АксКерБорж Опубликовано 26 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2019 7 часов назад, Nurbek сказал: Слышал такой звук при отрицании от южных казахов. На севере такого не замечал. Значит вы щелкаете языком когда отрицаете мои версии и посты в темах? 7 часов назад, Nurbek сказал: RedTriangle пишет о щелкании языком при отрицании, а не вообще о щелкании языком. Теперь понял про что идет речь. Он издается не только при отрицании, но и при уверенном завершении обращения вместе с улыбкой. Например, я говорю: "Arсен, ты своим вечным нытьем под моими постами скоро опять загонишь нас обоих в бан" и щёлкаю языком. Мне кажется это чистый новодел, результат обрусения. Если бы это было бы свойством нашего языка, то для него непременно был бы специальный термин, название, но увы, его вроде нет. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 26 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2019 10 hours ago, АксКерБорж said: "үфлеу" "сораптау", үлээх и сорох -опять монголизмы.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 26 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2019 24.12.2019 в 17:47, Steppe Man сказал: Звук харама..жаль,увы . Мне кажется, что происхождение у него - интернасиональ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 27 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2019 26.12.2019 в 09:48, Nurbek сказал: Слышал такой звук при отрицании от южных казахов. На севере такого не замечал. При произнесении звука еще обычно головой слегка качают по-моему, как бы подкрепляя отрицание. Используется вместо слова "нет". У нас так же. В последнее время то ли пропадает, то ли не замечаю. "сожаление", "отказ". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 27 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2019 40 минут назад, arkuk сказал: У нас так же. В последнее время то ли пропадает, то ли не замечаю. "сожаление", "отказ". Щёлканье языком (краем языка?) воспринималось мной больше, как интернациональный дворовый жаргон, а не частью одного казахского языка или культуры)) 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2019 28.12.2019 в 01:02, s_kair сказал: Щёлканье языком (краем языка?) воспринималось мной больше, как интернациональный дворовый жаргон, а не частью одного казахского языка или культуры)) Солидарен с вами. Скорее всего это деталь общемировой, общечеловеческой жестикуляции, жестов и звуков. Мне кажется его поймут и в Африке, и в Бразилии. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 30 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2019 06.09.2019 в 07:03, Noion сказал: Из всех тюрков только казахи называют хлеб как персы нан. Хотя пакистанцы тоже говорят нан. Не знаю где оригинал. Хотя в регионах Казахстана говорят так же шелпек. Но это лепешка хлебная а не буханка. 1. нан вполне может с Индостана. Но там очень трудно понять в регионе Индостана, Индокитая, Иранского нагорья много названий (нан, нон, рути, реза). Тюркское - етмек, экмек, отмак 2. Шелпек - ритуальная лепешка, остальные лепешки просто нан называют Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 8 января, 2020 Поделиться Опубликовано 8 января, 2020 26.12.2019 в 08:06, АксКерБорж сказал: Еще нельзя у нас "үфлеу" (онлайн словарь почему то пишет "үһлеу" ) - тяжело, шумно вздыхать. Считается, что если будешь по всякой мелочи и без особой причины вздыхать, то это может привести к настоящим вздыханиям из-за серьезных жизненных проблем. Еще не принято громко, шумно пить "сораптау", хотя это не относится к суевериям, это просто требование этикета перед окружающими. 26.12.2019 в 18:24, Steppe Man сказал: үлээх и сорох -опять монголизмы.. Вам везде мерещатся монголизмы. Үфлеу это глагол производный от звука уф. Сораптау глагол производный от сору - сосать. Из Эстя: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 8 января, 2020 Поделиться Опубликовано 8 января, 2020 соруул Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 15 января, 2020 Поделиться Опубликовано 15 января, 2020 ЕНХД. - Разве нет бийик ил что то около? бийик - высокий. Когда мы говорим "высший"( сорт муки) - то говорим "жогары". ЕНХДтын бойы бийик - у ЕНХДа высокий рост, или же "узын/узун бойлы - дословно "длиннотелый", или же просто высокий/длинный. На сорт муки не говорят "бийик". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 15 января, 2020 Поделиться Опубликовано 15 января, 2020 9 minutes ago, arkuk said: ЕНХД. - Разве нет бийик ил что то около? бийик - высокий. Когда мы говорим "высший"( сорт муки) - то говорим "жогары". ЕНХДтын бойы бийик - у ЕНХДа высокий рост, или же "узын/узун бойлы - дословно "длиннотелый", или же просто высокий/длинный. На сорт муки не говорят "бийик". Интересно. бийик == бэдик "жогары" - как высший интересно. Как я понимав "жогары" как северний ... прав ли я? "жогары" соответствует монгольскому "хоймор" --- северний или почётное место в юрте. Жогары это синоним төр? Мы монголы не так говорим если высший сорт то "дээд" -- то есть высоко вверху. ----------------------- Я знаю обращение казахов "жогарыга отуругар" что соответствует монгольскому приглашению "дээш морилугтун". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 15 января, 2020 Поделиться Опубликовано 15 января, 2020 33 минуты назад, enhd сказал: Интересно. бийик == бэдик "жогары" - как высший интересно. Как я понимав "жогары" как северний ... прав ли я? ----------- нет, такого не слышал что бы сравнивали со стороной света. "жогары" соответствует монгольскому "хоймор" --- северний или почётное место в юрте. Жогары это синоним төр? ----------------- да, жогары шыгыныз ( в доме) означает садитесь выше, т.е. тор/торге. Мы монголы не так говорим если высший сорт то "дээд" -- то есть высоко вверху. ----------------------- Я знаю обращение казахов "жогарыга отуругар" что соответствует монгольскому приглашению "дээш морилугтун". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 22 января, 2020 Поделиться Опубликовано 22 января, 2020 Сто лет назад основатели газеты «Қазақ» преследовали цель сохранить за казахами их этническое название, создать современную казахскую культуру и на ее основе построить новое государство казахов европейского типа. В итоге 2 февраля 1913 года в Оренбурге появилась первая общенациональная газета «Қазақ». Первой по хронологии казахской газетой, бесспорно, была газета «Түркістан уалаятының газеті», издававшаяся в 1870–1882 годах в Ташкенте в виде приложения к официальному печатному органу Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанским ведомостям». Она выходила четыре раза в месяц, поочередно на казахском и узбекском языках.Спустя шесть лет после ее закрытия, в 1888 году, появилось другое издание, под названием «Дала уалаятының газеті». Эта газета издавалась при канцелярии Степного генерал-губернаторства в Омске как «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» до 1894 года, до 1900 года — как приложение к «Акмолинским, Семипалатинским и Семиречинским областным ведомостям» под названием «Киргизская степная газета» и вплоть до закрытия в 1902 году — как приложение к «Акмолинским областным ведомостям».По официальной версии, эти два издания являются прародителями казахской периодической печати. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Таймас-2 Опубликовано 22 января, 2020 Поделиться Опубликовано 22 января, 2020 47 минут назад, Аrсен сказал: В итоге 2 февраля 1913 года в Оренбурге появилась первая общенациональная газета «Қазақ». Я нашел статью своего нагашы деда в газете "Қазақ". На арабской графике. Могу залить сюда скан. Кстати он участвовал также на 2 Съезде Алаш-Орды в Оренбурге (тогда казахская столица) в качестве делегата от Павлодарского уезда. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января, 2020 Поделиться Опубликовано 22 января, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2020 Le_Raffine: Казахи обычно говорят кай елсин/елин кандай, реже кай рудансын. Я не задумывался над этим, но это неспроста. Alimuly: Часто спрашивают: руын кiм? RedTriangle: У нас спрашивают "қай елсің" s_kair: У нас руын ким всем привычно, про ел обычно спрашивают улкен кисилер. кылышбай: в нашем кругу чаще было не елсің? чуть реже руың кім/не? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Господа, джигиты, мурзы! Разрешите мне при свидетелях законстатировать очередное региональное казахское различие. К традиционным казахским вопросам о родо-племенной принадлежности "Қай елсің?" и "Руың кім?" могу добавить вопрос, задаваемый в наших краях: "Сүйегің қандай?" (букв: из какой кости будешь?). Спрашивают у нас также "Руың кандай?", но "Қай елсің?" никто не говорит. И еще деталька. Если в таких вопросах в других регионах (юг, запад) принято спрашивать "кім", например, "атың кім?" (как тебя зовут?) или "руың кім?" (из какого ты рода?), то у нас принято спрашивать "қалай" или "қандай", например, соответственно, "атың қалай?" и "руың қандай?". Ввиду оффтопно-специфичности поста ))) перенес его в тему Казахский язык. Там можно будет его развить или разобрать по косточкам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2020 В субботу, когда еще не запрещались массовые мероприятия, на одном корпоративе тамада, не коренной житель (сейчас почти все тамады приезжие), оперировал непривычными для сидящих терминами. На память запомнил только два, потому что был занят кое-чем: Шауып жүру - быть в хорошем здравии, букв: скакать. У нас говорят - жүгіріп жүру, букв: бегать. Бала бағу - воспитывать, растить детей, букв: пасти детей. У нас говорят - бала асырау или бала күту, букв: воспитывать, растить детей. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2020 Казахские прямые переводы с русского языка часто доводят до абсурда. Оговорюсь, что прямые переводы это прямое наследие господства русского языка и игнорирование богатства родного языка. Сталкиваюсь чуть ли не каждый день с такими чудесами. Вот очередное чудо. Русское "скачай" (в смысле загрузи на свой гаджет) перевели прямо особо не заморачиваясь как "жүктеп ал". Где вроде бы все нормально: существительное "жүк" - вьюк, поклажа, глагол "жүктеу" - навьючить, словосочетание "жүктеп ал" - навьючь, загрузи. Все было бы неплохо, если бы не омоним, прилагательное "жүкті" - беременная женщина, используемое в ряде регионов Казахстана (кстати у нас не используется). Поэтому предложение "жүктеп ал" бьет по уху и воспринимается почти буквально, мол "сделай беременной", только непонятно кого, гаджет или приложение. Как говорится, и смех, и грех от этих прямых переводов по старой привычке младшего брата. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 16 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2020 2 минуты назад, АксКерБорж сказал: Русское "скачай" (в смысле загрузи на свой гаджет) перевели прямо особо не заморачиваясь как "жүктеп ал". Где существительное "жүк" - вьюк, поклажа, глагол "жүктеу" - навьючить, словосочетание "жүктеп ал" - навьючь. Это скорее калька с английского load. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2020 В наших краях клянутся словами (аналоги русских выражений "честное слово", "зуб даю" ): Құдай біледі - букв: богу известно или бог знает. Оллай-белләй - ??? Түн жамылып отырмын - букв: прикрываясь ночью. Алдасам бұйырмасын - букв: если обману, то пусть мне не повезет. Ант ішейін - букв: испиваю "ант" (клятву). Ант етемін - букв: делаю "ант" "клятву). Нан ұстайын - букв: держу хлеб, пер: пусть покарает меня хлеб. Нан ұрсын - букв: пусть ударит меня хлеб, пер: пусть покарает меня хлеб. Астын дәмі ұрсын - букв: пусть ударит меня еда, пер: пусть покарает меня еда. Құдай ұрсын - букв: пусть ударит меня бог, пер: пусть покарает меня бог. Это на память. Как интересно клянутся в других регионах Казахстана? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2020 10 часов назад, АксКерБорж сказал: В наших краях клянутся словами (аналоги русских выражений "честное слово", "зуб даю" ): Құдай біледі - букв: богу известно или бог знает. -------- А ещё Кудай бильсин. Оллай-белләй - ??? ----------------- что то вспоминается с детства. Түн жамылып отырмын - букв: прикрываясь ночью. Алдасам бұйырмасын - букв: если обману, то пусть мне не повезет. Ант ішейін - букв: испиваю "ант" (клятву). Ант етемін - букв: делаю "ант" "клятву). Нан ұстайын - букв: держу хлеб, пер: пусть покарает меня хлеб. ------------ есть. Нан ұрсын - букв: пусть ударит меня хлеб, пер: пусть покарает меня хлеб. ------------ есть. Астын дәмі ұрсын - букв: пусть ударит меня еда, пер: пусть покарает меня еда. Құдай ұрсын - букв: пусть ударит меня бог, пер: пусть покарает меня бог. Это на память. Как интересно клянутся в других регионах Казахстана? По памяти. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2020 1 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 В одной из вкусных тем обсуждая "вилки-билки" наткнулись на очередную региональную казахскую терминологию. Оказалось, что хозяйственный инвентарь - вилы и багор для сена - везде называют по разному. RedTriangle: Хозяйственные вилы у нас аша АксКерБорж: Вы, RedTriangle, в это не замечены, но многие казахские юзеры руками и ногами отмахиваются от региональных терминов и произношений. Вспомнил это потому, что даже обычные вилы везде называются по разному. Оказывается весь восток и юго-восток называет аша, тогда как мы называем их айыр. Региональный словарь казахского языка (22 000 слов): Но что интересно, тамошнее древнее племя в своем этнониме имеет не свойственное для тех мест название вил - ДЖАЛАЙЫР, а не ДЖАЛАША. шутка Но знаю твердо одно, что весь обширный северо-восток Казахстана и приграничные российские области, издавна населенные казахами, вилы называет "айыр", а названия "аша" никто не использует. Потом в обсуждение включился Nurbek: Как у большого знатока северо-востока Казахстана и приграничных российских областей спрошу, как называется по-казахски в наших краях этот "инструмент" на фото и для чего служит? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 АксКерБорж: Как местный уроженец края (в отличие от вас ), а потому по праву как большой знаток своей родины, северо-востока Казахстана и приграничных российских областей, отвечаю вам на ваш вопрос, что этим орудием я всё своё детство и молодость каждый день управляясь за скотом надёргивал сено из скирды сена возле сарая. Сено у нас зимой прессуется до такой плотности, что его либо надо вот так надёргивать по немногу, либо отрезать секачом сверху вниз. Чаще дергают, чем нарезают. Это орудие не требуется, если сено свеже привезенное, еще не успело сваляться и запрессоваться под тяжестью снега. По конструкции у нас были тот, что в центре, и самый нижний. У нас он называется "шөп жұлғыш" (букв: выдергиватель сена). А как у вас он назывался? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 s_kair: [У нас] шотаяқом называли. Как у вас буквально шоп жулгыш деп не говорили)) АксКерБорж: Впервые слышу такое слово. Вот видите сколько у нас живых регионализмов, а еще постоянно ругаетесь со мной, что я все придумываю. Nurbek: У нас он называется шөт-ағаш. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться