Перейти к содержанию
махмуд

Казаки -произошло от тюркского или всетаки от славян ( перенятое тюрк

Рекомендуемые сообщения

Константин: «За Зикхией находится Папагия, за Папагией — Казахия, за Казахией — Кавказские горы, а по ту сторону Кавказа — страна аланов». Можно вспомнить доныне существующий город Казах в Азербайджане и средневековое Казахское ханство в Закавказье.

Придерживаюсь версии, что слово "казак" тюркского кавказского происхождения (не степного). Слово "казак" появляется в золотордынское время в Крыму и на Северном Кавказе и являлось синонимом слова "черкас" или "черкес" для славянской вольницы. В Восточный Дешт-и-Кыпчак слово "казак" принесли золотординские племена, в первую очередь аргыны и кыпчаки, которые и основали Казакское ханство.

С уважением,

И это замечательно, уважаемый проф. Добрев!

Тогда "каз" диалектизм гунно-болгарской ветви тюркских языков, если такие существуют и имел хождение на Кавказе и в предкавказье. Так как в степи имело хождение кыпчакский диалект "кош" или "коч" - кошши, кошевой, кочевье, Кощщей Бессмертный и т.д.

С уважением,

Уважаемый Атыгай, имхо, "черкес/шеркес" этнический термин, а "казак" первоначально это социальный термин с близким значением независимая вольница, но отличный от термина "коч/кош" - кочевье/кочевка.

При этом вольница обязательно должна отвечать признакам:

1. быть не просто вольницей или шатающимися бродягами, а именно организованной вольницей от власти своего хана;

2. по обычному праву она имела нелегитимный статус по сравнению с легитимным ханом - оппонентом;

3. она не пешая вольница, а именно, если можно так выразиться, "конно-военно-кочевая". :)

Поэтому это не связуется с вашей версией кавказкого, не степного происхождения слова "казак".

И как быть с тем, что слово это в форме "qazgaq uglym" присутствует в рунических письменах 7-8 вв. на Енисее?

Предполагаю, что термин использовался широко (хоть и не зафиксирован письменно раньше руники и М.Кашгари), он бытовал как у тюрков на западе, так и на востоке, в т.ч. у хуннов, у половцев, у татар Чингизхана.

Имхо, термин существовал с тех пор, когда у тюркских кочевников зародилась военная демократия (хунские, дохунские времена?), которая позволяла боеспособным группам (родам) во главе с лидером обособляться от подчинения хану (-ам) и кочевать раздельно.

Имхо, первоначальная основа слова "казак" это не "каз", а "кас", и она никак не связана со словами ходить, бродить или даже кочевать.

В казахском сохранилось слово "қас", одним из значений которого является: враг, враждебный, неприятель.

И чем же этим "казакам/касакам" оставалось заниматься, как не военными набегами на хана и других (что оседлыми народами испокон веков понималось как грабежи и разбой, т.е. разбойники))))

По отношению к хану, от которого казаки всегда уходили "вольничать", они и были враждебными!

Имхо: первоначально так называли эту социальную группу другие (вероятно те, от кого они ушли), но не они себя сами.

Почему "кас"? Потому что в казахском языке, единственного носителя этнонима ҚАЗАҚ (QAZAQ):

Бродить (медленно ходить, не придерживаясь определённого направления) - Қаңғыру

Ходить (перемещяться пешком) - Жүру (джүру)

Кочевать (переходить с места на место со своим скотом, жильем и имуществом) - Көшу

Бежать (перемещаться бегом) - Қашу

Бежать (с насиженных мест) - Босу

ДОП:

Странно почему? Но ни один из имеющихся у меня онлайн-словарей монгольского языка не дает слов "кочевать", "кочевка", "кочевье", "кочевник". Хотел просто сравнить...

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как быть с тем, что слово это в форме "qazgaq uglym" присутствует в рунических письменах 7-8 вв. на Енисее?

Уважаемый АксКерБорж!

Логика у меня простая:

1. Пропустил в рунике, если есть возможность дайте ссылку, пожалуйста, в любом случае безусловно доверяю Вам, что такая раза действительно есть в рунических надписях. Однако, эта фраза "qazgaq uglym" - (сын казака?) - единственная?

2. Эта фраза упомянута только к одному человеку, а не к обществу или народу?

3. Разрыв в упоминании термина 6-8 век и 14 век, то есть 600 лет, это всё равно, что сейчас вспомнил слово, которые употребляли в 14 веке, а потом забыли на 6 веков.

У "кавказской" версии появления этнонима в Дешт-и-Кыпчаке (само слово "казак" тюркского происхождения и могло появится и не на Кавказе) плюсов больше:

1. Слово "казак" употребляется по отношению к народу, соседствующему с черкесами на Среднем Кавказе.

2. В Крым и Южно-русские степи термин "казак" попал совместно с термином "черкасс-черкесс".

3. В восточный Дешт-и-Кыпчак степи термин "казак" принесли с запада золотоординские племена - аргыны, в противовес восточному термина "узбек".

4. Нет большого временного разрыва в распространении этнонима "казак" на Кавказе, Крыму, западном и Восточном Дешт-и-Кыпчаке.

Если будет время посмотрите ссылки в теме "Происхождение Аргынов и Маджар с точки зрения ДНК-генеалогии" на форуме "Турана" http://turan.info/forum/showthread.php?t=7862, страниц, правда, много. Там оппонентом у меня был уважаемый Асан Кайгы!

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово Казак происходит от более древнего кырк-Асского Кыргызского слова Кайсак которое в свою очередь состоит из словосочетания 2 кыргызских слов "Кай" и "Сак", что означает "Кайсак" "Раскаивающийся Сак", в прямом смысле означает непостоянных людей, делающих когда и что хочется", отбившихся от родных мест людей. Кстати Казацкий Атаман происходит от кыргызского слова "Атамын" что означает "Я есть отец, а значит главный", а кыргызское слово "Эси-Айыл"- Есаул означает Хозяин в селении!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казаки происходят от кыргызского слова "Кайсак" что означает отбившиеся от своего рода племени люди, не имеющие постоянной цели, непостоянные, делающие когда и что захотят.

Казацкий "Атаман" не что иное как Кыргызский "Атамын" что означает Я есть отец,а значит главный, Кырг. слова "Эси-Айыл"- перевод "Главный в селе", не что иное как "Есаул". Река "Дон" происходит от кыргызского слова "Дён"- что означает "Холмистая" или находящаяся на возвышении. Регион "Кубань" не что иное как кыргызское слово "Кубан" что означает "Счастливая, Благодатная". Вспомните что действительно это благодатный край. Казаки в средние века были ответвлением кыргызов вольных не желающих подчинятся кыргызским обычаям, позднее казаки за деньги стали служить русским царям обрусели и стали походить более на русских, хотя сами себя не считают русскими.

Изменено пользователем Азизбек
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казаки происходят от кыргызского слова "Кайсак" что означает отбившиеся от своего рода племени люди, не имеющие постоянной цели, непостоянные, делающие когда и что захотят.

Казацкий "Атаман" не что иное как Кыргызский "Атамын" что означает Я есть отец,а значит главный, Кырг. слова "Эси-Айыл"- перевод "Главный в селе", не что иное как "Есаул". Река "Дон" происходит от кыргызского слова "Дён"- что означает "Холмистая" или находящаяся на возвышении. Регион "Кубань" не что иное как кыргызское слово "Кубан" что означает "Счастливая, Благодатная". Вспомните что действительно это благодатный край. Казаки в средние века были ответвлением кыргызов вольных не желающих подчинятся кыргызским обычаям, позднее казаки за деньги стали служить русским царям обрусели и стали походить более на русских, хотя сами себя не считают русскими.

Все гораздо прозаичнее и практичнее.

Къо зак-один сын.Хаттско-адыгская этимология.Почему именно один сын и почему обязательно на острове хъуртэж-хортица не трудно найти в инете.Кстати запорожье тоже адыгизм и рядом с городом черкАсском-ранней формой черкЕсска.Извиняюсь что вмешался в ваши дебаты но....к сожалению никаких тюркизмов за исключением черкас-черкес.Именно поэтому в тюркских ко зак исключительно ассоциативно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.03.2009 в 22:31, Гость Арсен сказал:

Немножко странная трактовать казаков как "нелегитимную армию". Наоборот вроде бы казаки и были как правило личными ханскими солдатами. Ну вообще любопытно сравнить три источника, которые объясняют происхождение самоназвания казахов и то какой смысл они при этом вкладывают в само понятие "казак": ТА'РИХ-И РАШИДИ БАХР АЛ-АСРАР ФИ МАНАКИБ АЛ-АХЙАР МЕСТА ВОСХОДА ДВУХ СЧАСТЛИВЫХ ЗВЕЗД И МЕСТА СЛИЯНИЯ ДВУХ МОРЕЙ

Итак Мирза Мухаммед Хайдар просто констатирует факт что люди которые отложились от потомков Абу-ль-Хайра и ушли к Керею и Джанибеку стали называться узбекскими казаками. В принципе не совсем ясно из его слов было ли само отложение причиной того что они приняли такое название, но весьма вероятно что контекст именно такой. У Махмуда бен Вали текст тот же, но он специально уточняет что они стали именоваться казаками потому что начали заниматься в Могулистане набегами и грабежом. Абд-ар-Раззак же трактует всё совершенно по другому. Если верить ему, то узбеки ещё при Абу-ль-Хайре именовались казаками из-за того, что совершали набеги и грабеж в Астрабаде и Мазандаране и никак это с Кереем и Джанибеком не связано, а всё надо списать лишь на их страсть к грабежу и войне.

Отличное замечание. 

https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Samarkandi/text.phtml?id=1856

События 844 г. (= 2 VI 1440 — 21 V 1441)... В этом году из Астрабада с быстротою ветра прибыл гонец и доложил, что из Дешта пришло в то государство узбекское войско и что эмир Хаджи-Юсуф-Джалиль 14 убит. Объяснение этих слов таково: временами некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками, приходили в Мазандеран и, устроив везде грабеж, опять уходили (назад). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочитал тему. Цепочка рассуждений касательно "қазақ" в общем такая: дескать изгнанники, беглецы и т.д. вынуждены   были вести разбойничью удалую жизнь. И поэтому часто крутятся мысли вокруг "кашак " (беглецы), "кезмек"(бродить) и т.д

Но тут А. Самарканди в лоб (т.е. прямолинейно) пишет, что қазақ = грабитель, разбойник. (Позже в этом ключе писал и Махмуд Бен Вали)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каковы истоки казахской нации? Что общего между казахами, узбеками и казаками? В этом интервью Джу-Юп Ли рассказывает нам о политических бродягах, честолюбивых и вольных воинах, которых называли «казак», сыгравших важную роль в образовании новых государств, в том числе тимуридских государств Центральной Азии и Индии, узбекских и казахских ханств

https://www.caa-network.org/archives/23220/politicheskie-brodyagi-stepi-i-ih-vliyanie-na-sovremennuyu-evraziyu-razgovor-o-qazaqliq-s-dzhu-yup-li

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Семантика термина "қазақ" изучена спецами вдоль и поперек. Остается вопрос в этимологии этого термина. Хотелось бы выслушать мнение @Bir bala как он связывает "қазақ" с "қазу" - "копать".  Какие курганы или руду там они копали? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake

1 час назад, Zake сказал:

Семантика термина "қазақ" изучена спецами вдоль и поперек.

Ага. Так говорят обычно люди, которые не шарят в научной методологии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Bir bala сказал:

@Zake

Ага. Так говорят обычно люди, которые не шарят в научной методологии.

По теме есть отличная статья Султанова Т. Например, Джу-Юп Ли в своем исследовании привел из источников 50 упоминаний терминов қазақ и қазақлық. Есть работы других исследователей. 

Вы   можете что-то новое добавить по семантике қазақ и қазақлық?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://vostlit.narod.ru/Texts/rus9/Geidenstein/text1.htm

 

РЕЙНГОЛЬД ГЕЙДЕНШТЕЙН

ЗАПИСКИ О МОСКОВСКОЙ ВОЙНЕ

(1578-1582)

"...В то время, как король направлялся в Варшаву на сейм, он получил на дороге известие, чуждое отношения к тем делам, которые его занимали 5. Границею между королевством Польским и великим княжеством Литовским большею [8] частию служит Днепр, который начинаясь в Московском княжестве, течет с небольшими изгибами на запад, затем на юг и потом вливается в Черное море, неся огромное количество воды; более верхняя часть реки принадлежит к Литве, у более нижней части соединяются границы различных народов. Кроме Москвитян и Русских, находящихся под польской властью, здесь соприкасаются некоторые владения Турок, на небольшем же расстоянии начинаются владения Валахов. При соседстве стольких народов, притом сохранивших воинственный характер, с древних веков и до сих пор здесь не может держаться мирный порядок. Огромное пространство полей, множество земли остается там не возделанным и не населенным по причине разбоев или вследствие страха. Всякий, кто был в тяжкой нужде или был осужден за уголовные преступления, и все те, которым или обстоятельства или законы не дозволяли жить в отечестве, как из других народов, так и из Поляков и Литовцев, — собирались сюда, чтобы жить грабежем и добычею. В прежние же времена, при общем мире между народами, даже некоторые знатные юноши стремились к этим местам, ненавидя спокойную жизнь, избегая праздности и бездействия, и желая упражняться в военных подвигах. Все подобного рода люди большую часть жизни проводят здесь на воде, в рыбной ловле и в разбоях, считают врагом всякого, от кого надеются получить больше добычи; но так как среди их все-таки численно преобладают христиане, то они питают особенную вражду к неверным (варварам) и в особенности к Татарам, и не раз оказывали усердное содействие Польским королям. Так как они занимают самую нижнюю части Польши, соприкасающуюся с рекою, то назывались по месту Низовыми, и среди остальных казаков, — таким именно общим именем называются как конные, так и пешие люди, которые собираются по доброй [9] воле для занятий разбоем на границах и для того, чтобы тревожить соседей набегами — эти Низовые в особенности имели значение и силу, как по своей многочисленности, так и по отважности..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.04.2012 в 17:25, АксКерБорж сказал:

Имхо, первоначальная основа слова "казак" это не "каз", а "кас", и она никак не связана со словами ходить, бродить или даже кочевать.

Уважаемый АксКерБорж, насчет первоначальной основы слова "казак" в виде "кас" полностью согласен.
Имхо, основа "кас" ведет к названию группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э., в античных источниках именуемых саки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι, лат. Sacae).

Цитата

В ахеменидских надписях «саками» называют всех скифов.
Название восходит к скифскому слову saka — "олень"

Ну, саки-саками, но у нас же речь идет о казаках(козаках).
Известно, что саки (самоназвание скифов) как самостоятельный народ к 300 г.д.э. уже не существовали и к I веку н.э. саки окончательно исчезли из исторических хроник.
Ну, а как же представители народа, утратившего племенную принадлежность, обозначал свои истоки из саков?
А по-простецки, через праиндоевропейскую препозиционную частицу-предлог (проклитик) из гнезда "у" - "К, Ко".
Предлог к(ко) имеет значение отношения, употребляется в том числе при обозначении лица как конечного объекта, в сторону которого направлено отношение, лица, с которым связан какой-либо качественный признак.
Итак, относящийся к сакам, это "ко сак".
Со временем относительный предлог "ко" перешел в статус приставки, так и получился козак или, как слышится - казак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...