Jump to content
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Recommended Posts

Каким образом, ныне называющиеся монгольскими народами, лесные люди Приамурья, пришедшие на территорию современной Монголии, заимствовавшие немало из культуры и быта тюрков, вдруг стали прародителями тюрков, и "первооткрывателями" тюркских танцев?

А Вы какими нынче народами называетесь ?

Link to comment
Share on other sites

Танцевальное искусство калмыков стоит на недосигаемой для многих других народов высоте как бы им не хотелось.

Калмыцкий танец отражает сложную историю и этногенез своего народа.

Я не спец. но сомневаюсь, что найдется с 10 примеров по всему миру столь богатого танцевального творчества.

Если в горловом пении Тува - чемпион, то в танце чемпион - Калмыкия !

Link to comment
Share on other sites

И вообще все это здесь оффтоп, прошу всех переключиться на тему про танец Кара жорга и про то, как и кто его у кого заимствовал.

 

 

Кстати, Duwa-Soqor, Peacemaker, Tynych и Bas1, кто нибудь из вас его танцует или другие танцы пляшет? Потому что выслушав ваши эмоциональные посты у меня невольно сложилось именно такое впечатление.  :az1:

 

Хочу поделиться своими впечатлениями от поездки в Оренбург-Костанай-Торгай-Аркалыкский культурный регион Казахстана (назову его обобщенно именно так, хотя оренбургские казахи оказались в начале 20 века в составе России, а одноименные области были ликвидированы). Этот регион имеет свою уникальную историческую и культурную специфику, как говорят местные "Ыбырай мен Ақанның жері" (родина Ибрая Алтынсарина и Акана Серы). Интересные моменты опишу после в соответствующих темах.

 

Сейчас же строго по теме. Был на мероприятиях в различных местах Костаная и пригорода, связанных с тоем (свадьбой), а местный народ как известно это и есть выходцы упомянутых регионов из различных племен и родов междуречь Джаика (Урала) и Есиля (Ишима).

Так вот, ни на одном из тоев я не услышал мелодии и танца "Кара жорга"! Играют мелодии, поют песни и танцуют артисты сугубо из музыкального наследия своего региона, это кюи, песни и мелодии из "Кыз Жибек" и пр.  

 

К сожалению по нашему региону этим похвастаться я не могу, у нас этот "синьцзяньский импорт" занял в 2-х тысячные годы практически все "рейтинговые позиции" на всех увеселительных мероприятиях - молодежь, дети и взрослые отплясывают его будто впитали его с молоком матери и знают его с колыбели.  :rolleyes:

Одно оправдание, что мы географически ближе к "очагу" возникновения, чем первые.  -_-

Link to comment
Share on other sites

у нас этот "синьцзяньский импорт" занял в 2-х тысячные годы практически все "рейтинговые позиции"

Но ведь действительно "цепляет", и не только казахов.... :)

Link to comment
Share on other sites

Вот так вот и появляются новшества в традициях и культуре. Но на самом деле многие не понимают что это за танец, но и не против. Казахи сейчас почти не думают о своей культуре. К тому же наша культура довольно скромная, так как не испытала большого влияния соседних оседлых цивилизаций. 

Link to comment
Share on other sites

Танцевальное искусство калмыков стоит на недосигаемой для многих других народов высоте как бы им не хотелось.

Калмыцкий танец отражает сложную историю и этногенез своего народа.

Я не спец. но сомневаюсь, что найдется с 10 примеров по всему миру столь богатого танцевального творчества.

Если в горловом пении Тува - чемпион, то в танце чемпион - Калмыкия !

Ух ты....!Прям так и есть?И ни капли отсебятины? :D:lol:

Как говорят кыргызы в таком случае "Беш өрдөк учур" или "Өрдөктөрүн учуруп атат"..что в переводе означает " пускать от себя уток"..

Link to comment
Share on other sites

LImcKF0AlVU.jpg

 

Кто они? Каракалпаки или узбеки?

Странный вы однако Peacemaker , еще год назад здесь : http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4565-kyrgyzy-2/page-19#entry175649вы утверждали,что на этом и том фото изображены кыргызы танцующие Кара-Жорго..А теперь спрашиваете : Кто они? Каракалпаки или узбеки?..Такое ощущения,что имеет место быть троллингу.. :)

Link to comment
Share on other sites

 

И не нужно путать калмыков с джунгарами... Это тоже самое, если будем путать казахов с ногаями и каракалпаками...

Джунгары состояли из различных народов!

Я бы лучше сравнил с узбеками из Дешт-и-кыпчак которые ушли завоевывать среднюю Азию когда казахов как отдельного народа еще не было, отделившиеся от джунгаров калмыки это тоже самое.

А то что калмыки в окружении почти со всех сторон врагами сумели себе добыть кусок земли и закрепиться, то это явно говорит об их не слабости.

 

калмыки, а если быть точнее торгоуты во главе с хо-урлуком вышли из среды ойратских племен, а не из джунгарского ханства, которое образовалось позже

Link to comment
Share on other sites

Во-первых, ойратские монголоязычные племена или, как вы выразились "джунгары", к татарам Чингизхана никакого отношения не имеют, по моему, никто даже оспаривать это не станет

 

 

 

 

 

 

согласен. племена, образовавшие ойратский союз и позже ДХ, скорее потомки тех самых ойратов времен ЧХ, которые обитали к северу, в лесостепной области. позже к ним примкнули выходцы из кереитов и некоторых монгольских родов времен ЧХ

(предполагаю)

 

Link to comment
Share on other sites

А то, что у современных монголоязычных народов существует традиция мужского танца, лишний раз подтверждает, что их предки не есть степные кочевые скотоводы и исконный народ воинов всадников.  

разве не калмыки - потомки торгоутов, перебравшихся в течение одного поколения из иртыша на жаик, не встретив по пути не единого сопротивления (более 2000 км между прочим). более того умудряясь брать в осаду русские пограничные крепости. про дальнейшие события в регионе, связанные с ногайцами писать не стану.

ойраты суар и монголии - потомки населения джунгарского ханства, последней степной империи (не считая вернувшихся с волги торгоутов и хошоутов из цинхая и др. областей).

халхасцы наверняка не все из лесов вышли, часть живут в халхе наверняка с XIII в.

Link to comment
Share on other sites

 

А теперь Вам к прочтению данные ученых:

 

 

Ув. Rust, автор информации Узбекали Джанибеков сын своего региона (ЮКО), и сын своего времени (вторая пол. 20 в.), поэтому это исключительно его личное видение вопроса в существующем его окружении.

 

Хотя буквально все этнографы, путешественники и историки вплоть до 19 века (Гавердовский, Красовский, Аристов, Гродеков, Валиханов, Букейханов, Ибрагимов и мн. др.), подробно описавшие казахскую культуру и традиции, отрицают наличие мужского танца у кочевых казахов степных областей.

В их трудах можно встретить что угодно, описания ритуалов, обычаев, поверий, игр, состязаний, песенного и инструментального жанра, женского танца (точнее девичьего) и т.д и т.п., но о существовании традиции мужского танца никто даже не заикается.

Часть цитат я приводил выше.

Кроме них также считает и сам народ - у нас невозможно словосочетание "ердің биі" (мужской танец), оно звучит не логично, кроме того ни один казах ни в одном уголке огромной страны не сможет вам продемонстрировать ни одного танца, кроме современных "международных": цыганочку, лезгинку, ламбаду, брейк и т.п.

 

Поэтому я склонен полагать, что чрезвычайно не популярный в народной массе мужской танец "Кара жорга", о котором казахи узнали по ТВ лишь в самом начале 2000-х гг. от оралмана из Синьцзяня - это явное заимствование, как самой традиции мужского танца, так и непосредственно данного танца "Кара жорга", может быть и других там всяких "Буын би" и прочих. 

 

Возникают вопросы:

Кто заимствовал? Естественно те казахи, кто близко соседствовал и имел контакты с народами, у кого эти танцы существуют издревле.

У кого заимствовали? Естественно у каракалпаков, кыргызов и торгаутов.

 

Хороший пример для сравнения - у русских юго-западной Сибири близко контактировавших с казахами степных областей существовала устойчивая традиция говорить между собой на казахском языке и с удовольствием есть конину и пить кумыс, но разве можно по ним судить о всех русских? Конечно же нет! Точно также и с этим танцем в паре регионов - на юге и в Синьцзяне.

 

Таким образом, можно резюмировать - у казахов не было и нет мужских танцев, они им просто не свойственны! А популистски навязанный казахам "Каражорга" вероятно и останется единственным мужским танцем как некое средство для увеселительных мероприятий наряду с лезгинкой, ламбадой и другим иностранными танцами. :az1:

 

 

1. на юге каражорга имеет такой же статус как и во всем казахстане: т.е. навязан сми в последние годы. там скорее из-за соседства с узбеками в тоях мужики танцуют танцы наподобие узбекских

2. я всегда считал, что наоборот все казахи, приграничные с россией начали говорить на русском между собой. но это скорее всего началось в индустриальный период, когда знание русского стало необходимым и в городах, число которых выросло в годы совка. там жило преимущественно русскоязычное население и казахский там не использовался

3. согласен насчет того, что нельзя судить об обычаях всего народа через отдельные группы и популяции. хотя со временем частное становится общенациональным достоянием, тем более в современный век сми это стало еще проще: наурыз, каражорга, кокпар яркие примеры

2. заимствовали казахи китая каражоргу наверняка у торгоутов. кыргызы возможно сами тоже переняли это от них же

3. самое интересное что за последние почти сто лет кочевым скотоводством занимаются (и не просто занимаются, а ведут кочевой образ жизни) только казахи китая и монголии. "истинные степняки". а ирония вся в том, что именно эти "истинные кочевники" привезли мужской танец каражорга в казахстан, где его уже "раскрутили"

4. казахи монголии используют каражоргу или это только у синьцзянских?

 

Link to comment
Share on other sites

Уточню, что казахи под словом Алтай не имеют в виду сам Алтай, под этим названием понимают географический район в Синьцзяне (северной Джунгарии), населенный казахскими племенами. Казахи никогда не используют название "китайские", потому что в состав Китая этот район вошел по историческим меркам недавно, хотя казахские племена населяют этот район издревле.

 

насколько мне известно джунгария, восточный туркестан и уранхай вошли в состав цин после разгрома джунгарского ханства, это середина XVIII в. правда изза отдаленности и неханьского состава населения этот регион зачастую имел автономно-полунезависимый статус. а абак-кереи, найманы и албаны оказались в синьцзяне не раньше начала XIX в.

 

Link to comment
Share on other sites

Точно, казахи пришли позже китайцев

смотря что иметь ввиду под "пришли" и "китайцы". формально цинцы основали синьцзян после разгрома ДХ, но казахсике роды откочевали в СУАР задолго до массового переселения этнических ханьцев с востока. т.е. скорее всего народность "китайцы"=хань расселились в СУАР не раньше казахов

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...