жадигер Опубликовано 22 января, 2012 Поделиться Опубликовано 22 января, 2012 Род Адай как и весь Младший Жуз из Ногайской Орды, вот что меня интересует: Почему вершина горы в Осетии называется Адай хох? Хох по осетинский вершина, а Адай что означает? Спрашивал у осетин, несут чушь про осетинского героя Адая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 15 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2012 никто не сомневается в том, что Адаи это казахи. ничосе, а это чо? Потомки аланов населяют в основном Западный Казахстан, называют себя казахами, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай, жаппас ( аппас/апасии/апасиак), берш (берс+ил), тана ( аланы-танаиты), маскар (массак(ет)+ар), алтын ( скифы-алазоны), алаша ( ал+аса), таз ( аланы-тасы), алим ( алан), карасакал ( кара+сак(ал)), каракесек (кара+касак), шекты (сак+ты), кердери (юэчжи-кидариты) и др. свои этнические? единственный этнос к которому принадлежат как некоторые тут выражаются "адаевцы" - это Казак Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 15 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2012 Хотелось бы обратися к администратору саита ,дорогой Рустам если вы не считает высказывания Кыргыздаар как в полне сносоной ,хорошо пусть продолжает . Или нам всем навалившись поговорить о этническом состовляющим Киргиз . Интресно, сноску из статьи сам Кыргыздар помоему прочитав где то у не извстного автора , решил так сказать этим поучить нас . Помоему професор Калибек Данияров утверждал что Киргизы поделеный на два народа . http://www.altyn-orda.kz/kazpressreview/kalibek-daniyarov-o-gosudarstvennom-ustrojstve-kyrgyzstana/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 Хотелось бы обратися к администратору саита ,дорогой Рустам если вы не считает высказывания Кыргыздаар как в полне сносоной ,хорошо пусть продолжает . Или нам всем навалившись поговорить о этническом состовляющим Киргиз . Интресно, сноску из статьи сам Кыргыздар помоему прочитав где то у не извстного автора , решил так сказать этим поучить нас . Помоему професор Калибек Данияров утверждал что Киргизы поделеный на два народа . http://www.altyn-orda.kz/kazpressreview/kalibek-daniyarov-o-gosudarstvennom-ustrojstve-kyrgyzstana/ больше всего не любил с детства жаловаться только уважаемый Kirikmiltik, я привел цитату "Bas1 Отправлено 13 January 2012 - 09:52 AM", что мне не понравилось и все а так о кыргызах можете говорить скока вам угодно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 Окей. потом не придераитесь что я веткой ощибся ,или вы мол перешли на на личности ,и т д . Если уж позволяют вести таку беседу ,тут как говоррится все на совести сомого админа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 16 февраля, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 ничосе, а это чо? свои этнические? единственный этнос к которому принадлежат как некоторые тут выражаются "адаевцы" - это Казак Всякое могут написать. Читайте не этнические, а родовые. Адаи одни из самых ярых казахов, как в положительных (жесткое соблюдение степных традиций, почитание старших, салем беру у невесток и т.д.), так и отрицательных (казакшылык, а там говорят адайшлык)качествах. Как говорится кровь от крови, плоть от плоти. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 Всякое могут написать. Читайте не этнические, а родовые. Адаи одни из самых ярых казахов, как в положительных (жесткое соблюдение степных традиций, почитание старших, салем беру у невесток и т.д.), так и отрицательных (казакшылык, а там говорят адайшлык)качествах. Как говорится кровь от крови, плоть от плоти. Интересные факты об адаях (А.Н.Букейханов. Казахи: историко-этнографические труды. Казаки Адаевского уезда): «Каждый адай имеет железную лопату, носит ее за поясом, а потому она у адаев называется не күрек, как у всех казаков, а бельдеме, т.е. поясная. Как в старину каждый казак обязан был иметь: огниво, нож, шылбыр (веревка, которою привязывают лошадь), так каждый адай обязан за поясом иметь железную лопату - бельдеме. Ею он роет и чистит колодцы и расчищает зимою от мерзлой земли место для ночлега овец и верблюдов, колодцы в стоянке аула. (АКБ: типа армейско саперной лопатки ) В других районах Казакстана верблюд, овца и рогатый скот ночуют в ауле, лошади в степи. У адаев, если этого требует лучшее использование пастбища, то верблюды и овцы в аул не пригоняются, а ночуют в степи, а лошади приходят к водопою, а затем угоняются на пастбище. Адай не умеют приготовлять кумыс (қымыз), держат кобылье молоко в сыромятной, свежей шкуре, от этого получается не то уксус, не то квашня - ый, которой обрабатывают шкуры. В других районах Казахстана кумыс в почете: хозяйки оцениваются по кумысу. В применении к кумысу даже говорят: «Шешесін көр де, қызын ал», т.е. женись на дочери, если хороша мать. У адаев кумыс заменяет шубат (верблюжье молоко квасят в саба и туда же кладут сөк, так называется пшено, получаемое из вареного, жареного и толченого проса. Все питаются кислым верблюжьим молоком - шұбат и пшеном, в него насыпанным. Все доят верблюдиц, а кобылиц доят редкие, поэтому и лошади не бывают днем в ауле. В адаевском постоянно бывают только дойные верблюдицы, "несущиеся в окрестностях (1-3 версты) и несколько раз в день приходящие в аул на доение, и верблюжата, питающиеся преимущественно молоком и целые дни приводящие в ауле. Остальной скот, приходя в аул только к водопою, в остальное время находится в степи. Адаевский овечий пастух имеет при себе одну или несколько собак, которые охраняют стадо от волков. Имея такую стражу, можно на ночь оставлять стадо овец в степи, вдали от аулов. Нигде в других районах Казахстана стадо овец не сопровождается собаками, и пастухи не имеют их. Кереге у адаев имеет такую большую клетку, что в нее свободно проходит дворовая собака. В адаевской кибитке шангарак (шаңырак) можно достать рукой; диаметр кибитки 4—5 аршин. В других местах степи сесть на вьючного верблюда или вообще езда на верблюде означает бедность, неимение лошадей, и люди стыдятся езды на верблюде или на быке, а адаи на лошадях не ездят, имея их, и не доят кобыл, чтобы они были сыты. Действительно, такого сытого скота, какой у адаев, нигде и никогда я не встречал. Адаи занимается скотоводством и скотом порабощен до такой степени, что не скот нужен адаю, а сам адай живет лишь для того, чтобы пасти, поить, караулить от конокрадов и волков, скрывать от продналога свой скот. Адаи, когда узнали, что мы пьем 3-х рублевый чай, то стали к нам относиться с сожалением. Адаи пьют чай № 105 и такой густой, что он имеет вид красного вина.» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 После Жаңаөзена адаи будут адаить, но ничего срашного в этом нет. У нас после расстрела в Аксы, аксыйцы тоже себя не то что отделяли, сколько скорее всего группировались - от этого они не стали некиргизами, точно также адаи остануться казахами "елбашы" - у Кашгари - "конюх" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 Интересные факты об адаях (А.Н.Букейханов. Казахи: историко-этнографические труды. Казаки Адаевского уезда): Ну это про адаях сто лет назад. Но и ныне там процветает трайбализм. Причина этого - они расположены обособленно в одной области (Мангыстауской). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 Ну это про адаях сто лет назад. Но и ныне там процветает трайбализм. Причина этого - они расположены обособленно в одной области (Мангыстауской). В изложенном о трайбализме ни слова нет, а обособлены не они одни. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 http://www.youtube.com/watch?v=C_EHydYoBqM Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 16 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2012 Ну это про адаях сто лет назад. Но и ныне там процветает трайбализм. Причина этого - они расположены обособленно в одной области (Мангыстауской). Они живут так же в Кзыл ординской, Актюбинской обл. Каракалпакии, Туркмении. В Мангистауской обл в % не более найманов в ВКО. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
жадигер Опубликовано 17 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2012 Адаи жили и в Таджикистане. В Афганистане и Иране до сих пор живут, мой дед там умер. А дети старшего брата отца(мои двоюродные братья и сестры) до сих пор там живут. Кстати kirikmiltik, мен де қырықмылтық, Темiрi. Сен кай кырыкмылтыксын? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 17 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2012 Кстати kirikmiltik, мен де қырықмылтық, Темiрi. Сен кай кырыкмылтыксын? Басталды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 17 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2012 Они живут так же в Кзыл ординской, Актюбинской обл. Каракалпакии, Туркмении. В Мангистауской обл в % не более найманов в ВКО. Ошибаетесь, в ВКО почти половина народа - русские. А в Мангыстауской обл. казахов - 90% и почти все --адайцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 17 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2012 Кстати,у кого-нибудь есть материалы по "Восстанию Невидимого"? В 80 годы в журнале "Простор" публиковалась повесть "Восстание Невидимого", как я понял публиковалась она на основании документальных материалов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 17 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2012 http://works.tarefer.ru/33/100049/index.html 4. Восстание "Невидимки". ...Уже осенью 1775 г. движение вспыхивает с новой силой. Во главе его становится двадцатидвухлетняя Сапура Матенкызы из рода табын. При поддержке мужа и Досалы султана она создала легенду о человеке-невидимке - Коктемире, который якобы живет в ее доме и призывает казахов продолжить сопротивление. Сапура от имени Коктемира, считавшегося святым, обещала скорое возвращение "нового государя" - Пугачева и начала собирать в своей ставке войска. .. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 17 февраля, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2012 Ну это про адаях сто лет назад. Но и ныне там процветает трайбализм. Причина этого - они расположены обособленно в одной области (Мангыстауской). Нет там явного трайбализма поскольку большинство адайцев. Есть также шеркешы, таздар, берышы, но они приходятся адайцам родственниками (нагашылар, каин журт). Поэтому там сильны не родовые, а родственные связи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 17 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2012 Ошибаетесь, в ВКО почти половина народа - русские. А в Мангыстауской обл. казахов - 90% и почти все --адайцы. Ну вот. Еще один стереотип про ВКО. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 23 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2012 Асан каигы мне бы хотелось задать пару вопросов по поводу меркитов .Почему именно вам, просто вы как то выразились о татарской жене Чингизхана Боракчин ,которая сохранила жизнь самим Алчинам . 1 . Как мне известно сыновья Чингизхана Жошы ,Чагатай ,Алчидай , унаследовали улусы оставивший им от отца каждый взял по наследству .жошы выделили 9000 юрт, Чаадаю - 8000, Огодаю - 5000, Толую - 5000, Хасару - 4000, Алчидаю - 2000 и Бельгутаю - 1500 юрт. Хотелось сравинить на счет вашего высказывания по поводу Боракчин , как бы не имееют под собой твердой почвы . Почему просто вы утверждали что осталось от алчинов свовсем мало людей ,и Боракчин возымела желание повлиять на Чингизхана свою волю ,и как бы сохранила им жизни ,тогда как же быть с теми улусами которые унаследовали Жошы ,Чагатай и Алчидай 2. Меркитские племена до сих пор не исследованы , хотя допустим в них присутствуют такие рода как Мулдан это вам не чего не напомнает не созвучно ли с Мулан . Мне кажется пока рано говорить об Алчи - татарах и мой юношеский максимализм возымел свое неординарное свойство ,пренебрегать правилами а именно опираться на доказательства . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2012 Асан каигы мне бы хотелось задать пару вопросов по поводу меркитов .Почему именно вам, просто вы как то выразились о татарской жене Чингизхана Боракчин ,которая сохранила жизнь самим Алчинам . 1 . Как мне известно сыновья Чингизхана Жошы ,Чагатай ,Алчидай , унаследовали улусы оставивший им от отца каждый взял по наследству .жошы выделили 9000 юрт, Чаадаю - 8000, Огодаю - 5000, Толую - 5000, Хасару - 4000, Алчидаю - 2000 и Бельгутаю - 1500 юрт. Хотелось сравинить на счет вашего высказывания по поводу Боракчин , как бы не имееют под собой твердой почвы . Почему просто вы утверждали что осталось от алчинов свовсем мало людей ,и Боракчин возымела желание повлиять на Чингизхана свою волю ,и как бы сохранила им жизни ,тогда как же быть с теми улусами которые унаследовали Жошы ,Чагатай и Алчидай 2. Меркитские племена до сих пор не исследованы , хотя допустим в них присутствуют такие рода как Мулдан это вам не чего не напомнает не созвучно ли с Мулан . Мне кажется пока рано говорить об Алчи - татарах и мой юношеский максимализм возымел свое неординарное свойство ,пренебрегать правилами а именно опираться на доказательства . По письменным источникам алчи-татары известны только в улусе Джучи. Да и вообще всех татар стало мало после Чингиз-хановских войн. Если что могу привести свидетельства о них у Рашид ад-дина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 24 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2012 По письменным источникам алчи-татары известны только в улусе Джучи. Да и вообще всех татар стало мало после Чингиз-хановских войн. Если что могу привести свидетельства о них у Рашид ад-дина. Хорошо , я жду ваших доказательств . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2012 Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя,-- шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут,4 татары-алчи,5 татары-чаган, татары-куин, татары-терат,6 татары-баркуй.7 Племя тутукулйут -- самое уважаемое из [всех] татарских племен. Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют -- тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется -- тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар,-- куитай и куичин, [из] племени терат -- терати7 и тераучин.8 Хотя у этих племен было много сражений и стычек друг с другом и они были постоянно заняты убийствами, разорением и грабежом друг друга, однако случилось так, что между ними и монгольскими племенами [тоже] произошли распря и война. В этом положении [татарские племена] объединились вместе. Старые кровь и вражда между [татарами и монголами] произошли по следующей причине: во времена Кабул-хана, бывшего монгольским ханом, из рода которого происходит большинство племени кият, а монгольские племена нирун суть его двоюродные братья, а другие ветви монголов, из которых каждая [104] [еще] до него были известны под своим особым именем и прозвищем, -- все были его дядьями и дедами и все по родству и дружбе с ним [считались его] друзьями и союзниками, а в напастях и [бедственных] случаях они становились ему помощниками и защитниками, -- [в это время] занемог [некто] по имени Сайн-тегин, брат Кара-Лику1 из племени кунгират, которая была женой Кабул-хана. Для лечения [Сайн-тегина] попросили у татар [прислать], шамана по имени Чаркил-Нудуя.2 Он пришел и совершил камланье,3 но Сайн-тегин умер. Над шаманом учинили насилие и отослали домой. После того старшие и младшие братья Сайн-тегина отправились и убили этого Чаркила шамана [кам]. Вследствие этого между татарами и монголами возникла вражда и сыновьям Кабул-хана, вследствие [их] побратимства и свойства4 с Сайн-тегином, по необходимости и нужде пришлось помогать его племени. По этой причине между ними и татарами возникли ссора, вражда и война, и они неоднократно сражались. Когда всевышняя истина сделала Чингиз-хана могущественным и он победил имевшихся у него врагов вроде племен катакин, салджиут, тайджиут и дурбан, государя кераитов Он-хана [т. е. Ван-хана], Таян-хана, государя [племени] найман, Кушлук-хана, государя [племени] меркит, Токта-беки и других враждовавших с ним, то татары, которые постоянно ходили на помощь и поддержку тех племен, ослабели; а так как они были убийцами и врагами Чингиз-хана и его отцов, то он повелел произвести всеобщее избиение татар и ни одного не оставлять в живых до того предела, который определен законом [йасак]; чтобы женщин и малых детей также перебить, а беременным рассечь утробы, дабы совершенно их уничтожить, потому что они [татары] были основой мятежа и восстаний и истребили много близких Чингиз-хану племен и родов. Ни одному творению не было возможности оказать покровительство тому племени [т. е. татарам] или скрыть [кого-нибудь] из них, или [даже] нескольким из них, кои уцелели от истребления, обнаружиться и объявиться. Однако в начале державы Чингиз-хана и потом каждое из монгольских и немонгольских племен [брали у татар] себе и для своего рода девушек, а им давали [своих]. Чингиз-хан также взял от них девушек, ибо из [числа] его жен Есулун3 и Есукат4 были татарки; старший брат Чингиз-хана, Джочи-Касар, также высватал у них жену; многие эмиры тоже брали [за себя] татарских девушек. По этой причине они скрыто попрятали некоторых татарских детей. Чингиз-хан передал одну тысячу татар Джочи-Касару, чтобы [тот] всех их перебил. [Джочи] ради своей жены и из сострадания, которое оказывал [обреченным], перебил из них пятьсот, а [другие] пятьсот скрыл. Когда впоследствии [это обстоятельство] стало известным Чингиз-хану, он разгневался на Джочи-Касара и соизволил заметить: "Из прегрешений Джочи-Касара одно есть [как раз] это". Он имел еще два-три других греха, которые будут изложены в повествовании о нем. В конечном счете, после гнева Чингиз-хана на племя татар и уничтожения их, [все же] некоторое количество [их] осталось по разным [107] углам, каждый по какой-нибудь причине; детей же, которых скрыли в ордах и в домах эмиров и их жен, происходивших из татарского племени, воспитали. От некоторых беременных [татарских] женщин, которые избежали смерти, родились дети; [поэтому] племя, в настоящее время считающееся татарским, -- из их рода. Из племени алчи5-татар в этом государстве [тоже] никого, кто бы был почтен, известен и был бы достоин записи. Однако в улусе Джочи-хана старшая жена сына Джочи, Бату, по имени Буракчин,6 была из племени алчи-татар; также из этого племени была супруга Тудай-Менгу, государя того же улуса, по имени Турэ7-Кутлуг;8 из эмиров Бату из этого племени был старший эмир по имени Ит-Кара; из эмиров Менгу-Тимура, также государя того улуса, из того же племени был старший эмир по имени Бек-Тимур. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 24 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2012 Асан каигы эти свидетельства ни о чем не говорят , я лично пока не занимался серьезными исследованиями самого рашид ад-дина ,не сравнивал его исторические материалы , но и утверждать от уст его слов я думаю будет критично . Хотелось бы обратится к читателям форума а были ли погрешности самого рашид-ад-дина . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2012 Погрешности у него были например в памятке или сознательное искажение ССМ, вымарывание имени автора ССМ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться