Jump to content
BAWIR$AQ

Вооружение и военное дело казахов XV-XVIII веков

Recommended Posts

12 часов назад Вольга написал:

Если кольчугу покрыть льняным маслом, то она долго не ржавеет.

А насколько долго? И насколько широко в Казахстане могло быть распространено льняное масло? Насколько я понимаю, лен, в основном, использовали в Восточной Европе.

Link to comment
Share on other sites

27 минут назад Бури-Мунке написал:

А насколько долго? И насколько широко в Казахстане могло быть распространено льняное масло?

А вот тут я не могу ничего сказать, разве что в Индии и в Персии оружие точно покрывалось лаковым слоем. При чистке старых клинков встречается. Там правда скорее всего что-то на основе сока лакового дерева. 

Link to comment
Share on other sites

В 18.05.2018 в 03:24 Alee написал:

Уральцы. Очерки быта уральских казаков 

Рекомендую еще "Уральцы. Исторический очерк" А.Карпова. Классная книга.

Link to comment
Share on other sites

В ‎17‎.‎05‎.‎2018 в 10:02 Alee написал:

По стеганому доспеху я же уже недавно в этой теме приводил инфу

Не помню, может было уже. "Манас":

"Вас молитвы не сберегут —
Воину нужен чопкут*.
Вам нельзя без чопкутов идти,
Восемью слоями одежд
Тел своих не укутав, идти.
Есть высокие чоро среди вас,
Есть низкие чоро среди вас,
Среди вас узкоплечие есть,
Весом всех превзошедшие есть.
Кто как грузен, кто как сложен.
Выведала про каждого я,
Воевать помогает швея.
Выучила я наших жен
Выкройки готовить для вас..."

"Шесть десятков швей пожилых
Заставила я стегать,
Сорок я к ним молодых
Приставила помогать,
Пальцы их заставляла колоть,
Чуть что вкривь, заставляла пороть.
Молодая работала с пожилой,
Слой они клали на слой.
Выстегать шесть слоев
Надо было со всех краев..."

Link to comment
Share on other sites

И про чалбары там же:

"Портнихи эти мои.
Цельной пары чалбар цветных
Не хватило каждой из них:
Взяли по половине они,
Расшивать по штанине пришлось,
Каждой рабыне пришлось.
Булатные опилки к тому ж
За подкладкой помещены.

Знатные получились штаны.
Загнется стержень копья,

Но дыры не сделает в них."

 

Link to comment
Share on other sites

Надо смотреть текст оригинала, что там написано, так как непонятно, что имел ввиду переводчик когда писал про "булатные опилки" между кожей чембар и подкладкой.

Многоуважаемый Alee, вот вам и кольчуга вшитая в одежду. :) 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад Вольга написал:

Не помню, может было уже. "Манас":

"Вас молитвы не сберегут —
Воину нужен чопкут*.
Вам нельзя без чопкутов идти,
Восемью слоями одежд
Тел своих не укутав, идти.
Есть высокие чоро среди вас,
Есть низкие чоро среди вас,
Среди вас узкоплечие есть,
Весом всех превзошедшие есть.
Кто как грузен, кто как сложен.
Выведала про каждого я,
Воевать помогает швея.
Выучила я наших жен
Выкройки готовить для вас..."

"Шесть десятков швей пожилых
Заставила я стегать,
Сорок я к ним молодых
Приставила помогать,
Пальцы их заставляла колоть,
Чуть что вкривь, заставляла пороть.
Молодая работала с пожилой,
Слой они клали на слой.
Выстегать шесть слоев
Надо было со всех краев..."

Ощущение что переводчик Манаса и Джангара один и тот же, не Липкин? Слог прям похожий.

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад Вольга написал:

Надо смотреть текст оригинала, что там написано, так как непонятно, что имел ввиду переводчик когда писал про "булатные опилки" между кожей чембар и подкладкой.

Многоуважаемый Alee, вот вам и кольчуга вшитая в одежду. :) 

Больше похоже на подобие тегиляя.

Винклер про тегиляй.

5832ad873984094.jpg

Link to comment
Share on other sites

В 22.05.2018 в 16:55 Бури-Мунке написал:

Вот такой вопрос возник. Кольчуга в полевых условиях неизбежно ржавеет. И ее чистят. Вшитая кольчуга тоже будет ржаветь (влага будет просачиваться сквозь ткань), но как ее, интересно, чистили. Каждый раз распарывали ткань и вынимали. Как то не очень практично. А если халат просто одет поверх кольчуги, то таких вопросов не возникает. 

Ну необязательно же прошивать между тканями, а если на самой внешней поверхности внутренней стороны халата ? Пришлось бы просто удерживающие нитки обрезать.  Да и кочевники все таки носили же пластинчато-нашивные доспехи, пластины которых каждая по отдельности закреплена с тканью. Снимать каждую пластину дольше времени заняло бы чем просто снять кольчужное полотно обрезав нитки.

Link to comment
Share on other sites

Узоры на казахском калкане это новодел как я понимаю? Хвост тоже? На фотке конечно явный сувенир. 

31217640_w640_h640_img_9188.jpg

Link to comment
Share on other sites

Да, современное творчество. Сувенир. Калкан плелся из ивы или кизила. И узор на нем получался за счет переплетения нитей разных цветов

Link to comment
Share on other sites

59 минут назад Alee написал:

Больше похоже на подобие тегиляя

Вот что по поводу Павла Павловича фон Винклера пишет в своей статье "Доспех типа казаганд..." Олег Федоров:

"распространение доспехов типа казаганд в русском войске XVI XVII веков может подтверждать описание исследователями XIX века такого русского средневекового доспеха, как тегиляй. Они постоянно упоминают о наличии внутри у тегиляев обрывков кольчуги или панциря. Скорее всего, в распоряжении у русских оружиеведов XIX века были остатки или фрагменты казагандов, которые они также причисляли к тегиляям . Все-таки тегиляем необходимо считать просто стеганый тканевый доспех, а если внутри слоев ткани вшиты панцирь или кольчуга, то это уже казаганд". 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад mechenosec написал:

Ощущение что переводчик Манаса и Джангара один и тот же, не Липкин? Слог прям похожий.

Многоуважаемый mechenosec, выстрел в десятку! - Семен Липкин в соавторстве с Марком Тарловским. :) 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

7 часов назад Вольга написал:

Вот что по поводу Павла Павловича фон Винклера пишет в своей статье "Доспех типа казаганд..." Олег Федоров:

"распространение доспехов типа казаганд в русском войске XVI XVII веков может подтверждать описание исследователями XIX века такого русского средневекового доспеха, как тегиляй. Они постоянно упоминают о наличии внутри у тегиляев обрывков кольчуги или панциря. Скорее всего, в распоряжении у русских оружиеведов XIX века были остатки или фрагменты казагандов, которые они также причисляли к тегиляям . Все-таки тегиляем необходимо считать просто стеганый тканевый доспех, а если внутри слоев ткани вшиты панцирь или кольчуга, то это уже казаганд". 

Мне кажется, что тут Федоров несколько перегибает палку. Если в тягеляй вшит кусочек кольчуги, то вряд ли его можно считать "казагандом". Скорее уж это усиленный тягеляй. И вообще, такое впечатление, что "казаганды" вещь достаточно редкая. На большинстве миниатюр, что привел Федоров в статье, как "казаганды", скорее всего изображены простые кольчато-пластинчатые и кольчатые доспехи поверх которых надеты халаты. 

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад Alee написал:

Ну необязательно же прошивать между тканями, а если на самой внешней поверхности внутренней стороны халата ? Пришлось бы просто удерживающие нитки обрезать.  Да и кочевники все таки носили же пластинчато-нашивные доспехи, пластины которых каждая по отдельности закреплена с тканью. Снимать каждую пластину дольше времени заняло бы чем просто снять кольчужное полотно обрезав нитки.

Очень может быть.  

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад Alee написал:

Узбекский шлем:

http://journal.asu.ru/index.php/tpai/article/view/3600/2891

 

 

 

Красивый шлем, кстати. Я так понял, что он мог не только узбекским, но и ойратским или казахским. И в конце статьи много интересных прорисовок подобных шлемов из музеев и коллекций. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад Бури-Мунке написал:

На большинстве миниатюр, что привел Федоров в статье, как "казаганды", скорее всего изображены простые кольчато-пластинчатые и кольчатые доспехи поверх которых надеты халаты.

А по моему вполне себе казакины.

 238b99d5fd3bf2ba60c1c4499a1feae9716d0c0d

15-0.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад Вольга написал:

А по моему вполне себе казакины.

 238b99d5fd3bf2ba60c1c4499a1feae9716d0c0d

15-0.jpg

 

Обратите внимание, что то, что Федоров, видимо, принимает за шнурки "казаганда" (желтые вертикальнаые полосы состоящие из мелких прямоугольников) есть и у воинов в кольчугах. Я думаю, что это просто стилизованное изображение бехтерцев с двумя рядами пластин по обоим краям разреза. А у воина в кафтане, кафтан просто распахнут и видны пластины бехтерца. 

Link to comment
Share on other sites

В ‎17‎.‎05‎.‎2018 в 14:55 Бури-Мунке написал:

Кожаный ламеллярный доспех вообще вещь редкая. 

Наткнулся.

file.php?id=801&mode=view

file.php?id=802&mode=view
Улан-Батор, исторический музей, XVII век.

Link to comment
Share on other sites

19 часов назад Вольга написал:

Да, современное творчество. Сувенир. Калкан плелся из ивы или кизила. И узор на нем получался за счет переплетения нитей разных цветов

То что это новодел видно закрытыми глазами. Может это  восстановленный ?

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад Вольга написал:
Скрытый текст

file.php?id=801&mode=view

Скрытый текст


file.php?id=802&mode=view

 

Улан-Батор, исторический музей, XVII век.

ойрат, хотогойт или халхас? или они не сильно отличались в те времена?

Link to comment
Share on other sites

21 час назад Вольга написал:

Многоуважаемый mechenosec, выстрел в десятку! - Семен Липкин в соавторстве с Марком Тарловским. :) 

То то как будто слог наш Джангар напоминает,: семью семь сорок девять дней скакали они.. Её грудь белее хангайских снегов...:D

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...