asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 9 часов назад, Momyn сказал: О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАХСКОГО ПЛЕМЕНИ ЖАЛАЙЫР Е.Е. Аширбеков1 , Н.А. Айтхожина 1-Институт молекулярной биологии и биохимии им. М.А.Айтхожина КН МОН РК, Республика Казахстан, 050022, г. Алматы, Досмухамедова, 86 e-mail: eldarasher@mail.ru Существует три гипотезы происхождения казахского племени Жалайыр – монгольская, тюркская и смешанная. Среди тех, кто придерживался версии о монгольском происхождении, были Ш.Ч. Валиханов, В.В. Бартольд, М.Т. Тынышпаев и др. По мнению Ю.А. Зуева, поддерживаемого Б.К. Асановым, в XII-XIII вв. многие изначально тюркские племена, в том числе жалаиры, по политическим причинам стали «монголами». Н.А. Аристов, С.А. Аманжолов, В.В. Востров и М.С. Муканов считали, что племя имеет смешанное тюрко-монгольское происхождение. Согласно М.Т. Тынышпаеву в XIII в. жалаиры были разделены на четыре группы, две из которых стали основой для ветвей казахских жалайыров: Шуманақ и Сырманақ. При этом шуманаки произошли жалаиров, кочевавших восточнее реки Шу, и входивших в состав армии Урус-хана (умер в 1377 г.) и его сыновей, а сырманаки – от остатков разгромленной Тимуром в 1370 г. Джалаирской орды. Мы попытались пролить свет на существующие гипотезы, исследовав разнообразие Yхромосомы 93 казахов из племени Жалайыр: 28 представителей Шуманақ, 40 представителей Сырманақ, 25 человек – без сведений о роде. В результате выявлено 15 гаплогрупп Yхромосомы, из которых 10 встречались как минимум дважды: С2-F4002 (N = 39), J2a-M410 (13), N1-M46 (9), G2-P287 (6), R2-M124 (5), G1-M285 (5), R1a-M198 (3), J1-M267(3), C2-M48 (3), I2aL621 (2). Для всех изученных родов Шуманақ (Андас, Мырза, Сыпатай, Қалпе и Орақты) основной гаплогруппой явилась С2-F4002. В роде Мырза также обнаружена J2a. Группа Сырманақ оказалась гораздо более разнородной. Вышеупомянутая C2-F4002 преобладала в роде Күшік, у всех представителей рода Сиыршы выявлена гаплогруппа G2, для рода Балғалы были характерны гаплогруппы R2-M124 и I2a-L621, для рода Байшегір – N1-M46 и J2a. Анализ медианных сетей STR-гаплотипов жалайыров линии C2-F4002 показал их близость между собой и обособленность относительно представителей других казахских племен. То же самое наблюдалось для гаплотипов линий J2a, N1-M46, G2 и R2-M124. Поиск по базе YHRD выявил близкие гаплотипы для линий C2-F4002 (в популяциях монголов, хазарейцей, уйгуров, Северного Китая и др.), N1-M46 (монголов, хазарейцев и уйгуров), J2a (уйгуров), I2a-L621 (венгров), G2 (цыган Венгрии и греков). Полученные результаты свидетельствуют об однородности группы Шуманақ, в то время как Сырманақ представляет собой сборную группу. Распространение линии C2-F4002 (известной как Starcluster) в мировых популяциях совпадает с путями экспансии монголов в XIII веке, и, по мнению исследователей вопроса, маркирует вклад завоевателей в генофонд покоренных народов. Ее преобладание в группе Шуманақ и роде Күшік говорит об их монгольском происхождении. Обнаружение близких гаплотипов линии N1-M46 у монголов и хазарейцев позволяет считать эту линию также монгольской. Выявленные линии гаплогрупп J2a, I2a-L621, G2 и R2-M124 вероятно, присутствовали в Центральной Азии в домонгольское время. стр.19 http://imbb.org.kz/wp-content/uploads/2019/12/sbornik-tezisov-konferencii.pdf Цельной картины по родственным связям родов и племен охватывающих их всех по монголам13 нет. Много напутано у того же РАДа например, описывая дарлекинское племя урянкат упоминает Субэдэя ( в оригинале Супатая), как выясняется дальше он же еще и жалайыр. То есть получается урянкаты это всего лишь ветвь жалайыров.Тогда жалайыры это союз племен в те времена? И кто еще из дарлекинов жалайыры? Со старкластером тоже не все ясно, хотя согласование с источниками и шежире есть. Должны быть три линии нирунов. Катаганская(шанышкылы) и бодончаровская линии хорошо известны, салжиутскую надо найти , если не пресеклась.Эти три линий выше уровнем должна пересекаться с жалайырскими и сиргелинскими , может еще с какими нибудь ,старкластерами, условно всех их можно назвать уйсунским, как правящего клана монгольской империи. Далее к ним всем должны соединиться ашамайлы кереи без абаков, ибо последние и так уйсуны . Этот уровень должен называться кара татарский, ибо китайский посол включал в кара татаров, кроме монголов лишь кереев(кереитов), а родство у кочевников ведется по мужской линии, что и доказывает генетические данные. Нужен Биг У. Я его заказал за свой счет. посмотрим что выйдет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 25.12.2019 в 13:46, АксКерБорж сказал: 1. Так приведи примеры если не согласен со мной и если они есть, в чем проблема? 2. Какая разница как искажать древний этноним уйсун - уушин, хушин или кувшин? 3. Не то чтобы абакты керей с меркитами, но даже такие крупные этносы как казахи, халха, буряты, калмыки, узбеки не упоминаются с 12 века. А ты говоришь о каких то абакты. Это называется сказки про прилет древних казахских племен с Марса в 15 веке. Почему не смотрите глубже в историю не зацикливаясь на современной жизни и реалиях? Надо подходить к событиям исторически. Например, если в источниках не упоминаются в 12 - 13 веках абакты, ашамайлы или сыргели, то это вовсе не значит, что в те времена не существовало их прямых предков - племен керей[т] и уйсун. У вас всё просто как 5 копеек - ваши предки мол прилетели в 15 веке либо с Марса, либо пришли в 13 веке из Монголии и Забайкалья и ушли обратно оставив свое семя. ))) 4. Извините меня, но я не верю в легенды про непорочное зачатие предков Чингизхана от луча света, про фейковых надкастовых нирунов и т.д., потому что в отличие от вас я вполне осознаю и даю себе отчет в том, когда, кем и для чего был сочинен этот миф. 1. пф. ловите, на основе вашей фольк-теории: хунгираты-дарлекины, дуглаты-нируны жили в Муголистане, а сейчас в пригороде Шымкента и в Жетысае. а если серьезно: торгоуты и хошеуты, ушежшие на Эмбу и на Кукунор, абак-кереи, ушедшие за Тарбагатай, в Китай, а оттуда в Монголию 2. не, не кувшин. правильно по-монгольски уушин 3. в шежыре сыргели упоминаются уйсыны, Майкы-би, Ойсыл, а вот упоминаются ли в шежыре кереев кереиты, Ван-хан? 4. ушли от темы, ушли от вопроса, от ответа, вообще убежали Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 5 минут назад, asan-kaygy сказал: Нужен Биг У. Я его заказал за свой счет. посмотрим что выйдет в работе не указаны Кайшылы. потому что авторы знали что они кырме от сыргелинцев или просто пропустили? насколько я знаю, вы придерживаетесь версии что шуманаки кырме от каракалпаков (может поэтому у них солянка ибо у каракалпаков везде солянка, не считая более или менее однородных кытаев). авторы пишут что шуманаки это джалаиры Уруса а сырманаки из некой Джалаирской орды, разбитой Тимуром. можете вкратце описать вашу версию появления джалаиров у казахов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 1 минуту назад, кылышбай сказал: в работе не указаны Кайшылы. потому что авторы знали что они кырме от сыргелинцев или просто пропустили? насколько я знаю, вы придерживаетесь версии что шуманаки кырме от каракалпаков (может поэтому у них солянка ибо у каракалпаков везде солянка, не считая более или менее однородных кытаев). авторы пишут что шуманаки это джалаиры Уруса а сырманаки из некой Джалаирской орды, разбитой Тимуром. можете вкратце описать вашу версию появления джалаиров у казахов? ЕМНИП я про Сырманаков как выходцев из каракалпакских Жалаиров писал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 2 минуты назад, кылышбай сказал: в работе не указаны Кайшылы. потому что авторы знали что они кырме от сыргелинцев или просто пропустили? насколько я знаю, вы придерживаетесь версии что шуманаки кырме от каракалпаков (может поэтому у них солянка ибо у каракалпаков везде солянка, не считая более или менее однородных кытаев). авторы пишут что шуманаки это джалаиры Уруса а сырманаки из некой Джалаирской орды, разбитой Тимуром. можете вкратце описать вашу версию появления джалаиров у казахов? Кажется они их не собирали нормально Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 Жалаир-Кайшылы есть 12 маркеров, если будет спонсор можно Биг у заказать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 5 минут назад, asan-kaygy сказал: ЕМНИП я про Сырманаков как выходцев из каракалпакских Жалаиров писал извиняюсь, перепутал. в общем если будет пара биг Y я думаю от вас можно дождаться хорошей статьи?) у вашего кайшылы старкалстер или F4205? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 21 минуту назад, кылышбай сказал: извиняюсь, перепутал. в общем если будет пара биг Y я думаю от вас можно дождаться хорошей статьи?) у вашего кайшылы старкалстер или F4205? F4205 Насчет статьи не факт Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 1 час назад, кылышбай сказал: можно что нибудь сказать о родстве этих ногайцев и казаха с алтайским палео-ДНК J2a2? По ногайцам без БигУ в целом ничего, только то, что они определённо должны относиться к той же ветке. Казах ,судя по положительным снипам , точно к ней относиться , имея родство в пределах 2000лет. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 5 минут назад, цеванрабдан сказал: на калмыцком джал это сом, а у вас так же, наверное? я жил в бассейне Сырдарьи. там этих сомов как грязи. насколько помню их называли лақа-балық. всегда думал что лақа от лай, лайқа - грязь. грязная рыба. не исключаю что где то казахи говорят жал, но я лично не слышал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 45 минут назад, Samtat сказал: Казах ,судя по положительным снипам , точно к ней относиться , имея родство в пределах 2000лет. Точнее сказать не могу, потому, что не знаю какой из образцов казахский . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 лай,лаг по монгольски грязь,глина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 6 minutes ago, Steppe Man said: лай -грязь Отсюда монгольское жаргонное выражение Лайтай/ күшты ,керемет/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 3 minutes ago, цеванрабдан said: бальчг глина - шавр В монгольском эти слова тоже есть бальчг-балчиг шавр-шавар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 28 minutes ago, цеванрабдан said: лаг Лаг- другое монгольское жаргонное выражение/ күшты ,керемет/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 Просьба не флудить в ветке ДНК-проекта 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 3 часа назад, цеванрабдан сказал: на калмыцком джал это сом, а у вас так же, наверное? Джайын Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 35 минут назад, Джагалбайлы сказал: Джайын Сом по Казахски будет Лақа. А Жаин это осетрина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 8 минут назад, Turkmen Aday сказал: Сом по Казахски будет Лақа. А Жаин это осетрина. Это зависит от региона наверное. У нас сом жайын, налим - лақа, осетр - бекіре Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 4 часа назад, цеванрабдан сказал: может лай-лаг диалектизм? раньше ведь давали очень точные названия... и грязь была разная, и глина... Может, на дне илистая муляка так называлась? Где сомы отсиживаются... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 2 часа назад, Джагалбайлы сказал: Это зависит от региона наверное. У нас сом жайын, налим - лақа, осетр - бекіре Вы правы, знаю что на юге Казахстана жайын это сом. Вы не от туда случаем? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 1 час назад, цеванрабдан сказал: да я одного человека поддержал по поводу того, что джалайры вхожденцы в хамаг монгол улс амбахая. у них теперь №1 не джунгарин, а свой крайне-крайне-восточноазиатский летописный речной тюрк. АКБ давно в тренде, вчера он Субэдэя назвал джалаиром, а я скромно промолчал, подумав, а может для АКБ сделать такое утверждение было очень важно. пусть ему будет легче в бане)) ну и ладно, главное, чтобы Субэдэй не обиделся... 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Таймас Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 32 минуты назад, Карай сказал: ну и ладно, главное, чтобы Субэдэй не обиделся... 1 час назад, цеванрабдан сказал: да я одного человека поддержал по поводу того, что джалайры вхожденцы в хамаг монгол улс амбахая. у них теперь №1 не джунгарин, а свой крайне-крайне-восточноазиатский летописный речной тюрк. АКБ давно в тренде, вчера он Субэдэя назвал джалаиром, а я скромно промолчал, подумав, а может для АКБ сделать такое утверждение было очень важно. пусть ему будет легче в бане)) Рашид Ад Дин писал , что Субэдей из племени джалаир. ..Когда Чингиз-хан был в области Балха и Таликана, он послал его с Субэдаем и Нуркэ, которые были из [племени] джалаир, вместе с войском в те пределы... http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 46 минут назад, цеванрабдан сказал: живая история «...Наша нерушимая независимая страна — Святой очаг всех монголов,Океан священных деяний предков Да будет длиться вечно...» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 января, 2020 Поделиться Опубликовано 3 января, 2020 38 minutes ago, Карай said: «...Наша нерушимая независимая страна — Святой очаг всех монголов,Океан священных деяний предков Да будет длиться вечно...» Он дербет .т.е. бывший джунгар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться