Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

1 минуту назад Shymkent написал:

я здесь не затрагивал политику 

 

Я обратился ко всем.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад Shymkent написал:

кто вам мешает зарабатывать ? в наше время есть возможности жить неплохо , вон посмотрите на наших узбеков чз труд добиваются благосостояния , знаю немало казахов которые с нуля стали преуспевающими людьми , запомните с неба ничего не падает 

Вы не путайте понятия. Есть системные проблемы, и они огромные и их нужно решать. Я это критиковал.

А в карьере подняться можно и жить неплохо и  в Северной Корее.

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад АксКерБорж написал:

 

Лично для меня самая великая казахская личность последних как минимум 250 лет, это последний наш хан Кенесары (в русской официальной версии - Кенесары Касымов).

 

Кстати, репрессированный наш историк Ермухан Бекмаханов писал, что сыновья упомянутого мной выше моего земляка Азнабая - Тайжан (1802-1839) и Сейтен (1800-1840) - приняли самое деятельное участие в восстании хана Кенесары. Сейтен присоединился к Кенесары со всей Карджасовской волостью и стал его ближайшим сподвижником. Тайжан батыр был расстрелян.

 

Другой мой земляк Машхур-Жусуп Копеев писал: "Весь скот (АКБ: а это не только 17 000 и более лошадей, но и многочисленный КРС и бесчисленные овцы) оставленный покойным Азнабаем своим сыновьям Сейтену и Тайжану, был передан братьями войску Кенесары".

 

А вы говорите о какой-то материальной выгоде, которую якобы преследовали казахи пытаясь войти в колониальную систему власти.

Короче не все так просто было и в тот век, а тем более в следующий кровавый век.

 

Конечно, не все просто было. 

Насчет хана Кене согласен!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад АксКерБорж написал:

Существует в наших краях (раньше среди стариков) поговорка, мол, если хочешь стать баем, будь как Бапак, Азнабай и Сапакбай. Говорят, что кто-то из них поинтересовался у знакомого, сколько скота тот привез на Куяндинскую ярмарку (известная в 19 веке на всю Степь и Сибирь торговая ярмарка в приграничье Баянаула и Каркаралы). Узнав, что всего 400 голов, озадаченно воскликнул: "Да я столько на согым режу!" (зимний забой скота на мясо)  :)

 

Емнип, ни Бапак, ни Азнабай, ни Сапакбай, ни многие другие крупнейшие скотовладельцы в нашем крае, не были волостными управителями или старшинами при колониальной власти.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад АксКерБорж написал:

 

Это еще что за миф? Типа грызлись между собой, воевали вечно, а еще и в 19 веке мол была джузовщина и трайбализм? :) шутка

 

 

Да, все же вы заблуждаетесь, ув. Zake.

Потому что:

1) Казахи были богаты скотом еще до колонизации Степи, и даже богаче, чем при ней.

2) Богатых на скот казахов было очень много в Степи и все они абсолютно не были инкорпорированы в колониальную властную иерархию. Всего один примерчик читайте выше, про Азнабая и его сыновей с 17 000 гол. лошадей. Таких примером много. В административную систему были привлечены не бедняки, ставшие при помощи колониальной власти богатыми феодалами, а авторитетные в народе родоначальники (бии), ставшие родовыми старшинами. Они и без того были богаты скотом.

 

Дело в не жузовщине, а в бесконечной изматывающей баранте.

Вы идеаллизируете 19 век, повторюсь. 

Чттайте русских исследователей, по 19 веке просто кладезь информации. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад АксКерБорж написал:

 

Емнип, ни Бапак, ни Азнабай, ни Сапакбай, ни многие другие крупнейшие скотовладельцы в нашем крае, не были волостными управителями или старшинами при колониальной власти.

 

Такое тоже возможно было. 

Уверен, что их близкие были при власти, если не сами они.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад Zake написал:

Дело в не жузовщине, а в бесконечной изматывающей баранте.

 

Барымта это не война. Барымта это принудительное исполнение решений биев (судей). А потому она никого не могла изматывать. Это мелкие разборки, абсолютно не влиявшие на благосостояние народа.

 

3 минуты назад Zake написал:

Вы идеаллизируете 19 век, повторюсь.

 

Повторяю, я не идеализирую 19 век, все было не так просто в нашем трагическом прошлом.

Но в любом случае 20 век был намного катастрофичнее для казахов, нежели 19 век.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад RedTriangle написал:

Вы не путайте понятия. Есть системные проблемы, и они огромные и их нужно решать. Я это критиковал.

А в карьере подняться можно и жить неплохо и  в Северной Корее.

какая карьера ? я субьектах малого бизнеса , сейчас есть гос.программы для поддержки и открытия какого то дела 

к примеру у казахов которые живут в частных домах , в огородах ничего не сажают , только деревья , довод их таков  ,  ты  что во мне узбека увидел , чтоб кетменем размахивать по огороду 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад Zake написал:

Уверен, что их близкие были при власти, если не сами они.

 

:) Вашей уверенности маловато будет, нужны факты и ссылки про их близких людей.

И интересно как российская колониальная власть могла способствовать многотысячному увеличению поголовья скота у того или иного казаха? :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что АксКерБорж написал:

 

Барымта это не война. Барымта это принудительное исполнение решений биев (судей). А потому она никого не могла изматывать. Это мелкие разборки, абсолютно не влиявшие на благосостояние народа.

 

 

Повторяю, я не идеализирую 19 век, все было не так просто в нашем трагическом прошлом.

Но в любом случае 20 век был намного катастрофичнее для казахов, нежели 19 век.

 

Насчет барымта вначале да, это было исполнение решений биев. Потом это был просто насильственный угон скота. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад АксКерБорж написал:

Другой мой земляк Машхур-Жусуп Копеев писал: "Весь скот (АКБ: а это не только 17 000 и более лошадей, но и многочисленный КРС и бесчисленные овцы) оставленный покойным Азнабаем своим сыновьям Сейтену и Тайжану, был передан братьями войску Кенесары".

 

Учитывайте, что у каждого из степных скотомагнатов того времени было от 10 до 20 тысяч голов одних только лошадей!!!

А если принять грубый казахский скоторасчет из расчета (на вскидку): 1 лошадь = 0,5 верблюда = 2 КРС = 10 баранов,

то поголовье скота каждого из баев было примерно такое - около 10 000 - 20 000 лошадей, около 20 000 - 30 000 голов КРС и около 100 000 - 200 000 овец.

И тут колониальная российская власть не причем. Это результат наших древнейших скотоводческих традиций.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад АксКерБорж написал:

 

:) Вашей уверенности маловато будет, нужны факты и ссылки про их близких людей.

И интересно как российская колониальная власть могла способствовать многотысячному увеличению поголовья скота у того или иного казаха? :o

АКБ вы странный такой! 

Кто ресурсы распределял, если не представители власти? 

Или сами где хотели там и пасли и приумножали свой скот? 

Тот же Кунанбай свое благосостояние сколотил не благодаря админ ресурсу?

Иногда удивляюсь вашей наивности!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад Zake написал:

1) АКБ вы странный такой! 

2) Кто ресурсы распределял, если не представители власти? 

3) Или сами где хотели там и пасли и приумножали свой скот? 

4) Тот же Кунанбай свое благосостояние сколотил не благодаря админ ресурсу?

5) Иногда удивляюсь вашей наивности!

 

1) Без комментариев.

2) Какие ресурсы? Тогда не было банков, кредитов, субсидий и прочих бюджетных потоков, чтобы их откатывали Генерал-Губернаторы. Единственно что могли решать в Генерал-Губернаторстве, так это награждение усердных в службе казахов медалями, халатами, должностями и решением некоторых личных вопросов, но никак не пастбищных или о поголовье скота.

3) Пасли и разводили скот на издревле распределенных между родами пастбищах. Их площади в связи с переселением из России крестьян и казахов конечно уменьшились, но никак не увеличились. Генерал-Губернаторы пастбищами не распоряжались.

4) Нет, Кунанбай, как и мои нагашы прадеды, не сколачивали свой многочисленный скот, а усердно преумножали поголовье, доставшееся им от отцов и дедов. Это была неразрывная издревле традиция, которая неожиданно оборвалась в 1928 году по причине советской коллективизации и ликвидации байских хозяйств.

В сочиненной моим нагашы дядей ориентировочно до 1928 года песне есть отголосок этого (в нужной цитате выделил смысловые слова):

"Арғы затым Қазанғап, безейін бірәз тіл мен жақ, содан бері арылмай, келе жатқан мал мен бақ" (Казангап жил 1771 - 1856).

Я все же надеюсь переубедить вас и поменять ваши взгляды на этот вопрос. ;)

5) Тоже без комментариев.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад АксКерБорж написал:

Лично для меня самая великая казахская личность последних как минимум 250 лет, это последний наш хан Кенесары (в русской официальной версии - Кенесары Касымов).

Вроде тот же Шаханов говорил что Кенесары был жестоким человеком, и от него поэтому все отворачивались. Приказывал распаривать животы беременным женщинам, например.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад АксКерБорж написал:

4) Нет, Кунанбай, как и мои нагашы прадеды, не сколачивали свой многочисленный скот, а усердно преумножали поголовье, доставшееся им от отцов и дедов. Это была неразрывная издревле традиция, которая неожиданно оборвалась в 1928 году по причине советской коллективизации и ликвидации байских хозяйств.

 

Численность скота может приумножаться, но пастбища ограничены. Кунанбай вроде "отжимал" у людей пастбища.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад АксКерБорж написал:

 

4) Нет, Кунанбай, как и мои нагашы прадеды, не сколачивали свой многочисленный скот, а усердно преумножали поголовье, доставшееся им от отцов и дедов. Это была неразрывная издревле традиция, которая неожиданно оборвалась в 1928 году по причине советской коллективизации и ликвидации байских хозяйств.

В сочиненной моим нагашы дядей ориентировочно до 1928 года песне есть отголосок этого (в нужной цитате выделил смысловые слова):

"Арғы затым Қазанғап, безейін бірәз тіл мен жақ, содан бері арылмай, келе жатқан мал мен бақ" (Казангап жил 1771 - 1856).

Я все же надеюсь переубедить вас и поменять ваши взгляды на этот вопрос. ;)

 

Всех нельзя мерить одной меркой, не бывает только белого и черного. 

Вообще речь шла изначально о Кунанбае. Насчет него я высказал свое мнение. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад RedTriangle написал:

Численность скота может приумножаться, но пастбища ограничены. Кунанбай вроде "отжимал" у людей пастбища.

Конечно отжимал, потому что за ним ресурс был. И таких Кунанбаев было немало. Чему удивляться? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алашординцы тоже не потомки пастухов, бедняков и жатаков. И Махамбет с Исатаем тоже. А Абай это казахский Конфуций. Разобрал по полочкам все недостатки народа, к чему это приведет, и дороги избавление от этих недостаток. Просто казахи в большинство своем не понимает этого и всегда в проигрышном варианте.

П.С: Абайды озге тилге аударуга оз басым карсымын.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад RedTriangle написал:

Вроде тот же Шаханов говорил что Кенесары был жестоким человеком, и от него поэтому все отворачивались. Приказывал распаривать животы беременным женщинам, например.

 

Чтобы утверждать такое нужны доказательства. Они у вас есть?

Шаханов не историк. Это дело историков утверждать или опровергать такие тяжелые обвинительные слухи.

 

Например, мой нагашы дед Кабыш Бердалин, репрессированный в 1935 году, напротив воспевал в своей песне славных наших предков - Чингиз хана, Темир амира (хромого), Аблай хана, Кенесары хана, Абая и Акана в одном ряду, цитата:

 

"... Салахидден Аюби,

Шыңғыс, Темір - жиһангер. (завоеватели стран то есть, но в онлайн словаре на базе южного говора переведено как путешественник :))

Кенесары, Абылайдай,

Ел басшысы - көсемдер. (предводители, вожди)

Ақан менен Абайдай,

Айыр көмей - шешендер". (ораторы, мастера слова)

 

1 час назад RedTriangle написал:

Кунанбай вроде "отжимал" у людей пастбища.

 

Чтобы утверждать такое нужны доказательства. Они у вас есть?

 

51 минуту назад Zake написал:

Вообще речь шла изначально о Кунанбае. Насчет него я высказал свое мнение. 

Конечно отжимал, потому что за ним ресурс был. И таких Кунанбаев было немало. Чему удивляться? 

 

Свой вопрос RedTriangel'ю адресую и к вам - Чтобы утверждать такое нужны доказательства. Они у вас есть?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад Peacemaker написал:

Салем АКБ! :D

 

Сайн байна уу! :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад RedTriangle написал:

Кунанбай вроде "отжимал" у людей пастбища.

 

1 час назад Zake написал:

Конечно отжимал, потому что за ним ресурс был.

 

Пока ув-ые RedTriangle и Zake будут искать несуществующие ))) доказательства своим обвинениям в адрес Кенесары хана и ага-султана Каркаралинского внешнего округа Кунанбая, я поведу речь в другом ключе.

 

Давайте не будем оперировать мировоззрением, ценностями и реалиями 21 века (отжатие, адмресурс, распределение ресурсов  и прочее).

Давайте для объективности окунемся в казахские реалии 19 века!

В те времена самым дорогим объектом для казаха степняка был безусловно скот.

Но еще ценнее были пастбища! Потому что скот можно всегда развести даже из малого поголовья, а вот пастбища всегда ограничены казахским обычным правом, все кочевья были четко распределены и никто не забредал на чужие пастбища.

Поэтому никто ни у кого в те времена (да и еще раньше) просто так "отжать" пастбища не мог, пусть даже с помощью российского местного адм. ресурса.

Притязания на чьи-то пастбища всегда заканчивались тяжелыми кровопролитиями.

По покровительству начальства они перераспределяться или отжиматься не могли априори!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад АксКерБорж написал:

 

 

Пока ув-ые RedTriangle и Zake будут искать несуществующие ))) доказательства своим обвинениям в адрес Кенесары хана и ага-султана Каркаралинского внешнего округа Кунанбая, я поведу речь в другом ключе.

 

Давайте не будем оперировать мировоззрением, ценностями и реалиями 21 века (отжатие, адмресурс, распределение ресурсов  и прочее).

Давайте для объективности окунемся в казахские реалии 19 века!

В те времена самым дорогим объектом для казаха степняка был скот.

Но еще ценнее были пастбища! Потому что скот можно всегда развести, даже из малого поголовья, а вот пастбища всегда ограничены казахским обычным правом.

Поэтому никто ни у кого в те времена (да и еще раньше) просто так "отжать" пастбища не мог, пусть даже с помощью российского местного адм. ресурса.

Притязания на чьи-то пастбища всегда заканчивались тяжелыми кровопролитиями.

По покровительству начальства они перераспределяться или отжиматься не могли априори!

 

По вашему на рост благосостояния Кунанбая его должность никак не влияла? Волостной и т.д - это просто некая общественная нагрузка, по вашему? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...