Jump to content

Recommended Posts

Quote

Установка юрты начинается с двери - есик, которую в старину обычно ориентировали на восток. В народе говорили: "Красота и богатство юрты начинаются с порога". Дверь радует взор резными узорами.

К ней с обеих сторон привязывают решетчатый раздвижной остов - кереге, затем при помощи приспособления - бакан поднимают купол юрты - шанырак. В его боковые отверстия вставляют уык - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге.
С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение.

https://tarikh.kz/religiya-kultura-obychai-byt/kazahskaya-yurta/

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Peacemaker сказал:

 

Дорогой друг, Азбаяр.

Вы спросите у нашей алматинской парочки Arсена + Almaty, они вам сейчас что угодно подтвердят, лишь бы насолить мне и казахам. ;)

 

А если всерьез, то зря вы пытаетесь всучить тюркской юрте никогда несуществовавшую подпорку потолка.

Шест бакан для поднятия шангырака при сборке юрты был.

Шесты баканы для подпорки той или иной части крыши при ураганных ветрах были.

Но постоянной подпорки потолка, как в монгольском гэре, никогда не было. 

Они попросту не нужны, потому что конструкция тюркской юрты в отличие от монгольского гэра, очень устойчивая по своей геометрической конструкции.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

38 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Дорогой друг, Азбаяр.

Вы спросите у нашей алматинской парочки Arсена + Almaty, они вам сейчас что угодно подтвердят, лишь бы насолить мне и казахам. ;)

 

А если всерьез, то зря вы пытаетесь всучить тюркской юрте никогда несуществовавшую подпорку потолка.

Шест бакан для поднятия шангырака при сборке юрты был.

Шесты баканы для подпорки той или иной части крыши при ураганных ветрах были.

Но постоянной подпорки потолка, как в монгольском гэре, никогда не было. 

Они попросту не нужны, потому что конструкция тюркской юрты в отличие от монгольского гэра, очень устойчивая по своей геометрической конструкции.

 

Это чья юрта? 3 бакан. Юрта сарто-узбеков?

bakan.png

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Peacemaker сказал:

Это чья юрта? 3 бакан. Юрта сарто-узбеков?

bakan.png

 

Откуда я знаю чья. У вас же привычка не подписывать свои фотки.

Может некачественный новодел, который пришлось подпереть развилиной.

Но судя по конструкции шангырака это юрта южных регионов, то ли кыргызская, то ли каракалпакская, то ли туркменская, то ли южных областей Казахстана.

Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь.

 

Link to comment
Share on other sites

3 minutes ago, АксКерБорж said:

 

 

Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь.

 

В наших краях часто 4.

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Peacemaker сказал:

В наших краях часто 4.

 

Значит вы из Западной Монголии? Значит у вас не ламаистский 8-лепестковый лотос как в остальной Халхе?

 

Link to comment
Share on other sites

26 minutes ago, АксКерБорж said:

Но судя по конструкции шангырака это юрта южных регионов, то ли кыргызская, то ли каракалпакская, то ли туркменская, то ли южных областей Казахстана.

Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь.

Каракалпакская версия отпадает, у нас число перекладин от 8 до 16, но в середине они плотно сжимаются, к тому же главное отличие каракалпакского шанырака в том, что наружный круг всегда двойной.

Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, АксКерБорж said:

 

Значит вы из Западной Монголии? Значит у вас не ламаистский 8-лепестковый лотос как в остальной Халхе?

 

dc5fdbaa31f0.jpg

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Kamal сказал:

Каракалпакская версия отпадает, у нас число перекладин от 8 до 16, но в середине они плотно сжимаются, к тому же главное отличие каракалпакского шанырака в том, что наружный круг всегда двойной.

 

Точно, я же видел раньше каракалпакский шангырак, он отличается как вы сказали.

 

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, АксКерБорж сказал:

Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь.

 

Фотография С.М. Дудина из нашего края. Коллекция Кунсткамеры (МАЭ РАН).

Степной шангырак имеет 3 күлдреуіша:

 

77c5837a5082.jpg

 

 

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Peacemaker сказал:

В наших краях часто 4.

Количество перекладин зависит от размера шанырака, а размер шанырака от количества канатов кереге.

Link to comment
Share on other sites

По-тувински дымоход называется дүндүк, через дүндүк выходит дым (дүндүуштелир - подниматься, взвиваться прямо вверх)

Обруч дымохода - тогана (то, куда кладут концы ынаа) или хараача (соответствует глаголу хараар - смотреть, обозревать)

Крестообразная решетка обруча - мөгеже (соответствует глаголу мөгейер - поклоняться)

А вот как называются сами палки решетки? не күлдреуіш. Название видимо забылось

Предполагаю, что палки назывались кириш. Сейчас под киришем понимается тетива лука, а раньше и тетива, и дугообразная палка решетки могли называться одинаково. Есть тувинское племя Тос-кириш (означает девять киришей), они Сенгельские тувинцы Монголии. Не исключено, что название племени дано по количеству палок (киришей).

Верховный шаман Тувы говорит, что Христос это название племени Кириш-тос, это то же самое, что Тос-кириш, а Иисус означает ийис (близнецы), когда одного убили, близнец его похоронил, а когда увидели близнеца, подумали, что убитый воскрес. Ийис Кириш-тос - близнецы из племени Кириш-тос. Люди племени Кириш-тос поклонялись дымоходу юрты с крестообразной решеткой, образ креста для них символизировал связь с Небом, Солнцем, Луной, звездами.

Рубрук писал, что моалы (монголы) думают, что христианство представляется им название народа (не говорите, что наш господин христианин, он не христианин, моал), т.е. Христос = этноним

Кириш/кирис в русском языке очевидно соответствует слову крест. Я заметил, что тувинские названия, оканчивающиеся на "с", в русифицированном варианте приобретают окончание "т", например, река Элегес (тув.) по-русски Элегест и т.п.

И еще. Думаю, что наш тувинский этноним Тос-кириш/Кириш-тос в разных диалектах называется Керей, Кереит, Гирей и т.д.

Кереиты не несторианцы, а тенгрианцы, у которых священным символом был знак креста, восходящий к образу дымохода юрты.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Аrсен сказал:

Количество перекладин зависит от размера шанырака, а размер шанырака от количества канатов кереге.

 

Ошибаешься и заблуждаешься, плохой с тебя знаток казахских разновидностей юрт получится.

От размера юрты количество күлдреуіш не зависит.

Причина в другом - в разных регионах различались не только блюда, обычаи, лексика с фонетикой, музыкальные инструменты, конские седла, одежды и их названия, но и частично юрты.

У юрт Степного края как правило 3 перекладины (күлдреуіш), редко 4.

У юрт на юге Казахстана, как и у юрт соседних кыргызов, туркменов и каракалпаков, перекладин очень много.

 

606475b7419efc0b8710360d20f10383.jpg

b81ddeadef675ac1cb526bf8867dbea8.jpg

045777c5aa4c.jpg

narod-Rossiyskoy-Imperii_12.jpg

99fec1923c8a.jpg

0_10_image_(3)-min.jpg

 

 

Link to comment
Share on other sites

On 10/12/2018 at 9:07 AM, АксКерБорж said:

Точно, я же видел раньше каракалпакский шангырак, он отличается как вы сказали.

Правильное каракалпакское произношение будет "Шанарак". Ранее тут выкладывали конструкции шанараков, бытовавших в глубокой древности. Емнип, было шесть разновидностей. Одна конструкция, а именно конструкция шанарака ираноязычных номадов фактически идентична каракалпакской. Кстати, и у туркмен такая же конструкция, но у них внешний круг шанарака одинарный. 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
12.10.2018 в 14:00, Туран сказал:

По-тувински дымоход называется дүндүк, через дүндүк выходит дым (дүндүуштелир - подниматься, взвиваться прямо вверх)

Обруч дымохода - тогана (то, куда кладут концы ынаа) или хараача (соответствует глаголу хараар - смотреть, обозревать)

Крестообразная решетка обруча - мөгеже (соответствует глаголу мөгейер - поклоняться)

А вот как называются сами палки решетки? не күлдреуіш. Название видимо забылось

Предполагаю, что палки назывались кириш. Сейчас под киришем понимается тетива лука, а раньше и тетива, и дугообразная палка решетки могли называться одинаково. Есть тувинское племя Тос-кириш (означает девять киришей), они Сенгельские тувинцы Монголии. Не исключено, что название племени дано по количеству палок (киришей).

Верховный шаман Тувы говорит, что Христос это название племени Кириш-тос, это то же самое, что Тос-кириш, а Иисус означает ийис (близнецы), когда одного убили, близнец его похоронил, а когда увидели близнеца, подумали, что убитый воскрес. Ийис Кириш-тос - близнецы из племени Кириш-тос. Люди племени Кириш-тос поклонялись дымоходу юрты с крестообразной решеткой, образ креста для них символизировал связь с Небом, Солнцем, Луной, звездами.

Рубрук писал, что моалы (монголы) думают, что христианство представляется им название народа (не говорите, что наш господин христианин, он не христианин, моал), т.е. Христос = этноним

Кириш/кирис в русском языке очевидно соответствует слову крест. Я заметил, что тувинские названия, оканчивающиеся на "с", в русифицированном варианте приобретают окончание "т", например, река Элегес (тув.) по-русски Элегест и т.п.

И еще. Думаю, что наш тувинский этноним Тос-кириш/Кириш-тос в разных диалектах называется Керей, Кереит, Гирей и т.д.

Кереиты не несторианцы, а тенгрианцы, у которых священным символом был знак креста, восходящий к образу дымохода юрты.

У кыргызов также тундук. Вместо тогана (монг. тооно) обруч называется амак. Вместо ынаа - уук. Впрочем подробнее ознакомиться можно на этом сайте: https://ru.sputnik.kg/infographics/20180625/1039858707/kyrgyzstan-yurta-infografika-zhilishche.html

Link to comment
Share on other sites

Тангуты жили в тэрэм гэре

Quote

§ 266. Čiŋķis-qağan časutu deere ĵusaĵu, Aša-ķanbu-lue aulalaqsat daiĵiqsat

 

 

 

Terme ķer-ten

 

Temeen ačiya tan

 

 

 

Taŋudi, čeriut ileĵu onoqsaar ulittele talaulba. Tendeče Boorču, Muqali qoyar-a soyürqarun: “ķučun-e medetele abtuqai! (??)” keen ĵarliq bolba. Basa Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun: “Boorču Muqali qoyar-a soyürqal oķurun,

image?id=853771941603&t=0&plc=WEB&tkn=*5

Link to comment
Share on other sites

Мое мнение:

Вообще-то древние монголы и тюрки жили в деревянных чумах или в кочевых шатрах без "сплетенных" стен.

Кидане как более цивилизованные и культурные близкий народ распространил, а точнее модернизировал "юрту" где добавили своих изобретание "скалдных решетчатых стен".

 

Link to comment
Share on other sites

30 минут назад, enhd сказал:

Мое мнение:

Вообще-то древние монголы и тюрки жили в деревянных чумах или в кочевых шатрах без "сплетенных" стен.

Кидане как более цивилизованные и культурные близкий народ распространил, а точнее модернизировал "юрту" где добавили своих изобретание "скалдных решетчатых стен".

 

 

Ув. Enhd, это не так.

Где-то на начальных страницах этой темы я приводил исторические сведения о войлочной решетчатой ивовой тюркской юрте гораздо раньше китаев, кара-китаев (киданей), то есть найманов.

 

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Enhd, это не так.

Где-то на начальных страницах этой темы я приводил исторические сведения о войлочной решетчатой ивовой тюркской юрте гораздо раньше китаев, кара-китаев (киданей), то есть найманов.

 

АКБ, я бы придержал коней с такими уточнениями.

Как представитель рода Қытай/Қатай, раньше считал себя потомком киданей. 

Однако после прочтения одной версий шежире и за отсутствием доказательной базы нельзя же говорить что найманы потомки киданей.

Link to comment
Share on other sites

Раньше ведь приводили здесь стих Бо Цзюй-и о юрте. Он жил недалеко от киданей. В стихе ведь есть намек что там тогда по крайней мере не было подпорок?

"Нет в ней ни застенков, ни углов"

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, RedTriangle сказал:

АКБ, я бы придержал коней с такими уточнениями.

Как представитель рода Қытай/Қатай, раньше считал себя потомком киданей. 

Однако после прочтения одной версий шежире и за отсутствием доказательной базы нельзя же говорить что найманы потомки киданей.

Почему не допускаете что часть киданей (каракитаев) могли войти в состав средневековых найманов?

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Zake сказал:

Почему не допускаете что часть киданей (каракитаев) могли войти в состав средневековых найманов?

конкретно по роду қытай по шежире не согласовывается. 

Мне более логичным кажется мысль что Қатай(не Қытай) был братом Матая. 

И вообще нет доказательной базы кроме восьмиплеменного состава киданей

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, Zake сказал:

Почему не допускаете что часть киданей (каракитаев) могли войти в состав средневековых найманов?

В диссере своем Максат пишет , что наиманы О близки ханьцам

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, RedTriangle сказал:

конкретно по роду қытай по шежире не согласовывается. 

Мне более логичным кажется мысль что Қатай(не Қытай) был братом Матая. 

И вообще нет доказательной базы кроме восьмиплеменного состава киданей

Ну а что можно сказать по шежире? По шежире все будут родными братьями и детьми. 

Имхо те каракитаи вошли и в состав найманов, кипчаков и т.д. 

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...