Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

  • Admin
13 часов назад arkuk написал:

точно.

Бычтыруу или пиштиру - не грубо звучит в отношении людей? У нас вроде так говорят только при кастрации животных:

Цитата

быч-

быч- 1. кроить; көлөкөгө карап, тон бычпайт - погов. по тени шубу не кроят; кен бычкан кийим жыртылбайт - погов. просторно скроенная одежда не рвётся; ата керген ох бычат, ане керген тон бычат погов. кто при отце жил — стрелу обделывает, кто при матери жил — одежду кроит;

2. (ср. битте- II 1) холостить, кастри­ровать (крупный скот и человека); алтымышка чыкканда, айгырдан бычкан аттайсын - стих, когда тебе исполняется шестьдесят (лет), подобен ты кастрированному жеребцу;

При обрезании говорят "отургузуу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.01.2018 в 00:07 RedTriangle написал:

Дальше развивая тему о стереотипах, почему найман считают за хитрецов?

В лицо слышал что мои сородичи чуть ли не поголовно подставляют людей, хитрецы и тд(якобы личный опыт). Один раз один оралман-керей сказал какую то пословицу, что то типа нужно быть осторожным с найманами и тд.

Насчет стереотипов касательно найманов ИМХО это идет еще с времен ЧХ!

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

"Как только Джамукэ-сэчэн издали увидел [148] боевой порядок [йасамиши] войска Чингиз-хана, он обернулся [к своим] нукерам и сказал: «Знайте, что приемы и боевой порядок войск [моего] побратима, т.е. Чингиз-хана, стали иными! Племя найман не оставит никому другому [даже] кожу с ног быков, и от них никому не достанется прибыли."

  • Одобряю 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад Zake написал:

Насчет стереотипов касательно найманов ИМХО это идет еще с времен ЧХ!

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

"Как только Джамукэ-сэчэн издали увидел [148] боевой порядок [йасамиши] войска Чингиз-хана, он обернулся [к своим] нукерам и сказал: «Знайте, что приемы и боевой порядок войск [моего] побратима, т.е. Чингиз-хана, стали иными! Племя найман не оставит никому другому [даже] кожу с ног быков, и от них никому не достанется прибыли."

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад Rust написал:

Бычтыруу или пиштиру - не грубо звучит в отношении людей? У нас вроде так говорят только при кастрации животных:

При обрезании говорят "отургузуу".

"100 лет" слышим это, как то не задумывался и не слышал что грубо. У людей- пиштиру, у животных - кестиру(кестирилген). У вас значит говорят не конкретно "сундетке" а просто "отыргызу" ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад Rust написал:

Бычтыруу или пиштиру - не грубо звучит в отношении людей? У нас вроде так говорят только при кастрации животных:

При обрезании говорят "отургузуу".

Согласен, грубовато. У нас пиштиру больше по крайней мере используют у животным, а отыргызу при обрезании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад Zake написал:

Насчет стереотипов касательно найманов ИМХО это идет еще с времен ЧХ!

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

"Как только Джамукэ-сэчэн издали увидел [148] боевой порядок [йасамиши] войска Чингиз-хана, он обернулся [к своим] нукерам и сказал: «Знайте, что приемы и боевой порядок войск [моего] побратима, т.е. Чингиз-хана, стали иными! Племя найман не оставит никому другому [даже] кожу с ног быков, и от них никому не достанется прибыли."

Ничего себе. Вот это информация! 

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.01.2018 в 19:26 кылышбай написал:

1. жанааркинские казахи (Центральный Казахстан) тоже иногда плов называют күріш

2. не думаю что у вас пияз от узбеков. далековато

3. как у вас называют тесто в беше?

1. Да, приготовить плов - күріш басу

3. На западе у нас іңкәл же еще говорят

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
14 часов назад arkuk написал:

"100 лет" слышим это, как то не задумывался и не слышал что грубо. У людей- пиштиру, у животных - кестиру(кестирилген). У вас значит говорят не конкретно "сундетке" а просто "отыргызу" ?

Грубо получается для нас. Говорят "отургузуу" или суннотко отургузу, сам праздник называется суннот той.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Махамбет написал:

Как вы говорите на вашем регионе слова звонить? Я слышал везде "звондау".

Да, обычно раньше говорили: званда - звони)) Так же говорили телефон соқ - звони/позвони по телефону. Сейчас чаще слышу коңырау шал - позвони

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.01.2018 в 12:58 Джагалбайлы написал:

Да, обычно раньше говорили: званда - звони)) Так же говорили телефон соқ - звони/позвони по телефону. Сейчас чаще слышу коңырау шал - позвони

Конырау шал-этого у нас в народе нету и не было, хотя в литературным имеется. У нас только "соғу", но последнее время стали слышится "звандау". Думаю влияние тв и интернета. А вот в остальных регионах я слышал именно только "звандау".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Южане экстренно уезжают из северной столицы из за аномальных морозов для их организма.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад RedTriangle написал:

Арабизация идет полным ходом

large.Screenshot_20180128-181255.png.eb3a541dd18e756156b5e3f31bb2fd05.png

Думаю, дело не в арабизации или не только в арабизации. Имхо современные (в основном горожане) люди ищут больше не глубинный  смысл имени, а  скорее всего благозвучие с точки зрения разных языков. И мода тоже имеет большое значение! 

А так Зере имя бабушки великого Абая, также Алихан (Букейханов) тоже был великий человек. 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад Kenan написал:

Арабские и персидские имена были у наших предков еще до появления Казахского ханства. 

Некоторые заражаются шовинизмом у некоторых иностранцев и оценивают себя глазами иностранных шовинистов. Отсюда комплексы и страх быть в чем-то похожими на "цензура". 

Все смешали и сравняли...

Факт в том что арабских и персидских имен было ну просто вообще мизер с тем что творится сейчас. А у вас и тогда были и сейчас(неважно в раз 20 или 30 разница), значит динамики нет, все статично, все на месте.

Вы резки в своей оценке. Может так же и другие заразились чем то иностранным и рады поддаваться их культуре, ну или хотя бы защищать их?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, RedTriangle said:

Все смешали и сравняли...

Факт в том что арабских и персидских имен было ну просто вообще мизер с тем что творится сейчас. А у вас и тогда были и сейчас, значит динамики нет все статично.

Вы резки в своей оценке. Может так же и другие заразились чем то иностранным и рады поддаваться их культуре, ну или хотя бы защищать их?

Откройте любое шежире, увидите множество арабских и персидских имен. Эти имена ни в коем случае не чужды нашему народу и культуре. 

Другие народы никак не комплексуют из-за имен из других языков. И как видите, большинство казахов не видит никаких причин беспокоиться из-за этого. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад Kenan написал:

Откройте любое шежире, увидите множество арабских и персидских имен. Эти имена ни в коем случае не чужды нашему народу и культуре. 

Другие народы никак не комплексуют из-за имен из других языков. И как видите, большинство казахов не видит никаких причин беспокоиться из-за этого. 

Мне кажется вы не прочли что я написал. Или вы на самом деле считаете что удедлный вес персидско-арабских имен не увеличилось?

Причем тут беспокойство большинства? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад RedTriangle написал:

Мне кажется вы не прочли что я написал. Или вы на самом деле считаете что удедлный вес персидско-арабских имен не увеличилось?

Причем тут беспокойство большинства? 

Вы сказали что арабских и персидских имен мизер, но это совсем не так. Они были у нас еще до появления казахов как народа. Если сейчас родители отдают предпочтение арабским и персидским именам, то это не значит что они делают что-то "непоказахски". 

Если люди называют своих детей арабскими и персидскими именами, значит они относят себя к мусульманской культуре, как наши предки. В этом нет ничего плохого. Наоброт, оценивать себя глазами шовинистов и стыдится / удалено - Rust / это глупо. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

к примеру у казахов есть имена Шынгыс , у АКБ сына зовут Бату - это не значит какая часть казахов  монголизируется или монголизирована :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад Kenan написал:

Вы сказали что арабских и персидских имен мизер, но это совсем не так. Они были у нас еще до появления казахов как народа. Если сейчас родители отдают предпочтение арабским и персидским именам, то это не значит что они делают что-то "непоказахски". 

Если люди называют своих детей арабскими и персидскими именами, значит они относят себя к мусульманской культуре, как наши предки. В этом нет ничего плохого. Наоброт, оценивать себя глазами шовинистов и стыдится всего это глупо. 

1. Я сказал что по сравнению с тем что происходит сейчас мизер. Есть разница. Самые популярные имена поколения наших родителей сильно отличается, в том числе своим казахским происхождением.

2. Для вас ситуация как беременность, она есть либо нет. Вы не видите оттенков и динамику.

3. Слово сарт я вообще не использовал, не надо мне его приписывать в данном контексте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад Shymkent написал:

к примеру у казахов есть имена Шынгыс , у АКБ сына зовут Бату - это не значит какая часть казахов  монголизируется или монголизирована :D

Шынгыс это монгольское имя? Ничего себе. Имя Чингис как раз монголы не дают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...