Jump to content
Guest Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Recommended Posts

Учитывая что у олетов Хас переводится как и у казахов Гусь, то возможно что само их название О'ЛО'Т переводится как АЛАТ. У саха АЛА переходит в О'ЛО'. В таком случае олеты это алаты - пегоконные. Для размышления.

51924602_556048708219688_716975621336884

Link to comment
Share on other sites

Ris.1a-ok.jpg

Калмыки, зауральские тюрки и их отношения с русскими властями

В южнозауральской степи на некоторое время установился вакуум власти, вызванный как пленением хана Алея, так и вынужденным уходом на запад ногаев. Однако вскоре ситуация в степях Зауралья кардинальным образом изменилась. Здесь появились новые хозяева – калмыки. В конце XVI века под ударами монголов калмыки откочевали со своих кочевий в Западной Монголии. Часть их решила поискать новые земли, более безопасные кочевья и отправилась на запад, в сторону Волги. К концу XVI столетия калмыки вплотную приближаются к южным границам русской колонии в Западной Сибири.

На протяжении всего XVII столетия вдоль русских владений в Сибири растянулся широкий пояс калмыцких кочевий, раскинувшийся от озера Кукунор до р. Волги. Характерно, что отряды калмыков принимали участие в таких важных событиях на восточной и западной окраинах Евразии, как бои под Пекином в 1644 г. и бои под Веной 1683 г.

Русские служилые люди Сибири отмечали высокий уровень военного искусства калмыков. Юрий Крижанич, хорват по национальности, священник-миссионер, в 1661-1667 гг. живший в ссылке в Тобольске, писал, что о военном деле калмыков и монголов «люди рассказывают нам чудеса». Он дал им следующую характеристику: «Что касается военного дела, то калмыки выходят в бой прекрасно вооруженные, т. е. в шлемах, с копьями и в кольчугах», прикрывая доспехами локти и бедра. В битве калмыки гнали перед собой скот, разрушая военный порядок противника. Вплоть до конца XVII столетия главным оружием калмыков оставался лук, хотя постепенно у них распространялось и ручное огнестрельное оружие – пищали.

Наиболее сильные конкуренты калмыков – казахи были отброшены ими в далекие южные степи. Калмыки оставались на одном месте до тех пор, пока их стадам хватало корма, затем, когда вся трава была истреблена, они гнали стада в другие места. Летом калмыки кочевали далеко на юге, подходя к Бухаре, а осенью направлялись в степи, пограничные Сибири, «ради изобилия там топлива».

В декабре 1616 г. Боярская дума постановила основное внимание на востоке уделить именно отношениям с калмыками, с которыми предполагалось обмениваться посольствами и подарками, с целью установления подданства над ними – «приводити их под государеву руку». Главным центром связей с кочевниками оставался Тобольск, откуда отправлялись посольства на юг, посольства калмыков к царю должны были сразу отправляться из Тобольска в Москву.

Некоторое время русские и татары в Южном Зауралье чувствовали себя в безопасности. Однако в 20-е гг. XVII в. положение здесь серьезно обострилось. В 1620 г. казахи объединились с монголами и нанесли поражение калмыкам в степях по Оби, после чего крупные массы последних отошли к Яику, Волге и Тоболу. В силу этого резко возросла конфликтность между ясачными татарами и башкирами (зауральскими тюрками), жившими или занимавшимися зверовыми промыслами на территории Южного Зауралья, и калмыками, в соединении с которыми часто отмечаются и царевичи-Кучумовичи. Так, в октябре 1620 г. тюменские служилые татары, зверовавшие на озере Щучье, были ограблены калмыками при поддержке царевича Ишима.

В 1622 г. на Средний Утяк пришел новый отряд калмыков. В 1623 г. из Тюмени послали на разведку казаков «проведать о калмыках». Одни из них поехали по Тоболу, другие пошли к реке Ишим, но всюду увидели следы калмыков в разных направлениях. Правители калмыков (тайши) начали требовать себе уплаты дани от русских подданных ясачных татар. Зимой 1623 г. тайша Уруслан требовал от зверовавших в Илецком лесу катайских татар уплаты ему ясака, а в случае их неповиновения угрожал им «повоеванием» со стороны царевича Ишима.

После новой войны с монголами и казахами в 1628 г. в южнозауральские степи по рекам Тобол и Яик прикочевал один из крупнейших калмыцких князей тайша Урлюк с 50 000 кибиток. В 1628 г. калмыки заняли южную часть Южного Зауралья, изгоняя ясачное население Кинырской, Бачкурской и Терсяцкой волостей с их угодий и вотчинных речек, и, по словам самих ясачных, «многих ясачных татар на промыслах всех побивают и мягкую рухлядь у них отнимают». В 1629 г. кочевники разорили Катайскую волость, а к 1631 г. кочевали уже по обе стороны Тобола, грабя ясачных татар на Медвежьем озере, на Утяке, Алабуге, Миассе и Исети. Все это подталкивало местное тюркоязычное население к русской власти.

В 1631 г. калмыки заняли весь юг Сибири от реки Тобол до реки Ишим и отняли у ясачных людей оброчные речки Куртамыш, Юргамыш и Алабугу. Все Южное Зауралье стало местом калмыцких кочевий. Воеводы, которые не могли местными силами восстановить положение, обратились за помощью в Москву. Весной 1632 г. в Тюмень была послана грамота царя Михаила Федоровича, которая предписывала воеводам установить добрые отношения с зашедшими в край группами калмыков и уговорить их уйти с территории уезда, восстановив обмен посольствами и торговлю. Только в крайнем случае предписывалось применять военную силу.

В 1632 г. из Тюмени был проведен крупный поиск калмыков отрядом из казаков и служилых татар под началом Ильи Бакшеева и Ивана Волкова. Они настигли и разбили грабителей около устья р. Уй. Это, однако, не гарантировало защиту ясачным татарам Зауралья от набегов других групп калмыков.

В мае и октябре 1633 г. сын Ишима Аблай и племянник Девлет-Гирей напали на поселения по Исети. Кучумовичи теперь не просто грабили ясачных татар, но ловили их и уводили в степь для продажи на рынках Средней Азии, а чаще для эксплуатации их труда в своих степных кочевьях.

В 1634 г. крупные отряды кочевников совершили набеги на уездные центры южных уездов Сибири – на города Тару и Тюмень. Южное Зауралье из окраины русской Сибири становилось проходным двором разбойничьих шаек. Небольшой гарнизон Тюмени из 334 человек не мог прикрыть край от набегов. В 1635 г. правительство перевело в наиболее подвергавшиеся угрозе города Тобольск, Тюмень и Тару 1000 воинов из Каргополя, Холмогор и Вологды. Теперь тюменских служилых людей стало 849 человек. После этого русские отряды из Тобольска, Тюмени и Тары, соединившись в степи, разгромили у реки Ишим несколько групп кочевников. В 1636 г. русско-башкирский отряд из Уфы разгромил силы царевичей Аблая и Тевки и взял их в плен.

Более десятка лет Южное Зауралье оставалось в относительном спокойствии. С калмыцкими тайшами и царевичами Кучумовичами российские власти поддерживали дипломатические отношения. Однако с лета 1650 г. ситуация вновь обострилась. Узнав о смерти царевича Аблая в русском плену, царевичи предприняли ряд агрессивных акций против русского и башкиро-татарского населения нашего края. Наиболее известным эпизодом этого периода стал погром первого русского поселения на Исети – Далматова монастыря – 8 сентября 1651 года сыном Аблая, царевичем Кучуком. В результате этого нападения монастырь был сожжен и разграблен, убито и сожжено в избах около двух десятков человек, еще примерно столько же было взято в плен.

Калмыцкие юрты

В 50-60-е гг. XVII в. калмыки улуса Урлюка на р. Волге приняли русское подданство и вошли в состав Русского государства. В степях Южного Зауралья кочевали небольшие группы калмыков, периодически тревоживших русские владения. К середине XVII в. улусы калмыков находились на р. Тобол и р. Ишим, непосредственно подходя к южным уездам Сибири. Близость улусов кочевников оказывала большое влияние на жизнь южной окраины Западной Сибири, особенно на положение ясачного населения. В 1667 г. ясачные люди жаловались воеводам, что от постоянных набегов кочевников они разорены, и им нечем платить ясак. Кочевники занимали ясачные речки и угодья по р. Тоболу в районе рек Емуртлы и Суери, в Илецком бору, изгоняя оттуда ясачных людей, грабя, побивая и захватывая их в плен. Но они не представляли серьезной опасности для русской власти в Сибири, угрожая лишь ее окраинам. Воеводы из Тюмени при первых известиях о нападении грабителей высылали проезжие станицы – конные отряды служилых людей – казаков, стрельцов, татар, не боясь наткнуться на крупные силы калмыков. Их отдельные группы стали оседать среди местных тюрков.

Облегчение калмыкской угрозы привело к возврату из степей значительных групп местного населения, которые вновь пытались найти себе место в изменившейся политической и социально-экономической системе, что оказалось весьма не простым делом. Земельные споры вызвали большое тюркское восстание 1661-1669 гг., в результате которого в 1662 г. были сожжены Далматов монастырь, Царево Городище и Катайский острог на Исети. Восставшие даже обратились к Кучумовичам в лице внука сибирского хана Кучука и попытались восстановить Сибирское ханство. После первого восстания подобные движения будут возникать каждые 15-18 лет, хотя восстания поддерживали и не все местные «инородцы». В этих условиях понятно, что русское продвижение на юг оставалось затрудненным, и в 1670-е гг. оно проводилось лояльными тюркскими группами, на основе которых сформировались современные ичкинские татары в Альменевском, Сафакулевском и Шадринском районах.

https://history.kurgan.pro/glava-6-2-kalmyki-zauralskie-tyurki-i-ih-otnosheniya-s-russkimi-vlastyami/

Link to comment
Share on other sites

24.02.2020 в 09:15, кылышбай сказал:

Ris.1a-ok.jpg

Калмыки, зауральские тюрки и их отношения с русскими властями

ну и кто же по твоему эти монголы, которые союзники казахов в 17 веке. если что, то лучше не пиши, а то только вступив на стезю историческую, так с ходу и лишишься будущего гранта. те кто в тренде, те мониторят форум).

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад, цеванрабдан сказал:

ну и кто же по твоему эти монголы, которые союзники казахов в 17 веке. если что, то лучше не пиши, а то только вступив на стезю историческую, так с ходу и лишишься будущего гранта. те кто в тренде, те мониторят форум).

Может он  имеет ввиду бывших ойратов  хотогойтов ? Вообще по моему ойраты  воевали против халха-монголов и манджуров даже побольше и подольше чем с казахами.то есть те были невольными союзниками казахов?

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, mechenosec сказал:

Может он  имеет ввиду бывших ойратов  хотогойтов ? Вообще по моему ойраты  воевали против халха-монголов и манджуров даже побольше чем с казахами.то есть те были невольными союзниками казахов?

не знаю, что он имеет в виду. подожди ответа. может быть он сам от тебя ответа ждет.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, цеванрабдан сказал:

не знаю, что он имеет в виду. подожди ответа. может быть он сам от тебя ответа ждет.

 Церемония «Дээр мөргөх ёс» элетов (өөлд) потомки Галдан-Бошигту-хана с тамгой «Гал»-«Огонь» во время празднования Цагаан-Сар...

Өөлд — этногруппа ойратов, проживающая в Монголии в Ховдоском (сомон Эрдэнэбурэн), Баянхонгорском (сомоны Баянбулаг, Заг) и Архангайском (сомоны Өлзийт, Хотонт, Өгий-Нуур) аймаках Монголии. Современные өөлди являются потомками средневековых өөлдов, и в местах сегодняшнего расселения оказались после разгрома Зуунгарского ханства в 1757—1758 годах.
 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

08.03.2020 в 23:39, mechenosec сказал:

Они уже китайцы, а калмыки свой язык теряют, только в селах язык еще сохраняется.

 в Калмыкии есть школы с калмыцким языком обучения?

Link to comment
Share on other sites

14.03.2020 в 15:03, mechenosec сказал:

Практически нет, разве что нац.гимназия.

а телевидение на калмыцком? хотя бы новости или передачи посреди русской сетки

Link to comment
Share on other sites

11.03.2020 в 08:18, кылышбай сказал:

 в Калмыкии есть школы с калмыцким языком обучения?

не знаю, в чем проблема, т.к. обучение на родном языке - право выбора в любой нац.республике. Другое дело, какой язык выбирают ученики (или родители).

А вот объявление в моем городе... было бы желание

"О профессии Учителя калмыцкого языка и литературы, которую можно получить в Санкт-Петербурге". Престижный диплом + трудоустройство. Университет Синергия. Прием документов до 31.марта. https://spb.postupi.online/professiya/uchitel-kalmyckogo-yazyka-i-literatury/

Проблемы, конечно, есть, почему??? объяснение в статье...

"Все указанные позиции еще более актуально звучат для титульных языков и языков малочисленных народов России. Одним из них является калмыцкий язык. Его письменная традиция восходит к старомонгольскому языку. Однако события ХХ в. - перевод письменности на кириллицу в 1920-е гг., репрессия народа в годы войны и его депортация в разные регионы СССР -нанесли большой урон языковой культуре калмыков. В 90-е гг. ХХ в. в Калмыкии, как и в других республиках России, активизировался процесс развития языка титульного народа. В частности, была принята «Государственная программа развития калмыцкого и других национальных языков на период до 2020 г.». Согласно ей в систему образования введено преподавание двух языков -русского и калмыцкого, который в большинстве школ преподается как предмет. Только с 1993 г. в ряде школ республики были открыты национальные классы, где образование на первой ступени ведется на калмыцком языке. Позже были открыты дошкольные образовательные учреждения, функционирующие на национальном языке, школы с углубленным изучением калмыцкого языка, а с 1 сентября 2001 г. была открыта Калмыцкая национальная гимназия. В 2000 г. для повышения статуса калмыцкого языка был введен обязательный аттестационный экзамен в 9-м и 11-м классах по калмыцкому языку и калмыцкой литературе. " (ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ 

УДК 316::81(470.47) Денисова Анастасия Валерьевна

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка гуманитарных факультетов Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета) https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-situatsiya-v-respublike-kalmykiya

В Калмыкии есть даже бесплатный курс обучения калмыцкому с нуля при КГУ (разговорный). Так что, не все потеряно.

Link to comment
Share on other sites

Посмотрел видео ролики приложенные ув. Жамбакалмыком относительно ойратов, и в том числе происхождения самого термина "ойрат". Приводятся разные видения происхождения термина уважаемыми акад. историками тюркского и монгольского мира, в том числе не забыли о кыргызском варианте "ойрон", где перевели слово как бы "баатыр" (или богатырь на русском), хотя по смыслу слово обозначает или ближе к понятию "грубиян" или "разбойник". И я пришел к мнению, что без меня и кыргызского языка (пусть и менее могучего и великого) в этом "не распутанном деле" никак не обойтись! Пришел к заключению, что сами монгольские историки, точно не знают происхождения термина и предлагают несколько вариантов, так же как с термином "монгол" (если будет у меня время расскажу вам свою версию происхождения термина "монгол" чисто по кара татарски). В форуме уже приводили видения, что рассматривать происхождения слова "ойрат" с тоски зрения монгольского видения не правильно, так как по историческим источникам армия ЧХ встречается тумен ойратами, тумен туматами и тумен кыргызами в Сибири и они (ойраты) "при знакомстве" представляются  уже "ойратами", т.е. самоназвание уже было. По этому по моему видению  слово "ойрат" ни какое там монгольское "ближний, союзник, лесные люди и т.д.", а чисто кыргызское слово "Ойрот" т.е. "уничтожитель", "разрушитель", "погубитель", т.е. кыргызы объединялись с различными тюрко-монгольскими племенами в союзы для уничтожения какого либо государства или народа(-ов).   Вероятно кыргызские ученые при СССР остерегались по политическим соображениям говорить прямой смысл слова и предлагали немножко далекие по смыслу "предложения" относительно термина. Рассмотрение термина "ойрат" с точки зрения кыргызского языка интересен тем, что дает разъяснение и слове "олот" (элют, или там как каждый пишет, при этом здесь буква "о" через дефис). На кыргызком корень слова  обозначает "убей", " погуби", т.е. слово "ойрот"  и "олот" "слова синонимы, и смысл их одинаковый.

При этом действительно при образовании союза "ойратов" не обходилось без кыргызов, во всех союзах участвовали кыргызы: кергуды , баргуды (почему то монголы считают кыргызское племя Баргы монгольским, хотя кыргызы образовались за 1,8 тыс. лет (по новым китайским сведениям! все притенении к ним) до появления монголов, и если собрать баргудов всего мира, все равно кыргызские "баргуды" по количеству превысят их в тысячу раз ), чоросы и т.д. 

   

Link to comment
Share on other sites

16.03.2020 в 10:25, кылышбай сказал:

а телевидение на калмыцком? хотя бы новости или передачи посреди русской сетки

Ну это конечно есть :)

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, mechenosec said:

Ну это конечно есть :)

Скотовод-дөрвөд из Монголии говорит,что калмыцкий скот с хрупким костяком ,очень слабый, мясо не вкусное ,не качественное и лошади красивые  большие но очень плохие, быстро устают ,часто получают очень серьезные травмы ,и не такие как монгольские выносливые лошади.

В чем причина?

У татаров ,ногайцев и казахов  такой же скот?

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Dambjaa сказал:

Скотовод-дөрвөд из Монголии говорит,что калмыцкий скот с хрупким костяком ,очень слабый, мясо не вкусное ,не качественное и лошади красивые  большие но очень плохие, быстро устают ,часто получают очень серьезные травмы ,и не такие как монгольские выносливые лошади.

В чем причина?

У татаров ,ногайцев и казахов  такой же скот?

 

У Казахов много пород крупного рогатого скота и лошадей, они выведены для разных назначений.

 

 

 

 

 

А вот эта вот порода лошадей, любой породе лошадей даст фору по части выносливости.

Это малая часть Казахских пород КРС и лошадей, которые я привел в пример. Их значительно больше.

Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, Turkmen Aday said:

У Казахов много пород крупного рогатого скота и лошадей, они выведены для разных назначений.

 

 

 

 

 

А вот эта вот порода лошадей, любой породе лошадей даст фору по части выносливости.

Это малая часть Казахских пород КРС и лошадей, которые я привел в пример. Их значительно больше.

Здесь говорится не о размере , а выносливости и качестве . И вкус мяса.

Дөрвөд из Монголий очень удивляется, почему  у калмыков такой  не качественный и хрупкий скот.

Думаю,что у вас скот одинаковый как у калмыков.

Link to comment
Share on other sites

Quote

Важные сведения о тактике монгольских легковооружённых всадников сообщает нам Сигизмунд Гёрберштейн. Правда, они относятся к XVI в., но, как мы уже сказали, конная тактика на Руси и в степях не изменялась до этого периода: "У них в изобилии имеются лошади, (хотя) с низкой холкой и малорослые, но крепкие, (одинаково) хорошо переносящие голод (и работу) и питающиеся ветками и корой деревьев, а также корнями трав, которые они выкапывают и вырывают из земли копытами. Московиты уверяют, будто эти лошади под татарами быстрее, чем под другими. Эта (порода) лошадей называется "бахмат".

Quote

Джованни де Карпини был одним из первых жителей Запада, который описал свои наблюдения за монгольскими лошадьми: «... [они] не очень велики по своему росту, но чрезвычайно сильны и питаются небольшим количеством корма»

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Dambjaa сказал:

Здесь говорится не о размере , а выносливости и качестве . И вкус мяса.

Дөрвөд из Монголий очень удивляется, почему  у калмыков такой  не качественный и хрупкий скот.

Думаю,что у вас скот одинаковый как у калмыков.

В чем определяется качество скота?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...