Le_Raffine Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 05.02.2019 в 01:31, Almaker сказал: Бұзу, бұзылу - сам глагол ломать и его возвратная форма ломаться, портиться. Применительно к вещам-объектам действия при наличии исполнителя: бала ойыншықты бұзды; а при отсутствии исполнителя для той же игрушки; ойыншық сынып қалды... Однако, для более сложных предметов, имеющих компоненты, детали, при отсутствии субъекта-исполнителя глагол бұзылу имеет место быть: машина бұзылып қалды... Сыну/сындыру и бұзылу/бұзу, применимы в разном контексте в зависимости от предмета поломки, его сложности... Логичен и переносный смысл применительно к испорченной девушке, как разрушение поведенческой ее целостности, системности и тд. По-моему бузу это как бы привести в негодность, испортить, а сындыру это еще и обязательно нанести механические повреждения предмету. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 Ишь ты как ополчились все хором. Сразу видно что все они земляки по культурному региону и духу, потому что известно, что 99% форумчан казахов это южные, западные и смежные с ними области и районы. Прям умиляет особенно эта страничка эмоций - все друг дружке хлопают в ладошки, комплиментами кидаются, лайкуют друг друга. Жалко что нас северян на форуме раз, два и обчелся, я да Баха (городских не в счет, потому нужны знатоки казахского языка и тонкостей сельской жизни). Но ничего, я готов противостоять и дискутировать хоть против дюжины юзеров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 2 часа назад, Le_Raffine сказал: По-моему бузу это как бы привести в негодность, испортить Не обязательно. Например, мы говорим "етті бұзу", что означает разделать тушу лошади, коровы или барана на отдельные части. 2 часа назад, Le_Raffine сказал: сындыру это еще и обязательно нанести механические повреждения предмету. В каком-то из казахских регионов, точно уже не помню где, "сындыру" говорят на процесс совершения нужды, например "дәрет сындыру" (сходить в туалет). Когда я услышал эти слова от одного казаха я страшно удивился, что тот хочет зачем-то сломать туалет как будто тот ему мешает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 10 минут назад, АксКерБорж сказал: Не обязательно. Например, мы говорим "етті бұзу", что означает разделать тушу лошади, коровы или барана на отдельные части. В каком-то из казахских регионов, точно уже не помню где, "сындыру" говорят на процесс совершения нужды, например "дәрет сындыру" (сходить в туалет). Когда я услышал эти слова от одного казаха я страшно удивился, что тот хочет зачем-то сломать туалет как буд-то тот ему мешает. Правильно, потому что он ломает, загрязняет свой дарет 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Очередная моя небольшая подборка региональных лексических различий. Здесь под понятием "Юг" следует воспринимать близки гипотетический культурный регион "юго-запад", под понятием "Север" - хорошо известный мне с рождения наш северо-восточный регион. Разграничивать регионы на более мелкие и точные районы и аулы у меня в планах нет, так что заранее прошу прощения за небольшие огрехи. Итак поехали. Каблук обувной: Юг – Өкше; Север – Тақа, реже Өкше. Петух: Юг – Қораз; Север – Әтеш, и очень редко и только в поэтических эпитетах Қораз (пример: ... ат қоразданым ойнап тұр). Самец скота и животных: Юг – Аталық; Север – Еркек мал. Самка скота и животных: Юг – Аналық; Север – Ұрғашы мал. Спец. оговорка по этим двум терминам - знаю что сейчас мои "друзья" начнут оправдываться, мол у нас тоже как и у вас; отвечаю заранее - нынешний литературный язык основан начиная примерно с 1940 года на базе южного говора, который и используются в СМИ; так вот, не я их придумал, а в СМИ эти названия, везде и повсюду; они для нас звучат очень странно и дико, потому что буквально переводятся примерно так: аталық - дедуня аналық - маманя Конское седло: Юг – Ер тұрман; Север – Ер тоқым. Детское седло или воловья седелка: Юг – Ыңыршақ; Север – Ашамай. Оглобля конской телеги или конских саней: Юг – Жетек; Север – Арыс. Приспособление для ловли лошадей: Юг – Бұғалық (аркан с петлей, лассо); Север – Құрық (древко с петлей). Кнут для скота: Юг – Қамшы; Север – Қамшы (с короткой плеткой для езды верхом на лошади) и Бишік (с очень длинной плетью для езды в конских телеге, санях, или для усмирения буйных быков, или для охоты на волков). Загон для скота под открытым небом: Юг – Қаша; Север – Ашық. Деревянная изгородь в загоне для скота: Юг – Дуал; Север – Тегермек. Копна сена: Юг – Шөмеле (любая копна); Север – маленькая копна Шөмелей, большая копна Мая. Серп: Юг - Қол шалғы, Қол орақ; Север - Орақ. Кладовка для хранения мяса, масла, муки и прочих продуктов: Юг - Кілет; Север - Омақа, Ет қана. Разделывать тушу скота на отдельные части: Юг – Жіліктеу; Север –Етті бұзу, Мүшелеу. Трубчатая кость предплечья с мясом: Юг – Кәрі жілік (букв: старая кость); Север – Қар жілік (букв: предплечье). Трубчатая плечевая кость с мясом: Юг – Тоқатай жілік; Север – Тоқпан жілік. Трубчатая кость голени с мясом: Юг – Асқы жілік; Север – Асықты жілік. Поясничный отдел позвоночника с мясом: Юг – Бел омыртқа; Север – Белдеме. Шейный отдел позвоночника с мясом: Юг – Мойын омыртқа; Север – Мойын. Грудной отдел позвоночника с мясом (рус: вырезка), самая ценная часть в туше по мягкости и нежности : Юг – Арқа, Ұзын омыртқа, Қара омыртқа; Север – Омыртқа. Единица измерения толщины конского брюшного жира при забое, в пальцах: Юг – Табан (букв: подошва); Север – Елі (букв: палец). Очень худой человек, доходяга: Юг – Азғын, Север – Шитік. Жизнь, существование, суета: Юг – Тірлік; Север – Тіршілік. Поговорка о достатке "сытый, обутый": Юг - Тамағы тоқ, көйлегі көк (букв: еды достаточно, одежда хорошая); Север - Қарны тоқ, көйлегі көк, көңілі жәй (букв: желудок полный, одежда хорошая, душа спокойная). Всегда, постоянно: Юг – Ылғи, Інемі; Север – Ыңғый, Үнемі. В ближайшем будущем: Юг – Жуырда, Север – Жақында. Недавно в прошлом: Юг - Жақында; Север – Жуырда. Заноза: Юг – Тікен; Север – Шөгір. Щипцы для раскаленных углей: Юг – Қысқаш; Север – Шімшуір. Щепки для растапливания самовара: Юг – Шырпы; Север – Жаңқа. Портянки: Юг – Шұлғау; Север – Шылғау. Сигареты, папиросы, табак: Юг – Темекі; Север – Шылым. Курить: Юг - Шегу (темекі шегу); Север - Тарту (шылым тарту). Размельченные в ступе листья табака с добавлением золы: Юг – Насыбай; Север – Насвай. Табакерка для табака «насвая»: Юг – Темекі сауыт; Север – Шақша (раньше Мүйіз шақша - из рогов КРС). Примечание: Так у нас говорили по крайней мере до начала 1990-х, но потом с переносом столицы на север резко усилилось культурное и языковое давление юга и сейчас постепенно все смешивается. Но многое еще сохранилось. Вспомнил еще некоторые различия конско-сбруйной терминологии: Подпруга (ремень затягивающий седло или тележную седелку): Юг - Айыл; Север - Тартпа. Удила: Юг - Сулық; Север - Ауздық. Поводья: Юг - Шылбыр; Север - Тізгін. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 Токпан жилик у нас Токатай или Топатай говорят Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 4 часа назад, Rust сказал: Интересно то, что многие слова в кыргызском почему-то тождественны северным казахским вариантам. Есть такое. Я думаю, что из-за аргын, у которых зимние кочевья были от северного Балхаша до границ с Кыргызстаном. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 16 минут назад, Karaganda сказал: аргын, у которых зимние кочевья были от северного Балхаша до границ с Кыргызстаном. Если по вашему наши аргыны зимовали на землях племен Улу джуза, то значит те освобождали пастбища и уходили со скотом на зиму в Восточный Туркестан или в Таджикистан? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 7 часов назад, АксКерБорж сказал: Ишь ты как ополчились все хором. Сразу видно что все они земляки по культурному региону и духу, потому что известно, что 99% форумчан казахов это южные, западные и смежные с ними области и районы. Прям умиляет особенно эта страничка эмоций - все друг дружке хлопают в ладошки, комплиментами кидаются, лайкуют друг друга. Жалко что нас северян на форуме раз, два и обчелся, я да Баха (городских не в счет, потому нужны знатоки казахского языка и тонкостей сельской жизни). Но ничего, я готов противостоять и дискутировать хоть против дюжины юзеров. В этот раз ваши оппоненты пацаны из Центра. У них тоже холодные зимы. Поэтому в этот раз ваши оппоненты не из простых. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 По поводу құтыру, құтыру это бесноваться, құтырған-бешенный. Имеет и негативный так.и позитивный смысл. Например: жас кезімізде құтырып тұрған кез еді-так старики могут говорит в позитивным ключе. Нельзя сравнивать с бұзық, у которого только негативный смысл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Если по вашему наши аргыны зимовали на землях племен Улу джуза, то значит те освобождали пастбища и уходили со скотом на зиму в Восточный Туркестан или в Таджикистан? По секрету вам скажу, что на Сырдарье зимой кочевали большинство казахов всех жузов. Но на своих территориях оставались более бедные, а также молодые люди. Основной скот перегоняли на более теплую местность, т.к. велик был процент джута, а вам как никому тут понятно, что без торт тулик у казахов жизни нет 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 21 час назад, АксКерБорж сказал: Ишь ты как ополчились все хором. Сразу видно что все они земляки по культурному региону и духу, потому что известно, что 99% форумчан казахов это южные, западные и смежные с ними области и районы. Но ничего, я готов противостоять и дискутировать хоть против дюжины юзеров. Ув АКБ, честное слово, вам не жалко тратить свое время (уже как год) на такую сущую ерунду? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 22 часа назад, Karaganda сказал: Правильно, потому что он ломает, загрязняет свой дарет дәрет сындыру звучит очень странно. Сындыру это ломать что-то физическое. Когда речь идет об абстрактном объекте лучше думаю применить слово бұзу - портить, нарушать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 Только что, Nurbek сказал: дәрет сындыру звучит очень странно. Сындыру это ломать что-то физическое. Когда речь идет об абстрактном объекте лучше думаю применить слово бұзу - портить, нарушать. Так в наших краях оба варианта. Сходить по нужде - дарет сындыру просто загряниться - дарет бузылды Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 Только что, Karaganda сказал: Так в наших краях оба варианта. Сходить по нужде - дарет сындыру просто загряниться - дарет бузылды У нас только второй вариант используется. Дарет сындыру как-то даже режет слух. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 18 часов назад, Karaganda сказал: По секрету вам скажу, что на Сырдарье зимой кочевали большинство казахов всех жузов. Но на своих территориях оставались более бедные, а также молодые люди. Основной скот перегоняли на более теплую местность, т.к. велик был процент джута, а вам как никому тут понятно, что без торт тулик у казахов жизни нет Это не секрет, это фейк времен колонизации Степи. Мол большинство времени года большая часть Казахстана, степи и лесостепи) пустовали. Поэтому северные и северо-восточные области по праву принадлежат тем, кто первым их освоил обосновав здесь стационарные поселения. Вам то зачем это надо в это верить и еще уговаривать меня поверить в него? Фактология другая - каждое племя испокон веков имело свой улус, свои земли и пастбища и ни с кем никогда не делилось! Какое племя где обитало и до сих пор населяет вы и сами прекрасно знаете. На Сырдарье степные и лесостепные племена и роды побывали тогда, когда на них калмыки нагнали жути в первой трети 18 века. До этого и после этого никто туда не кочевал отседова))). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 2 часа назад, Zake сказал: Ув АКБ, честное слово, вам не жалко тратить свое время (уже как год) на такую сущую ерунду? Спасибо, ув. Zake за заботу. Но я еще не устал и у меня еще уйма интересных материалов по разным темам, с которыми я просто обязан поделиться со всеми. Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)? Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?) Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 5 минут назад, АксКерБорж сказал: Спасибо, ув. Zake за заботу. Но я еще не устал и у меня еще уйма интересных материалов по разным темам, с которыми я просто обязан поделиться со всеми. Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)? Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?) Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» Дело не в том, что вы устали или нет. Время - ограниченный ресурс у любого человека. Форумное противостояние со своими соплемениками - это ложная повестка дня, на которую уходит слишком много энергии. Мне очень жаль, что вы так неверно расставили свои приоритеты. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 10 минут назад, Zake сказал: Форумное противостояние со своими соплемениками - это ложная повестка дня, на которую уходит слишком много энергии. Ув. Zake, лично у меня никакого противостояния ни с кем нет. Я лишь излагаю известный мне материал. О причине противостояния ко мне и к моим постам других казахских юзеров спрашивайте у них самих. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 33 минуты назад, АксКерБорж сказал: Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)? Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?) Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» Мой дядя любит говорить әлде. Но это слово я слышал только от него. Не исключаю, что на севере такого слова не знают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 Например такую фразу "АКБ омбының қазағы мә әлде омбынікі емес пә" на севере наверное редко услышишь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 1 час назад, Nurbek сказал: Мой дядя любит говорить әлде. Но это слово я слышал только от него. Не исключаю, что на севере такого слова не знают. Во мне просто забурлил талант несбывшегося акына импровизатора, как говорится пою что вижу из постов Nurbek'а: "... Ваш омский или не омский дядя самых дивных правил, то он азы дым-копчения всем на севере даёт, то всех вокруг балашек по южному тентеками зовёт, то в курсе речи южной разговорной, что нам актёр в кино преподаёт , то вязаных носков степных овечьих, байпаков вообще не признаёт." Предупреждаю вас и всех, что это очевидная шутка, а то опять угожу в отпуск по известной от кого жалобе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 1 час назад, АксКерБорж сказал: Спасибо, ув. Zake за заботу. Но я еще не устал и у меня еще уйма интересных материалов по разным темам, с которыми я просто обязан поделиться со всеми. Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)? Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?) Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» Әлде знакомо северу, возможно, только ваше окружение не знает это слово Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Это не секрет, это фейк времен колонизации Степи. Мол большинство времени года большая часть Казахстана, степи и лесостепи) пустовали. Поэтому северные и северо-восточные области по праву принадлежат тем, кто первым их освоил обосновав здесь стационарные поселения. Вам то зачем это надо в это верить и еще уговаривать меня поверить в него? Фактология другая - каждое племя испокон веков имело свой улус, свои земли и пастбища и ни с кем никогда не делилось! Какое племя где обитало и до сих пор населяет вы и сами прекрасно знаете. На Сырдарье степные и лесостепные племена и роды побывали тогда, когда на них калмыки нагнали жути в первой трети 18 века. До этого и после этого никто туда не кочевал. тогда откуда есть островки кереев в Шетском районе возле Балхаша. Осели там, где в последний раз кочевали Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 8 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2019 1 час назад, Nurbek сказал: Мой дядя любит говорить әлде. Но это слово я слышал только от него. Не исключаю, что на севере такого слова не знают. Старики используют, на них влияние юго-западного говора не распространился, так что шах и мат))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться