Peacemaker Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 Quote Установка юрты начинается с двери - есик, которую в старину обычно ориентировали на восток. В народе говорили: "Красота и богатство юрты начинаются с порога". Дверь радует взор резными узорами. К ней с обеих сторон привязывают решетчатый раздвижной остов - кереге, затем при помощи приспособления - бакан поднимают купол юрты - шанырак. В его боковые отверстия вставляют уык - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге. С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение. Показать https://tarikh.kz/religiya-kultura-obychai-byt/kazahskaya-yurta/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 В 11.10.2018 в 13:36, Peacemaker сказал: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-istorii-zhilishche-kochevnikov.html Показать Дорогой друг, Азбаяр. Вы спросите у нашей алматинской парочки Arсена + Almaty, они вам сейчас что угодно подтвердят, лишь бы насолить мне и казахам. А если всерьез, то зря вы пытаетесь всучить тюркской юрте никогда несуществовавшую подпорку потолка. Шест бакан для поднятия шангырака при сборке юрты был. Шесты баканы для подпорки той или иной части крыши при ураганных ветрах были. Но постоянной подпорки потолка, как в монгольском гэре, никогда не было. Они попросту не нужны, потому что конструкция тюркской юрты в отличие от монгольского гэра, очень устойчивая по своей геометрической конструкции. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 В 11.10.2018 в 15:26, АксКерБорж сказал: Дорогой друг, Азбаяр. Вы спросите у нашей алматинской парочки Arсена + Almaty, они вам сейчас что угодно подтвердят, лишь бы насолить мне и казахам. А если всерьез, то зря вы пытаетесь всучить тюркской юрте никогда несуществовавшую подпорку потолка. Шест бакан для поднятия шангырака при сборке юрты был. Шесты баканы для подпорки той или иной части крыши при ураганных ветрах были. Но постоянной подпорки потолка, как в монгольском гэре, никогда не было. Они попросту не нужны, потому что конструкция тюркской юрты в отличие от монгольского гэра, очень устойчивая по своей геометрической конструкции. Показать Это чья юрта? 3 бакан. Юрта сарто-узбеков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:04, Peacemaker сказал: Это чья юрта? 3 бакан. Юрта сарто-узбеков? Показать Откуда я знаю чья. У вас же привычка не подписывать свои фотки. Может некачественный новодел, который пришлось подпереть развилиной. Но судя по конструкции шангырака это юрта южных регионов, то ли кыргызская, то ли каракалпакская, то ли туркменская, то ли южных областей Казахстана. Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:10, АксКерБорж сказал: Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь. Показать В наших краях часто 4. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:15, Peacemaker сказал: В наших краях часто 4. Показать Значит вы из Западной Монголии? Значит у вас не ламаистский 8-лепестковый лотос как в остальной Халхе? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:10, АксКерБорж сказал: Но судя по конструкции шангырака это юрта южных регионов, то ли кыргызская, то ли каракалпакская, то ли туркменская, то ли южных областей Казахстана. Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь. Показать Каракалпакская версия отпадает, у нас число перекладин от 8 до 16, но в середине они плотно сжимаются, к тому же главное отличие каракалпакского шанырака в том, что наружный круг всегда двойной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:27, АксКерБорж сказал: Значит вы из Западной Монголии? Значит у вас не ламаистский 8-лепестковый лотос как в остальной Халхе? Показать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:43, Kamal сказал: Каракалпакская версия отпадает, у нас число перекладин от 8 до 16, но в середине они плотно сжимаются, к тому же главное отличие каракалпакского шанырака в том, что наружный круг всегда двойной. Показать Точно, я же видел раньше каракалпакский шангырак, он отличается как вы сказали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:10, АксКерБорж сказал: Потому что в Степном крае перекладин (күлдреуіш) в шангыраке было всего три, а не восемь. Показать Фотография С.М. Дудина из нашего края. Коллекция Кунсткамеры (МАЭ РАН). Степной шангырак имеет 3 күлдреуіша: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 В 11.10.2018 в 16:15, Peacemaker сказал: В наших краях часто 4. Показать Количество перекладин зависит от размера шанырака, а размер шанырака от количества канатов кереге. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 По-тувински дымоход называется дүндүк, через дүндүк выходит дым (дүндүуштелир - подниматься, взвиваться прямо вверх) Обруч дымохода - тогана (то, куда кладут концы ынаа) или хараача (соответствует глаголу хараар - смотреть, обозревать) Крестообразная решетка обруча - мөгеже (соответствует глаголу мөгейер - поклоняться) А вот как называются сами палки решетки? не күлдреуіш. Название видимо забылось Предполагаю, что палки назывались кириш. Сейчас под киришем понимается тетива лука, а раньше и тетива, и дугообразная палка решетки могли называться одинаково. Есть тувинское племя Тос-кириш (означает девять киришей), они Сенгельские тувинцы Монголии. Не исключено, что название племени дано по количеству палок (киришей). Верховный шаман Тувы говорит, что Христос это название племени Кириш-тос, это то же самое, что Тос-кириш, а Иисус означает ийис (близнецы), когда одного убили, близнец его похоронил, а когда увидели близнеца, подумали, что убитый воскрес. Ийис Кириш-тос - близнецы из племени Кириш-тос. Люди племени Кириш-тос поклонялись дымоходу юрты с крестообразной решеткой, образ креста для них символизировал связь с Небом, Солнцем, Луной, звездами. Рубрук писал, что моалы (монголы) думают, что христианство представляется им название народа (не говорите, что наш господин христианин, он не христианин, моал), т.е. Христос = этноним Кириш/кирис в русском языке очевидно соответствует слову крест. Я заметил, что тувинские названия, оканчивающиеся на "с", в русифицированном варианте приобретают окончание "т", например, река Элегес (тув.) по-русски Элегест и т.п. И еще. Думаю, что наш тувинский этноним Тос-кириш/Кириш-тос в разных диалектах называется Керей, Кереит, Гирей и т.д. Кереиты не несторианцы, а тенгрианцы, у которых священным символом был знак креста, восходящий к образу дымохода юрты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 В 12.10.2018 в 00:53, Peacemaker сказал: Показать тут мы видим, что в Омске 4 перекладины на шаныраке Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 В 12.10.2018 в 06:44, Аrсен сказал: Количество перекладин зависит от размера шанырака, а размер шанырака от количества канатов кереге. Показать Ошибаешься и заблуждаешься, плохой с тебя знаток казахских разновидностей юрт получится. От размера юрты количество күлдреуіш не зависит. Причина в другом - в разных регионах различались не только блюда, обычаи, лексика с фонетикой, музыкальные инструменты, конские седла, одежды и их названия, но и частично юрты. У юрт Степного края как правило 3 перекладины (күлдреуіш), редко 4. У юрт на юге Казахстана, как и у юрт соседних кыргызов, туркменов и каракалпаков, перекладин очень много. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2018 В 12.10.2018 в 06:07, АксКерБорж сказал: Точно, я же видел раньше каракалпакский шангырак, он отличается как вы сказали. Показать Правильное каракалпакское произношение будет "Шанарак". Ранее тут выкладывали конструкции шанараков, бытовавших в глубокой древности. Емнип, было шесть разновидностей. Одна конструкция, а именно конструкция шанарака ираноязычных номадов фактически идентична каракалпакской. Кстати, и у туркмен такая же конструкция, но у них внешний круг шанарака одинарный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 октября, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 14 октября, 2018 В 12.10.2018 в 07:00, Туран сказал: По-тувински дымоход называется дүндүк, через дүндүк выходит дым (дүндүуштелир - подниматься, взвиваться прямо вверх) Обруч дымохода - тогана (то, куда кладут концы ынаа) или хараача (соответствует глаголу хараар - смотреть, обозревать) Крестообразная решетка обруча - мөгеже (соответствует глаголу мөгейер - поклоняться) А вот как называются сами палки решетки? не күлдреуіш. Название видимо забылось Предполагаю, что палки назывались кириш. Сейчас под киришем понимается тетива лука, а раньше и тетива, и дугообразная палка решетки могли называться одинаково. Есть тувинское племя Тос-кириш (означает девять киришей), они Сенгельские тувинцы Монголии. Не исключено, что название племени дано по количеству палок (киришей). Верховный шаман Тувы говорит, что Христос это название племени Кириш-тос, это то же самое, что Тос-кириш, а Иисус означает ийис (близнецы), когда одного убили, близнец его похоронил, а когда увидели близнеца, подумали, что убитый воскрес. Ийис Кириш-тос - близнецы из племени Кириш-тос. Люди племени Кириш-тос поклонялись дымоходу юрты с крестообразной решеткой, образ креста для них символизировал связь с Небом, Солнцем, Луной, звездами. Рубрук писал, что моалы (монголы) думают, что христианство представляется им название народа (не говорите, что наш господин христианин, он не христианин, моал), т.е. Христос = этноним Кириш/кирис в русском языке очевидно соответствует слову крест. Я заметил, что тувинские названия, оканчивающиеся на "с", в русифицированном варианте приобретают окончание "т", например, река Элегес (тув.) по-русски Элегест и т.п. И еще. Думаю, что наш тувинский этноним Тос-кириш/Кириш-тос в разных диалектах называется Керей, Кереит, Гирей и т.д. Кереиты не несторианцы, а тенгрианцы, у которых священным символом был знак креста, восходящий к образу дымохода юрты. Показать У кыргызов также тундук. Вместо тогана (монг. тооно) обруч называется амак. Вместо ынаа - уук. Впрочем подробнее ознакомиться можно на этом сайте: https://ru.sputnik.kg/infographics/20180625/1039858707/kyrgyzstan-yurta-infografika-zhilishche.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 Тангуты жили в тэрэм гэре Quote § 266. Čiŋķis-qağan časutu deere ĵusaĵu, Aša-ķanbu-lue aulalaqsat daiĵiqsat Terme ķer-ten Temeen ačiya tan Taŋudi, čeriut ileĵu onoqsaar ulittele talaulba. Tendeče Boorču, Muqali qoyar-a soyürqarun: “ķučun-e medetele abtuqai! (??)” keen ĵarliq bolba. Basa Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun: “Boorču Muqali qoyar-a soyürqal oķurun, Показать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 Мое мнение: Вообще-то древние монголы и тюрки жили в деревянных чумах или в кочевых шатрах без "сплетенных" стен. Кидане как более цивилизованные и культурные близкий народ распространил, а точнее модернизировал "юрту" где добавили своих изобретание "скалдных решетчатых стен". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 В 16.10.2018 в 11:50, enhd сказал: Мое мнение: Вообще-то древние монголы и тюрки жили в деревянных чумах или в кочевых шатрах без "сплетенных" стен. Кидане как более цивилизованные и культурные близкий народ распространил, а точнее модернизировал "юрту" где добавили своих изобретание "скалдных решетчатых стен". Показать Ув. Enhd, это не так. Где-то на начальных страницах этой темы я приводил исторические сведения о войлочной решетчатой ивовой тюркской юрте гораздо раньше китаев, кара-китаев (киданей), то есть найманов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 В 16.10.2018 в 12:22, АксКерБорж сказал: Ув. Enhd, это не так. Где-то на начальных страницах этой темы я приводил исторические сведения о войлочной решетчатой ивовой тюркской юрте гораздо раньше китаев, кара-китаев (киданей), то есть найманов. Показать АКБ, я бы придержал коней с такими уточнениями. Как представитель рода Қытай/Қатай, раньше считал себя потомком киданей. Однако после прочтения одной версий шежире и за отсутствием доказательной базы нельзя же говорить что найманы потомки киданей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 Раньше ведь приводили здесь стих Бо Цзюй-и о юрте. Он жил недалеко от киданей. В стихе ведь есть намек что там тогда по крайней мере не было подпорок? "Нет в ней ни застенков, ни углов" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 В 16.10.2018 в 12:28, RedTriangle сказал: АКБ, я бы придержал коней с такими уточнениями. Как представитель рода Қытай/Қатай, раньше считал себя потомком киданей. Однако после прочтения одной версий шежире и за отсутствием доказательной базы нельзя же говорить что найманы потомки киданей. Показать Почему не допускаете что часть киданей (каракитаев) могли войти в состав средневековых найманов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 В 16.10.2018 в 12:34, Zake сказал: Почему не допускаете что часть киданей (каракитаев) могли войти в состав средневековых найманов? Показать конкретно по роду қытай по шежире не согласовывается. Мне более логичным кажется мысль что Қатай(не Қытай) был братом Матая. И вообще нет доказательной базы кроме восьмиплеменного состава киданей Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 В 16.10.2018 в 12:34, Zake сказал: Почему не допускаете что часть киданей (каракитаев) могли войти в состав средневековых найманов? Показать В диссере своем Максат пишет , что наиманы О близки ханьцам Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 В 16.10.2018 в 12:46, RedTriangle сказал: конкретно по роду қытай по шежире не согласовывается. Мне более логичным кажется мысль что Қатай(не Қытай) был братом Матая. И вообще нет доказательной базы кроме восьмиплеменного состава киданей Показать Ну а что можно сказать по шежире? По шежире все будут родными братьями и детьми. Имхо те каракитаи вошли и в состав найманов, кипчаков и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться