Admin Rust Опубликовано 9 июня, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 АКБ - модератор раздела "тюрки", а не админ. Не стоит переходить на обсуждение личностей в любом случае. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 По переписи 1897 года в Самаркандской области каракалпаков вообще нет, но нам известно, что согласно воспоминаниям Заки Валиди Тогана, местные каракалпакские вожди входили в состав Туркестанского национального единства, а в русских источниках видимо они также указаны узбеками. Одним словом, к свидетельствам русских путешественников надо относится несколько критично. Мы же с вами результаты переписи уже обсуждали один раз, и как я помню, всех нашли 100 тыс на Сырдарье и 10 тыс в Долине. Это в теме "Каракалпаки" вроде было. Я даже страницы приводил из переписи Тройницкого. К любым свидетельствам следует относиться критично. Тем более если есть более чем ОДИН источник. А если нет, то тогда и оснований для критики уже практически и нет. А что это за "воспоминания" З.В. Тогана? он в 1890 только родился. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 Но в отличие от последних, у сартов не было никаких амбиции, у них даже не возникало желания противостоять захватчикам. А Махмуд Ялавач кем был? И почему Джучиды(Чингизиды Золотой Орды) так держались за Хорезм? Хорезмийцы того времени ведь тоже "помесь" из ираноязычных и тюркоязычных. И это только одно из имен. А сколько их ВООБЩЕ было? Не факт, что мы узнаем когда-нибудь. Это явные "олигархи" своего времени, и к их мнению явно прислушивались в монгольском "ШТАБЕ". Я пытался дать картину сартов начиная с 16 века, что они отошли от воинственности, привыкли к покорности. Сколько было нашествий от монголов до дештикипчакских узбеков, плюс междоусобицы. Тут уж и бороться бесполезно, лучше уж довериться судьбе и не высовываться, авось пронесет. Русские и другие европейцы 18-19 вв рисуют сартов (по крайней мере хорезмских) не способными к каким-либо боевым действиям, к оружии не приученными. А при монголах может быть еще теплилась какая-та воинственность, впрочем, не знаю. Не очень-то они отошли от воинственности. Из Хорезма и Бухары в Степь за закятом и хараджем ездили при первой возможности. Это судя по источникам. Кстати там и позже 16 века зафиксированы Узбеки. Видимо, они-же "матрасники" русских источников (это из-за полосатых чапанов) А были они вполне боеспособными. Неплохо вооруженными на момент прихода Русских. Были пушки, ружья, и прочее. В Самаркандской области (ЕМНИП) на момент переписи 1897 года - бОльшая часть населения УЗБЕКИ, а не Сарты. Интересен факт, что в крупнейших городах (Самарканд+Бухара) до сих пор население говорит на двух языках. не путайте узбеков - этнос, полукочевое и отчасти оседлое население, которое имело родоплеменную самоидентификацию, говорило на огузском, карлукском и кыпчакском диалектах (в зависимости от региона проживания), из которых собиралась армия, на которых опирались сначала темуриды (только этнонима узбек еще не было), а затем все другие династии из шейбанидов, мангытов, конгуратов, мингов с сартами - этно-культурно-экономической группой оседлого населения смешанного происхождения, без разделения на роды и племена, которое занималось земледелием, ремеслом и торговлей, говорило в большинстве на тюркском. группа узбеков и часть персоязычных со временем становились сартами, но не наоброт. тот же зякет с казахов семиречья и туркестана собирала узбекская администрация с помощью армии из узбеков, а основную массу населения в аулие-ате, ак-мечети и сайрами составляли сарты, нередко недавние выходцы из узбеков. культурно-этническая граница между узбеками и сартами нередко была размыта и со временем первые становились вторыми по образу жизни и культуре. язык скорее всего особо не отличался не считая того, что полукочевые узбеки говорили на огузском и кыпчакском. такие у меня мнение и выводы сложились после ознакомления с массой материалов на эту тему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 1.////собирала узбекская администрация с помощью армии из узбеков//// Не могу согласиться. В массовку сборщиков набирали всех "желающих нахаляву поживиться" . А кто там был - вообще неизвестно, никаких указаний на родоплеменную принадлежность я лично нигде не видел. Если у вас есть, то давайте. Очень интересно. Там мог быть кто угодно, хоть бывший русский раб, который освободился посредством принятия Ислама. 2. ////на которых опирались сначала темуриды (только этнонима узбек еще не было)//// Тимуриды тогда от каких таких "узбеков" убежали? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 По переписи 1897 года в Самаркандской области каракалпаков вообще нет, но нам известно, что согласно воспоминаниям Заки Валиди Тогана, местные каракалпакские вожди входили в состав Туркестанского национального единства, а в русских источниках видимо они также указаны узбеками. Одним словом, к свидетельствам русских путешественников надо относится несколько критично. Мы же с вами результаты переписи уже обсуждали один раз, и как я помню, всех нашли 100 тыс на Сырдарье и 10 тыс в Долине. Это в теме "Каракалпаки" вроде было. Я даже страницы приводил из переписи Тройницкого. К любым свидетельствам следует относиться критично. Тем более если есть более чем ОДИН источник. А если нет, то тогда и оснований для критики уже практически и нет. А что это за "воспоминания" З.В. Тогана? он в 1890 только родился. Вряд ли нашли всех. Около два десятка каракалпакских территориальных единиц на территории РУз до 1936 года и это только по узбекским источникам. Ферганские - один центр, Бухарские - другой центр, ну, допустим, Хорезмские - третий, а остальные где находились, я лично не знаю, но узбеки видимо знали. В переписи 1897 года нет каракалпаков хивинского ханства, левобережные, которые не подпадали под российскую империю, а на момент 1926 года - фактически одна и та же цифра. З.В.Тоган вспоминал о самаркандских каракалпаках начала 20-х гг прошлого столетия, а самый авторитетный местный вожак был по имени Ачил Токсаба. Ну, не вожаковал же он узбеками. Оснований для критики много, например, не только мы с узбеками не можем разобраться до сих пор, но и не понятно - кто казахи, а кто кыргызы в русских источниках. Я только о среднеазиатских сведениях русских пишу. Можно так всех народностей под стягом РИ перебрать, где будут несоответствия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 Хива и Бухара в переписи не участвовали ВООБЩЕ. Это протектораты со своим управлением в составе Российской Империи были. Со своим Ханом и Эмиром соответственно. И не известно, сколько там было Узбеков, Сартов, Каракалпаков, Евреев, Русских и прочих. От времени переписи до 20-х годов прошло более 20 лет, уже была революция и шла гражданская война. Так что кочевые по сути Каракалпаки могли уже оказатсься везде, где угодно, от Одессы до Владивостока. Но в 20-х годах не забывайте про английскую интервенцию в регион. В Самаркандскую область они могли уйти и по этой причине. Смотреть надо, я точно не могу сейчас сказать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 1.////собирала узбекская администрация с помощью армии из узбеков//// Не могу согласиться. В массовку сборщиков набирали всех "желающих нахаляву поживиться" . А кто там был - вообще неизвестно, никаких указаний на родоплеменную принадлежность я лично нигде не видел. Если у вас есть, то давайте. Очень интересно. Там мог быть кто угодно, хоть бывший русский раб, который освободился посредством принятия Ислама. 2. ////на которых опирались сначала темуриды (только этнонима узбек еще не было)//// Тимуриды тогда от каких таких "узбеков" убежали? 1. имеется ввиду политическая власть, государственность, правительство, которая колонизировало регион и инициировало поборы была узбекская, хотя экономически сартская часть населения возможно была более сильной и продуктивной. естественно я разделяю тех "узбеков" с современной узбекской нацией, которая является результатом смешения этих двух групп. результатом этого смешения и стала потеря культурной, языковой и естественно родо-племенной идентичности тех самых "узбеков". но самое главное - генетически "разбавилось и расстворилось" в сартской среде, хотя этноним, наоборот, оставили первый. но в любом случае более или менее этно-языковая самобытность сохранилась у узбеков таджикистана(локайцы), афганистана (балх, кундуз), возможно еще в сурхандарье и хорезме. 2. небольшая группа темуридов ушла в афганистан, а затем в индию, "убегая" от узбеков. но основное тюркоязычное население осталось и ассимилировало пришедших с дештикипчака кровных родственников при этом переняв от них этноним. я ж в скобках даже подчеркнул: только этнонима узбек еще не было. не торговцы и ремесленники же громили сарай и брали багдад в составе армии темура. я знаю что ничего не знаю. я хочу познавать историю региона, этногенез, но прошу не быть столь строгими ко мне и если где то я написал историческую ложь прошу сделать замечание Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 Хива и Бухара в переписи не участвовали ВООБЩЕ. Это протектораты со своим управлением в составе Российской Империи были. Со своим Ханом и Эмиром соответственно. И не известно, сколько там было Узбеков, Сартов, Каракалпаков, Евреев, Русских и прочих. От времени переписи до 20-х годов прошло более 20 лет, уже была революция и шла гражданская война. Так что кочевые по сути Каракалпаки могли уже оказатсься везде, где угодно, от Одессы до Владивостока. Но в 20-х годах не забывайте про английскую интервенцию в регион. В Самаркандскую область они могли уйти и по этой причине. Смотреть надо, я точно не могу сейчас сказать. Каракалпаки давно уже не были кочевниками, а З.В.Тоган пишет именно о самаркандских каракалпаках. Басмаческие отряды свирепствовали на территории Каракалпакстана, один Джунайдхан только чего стоит, кстати, я уже где-то упоминал, но к слову еще раз - прототип товарища Сухова из "Белого солнца пустыни" служил именно в Каракалпакстане, воевал с басмачами. Поэтому, каракалпакским басмачам и борцам с ними хватало дел и у себя на Родине. Согласен, что цифры о численности почти без изменения, братоубийственная война и очаги сопротивления в Каракалпакстане длились до 30-х годов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 9 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2016 Я тоже считаю, что я ничего не знаю. Поэтому нам с вами лучше вести беседу и продуктивно обмениваться информацией, и разумеется - иногда спорить. С уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Сарты. Коканд: Сарты. Пол Лаббе. 1897 г.: Сарт и Старого Маргелана с сыновьями. Начало 1900-х годов. Скобелев: Сарт хивинец Кызыл-бай и Кабыл. А.П. Кун. 1865 - 1872 гг.: Учитель в сартской школе С.М. Прокудин-Горский. Самарканд. 1911 г.: Сартская школа. Самарканд. С.М. Прокудин-Горский: Сартовские дети во дворе дома. Ферганская область. Начало 1900-х годов. Скобелев: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Сартовские музыканты. Самарканд: Сартовский бача и его обожатели. Самарканд: Сартянки: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Сдается мне, что сартами раньше называли оседлых узбеков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Сдается мне, что сартами раньше называли оседлых узбеков? Вряд ли. Согласно переписи 1897 года по Самаркандской области узбеки указаны отдельно, сарты отдельно, причем узбеков больше в 30 раз - почти 60% против 2%. Интересно, неужели в области не было ни одного казаха? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Ув. Kamal, а может быть понятие "узбек" в 19 веке и нынешнее его понимание разные? Может быть узбеки до 20 века это кочевой пришлый элемент - потомки кочевых узбеков, а сарты это местный оседлый этнос, которые потом в 20 веке как и все другие савецкие нации и народы вассаидинились и растворились в крепких объятиях друг друга? Судя по фоткам и по казахским легендам сарты это оседлый среднеазиатский народ торговцев, который всегда противопоставляется степнякам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Может быть узбеки до 20 века это кочевой пришлый элемент - потомки кочевых узбеков, со временем уже к концу XIX в. большинство узбеков осело. но тем не менее, думаю, они отделяли себя от сартов - доузбекского оседлого населения Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Ув. Kamal, а может быть понятие "узбек" в 19 веке и нынешнее его понимание разные? Может быть узбеки до 20 века это кочевой пришлый элемент - потомки кочевых узбеков, а сарты это местный оседлый этнос, которые потом в 20 веке как и все другие савецкие нации и народы вассаидинились и растворились в крепких объятиях друг друга? Судя по фоткам и по казахским легендам сарты это оседлый среднеазиатский народ торговцев, который всегда противопоставляется степнякам. Что это разные понятия я абсолютно уверен. Мне даже интересен процесс с выбором языка, тоже важный момент. Если бы за официальный язык выбрали сартский язык, то как назвали бы Республику - Сартской? Понятие "Узбеки" по Дудину: Из этого списка я принадлежу - Каракалпаки - Кунграты - Кизыл-Аяки. (По С.М. Дудину узбеки разделяются на 11 главных племен, по другим же данным их 32. Важнейшими племенами являются: 1) Кара-Калпаки, 2) Кипчаки, 3) Мангиты. 4) Чилэ, 5) Кита-и, 6) Кизыл-Аяки, 7) Баширы, 8) Кунграты и 9) Ляакаи. Заметим, что два из этих названий, именно кипчаки и мангиты, тождественны с названием двух главных киргизских племен, с которыми их нельзя смешивать.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Сартовские музыканты. Самарканд: Сартовский бача и его обожатели. Самарканд: Сартянки: Раз вы запостили, то вам и отвечать: 1. На фото "С бачой" сидят сарты 2% по переписи, а другим (узбекам) 60%-ам это неинтересно ? 2."Бачебозство" явление национальное или религиозное ? 3. С каких пор в Ср.Азию пришла паранджа ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Сарт это наст.мусульманин. Любая этническая или социальная прослойка может в разной степени быть приобщенной к какой-нибудь религии, но сарт мусульманин во всем. Всегда религия шла из центра, в деревнях импортные веяния приходили позже. Могли отличаться диалекты, т.к. процесс формирования нации не был завершен. Те же Тибетцы наст.буддисты, чем калмыки, и может что и в сравнении с дореволюционными. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Сарт это наст.мусульманин. Любая этническая или социальная прослойка может в разной степени быть приобщенной к какой-нибудь религии, но сарт мусульманин во всем. Всегда религия шла из центра, в деревнях импортные веяния приходили позже. Могли отличаться диалекты, т.к. процесс формирования нации не был завершен. Те же Тибетцы наст.буддисты, чем калмыки, и может что и в сравнении с дореволюционными. это изначально монголы "сартами" называли мусульман. а эта тема о "сартах" в позднем, современном значений, а именно о этно-культурной группе населения средней азии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 2."Бачебозство" явление национальное или религиозное ?3. С каких пор в Ср.Азию пришла паранджа ? 2.На мой взгляд это явление оседлое,т.к. у кыргызов(по крайней мере)это явление не замечается..И кстати бачабозство до сих пор распространено в соседнем Афганистане.. 3.Т.к. кыргызы тоже явдяются жителями Ср.Азии,спешу проинформировать,что кыргызские женщины и девушки никогда не носили паранджу.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 2."Бачебозство" явление национальное или религиозное ?3. С каких пор в Ср.Азию пришла паранджа ? 2.На мой взгляд это явление оседлое,т.к. у кыргызов(по крайней мере)это явление не замечается..И кстати бачабозство до сих пор распространено в соседнем Афганистане.. 3.Т.к. кыргызы тоже явдяются жителями Ср.Азии,спешу проинформировать,что кыргызские женщины и девушки никогда не носили паранджу.. Паранджа само по себе мода конца 19 начала 20 веков в среде женщин Средней Азии преимущественно городского населения. В сельских местностях и степях ее вообще не носили ни сартянки, ни таджички, ни узбечки, ни тем более киргизки, казашки и каракалпачки. Зато каракалпачки из богатых семей ее носили, также наверное и хивинские женщины. С ликвидацией паранджи как пережитка отсталости, она перешла в элемент свадебной одежды каракалпакской невесты, вместо накидываемого на голову халата. Кстати, халаты надеваемые на голову были широко распространены в Средней Азии. Халат и паранджа не одно и то же. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2016 Сарт хивинец Кызыл-бай и Кабыл. А.П. Кун. 1865 - 1872 гг.: Хивинец Кызыл-бай скорее всего не сарт. Его фото часто размещают в статьях о каракалпаках и почему-то подписывают "бухарский каракалпак". Сколько бы ни просматривал старинные фото, сартов в шапках за исключением Кызыл-бая не видел. Тут статья, как Узбекистан по праву должен был бы называться Сартостаном (если бы не эти большевики): http://ilhom-hojaka.livejournal.com/98899.html Как указывается на сайте http://www.ethnomuseum.ru/glossaryРоссийского этнографического музея, на территории современного Узбекистана проживали многочисленные кочевые первобытные племена – барласы, дурмены, канглы, карлуки, минги, катаганы, кенегесы, кыпчаки, кирк, конграты, кураминцы, кушчи, локайцы, майманы, мангыты, могулы, мусабазарцы, сараи, сарты, тюрки, чагатаи, юзы и другие. Часть из этих племён со временем осела в наиболее пригодных для жизни местах этой обширной территории (вдоль рек и речек); занялась земледелием и скотоводством, постепенно обрастая посёлками и городами. Первое, довольно длительное время, эти племена даже не знали о существовании друг друга. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в XIV в., в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя по имени своего хана – Узбеки. Это политическое мнение современного уважаемого историка, призванное объяснить, почему регион называется именно так – Узбекистан, страна узбеков. Но факты говорят о том, что не менее часто местное население называло себя по-другому – сартами. Сарты (узб. Sartlar или Сартлар) — общее именование оседлых народов, обитавших в Средней Азии в 19 веке. Объединение разнородных народностей под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения древних, чаще городских народностей, ведущих оседлый образ жизни от полукочевых мангытов, кыпчаков и кочевых киргизов, казахов, туркмен, каракалпаков и др. тюркских племен. Сартами назывались по наименовании местности оседлые племена, где они проживали, крупнейшие из которых ташкентцы, кокандцы, хивинцы, бухарцы, самаркандцы, хорезмийцы и так далее. Сарты населяли территорию бывших Кокандского и Хивинского Ханств и Бухарского эмирата. Сартов иногда разделяют на тюркоязычных и персоязычных, но на рассматриваемой территории постоянно шли войны, происходила ассимиляция языков победителей с языком побеждённых, так что такое разделение достаточно условно. После 1865 года на рассматриваемой территории сартами стали называться не все оседлые люди, а только те, кто был образованнее, прогрессивнее. И большинство народа захотело именоваться именно сартами. Региональные переписи дореволюционного Туркестана,проводимые в период между 1897 и 1914 гг., говорят о том, что темпы роста численности сартов на несколько порядков превышают соответствующие темпы для узбеков и таджиков, так что, по данным статистики, наблюдался переход из категории узбеков в категорию сартов. Это особо заметно по Ферганской области, где численность узбеков на указанный период сократилась на 80%, в то время как численность сартов возросла на 67%. Свой взгляд на сартов и узбеков высказал С. Асфендиярова, опубликовав в 1924 г. в журнале Народное хозяйство Средней Азии (взгляд отрицательный, поскольку сарты были, конечно же, социально чужды социализму, не подходили для статуса новой социалистической нации): «В центре кишлака базар, где сосредоточиваются почтенные представители торгового капитала, посредствующего звена, соединяющего отсталый феодальный кишлак с промышленной метрополией. У них и лучшие усадьбы с тенистыми садами, прохладными хаузами. У них же лавки, чайханы, караван-сараи. В большинстве случаев, они выходцы из города. Имеется их целая градация, начиная с крупного бая, нередко зимой проживающего в городе, а летом выезжающего в кишлак, на дачу. Они даже в национальном отношении отличаются от окружающего населения. Это так называемые сарты - термин, существовавший в истории в противовес кишлачному узбеку. На них исключительно опиралось царское правительство, создавая опору колониального режима. Они становились всеобъемлющими посредниками, они же проникали в низшую администрацию (аксакалы и мингбаши), они же являлись комиссионерами хлопковых фирм и крупных скупщиков хлопка». При формировании новых национальных республик в составе СССР и,соответственно, определении того, кого следует считать титульными нациями, в качестве исходного материала для принятия решений служили конкурирующие друг с другом представления тех же российских востоковедов, исламистов-джадидов, а также советских политических функционеров об идентичности и этногенезе узбеков, сартов и других народов региона. Под влиянием этих представлений, а также исходя из интересов укрепления Советской власти в Туркестане, разрабатывалась и осуществлялась на практике национальная политика в регионе. В итоге было принято решение о национальном размежевании и создании национально-государственных образований по этноцентристскому принципу: какая-либо из национальностей становилась осевой, вокруг нее группировались национальные меньшинства со значительной квотой для представительства русского населения. Парадоксально то, что размежевание фактически предполагало слияние - объединение различных народностей и племён под единым собирательным именем, чтобы обеспечить численное превосходство титульной (осевой) нации. Для оправдания такой политики архитекторы новых национально-государственных образований ссылались на естественно-исторические процессы сближения узбеков и сартов, основанные на полном переходе дашти-кыпчакских узбеков к оседлому образу жизни и стирании таким образом граней между теми и другими. Но в качестве названия титульной нации было выбрано не слово «сарт», представляющее тогда большинство населения, а слово «узбек» как милое сердцу и новой власти, и исламистам-джадидам, называвшим себя интеллектуальное элитой. Слово Сарт в отношении нынешних узбеков чаще всего используют их соседи - туркмены, каракалпаки, киргизы и казахи. А у самих современных узбеков это слово превратилось в имя нарицательное, причём в основном с отрицательным оттенком: с пренебрежительным содержанием используется в значении безродный человек; человека не знающий своих предков и своего рода и племени; также иногда используется в значении оседлый человек как человека не держащего стадо, не умеющего содержать скотину. Вот так трансформировалось значение этого слова: от чуждого социализму человека до безродного…Над этим, видимо хорошенько потрудились исламские экстремисты – очень им хотелось, чтобы местное население называлось в честь монголо-татарина Узбека, а не своим исконным (и полюбившимся всем) именем. Подытоживая вышесказанное, нужно сказать, что слово Сарт может применяться и как оскорбительное обращение (в среде малообразованных или завистливых людей), и как гордое самоназвание народа. А Узбекистан, если бы не старания исламистов-джадидов и Правительства Страны Советов, мог бы называться Сартостан (что к моменту его образования как политико-территориальной единицы было бы вполне логично) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 14 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2016 Сарт это наст.мусульманин. Любая этническая или социальная прослойка может в разной степени быть приобщенной к какой-нибудь религии, но сарт мусульманин во всем. Всегда религия шла из центра, в деревнях импортные веяния приходили позже. Могли отличаться диалекты, т.к. процесс формирования нации не был завершен. Те же Тибетцы наст.буддисты, чем калмыки, и может что и в сравнении с дореволюционными. Нет ни одной страны где все население исповедует и практикует настоящий ислам. Наивно думать что в Тибете буддисты более буддийские чем где-либо. Раз вы запостили, то вам и отвечать: 1. На фото "С бачой" сидят сарты 2% по переписи, а другим (узбекам) 60%-ам это неинтересно ? 2."Бачебозство" явление национальное или религиозное ? 3. С каких пор в Ср.Азию пришла паранджа ? 1. Уверены? 2. А сами как думаете? Это национальное явление. Можете приехать в Чечню или Дагестан и спросить где у них мальчиков найти, как думаете что будет? 3. Паранджа - это вариант обязательного покрытия тела мусульманок, хотя закрывать лицо не обязательно. Глупый вопрос ведь это нормы религии ислама а не какие-то национальные традиции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 14 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2016 Кенан, 1. Здесь вопрос, а не утверждение. Когда появилось это фото по переписи было 2% сартов. Вы же говорите что "сартов". Согласно логике и математике вероятность, что поклонники бачи узбеки выше в десятки раз. 2. Этот вопрос на ваше усмотрение.... 3. Вы же говорили, что у вас свой ислам. Вот и спросил насколько у других он свой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 15 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2016 Сарт это наст.мусульманин. Любая этническая или социальная прослойка может в разной степени быть приобщенной к какой-нибудь религии, но сарт мусульманин во всем. Всегда религия шла из центра, в деревнях импортные веяния приходили позже. Могли отличаться диалекты, т.к. процесс формирования нации не был завершен. Те же Тибетцы наст.буддисты, чем калмыки, и может что и в сравнении с дореволюционными. Нет ни одной страны где все население исповедует и практикует настоящий ислам. Наивно думать что в Тибете буддисты более буддийские чем где-либо. Раз вы запостили, то вам и отвечать:1. На фото "С бачой" сидят сарты 2% по переписи, а другим (узбекам)60%-ам это неинтересно ? 2."Бачебозство" явление национальное или религиозное ? 3. С каких пор в Ср.Азию пришла паранджа ? 1. Уверены? 2. А сами как думаете? Это национальное явление. Можете приехать в Чечню или Дагестан и спросить где у них мальчиков найти, как думаете что будет? 3. Паранджа - это вариант обязательного покрытия тела мусульманок, хотя закрывать лицо не обязательно. Глупый вопрос ведь это нормы религии ислама а не какие-то национальные традиции. 1. На фото сарты из Коканда, а результаты переписи взяты из Самаркандской области РИ. Вопрос "было ли это интересно другим?" - как представление возможно было интересно и не более. 2. Не национальное и не религиозное. Это удел людей с маниакальной ориентацией, бездельников и развратников. В отличие от таких, у тружеников хватало своих забот, а те кто хочет острых ощущений хотя бы нападут друг на друга, скот, женщин угонят и т.д. - чем не развлечение?! 3. Паранджа не является обязательной атрибутикой мусульманки, достаточно прикрыть волосы и тело, оставляя открытыми лицо и кисти рук. Как писал выше, паранджа веяние моды конца 19 начала 20 веков, такая же мода, как европейки закрывали лицо вуалью, особенно русские женщины в Средней Азии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться