религии, или мировоззрении, представлении о мироустройстве. Конечно, несмотря на запреты обращения к таким лицам (шаманы, колдуны, гадалки) люди считающие себя мусульманами, христианами и др. могут обращаться к их услугам. Т.е. люди не разделяющие его взгляды, все равно могут обращаться к ним. 

Но мы разумом понимаем, что шаман не может одновременно верить в некое тенгрианского мировоззрение и исламское, ведь они несовместимы. 

Шаман это общее определение для рода деятельности. Но шаманы из Африки, народов Дальнего Востока и Америки это совсем разные шаманы, условно названные одним словом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 minutes ago, Nurbek said:

Классический буддизм например это не религия, а скорее философия. Потому что там нет поклонения, молитв, жертвоприношения. Но при этом есть много текстов о том, как устроен мир. Есть понятие ада, адских существ, духов, дэвов и т.д. Но буддисты им не поклоняются, не приносят им ничего в жертву, не обращаются к ним с молитвами.

Это светское представление о буддизме, про философию не религию, популярное на Западе. Настоящие буддисты с таким подходом вряд ли согласятся, иначе зачем они молятся, совершают обходы, и практикуют монашество? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kenan сказал:

Это светское представление о буддизме, про философию не религию, популярное на Западе. Настоящие буддисты с таким подходом вряд ли согласятся, иначе зачем они молятся, совершают обходы, и практикуют монашество? 

Советую почитать это https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Создатель_в_буддизме

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Nurbek said:

Я не утверждаю что в буддизме есть вера в Создателя. 

Но если вы считаете что буддизм это не религия а философия, тогда я буду называть буддизм верой. Ведь буддисты верят в реинкарнацию, сансару и т.д. 

Так и шаман исповедуют ту или иную веру в потустороннее. Соответственно шаман исповедует веру, и его целевая аудитория это община с тем же мировоззрением. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.01.2023 в 22:22, Kenan сказал:

веру в Кок-Тенгри как веру в космос, в бесконечную вселенную Но это современная трактовка тенгрианства, когда уже открыто знание о космосе. Мы ведь знаем что космос и вселенная не синее и не голубое. И нет доказательств что тенгрианцы имели знания о космосе. 

 

Причем тут космос, космонавты и астрономия? )

Речь ведь шла о том, что Кок-Тангри людьми воспринимался как единый  бог, творец и создатель всего сущего.

 

В 28.01.2023 в 22:22, Kenan сказал:

Вселенная материальна, а мусульмане не верят что Аллах материален, т.к. верят что Аллах не имеет ни образа, ни направления. Ведь вселенная создана Аллахом

 

А кто сказал, что Кок-Тангри воспринимался людьми как нечто материальное?

Нет конечно, Тангри, как и Аллах, это нечто духовное, нематериальное.

 

В 28.01.2023 в 22:38, Kenan сказал:

Также следующее отличие веры в Аллаха от веры в Тенгри в том, что перечисленные выше лица тюркской мифологии выступают в роли неких сотоварищей к Богу, и к ним обращаются люди с мольбами. Таким образом тенгрианцы верят что Умай или Эрлик наделены способностью творить действия (помощь в чем-либо) наряду с Тенгри. В Исламе конечно же такого нет, нет ни сотоварищей ни посредников в обращении людей к Аллаху. 

 

Я не силен в тонкостях канонов ислама, но кто тогда пайгамбары?

Они ведь тоже посредники между Аллахом и людьми, выражаясь по вашему - некие сотоварищи бога. И тоже наделенные сверхъестественными способностями.

 

Отличия между верой в Аллаха и в Тангри конечно есть, они есть даже внутри авраамических религий. 

Но принципиальных системных отличий я честно не вижу.

 

В 28.01.2023 в 22:48, Kenan сказал:

Шаман, если он претендует на способности "перемещаться по мирам" или еще чему-то, он исповедует убеждения (религию) в рамках которой его способности в глазах своей аудитории (общины) оправданы и имеют смысл. Ведь вы не можете представить себе шамана атеиста, который говорит что может перемещаться по мультивселенной или способен каким-то ритуалом исцелить кого-то. А про то что атеист-шаман будет как-то связываться с духами предков я даже не говорю, ведь тогда он не атеист вовсе. 

 

Не было у шаманов никакой своей религии и даже особой своей веры во что-то.

Для удовлетворения конкретных просьб людей они целенаправленно входили в транс благодаря особым природным наследственным качествам.

Умение входить в транс (камлание) - это и есть собственно шаман и шаманство.

 

В 29.01.2023 в 00:40, Kenan сказал:

Но мы разумом понимаем, что шаман не может одновременно верить в некое тенгрианского мировоззрение и исламское, ведь они несовместимы. 

 

Вы явно заблуждаетесь.

Шаманы были в любую эпоху и в любой религиозной среде - мусульмане, тангрийцы, буддисты, христиане и т.д.

Это говорит о том, что шаманство никак не связано с какой-либо религией.

Шаманство это скорее особая профессия, передаваемая наследственно как особый дар.

Жалко что эту профессию уже можно записать в вымершие (современные в большинстве своем сценические шаманы у ряда народов не в счет). Наши казахские точно прервались. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, АксКерБорж said:

Причем тут космос, космонавты и астрономия? )

Речь ведь шла о том, что Кок-Тангри людьми воспринимался как единый  бог, творец и создатель всего сущего.

Это уже современное толкование и домысливание. 

5 hours ago, АксКерБорж said:

А кто сказал, что Кок-Тангри воспринимался людьми как нечто материальное?

Нет конечно, Тангри, как и Аллах, это нечто духовное, нематериальное.

Потому что Тенгри материален, как в него верили тенгрианцы, само название за себя говорит. 

5 hours ago, АксКерБорж said:

Я не силен в тонкостях канонов ислама, но кто тогда пайгамбары?

Они ведь тоже посредники между Аллахом и людьми, выражаясь по вашему - некие сотоварищи бога. И тоже наделенные сверхъестественными способностями.

Вы совсем не знакомы с исламом, судя по тому что вы пишете. 

5 hours ago, АксКерБорж said:

Отличия между верой в Аллаха и в Тангри конечно есть, они есть даже внутри авраамических религий. 

Но принципиальных системных отличий я честно не вижу.

Дайте ссылку на полное описание вероубеждение тенгрианцев, и где сказано что Тенгри не имеет ни образа, ни ограничения во времени, и что он не является небом. 

 

6 hours ago, АксКерБорж said:

Не было у шаманов никакой своей религии и даже особой своей веры во что-то.

Для удовлетворения конкретных просьб людей они целенаправленно входили в транс благодаря особым природным наследственным качествам.

Умение входить в транс (камлание) - это и есть собственно шаман и шаманство.

Так они верили в сверхестественное, что впадая в некий транс способны что-то сделать. Вы про каких шаманов говорите? африканских? индейских? тюрко-монгольских? папуасских? 

Или вы считаете что есть научные доказательства что шаманское камлание это нечто естественное? 

Весь разговор об отсутствии верований у шаманов это маркетинг для светских людей, для которых слово "вера" или "религия" вызывает отторжение. Поэтому нечто "вне" религиозное или "над" религиозное пользуется спросом. 

  • Like 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Kenan сказал:

как в него верили тенгрианцы, само название за себя говорит. 

и что он не является небом. 

 

Это в монгольских языках "тэнгэр" - небо, а бог - "бурхан".

В тюркских языках "Тангри" - бог, а небо "кок".

Но почему-то советские тюркологи расшифровывая рунические тексты имя верховного тюркского бога "Кок Тангри" пояснили как "Синее Небо", хотя наверно правильно было читать "Небесный бог".

Разве в исламе Аллах не ассоциируется с небом - Аллах вознесся, Аллах на верху, Аллах на небе и другие и подобные выражения? Конечно да.

Любого бога люди помещали на небесах (а где еще?))

Вы как казах должны ведь знать, что по-казахски "Тәңірі" или "Тәңір" - это бог, а не небо, небо у нас "кок", "аспан" .

Названия бога "Алла", "Құдай" пришли к тюркам (к нам казахам в т.ч.) позднее.

 

15 часов назад, Kenan сказал:

Потому что Тенгри материален

 

Бог не может быть материален.

Тюркский Тангри это прежде всего дух как и любой другое название бога в других религиях и народов - Аллах у мусульман, Яхве в иудаизме, Кудай у персов, Бог отец у христиан, Ахура Мазда у зороастрийцев и др.

 

15 часов назад, Kenan сказал:

Так они верили в сверхестественное, что впадая в некий транс способны что-то сделать.

 

Это не вера у них, а способность входить в транс.

Вот вы, к примеру, даже при большой вере в сверхъестественное не сможете стать шаманом и камлать в трансе.

А то бы я вас попросил спросить в трансе у духов кем был на самом деле кара татар Темурчи-Чингизхан, тюрком татарином или монголом киданином. ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, АксКерБорж said:

Это в монгольских языках "тэнгэр" - небо, а бог - "бурхан".

В тюркских языках "Тангри" - бог, а небо "кок".

Но почему-то советские тюркологи расшифровывая рунические тексты имя верховного тюркского бога "Кок Тангри" пояснили как "Синее Небо", хотя наверно правильно было читать "Небесный бог".

Разве в исламе Аллах не ассоциируется с небом - Аллах вознесся, Аллах на верху, Аллах на небе и другие и подобные выражения? Конечно да.

Любого бога люди помещали на небесах (а где еще?))

Вы как казах должны ведь знать, что по-казахски "Тәңірі" или "Тәңір" - это бог, а не небо, небо у нас "кок", "аспан" .

Названия бога "Алла", "Құдай" пришли к тюркам (к нам казахам в т.ч.) позднее.

В Исламе нет убеждений что Аллах находится на небе и т.п. 

По тенгрианству мало источников, поэтому современная трактовка будет фэйком. Но мы знаем что они поклонялись небу, или считали небо атрибутом божества. 

Почему вы так стремитесь найти сходство между исламом и тенгрианством? 
 

4 hours ago, АксКерБорж said:

Бог не может быть материален.

Тюркский Тангри это прежде всего дух как и любой другое название бога в других религиях и народов - Аллах у мусульман, Яхве в иудаизме, Кудай у персов, Бог отец у христиан, Ахура Мазда у зороастрийцев и др.

Небо материально, мы его видим. Домысливание что Тенгри это то же самое что Аллах в исламе, это фэйк. Так как не сохранились толкования вероубеждения о Тенгри от тенгрианцев, но прямой смысл невозможно трактовать иначе чем поклонение небу. Почему тенгрианцы не поклонялись тому, кто создал небо, а поклонялись именно небу? 

Только в исламской вере Бог не имеет образа и не ограничен во времени, и не подобен творениям (всему). Вы так же придерживаетесь этого, но явно стараетесь совместить ислам и тенгрианство. Знания о других религиях у вас небоольшие.
В других религиях, в христианстве, в зороастризме и в иудаизме Бог описывается иначе, и они не согласны с тем, как мусульмане верят в Бога. 

4 hours ago, АксКерБорж said:

Это не вера у них, а способность входить в транс.

Вот вы, к примеру, даже при большой вере в сверхъестественное не сможете стать шаманом и камлать в трансе.

А то бы я вас попросил спросить в трансе у духов кем был на самом деле кара татар Темурчи-Чингизхан, тюрком татарином или монголом киданином. ))

Тот кто верит в способность входить в транс, тот уже исповедует веру в это, и не важно в то, как он видит это сам, или в то, что подают ему шаманы и община.

Вы считаете, что тот или иной человек может или не может быть шаманом, и что эта способность передается по наследству. Это уже характеризует вас как верующего в недоказуемое. Это конечно антинаучно, и для массива современных светских людей шаманские практики это такой же недоказуемый рудимент как и все веры и религии. Т.е. чем ваш шаман будет внушать больше доверия чем цыганка гадалка? 

Повторюсь. Транс для алтайского шамана и африканского шамана будет разным. Соответственно, ваша мысль о шаманизме как о чем-то обособленном и стабильном в корне ложно. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy 

Извиняюсь но не могу пропустить мимо себя не ответив на озвученные необъективные тезисы.Поскольку как я понял вы позиционируете себя как популяризатора науки, и поэтому считаю что вы не должны вводить в заблужение рядовых казахских слушателей и любителей науки, поскольку люди зачастую верят ученым на слово и эти необъективные тезисы будут распространяться среди масс.

• Начались нападки исходящие из своего какого то толи около сциентистского толи мусульманского мировоззрения.Ниже я разьясню какие моменты оказались необъективными по моему мнению.

1. Любая языческая вера как и у Греков и Римлян и Германцев не имеет священных книг и пытаться сделать претензию из за отсутствия какого то своего Корана или Библии у древней языческой традиции попросту странно, вроде человек серьезный ученый а допускает такие фундаментальные методологические ошибки.

2. Из работ известных лингвистов занимающихся историческим языкознанием (Анна Дыбо, Старостин) мы можем делать много НАУЧНО АРГУМЕНТИРОВАННЫХ ВЫВОДОВ.

Например во время эпохи Хань китайцы записали парочку слов у хунну и среди них было слово Др.-кит. *ţhāŋ-rə:j («небо») — пратюрк. *teŋri («бог; небо»), так что про хунну уже немного приукрашенное утверждение. ( про язык хунну взято из статьи и лекций Анны Дыбо надеюсь не придется скидывать оригинал)

3. Неоязычники из России и тенгрианцы из Казахстана это небо и земля. Наши язычники опираются на работу учёных тюркологов и академических лингвистов.И нет у нас никакой тенгрианской "Велесовой Книги", поэтому эта притензия насчет какой то маргинальной ненаучночти и отрицания исторических фактов полностью отпадают.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы мне покажите хоть одну монографию, где тенгриантство показывает какое то единство как во времени, так и в пространстве.

Тезис о том, что тенгри это небо абсолютно не доказывает, что тенгрианство как единая религия была со времен хунну до наших дней.

114-Shnirelman.pdf (iea.ras.ru)

Для мусульманского мира это менее характерно, хотя среди тюркских на-родов кое-где наблюдается стремление "вос-создать" якобы исконную единую тюркскую религию - тенгрианство. Так, осенью 1997 г. в Казани появилось тенгрианское движение, возглавляемое Аглиуллиным, одним из бывших лидеров ТОЦ. Впрочем, такое дви-жение вряд ли имеет серьезные перспективы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.07.2023 в 08:48, asan-kaygy сказал:

Вы мне покажите хоть одну монографию, где тенгриантство показывает какое то единство как во времени, так и в пространстве.

Тезис о том, что тенгри это небо абсолютно не доказывает, что тенгрианство как единая религия была со времен хунну до наших дней.

114-Shnirelman.pdf (iea.ras.ru)

Для мусульманского мира это менее характерно, хотя среди тюркских на-родов кое-где наблюдается стремление "вос-создать" якобы исконную единую тюркскую религию - тенгрианство. Так, осенью 1997 г. в Казани появилось тенгрианское движение, возглавляемое Аглиуллиным, одним из бывших лидеров ТОЦ. Впрочем, такое дви-жение вряд ли имеет серьезные перспективы

Сперва отвечу на то что бросается в глаза сильнее.

1.Значение неба у слова Тенгри появилось чуть позже скорее всего из влияния китайской мифологии.

" Тюркское слово появляется в монгольском языке в виде заимствования "teŋgeri", которое в свою очередь заимствовано эвенками как "tiŋeri" и солонцами как "teŋer" (Doerfer 1985, 236). Распределение задних и передних гласных вариантов соответствует географическому периферии и центру: задние гласные встречаются в чувашском, якутском, огузском, в то время как передние гласные присутствуют в саянских, кыргызских, карлукских и кипчакских языках. Тот же передний гласный вариант фиксируется в древнеуйгурском (сравните с передним вариантом дательного падежа -ke) и в руническом тюркском.

Можем предположить, что в центре произошло инновационное развитие под влиянием глагола "teŋ-" (парить, взлетать) и его производного "teŋ-ig" (небо, атмосфера) (MK), см. Clauson (1972, 514, 518).17 Тюркское *taŋrı - одно из редких слов, записываемых в древнеанатолийских рукописях с "t-", что указывает на его аспирированное произношение.

Против утверждения Пеллио (1944, 172-3), цитируемого Пуллибланком (1962b, 240), о переменности и нестабильности слова *taŋrı в тюркских и монгольских языках, что может указывать на его заимствование, тюркское слово имеет надежную алтайскую этимологию (Starostin 2003, 1396; Прото-Алтайское *t‛aŋgiri - "клятва, божество"

Прото-Монгольское *taŋgarig - "клятва" Kowalewski 1849, 1565; Todaeva 1986, 165), Прото-Маньчжурское-Тунгусское *taŋgura- - "поклоняться; рассказывать сказки" (Цинциус 1977, 2: 161, 163, эвенки, маньчжу),Прото-Японское *tinkir- - "клясться, давать обеты" (Мартин 1987, 767). Если этимология верна, предполагается первоначальное значение "бог" и вторичное развитие в значение "небо" в тюркском языке. "

Анна Дыбо " Proto-Turkic Mythologic Terms: Some Etymological Observations*"

2.Никто здесь не говорил что Тенгризм был одинаковый в каждом государстве в промежутке тысячи лет.Некоторых богов в силу непрактичности морали которой нес бог могли откинуть одни племена а другие вознести вверх в пантеоне.

Любое языческое верование в отсутствии письменной традиции может меняться в зависимости от территории и племени и вменять как притензию не систематичность языческой веры просто глупость.Вспомним тех же германцев которые вприцнипе могли иметь разных богов хоть из одного пантеона.

Но все же мы знаем что:

Хунну имели теоним Тенгри.

Тюркюты вообще верили в весь пантеон богов если читать их стелы.

Хазары верили в Тенгри хана и Ыдық Жер - Су.

В Кыпчакских языках сохранился теоним Тәңір, языческое восклицание "Ойбай" имеющее этимологию от Ұмай ана.Из чего следует что кыпчакоязычные племена тоже имели элементы этих тенгристских культов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.07.2023 в 08:48, asan-kaygy сказал:

Вы мне покажите хоть одну монографию, где тенгриантство показывает какое то единство как во времени, так и в пространстве.

Тезис о том, что тенгри это небо абсолютно не доказывает, что тенгрианство как единая религия была со времен хунну до наших дней.

114-Shnirelman.pdf (iea.ras.ru)

Для мусульманского мира это менее характерно, хотя среди тюркских на-родов кое-где наблюдается стремление "вос-создать" якобы исконную единую тюркскую религию - тенгрианство. Так, осенью 1997 г. в Казани появилось тенгрианское движение, возглавляемое Аглиуллиным, одним из бывших лидеров ТОЦ. Впрочем, такое дви-жение вряд ли имеет серьезные перспективы

Ну и кстати если хотите почитать про тюркскую мифологию, можете найти в свободном доступе энциклопедию "Мифы народов мира" которую писали доктора исторических науки и много знаменитых мифологов ученых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Bujur Bolekuly сказал:

Ну и кстати если хотите почитать про тюркскую мифологию, можете найти в свободном доступе энциклопедию "Мифы народов мира" которую писали доктора исторических науки и много знаменитых мифологов ученых.

Мифы современных народов какое отношение имеют к тенгрианству как религии?

Почему Умай где то есть где то нет?

Эрлик то же самое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В мировой практике иудаизм, ислам и христианство разные религии, хотя там отличия в признании Иисуса-Исы и Мухаммеда плюс по мелочи.

И с чего вы взяли, что тюркская религия 8 века и монгольская религия 13 века одно и то же?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.07.2023 в 07:20, asan-kaygy сказал:

Мифы современных народов какое отношение имеют к тенгрианству как религии?

Почему Умай где то есть где то нет?

Эрлик то же самое?

Тенгризм/Тенгрианство - это религиозное мировоззрение тюркских ( тоесть и прототюрких, тоесть - хунну) племен которое является источником мифов тюркских народов.Впринципе как и у всех народов.

Возможно в силу области ваших исследований в которые не входит религиоведение, вы не понимаете что мифы это ключевая часть дохристианских религий.Мифы являются основой любой языческой веры будь это Германцы, Тюрки или Славяне.

Тоесть мифы тюркоязычных племен это буквально часть их РЕЛИГИИ (Тенгризм)  и вопрос " Мифы современных народов какое отношение имеют к тенгрианству ? " риторический.Но все же на него по видимому нужно ответить.

Мифы этносов зачастую имеют более древнее происхождение чем сам этнос.Удивительно не правда? Тоесть мифы средневековых кыпчак могут быть и мифами қазақов, а еще удивительнее что они могут быть и мифами кыргызов и татар и башкир.Поэтому мифы предковых общностей и их потомков могут быть одниковыми.Тоесть почти у всех древних мифов современных тюркских народов одно происхождение которые идет из их древней политеистической веры - ТЕНГРИЗМ.

А мифы берутся не из воздуха и случайности а из совокупности факторов в виде генов и арела обитания которые впоследствии и влияют на религиозное мировозрение которое формируется в политеистическую религию.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...