кылышбай Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 14 часов назад, АксКерБорж сказал: 1. Не согласен с вами. Скитальцы и отделившиеся не объясняют нашего этнонима. Изначально "Кьазакь" - вольный человек. "Кьазакьтар" - вольница живущая по своим законам и не подвластная тем или иным ханам и их нормам. "Кьазакьлыкь" - образ жизни степных удальцов. 2. Основной базой для современного официального языка (телевидения, газет, радио, печатных изданий) начиная с переезда столицы из Оренбурга в Кызылорду имхо послужил говор южных регионов - Алматы, Тараза и Кызылорды (говор Шымкенты имхо в него не вошел). Хотя он содержит элементы говоров и других регионов. 1. тут вы правы: у меня короткий вариант, а ваши версий развернутые, и именно они вроде как общепринятые к этнониму казак 2. мне кажется все таки кызылординский - мать училась там и говорила что в отличие от чимкентских (уж тем более ташкентских) там казахский макс. близкий к литературному так вы напишите про наличие в казахском слова қазақ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 15 часов назад, RedTriangle сказал: «Take that!» — «Получай!» - Мә саған! В самую точку! +100 Тогда пересматриваю: «Objection!» — «Протестую!» - Мен қарсымын! «Hold it!» — «Постойте!» - Тоқтай тұрыңыз! «Take that!» — «Получай!» - Мә саган! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 5 часов назад, RedTriangle сказал: Я исходил от того, что эти правила могут быть соблюдены не всегда и сторогом виде. Ничего явно ошибочного в этой фразе нет и это может спокойно-использоваться казахоязычными. Даже если не обращать внимания на то, что термин "каза" не используется к неодушевленным объектам, все равно он не подходит для версии Ермолаева. Даже, если допустить, что "каза" применимо к ханству, в любом случае казахи в таком случае говорят "Қаза тапқан Ақ Орда" или "Қаза болған Ақ Орда". Потому что лексема "қаза" не глагол, а имя существительное и чтобы получить вкладываемый Ермолаевым смысл "Погибшее Белое ханство" не хватает глагола "тапқан" - "нашла [погибель]" или "болған" - "случилась [смерть]". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 В 03.11.2017 в 21:22, enhd сказал: орай - " завиток" явно из монгольского "ороох" Привет, маньчжуровед! Как успехи в науке? В монгольских "орой" это вершина сопки, горы, холма. Это в тюркских (в казахском в том числе) "орай" - завиток на макушке головы от сущ. "ор" (круглый ров) и гл. "ор - орау" (заворачивать, завертывать, заматывать), например, "орамал" (обвертка, платок) или "орама" (мясной рулет). Это слово заимствовано монгольскими языками в виде слов "ороомог", "ороомол", "ороох" (оборачивать, обертка). В 03.11.2017 в 21:22, enhd сказал: шалғын - луга, тоже видимо монголизм. В тюркских языках такого слова нету. "Шалғын" это не просто луг, а луг для сенокошения, потому что его основа "шалғы" (коса). Луг у нас "көгал". Что-то вы упустили свои знания как казаховед, 7 лет как забросили занятия! В 11.04.2010 в 17:01, enhd сказал: Жаль, что мы двое маньчжуровед и казаховед не нашли объяснения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 В 06.06.2017 в 18:33, Ермолаев сказал: Братья-қазақтар, какие на қазақ тілі можно получит производные от "тенгри"? С переводом, пожалуйста. Обязательное условие - оканчиваться должно на "н" или "ң". Заранее баярлалаа-рахмет. Казахи имя бога произносят Тәңір или Тәңірі. Буква "ә" в данном случае это "ä". Соответственно, раз казахский язык агглютинативный, то при создании словосочетаний или предложений эти слова склоняются и нарастают аффиксами. Некоторые примеры вам привел Arkuk. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 3 часа назад, кылышбай сказал: 1) мне кажется все таки кызылординский - мать училась там и говорила что в отличие от чимкентских (уж тем более ташкентских) там казахский макс. близкий к литературному 2) так вы напишите про наличие в казахском слова қазақ? 1) Имхо Кызылордынский не долго влиял на литературный язык, столица потом почти сразу переехала в Алматы. Именно Алматинский говор вероятно вкупе с Джабульским и лег в основу литературного казахского языка вытеснив из него предыдущий степной говор северо-запада, севера и северо-востока - язык Алашордынской интеллигенции Оренбурга и Семипалатинска. 2) Который день вы терзаете меня какой-то хитрой уловкой. Не пойму о чем вы спрашиваете? Я окончил русскую 10-летку, русский ВУЗ, но родной язык знаю хорошо, поймать меня на чем-то не удастся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 3 минуты назад, АксКерБорж сказал: 1) Имхо Кызылордынский не долго влиял на литературный язык, столица потом почти сразу переехала в Алматы. Именно Алматинский говор вероятно вкупе с Джабульским и лег в основу литературного казахского языка вытеснив из него предыдущий степной говор северо-запада, севера и северо-востока - язык Алашордынской интеллигенции Оренбурга и Семипалатинска. 2) Который день вы терзаете меня какой-то хитрой уловкой. Не пойму о чем вы спрашиваете? Я окончил русскую 10-летку, русский ВУЗ, но родной язык знаю хорошо, поймать меня на чем-то не удастся. 1. я смотрю вы алматинский (а есть ли такой?) и джамбылский говор отделяете строго от шымкентского и кызылординского, а вот оренбургский, северный и восточный у вас в одной куче имхо западный говор ближе южному чем к северо-восточному. жанааркинский может тоже различается от южного меньше чем павлодарский. единственный пример по семипалатинскому говору - коллега из Аягуза. так вот у него говор тоже мне на слух ближе чем каркаралинский 2. не знаю где вы уловки и хитрости нашли но вы сами меня одернули когда я тов. Ермолаеву написал что слово қазақ в казахском нет. так напишите раз считаете что есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 В 03.11.2017 в 20:30, Ермолаев сказал: Такой вопрос: в казахском есть выражение "көк орай шалғын" (места с хорошей травой). Какую смысловую нагрузку несет в себе слово "орай" в данном выражении? Что оно здесь значит? "Орай" в данном случае не означает макушку головы как думает Enhd, а означает обилие травы, густой травостой на сенокосном лугу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 5 минут назад, кылышбай сказал: 1. я смотрю вы алматинский (а есть ли такой?) и джамбылский говор отделяете строго от шымкентского и кызылординского, а вот оренбургский, северный и восточный у вас в одной куче имхо западный говор ближе южному чем к северо-восточному. жанааркинский может тоже различается от южного меньше чем павлодарский. единственный пример по семипалатинскому говору - коллега из Аягуза. так вот у него говор тоже мне на слух ближе чем каркаралинский 2. не знаю где вы уловки и хитрости нашли но вы сами меня одернули когда я тов. Ермолаеву написал что слово қазақ в казахском нет. так напишите раз считаете что есть 1. Да, совершенно четко понятно, что алматинский с джамубльским отличается от Шымкентского. И совершено понятно, что западный и южный почти одно целое. Но я имел в виду северо-западный, язык Кыз-Жибек, язык Оренбурга и Костаная. Да, степной язык отличался и отличается от языка полуоседлых областей, поэтому они у меня сгруппированы. 2. Если это не прикол, то я уже отвечал вам, что слово "қазақ" есть у нас и оно у нас самое главное почти, потому что это наше самоназвание как индивидов по отдельности и как народа в целом. Думаю сама постановка вопроса вами нелогичная. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 2 часа назад, АксКерБорж сказал: И совершено понятно, что западный и южный почти одно целое. 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Да, степной язык отличался и отличается от языка полуоседлых областей, Какие области у вас полуосёдлые, а какие степные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 2 часа назад, АксКерБорж сказал: 1. Да, совершенно четко понятно, что алматинский с джамубльским отличается от Шымкентского. И совершено понятно, что западный и южный почти одно целое. Но я имел в виду северо-западный, язык Кыз-Жибек, язык Оренбурга и Костаная. Да, степной язык отличался и отличается от языка полуоседлых областей, поэтому они у меня сгруппированы. 2. Если это не прикол, то я уже отвечал вам, что слово "қазақ" есть у нас и оно у нас самое главное почти, потому что это наше самоназвание как индивидов по отдельности и как народа в целом. Думаю сама постановка вопроса вами нелогичная. 1. вы сами себе противоречите: то в одной группе зап. и сев., то зап. и юж. одно целое. и опять эта пластинка про оседлых и неоседлых, про Павлодар и Шымкент. вы очередную тему хотите превратить в балаган про картошку и дыню? 2. патриотизму тут не место. я спрашивал про слово казах а не этноним-самоназвание. нет так нет, трагедий в этом нет. большинство самоназваний не используются в лексике самих этносов как слово с иным, кроме как этноним, смыслом Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 7 часов назад, Аrсен сказал: Вы мне так и не ответили, вы кто по национальности? Вы разве спрашивали? Если пропустил ваш вопрос, то извините. А так я бурят. Точнее холимол/холимог/худхамал - смешанный: эсэгэ - буриад, мама - русская 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 Если слово используется как этноним - это хорошая причина забыть первоначальный смысл слова. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 2 часа назад, Ермолаев сказал: Вы разве спрашивали? Если пропустил ваш вопрос, то извините. А так я бурят. Точнее холимол/холимог/худхамал - смешанный: эсэгэ - буриад, мама - русская У монголов считается по отцу, но всё-таки ,думаю вы вправе выбрать любую нацию из двух, право крови так сказать, немцы этот закон только недавно изменили из-за турков Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2017 1 час назад, Kenan сказал: Если слово используется как этноним - это хорошая причина забыть первоначальный смысл слова. не спорю. слово казак в ср. века уж точно было. оттуда и имеем этот этноним. но речь тут о совр. казахском а не о гипотетическом старо-кыпчакском Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 В 21.11.2017 в 18:05, arkuk сказал: Какие области у вас полуосёдлые, а какие степные. Полуоседлые и оседлые казахи населяли регионы юга с благоприятным для земледелия и скотоводства климатом. Степные казахи населяли регионы, где климат вынуждал кочевать сезонно не засиживаясь на одном месте, а потому не имея возможностей для земледелия. В 21.11.2017 в 18:31, кылышбай сказал: 1. вы сами себе противоречите: то в одной группе зап. и сев., то зап. и юж. одно целое. и опять эта пластинка про оседлых и неоседлых, про Павлодар и Шымкент. вы очередную тему хотите превратить в балаган про картошку и дыню? Я не хочу превращать тему в балаган, вы сами начали этот разговор. И никакой путаницы у меня нет. Могу повторить - в отличие от северного и северо-восточного, южный и западный говор на мой взгляд очень близки между собой, а внутри южного джамбульский тяготеет к алматинскому и оба несколько отличаются от шымкентского. В 21.11.2017 в 18:31, кылышбай сказал: 2. патриотизму тут не место. я спрашивал про слово казах а не этноним-самоназвание. нет так нет, трагедий в этом нет. большинство самоназваний не используются в лексике самих этносов как слово с иным, кроме как этноним, смыслом Почему же нет? Кроме самоназвания слово "қазақ" используется нами для характеристики того или иного фактора (свойственный или характерный казахам) - қазақи/қазақы, қазақтық, қазақшыл, қазақбай и др. Но они все же связаны с этнонимом. В 21.11.2017 в 19:10, Ермолаев сказал: А так я бурят. Точнее холимол/холимог/худхамал - смешанный: эсэгэ - буриад, мама - русская Ай да молодец, ув. Ермолаев! Молодец что интересуетесь и тянетесь к своим корням, культуре и языку! Да и все юзеры молодцы, все страстно любят историю, поэтому всех нас и объединяет этот форум. В 21.11.2017 в 22:51, кылышбай сказал: не спорю. слово казак в ср. века уж точно было. оттуда и имеем этот этноним. но речь тут о совр. казахском а не о гипотетическом старо-кыпчакском Я только теперь понял ваш вопрос. А то не понятно было почему вы спрашиваете про это слово. Надо было сразу пояснить, что нужны значения за исключением самоназвания. Здесь я солидарен с Kenan'ом: В 21.11.2017 в 21:47, Kenan сказал: Если слово используется как этноним - это хорошая причина забыть первоначальный смысл слова. Еще я допускаю, что слово, послужившее основой для нашего этнонима, могло в прошлом звучать не так как сейчас. Например, қазғақ или еще как-нибудь. В ДТС есть только это близкое по звучанию слово, Казак - вольный добытчик? 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 1 час назад, АксКерБорж сказал: Полуоседлые и оседлые казахи населяли регионы юга с благоприятным для земледелия и скотоводства климатом. Степные казахи населяли регионы, где климат вынуждал кочевать сезонно не засиживаясь на одном месте, а потому не имея возможностей для земледелия. Когда же вы прекратите делить казахов? У вас, что мания? Привожу ссылку, что "северные" казахи как вы любите выделять тоже не отставали от своих "южных"! К вашему сведению казахи до совка не делились на северных и южных, это уже делят Вам подобные современные любители делить! Во вторых вы же сами сейчас полностью оседлый-городской юрист! На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива: напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором поле заливалось струёй воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилия воды и было нерациональным. Значительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие участки - атыз, разделение валами. Сначала водой заливали один участок и только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий участок. В Жетысу преобладал полив бороздами. Борозды проводили на участке плугом или сохой в направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концы борозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву. К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными. (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. И все же земледелие было довольно распространено не только на юге Казахстана, но и в центральных районах, на Жеме, Торгае, Ыргызе, в северных и восточных регионах Казахстана, играя все же в хозяйстве казахов второстепенную, вспомогательную роль. Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана, были так называемые "местные" сорта. Это "ак бидай" -белая пшеница, "Кызыл бидай" - красная пшеница (последняя отличалась длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, длинным и тонким зерном). Известны были также сорта "кара сулы" - черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); "лизелик" - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана, "тиецп бидай" - сорт с трудно обмолачиваемым колосом, "лючин бидай" - пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку. "Кызыл бидай" была как озимой, так и яровой, "ак. бидай"-только яровой. Просо (тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств. Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались "ак тары" - белое просо, "Кызыл тары"- красное просо и "шокдй" - наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме того, были известны торгайские сорта проса - "ак, бикеш", "Коныр шолак", "конак". Самое скороспелое из них - "конак" вызревало за 40 дней, "акбикеш" - за 60, "коныр шолак," - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна. Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - "сулы" и ячмень - "арпа". Выращивали также рожь - "кара бидай", рис -"шалы" и бахчевые культуры - арбузы и дыни. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 1 час назад, Аrсен сказал: оседлый-городской юрист! На вас Enhd дурно повлиял? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 может мы просто не знаем и в каком нибудь тюркском (ногайском или гагаузском) сохранилось слово казак с первоначальным не-этничным смыслом? ведь не может быть совпадение что два разных "скитальца" - славянские на Доне и тюркские в Семиречье "обозвались" одинаково Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 3 минуты назад, кылышбай сказал: может мы просто не знаем и в каком нибудь тюркском (ногайском или гагаузском) сохранилось слово казак с первоначальным не-этничным смыслом? ведь не может быть совпадение что два разных "скитальца" - славянские на Доне и тюркские в Семиречье "обозвались" одинаково Первые казаки на европейской части были "кем угодно", только не славянами. А скорее из тюрков. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rea3 Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 Первые по-моему это мещерские казаки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 1 hour ago, arkuk said: Первые казаки на европейской части были "кем угодно", только не славянами. А скорее из тюрков. Из выводов азербайджанского ученого Низами Мамедова про род "Казахлы". По крайней мере у каракалпаков, кроме рода "татар" все остальные рода и племена присутствуют не только как названия населенных пунктов, но и в виде родов и племен. Quote Интересно, что на территориях постоянного проживания каракалпаков (в Караалпакстане), гагаузов (Гагаузия), карапапахов (Западный Азербайджан и Южная Грузия) имеются одноименные населенные пункты под названием «Казаяклы», «Казахлы», «Кыпчак», «Татар». Внимательно изучая источники и материалы, мы приходим к выводу о том, что в этногенезе каракалпаков, карапапахов, гагаузов и хазар четко присутствует кипчакско - огузский компонент. В свою очередь кипчаки и огузы как самостоятельные племена, если, с одной стороны, восходят к тюркскому племени гуннов (хуну), то с другой, к сако-сармато-массагетской генетической и культурной традиции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 4 часа назад, АксКерБорж сказал: На вас Enhd дурно повлиял? Не хочу обидеть и все же ваши поступки соизмеримы с поступками школьника... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 23 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2017 57 минут назад, Kamal сказал: Из выводов азербайджанского ученого Низами Мамедова про род "Казахлы". По крайней мере у каракалпаков, кроме рода "татар" все остальные рода и племена присутствуют не только как названия населенных пунктов, но и в виде родов и племен. Какое имеют отношения каракалпаки к гагаузам и карапапахам? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться