Steppe Man Опубликовано 11 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2020 7 hours ago, АксКерБорж said: Наши западные кереиты не имеют никакого отношения к средневековым кереитам. Но наши кереи, несмотря на отсутствие характерного окончания, напротив самые прямые потомки средневековых кереитов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2020 местности где производят самый лучший кумыс в Монголии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2020 7 часов назад, Steppe Man сказал: Наверно халхаским женщинам трудно доить кобыл? Ведь они низкого роста и судя по фото приходится не видеть своих рук и вымя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 30 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2020 монголы казахи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 1 июля, 2020 20 часов назад, Dambjaa сказал: монголы казахи Отвечу вам, Азбаяр, своим старым постом: 06.08.2018 в 11:40, АксКерБорж сказал: У монголов это перебор, это неестественно, это неудобно. Один человек все не выпьет, поэтому будут из этой чаши пить все по очереди. А пить из общей чаши не всем приятно и к тому же не гигиенично. По мне так самый оптимальный подход в этом вопросе - это чаша с объемом, которую может одолеть за один поднос ко рту мужчина, то есть примерно 1 литровая чашка или чуть меньше, у женщин еще меньше. В наших краях раньше вплоть до 1990-х годов пили именно из специальных больших чаш, предназначенных для кумыса ("қымыз кесе"). На фото 19 век. Чисто, гигиенично, никто не слюнявит общую чашу. У нас только скот поят с общей чаши (корыта). В общей большой чаше кумыс постоянно взбивается ковшом как это и полагается делать с кумысом всегда, как это делает на фото дядя по матери Чокана Чингизовича Валиханова (нагашы), наш баянаульский богач Муса Чорманов: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2020 Впечатление халха-монгола из поездки в аймак Баян-Өлгий, к казахам: «Казак айраг. Бас чанга юмаа. Хоёр аяга уугаал нойр хүрч бодогдож байна». Мой перевод: «Казахский айриг (кумыс) сильно крепкий, выпиваю две чашки и сразу засыпаю». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 1 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 16 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 4 января, 2021 Поделиться Опубликовано 4 января, 2021 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 29 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2021 https://strategy2050.kz/ru/news/kak-prazdnuetsya-ymyz-m-ryndy-v-kazakhstane/?fbclid=IwAR3S6a6eGpzG-ueg-8IJI9AhTwLrbRwA0W1Og5aaluw3arUnCo9HARYpVJQ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 29 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2021 1 hour ago, asan-kaygy said: https://strategy2050.kz/ru/news/kak-prazdnuetsya-ymyz-m-ryndy-v-kazakhstane/?fbclid=IwAR3S6a6eGpzG-ueg-8IJI9AhTwLrbRwA0W1Og5aaluw3arUnCo9HARYpVJQ Два вопроса к форумщикам. Этот праздник традиционный, есть сведения о проведении таких праздников в прежние времена? И почему борются женщины. У нас запрет на это, даже легенда есть почему запретили. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 29 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2021 23 минуты назад, Boroldoi сказал: Этот праздник традиционный, есть сведения о проведении таких праздников в прежние времена? Никогда раньше о таком не слышал. В целом разных праздников и связанных с ними обычаев много, некоторые имеют только региональный статус. 25 минут назад, Boroldoi сказал: И почему борются женщины. Борьба одна из традиционных игр всех кочевников, если праздник в каком-то смысле женский, то видимо поэтому именно они и борятся. Некоторые девушки в былые времена воспитывались наравне с мальчиками, носили мужские стрижки, учились борьбе, стрельбе из лука, охоте и выполняли "мужскую работу". Их звали еркекшора. Не знаю с чем это связано, скорее всего, когда не было сыновей или их было мало. Иногда девочкам давали имена вроде Улболсын (пусть будет сын). В качестве примера. У девочки айдар и чуб, она одета под мальчика. Если переводить на современность - это обычные "пацанки" которых воспитывает отец. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2021 14 часов назад, Boroldoi сказал: Два вопроса к форумщикам. 1) Этот праздник традиционный, есть сведения о проведении таких праздников в прежние времена? 2) И почему борются женщины. У нас запрет на это, даже легенда есть почему запретили. 1) Этот праздник был и есть не везде по казахским регионам. Потому что во всех регионах разные климатические условия, это самое главное в традициях, обычаях и нравах. Например, если в южных областях давно лето, то у нас до сих пор сугробы снега, лед и пронизывающий ветер с морозем. Поэтому если где-то праздновали Наурыз как начало весны в марте, то у нас праздновали Кымыз мурындык как начало весны в мае-июне. 2) Про борьбу женщин имхо, либо фейк и новодел от какого-нибудь "краеведа", либо какая-то местная традиция, не знакомая в других регионах и у нас в том числе. Насколько мне известно, этнографические материалы про казахов Степного края (северные и северо-восточные области) никакой женской борьбы не упоминают. Впервые слышу про такое. Не то чтоб заниматься борьбой, у нас женщины даже не танцевали, сто раз обсуждали эти вопросы. 13 часов назад, Qairly сказал: если праздник в каком-то смысле женский, то видимо поэтому именно они и борятся. Кымыз мурындык совершенно не женский праздник. В прошлом у казахов не было женских или мужских праздников, типа 8 марта или 23 февраля. 13 часов назад, Qairly сказал: В качестве примера. У девочки айдар и чуб, она одета под мальчика. Это фото С.М. Дудина из нашего Павлодарского уезда, 1899 год. Уже комментировал в прошлом это фото в теме "Быт и жизнь казахов Северо-Восточного Казахстана по фотографиям Багаева, дудина и других". Я почему-то сомневаюсь, что на фото девочка, даже если в ухе сережка. Факты ошибочных подписей к историческим фотографиям, в том числе в фондах МАЭ РАН, я приводил, их не мало. Кроме этого исхожу также прежде всего из наших казахских традиций. Девочкам казахи оселедец (айдар) и чуб (кекiл) не оставляли, это мальчиковые прически. Фотопримеры из той же коллекции Кунсткамеры. Правильные подписи к фотографиям, на которых девочки с девочковыми прическами, с косичками и без: А это, по моему мнению, фотографии с ошибочными подписями, на которых мальчики с мальчиковыми прическами, с чубами и оселедцами (видно даже по чертам лица, что это мальчики): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2021 15 часов назад, asan-kaygy сказал: https://strategy2050.kz/ru/news/kak-prazdnuetsya-ymyz-m-ryndy-v-kazakhstane/?fbclid=IwAR3S6a6eGpzG-ueg-8IJI9AhTwLrbRwA0W1Og5aaluw3arUnCo9HARYpVJQ Непонятное для меня из статьи: "Катын күрес" (соревнования замужних женщин по борьбе) - интересен сам факт существования женской борьбы... "Мешкейлер жарысы" (соревнования по поеданию конины) - интересен термин "мешкей" (обжора)... "Кымыз пісіру" (приготовление кумыса) - интересен термин "пісіру" (заквашивать кумыс)... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 30 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2021 6 часов назад, АксКерБорж сказал: А это, по моему мнению, фотографии с ошибочными подписями, на которых мальчики с мальчиковыми прическами, с чубами и оселедцами (видно даже по чертам лица, что это мальчики Я же подписал, что это скорее всего Еркек Шора. Хотя и самому кажется, что это просто долгожданный и единственный сынок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 30 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2021 9 hours ago, АксКерБорж said: 1) Этот праздник был и есть не везде по казахским регионам. Потому что во всех регионах разные климатические условия, это самое главное в традициях, обычаях и нравах. Например, если в южных областях давно лето, то у нас до сих пор сугробы снега, лед и пронизывающий ветер с морозем. Поэтому если где-то праздновали Наурыз как начало весны в марте, то у нас праздновали Кымыз мурындык как начало весны в мае-июне. 2) Про борьбу женщин имхо, либо фейк и новодел от какого-нибудь "краеведа", либо какая-то местная традиция, не знакомая в других регионах и у нас в том числе. Насколько мне известно, этнографические материалы про казахов Степного края (северные и северо-восточные области) никакой женской борьбы не упоминают. Впервые слышу про такое. Не то чтоб заниматься борьбой, у нас женщины даже не танцевали, сто раз обсуждали эти вопросы. Кымыз мурындык совершенно не женский праздник. В прошлом у казахов не было женских или мужских праздников, типа 8 марта или 23 февраля. Это фото С.М. Дудина из нашего Павлодарского уезда, 1899 год. Уже комментировал в прошлом это фото в теме "Быт и жизнь казахов Северо-Восточного Казахстана по фотографиям Багаева, дудина и других". Я почему-то сомневаюсь, что на фото девочка, даже если в ухе сережка. Факты ошибочных подписей к историческим фотографиям, в том числе в фондах МАЭ РАН, я приводил, их не мало. Кроме этого исхожу также прежде всего из наших казахских традиций. Девочкам казахи оселедец (айдар) и чуб (кекiл) не оставляли, это мальчиковые прически. Фотопримеры из той же коллекции Кунсткамеры. Правильные подписи к фотографиям, на которых девочки с девочковыми прическами, с косичками и без: А это, по моему мнению, фотографии с ошибочными подписями, на которых мальчики с мальчиковыми прическами, с чубами и оселедцами (видно даже по чертам лица, что это мальчики): 1) В каких местах, когда в первые, с каких пор праздноавли сведения есть какие, которые можно прочитать. 2) Согласен тут, врядли девочка. Вот видите не всем комментариям к фото можно доверяться 100%. О серьгах в ушах мальчиков не знаю, а у мужчин была такая традиция. Говорят если человек единственный сын. У западных монголов был такое, стихи есть на монгольском об этом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2021 30.03.2021 в 18:37, Qairly сказал: Я же подписал, что это скорее всего Еркек Шора. Хотя и самому кажется, что это просто долгожданный и единственный сынок. Мне интересен термин "еркекшора", первый раз услышал его, онлайн словарь дает ему объяснение "мужеподобный". У нас на мальчиков с девичьими повадками говорят "қызтеке", а на девочек с мальчиковыми выходками не слышал специального термина. 30.03.2021 в 22:22, Boroldoi сказал: 1) В каких местах, когда в первые, с каких пор праздноавли сведения есть какие, которые можно прочитать. 2) Согласен тут, врядли девочка. Вот видите не всем комментариям к фото можно доверяться 100%. 3) О серьгах в ушах мальчиков не знаю, а у мужчин была такая традиция. Говорят если человек единственный сын. У западных монголов был такое, стихи есть на монгольском об этом. 1) Надо искать в этнографических трудах, для этого нужно время. 2) К революции 1917 года и конфискации богатых костюмов у зажиточных халха-монголов верить можно, проверено, мин нет. 3) У казахов тоже долгожданному мальчику одевали серьгу на одно ухо в качестве сглаза от злых духов, типа обмануть их, что это девочка )), знатоки пишут, что такие мальчики носили ее до 5 лет, потом она снималась. На фото вверху по ходу такой ерке балашке (баловень). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 31 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2021 10 минут назад, АксКерБорж сказал: Мне интересен термин "еркекшора", первый раз услышал его, онлайн словарь дает ему объяснение "мужеподобный". Правильный смысловой перевод на русский, пацанка. Можно периодически встретить в казахской литературе. Калкаман Мамыр, например. 12 минут назад, АксКерБорж сказал: знатоки пишут, что такие мальчики носили ее до 5 лет, потом она снималась. Некоторые дольше, но обычно, как и косы, до обрезания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2021 8 минут назад, Qairly сказал: Некоторые дольше, но обычно, как и косы, до обрезания. Обрезания чего, косички или причиндалов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2021 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2021 КНР. АРВМ. Продукция монголов Китая. Молочные гранулы: Айриг (кумыс): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 2 сентября, 2021 Монголия. Баян-Өлгий. Музей. Піспек - мутовка для взбалтывания кумыса (по-монгольски - бүлүүр, по-кыргызски - бишкек). Такая же мутовка (піспек) из Павлодарского уезда. 1899 год. Нижняя и верхняя часть мутовки отдельно: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 октября, 2021 Поделиться Опубликовано 3 октября, 2021 айрагны сөн. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 октября, 2021 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2021 On 6/30/2020 at 10:39 AM, Steppe Man said: местности где производят самый лучший кумыс в Монголии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться